Что такое проект межевания. Проект межевания и проект планировки территории: характерные свойства и различия

СТ 43 ГрК РФ .

1. Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

2. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

3. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

4. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

5. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

6. На чертежах межевания территории отображаются:

1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;

2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

5) границы зон действия публичных сервитутов.

7. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются:

1) границы существующих земельных участков;

2) границы зон с особыми условиями использования территорий;

3) местоположение существующих объектов капитального строительства;

4) границы особо охраняемых природных территорий;

5) границы территорий объектов культурного наследия.

8. Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.

9. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

10. В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.

11. В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

12. В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

Комментарий к Ст. 43 Градостроительного кодекса РФ

1. Проекты межевания территорий представляют собой проектный документ, посредством которого происходит процесс реализации конкретных градостроительных мероприятий, при соблюдении интересов большого количества застройщиков и собственников. Проектное межевание осуществляется таким образом, чтобы реализация градостроительных мероприятий происходила с четкими выявленными и уточненными параметрами деятельности (величиной объектов различной степени крупности, степени дробности территории; объемом необходимых ресурсов для освоения (реконструкции); количеством собственников (арендаторов)). В проектах межевания процесс дифференциации крупного фрагмента территории на отдельные, относительно небольшие земельные участки, соизмеримые с имеющимися ресурсами, приобретает соответственно правовую основу.

Принципиальный смысл более мелкого (перспективного) деления территориальных элементов по сравнению с укрупненным (существующим) определяется тем, что планируемое деление территорий на отдельные земельные участки с градостроительной точки зрения осуществляется в направлении целесообразного и рационального освоения (использования) территории, а также тем, что отдельные земельные участки идентифицируются с конкретными пользователями.

Согласно статье 43 ГрК РФ межевание территории ограничивает стремление многих землевладельцев инициировать изменения в конфигурации земельных участков в ущерб государственным интересам и интересам муниципального образования (его текущего существования и развития). Одной из причин возникновения проблем точности выноса сформированных границ участков является необходимость раздела существующих земельных участков между их собственниками по выделенным в судебном порядке долям.

Выбор фрагментов территории муниципального образования, потенциально способных стать объектами межевания, не может осуществиться предварительно (заранее) по причине того, что существующие градостроительные ситуации многообразны. Следовательно, иметь в наличии заблаговременно множество различных вариантов участков с собранными сведениями относительно их существующего состояния и особенностей градостроительного освоения не представляется возможным. Таким образом, для участков, различающихся величиной, протяженностью, конфигурацией, планировочными особенностями, в каждом отдельном случае необходимо выполнять индивидуальные проектные и предпроектные разработки. Это в значительной степени усложняет процедуру проектного межевания, и не способствует проведению межевание территории как массового явления. Как правило, для межевания выделяется ограниченное количество таких фрагментов территории, отличающихся проблемными градостроительными ситуациями. Наряду с этим, крайне сложно получить предварительно полную и точную информацию о том, к какой категории потенциально может быть отнесен фрагмент территории: он может быть классифицирован как жилой район, межмагистральная территория, микрорайон, квартал, набережная, территория промышленного предприятия. В связи с этим также сложно получить универсальную методическую схему разработки проекта межевания, в равной степени применимую к различным градостроительным ситуациям.

Межевание является действенным средством нормализации и упорядочения градостроительных и экономических процессов, которые могут возникнуть с течением времени на территории в результате возможного увеличения числа застройщиков. Фрагменты территории в процессе развития могут приобретать неоправданно сложную конфигурацию и создавать трудности в достижении целей рационального обустройства (пространственной организации) территорий, что в значительной степени снижает инвестиционную привлекательность территорий.

Благодаря межеванию урегулируются как существующие, так и возможные притязания собственников на смежные участки. Проблемная среда не способна служить источником привлечения и вложения инвестиционных ресурсов. Для того чтобы инициировать инвестиционную (градостроительную) активность, необходимо наличие гарантий защиты действий инвесторов.

Отвечая на подобные проблемные ситуации, межевание обозначает наиболее перспективные фрагменты территории и одновременно устанавливает взаимосвязь земельных участков в определенных границах (объектов пользования) и собственников, землепользователей и арендаторов (субъектов пользования). Без проекта межевания территории органы землеустройства не имеют правовых оснований для формирования земельных участков на местности, результат которого - ухудшение привлекательности территорий муниципальных образований. Межевание позволяет грамотно организовать территорию, являясь при этом прогнозным инструментом управления развитием ее отдельных частей, выявляя потенциально проблемные с точки зрения развития фрагменты (с течением времени подобная необходимость осознается, однако впоследствии на их преодоление требуется большее количество ресурсов и времени).

2. Проект межевания - градостроительная документация о планировке территорий муниципальных образований, устанавливающая проектные границы межевания (разделения) территории с выделением границ земельных участков, границы действия и содержание ограничений (обременений) пользования земельным участком и публичных сервитутов в соответствии с красными линиями, другими линиями градостроительного регулирования. Основанием для разработки проектов межевания является документации территориального планирования, градостроительного зонирования, правил землепользования и застройки, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Проекты межевания разрабатываются в целях: эффективного использования застроенных и подлежащих застройке территорий и повышения уровня их благоустройства; обоснованного закрепления и передачи земельных участков в собственность, аренду физическим и юридическим лицам; регулирования землепользования и застройки на территории; полного и обоснованного налогообложения.

Проекты межевания могут разрабатываться для различающихся по степени и особенностям градостроительного освоения фрагментов территории, таких как застроенные и подлежащие застройке территории.

Проекты межевания могут разрабатываться по-разному: либо на основе проектов планировки территорий, либо в их составе. Проекты этого типа соответствуют различным объектам градостроительной деятельности. Для проектов межевания принято употреблять в отношении территории термин «планировочные единицы». Под планировочными единицами понимают устойчивые территориальные элементы планировочной структуры, характеризуемые высокой степенью связности процессов жизнедеятельности (микрорайон, городской квартал, парк, иной компактный массив территорий города), выделение которых имеет предметный характер и для которых разрабатываются проекты планировки территории, выявляющие красные линии застройки.

Кроме того, наличие проектов межевания необходимо при разработке землеустроительной документации для проведения процедуры установления границ земельных участков на местности и проведения кадастрового учета, а также при разработке (корректировке) градостроительной документации по планировке территории и в качестве основного материала для организации архитектурно-строительного проектирования.

3. Основными и обязательными элементами проектов межевания территорий являются границы земельных участков.

При разработке проектов межевания территорий соблюдаются следующие требования: границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним; границы существующих землепользований при разработке схем межевания не подлежат изменению, за исключением случаев изъятия земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков. Межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования. На территориях, подлежащих застройке, размеры земельных участков определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, нормами предоставления земельных участков и градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.

При разработке схем межевания территорий в границы земельных участков включаются территории: под зданиями и сооружениями; проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям; открытых площадок для временного хранения автомобилей; придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей; хозяйственных площадок; физкультурных площадок; резервных территорий. Для сложившихся и вновь формируемых объектов недвижимости, находящихся в общей собственности нескольких организаций, выделяется единый земельный участок, размер и границы которого устанавливаются в соответствии с основным функциональным назначением объекта.

4. В проектах межевания территории наряду с земельными участками и связанными ними правами собственников недвижимости выделяются части территории, обремененные правами третьих лиц (ограничения и сервитуты). Сервитут в самом общем случае рассматривается как право ограниченного пользования чужим (соседним) объектом недвижимости. Необходимо различать публичные и частные сервитуты. Частный сервитут устанавливается в интересах одного лица или группы лиц, а публичный сервитут в интересах неопределенного круга лиц (ст.23 ЗК РФ). При разработке проектов межевания установленные ранее публичные сервитуты уточняются. В соответствии с ними землепользователи обязаны обеспечить: безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры); возможность размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и беспрепятственный доступ на участок представителей соответствующих служб для ремонта объектов инфраструктуры и других целей. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В ряде случаев установление публичного сервитута может быть несовместимо с существующим характером градостроительного использования территории, или затруднено. Например необходимость установления публичного сервитута может существенно ограничить возможности использования земельного участка. В таких случаях действует предусмотренная п.7 ст.23 ЗК РФ процедура, позволяющая собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него земельного участка с возмещением органами государственной власти или местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, компенсацию понесенных им убытков в форме денежного возмещения (платы) за ограничения в пользовании участком. Если право на земельный участок, обремененный сервитутом, переходит к другому лицу, то установленный на участке сервитут сохраняется. По требованию собственника земельного участка действие сервитута может быть прекращено в том случае, если изменились основания, по которым он был установлен.

5. При разработке проекта межевания должны соблюдаться принципы, относящиеся к процедурным вопросам: соответствия и согласованности с документацией всех уровней: территориального планирования, градостроительного зонирования, а также с проектными решениями, обозначенными в проектах планировки; методической последовательности выполнения разработок.

В структуре проектов межевания выделяются текстовые и графические материалы, в состав которых в свою очередь входят следующие материалы: ситуационный план; оценка существующей градостроительной ситуации; основной чертеж; разбивочный чертеж (если это оговорено заданием); план проектных границ межевания земельного участка (если это оговорено заданием). Ситуационный план и оценка существующей градостроительной ситуации являются необходимыми видами работ, на основании которых разрабатывается основной чертеж.

Этапность выполнения проекта межевания определяется спецификой данного вида работ. Проекты межевания разрабатываются в три основные этапа: подготовительные работы; подразделение территории планировочной единицы на земельные участки территорий и объектов; определение границ (размеров) земельного участка объекта (группы объектов), границ действия и содержание публичных и частных сервитутов, других ограничений. На каждом последующем этапе используются выполненные на предыдущих этапах разработки. В зависимости от специфики градостроительной ситуации, для которой необходимо осуществление проектного межевания, подготовительные работы могут быть разных видов. Наиболее часто на практике используют сбор и анализ исходных данных, а также натурные обследования.

В процессе сбора и анализа исходных данных используют следующие виды информационных данных: материалы инвентаризации, межевания земель и отводов земельных участков для строительства (по данным земельного кадастра); действующая градостроительная документация о планировании развития и зонировании территории в отношении к конкретным планировочным единицам, проектной документации; установленный правовой режим и разрешенное использование земельных участков; материалы регистрации прав на недвижимое имущество для выявления фактического использования территории (зданий и сооружений) и действующих прав; данные о функционировании объектов инженерного и технического обеспечения территории, используется для установления охранных зон инженерных коммуникаций, а также для определения границ земельных участков, занятых наземными инженерными сооружениями.

Данные натурных обследований выявляют фактические изменения статуса, ведомственной подчиненности, количественных характеристик (параметров) объектов планировочной единицы, изменения в жилищном фонде и другие необходимые показатели, не отраженные в документах, перечисленных ранее.

6. На основании результатов подготовительного этапа осуществляются разделение территории планировочной единицы на земельные участки территорий и отдельно размещаемых объектов. На этом этапе формулируются основные требования, предъявляемые к определению проектных границ межевания земельных участков: обеспечение рациональной планировочной организации территории, учитывающей доступ с каждого земельного участка на земли общего пользования, а также доступ к объектам инженерно-технической инфраструктуры; необходимость предотвращения появления нестандартных и неиспользуемых земельных участков (при этом земельные участки должны покрывать территорию планировочной единицы без разрывов и перекрытий); установление размеров земельных участков в границах застроенных территорий с учетом фактического землепользования, нормативов градостроительного проектирования и норм, действовавших на период застройки указанных территорий; выявление территорий, размеры которых не соответствуют предельным нормативам, установленным градостроительными и иными нормами, с учетом того, что такие территории выделяются (резервируются) для строительства объектов недвижимости при условии соответствия образовавшегося земельного участка градостроительному регламенту; установление нормы предоставления земельных участков вновь осваиваемых территорий в соответствии с действующими федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, а также правилами землепользования и застройки; определение нормативных размеров земельных участков, передаваемых в общую долевую собственность собственникам жилых помещений многоквартирных домов; установление границ земельных участков объектов планировочной единицы по красным линиям, границам смежных земельных участков и проездов, естественным границам, базисным линиям, границам отводов магистральных инженерно-транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное. С учетом перечисленных требований определяются проектные границы межевания участков. После вычисления площадей всех земельных участков объектов и территорий планировочной единицы подсчитывается общий баланс территории микрорайона (квартала), другого территориально-планировочного элемента.

Дополнительные графические и текстовые материалы проекта межевания выполняются в составе, определяемым заданием на проектирование для определения границ, размеров земельного участка объекта, группы объектов, а также определения границ действия публичных и частных сервитутов, других ограничений (обременений) пользования объектом недвижимости.

7. Особенности разработки проектов межевания территории зависят от специфики выделенного для межевания территориального объекта. Одним из наиболее характерных видов проектов межевания является межевание квартала и заключается в следующих операциях. В пределах квартала (выбранной территории) выделяются основные проезды и проходы, которым целесообразно придать статус элементов улично-дорожной сети. Территории этих элементов не включаются в границы отдельных участков. Требуется решение вопроса о принятии их на баланс муниципального образования. Вместе с тем, выделяется сеть транспортных и пешеходных микрорайонных связей, которые не должны исчезнуть с появлением границ земельных участков. Если линии таких связей пройдут через территории выделенных участков, они защищаются соответствующим сервитутом.

На территории выделяются объекты микрорайонного благоустройства - детские площадки, которые обременяются публичным сервитутом, позволяющим пользоваться ими жителям соседних участков. Участки для отдельных строений и комплексов (детских садов, школ и др.) межуются в целом с учетом их фактического землепользования и имеющегося землеотвода. Границами для объектов, не имеющих пятна фактического землепользования или землеотвода, являются границы смежных участков, красные линии квартала, бордюрные камни выделенных полос проездов и проходов, а также линии границ, которые устанавливаются в ходе проектной разработки проекта межевания.

При установлении границ земельных участков на территории микрорайонов исходят из тех соображений, что в результате межевания территории должно быть достигнуто такое состояние, при котором жилые здания будут обеспечены теми территориальными элементами, без которых их нормальное функционирование не представляется возможным: земельным участком, составляющим пятно застройки здания (по отмостке); подъездами, подходами к наружному входу в здания, связывающими его с общественными транспортными коммуникациями, а также транспортные коммуникации, обеспечивающие пожарную безопасность; минимально необходимой придомовой территории, обеспечивающей своим наличием гарантированного свободного воздушного пространства, необходимого для освещения, инсоляции, аэрации жилых помещений; территорией, служащей для временного хранения автотранспорта жильцов дома и их гостей, а также для иных хозяйственных целей; благоустроенными рекреационными территориями для осуществления рекреационных задач для детей и взрослых, включая зеленые насаждения; инженерными коммуникациями, связывающими внутридомовые инженерные сети зданий и сооружений, расположенными на участке с соответствующими магистральными сетями.

В составе проекта межевания территории, при определении границ (размеров) земельных участков, индивидуальные границы устанавливаются для участков, на которые распространяется действие публичных и частных сервитутов, других ограничений.

Перечень требований, которым необходимо следовать на завершающем этапе выполнения проектных разработок определяется назначением проектов межевания. Назначение проектов во многом зависит от того, для какого территориального объекта разрабатывается документация. Возможные различия назначения документации отражаются в специфике графического и текстового сопровождения проекта межевания. Технические особенности составления материалов графической части проекта межевания зависят от того, к какому из следующих видов разработок они относятся: ситуационному плану; опорному плану; основному чертежу; разбивочному чертежу. Текстовая часть проекта обычно выполняется в форме пояснительной записки, в которой даются аргументированные разъяснения по графическим материалам, а также приложения, в которых брошюруются исходные материалы, результаты деловой переписки, возникших в процессе выполнения проекта исследований и вспомогательных расчетов.

Проект межевания территории, как форма выражения характеристик участка, является необходимым документом. Что такое проект межевания территории? Схематичный план, которым утверждается результат работы специалистов, исследующих тот или иной надел. Всё это необходимо в первую очередь для того, чтобы каждый владелец понимал, где расположена его территория, и мог реализовывать полноправное владение ею. Проект межевания территории всегда имеет определённую структуру, состав, а также требования, без соответствия которым документ не будет действителен. Кроме того, прослеживается связь между таким документами, как проекты планировки территории и проекты межевания территории. Подобные бумаги выступают основой ведения и оформления кадастровых бумаг и технических сведений участка.

При оформлении того или иного участка земли в полное владение гражданину приходится сталкиваться с большим количеством действий, связанных с обозначением и характеристикой надела. Что такое проект межевания? Это документ, который необходим в первую очередь лицу, которое желает оформить на себя земельный участок, так как такой проект отражает точное расположение его границ. При этом составить такой проект межевания земельных участков возможно при наличии специального оборудования, к которому относят и знаки, устанавливающие границу в натуре.

Разработка проекта межевания территории и сам проект межевания земельного участка оформляется исключительно специалистами-инженерами.

Важным моментом выступает разработка проекта планировки и межевания территорий, так как эти два понятия непосредственно связаны друг с другом. Проект межевания земельных участков своей целью всегда имеет определение границ, в том время как проект планировки территории позволяет отразить структурные элементы участка. Этим ППТ (проект планировки территории) и отличается от ПМТ (проекта межевания территории). Однако при этом проекты планировки и проекты межевания имеют общие черты, а именно оба они выступают градостроительными документами и могут применяться как к застроенной, так и к пустующей территории.

Так как использования проекта планировки имеет прямую связь с оформлением документа межевания территории, то и значение этих бумаг определяется в совокупности, несмотря на различные объекты отображения.

Итак, для чего необходимо составление рассматриваемых документов:
  • уточнение того, какие структуры имеются на территории, что может иметь прямое влияние на установление границ участка;
  • организация проезжих частей, тротуаров и улиц в целом, для чего необходимо и планирование, и проект межевания квартала в целом;
  • определение тех мест, где могут располагаться коммунальные сети, здания, сооружения и иные объекты, процесс межевания помогает не нарушить чужие границы.

Проект межевания территории как раз влияет на определение места для строительства, а также в первую очередь обозначает пределы возможных действий на той или иной территории. То есть без проекта межевания нельзя будет точно определиться с проектом планировки участки.

Помимо непосредственного оформления участка в полное владение, лицу проведение межевания может потребоваться и в таких ситуациях, когда возникают споры о праве на ту или иную часть земли. Проект межевания, проект планировки позволят точно определиться, где начинается чьё-то владение. А в случае отчуждения путём заключения какой-либо гражданской сделки потребуется обязательное предоставление технической документации надела для установления возможности передачи указанной площади земли. Именно поэтому межевание как форма выделения границ должно проводиться сразу при приобретении участка, а также впоследствии следует вносить изменения, если таковые имеются, или же проходить процедуру с самого начала для устранения несоответствий и нарушений интересов владельцев соседних участков.

Рассматриваемые проекты всегда отражают только долевое владение, так как предполагают отображение границ части одной общей территории.

Важно также уделять внимание расчётам архитекторов. Они составляются в том случае, когда на участке в будущем планируется проведение строительных работ. Такие проекты необходимы для того, чтобы определить нормы застроек, которые напрямую связаны с тем, какого рода возводится сооружение. Постройка напрямую будет зависеть от качества и состояния почвы, а также её устойчивости к нагрузкам, которые будут на неё осуществляться при строительстве. Всё это должно учитываться при формировании проектов ещё на начальном этапе.

Проектом межевания территорий определяется большое количество важных сведений об участке. Готовит его специалист, а соответственно, выделяются требования к проекту межевания земельных участков, к которым относят и точно определённый состав проекта межевания. При этом необходимо помнить, что требования к подготовке проекта межевания, в том числе когда осуществляется внесение изменений в проект межевания, закрепляются исключительно в законодательных актах, а их нарушение приведёт к недействительности документа.

Проект межевания территории регламентируется градостроительным законом, а также приказами, исходящими от министерства экономического развития.

Говоря о требованиях, которые необходимо соблюдать при оформлении проекта межевания земельных участков, подразумевается установление условий, которые касаются именно содержательной части документа.

Форма проекта может включать в себя сведения, внесённые и отображённые только конкретно-определёнными способами:
  • нельзя пользоваться карандашом, использоваться должны исключительно синие или фиолетовые чернила;
  • обязательно соблюдение масштаба изображения, а также формата листа А4;
  • использовать можно только русские буквы и соответствующие знаки;
  • необходимо соблюдать правила переноса информации на следующие листы, придерживаться нумерации и иных числовых обозначений;
  • соблюдение должного объёма текста.

Нарушение установленных правил приведёт к тому, что проект будет требовать изменений, а в некоторых случаях возможны перепланировки и новые исследования объекта.

Отдельно законодатель уделяет внимание составу проекта участка как целого, так и выделяемого в счёт земельной доли. В содержание любого варианта такого документа должно входить две части, одна из которых текстовая, отражающая все характеристики и расчёты, а вторая – графическая, которой будет утверждаться каждое обозначение на территории в схематичном варианте. При этом такой план может сразу содержать в себе сведения о нескольких частях территориях и их структурных элементах, а также касаться одного выделяемого в счёт земельной доли участка.

Межевой проект делает специалист на основании проекта планирования. Возможно дистанционное получение межевых документов на основании проекта планирования.

Согласно градостроительному закону форма проекта межевания должна соответствовать определённым правилам. Образец, который выступает как пример, проект и его бланк можно найти на электронных ресурсах. При этом следует обратить внимание на то, что обязательно разделение на текстовую и графическую часть, и в каждую из них должны входить определённые сведения.

К текстовой части относится:
  • информация о площади участка, выделяемого в счёт земельной доли;
  • сведения о способах образования;
  • информация о территории, которая будет относиться к местам общего пользования, их площадь и способы образования;
  • вид и назначение надела, например, для целей садоводства.

Относительно типов земель, указание подобных сведений необходимо. Если назначение у надела садоводческое, то он входит в СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество), а соответственно, меняется режим пользования и распоряжения им.

Вторая часть в межевом проекте является графической. Под ней понимается элемент документа, включающий в себя различные чертежи и схемы.

Здесь также должна содержаться конкретно-определённая информация:
  • при утверждении планировки всегда обозначаются красные линии;
  • отмечаются границы, определённые у участка;
  • красные линии для обозначения мест строительства в порядке создания проекта;
  • границы новых участков или преобразованных, а также надела, выделяемого в счёт земельной доли;
  • обозначение мест, где действует какой-либо публичный сервитут.

Отсутствие тех или иных сведений потребует доработки проекта, что может привести к отказу в его утверждении.

Когда необходимо обосновать проект межевания, то следует взять чертежи, которые в первую очередь отражают границы участков, объекты на них, а также охраняемые территории. В большинстве случаев доказательствами выступают именно чертежи, так как они представляют собой отображение участка в миниатюре, но с сохранением всех его характеристик.

Для того чтобы получить проект участка, необходимо направить заявку в соответствующую структуру. На сегодняшний день существует два варианта, это администрация того или иного населённого пункта, что возможно не в любом городе, следует уточнять это в конкретном муниципалитете, а также специальные компании, выполняющие подобную работу. В случае с органом власти обращаться следует непосредственно к начальнику департамента, а если заявка подаётся в компанию, то её приём осуществит уполномоченный на это сотрудник.

Заявка всегда должна сопровождаться техническим заданием, которое выдаётся заявителю. Его форма устанавливается компаниями и органами, оказывающими данную услугу.

Начальным этапом при подготовке проекта является сбор документов самим заявителем. Недостаточно подать заявку, следует предоставить бумаги, которые будут отражать ряд характеристик участка и определять возможность его межевания и дальнейшего составления проекта.

К необходимой информации относят:
  • необходимо получить полный анализ, отражающий состояние почвы в той зоне, где будут возводиться постройки;
  • исследование специфики имеющегося архитектурного контекста;
  • анализ уровня экологической безопасности работ, которые будут проводиться на участке;
  • документы, подтверждающие наличие технического обеспечения будущих работ;
  • анализ всех результатов строительства.

На основании вышеуказанных сведений администрация или же принимающая заявки компания оформляет решение на проведение кадастровых работ.

При принятии решения со стороны уполномоченного субъекта важно обращать внимание на наличие технического задания, которое будет выступать основой при планировании и выполнении необходимых кадастровых мероприятий. Оно выдаётся исключительно уполномоченным органом или организацией, после чего должно быть направлено специалистам, а именно кадастровым инженерам.

Только данная группа лиц может выполнять рассматриваемые работы, так как обладает необходимыми знаниями и навыками. Кроме того, в их распоряжении имеется необходимое оборудование и иное техническое оснащение.

Следующий этап – разработка проекта. Если заявку на межевание принимала администрация города, то ею запрашивается картографическое изображение участка, которое находится в реестре информационного банка и имеет все необходимые обозначения актуальных границ. На таком документы должны быть помещены все линии границ межевания, а также важные объекты участка. В случае участия компании, действующей по лицензии, она самостоятельно снимает копию картографического изображения надела и наносит на неё все необходимые отметки.

Если необходимо проведение каких-либо инженерных сетей, то помимо указанных выше сведений, следует получить ситуационные планы по размещению таких коммуникаций.

После разработки проектов обязательно нужно пройти процедуру их согласования. Независимо от того, кто является исполнителем, администрация или лицензированная компания, утвердить проект можно только путём передачи его на публичное слушание, где он будет рассмотрен и оценён. Помимо проекта, следует предоставлять выписку из ранее составленного генерального плана по застройке территории. Подобные слушания дают разрешение на кадастровые мероприятия, если проект соответствует всем требованиям и содержит исчерпывающие сведения. Всю документацию следует направить в службы по обеспечению газом, водой и электричеством, если проект предусматривает проведения подобных сетей коммуникации.

Процедура подготовки межевых документов проводится в установленные законом сроки. Если вопросом занимается администрация, то на всю процедуру уходит около двух месяцев, так как порядок получения разрешения на застройку забирает половину срока. Когда речь заходит о компаниях, оказывающих рассматриваемую услугу, то здесь период может быть в два раза меньше. Всё будет зависеть от условий соглашения, в котором подробно расписывается каждый этап всего процесса с расчётом времени и необходимых затрат.

Стоимость проекта также будет отличаться от тех ситуаций, когда уполномоченным субъектом выступает администрация или лицензированная компания. Если помощь оказывает орган власти, то она будет носить безвозмездный характер. Что касается помощи со стороны лицензированной компании, то стоимость работ будет устанавливаться по договору. Причём в её обязанность входит лишь подготовка проекта, за что и взимается плата. На сегодняшний день такая услуга может стоить от тридцати до четырёхсот тысяч рублей. Цена будет зависеть от объёма и продолжительности работы.

Таким образом, проект по межеванию является обязательным документом, который должен отражать все необходимые характеристики земельного участка, от площади до точного изображения границ. Всегда важно соблюдение правил по составу сведений проекта, а также требований, предъявляемых к его оформлению. Любое нарушение влечёт недействительность документа и необходимость доработок.

Его подготовка может быть осуществлена как органами власти, так и частными компаниями, при этом процедура в целом не будет иметь существенных отличий при первом и втором варианте.

Проект межевания земельного участка необходим для заключения разнообразных сделок (покупки, продажи, сдачи земли в аренду и т.д.) или разрешения споров, связанных, например, с границами наделов. Документ составляется профессионалами в сфере земли и состоит из аналитической части и чертежей.

Что представляет собой проект межевания?

Проект межевания территории – это документ, определяющий границы территории земельного надела. При этом на территории может находиться капитальное строение. Когда готовится проект межевания территории (ПМТ), границы наделов устанавливаются согласно условиям градостроительного законодательства и требований ФЗ No190, ст.43 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004.

В проекте закреплена разметка местности, на которой запланирована застройка. Документ определяет действия застройщиков при возведении новых объектов. Если участок подлежит делению на более мелкие части, также возникает необходимость составления этого документа.

Кто делает ПМТ?

Работы по проектированию осуществляются по распоряжению административных органов следующими специалистами:
  • эксперты местной администрации;
  • сотрудники организации, которая выполняет работы по межеванию (компания должна иметь лицензию, позволяющую заниматься данным видом деятельности).

Структура документа

Требования к структуре проекта межевания линейного объекта прописаны в п.5 ст.43 ФЗ No190. Традиционно в документе должны содержаться следующие сведения:
  • Подробные данные об участке земли.
  • Чертежи с указанием наделов, которые граничат с описываемой территорией.
  • Перечень затрат на оформление документации, её подготовку, на выполнение процедуры межевания.
Во вступительной части должны содержаться:
  • пояснительная записка;
  • особенности межевания;
  • инструменты, которые были использованы;
  • обоснование решений.
В первой части находится описание объекта, в котором проведено межевание:
  • границы исследованной территории;
  • её особенности;
  • измерения, выполненные подсчёты;
  • итог межевания.
Второй раздел проекта состоит из чертежей территории. На них обязательно должны быть нанесены линии, которые очерчивают границы надела, местонахождение капитальных строений на участке, в случае их наличия.

В структуре графической части присутствуют:

  • границы участка, которые традиционно обозначаются красными линиями;
  • отступы от линий границ – ограничения по возведению построек;
  • указание территории, где находится капитальное сооружение;
  • земля, на которой строятся новые сооружения;
  • площади, на которые установлен особенный порядок использования.

В некоторых случаях в документ также вносятся границы охраняемых земель, которые нельзя изменить, так как они признаны историческим, культурным наследием.


Как оформить проект межевания участка, который выделили в счет земельной доли, можно посмотреть в видеозаписи вебинара от создателей программы «Полигон»:

Проект межевания квартала

Документ, который составляется для уже застроенных территорий города, называется проектом квартала. Здесь также указываются границы, площадь земли, направления её использования.

Размеры территорий вокруг домов определяют в соответствии с нормативами, которые существовали на момент застройки зданий. В общем же закономерность следующая: чем раньше построен дом, тем меньше в нем этажей, и большее соотношение придомовой территории с квадратами жилой площади.

Процедура составления проекта межевания территории

Для создания проекта межевания нужно обратиться к специалистам, которые этим занимаются. В документе не должно быть ошибок, ведь он подается в государственные органы для последующей регистрации.

Процедура составления проекта включает в себя несколько этапов:

  • Эксперты выполняют всю необходимую подготовку по проведению межевания. Для этого изучается вся имеющаяся документация на эту землю.
  • На основании изученных бумаг составляется чертеж с разметкой границ.
  • Проводится процедура межевания земли.
  • Выполняются подсчеты, определение площади.
  • Составляются две части проекта.
  • Оценивается стоимость проведенных работ.
  • Проходит утверждение проекта межевания.
Выполненный проект должна утвердить местная власть того населенного пункта, которому принадлежит территория. После согласования проводятся публичные слушания, а в завершении проект должен быть утвержден главой района или области. В итоге, документ либо одобряется, либо отправляется на доработку.

В общей сложности на все эти этапы может уйти от трёх месяцев до одного года.

Стоимость проекта межевания территории

Стоимость составления документа зависит от компании, куда обратился заказчик, а также от местонахождения объекта. В сельской местности цены в несколько раз меньше, нежели в городе. На увеличение стоимости также могут повлиять следующие факторы:
  • размер территории;
  • непредвиденные трудности в сборе материалов;
  • использование дорогой аппаратуры;
  • срочность выполнения работ;
  • споры с соседями, касающиеся проведения границ.


В сельской местности расценки на составление проекта стартуют от 500 рублей, в городе варьируются от 5 000 до 500 000 рублей.

Внесение изменений в проект межевания территории

В случае обнаружения технических ошибок в проекте межевания территории в него необходимо внести изменения. Также возможны поправки в связи со сменой назначения имеющегося на данной земле здания, при , ограничениях или обременениях, применяемых к участку.

Для внесения изменений в проект нужно подать заявление в административные органы. В течение 30 дней оно должно быть рассмотрено.

В случае принятия положительного решения выполняется повторное проведение межевания и составление нового проекта с внесенными изменениями. Причиной для отказа может стать недостаточная аргументация о необходимости проведения повторного проектирования.

На составление проекта межевания территории нужно потратить и время, и деньги, но без этих бумаг сложно полноценно распоряжаться участком и отстаивать свои интересы. В документе должны быть точно определены границы участка, четко указано направление использования земли, поэтому важно доверить его составление проверенным специалистам.

Согласно нормативам действующего российского законодательства (глава 6 ст.51 Градостроительного кодекса Р.Ф) осуществление работ по строительству и реконструкции объектов нельзя начинать до тех пор, пока застройщик не имеет на руках разрешения соответствующих органов по надзору.

Положение получило распространение на все линейные объекты местного, регионального и федерального значения. К ним можно отнести газо- и водопровод, электролинии, дороги и так далее.

В соответствии с изменениями, которые были внесены в кодекс по градостроению, для получения такого разрешения следует собрать и предоставить пакет необходимых документов, основным из которых является проект планировки и межевания территории (ППиМТ).

Что такое ППиМТ

Проект планировки и межевания территории относится к особой категории документов по градостроению, которые разрабатываются с учетом проведения планируемых работ.
Межевание земельных участков под застройку, не нашедших своего отражения в земельном кадастре, имеет существенные отличия от межевания земли предназначенной для выдела.

Итак, при создании и разработке проекта планировки территории (ППТ) следует осуществить разметку земельного участка, где будут воспроизводиться строительные работы с учетом создания структуры на местности. С целью воплощения всех замыслов застройщика, в качестве главного основания составления проекта межевания, используются сведения из архитектурного и градостроительного планов.

В ППиМТ в обязательном порядке должны быть включены:

  • чертежи межевания;
  • документальное обоснование и подтверждение данных чертежей.

Целевое назначение проекта планировки, застройки и межевания

Составление ППиМТ считается необходимостью, основным предназначением которого является документальное утверждение территориальных границ, на которых запланировано воспроизведение реконструирования и непосредственно строительство линейных объектов.
Данная мера выступает в качестве гаранта, установленного в целях избежания необоснованных недоразумений и претензий с соседской стороны.

Разработка межевого плана по уточнению границ земельного участка , согласно градостроительному кодексу может производиться представителями местной власти по инициативе должностного или уполномоченного лица, который является заинтересованным в возведении новых объектов. Им может быть, как частное лицо, выступающее в качестве хозяина участка, так и один из органов власти.

Основополагающим условием считается наличие у застройщика таких официальных бумаг, как:

  • договора о развитии застроенной территории;
  • арендный договор с оговоренной возможностью комплексного освоения этого участка.

Как получить ППиМт

Давайте рассмотрим процесс подготовки проекта межевания территории детально. Итак, для этого нужно:

    1. Добиться разрешительного постановления на строительство от Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА). Наличие технического задания с предопределенным порядком по разработке проекта также является обязательным. Постановление КГА будет действовать 1 год, но в случае необходимости его можно будет продлить, обосновав при этом причины задержки строительства.
    1. Обратиться в местную администрацию с заявлением соответствующего содержания. При обращении важно располагать техническим заданием и схемой расположения линейного объекта.
    1. Далее, главой местной администрации издается постановление о подготовке документов и назначается сотрудник, ответственный за ведение данного проекта, в том числе за составление и подготовку демонстрационных материалов.
  1. Утверждение проекта может быть осуществлено только после проведения публичных общественных слушаний при участии лиц, проживающих на указанных участках и той категории людей, чьи интересы затрагиваются при воплощении проекта в жизнь.

Упрощение процедуры получения разрешения на строительство

Составление и оформление документации планировки территорий – сложный процесс, позволяющий собрать максимум полезной информации о конкретном земельном участке. Проект планировки территории может понадобиться, если вы хотите на каком-то земельном участке. Обычно для составления проекта выполняется целый комплекс работ, в который входит как планировка, так и межевание территории.

Образец плана по межеванию территории

Конечно, правильным решением будет доверить всю работу специалистам. Только они смогут качественно, правильно и быстро выполнить всю эту работу, верно оформив результаты и представив их в понятном виде.
Но все же знать об основных терминах и видах работ, которые включаются в планировку, будет полезно каждому.

Чаще всего, говоря про документацию планировки территории, специалисты имеют в виду проект планировки и межевания территории. Поэтому о них стоит рассказать поподробнее.


Когда работа специалистов завершена, вы получаете комплексное состояние транспортной инфраструктуры, экологического состояния земельного участка, социально-экономический потенциал определенной территории.

Зачем нужна документация планировки территорий

Многие люди, впервые сталкивающиеся со столь сложной задачей, зачастую не понимают, с какой целью проводится документация планировки территорий.


Виды документации для планировки территорий

Однако это очень важный этап для обеспечения стабильного развития определенных земельных участков в соответствии с разработанными документами по градостроительному проектированию. Это достигается путем:

  • детализации и уточнения планировочных структур, расположенных на отдельных территориях;
  • организации дорог и улиц;
  • установления границ территорий, где будут расположены здания коммунально-бытового и социально-культурного назначения, и другие объекты строительства.

Сбор всех необходимых данных и правильное выполнение расчетов – крайне сложная работа. Часть данных собирается непосредственно на местности, для конкретного объекта, что существенно усложняет задачу, поставленную перед специалистами.


Сбор данных о ландшафте местности

Как составляется проект

Основная цель, с которой составляется проект планировки территории, это подтверждение правильности всех решений (архитектурных и планировочных), которые будут применяться при возведении жилых и промышленных зданий, созданию инженерной и транспортной инфраструктуры.

В ходе составления специалисты также определяют наиболее важные и актуальные технико-экономические показатели, которые будут использоваться в дальнейшем.

Чтобы вся работа была выполнена не только быстро, но и максимально правильно, специалисты проделывают целый комплекс сложнейших работ:


Лишь после сбора всех необходимых данных и проведения тщательного анализа можно переходить к следующим этапам строительства.

Как проходит межевание земли

Межевание территории является очень важной операцией. Без этого невозможно проводить большинство операций с земельными участками. Любые проведенные вами операции с землей, считающейся вашей, могут считаться незаконными. Более того, не имея проект, создаваемый на основании межевания территории, вы не можете пользоваться или иным способом распоряжаться земельным участком.

Строительство, наследование, дарение, покупка, продажа, разделение, объединение – ни один из этих процессов не проходит без межевания, проведение которого должно полностью соответствовать действующему законодательству РФ. Выполнять какие-либо землеустроительные работы также нельзя.

Если вам нужно получить проект по межеванию территорий, разработка его может быть доверена лицензированным физическим или юридическим лицам, предоставляющим комплекс услуг картографического или геодезического характера. Кроме того, эта работа может быть проведена специалистами из проектно-изыскательных отделений Роснедвижимости.


Существующие функции Роснедвижимости

Вся работа разделена на несколько шагов:

Как видите, межевание земли представляет собой крайне сложную и кропотливую операцию, в ходе которой учитывается большое количество нюансов. Однако невозможно выполнять территориальное планирование, а также проводить любые строительные работы без неё.

Застройка территорий

Застройка территорий может вестись лишь после окончательного сбора всех необходимых данных, в перечень которых обязательно входит и земельное межевание. Во многом состав пакета документов зависит от того, какой именно объект планируется возводить на конкретном земельном участке.


пример плана объекта для возведения на садовом участке

От этого же зависит ряд требований, предъявляемых к строительству. Например, если вас интересует застройка территории садоводческих объединений, то его регулирует СНиП 30-02-97. В нем подробно перечислены все требования, которым должно отвечать не только строительный процесс, но и полученный в результате объект.

Обычное малоэтажное жилищное строительство (высота дома не должна превышать 3 этажа плюс мансарда, но не более 12 метров в целом) регулируется СНиПом 30-102-99.

Поделиться: