Чем занимается роспотребнадзор. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

    надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

    защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

    контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

Как проходит проверка?

Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

Что не могут делать проверяющие?

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

    требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Приложение 1

Приложение 2

Какое решение могут принять проверяющие?

В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

    составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

    рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

    передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

    передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

    информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

    передача материалов в средства массовой информации.

Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.


Ключевые документы Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Закон Российской Федерации о защите прав потребителей
Постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор ) - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно -гигиенический , санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль , организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

История [ | ]

Предшествующие организации:

XIX - начало XX века [ | ]

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции . С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел .

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов .

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции [ | ]

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации , Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации , Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации .

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы [ | ]

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации , управления по г. Москве , по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту . Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ , включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «„Информационно-методический центр“ Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ ;
  • и центры;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны , Министерство внутренних дел , Федеральная служба безопасности , Федеральная служба охраны , Управление делами Президента , Главное управление специальных программ Президента , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре [ | ]

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

Высшая группа Главная группа Ведущая группа Старшая группа Младшая группа

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырёхугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 - 16 см (для женщин - 12 - 14 см), ширина - 4 см (для высшего состава - 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Наблюдатели указывают на связь запретов Роспотребнадзора с ухудшением отношений России с той или иной страной . В частности в разное время Роспотребнадзор подвергал санкциям :

Все санкции мотивировались «санитарными соображениями», что по мнению международных наблюдателей является лишь надуманым предлогом для политического давления на оппонетов .

Интересные факты [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Графические изображения элементов формы и знаков различия классных чинов должностных лиц Роспотребнадзора
  2. Глава 20. Административный надзор / § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор // Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - 640 с. (С. 209-212) ISBN 5-89123-389-4 .
  3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».
  4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».

Полномочия Роспотребнадзора, функции, исполняемые этой федеральной службой, и законодательная база должны быть известны любому поставщику, попадающему под ее юрисдикцию. Кроме этого, с работой Роспотребнадзора должны быть знакомы и рядовые потребители, чтобы в случае приобретения некачественного товара или услуги смогли отстоять свои интересы.

Деятельность

Роспотребнадзор осуществляет свою работу в следующих направлениях:

  1. Эпидемиологический и санитарный контроль.
  2. Защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов государственной службы.
  4. Сотрудничество с другими странами (ВТО, Таможенный союз).
  5. Научные исследования.

Структура

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность через региональные представительства, взаимодействуя с другими организациями и органами исполнительной власти. Структура организации выглядит следующим образом :

  1. Центральный аппарат (руководители, помощники, служба по связям с общественностью, управления (санитарного и эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, научного направления, финансово-экономической сферы и др.)).
  2. Управление по регионам РФ.
  3. Центры гигиены и эпидемиологии в регионах.
  4. Противочумные центры.
  5. Санитарные и эпидемиологические службы различных ведомств.

Федеральная служба имеет 84 управления в субъектах РФ и 90 центров гигиены. Кроме этого в структуре службы находится 29 НИИ (11 гигиенического профиля, 18 эпидемиологического профиля), 14 противочумных учреждений. В организации под управлением главного государственного санитарного врача работает более 100 тысяч специалистов.

Законодательная база

Роспотребнадзор выполняет свои функции согласно Постановлению Правительства №154 от 06.04.04 и Положению №322 от 30.06.04 . Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность этой службы, являются:

Кроме этого, Роспотребнадзор в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, актами президента и правительства РФ, актами Минздрава, а также международными договорами.

Полномочия

Роспотребнадзором осуществляются такие полномочия, как:

Организация деятельности

Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач, назначается Правительством и персонально отвечает за осуществление службой ее полномочий. Его заместители также назначаются Правительством.

Начальник службы определяет обязанности своих подчиненных, вносит предложения по поводу их назначения или освобождения от службы, поощрения и присвоения им званий. Назначает на должность сотрудников центрального аппарата ведомства, главных санитарных врачей в субъектах РФ.

Руководителем осуществляется определение штатного расписания центрального аппарата, утверждение численности и сметы расходов на содержание территориальных органов. Кроме этого главный государственный санитарный врач, взаимодействуя с Министерством финансов, вносит предложения по формированию бюджета.

Права и обязанности

Важнейшей функцией Роспотребнадзора является защита прав потребителей . При возникновении споров между потребителями и поставщиками услуг или товаров, служба должна выступить в качестве независимого эксперта, проверяя соблюдение требований нормативно-правовых актов. Для этого представители службы вправе получать доступ к необходимой информации, назначать .

Стоит отметить, что проведение проверок регламентируется №294-ФЗ и должно четко соответствовать требованиям, описанным в этом документе. Так, например, Роспотребнадзор обязан проверять выполнение требований только в рамках своих полномочий, должен проводить проверку только в присутствии руководителя организации, распространять информацию о проверке. Эти и другие положения должны соблюдаться службой, иначе проверка может признаться незаконной.

Виды проверок

Проверки, осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей, могут быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности.

Плановые

Проверки такого типа осуществляются по специальному графику . Организация или предприниматель должны быть предупреждены как минимум за три дня до проверки. Частота плановых проверок – не более одного раза в три года. Для медицинских учреждений этот период уменьшается до года.

Внеплановые

Такие проверки, как правило, являются следствием обращений граждан по поводу различных нарушений. Инициировать проверку могут также органы местного самоуправления. Кроме этого, проверки такого плана организуются для контроля за устранением выданных ранее предписаний. О внеплановых проверках проверяемые организации должны быть извещены за 24 часа. Однако, если существует угроза для людей или другого характера, оповещение не обязательно.

Документарные

Предметом документарной проверки являются документы юридического лица или предпринимателя.

Сведения, интересующие надзорные органы, находятся в документах, которые устанавливают организационно-правовую форму предприятия, права и обязанности организации, а также других условий, обязательных для ведения профессиональной деятельности.

Данная проверка основывается на рассмотрении документов , которые в первую очередь имеются в доступе контролирующего органа:

Выездные

Выездные проверки позволяют Роспотребнадзору проверить не только документы, но и соответствие сотрудников, зданий, помещений, оборудования, транспорта, товара. Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми.

При выезде могут быть проверены:

  • оформление вывески, обустройство помещения;
  • уголок потребителя;
  • вид ценников;
  • товарное соседство;
  • качество продукции;
  • производство фасовки.

Помимо этого, выездная комиссия может произвести отбор проб продукции или окружающей среды на производстве для последующих исследований.

Вне зависимости от вида проверки, представитель Роспотребнадзора обязан перед началом процедуры предъявить проверяемому удостоверение и соответствующее распоряжение . Должность и имя проверяющего, указанные в удостоверении, должны совпадать с данными, указанными в распоряжении. Кроме этого, действия сотрудников должны соответствовать плану мероприятий, описанному в документе.

Объекты

Процедура будет инициирована в отношении компаний, которые оказывают услуги населению :

  • продажа товаров;
  • продажа продовольствия;
  • оказание бытовых услуг;
  • заведения общепита;
  • организации, реализующие лекарственные средства.

Также под контролем Роспотребнадзора находятся опасные промышленные объекты, образовательные и лечебные учреждения.

По окончанию проверки контролирующий орган обязан составить Акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Минэкономразвития, №141 . Акт содержит информацию об объекте проверки, времени проведения, сведения о проверяемых и проверяющих сотрудниках, а также информацию о результатах.

Если в процессе проверки производился отбор проб, или сотрудниками были написаны письменные объяснения о нарушении тех или иных требований законодательства, то к акту должны быть приложены соответствующие документы. Проверяемый вправе подать письменное возражение на составленный акт в течение 15 дней , если у него существуют мотивированные причины.

По результатами процедуры проверяемому могут выдать предписание об устранении нарушений. Предписание помимо сведений об объекте проверки и прочих реквизитов должно содержать описание нарушений и сроки их устранения. Этот документ можно также оспорить в течение 15 дней.

Компетенция

Ведомство при осуществлении своей деятельности не имеет право:

  • проводить проверки без присутствия ответственных лиц организации, если не существует опасности для жизни населения, безопасности государства и т.д;
  • изымать оригиналы документов и требовать документацию на продукцию, которая не является предметов проверки;
  • превышать сроки проведения проверки;
  • отбирать пробы без оформления соответствующих актов;
  • вынуждать проверяемую организацию за свой счет осуществлять контрольные мероприятия.

Существует ограничение по срокам проводимых проверок. Для малых организаций плановая выездная проверка не может проводиться более 50 часов, а для микропредприятий – не более 15 часов в год. При документарных и внеплановых проверках срок должен быть не более 20 рабочих дней. Примечательно, что, определяя срок, должны учитываться все типы осуществляемых проверок.

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения, которые выявляет Роспотребнадзор, может быть дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной. Чаще всего нарушения носят административный характер.

Наиболее распространенные нарушения и штрафы за них:

  1. Несоблюдение санитарных требований – 5-10 МРОТ или приостановка деятельности до 3 месяцев.
  2. Нарушение требований использования помещений – до 20 МРОТ.
  3. Нарушения, по причине которых произошло распространение инфекционного заболевания – до 200 МРОТ. В некоторых случая возможно уголовное наказание.
  4. Игнорирование выданных ранее предписаний – до 20 тыс. руб.

Подробнее о том, чем занимается Роспотребнадзор, есть в данном видео.

Чем занимается Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека? Он проводит мероприятия, направленные на сохранение надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, осуществляет соответствующие проверки. Об этом — в нашей статье.

Положение о Роспотребнадзоре

Роспотребнадзор (далее — Служба) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои функции как непосредственно, так и через управления на местах. Его полномочия закреплены в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322. Согласно положению основная функция Службы заключается в разработке и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, определении санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также надзоре за их соблюдением.

Для осуществления вышеуказанных функций Служба наделена в числе прочих следующими полномочиями:

  • По надзору, контролю за выполнением установленных требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия граждан, защиты покупателей, потребительского рынка. Это и проверка соблюдения санитарного законодательства, правил продажи определенной продукции, и организация санитарно-карантинного контроля на границе РФ.
  • Лицензированию некоторых видов деятельности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 Роспотребнадзор лицензирует деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и генно-модифицированных организмов, представляющих умеренную и особую опасность для здоровья человека, а также деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения (исключая медицинские цели). Порядок лицензирования установлен постановлениями Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 и от 02.04.2012 № 278.

  • Регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ (за исключением лекарств), некоторой впервые ввозимой на территорию РФ продукции и продуктов питания. Административный регламент для данного вида деятельности утвержден приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 781.
  • Регистрации лиц, которые подверглись радиационному воздействию в результате катастроф.
  • Установлению критериев качества питьевой и горячей воды.
  • Выявлению причин, по которым возникли и распространились инфекционные болезни и отравления в больших масштабах.
  • Осуществлению в рамках компетенции Службы проверок соответствия деятельности лиц требованиям законодательства.

Права и обязанности при проведении проверок

Подробнее остановимся на полномочиях Роспотребнадзора по проведению проверок. Они осуществляются в целях оценки деятельности юридических и физических лиц, в том числе производимой и реализуемой ими продукции, на предмет соответствия требованиям законодательства. Для этого Служба разрабатывает административные регламенты, отражающие сроки и этапы их проведения (п. 17 Регламента, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 762).

Так, например, административным регламентом по проведению проверок в части выполнения санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, правил продажи отдельных товаров (приказ Службы от 16.07.2012 № 764) установлены следующие права Службы:

  • запрашивать у проверяемых лиц документы, информацию, образцы продукции и т. п.;
  • изымать образцы товаров, пробы объектов окружающей среды для их исследования, измерения;
  • обследовать жилищные условия граждан с их согласия;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими товаров и т. п.

При этом должностные лица должны соблюдать права и законные интересы проверяемых, в том числе:

  • организовывать проверку на основании распоряжения, проводить ее в соответствии с поставленными задачами и сроками;
  • предоставлять проверяемым лицам возможность давать разъяснения;
  • направлять проверяемым лицам документы по проверке, знакомить их с ее результатами.

В случае нарушения прав проверяемых последние могут оспорить действия (бездействие) должностных лиц Службы в административном порядке или в суде, а также потребовать возмещения причиненного вреда.

Так, апелляционный суд счел обоснованным вывод арбитражного суда о том, что предписание Службы о проведении дополнительных профилактических мероприятий возлагает на проверяемую организацию обязанность провести вакцинацию сотрудников против гриппа в отсутствие документов, подтверждающих законность таких требований, и это нарушает ее права и законные интересы (постановление от 12.04.2016 по делу № А33-24428/2015).

Особое внимание уделяется непосредственно правилам выполнения административных процедур при проведении проверок (раздел 3 Регламента). Их нарушение также может повлечь за собой признание документов, выданных по результатам проверки, незаконными и недействительными.

Так, позиция судов при исследовании материалов по делу № 307-АД14-4355 заключалась в том, что фиксация нарушений только в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, которое было составлено спустя неделю после проверки, не является достаточным доказательством наличия нарушений (постановление ВС РФ от 27.01.2015 № 307-АД14-4355).

ВАЖНО! В случаях, предусмотренных законодательством, проверка должна проводиться в порядке, установленном ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» от 26.12.2008 № 294. Такое требование установлено, например, ч. 7 ст. 46 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52.

Это значит, что если проверка по соблюдению санитарных правил проведена без учета предусмотренного законом № 294-ФЗ порядка, то предписание, выданное по ее результатам, может быть признано недействительным (определение от 10.03.2015 № 309-КГ14-7461).

Компетенция в области защиты прав потребителей

Помимо контроля за санэпидобстановкой Роспотребнадзор выявляет нарушения в области защиты прав потребителей. Согласно ст. 40 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I на него возложены соответствующие обязанности по реализации полномочий по надзору. Кроме составления протоколов об административных нарушениях и выдачи предписаний Служба также представляет свои интересы в суде, в том числе в целях защиты прав, законных интересов потребителей.

Наглядно представить, чем занимается Роспотребназдор в области защиты прав потребителей, можно, изучив судебную практику по данному вопросу.

Пример

Любопытно дело по иску кредитной организации к Роспотребнадзору о признании незаконным и недействительным предписания в части установления банку обязанности оформлять все заключаемые им с клиентами кредитные договоры шрифтом определенного кегля.

Согласно материалам дела Роспотребнадзором проведена проверка договора, заключенного банком с гражданином, в результате которой установлено нарушение банком требования санитарных норм о размере шрифта (то есть договор напечатан более мелким шрифтом, чем закреплено в правилах). А согласно закону № 2300- I информация о реализуемых товарах должна доводиться до покупателя в доступной и наглядной форме.

Руководствуясь указанными положениями и нормами, арбитражный суд заключил, что мелкий шрифт не обеспечивает доступность восприятия информации, содержащейся в договоре, что влечет нарушение прав клиентов банка. Судом принято решение, что нарушения подлежат устранению, а выданное предписание является законным. Апелляция по данному делу поддержала позицию суда 1-й инстанции (постановление от 10.05.2016 по делу № А58-6194/2015).

Как мы видим, функции Роспотребнадзора достаточно обширны и в первую очередь направлены на защиту прав покупателей и потребительского рынка, обеспечение санэпидблагополучия населения.

Реализация таких функций четко урегулирована как на уровне федерального законодательства, так и собственными административными регламентами Службы. В случае возникновения спорных ситуаций действия Роспотребнадзора могут быть обжалованы, что подтверждается обширной судебной практикой по этой категории дел.

Поделиться: