Принцип равенства граждан и его нарушения. Принцип равенства граждан перед законом и судом

Исходя из важнейшего принципа «все равны перед законом и судом» (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), можно сделать вывод о том, что субъекты предпринимательской деятельности равны перед законом, т.е. государство не вправе вводить неоправданные льготы или преференции или неравный режим их функционирования в одинаковых отношениях и ситуациях.

Принцип равенства относим ко всем основным правам человека.

Вместе с тем он по-разному проявляется применительно к отдельным правам. В отношении личных прав данный принцип означает преимущественно формальное равенство. Например, право, предусмотренное вч. 2 ст. 22 Конституции РФ, в силу которого арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, не может зависеть от того, достиг гражданин совершеннолетия или нет.

Применительно к экономическим правам формальное равенство оказывается недостаточным, более того - оно может обернуться неравенством.

Право государства, принимая законы, ограничивать основные права и свободы предпринимателей, и прежде всего право на свободу и принцип равенства, привлекало внимание не только юристов, но философов и экономистов. Именно здесь пролегает самый

глубокий водораздел в экономических и философских воззрениях XX в. Самые популярные социально-политические учения XX в. - социалистическая, кейнсианская (доктрина «государства благосостояния») и неолиберальная - различаются прежде всего в трактовке понятия свободы,

включая в него и понятие экономической свободы, или свободы предпринимательства.

Ядро либеральной концепции свободы составляет понятие зоны приватности, т.е. сферы личной жизни, огражденной законом от вторжения как государства, так и других индивидуумов. Необходимым материальным условием для этого служит институт частной собственности.

Однако неолиберализм не противопоставляет свободу человека и конституционный правопорядок. Напротив, свобода может существовать только в рамках закона, который ограничивает свободу каждого настолько, насколько это необходимо, чтобы обеспечить равную свободу для всех. Поэтому идеалом для таких представителей неолиберальной концепции, как Ф. Хайек, Р.Л. Даль, М. Фридман, является правительство, которое ограничивает сферу экономической политики, сферу принятия государственными органами решений по вопросам экономики до минимума. Предельно четко эти взгляды выразил М. Фридман: «Гражданин США, который по существующим в разных штатах законам не волен трудиться на избранном им поприще, если он не заручился на то патентом или лицензией, точно так же лишается существенной доли своей свободы. То же самое относится к человеку, который желает выменять какие-то свои товары, скажем, на часы у швейцарца, но не может этого сделать из-за импортной квоты. То же самое относится к калифорний-цу, угодившему в тюрьму в соответствии с так называемыми законами о справедливой торговле за то, что он продавал противопохмель-ное средство «Алка Зельцер» по цене ниже той, которую установил производитель. То же самое относится и к фермеру, который не может выращивать столько пшеницы, сколько захочет. И так далее. Совершенно очевидно, что экономическая свобода сама по себе есть наиважнейшая часть общей свободы»1.

1 Фридман М. Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. - Мн., 1990. - С. 9.

Основной интеллектуальной идеей, активно обсуждавшейся в период буржуазных революций в конце ХУШ в., была идея равенства возможностей: талантам должны быть открыты все пути. Никакие произвольно создаваемые

препятствия не должны мешать людям достичь того положения в обществе, которое соответствует их способностям и к которому они стремятся, побуждаемые своими жизненными принципами.

Несомненное первенство, придаваемое равенству возможностей в иерархии ценностей, ставшей общепринятой после гражданской войны, особенно отчетливо проявилось в экономической политике. В то время наиболее популярными словами были «свободное предпринимательство», «конкуренция», ЫББег-Тагг1. Считалось, что каждый волен основывать любое коммерческое предприятие, наниматься на любую работу и приобретать любую собственность.

Единственным условием было получение согласия на сделку от другой стороны2.

Согласно другой концепции, равенство надо интерпретировать как необходимость посредством справедливого распределения обеспечить равенство в результатах. Главное - это непримиримое противоречие между самим идеалом справедливого распределения и идеалом личной свободы. Это противоречие стало подлинным бичом каждой попытки сделать равенство результатов господствующим принципом организации общества. Конечным их результатом неизменно было царство террора: очевидным и убедительным доказательством этого могут служить Россия, Китай, а позже - Камбоджа. Но даже террор не мог привести к столь желанному равенству результатов. В каждом случае в стране сохранялось вопиющее неравенство, какими бы мерками мы его ни измеряли: правитель и подданные оказывались неравными не только в отношении власти и могущества, но и по жизненному уровню и праву пользоваться материальными благами.

Таким образом, формулировки принципов равенства всех перед законом и судом, прав на свободу могут текстуально совпадать в различных конституциях. Однако при этом немаловажное значение имеет то, из какого понятия равенства исходит конституционная концепция - «равенства возможностей» или «равенства результатов».

Проблема равенства исследовалась Конституционным Судом РФ при вынесении Определения от 6 декабря 2001 г. № 255-0 по жалобе граждан Ежова В.Н. и Варзугиной Ю.А. о проверке конституционности ст. 80 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», устанавливающей особые условия приобретения 30 и более

процентов обыкновенных акций, но только в обществах с числом акционеров более одной тысячи.

В данном Определении Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что конституционное положение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом» означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Однако если условия не являются равными, федеральный законодатель вправе вводить различный правовой статус для акционеров акционерных обществ, число участников которых превышает определенное достаточно условное число.

Наличие дополнительных прав у акционеров в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более одной тысячи, предусмотренных ст. 80 Закона об акционерных обществах, объясняется тем, что антимонопольное регулирование процессов перераспределения власти особенно актуально в крупных по своему составу акционерных обществах.

Данные положения имеют целью обеспечить права акционеров, что укладывается в рамки ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой «право частной собственности охраняется законом».

Права акционеров могут быть нарушены в результате монопольной концентрации акций в одних руках. Поэтому установлен государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляемый в порядке, предусмотренном ст. 18 ЗаконаРФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в настоящее время такой контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»).

Принцип равенства перед законом и судом относится к числу важнейших, и конституционные суды часто основываются на нем, принимая свои решения, в том числе в экономической сфе-ре1. В условиях рыночной экономики основным назначением данного принципа должно стать установление единых стартовых условий для экономических

агентов, позволяющих им свободно конкурировать на рынке. В то же время принцип социального государства обязывает государство учитывать фактические различия в положении субъектов права, оказывать поддержку более слабым, социально незащищенным участникам рыночного оборота. Примером может стать Закон РФ «О защите прав потребителей», предоставляющий преференции в рыночных «правилах игры» экономически более слабой стороне отношений.

Еще по теме Принцип равенства:

  1. Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом
  2. 14. ПРИНЦИПЫ РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ, СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ
  3. Глава 2. КО ВТОРОМУ ПРЕОБРАЗОВАНИЮ: РЕСПУБЛИКАНИЗМ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ПРИНЦИП РАВЕНСТВА
  4. Глава III Особые формы применения принципа равенства
  5. § 2. Являются ли принципы свободы, равенства и народного суверенитета обязательными для индивидуализма?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 4]

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


3 комментария к записи “Статья 4 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом”

    Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

    Комментарий к статье 4

    1. Статья 19 Конституции провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которых является уголовно-правовая защита этого равенства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
    2. В комментируемой статье принцип равенства наполняется специфическим уголовно-правовым содержанием: лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности. Уголовно-правовой принцип равенства не означает равных пределов и содержания их ответственности и наказания, в том числе исходя из взаимосвязанного принципа справедливости.
    Различие в этом может быть существенным и зависеть, например, от пола или возраста лица, его служебного положения.
    Так, например, предусмотренное ч. 2 ст. 57 УК неприменение пожизненного лишения свободы к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не исключает их уголовной ответственности, а исходя из принципа гуманизма, обеспечивает ее дифференциацию. Данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляют их прав и потому не являются дискриминационными.
    ———————————
    См.: Определение КС РФ от 21.10.2008 N 638-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также его ходатайства о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П».

    Некоторые исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены непосредственно в Конституции (ст. ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122) и касаются, например, неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, в отношении которых установлен особый порядок привлечения к ответственности, призванный служить публичным интересам. Неприкосновенность указанных лиц не носит абсолютного характера и не означает освобождения от ответственности за преступления. Постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в их отношении возможна при соблюдении определенной процедуры, установленной законом (УПК).
    Изъятием из принципа равенства также являются положения ч. 4 ст. 11 УК об особом международно-правовом порядке решения вопроса об ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом (неприкосновенностью), в случае совершения ими преступления на территории РФ.

    Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

    Комментарий к статье 4

    1. Статья 4 УК почти текстуально точно воспроизводит аналогичный принцип, зафиксированный в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Данный принцип ввиду его очевидности и ясности не нуждается в пространном комментировании. Однако применительно к уголовному праву, равно как и иной отрасли права, он требует некоторых дополнительных пояснений.
    Право, как это общепризнанно, является всеобщим правовым масштабом для соизмерения и равной юридической оценки действий, идентичных по своему содержанию и негативным последствиям в рамках типичных, общих проявлений. Но одно и то же действие (бездействие) с точки зрения их общей правовой оценки, основанной на законе, совершается различными людьми и при совершенно различных конкретных обстоятельствах. Последним закон вне зависимости от совершенного деяния придает юридическое значение обстоятельств либо смягчающих, либо отягчающих наказание. В силу этого непреложного факта субъекты, совершившие одно и то же преступление, могут оказаться в положении фактического неравенства: одни из них будут привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты мерам наказания, тогда как другие освобождены от указанных уголовно-правовых последствий своего противозаконного поведения.
    Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом несет в себе по самой своей сути определенные противоречия: к любому гражданину, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д., закон, с одной стороны, предъявляет абсолютно одинаковые требования и устанавливает одинаковые меры уголовной ответственности (в рамках санкции статьи УК), а с другой — он же, учитывая личность правонарушителя и иные конкретные смягчающие обстоятельства совершенного преступления, допускает возможность назначения наказания ниже низшего предела или вообще освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовный закон, и в этом состоит его специфика, в определенной мере корректирует действие принципа равенства граждан перед законом нормами трех институтов уголовного права — назначения наказания (гл. 10, ст. ст. 60 — 70, 73), освобождения от уголовной ответственности (гл. 11, ст. ст. 75 — 78) и освобождения от наказания (гл. 12, ст. ст. 79 — 83). За рамками предписаний этих правовых институтов, обязывающих учитывать личность и иные обстоятельства, уголовный закон к любому лицу предъявляет абсолютно одинаковые требования (запреты или веления), которые предопределены принципом равенства граждан перед законом. И эти положения уголовного законодательства ни в коем случае не противоречат конституционному принципу равенства граждан перед законом, ибо право — всего лишь равный масштаб оценки аналогичных поступков, которые, однако, совершаются разными людьми, действующими в разных жизненных ситуациях и при несовпадающих конкретных обстоятельствах. Последние, но опять же в соответствии с предписаниями закона, могут смягчать или отягчать наказание.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.




Комментарии к ст. 4 УК РФ


1. Рассматриваемый принцип касается граждан не только России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, подпадающие под действие УК.

2. Равенство перед законом означает, что лица, совершившие преступления, имеют равную обязанность подвергнуться уголовной ответственности или равную возможность на законных основаниях избежать ее. Однако это вовсе не означает, что все лица, совершившие преступления, предусмотренные одной и той же статьей Особенной части УК, должны понести одинаковое наказание. Принцип справедливости (ч. 1 ст. 6 УК) требует варьировать наказание с учетом общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Равенство же состоит в том, что для всех лиц, совершивших преступления, установлены единое основание уголовной ответственности, одни и те же основания и условия освобождения от нее.

3. Уголовно-правовая оценка (квалификация) общественно опасных и иных деяний (например, необходимой обороны, деятельного раскаяния) не должна зависеть от пола, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, которые характеризуют лиц, совершивших эти деяния. Сказанное не распространяется на те случаи, когда конструкция состава преступления предусматривает наличие специального субъекта преступления, например лица, которому вверено чужое имущество (ст. 160 УК), должностного лица (ст. 290 УК), военнослужащего (ст. 338 УК).

4. Действие уголовного закона распространяется на всех лиц, совершивших преступления, независимо от названных в ст. 4 УК личных обстоятельств. Однако из принципа равенства физических лиц перед законом сам же уголовный закон предусматривает исключения. Например, женщинам не может быть назначено пожизненное лишение свободы (ч. 2 ст. 57 УК), отбывание наказания в виде лишения свободы в тюрьме или исправительных колониях строгого и особого режимов (ст. 58 УК). Беременным женщинам и женщинам, имеющих детей в возрасте до трех лет, не могут быть назначены обязательные работы (ч. 4 ст. 49 УК) и исправительные работы (ч. 5 ст. 50 УК). В отношении несовершеннолетних действуют специальные правила уголовной ответственности и назначения наказания (гл. 14 УК). Иной статус по сравнению с другими лицами имеют дипломатические представители иностранных государств и граждане, которые пользуются иммунитетом. Вопрос об их уголовной ответственности в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК).

Страницы в журнале: 32-36

В.З. ГУЩИН,

доктор юридических наук, профессор

Статья посвящена реализации принципа равенства граждан перед законом и судом в законодательстве Российской Федерации и на практике. Раскрывая содержание принципа, автор подчеркивает необходимость его неукоснительного соблюдения всеми государственными органами.

Ключевые слова: конституционные принципы, равенство всех перед законом и судом.

The article is devoted to the principle of equality of citizens Perez law and the courts in the Russian Federation legislation and in practice. Expanding the scope of the principle, the author stresses the need for its strict observance by all governmental bodies.

Часть первая ст. 19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом. Это один из основополагающих принципов, которыми определяется правовой статус личности. Особенность данной статьи заключается в том, что ее содержание связано с содержанием других статей Основного закона России, устанавливающих конкретные свободы или права человека и гражданина. Так, в ст. 6 сказано, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Именно в результате реализации прежде всего этого принципа возможно обеспечение социальных, экономических и политических прав граждан, формирование демократического правового государства, провозглашенного Основным законом нашей страны. Указанный принцип состоит из двух взаимосвязанных частей: равенства всех перед законом и равенства всех перед судом.

Равенство всех перед законом проявляется в следующем.

Во-первых, закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, от каких-либо заслуг и иных качеств личности. Все должны нести равную ответственность за нарушение закона.

Во-вторых, не должны приниматься законы, закрепляющие права и обязанности без учета общей для всех нормы, определяющей свободу личности, без учета необходимости запрета любой дискриминации каждого. Отдельные изъятия из равенства граждан перед законом могут быть установлены только законом, если Конституцией РФ это допускается. Например, неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы России установлена ст. 98 Конституции РФ.

В-третьих, важность утверждения равенства перед законом проявляется в том, что именно в законе конкретизируются конституционные права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Суть равенства всех перед судом заключается в следующем.

Во-первых, правосудие осуществляется единой судебной системой. Понятие единого суда означает, что в Российской Федерации нет сословных судов, предназначенных для рассмотрения дел отдельных субъектов, представляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Иначе говоря, для всех граждан - одни и те же суды.

Во-вторых, каждое судебное дело рассматривается в одном и том же порядке, в одних и тех же процессуальных нормах, с одинаковым объемом гарантий для лиц, участвующих в деле: гражданского истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого и т. д.

В-третьих, лица, участвующие в судебном процессе и наделенные определенным процессуальным статусом, имеют равные права и равные обязанности. В ст. 6 ГПК РФ подчеркивается, что правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом не только всех граждан, но и всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

В-четвертых, чрезвычайно важно равенство всех перед судом, поскольку именно суд - это наиболее эффективное средство защиты и восстановления прав и свобод, а также наказания виновных.

Рассматривая содержание понятия «конституционное равенство всех перед законом и судом», следует отметить, что Конституция РФ утверждает прежде всего равные права, т. е. одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться правами, устанавливая при этом равные для всех обязанности.

Принцип равенства всех перед законом и судом Конституцией РФ не только провозглашается, но и гарантируется. В ч. 2 ст. 19 Основного закона подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Гарантированность равенства всех перед законом и судом непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Важная государственная гарантия равенства всех перед законом и судом - признание прав и свобод человека непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечение их правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

История становления, развития и закрепления равенства как конституционного принципа свидетельствует, что этот процесс был отмечен длительной борьбой против сословного строя, привилегий господствующего класса, против крепостного права, национальной дискриминации и неизменно находился и находится в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли.

Во втором тысячелетии нашей эры закрепление принципа равенства в конституционном документе было осуществлено сначала в США, где в Декларации независимости 1776 года сказано, что все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоими неотчуждаемыми правами. В знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года сказано, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, что цель всякого государственного союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека.

В настоящее время названный конституционный принцип закреплен в конституциях большинства стран мира. Важную роль в этом сыграло международное право, провозгласившее и развившее общую концепцию прав человека, заложившее основу признания равенства всех перед законом и судом.

Так, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. сказано, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а в ст. 7 - все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. В ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. подчеркивается, что все лица равны перед судами и трибуналами.

Среди международно-правовых актов о правах человека, равенстве граждан перед законом и судом важное значение для стран Европы, в том числе и для России, имеет также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала конвенцию 30 марта 1998 г.). Учрежден Европейский суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения этой конвенции.

Провозглашенный ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом базируется на рекомендациях и правовых нормах приведенных выше и других международных правовых актов. В России этот принцип не только закреплен в Основном законе, но и конкретизирован в других отраслях права. Например, в гражданском праве, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (ст. 1 ГК РФ), в гражданском процессуальном праве. В соответствии со ст. 6 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом.

Безусловно, важно провозглашение и закрепление правового принципа в соответствующем законодательном акте, но не менее важно и его практическое исполнение. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. определяет, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте».

Оба названных выше пакта о правах человека не просто содержат пожелания или рекомендации декларативного характера, но предусматривают конкретные обязательства государств-участников по их выполнению.

Вместе с тем анализ реализации в нашей стране конституционного принципа равенства всех перед законом и судом свидетельствует, что он не всегда и не всеми соблюдается либо соблюдается формально. Некоторые члены нашего общества, в том числе и те, кто согласно Конституции РФ призван обеспечивать ее незыблемость, оказались «более равны» по сравнению с большинством граждан страны.

В России чрезмерно завышена оплата труда в административных властных структурах по сравнению с уровнем оплаты труда большинства рабочих и служащих. Отдельные депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, оправдывая необходимость высокой оплаты своего труда, обосновывают это только лишь тем, что уровень денежного вознаграждения у парламентариев большинства цивилизованных государств высок, «забывая», что там и уровень оплаты труда работников здравоохранения, образования, науки, большинства других рабочих и служащих значительно выше, чем в нашей стране. Как отмечает академик Д.С. Львов, если по производительности труда мы отстаем от США в 5-6 раз, то по заработной плате - в 14-15 раз и более. Это означает, что наша заработная плата является низкой не вообще, а по отношению к нашей производительности труда. Солидарен с ним и доктор юридических наук, профессор С.Н. Бабурин, который пишет, что речь идет о чудовищной несправедливости при определении размеров заработной платы в нашей стране по отношению к произведенной продукции.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы, в отличие от других граждан, обладают неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Это означает, что они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ, председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, соответствующей палатой Федерального собрания РФ.

Депутатский иммунитет членов парламента существует во многих странах. Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов, чтобы оградить представителей народа от своеволия монархов и их служб. В настоящее время в условиях становления демократии во многих странах тенденции развития конституционного права характеризуются ослаблением депутатской неприкосновенности. Например, в США конгрессмены за совершенные преступления подвергаются аресту на общих основаниях. Во Франции, в соответствии с поправкой к Конституции (1995 г.), депутатский иммунитет действует только на период сессии и не распространяется на уголовно наказуемые деяния. В конституционном праве КНР, в отличие от российского, предусмотрен институт отзыва депутата, нарушившего закон или дисциплину, либо грубо пренебрегающего своими обязанностями.

Анализ содержания депутатского иммунитета парламентариев Российской Федерации свидетельствует, что он не ослабевает, а, напротив, усиливается. Так, наряду с изложением содержания ст. 98 Конституции РФ, определившей неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, в Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (в ред. от 14.02.2009 № 21-ФЗ) добавлено, что они не могут быть без согласия соответствующей палаты Федерального собрания РФ привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, допросу; что их неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (ст. 19).

Необходимо подчеркнуть, что за совершение абсолютного большинства административных правонарушений, рассматриваемых судьями, предусмотрено наказание в виде административного штрафа, т. е. не связанного ни с задержанием, ни с арестом или обыском виновного. В соответствии со ст. 56 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной думы не подлежат допросу в качестве свидетеля без их согласия (только об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий). Согласно ст. 69 ГПК РФ депутаты законодательных органов вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий.

Помимо членов Федерального собрания РФ неприкосновенными согласно ст. 122 Конституции РФ являются также судьи. Согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности по представлению председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ дает квалификационная коллегия самих судей, корпоративно связанных с подозреваемым.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ А.И. Бастрыкин в своей статье на страницах «Российской газеты» отметил, что проблемы привлечения к уголовной ответственности судей и членов Федерального собрания РФ не только не исчезли, но даже усилились. Представления о даче согласия на привлечение их к уголовной ответственности нередко сначала долго не рассматриваются, а затем поступает отказ, хотя в действиях подозреваемых налицо признаки преступления.

Действующим УПК РФ перечень категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, расширен. Таковыми стали: Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; прокуроры; председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ; руководители следственных органов; следователи; адвокаты; члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса и т. д.

В том же УПК РФ (ст. 106) предусмотрено, что к обвиняемому или подозреваемому в качестве меры пресечения вместо домашнего ареста или заключения под стражу может быть применен залог, т. е. внесение на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей. Такая мера пресечения приводит к тому, что бедный человек, который не в состоянии внести залог, находится под арестом или заключен под стражу, а богатый гуляет на свободе.

В настоящее время высказывается мнение о том, что надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием. А если взыскать штраф невозможно, то применять принудительные работы, которые необходимо ввести как самостоятельный вид наказания. Реализация такого предложения приведет к тому, что к хорошо обеспеченным лицам в качестве меры наказания будут применяться только штрафы, а к малообеспеченным, которые не в состоянии уплатить штраф, - принудительные работы. Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, на наш взгляд, и к обеспеченным лицам необходимо применять такую меру наказания за преступления, как принудительные работы.

Отмечая огромную значимость и нравственную сущность равенства всех перед законом и судом, нельзя не отметить, что этот высоко гуманный конституционный принцип не закреплен должным образом в других соответствующих законодательных актах, что является одной из причин его неисполнения отдельными лицами.

Так, согласно ст. 156 ТК РФ полный брак по вине работника оплате не подлежит. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции. Однако данное положение ТК РФ на депутатов всех уровней власти не распространяется, поскольку в законодательных актах об их правовом статусе такая мера не предусмотрена. По оценкам экспертов, каждый седьмой закон содержит серьезные ошибки, но никто за этот брак в работе никакой ответственности не несет. Причем брак в работе парламентариев во многих случаях связан с нарушением конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Подтверждением этого является, например, постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2004 № 15-П, признавшего не соответствующими Конституции РФ положения ч. 5 ст. 59 АПК РФ. В постановлении КС РФ указывается, что положения ч. 5 ст. 59 АПК РФ фактически идут вразрез с конституционным принципом юридического равенства, «поскольку адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, включая представительство в суде».

В ряде случаев новые законодательные акты принимаются в спешке, без достаточной проработки их содержания и без учета механизма их реализации, а затем в эти акты вносятся многочисленные изменения и дополнения, что приводит к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики. Например, в КоАП РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г., внесены до декабря 2008 года сотни изменений и дополнений девяноста тремя федеральными законами, в НК РФ за 10 лет его действия - ста шестьюдесятью федеральными законами.

В соответствии со ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут в случаях: несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации; неоднократного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и т. д. Однако такие основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной думы в федеральном законе об их статусе не предусмотрены. Более того, в Российской Федерации институт отзыва парламентария, нарушившего трудовую дисциплину или грубо пренебрегающего своими обязанностями, вообще не предусмотрен.

Согласно ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей (адвокатов). Поскольку расходы на оплату услуг адвокатов, как правило, оплачивают сами граждане, то ведение гражданских дел в суде с помощью адвокатов осуществляют, как правило, только те, кто в состоянии эти услуги оплатить. Помимо оплаты услуг адвоката, при обращении в суд с иском нужно уплатить государственную пошлину. Кроме того, в соответствии со ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на банковский счет соответственно Верховному суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В этой связи правосудие по гражданским делам для многих малообеспеченных граждан становится недоступным, т. е. принцип равенства всех перед судом неосуществим. Поскольку Конституция РФ провозгласила гарантию каждому на получение квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом, бесплатно (ст. 48), необходимо, по нашему мнению, принять соответствующий закон и предусмотреть механизм его реализации, в том числе и поддержку малоимущих граждан экономическими мерами. В настоящее время во многих странах мира введена система бесплатного представительства в судах, оказания адвокатами юридических услуг некоторым группам лиц по сниженным ценам и т. д.

Принцип равенства всех перед законом и судом, а также вытекающий из него принцип законности предполагают единообразное понимание и применение законодательных актов прежде всего государственными органами, в том числе и судами. На практике же суды общей юрисдикции и арбитражные суды нередко разъясняют и применяют отдельные нормы материального права весьма неоднозначно.

Так, различные подходы Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ проявляются в вопросах о подведомственности, возникающих при рассмотрении «корпоративных споров», в вопросах определения правовой природы срока, указанного в п. 3 ст. 250 ГК РФ, в вопросах понимания и применения норм о возмещении морального вреда, причиненного юридическому лицу, и т. д. Анализируя и оценивая эту деятельность судов, Председатель КС РФ В.Д. Зорькин обоснованно отметил, что если такое истолкование и применение - в единстве формального и содержательного аспектов - не обеспечено (т. е. когда на практике имеет место неоднозначное истолкование и применение закона), то это приводит к неопределенности закона и создается возможность его противоречивого и произвольного применения. Тем самым нарушается фундаментальный конституционный принцип равенства как необходимого условия реализации прав и свобод.

Соблюдение Конституции РФ, ее правовых норм, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина Основной закон России возлагает прежде всего на государство, на государственные органы (статьи 2, 15, 18 Конституции РФ), т. е. на все ветви государственной власти. В то же время, устанавливая предметы ведения Совета Федерации (ст. 102), Государственной думы (ст. 103), судебной власти (глава 7), Конституция РФ не указала конкретные обязанности названных ветвей власти по охране и защите прав человека и гражданина, в том числе, разумеется, и принципа равенства всех перед законом и судом. Если бы эта обязанность содержалась непосредственно в перечне полномочий органов власти, было бы легче определить правовые процедуры по осуществлению такой деятельности.

Рассмотрев только отдельные вопросы о содержании, значении и фактическом соблюдении конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, нельзя не обратить внимания на актуальность и сложность этой темы, на необходимость глубокого изучения данной проблемы на государственном уровне, выработки с учетом реалий сегодняшнего дня концепции ее решения. Пришла пора проведения всероссийской научно-практической конференции для оценки эффективности методов и механизмов деятельности государственных органов, общественности и самих граждан в сфере исполнения названного выше конституционного принципа. «Перемены к лучшему происходят лишь там, - отмечено в Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации, - где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своем поселке или городе, понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии».

Библиография

1 См.: Львов Д.С. Будущее Запада в будущем России // Русский журнал. 2007. № 6. С. 45.

2 См.: Бабурин С.Н. Консервативный взгляд на российский парламентаризм // Национальные интересы. 2006. № 2. С. 5.

5 См.: Российская юстиция. 2009. № 1. С. 6.

Поделиться: