Продажа земель сельскохозяйственного назначения с нарушениями рф. Как оформить куплю — продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения

Имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе – оформить его продажу.

Собственник может сделать это по разным причинам. Данная сделка заключается в особом порядке.

В статье рассказывается о порядке и правилах оформления такой процедуры.

Сделки о купли-продаже земельных наделов с/х предназначения регулируют :

Чаще всего сельскохозяйственные наделы являются наиболее ценными и плодородными землями. Они обладают особым правовым статусом, поскольку защищаются государством в особом порядке (определено в ст. 77 ЗК РФ).

Если стороны не соблюдали правила купли-продажи с/х ЗУ, установленные законодательством, региональные власти вправе изъять такой участок земли. Также необходимо помнить, что надел должен использоваться в соответствии с его целевым назначением. Причём по закону, продавец также должен заботиться о его плодовитости и экологическом состоянии (при несоблюдении возложенных обязанностей государство также может забрать участок). Уже после того, как земля была продана, эти обязанности ложатся на нового владельца.

Правила и порядок проведения сделки купли-продажи

Собственниками сельскохозяйственных участков могут быть как юридические, так и физические лица, а также государственные и муниципальные органы.

Если же владелец был членом производственного кооператива и решил выйти из него, он может не выделять свою долю из общего земельного массива, а продать её.

Кто бы ни был продавцом, процесс продажи земли с/х назначения включает несколько этапов:

Земельные участки сельхоз назначения продаются на определённых условиях , с учётом:

  • Целевого назначения надела.
  • Плодородности сельскохозяйственных угодий.
  • Можно ли .
  • Величиной , взимаемого с земли.

Для осуществления сделки продавец должен будет подготовить и предоставить покупателю и органам госучёта всю необходимую документацию. Покупатель будет обращать внимание на все важные моменты, указанные в документах – совпадает ли фактическое и юридическое местонахождение приобретаемого объекта недвижимости, сходятся ли реквизиты продавца, продающего ЗУ и его владельца и т.д.

Владелец может сам решить, на каких условия он хочет продать землю:

  • Оформить продажу с полным расчётом.
  • Продать в рассрочку.
  • Затребовать или аванса от покупателя, что подтвердит серьёзность его намерений (в таком случае потребуется подписать предварительное (дополнительное) соглашение либо расписку).
  • Передать надел организации как собственность, указанную в её уставном капитале.

Территория принадлежит государству

Продажа земли c /х пользования, принадлежащая государству, проводится в особом порядке, а сам процесс продажи может затянуться на срок до двух лет. Властные структуры относятся к первичному рынку продавцов и покупателей земельных наделов.

Продажа ЗУ, принадлежащих муниципальным и государственным структурам , осуществляются следующим образом:

Цену участка продавец (т.е. муниципалитет) определяет главным образом исходя из его коэффициента плодородности и особенностей почвы, а уже затем на основе его местонахождения и площади. Стоимость будет определена в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми органами местной власти. В каждом регионе есть списки льготников, которым землю предоставляют в первую очередь.

Владелец – физлицо

Продажа сельскохозяйственных угодий физическими лицами (на так называемом вторичном рынке) осуществляется по стандартной процедуре.

Продавец готовит комплект правоустанавливающих документов. Сделки с физическими лицами заключаются быстрее, но менее безопасны, поэтому нужно особенно тщательно проверять все документы и продумать условия продажи.

В том случае, если вся документация, предоставляемая продавцом и покупателем, оформлена в установленной форме и в ней не обнаружены ошибки, стороны могут заключать сделку. Для этого составляют и подписывают договор купли-продажи сельскохозяйственного надела.

Стороны рассчитываются между собой, а сам ЗУ переходит к новому владельцу после подписания передаточного акта.

Уведомление о продаже

Итак, перед продажей земли третьим лицам требуется сначала оповестить об этом органы местной власти (ст. 8 ФЗ Об обороте земель c/х назначения).

Как обладатель права преимущественной покупки ЗУ, местная администрация должна дать ответ, согласна ли она купить надел по той цене, что была установлена продавцом.

Уведомление является открытым предложением продавца участка (офертой). Оно подаётся в письменной форме, где помимо стоимости участка указывают:

Пакет документов, необходимый для осуществления сделки

Для продажи необходимо подготовить :

  • Паспорта участников сделки. Если продажу или покупку осуществляет доверенное лицо, нужно будет предоставить ещё и доверенность, заверенную нотариусом.
  • предмета сделки.
  • Документы, подтверждающие права продавца на землю сельхоз назначения.
  • Отказ местных властей от права преимущественной покупки ЗУ или свидетельство, подтверждающее тот факт, что продавец известил районную администрацию о начале продажи, но не получил от неё ответа в установленный законом срок.
  • Сам договор купли-продажи.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Протокол собрания собственников (если продаваемый надел является частью общего земельного массива фермерского хозяйства).

Договор купли-продажи ЗУ сельхоз назначения имеет общую структуру. В нём необходимо указать:

Продавец не имеет право продать земельный надел c/х назначения следующим лицам:

  • Гражданам иностранных государств (согл. ст. 3 ФЗ Об обороте ЗУ сельхоз назначения).
  • Лицам, которые на момент покупки превышают лимит (устанавливаемый каждым субъектом) максимальной площади сельхоз земель, находящихся в собственности у одного лица (ст.4 того же ФЗ).

Особенности и порядок продажи пая

Земли часто передают в пользование аграрным организациям или частным фермерам. Они нужны им в качестве пастбища, для выращивания определённых культур и т.д.

Государство (органы власти субъекта) также обладает правом преимущественного приобретения участка. Сначала продавец должен будет предложить органам местного самоуправления.

Для этого он готовит и отправляет извещение (заказным письмом с уведомлением о получении), где указывает:

Если нарушить право преимущественной покупки, продажа пая любому лицу будет считаться незаконной. Это основное условие, без соблюдения которого невозможна дальнейшая регистрация прав и выполнение сторонами своих обязанностей – государство через суд (в течение года с момента регистрации покупателя в качестве владельца) может забрать права на ЗУ, у покупателя заберут участок и право собственности, а у продавца – вырученные деньги

Продавец самостоятельно определяет стоимость продаваемой недвижимости . Она может быть основана не только на , но и на других рыночных и натуральных показателях – месторасположение, размер доли и т.д. Оплата должна быть перечислена не позже 90 дней со дня продажи.

Стоимость ЗУ будет зависеть и от прочих факторов:

С момента отправления извещения в соответствующий органов есть 30 дней на то, чтобы всё проверить и дать ответ. Если же государство отказывается от покупки пая (либо игнорирует предложение), владелец может предлагать его другим покупателям. Но только по той цене, по которой он предлагал его органам власти.

Продажа осуществляется при заключении письменного договора купли-продажи. Права на пай регистрируются в местном отделении Росреестра. Желающему оформить право собственности придётся оплатить госпошлину (согласно НК РФ) за проведение регистрации, а также понести другие издержки.

Правила аренды

В статье 9 ФЗ Об обороте земель с/х назначения определено, что в аренду разрешено передавать те участки, что стоят на государственном учёте в кадастровой службе (как в личной, так и в долевой собственности).

Для заключается договор между владельцем участка и его арендатором, в котором определена арендная плата (в натуральном или денежном эквиваленте) и другие условия сотрудничества.

В нём может быть прописано, что:

  • Участок возвращается назад арендодателю после истечения срока аренды, либо же передаётся во владение арендатору.
  • Нарушение условий соглашения приводит к определённым санкциям в отношении нарушителя.

Если на протяжении всего срока соглашения арендатор не нарушил условия договора и исполнял свои обязательства, за ним сохраняется преимущественное право на заключение нового договора аренды. Совокупная площадь всех с/х наделов, одновременно арендуемых одним лицом, законом не ограничена.

Минимальный срок аренды сельскохозяйственной земли определяется на уровне субъекта РФ. Максимально возможный срок аренды сельхозземель – 49 лет.

Договор должен быть зарегистрирован в государственных органах. Помимо этого, если участок находится в долевой собственности, для заключения договора аренды потребуется разрешение собрания совладельцев объекта недвижимости.

Об общих правилах продажи ЗУ смотрите в следующем видеосюжете:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)
Номер документа: 550
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 01 декабря 2016
Дата редакции: 17 января 2017

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ...

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , статьей 20 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Бурятия:

- от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" ;

- от 15.03.2016 N 90 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" .

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и устанавливает порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

1.2. Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - Минимущество РБ).

1.3. Для проведения публичных торгов по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и для продажи такого земельного участка посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , Минимуществом РБ создается комиссия по продаже земельного участка в количестве не менее трех человек (далее - Комиссия).

Комиссия осуществляет функции, предусмотренные настоящим Порядком, если на заседании Комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов.

Положение о Комиссии утверждается Минимуществом РБ.

2. Организация и проведение публичных торгов по продаже земельных участков

2.1. Публичные торги по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - земельные участки), проводятся в форме аукциона и являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений (далее - аукцион).

2.2. Решение о проведении аукциона принимается Минимуществом РБ.

2.4. Организатором аукциона выступает Минимущество РБ.

2.5. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.

2.6. Минимущество РБ устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона, которая определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

2.7. Извещение о проведении аукциона опубликовывается в газете "Бурятия" и размещается на официальном сайте Минимущества РБ в сети Интернет (далее - официальный сайт) не менее чем за тридцать календарных дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

2.8. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

2.8.1. Об организаторе аукциона.

2.8.2. О реквизитах решения о проведении аукциона.

2.8.3. О месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.

2.8.4. О предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

2.8.5. О начальной цене предмета аукциона.

2.8.6. О "шаге аукциона".

2.8.7. О перечне документов, представляемых для участия в аукционе.

2.8.8. О форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, адресе места ее приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

2.8.9. О предусмотренных ограничениях участия отдельных категорий лиц в приобретении земельного участка, являющегося предметом аукциона.

2.9. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи земельного участка.

2.10. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

2.10.1. Заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме.

2.10.2. Заверенная заявителем копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для граждан).

2.10.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

2.10.4. Заверенная заявителем копия устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).

2.10.5. Копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенная нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.

2.11. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 2.10 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. )

2.12. Прием документов прекращается не ранее чем за пять календарных дней до дня проведения аукциона.

2.13. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота аукциона.

2.14. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в течение трех рабочих дней со дня ее поступления с приложением иных документов, поступивших от заявителя.

2.15. Заявитель имеет право отозвать принятую Минимуществом РБ заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме Минимущество РБ.

2.16. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

2.16.1. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о проведении аукциона, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.

2.16.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.

2.16.3. Подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником аукциона или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.

2.16.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.

2.17. Комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания Комиссией протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается Комиссией не позднее чем в течение одного рабочего дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола.

2.18. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, Минимущество РБ направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 2.17 настоящего Порядка.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

2.19. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

2.20. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся.

2.21. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет Комиссия. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается в Минимуществе РБ. В протоколе указываются:

2.21.1. Сведения о месте, дате и времени проведения аукциона.

2.21.2. Предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка.

2.21.3. Сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем предложении о цене предмета аукциона.

2.21.4. Наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона.

2.22. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подписания данного протокола.

2.23. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок.

2.24. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

2.25. Минимущество РБ направляет победителю аукциона три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте.

2.26. Если победителем аукциона не был подписан и представлен в Минимущество РБ договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель аукциона утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае аукцион признается несостоявшимся.

2.27. Минимущество РБ объявляет о проведении повторного аукциона не позднее чем через два месяца со дня признания аукциона несостоявшимся.

2.28. Начальная цена земельного участка на повторном аукционе снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на аукционе, признанном несостоявшимся.

2.29. Организация и проведение повторного аукциона осуществляются в том же порядке, что и первый аукцион. Повторный аукцион признается несостоявшимся по основаниям, предусмотренным для признания несостоявшимся первого аукциона.

2.30. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения.

3. Организация и проведение продажи земельных участков посредством публичного предложения

3.1. Организация продажи земельных участков посредством публичного предложения (далее - продажа земельного участка) осуществляется Минимуществом РБ.

3.2. Решение о продаже земельных участков принимается Минимуществом РБ.

3.3. Минимущество РБ устанавливает начальную цену продажи земельного участка (далее - цена первоначального предложения) в размере начальной цены повторных торгов, величину снижения цены первоначального предложения (далее - "шаг понижения"), минимальную цену продажи земельного участка, по которой может быть продан земельный участок (далее - цена отсечения) и которая не может быть ниже пятидесяти процентов цены первоначального предложения.

3.4. Комиссия в процессе подготовки и проведения продажи земельного участка осуществляет следующие функции:

3.4.1. Проверяет правильность оформления представленных заявителями документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в извещении о проведении продажи земельного участка.

3.4.2. Принимает решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка и уведомляет заявителей о принятом решении.

3.4.3. Назначает из числа членов Комиссии ведущего продажи земельного участка (далее - Ведущий продажи).

3.4.4. Определяет победителя продажи земельного участка и оформляет протокол об итогах продажи.

3.4.5. Осуществляет иные функции, связанные с проведением предусмотренной настоящим Порядком продажи земельных участков, не отнесенные настоящим Порядком к полномочиям Минимущества РБ.

3.5. Для участия в продаже земельного участка заявители (лично или через своего представителя) представляют в Минимущество РБ в установленный в извещении о продаже земельного участка срок заявку на участие в продаже земельного участка (далее - заявка) и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, которые содержатся в указанном извещении. Заявка и опись представленных документов представляются в двух экземплярах, один из которых остается в Минимуществе РБ, другой - у заявителя.

3.6. Извещение о продаже земельного участка, опубликовываемое в газете "Бурятия" и размещаемое на официальном сайте, должно содержать сведения:

3.6.1. Об организаторе продажи земельного участка.

3.6.2. О реквизитах решения о продаже земельного участка.

3.6.3. О месте, дате, времени проведения продажи земельного участка.

3.6.4. О предмете продажи земельного участка (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

3.6.5. О начальной цене продажи земельного участка (цене первоначального предложения).

3.6.6. О "шаге понижения" и цене отсечения.

3.6.7. О форме заявки на участие в продаже земельного участка, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в продаже земельного участка.

3.6.8. О перечне документов, предоставляемых для участия в продаже земельного участка.

3.6.9. О форме подачи предложений о цене земельного участка.

3.7. Обязательным приложением к извещению о продаже земельного участка, размещаемому на официальном сайте, является проект договора купли-продажи земельного участка.

3.8. Для участия в продаже земельного участка заявители представляют в Минимущество РБ следующие документы:

3.8.1. Заявку по установленной в извещении о продаже земельного участка форме.

3.8.2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).

3.8.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

3.8.4. Заверенную заявителем копию устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).

3.8.5. Копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.

(п. 3.8.6 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.9. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 3.8 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.10. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота.

3.11. Прием заявок начинается с даты, указанной в извещении о продаже земельного участка, осуществляется в течение не менее двадцати пяти календарных дней и заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения заявок и документов претендентов.

3.12. Заявки, поступившие по истечении срока приема заявок, возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней со дня их поступления с приложением иных документов, поступивших от таких заявителей.

3.13. Заявитель имеет право отозвать поданную заявку до момента признания его участником такой продажи.

3.14. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка оформляется протоколом Комиссии.

В протоколе о признании заявителей участниками продажи земельного участка должны содержаться: сведения о перечне принятых и отозванных заявок, решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске заявителя к участию в продаже (с указанием оснований отказа).

При наличии оснований для признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия принимает соответствующее решение, которое заносится в протокол.

3.15. Заявителю отказывается в допуске к участию в продаже по следующим основаниям:

3.15.1. Заявка подана лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником продажи земельного участка или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.

3.15.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.

3.15.3. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о продаже земельного участка, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.

3.15.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.

3.16. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок.

3.17. Заявители, признанные участниками продажи земельного участка, и претенденты, не допущенные к участию в продаже земельного участка, уведомляются о принятом решении не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения протоколом, путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

3.18. Заявитель приобретает статус участника продажи земельного участка с момента оформления протокола о признании заявителей участниками продажи земельного участка.

Информация об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка размещается на официальном сайте в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.

3.19. Продажа земельного участка осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня в рамках одной процедуры в следующем порядке:

3.19.1. Продажа земельного участка проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания заявителей участниками продажи земельного участка, но не ранее истечения сроков, указанных в пункте 3.18 настоящего Порядка.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.19.2. Продажа земельного участка проводится Ведущим продажи в присутствии других членов Комиссии.

3.19.3. Участникам продажи земельного участка выдаются пронумерованные карточки участника продажи земельного участка.

3.19.4. Процедура продажи начинается с объявления председателем Комиссии об открытии продажи земельного участка.

3.19.5. После открытия продажи земельного участка ведущим оглашаются основные характеристики земельного участка, цена первоначального предложения и цена отсечения, а также "шаг понижения".

"Шаг понижения" устанавливается Минимуществом РБ в фиксированной сумме, составляющей не более десяти процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

3.19.6. После оглашения Ведущим продажи цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене земельного участка Ведущим продажи осуществляется последовательное снижение цены на "шаг понижения".

Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи земельного участка поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".

3.19.7. Право приобретения земельного участка принадлежит участнику продажи земельного участка, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи земельного участка после троекратного повторения Ведущим продажи сложившейся цены продажи земельного участка. Ведущий продажи объявляет о продаже земельного участка, называет номер карточки участника продажи земельного участка, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи земельного участка.

3.19.8. Цена земельного участка, предложенная победителем продажи земельного участка, заносится в протокол об итогах продажи земельного участка, составляемый в 2 экземплярах.

3.20. Протокол об итогах продажи земельного участка, подписанный Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи земельного участка.

Уведомление о признании участника продажи победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов продажи земельного участка.

3.21. Продажа земельного участка признается несостоявшейся в следующих случаях:

3.21.1. Не было подано ни одной заявки на участие в продаже земельного участка либо ни один из заявителей не признан участником продажи земельного участка.

3.21.2. Принято решение о признании только одного заявителя участником продажи земельного участка.

3.21.3. После троекратного объявления Ведущим продажи минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

3.22. В случае признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия в тот же день составляет соответствующий протокол.

3.23. Минимущество РБ направляет покупателю три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола об итогах продажи земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной покупателем. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола об итогах продажи на официальном сайте.

3.24. Если победителем продажи земельного участка не был подписан и представлен в Минимущество договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель продажи земельного участка утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае торги по продаже земельного участка признаются несостоявшимися.

3.25. Протокол об итогах продажи земельного участка не позднее двух рабочих дней со дня подведения итогов продажи земельного участка размещается на официальном сайте.

Название документа:
Номер документа: 550
Вид документа: Постановление Правительства Республики Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный Интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 02.12.2016

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2016

Дата принятия: 01 декабря 2016
Дата редакции: 17 января 2017

Сельскохозяйственный бизнес всегда был и будет актуальным. Покупка земли под организацию сельского хозяйства может стать действительно прибыльным делом.

Как осуществить покупку такой категории земли и чем данный вид разрешенного пользования регулируется в России?

Пункт второй этой же статьи и того же закона указывает на обязанность продавца земли сельскохозяйственного назначения сообщить в письменной форме высшему органу исполнительной власти в РФ либо органу местной администрации о намерении реализовать участок.

При этом должна быть указана цена, размеры, месторасположение земли и сроки расчета по .

Регулирование продажи участков, принадлежащих государству или муниципалитету, осуществляется Главой 5 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу земли предоставляются по итогам торгов в форме аукциона. предоставляется земельный участок сельскохозяйственного назначения только сельскохозяйственной организации или крестьянскому () хозяйству, если данные хозяйствующие субъекты использовали землю и в течение 6 месяцев после возникновения прав на нее муниципалитетом подали заявление на или .

У кого можно купить землю сельскохозяйственного назначения и как найти подходящий участок?

Владельцами земельных участков сельскохозяйственного использования могут быть как физические, так и государство, муниципалитеты.

Продажа сельскохозяйственных земель сегодня набирает активные обороты. Ведь если правильно подобрать участок и надлежащим образом его оформить, то можно и помимо сельскохозяйственных вопросов решить жилищный.

Не запрещена законом застройка сельхоз участка. В случае создания крестьянско-фермерского хозяйства субъекту такой деятельности разрешается строить жилье, так как фермерам нужно где-то жить в процессе работы.

В то же время использование сельскохозяйственного участка должно быть строго по его назначению. Без формирования крестьянско-фермерского хозяйства застраивать домами землю не допускается.

При покупке подходящего участка будущий землевладелец должен учесть все нюансы и определиться со всеми моментами: целями использования сельскохозяйственных угодий, условиями использования участка, размером земельного налога, качественным состоянием земли, уровнем почв.

Все сделки с недвижимым имуществом заключаются в письменной форме.

Лучше всего обращаться за помощью в специализированные агентства по недвижимости с высокой репутацией. Они помогут выяснить историю земельного участка, оформят все необходимые документы, уладят возможные проблемы. Естественно, это устраняет риски покупателей земель, за что требует от них соответствующей платы за оказываемые услуги. В любом случае решать приобретателю земли.

Особенности договора купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения

Статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливается преимущество в праве покупки земельного участка субъектом РФ либо в определенных случаях муниципальной администрацией, на территории которой располагается земля.

Продавец при реализации участка обязан в письменной форме уведомить об этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ или в предусмотренных законодательством случаях известить орган местного самоуправления. При извещении о продаже собственник указывает следующие сведения:

  • Стоимость участка;
  • Площадь участка;
  • Местонахождение участка;
  • Срок осуществления взаимного расчета по договору купли-продажи.

Это далеко не все сведения, которые необходимо предоставить продавцу земли. Полный перечень содержится в абзаце первом пункта 2 статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Такие сведения, как правило, в дальнейшем составляют основу всего договора купли-продажи, определяют его . Также следует в уведомлении о продаже указывать информацию о продавце и кадастровый номер земельного участка, приложить к уведомлению ксерокопии правоустанавливающих документов на участок. Извещение о продаже является офертой, то есть открытым предложением лица заключить сделку с адресатом, принявшим предложение.

Стоимость продаваемой земли определяется только по усмотрению продавца и является, соответственно, рыночной.

Продавцу необязательно определять цену земли в зависимости от . Цена участка указывается в рублях, и покупатель обязуется ее внести в указанный по договору срок, в том числе при оплате в несколько этапов.

Переход права собственности официально закрепляется . Общим правилом ГК РФ максимальный срок проведения расчетов по сделке купли-продажи составляет 90 дней. Отсчет трехмесячного срока пойдет не со дня получения извещения публичным образованием о желании продавца реализовать участок либо со дня получения продавцом ответа, а непосредственно с момента государственной регистрации.

Без государственной регистрации подобный род сделок является в соответствии с пунктами 1-ыми статей 131, 164, 165, 551 ГК РФ.

Размер сельскохозяйственного участка, как и любого другого, считается по общепринятым величинам - гектарам или квадратным метрам.

Месторасположение участка определяется путем описания его с указанием адреса внутри субъекта РФ, муниципального образования. При описании используется направление от ближайшего населенного пункта и расстояние до него (к примеру, в 10 км на юго-восток от города Краснодар). В любом случае, к договору необходимо приложить кадастровый план участка (паспорт) с его кадастровым номером.

Право покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность не имеют:

  • (статья 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
  • Лица, у которых при покупке участка будет превышен максимально установленный законом субъекта РФ размер общей площади сельскохозяйственных земель, принадлежащих одному лицу (п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
  • Иные лица по законодательству Российской Федерации.

Структура договора общая для всех сделок по купле-продаже земельных участков. В бланке следует указать следующие сведения:

  • Место и дата заключения договора.
  • Стороны договора (сведения о них в зависимости от вида субъектов: паспортные данные физических лиц, наименования организаций и государственных органов).
  • Данные о передаваемом участке (площадь, месторасположение, кадастровый номер, категория земли, кому принадлежит и так далее).
  • Цена, подлежащая к уплате покупателю земельного участка.
  • Порядок расчета по договору.
  • Наличие обременений и ограничений земельного участка сельскохозяйственного назначения.
  • Момент вступления договора в силу.
  • Количество экземпляров, в которых составляется договор.
  • Подписи сторон.

Особенности покупки доли земельного участка под сельскохозяйственные цели

При покупке доли земельного участка сельскохозяйственного назначения существуют определенные ограничения:

  • Участники долевой собственности имеют право продать свою земельную без выделения земельного участка в счет земельной доли только другому участнику данной долевой собственности, сельскохозяйственной компании либо физическому лицу, которое является членом крестьянско-фермерского хозяйства. При этом нет необходимости в обязательном уведомлении других участников долевой собственности о желании продать свою долю.
  • Во время регистрации перехода права собственности на долю сельскохозяйственных угодий к другому участнику помимо стандартного перечня документов необходимо предоставить документы, подтверждающие возможность реализации земельной доли или возможность ее занесения в уставный капитал.
  • Законодательством не предусмотрено на продажу доли земельного участка для государственных властей субъектов РФ или местных органов власти в отличие от продажи полноценного земельного надела.

Государственные органы покупают право на доли земель бесплатно в случае отказа от оформления земельной доли физическим лицом.

Таким образом, продажа земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения любому третьему лицу невозможна без выделения ее из общей долевой собственности.

После того как доля будет официально выделена, ее границы будут очерчены, собственник обязан предложить купить выделенный участок сначала органам власти субъекта РФ или органам местного самоуправления. Только в случае их отказа у собственника появляется возможность продать свою долю любому другому стороннему лицу.

Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности: общее понятие

Земли, принадлежащие государству и территориальным общинам, продаются с торгов. Конкурсный порядок реализации участков одновременно гарантирует частный и публичный интерес.

Применительно к имуществу публичных образований торги имеют множество преимуществ перед прямыми продажами. Они обеспечивают:

  • должную гласность при реализации публичных земель, которые в доктрине земельного права и общественном сознании согласно советской традиции признаются народным достоянием;
  • открытость информации о перечне и условиях продажи отчуждаемых участков для потенциальных покупателей, СМИ, контролирующих госструктур;
  • свободный и равный доступ всех заинтересованных лиц (граждан и организаций) к участию в конкурсных процедурах;
  • максимальные поступления в бюджеты разных уровней за счет роста продажной цены участков;
  • предотвращение злоупотреблений со стороны чиновников.

Особенности заключения договоров на торгах регламентированы ст. 447 Гражданского кодекса России. Они могут иметь форму:

  • аукциона, победителем которого является лицо, согласившееся уплатить наибольшую цену;
  • конкурса, победителем которого признается лицо, чье предложение конкурсная комиссия сочла оптимальным.

Аукционы по продаже публичных земель проводятся открыто.

Участие в открытом аукционе в электронной форме может принять любое дееспособное лицо, для этого достаточно обзавестись электронной подписью.

Но есть исключения. Так, не будет принята заявка на участие в конкурсе по продаже участка земли сельскохозяйственного назначения, поступившая от иностранца; компании, 50% уставного капитала которой принадлежит иноземному инвестору. Дело в том, что названная категория лиц вправе обладать сельскохозяйственными землями только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

П. 10 ст. 39.11 ЗК РФ предусматривает ряд случаев, когда участниками торгов, связанных с предоставлением публичных земель в частные руки могут быть только юридические лица. Однако речь здесь идет о продаже прав аренды, а не о собственности.

Отличия аукционов в электронной и традиционной форме

Ранее все торги (в том числе - по реализации имущества, принадлежащего государству) проводились очно. Традиционный формат торгов предполагает, что конкурсные участники присутствуют на торгах лично либо обеспечивают явку представителей по доверенности.

Лицитатор последовательно оглашает цены, отличающиеся от начальной на один и более «шагов» (начальная цена + шаг; начальная цена + шаг + шаг и т.д.). Участники торгов уведомляют лицитатора о готовности уплатить новую повышенную цену путем поднятия руки или иным наперед согласованным способом.

Цена лота повышается до тех пор, пока она не устраивает единственного участника торгов. Этот факт по традиции устанавливается троекратным ударом молотка и восклицанием лицитатора «продано».

Применение электронной формы не изменило суть торгов по продаже участков. Как и раньше, речь идет о последовательном повышении цены лота до тех пор, пока ее готов будет уплатить единственный оставшийся участник. Разница состоит в следующем:

  • электронные торги проводятся «заочно», без личного присутствия участников;
  • местом проведения аукциона является торговая площадка в Интернете;
  • для участия в торгах необходим доступ в электронный личный кабинет;
  • электронный сервис автоматизирован, лицитатор не нужен;
  • участник торгов в электронной форме может идентифицироваться, торговаться и совершать иные юридически значимые действия только с помощью электронной цифровой подписи.

По сравнению с торгами в традиционной форме, электронные аукционы обеспечивают еще большую объективность. Отсутствие лицитатора и автоматизация всех процедур практически исключает влияние человеческого фактора на ход торгов и подведение итогов. Электронная форма аукциона сводит к минимуму возможность последующего обжалования результата аукциона.

Преимущества электронных аукционов очевидны, но у них есть существенный недостаток. Торги по продаже земельных участков призваны обеспечить свободный доступ к участию в них максимального количества заинтересованных лиц.

Необходимость владения электронной цифровой подписью для организаций необременительна. Но этого никак нельзя сказать о гражданах.

Физическому лицу затруднительно приобретать электронную подпись (действует год после сертификации электронного ключа) и учиться пользоваться электронным сервисом только для того, чтобы приобрести участок, единственный раз в жизни. Возможно, именно поэтому законодатель не перевел все аукционы по продаже земель в электронный формат.

Случаи, когда аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме, не проводится

Для реализации участков муниципальной и госсобственности должен проводиться открытый аукцион в электронной форме. Земельный кодекс РФ устанавливает два типа исключений из общего порядка:

  • ст.39.13 перечисляет случаи, когда аукцион по продаже участков проводится в традиционной (неэлектронной) форме;
  • ст. 39.3 оговаривает ситуации, когда торги не проводятся и земля продается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.

Торги в неэлектронной форме проводятся в случаях, когда участки предоставляется:

  • под индивидуальное жилищное строительство;
  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • гражданам для садоводства, дачного хозяйствования;
  • крестьянским (фермерским) хозяйствам для сельскохозяйственного производства.

Прямые продажи публичных земель предусмотрены для:

  • комплексного освоения территории путем возведения жилья экономкласса;
  • индивидуального жилищного строительства, кроме случаев продажи участков, расположенных на землях общего пользования;
  • обслуживания уже существующих зданий при условии, что покупатель - собственник здания;
  • сельскохозяйственного производства, когда покупатель - крестьянское (фермерское) хозяйство в случаях, оговоренных Федеральным законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • садоводства, дачного хозяйства при наличии следующих условий: участок расположен в пределах земель, предоставленных некоммерческой организации; покупателем является член такой организации;
  • иных целей, оговоренных ст. 39.3 ЗК РФ.

Организация аукциона по продаже участка

Торги по продаже земельных участков проводятся по инициативе органов власти либо по заявлению лиц, заинтересованных в их покупке. В отношении продажи публичных земель законодатель установил императивное правило: один участок - один лот. Объединять несколько участков в общий лот можно только в случае, если это прямо разрешено общефедеральным законодательством.

Этапы предпродажной подготовки участка муниципальной или госсобственности, выставленного на торги по инициативе собственника:

  • утверждение схемы расположения на случай, если проект межевания территории отсутствует и участок только предстоит образовать;
  • проведение землеустроительных работ и подготовка документации, необходимой для кадастрового учета участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории либо схемой расположения участка;
  • постановка будущего лота на учет в ГКН, ЕГРП по заявлению компетентного органа (не касается участков, предоставляемых из состава земель, право собственности на которые между государством и территориальными общинами не разграничено);
  • получение техусловий подключения объектов недвижимости к инженерным сетям (не касается участков, которые предоставляются для комплексного освоения или ведения дачного хозяйства и которые согласно целевому назначению не могут быть использованы для возведения объектов недвижимости;
  • принятие решения о проведении торгов.

Порядок предпродажной подготовки публичных земель, выставленных на торги по инициативе собственника:

  • подготовка потенциальным покупателем схемы расположения участка (актуально на случай, если проект межевания территории еще не был утвержден);
  • утверждение схемы расположения участка по заявлению потенциального покупателя (образец заявления предполагает указание цели использования участка);
  • проверка отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка, оговоренных ст. 11.10, ст. 39.11 ЗК РФ;
  • утверждение/отказ в утверждении схемы расположения участка в течение двух месяцев;
  • организация проведения кадастровых работ;
  • разработка документации для постановки участка на учет в ГКН, ЕГРП (не касается неразграниченных земель);
  • обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона;
  • постановка участка на учет в ГКН и ЕГРП за публичным образованием (кроме случаев образования участков из земель, право собственности на которые не разграничено);
  • получение техусловий подключения объектов недвижимости к инженерным сетям общего пользования;
  • проверка отсутствия оснований для отказа в проведении аукциона (оговорены п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ);
  • принятие решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении в течение двух месяцев с момента подачи соответствующего заявления.

Определение начальной и продажной цены лота

Организатор торгов, которым в зависимости от формы собственности на землю может выступать орган госвласти или местного самоуправления, вправе определять начальную цену лота равной (одно из двух):

  • рыночной стоимости участка, определенной экспертом-оценщиком по правилам Федерального закона № 135 «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • кадастровой стоимости участки при условии, что результаты госкадастровой оценки утверждены в пределах последних 5 лет.

Итоговая продажная цена земельного участка определяется в ходе торгов. Лицитатор (при проведении торгов в традиционной форме) или программный комплекс электронной торговой площадки (при проведении электронного аукциона) дает возможность участникам торгов поднимать цену лота на один «шаг». Величина шага оговаривается организатором торгов заранее и может составлять не более 3% начальной цены лота (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся разнообразны и касаются, в том числе формирования цены земельного участка на повторных торгах. Если тот же участок выставляется на аукцион еще раз, организатор вправе (но не обязан) опустить начальную цену на 30% по сравнению с начальной ценой этого же участка на первичных торгах.

Вопросы ценообразования в отношении публичных земель оформляются приказом или административным решением коллективного органа.

Содержание извещения о проведении аукциона по продаже земельного участка в электронной форме

Перечень сведений, которые должно содержать такое извещение, оговорен п.21 ст.39.11 ЗК РФ. Он одинаков для аукционов, проводимых в электронной и традиционной (очной) форме. В извещении содержится информация об:

  • организаторе аукциона;
  • номере, дате утверждения и других реквизитах решения (приказа) о проведении аукциона;
  • времени, порядке проведения торгов;
  • реализуемом лоте, в том числе местоположение, площадь, кадастровый номер, разрешенные способы использования, допустимые параметры строительства, условия технологического присоединения к сетям и подобное;
  • сервитутах, иных правах сторонних лиц на лот и об ограничениях этих прав;
  • начальной цене;
  • величине шага;
  • образце заявки на участие в торгах, порядке подачи такой заявки;
  • датах начала и окончания приема документов;
  • размере и порядке внесения задатка, реквизитах счета для его перечисления.

Опубликование извещения о проведении аукциона

Извещения о проведении аукциона размещаются на официальном портале Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (регламент сайта утвержден Приказом Минсвязи от 03.06.15 №195). Они общедоступны, демонстрируются независимо от наличия электронной подписи и/или регистрации на сайте. Обязательным приложением к извещению является проект договора купли-продажи.

По общему правилу организатор торгов также обязан обнародовать извещение об аукционе в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных нормативно-правовых актов по правилам, установленным муниципалитетом по месту нахождения участка (п. 20 ст. 39.11 ЗК РФ). Однако на аукционы в электронной форме это императивное требование не распространяется (п. 3 ст. 39.13 ЗК РФ).

В силу Федерального закона РФ № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» муниципальными и неразграниченными землями распоряжаются органы местной власти. Последним обычно принадлежат собственные СМИ.

Учитывая этот факт, извещения по общей форме или более краткие сообщения зачастую публикуются в местных газетах и появляются на муниципальных телеканалах. Причины очевидны:

  • это не запрещено;
  • размещение такой информации для местных органов власти бесплатно;
  • привлечение к участию в торгах максимального количества заинтересованных лиц способствует повышению продажной стоимости лотов.

Извещение о проведении аукциона публикуется за 30 суток до его начала. Извещение об отказе от его проведения обнародуется на протяжении 3 дней после принятия муниципальной или государственной структурой такого решения.

Подача заявки на участие в электронном аукционе

Лица, желающие принять участие в аукционе, готовят и подают следующие документы.

  • Заявка на участие в торгах согласно образцу, представленному в извещении о проведении аукциона. Заявка среди прочего должна содержать реквизиты счета для возврата задатка.
  • Для организаций: правоустанавливающая документация, приказ о назначении руководителя либо доверенность лица, уполномоченного на совершение юридически значимых действий. Применительно к иностранным организациям - заверенный перевод документов о госрегистрации.
  • В отношении участника торгов - физического лица: общегражданский паспорт или иные документы, удостоверяющие личность.
  • Подтверждение факта и размера внесения задатка.

В случае проведения аукциона в электронной форме заявка на участие и приложения подаются в форме сканкопий, заверенных с помощью электронной цифровой подписи. Один заявитель вправе подать одну заявку на участие в торгах по продаже того же лота.

Прием документов прекращается в срок, оговоренный в извещении, но не ранее, чем за 5 суток до момента продажи. Пропуск срока критичен: заявка, поступившая не вовремя, возвращается обратившемуся.

До момента окончания срока приема заявок участник, подавший заявку на участие в электронном аукционе, вправе отозвать ее без объяснения причин. Для этого подается онлайн заявление.

Организатор аукциона обязан вернуть задаток отказнику, в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявки. Если отзыв поступил по окончании срока на подачу заявок, участник аукциона может получить задаток в том же порядке, что и участники торгов, которые проиграли торги.

Обработка заявок на участие в электронном аукционе

Основания недопуска к участию в аукционе:

  • непредоставление документов, перечисленных в извещении о проведении аукциона;
  • неуплата задатка или его уплата в неполном размере;
  • подача заявки лицом, которое не может быть покупателем (например, поступление заявки на покупку участка сельскохозяйственного назначения от иностранца);
  • наличие сведений о заявителе в реестре недобросовестных участников аукциона.

Орган госвласти или местного самоуправления (организатор аукциона) обязан вести протокол рассмотрения заявок на участие. Он должен содержать сведения о:

  • лицах, допущенных/не допущенных к участию в аукционе (в последнем случае - указанием конкретных причин недопуска);
  • дате поступления каждой заявки;
  • внесенных задатках.

При проведении электронного аукциона протокол рассмотрения заявок формируется при помощи программных средств. Он подписывается организатором торгов в течение суток после их рассмотрения, размещается на официальном сайте.

Кроме того, каждому из заявителей направляется персональное уведомление о допуске/недопуске к участию в торгах. При проведении электронного аукциона уведомление, как и протокол, формируется с помощью программных средств. По условиям п. 11 ст. 39.12 ЗК РФ организатор торгов возвращает задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех рабочих дней с момента формирования протокола приема заявок.

Оформление результатов аукциона

По результатам торгов организатором и участником подписывается протокол. Аукцион в электронной форме оформляется документом, сформированным с помощью программных средств электронной торговой площадки. В протоколе указываются сведения о:

  • времени проведения;
  • электронной торговой площадке (для электронных аукционов) или адресе проведения (для очных торгов);
  • лоте;
  • участниках аукциона;
  • начальной цене, последнем и предпоследнем ценовых предложениях;
  • имени/наименовании победителя аукциона и участника, сделавшего предпоследнее предложение.

Протокол о результатах аукциона размещается по адресу официального сайта РФ о проведении торгов в течение рабочего дня, следующего за днем формирования протокола. Победителем аукциона считается участник, согласившийся уплатить наибольшую цену. Он обязан выкупить землю.

Организатор аукциона направляет победителю проект договора купли-продажи. Задаток засчитывается в выкупную стоимость лота.

На подписание договора победителю конкурса предоставляется 30 дней. Если победитель уклоняется от заключения сделки, продавец изымает задаток в свою пользу и обращается с предложением подписать договор к лицу, чье ценовое предложение было предпоследним.

Продажная цена, соответственно, корректируется до уровня, который предлагал этот участник. Не выигравшим торги лицам задатки возвращаются в срок до трех суток после формирования протокола в полном объеме.

Признание электронного аукциона несостоявшимся: основания и правовые последствия

Электронный аукцион признается несостоявшимся если:

  • не поступило ни одной заявки;
  • заявки подавались, но никто из претендентов не был допущен к участию в торгах;
  • поступила заявка от единственного участника;
  • из всех подавших заявку на участие в аукционе к торгам допущено только одно лицо;
  • победитель конкурса и участник, чье ценовое предложение было предпоследним, оба отказались или уклонились от заключения договора купли-продажи.

Не во всех случаях признания аукциона несостоявшимся торги проводятся заново. Законодатель мудро предусмотрел возможность заключения договора с заинтересованным лицом.

Единственный участник аукциона (единственный, подавший заявку, или единственный, кто допущен к торгам) вправе приобрести лот по начальной стоимости.

Применительно к аукционам, на которых происходил торг, действует иное правило. Заключение контракта по результатам электронного аукциона возможно только с победителем аукциона или лицом, чье ценовое предложение было предпоследним.

Если оба они отказались или уклонились от заключения сделки, муниципалитет или госструктура не вправе предложить заключить сделку участнику, чье ценовое предложение было третьим с конца. В этом случае торги проводятся повторно и, как вариант, на новых условиях.

Победитель или единственный участник торгов, отказавшийся от выкупа лота по максимальной/начальной цене, теряют внесенный ими задаток. Уплаченные в качестве задатка средства переходят в распоряжение организатора торгов.

Все названные лица, а также участник аукциона, отказавшийся или уклонившийся от выкупа участка по предпоследней цене, вносятся в реестр недобросовестных участников торгов. Порядок ведения такого реестра утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы № 247/15 от 14.04.15 г.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Продажа участка

На один садовый участок, от которого давно отказались, подано заявление на приобретение данного участка. потом второй участник подает заявление на этот же участок о покупке. По первому заявлению КУМИ дает объявление о продаже участка. Второму участнику высылают отказ в приобретении участка, он видит на сайте объявление и думает, что объявление по дано по его заявлению. В итоге участок продают первому участнику. А разве не должны были объявить аукцион?

В этой статье государство установило, что преимущественное право покупки таких участков принадлежит субъектам РФ или муниципальным образованиям, которым принадлежит конкретный участок. Это значит, что в пакет документов для продажи участка сельхозназначения надо приложить Отказ от преимущественного права покупки земельного участка или Согласие на продажу третьим лицам. Это обстоятельство надо учитывать без этого документа переход права собственности не будет зарегистрирован.

Отказ или Согласие выдается в КУМИ (комитет управления муниципальным имуществом) или КУГИ (комитет управления государственным имуществом). Эта процедура очень напоминает получения согласия от соседей по коммунальной квартире. Например, в Ленинградской области таким органом является областной КУГИ, на это его уполномочил областной закон» Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» от 23.11.2005 (с изменениями на 17 марта 2015 года). В каждом регионе есть свой уполномоченный орган по распоряжению землей сельскохозяйственного назначения .

Алгоритм получения такого документа:

  1. Заполнить Извещение или Уведомление в КУМИ в письменном виде
  2. Подать Извещение лично с входящим номером или выслать по почте РОССИИ с уведомлением и описью вложения
  3. Срок ответа 30 дней, отсчет идет с даты приема документа или с даты получения Уведомления по почте

К Извещению надо приложить следующие документы:

  1. Свидетельство о регистрации права собственности (заверенная копия)
  2. Кадастровый паспорт или Выписка из кадастрового паспорта (копия)
  3. Копия паспорта гражданина
  4. Копия доверенности (если надо)
  5. Выкопировка (ситуационный план)

Ответы из КУГИ могут быть разными:

  1. Положительный, то есть КУГИ соглашается приобрести участок земли сельхозназначения на своих условиях, это безналичный расчет в течение 90 дней (по факту может быть и более 6 месяцев), могут предложить рассрочку.

Иногда случается, что продавцу вовсе не хочется продавать государству, у него есть свой покупатель, с которым он уже договорился, что делать в таких случаях, например, можно послать новое Извещение с изменением цены, условий, можно предложить купить за наличные и срочно, и ждать нового ответа. Иногда приходится высылать несколько раз пока не придет Отказ.

ВАЖНО! Нельзя продавать земельный участок ниже той цены, которую предложили в Извещении, могут сделку признать недействительной. В договоре купли-продажи должна быть указана цена не ниже той, которая указана в Извещении.

  1. Отрицательный ответ, то есть КУГИ отказывается от покупки вашего участка.

Такой Отказ действителен в течение года, надо успеть продать за этот срок, иначе потом надо заново получать Отказ от преимущественного права покупки.

Самый верный и законный способ продажи участка сельхозназначения – это получение Отказа от преимущественного права покупки от КУГИ или КУМИ.

Но есть способы реализации участка сельхозназначения, не получая данного документа:

  • Первый способ Дарение - закон не запрещает подарить участок любому лицу, при сделке дарения Отказ получать не требуется. Каждая вторая сделка на участки сельскохозяйственного назначения проходит по дарению, особенно на очень хорошие ликвидные участки. Дарение – это скрытая продажа, ее можно оспорить в суде, если кому-то захочется доказать притворность такой сделки и расстроить ее. В этом случае приобретатель участка сельхозназначения может лишиться и денег и участка, ведь дарение – это безвозмездная сделка. Налог на дарение 13% от кадастровой стоимости оплачивает одаряемый.
  • Второй способ - внесение земельного участка сельхозназначения в Уставной капитал ООО. Такую сделку тоже можно оспорить в том случае, если продавец не получает взамен акции предприятия или организации на основании притворности сделки.
  • Третий способ - продажа участка по долям, но не более пяти! Сначала продать и зарегистрировать ½ долю, например, а потом, вторым этапом, купить остальную часть участка, на правах совладельца, имеющего преимущественное право.

Эти три способа позволяют экономить время сделки, не ждать 30 дней ответа из КУГИ. Сейчас этот срок уменьшили до 15 дней по закону, но по факту, увы, чиновники никогда не делают ничего во - время.

Так как активизируется в связи с продуктовым эмбарго и импортозамещением, то у наших продавцов и собственников участков сельхозназначения встает вопрос о документах на продажу участков.

Преимущественное право относится только к земле сельскохозяйственного назначения , к участкам с разрешенным использованием – для ведения садоводства и для дачного строительства это право не применяется.

Поделиться: