Лиц совершивших преступления по. Выдача лиц, совершивших преступление

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР)

Контрольная работа

по дисциплине «Криминология»

Выполнила:

Студентка ФДО ТУСУР

специальность 030501

группа: з-899-а

Маганакова Евгения Николаевна

1. Сущность и содержание понятия «лицо, совершившее преступление». Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления

криминологический преступление антисоциальный

Изучение личности преступника как субъекта преступного поведения является центральным элементом. Задача его -- познание той совокупности психологических свойств, которые определили субъективную необходимость и возможность совершения человеком уголовно наказуемых деяний.

Личность преступника определяется как юридическими признаками, которые согласно закону характеризуют субъекта преступления, так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причины общественной опасности личности.

Одной из особенностей понятия “личность преступника” является ограниченность во времени. Это обусловливается его непосредственной связью с такими правовыми категориями, как преступление и наказание.

Говоря о личности преступника, следует иметь в виду личность человека, совершившего преступление в результате сложного взаимодействия внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, иными словами - среды и личности.

Психологическая структура личности включает, прежде всего социально обусловленные черты, определяемые как индивидуальными особенностями психических процессов, так и приобретенным опытом. К этим свойствам относятся направленность личности, ее моральные качества, знания, навыки, привычки, уровень личной культуры. Кроме того, в психологическую структуру личности входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов, а также темперамент, порой - патологические изменения психики.

Соответствующие материальные условия позволяют на довольно высоком уровне осуществить социализацию личности. Снижение жизненного уровня общества неизменно продуцирует соответствующее снижение уровня жизни отдельных групп и индивидов, что может провоцировать определенную часть населения на преступные проявления.

Образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, а уровень жизни - степенью удовлетворения потребностей.

Пьянство, проституция, наркомания, безнадзорность, преступления - лишь внешнее выражение поведения человека, а их внутренняя сущность - характерный для него образ жизни, который подчиняет себе все помыслы и интересы, чтобы удовлетворить потребность.

Общепринятый образ жизни должен соответствовать определенным социальным нормам (общим правилам), под которыми понимают устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляемые для достижения стоящих перед ними целей.

Отклоняющийся от общепринятого образ жизни можно подразделить на: аморальный; асоциальный; криминогенно-криминальный; преступный.

Негативные личностные свойства, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий нравственного формирования личности, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств.

2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления

Под структурой личности преступника понимается условное разделение свойств и качеств, характеризующих абстрактного нарушителя уголовного закона.

Система этих социальных характеристик включает:

а) социально-демографическая характеристика представляет богатую эмпирическую информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъект и объект общественных отношений. С помощью социально-демографических признаков - пола, возраста, семейного и социального положения, образования, профессии и др. выясняется преступная активность различных социальных слоев населения, прослеживаются возрастные и половые особенности лиц, совершивших преступления, и т.д.

б) уголовно-правовая характеристика личности преступника основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид совершенного преступления, соучастие, рецидив, вид и размер назначенного наказания. Сведения о наказаниях дают возможность для выводов об эффективности самих уголовно-правовых норм.

в) социально-психологическая характеристика способствует изучению механизмов взаимодействия «личность - среда», выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Анализ эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер позволяет сделать выводы о процессах мотивации индивидуального преступного поведения, раскрыть конкретные мотивы и цели преступления.

г) социально-нравственная характеристика. Любое поведение, в том числе и преступное, всегда имеет социально-этические содержание и оценку: оно несет печать нравственных особенностей и черт личности, всяческие их дефекты существенно влияют на ее поведение.

Нравственная характеристика охватывает все этические качества, создающие духовный, моральный облик, в основе которого лежат представления о добре и зле, совести и долге, чести и достоинстве.

3. Соотношение социального и биологического в структуре личности лиц, совершивших преступления

Влияние социально-биологических факторов на преступное поведение позволяет определить и объяснить уровень насильственно-агрессивной преступности, преступности несовершеннолетних, рецидивной преступности, женской преступности.

Биологическое в человеке является физиологическим фундаментом развития его социальной сущности. Так, лица с физическими и психическими аномалиями более подвержены влиянию криминогенных факторов.

Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно-антропологическая теория.

Сущность уголовно-антропологической теории была развита ее основателем, итальянским профессором судебной медицины Ч. Ломброзо (1835-1909). Причины преступного поведения он искал в самой природе человека, а преступление, по Ломброзо, есть проявление особых свойств человеческой природы. Ими обладает не каждый человек, а только люди «преступного» типа.

Ученики Ломброзо - Горофало и Ферри, сохранив в основе учение своего учителя, придавали гораздо большее значение социальным факторам.

В истории криминологии, известно немало социобиологических теорий, которые объясняли преступность врожденными биологическими факторами.

При рассмотрении такой сложной проблемы, как соотношение социального и биологического в личности преступника, необходимо иметь ввиду одно исключительно важное соображение.

Поскольку речь идет о личности, о роли этих факторов можно говорить лишь на личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне ее их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют.

4. Классификация и типология лиц, совершивших преступления

В юридической литературе в зависимости от характера систематизации лиц, совершивших преступления, выделяют классификацию и типологию преступников.

Классификация, как боле низкий уровень обобщения, является устойчивой группировкой исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает устойчивое место.

Классификация преступников возможна по различным основаниям, среди которых традиционно выделяют две большие группы:

Социологические, в т.ч. социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, и т.д.).

Правовые (характер совершенных преступлений, степень их тяжести, совершение преступления впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины).

По данным основания для классификации могут быть выделены и отдельные типы, например, несовершеннолетние преступники, женщины-преступницы, насильственные преступники, преступники - городские жители и др.

Типология - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

В зависимости от характера взаимодействия ситуации, в которой совершено преступления и личности, выделяют следующие типы преступников:

1. Последовательно-криминогенный тип - преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта.

2. Ситуативно-криминогенный тип - преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной социально-экономической, нравственно-правовой и др. ситуацией его совершения.

3. Ситуативный тип - преступление совершается под воздействием ситуации, возникшей не по вине этого лица.

4. Случайный тип - преступление совершается под воздействием неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств хотя данный человек в других условиях никогда не решился бы на такой поступок.

В соответствии с мотивами преступного поведения можно выделить следующие типы:

1. «Корыстный» - лица, совершающие преступления из корысти, алчности, жадности;

2. «Престижный» - лица, совершающие преступления ради того, чтобы занять в жизни более высокое социальное место, завоевать авторитет у коллег;

3. «Игровой» - лица, для которых совершение преступления - это, прежде всего, игра, азарт, возможность испытать острые ощущения;

4. «Защищающийся» - лица, которые с помощью преступления пытаются защититься от действительных или воображаемых опасностей, угрожающих их жизни, здоровью, материальному благополучию и т.д.;

5. «Насильственный» - лица, которые совершают преступления против жизни и здоровья других людей, испытывая от этого;

Следующая типология по степени общественной опасности:

1. К абсолютно опасным относятся преступники, совершающие преступления, посягающие на жизнь других людей, ранее не знакомых преступнику: серийные убийства, в том числе наемные или сексуальные; убийства в ходе совершения террористических актов и т.д.

2. К особо опасным относятся лица, совершающие убийства в конфликтной ситуации и другие особо тяжкие преступления.

3. К опасным относятся лица, совершающие умышленные тяжкие преступления против личности, нарушающие общественный порядок и т.д., но не посягающие на жизнь.

4. К представляющим незначительную опасность относятся остальные преступники, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, неумышленно или в силу неблагоприятного стечения личных обстоятельств, но не посягающие на жизнь другого человека.

Десятипроцентная выборка из уголовных дел показала, что такие мотивы убийства, как месть и ревность, составили соответственно 20 и 13 %, в то время как на основе сплошного обследования (100 % дел) месть составила 18%, а ревность 10% по отношению к общему итогу.

Задание: вычислить и обосновать ошибку репрезентативности по каждому из показателей

Решение задачи:

Ошибка репрезентативности - погрешность, возникающая за счет того, что наблюдению подвергается не вся генеральная совокупность, а лишь часть ее, и порой весьма незначительная. Иначе говоря, ошибка репрезентативности - это разность между итогами сплошного и выборочного наблюдения.

Из условий данной задачи имеем:

показатель выборочного обследования: мести-20%, ревности-13%;

показатель сплошного обследовании: месть - 18%, ревность - 10%

Ошибка репрезентативности будет составлять в первом случае (месть) 2% (20% - 18%) и во втором (ревность) -- 3% (13% -10%). Приемлемой является ошибка, не превышающая 5%, следовательно, обследование показателей мести более репрезентативны, чем показатели ревности.

Список использованной литературы

1. Авсеенко Е.В. Криминология: Учебник. - М., Архангельск: Международный « Институт управления», 2001. - 415 с.

2. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008. - 429 с.

3. Кваша Ю.Ф., Зайналабидов А.С., Зрелов А.П. и др. Криминология / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 704 с.

4. Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под общ. Ред. А.И. Долговой. М., 2009.

5. Криминология: Учебник. Под ред. д. ю. н. В.Н. Бурлакова, д. ю. н. Н.М. Кропачева. -- СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2002. -- 432 с.

6. А.П. Алексеева. Криминология. Общая часть: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и содержание понятия личности преступника, его соотношение с другими смежными понятиями. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления. Вменяемость и невменяемость как признаки субъекта преступления.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2015

    Общественные отношения, обусловливающие преступность в сфере экономической деятельности в условиях современной ситуации в РФ. Изучение криминологической характеристики лиц, совершивших преступления. Выявление мер по борьбе с экономической преступностью.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие преступления как протвоправного деяния. Общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость - основные признаки преступления. Характер и степень общественной опасности преступления. Отграничение преступления от иных правонарушений.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Краткий исторический экскурс в законодательное определение преступления. Преступление как деяние, выраженный в форме активного действия или пассивного бездействия акт поведения. Общественная опасность и социальное (материальное) свойство преступления.

    реферат , добавлен 12.05.2010

    Проблема личности преступника. Уголовная противоправность как признак преступления. Характеристика преступности в Российской империи. Простые и сложные преступления. Общественная опасность как признак преступления. Виновность как признак преступления.

    презентация , добавлен 19.06.2012

    Понятие и виды специального субъекта преступления. Группы его признаков и необходимость их установления. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступное деяние в состоянии опьянения. Квалификация соучастия в преступлении со специальным субъектом.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Уголовно-правовое значение состояния опьянения. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения. Проблемы регламентации ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в российском уголовном праве.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Современное общее состояние "пьяной" преступности: структура, специфика, проявляемые тенденции. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения. Уголовно-правовые меры предупреждения преступности в состоянии опьянения.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Понятие преступления по уголовному праву. Социальная природа преступления. Общественная опасность как основополагающий признак преступления и дифференцирующий критерий классификации преступлений. Противоправность, виновность и наказуемость.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2005

    Характеристика преступности в России за последние годы. Классификация преступлений по составу. Корыстные и насильственные преступления, преступность несовершеннолетних. Общественная опасность организованной преступности. Система профилактики преступности.

Выдача преступников – комплексный правовой институт, обеспечивающий неотвратимость уголовного преследования вне зависимости от места совершения преступления и гражданства лица, его совершившего. Целью экстрадиции является оказание государствами друг другу помощи по розыску, привлечению к уголовной ответственности, преданию суду и наказанию лиц, совершивших преступления.

В самом общем виде под выдачей преступников (экстрадицией ) понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству места совершения преступления или иному заинтересованному государству для уголовного преследования или исполнения назначенного наказания.

Институт выдачи регулируется нормами международного и национального права. На международном уровне регламентация экстрадиции осуществляется на основании многосторонних и двухсторонних соглашений РФ. Этими договорами устанавливается обязанность государствучастников выдавать друг другу по требованию лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Содержательно они могут быть посвящены вопросам выдачи и оказанию правовой помощи в целом (Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.) или вопросам борьбы с отдельными видами преступлений (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и т.д.).

При отсутствии международного договора выдача может осуществляться также на основании принципа взаимности. Принцип взаимности означает, что государство, направившее запрос о выдаче, берет на себя обязательство в аналогичной ситуации по запросу запрашиваемого государства произвести выдачу.

Частью 1 ст. 13 УК РФ установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Эта норма уголовного закона воспроизводит положение ст. 61 Конституции РФ, в которой говорится: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".

В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Среди международных соглашений России, регламентирующих правила экстрадиции, первостепенное значение имеет Европейская конвенция о выдаче 1957 г., которую Российская Федерация подписала и ратифицировала с незначительными оговорками. В данной Конвенции определены общие основания и условия выдачи и основания отказа в ней.

Основанием выдачи является просьба иностранного государства. Основанием для направления запроса – осуществление в государстве уголовного преследования в отношении данного лица или наличие вступившего в силу обвинительного приговора.

Если выдача запрашивается одновременно более чем одним государством за одно и то же преступление или за различные преступления, запрашиваемое государство принимает свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно с учетом относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству. Решение вопроса при наличии коллидирующих запросов остается за запрашиваемым государством.

Условиями выдачи являются двойная криминальность, конкретность (специализация) выдачи и экстрадиционный характер преступления.

Принцип двойной криминальности (тождественности) нашел свое отражение в ст. 2 названной Конвенции: выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны. В национальном законодательстве этот принцип закреплен в ст. 460 и 462 УПК РФ. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что для осуществления выдачи не требуется текстуальной тождественности нормы, достаточно лишь их содержательного совпадения.

Содержание правила конкретности определено в ст. 14 данной Конвенции: лицо, которое было выдано, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано. Следственные и судебные органы запрашивающего государства ограничены содержанием и объемом обвинения, которое послужило основанием выдачи лица. Этот принцип конкретизирован и в нормах российского законодательства. В ст. 461 УПК РФ указано, что лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

В соответствии со ст. 2 Европейской конвенции о выдаче она осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой стороны лишением свободы сроком, по крайней мере, на один год или более серьезным наказанием. В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев. В соответствии со ст. 462 УПК РФ выдача осуществляется лишь в отношении достаточно серьезных преступлений, наказание за которые составляет не менее одного года лишения свободы или предусмотрено более серьезное наказание, хотя на основе принципа взаимности выдача возможна и в отношении преступлений, наказуемых лишением свободы сроком менее чем на один год. Если выдача осуществляется для исполнения ранее назначенного наказания, до его окончания должно оставаться не менее шести месяцев.

Процедура осуществления выдачи в Российской Федерации регулируется нормами гл. 54 УПК РФ. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, или направление запроса о выдаче иностранному государству принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Решение о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, в судебном порядке.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ

1. Лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит УО по УК.

2. Преступления, совершенные в пределах терр. моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континент. шельфе и в искл. экономической зоне РФ.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит УО по УК, если иное не предусмотрено м/н договором РФ. По УК УО несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об УО дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами м/н права.

Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ

1. Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат УО в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено м/н договором РФ.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат УО по УК в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных м/н договором РФ, если ин. граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в ин. государстве и привлекаются к УО на территории РФ.



Принцип территориальности – является осн. принцип действия угол. закона в пространстве и означает, что все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по угол. законодательству, действующему в месте совершения деяния. Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Угол. юрисдикция осуществляется также в отношении лиц, совершивших преступления на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне. Военно-морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Независимо от их местонахождения, преступления, совершенные на указанных судах, подпадают под действие угол. закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон РФ действует лишь в случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или международных водах. В угол. законе закреплен диплом. иммунитет: члены дип. персонала пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции. Принцип гражданства означает распространение юрисдикции РФ на граждан России и постоянно проживающих в ней лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. Под действие УК РФ РФ подпадают и преступления, совершенные российскими военнослужащими воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. Согласно принципу универсальной юрисдикции, Россия, являясь государством - участником ряда международных конвенций, договоров, во исполнение взятых на себя обязательств, включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в соглашениях. Эти деяния влекут ответственность по УК РФ независимо от места совершения и гражданства лица, их совершившего. При определении действия угол. закона в пространстве необходимо руководствоваться и реальным принципом, который означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, при совершении ими преступления за ее пределами подлежат угол. ответ-ти по УК РФ в том случае, если: преступление направлено против интересов РФ; лицо не было осуждено в иностранном государстве. Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Выдача (экстрадиция) лиц, совершивших преступление, - это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно м/н договорам и нац. уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Она возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения. Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Орган, уполномоченный на рассмотрение вопросов о выдаче в РФ – Генеральная прокуратура РФ. Выдача по общему правилу не производится:

1) в случае совершения лицом политического преступления; 2) если выдача лица запрашивается с целью привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства; 3) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем г-ве пыткам или другим жестоким видам обращения или наказания; 4) если имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 5) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету РФ, ее безопасности, общест. порядку или другим существенным интересам; 6) в случае совершения преступления на территории РФ или вне ее пространственного предела, но против интересов РФ; 7) если в отношении требуемого лица в РФ осуществляется угол. преследование или вынесен приговор за преступления, по поводу которых запрашивается выдача; 8) если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашиваемой стороны и не наказуемо ею по УК, при условии, если запрашиваемая сторона не предоставит достаточных гарантий того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение; 9) если по закону РФ или запрашиваемой стороны истек срок давности привлечения к УО; 10) если преступление в соответствии с законом РФ или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения; 11) если деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением.

66% лиц, совершивших преступления в 2013 году, не имели постоянного источника дохода, 48% уже совершали преступления раньше

В январе-декабре 2013 года раскрыто 1238,3 тысячи преступлений (на 1,2% меньше, чем в январе-декабре 2012 года), в том числе 592,2 тысячи преступлений, следствие по которым обязательно (-3,7%), и 646,1 тысячи преступлений, следствие по которым необязательно (+1,3%). Раскрыто 57,7 тысячи преступлений прошлых лет (+1,0%).

Не раскрыто 950,3 тысячи преступлений, что на 6,3% меньше аналогичного показателя за 2012 год. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 24,6% (24,2% в 2012 году). Остались нераскрытыми 1,4 тысячи убийств и покушений на убийство (-18,0%), 4,2 тысячи фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-18,8%), 561,1 тысячи краж (-8,9%), 44,6 тысячи грабежей (-20,5%), 5,6 тысячи разбойных нападений (-10,4%). 926,8 тысячи преступлений (-6,3%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В 2013 году выявлено 1012,6 тысячи человек, совершивших преступления, что на 0,2% больше, чем в предшествующем 2012 году. В предыдущие шесть лет наблюдалась тенденция снижения числа выявленных лиц, совершивших преступления, после преодоления в 2006 году очередного «пика», когда выявили 1361 тысячу человек, совершивших преступления. Ранее подобные пиковые повышения, обусловленные во многом изменением числа совершенных преступлений, отмечались в 2000 году (1741 тысяча человек) и 1996 году (1618 тысяч человек). В начале 1990-х годов число выявленных лиц, совершивших преступления, не превышало миллиона человек (рис. 12).

Социально-демографическая информация о лицах, совершивших преступления, свидетельствует о достаточно стабильном вкладе «женской» преступности в общую преступность последних лет. Доля женщин среди лиц, совершивших преступления, сократившись с 13,7% в 1990 году до 11,2% в 1993 году, впоследствии росла с небольшими отклонениями от общего тренда, достигнув 15,9% в 1996 году и 17,8% в 2002 году. В 2003-2004 годах удельный вес женщин среди лиц, совершивших преступления, вновь снижался - до 13,3% в 2004 году, но затем рост возобновился - до 16% в 2008 году. В последние три года отмечалось небольшое снижение - до 15,3% в 2011-2012 годах и 15,4% в 2013 году.

Рисунок 12. Распределение лиц, совершивших преступления, по полу, 1990-2013 годы, тысяч человек

Мужчины составляют подавляющее большинство среди лиц, совершивших насильственные преступления: убийство и покушение на убийство (85% совершивших такие преступления и 87% осужденных за этот вид преступлений по приговорам судов, вступивших в законную силу, в 2011 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (по 82%), грабеж (по 93%), разбой (96% и 97%). Женщины чаще совершают преступления против собственности, в сфере экономики, с целью завладения чужим имуществом. По данным за 2011 год, доля женщин в числе лиц, совершивших присвоение или растрату, составила 45% (46% среди осужденных за этот вид правонарушений), мошенничество - 34% (32%), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (26%), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (21%).

Около половины совершивших преступления - лица моложе 30 лет, хотя в последние годы их доля среди выявленных лиц, совершивших преступления, снижается, опустившись в 2013 году до 46,9% против 56,9% в 2005 году.

Достаточно устойчиво сокращалась доля несовершеннолетних правонарушителей (не достигших возраста 18 лет в момент совершения преступления). Она снизилась уже в 1990-е годы - с 17% в 1990 году до 10% в 2000 году. После периода умеренного роста - до 12,4% в 2004 году – она вновь стала снижаться, опустившись до 5,9% в 2012 году и 6,0% в 2013 году. Абсолютное число лиц, совершивших преступление в возрасте 14-17 лет, составило в 2012 году 59,5 тысячи человек, что на 9,8% меньше, чем в предшествующем 2011 году (рис. 13). В 2013 году оно увеличилось на 2,0%, составив 60,7 тысячи человек.

Доля молодежи в возрасте 18-29 лет среди совершивших преступление более устойчива, хотя также отмечается тенденция умеренного снижения: она составляла около 45% в 2003-2008 годах, 44% в 2009-2010 годах, 43,1% в 2011 году, 42,1% в 2012 году и 40,9% в 2013 году. Таким образом, она постепенно возвращается к значению показателя первой половины 1990-х годов (39%).

Доля людей в возрасте 30 лет и старше среди совершивших преступления изменялась волнообразно. В 1990 году она составляла около 43%, к 1996 году поднялась до 50%. Затем она стала быстро снижаться, опустившись в 2004 году ниже 43%, а потом вновь возрастала, поднявшись в 2013 году до 53,1%. Доля лиц 50 лет и старше довольно устойчиво составляет примерно 9%.

Рисунок 13. Число лиц, совершивших преступления, по возрасту*, 1990-2013 годы, тысяч человек

* 30+ - 30 лет и старше; 50+ - 50 лет и старше

Отнеся число лиц определенного возраста, совершивших преступления, к общей численности населения соответствующего возраста , можно получить своеобразные коэффициенты «распространенности правонарушений» в отдельных возрастных группах (рис. 14).

Выше всего доля правонарушителей в группе молодежи от 16 до 30 лет. Среди подростков 14-15 лет она вдвое ниже и примерно такая же, как среди людей от 30 до 50 лет (к сожалению, данные о возрасте людей, совершивших преступления, в более детальной разбивке не публикуются). В группе 50 лет и старше значение показателя в 3-4 раза ниже, чем в группе подростков 14-15 лет.

Доля правонарушителей во многом она зависит от социальной биографии конкретных поколений. Так, в 1995 году распространенность правонарушений была выше всего среди подростков 16-17 лет, взросление которых пришлось на самые сложные первые годы переходного периода. В 2000 году родившиеся в конце 1970-х годов переместились в возрастную группу 18-24 лет, которая в этот период также отличалась более высокой долей правонарушителей по сравнению с другими возрастными группам молодежи. В поколениях, родившихся позже, доля правонарушителей в тех же возрастных группах была несколько ниже и примерно одинакова в группах 16-17, 18-24 и 25-29 лет. Сравнивая показатели двух последних лет, можно отметить некоторое снижение показателей в возрастных группах до 30 лет и незначительное увеличение в возрастных группах 30 лет и старше.

Рисунок 14. Число лиц, совершивших преступления, по возрастным группам, 1995* 2000, 2006, 2011-2012 годы, на 100 тысяч человек соответствующего возраста

* данные за 1995 год, представленные по группе 30-49 лет, относятся к группе 30 и старше

В 1990-е годы среди лиц, совершивших преступные деяния, устойчиво росло число лиц, не имевших постоянного источника дохода (рис. 15). Если в 1990 году их доля составляла всего 16,9%, то к 1999 году она поднялась до 55,6%. После некоторых колебаний в 2000-2002 годах доля лиц без постоянного источника дохода вновь стала расти, увеличившись до 66,7% в 2012 году. В 2013 году она немного снизилась, составив 65,7%. Характерно, что только 3,8% правонарушителей были безработными, то есть не имели работы, но искали ее и были готовы приступить к ней. Доля безработных среди лиц, совершивших преступления, была наибольшей в 2005 году (6,3%).

Преступления становятся доходным занятием для определенного круга людей. Об этом свидетельствует, в частности, рост численности лиц, совершающих преступления повторно. Их доля в общем числе совершивших преступления несколько сократилась в начале 1990-х годов (с 28,7% в 1990 году до 23,9% в 1994 году), но затем возросла до 41% в 1997-1998 годах. После очередного снижения в 2003-2004 годах (до 33-34%) она вновь поднялась, превысив уровень конца 1990-х годов, – до 48% в 2010 году. По предварительным данным за 2013 год, доля лиц, совершивших преступление повторно, составила 47,6% (в том числе 31,8% - ранее судимые).

Число лиц, совершавших преступления в группе, достигшее наибольшего значения в 1999 году (451 тысяча человек), впоследствии быстро сокращалось, опустившись в 2013 году до 116 тысячи человек , или 11,5% от общей численности выявленных лиц, совершивших преступления. Число выявленных лиц, совершивших преступления в составе организованной группы либо преступного сообщества (преступной организации), составило в 2013 году 8,1 тысячи человек (на 8,6% больше, чем в 2012 году, когда оно составило 7,4 тысячи человек). Организованными группами или преступными сообществами совершено 16,6 тысячи тяжких и особо тяжких преступлений, их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий остался на уровне прошлого года (5,7%).

В 1996-2009 годах быстро снижалось абсолютно и относительно число лиц, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения. Доля лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения в момент совершения преступления, в 1990-1991 годах составляла около 37%, наибольшее значение – около 41% - было достигнуто в 1993-1995 годах, а в 2009 году она снизилась до 17,6% (214,4 тысячи выявленных лиц, совершивших преступления). В 2010-2013 годах число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, вновь стало увеличиваться, поднявшись в 2013 году до 341 тысячи человек (33,7% среди выявленных лиц, совершивших преступления, 27,5% расследованных преступлений).

Рисунок 15. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц, 1990-2013 годы, тысяч

В 2013 году вновь возросла преступность, связанная с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Число пpеступлений, совеpшенных иностpанными гpажданами и лицами без гpажданства, на территории России возросло с 17,3 тысячи в 1993 году до 58,0 тысячи в 2009 году (рис. 16). Нарушение тренда повышения отмечалось в 1997, 2002 и 2007 годах. В 2010-2012 годах сложилась тенденция постепенного снижения – до 42,7 тысячи преступлений в 2012 году. Однако в 2013 году число зарегистрированных пpеступлений, совеpшенных иностpанными гpажданами и лицами без гpажданства, возросло на 10,2% - до 47,0 тысячи (3,8% от общего числа расследованных преступлений). Большая часть преступлений этого рода совершается гражданами стран СНГ (40,3 тысячи, или 85,8% в 2013 году).

В расчете на 1000 зарегистрированных преступлений число преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, увеличилось с 6,2 в 1993 году до 21,3 в 2013 году, а в расчете на 1000 человек, совершивших преступления, - с 13,7 до 46,4 (выше было только в 2009 году – 47,5).

Число преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, в 2011 году сократилось, составив 11,4 тысячи (на 7,9% меньше, чем в 2010 году), а в 2012-2013 годах росло, увеличившись до 13,2 тысячи в 2013 году (на 6,2% больше, чем в 2012 году).

Рисунок 16. Преступления, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, 1993-2013 годы

Ю. Б. Струк

ПОНЯТИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Работа представлена кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института правоведения и предпринимательства.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент В. Н. Осипкин

В статье раскрывается понятие выдачи лиц, совершивших преступление, определяется его место в системе права. Также проводится разграничение выдачи лиц, совершивших преступление, и ряда смежных правовых категорий.

In the article the notion of extradition is considered, its place in the law system is determined. Also differentiation among extradition and several adjoining categories is carried out.

В настоящее время в мире наблюдаются процессы эволюции преступности, связанные не только со значительным ростом ее уровня, повышением степени ее обществен -ной опасности, возникновением новых противозаконных видов деятельности, но и с появлением организованных форм преступ-ной деятельности, приобретением преступностью транснационального характера.

В документах одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 18-25 апреля 2005 г.) подчеркивается, что преступность традиционно рассматривалась в лучшем случае как явление национального масштаба, поэтому расследование преступлений и уголовное преследование долгое время

представлялось внутригосударственным делом. Преступления, совершенные за границей, не являлись предметом обеспокоенности для национальных органов власти, которые, соответственно, не были склонны содействовать органам власти другого государства в привлечении виновных к ответственности, в сборе доказательной базы, необходимой для начала или ведения уголовного судопроизводства. В настоящее время подобный взгляд на правоприменение и уголовное правосудие более не правомерен. Лица, осуществляющие преступную деятельность, используя государственные границы, пытаются скрыться от правосудия; преступные группы, становясь все мобильнее, зачастую преднамеренно используют международные границы в своих преступных интересах; целый ряд преступлений (экономические, компьютерные, экологические) могут иметь трансграничные последствия даже при том, что виновное лицо не покидает своей собственной страны1.

В сложившихся обстоятельствах ни одно даже очень сильное государство не способно самостоятельно обеспечить собственную безопасность. Поэтому необходимость противодействия преступности как угрозе общемирового масштаба требует не только принятия соответствующих неотложных мер, но и объединения усилий государств, развития и укрепления международного сотрудничества.

На проходившей 5-6 июля 2006 г. в Москве седьмой Конференции Генераль-ных прокуроров государств - членов Совета Европы было отмечено, что если необходимость международного сотрудничества государств в уголовно-правовой сфере безоговорочно признается давно, то относительно его конкретных направлений сделать предстоит еще немало2.

Одним из направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью является выдача лиц, совершивших преступление. Создавая такие условия, при которых ни одно совершившее

преступление лицо не сможет уйти от уголовной ответственности и наказания, выдача тем самым способствует обеспечению правопорядка как на международном, так и на внутригосударственном уровне.

Для того чтобы механизм сотрудничества государств в сфере выдачи лиц, совершивших преступление, эффективно служил делу борьбы с преступностью, необходимо проделать огромную работу по укреплению договорного режима взаимодействия государств, приведению имеющейся правовой базы международного сотрудничества в соответствие с реалиями и потребностями современности, по разрешению споров относительно отдельных вопросов выдачи. При этом Российская Федерация должна принимать самое активное участие в данном процессе3.

Будучи значимой в силу объективных причин и сложной по своей природе правовой категорией, выдача лиц, совершивших преступление, и ее проблемное поле являются предметом научных исследований и дискуссий4. При этом центральное место занимает вопрос о понятии выдачи лиц, совершивших преступление. Понятие выступает в качестве первоначала построения системы знания о предмете, явлении, категории; раскрыть содержание понятия - значит определить и уяснить их смысловую сторону.

Раскрытие понятия выдачи лиц, совершивших преступление, по нашему мнению, предполагает уяснение комплекса взаимосвязанных аспектов, касающихся использования терминологии для обозначения рассматриваемой категории права, отграничения ее от смежных правовых категорий (передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является; передачи лица Международному уголовному суду, международному уголовному трибуналу; депортации), о ее природе и месте в системе права. Только исследовав все значимые стороны выдачи лиц, совершивших преступление, можно сформулировать со-

ответствующую дефиницию, лаконичную, но в то же время предельно содержательную.

Следует отметить, что ни ученые, ни практики настоящего времени не пришли к единообразию понимания по целому ряду аспектов выдачи лиц, совершивших преступление.

Прежде всего не нашел однозначного решения вопрос о единстве терминологии, используемой для обозначения искомого понятия. Тем не менее определенность, единообразие юридических понятий обеспечивает единообразное понимание права, придавая ему последовательный, целостный характер.

В законодательстве Российской Федера-ции, равно как и в русскоязычных текстах международных соглашений, употребляется термин «выдача» (в различных вариантах5). Однако в правовой доктрине наряду с термином «выдача» получил признание и широкое распространение термин «экстрадиция», представляющий собой транскрипцию английского (аналогично - французского) «extradition», в свою очередь, производного от латинского «extraditio»6. Несмотря на, казалось бы, очевидную идентичность обозначаемых приведенными терминами понятий, существует точка зрения, в соответствии с которой экстрадиция и выдача различаются7.

По нашему мнению, разграничение понятий «выдача» и «экстрадиция», обусловленное отсутствием единообразного понимания их содержания, порождено узостью подхода к определению первого из них. В условиях отсутствия утвержденного на законодательном уровне понятия выдачи лиц, совершивших преступление, и многообразия предлагаемых правоведами его вариантов вопрос определения искомой категории к настоящему моменту остается открытым, что не способствует четкому уяснению ее сущности. При этом мы придерживаемся мнения о необходимости законодательного закрепления такого понятия.

Не вызывает сомнений тот факт, что выдача лиц, совершивших преступление, яв-

ляется правовым институтом, вопрос о месте которого в системе права остается актуальным. В настоящее время в юридической доктрине все более подчеркивается комплексный характер института выдачи8, включающего как нормы международного, так и нормы национальных отраслей права (конституционного, уголовного, уголовно-процессуального). При этом, признавая особую значимость той или иной правовой сферы в регламентации и реализации выдачи, по нашему мнению, не стоит категорично относить выдачу лишь к одной из них. Только взаимодействие норм различных отраслей внутригосударственного права, а также систем международного и национального права наиболее полно характеризует сущность данного института и обеспечивает полноценную реализацию выдачи. Так, вне сферы действия международного права невозможна организация международных отношений, следовательно, их возникновение, упорядочение, изменение, прекращение. Вне сферы действия национального права невозможна полноценная реализация установок, заложенных международным правом, что, в свою очередь, невозможно без межотраслевого взаимодей-ствия во внутреннем праве государства.

Необходимо отметить, что выдача лиц, совершивших преступление, находясь в сфере международных отношений, в значительной степени подвергается влиянию политических факторов. Принятие решений по вопросам выдачи зачастую осуществляется не с учетом объективной потребности в борьбе с преступностью как угрозой ми -рового масштаба, не на основании всестороннего, беспристрастного изучения всех юридических аргументов, но обусловливается политической подоплекой, фактически не имеющей места в конкретном деле. Запрашиваемому к выдаче лицу без достаточных к тому оснований придается статус преследуемого по политическим мотивам. Как следствие, лицо, совершившее преступление, избегает уголовной ответственности и наказания.

Российская Федерация, столкнувшаяся за последние несколько лет с решениями об отказе в выдаче ряда известных граждан государства, мотивированными политическим характером преследования последних, выказывает серьезную озабоченность в связи со сложившейся обстановкой. В частности, указывается, что политическая предвзятость и двойные стандарты в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью по вопросам выдачи лиц, совершивших преступление, не способствуют ни развитию и укреплению таковой, ни установлению взаимопонимания между государствами.

Хотелось бы подчеркнуть, что в целях повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с преступностью, а также обеспечения соответствующего процесса и принятия решений необходимо весьма тщательно подходить к вопросу сбора, подготовки, проверки, оценки доказательств, а также направления доказательной базы запрашивающим выдачу государством. Это позволит сократить сроки рассмотрения запроса о выдаче и проведения соответствующей проверки запрашиваемым государством, позволит представить максимально четкую картину обо всех необходимых обстоятельствах дела.

Выдача лиц, совершивших преступление, может быть определена как основанная на принципах и нормах международного права, регулируемая нормами национального законодательства процедура, в соответствии с которой государство, заинтересованное и правомочное осуществлять уголовное преследование или исполнение приговора в отношении конкретного лица (запрашивающее государство), обращается с просьбой к государству, на территории которого находится запрашиваемое лицо (запрашиваемому государству), о его перемещении под свою юрисдикцию; запрашиваемое государство рассматривает соответствующую просьбу и либо удовлетворяет ее при соблюдении всех необходимых для этого условий со стороны запрашивающего

государства, либо принимает решение об отказе в ее удовлетворении при наличии для того достаточных оснований.

По нашему мнению, данное определение отражает сущность выдачи как совокупности взаимных действий и решений, осуществляемых и принимаемых заинтересованными сторонами в установленном порядке и направленных на достижение искомого ими результата. Особо подчеркнем, что выдача лиц, совершивших преступление, - это взаимное отношение сторон при активном участии каждой из них в соответствующем процессе.

Для полноты уяснения сущности выдачи лиц, совершивших преступление, необходимо провести разграничение выдачи и ряда смежных категорий: передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является; передачи лица Международному уголовному суду, международному уголовному трибуналу; депортации.

При внешнем сходстве институтов выдачи лиц, совершивших преступление, и передачи осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, объединяемых присутствием в качестве субъекта указанных процедур лица, осужденного к лишению свободы, они различны. Специфика передачи осужденного в том, что данное лицо не скрывается от правосудия, а отбывает наказание в виде лишения свободы по месту осуждения; передача возможна только с его согласия; принятие решения о передаче осужденного относится к компетенции суда, тогда как решение о выдаче принимается в Российской Федерации Генеральным прокурором или его заместителем.

Разграничение выдачи лиц и передачи их Международному уголовному суду, международному уголовному трибуналу проводится прежде всего по кругу взаимодействующих в процессе их осуществления субъектов и кругу преступлений, служащих основанием их осуществления.

Выдачу следует отличать от депортации (от лат. «¿еройайо - изгнание, ссылка), т. е. принудительной высылки иностранного гражданина из государства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) на его территории9. В административном праве Российской Федерации термин «депортация» является синонимом термина «выдворение», обозначающего вид административного наказания, применяемого в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Выдворение осуществляется в целях предотвращения возникновения угрозы государственной безопасности и общественному порядку, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан государства и других лиц, предотвращения нарушения внутреннего законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства10.

Различие выдачи и выдворения (депортации) состоит прежде всего в том, что депортация инициируется государством, на территории которого находится иностранный гражданин или лицо без гражданства; выдача же, напротив, осуществляется по запросу иностранного государства. Выдача осуществляется с целью получения возможности дальнейшего уголовного преследования лица или исполнения в его отношении вынесенного приговора. Депорта-

ция же, согласно положениям российского законодательства, уже сама по себе является административным наказанием.

Следует также проводить грань между выдачей лиц и так называемыми «альтернативными методами и процедурами» решения проблемы привлечения к ответственности лиц, скрывающихся от правосудия, не имеющими под собой законного основания. Применение таких методов и процедур нарушает не только права человека и суверенитет государства, но и ставит под сомнение всю систему принципов международного права.

В заключение отметим, что многогранность категории выдачи лиц, совершивших преступление, и отсутствие законодательного закрепления понятия о ней порождают проблему неоднозначного толкования ее сущности. Тем не менее четкое и единообразное решение данного вопроса должно способствовать повышению эффективности практики осуществления выдачи. К тому же наличие официального определения выдачи лиц, совершивших преступление, позволит четко провести грань между ней и смежными правовыми категориями (передача, выдворение) и не допустить их смешения. Поэтому крайне важно, по нашему мнению, выработать научно обоснованное четкое определение выдачи лиц, совершивших преступление, закрепив его на законодательном уровне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Одиннадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 18-25 апреля 2005 г.). Семинар-практикум 1: Укрепление международного сотрудничества в правоохранительной сфере, включая меры по выдаче: Справочный документ // http://daccessdds.un.org/d0c/UND0C/GEN/V05/815/30/PDF/V0581530.pdf70penElement (2006. 10 октября).

2 Конференция Генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы // Законность. 2006. № 8. С. 2.

3 Там же. С. 2-3.

4 Адельханян Р. А., Наумов А. В. Актуальная проблема экстрадиции // Государство и право. 2004. № 10. С. 73-74; Бойцов А. И. Выдача преступников. СПб., 2004; Косарева А. Е. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005; Марченко А. В. Международное сотрудничество в уголовном процессе по выдаче преступников: правовое регулирование и практика: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004; Минкова Ю. В. Институт выдачи преступников в международном праве: Дис. ...

канд. юрид. наук. М., 2002; Романов А. К., Лысягин О. Б. Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика // Право и политика. 2005. № 3. С. 91-98; Строганова А. К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Чермит А. К. Институт экстрадиции в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

5 Термин «выдача» может дополняться указанием субъекта выдачи (лицо, совершившее преступление) либо ее целей (для уголовного преследования или исполнения приговора).

6 Extraditio (ex - из, вне + traditio - передача) (см.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П. А. Лупинская. М., 2004. С. 703).

7 См., напр.: Казиканов Т. Т. Проблемы процессуально-правового обеспечения экстрадиции на предварительном расследовании: Дис. ... канд. юрид. наук. Алматы, 2005; Сайфулое Р. А. Экстрадиция в уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 2001; Романов А. К., Лысягин О. Б. Указ. соч. С. 91-98.

8 Васильев Ю. Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве. М., 2003; Пиджаков А. Ю. Международно-правовое регулирование борьбы с современным терроризмом. СПб., 2001; Шурухнова Д. Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

Поделиться: