Определение уровня этики государственных служащих. Профессиональная этика государственного служащего

Лекция 1. Служебная этика. Понятие, сущность.

Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Служебная этика 1 - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Лекция 2. Специфика формирования этики государственной службы

1. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем

Государственная служба 2 - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно --распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии. Во втором разделе мы переходим от рассмотрения вопросов теоретической этики к проблемам практической, прикладной этики . Эта отрасль науки о морали охватывает нравы конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика - направление этики, исследующее нравы членов определённого профессионального сообщества, их моральные ориентиры и стоящие перед ними этические проблемы. В специфических условиях профессиональной деятельности общеэтические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Такого рода исследования имеют аналитически-рекомендательный характер.

Важнейшей областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. В интерпретации специалистов профессиональная деонтология - (от греч. deontos - должное, logos - учение) это «часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями» 13 . К числу деонтологических актов относятся тексты присяг, клятв, уставов, моральных кодексов и отдельных законов, затрагивающих нравственные обязанности представителей той или иной профессии. В силу особого общественного значения принципы профессиональной деонтологии в разной степени регламентируют действия людей в профессиях врача, юриста-правоприменителя, военнослужащего, педагога, чиновника.

Ниже, в главах данного раздела, мы обратимся к исследованию нравов сообщества госслужащих, выявим нравственные регуляторы, которыми они руководствуются, обозначим этические проблемы госслужбы, волнующие общество и самих чиновников, попытаемся понять возможные пути их разрешения.

Профессиональная этика госслужащих - система норм, регулирующая поведение чиновников в специфических условиях госслужбы. В России согласно федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» к категории «государственных служащих» относятся только лица, занимающих государственные должности в государственных органах , т.е. наделённых властью институтах государства, а не в любых государственных организациях. «Государственная служба» в российском законодательстве определяется как работа, выполняемая в государственных органах, т.е. управленческих структурах государства и отличающаяся по содержанию и форме от исполнительного труда рабочих.

Поэтому субъектами служебной этики выступают лица, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в органах государственной службы. Предметом профэтики госслужбы является отношение госслужащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, воплощение этих нравственных ориентиров в конкретной фактической работе и частной жизни.

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры. Для того, чтобы приступить к выявлению и описанию нравственных ориентаций чиновников, нам необходимо выбрать ракурс для вычленения их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассмотреть чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, корпорацию с относительно общими внутренними ценностными установками и проблемами, является понятие субкультуры.

В гуманитарных науках субкультура - (от лат. sub - под) это культура определённой локальной социальной общности. В этом смысле субкультура представляет собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальная человеческая группа, занимающая в обществе специфическое положение, пытается усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей. Субкультура как культура сообщества или корпорации может быть также в определённом контексте определена как корпоративная культура 14 , - эти понятия в нашей работе мы будем использовать как синонимы. Характерными чертами субкультуры или корпоративной культуры микро- или макросообщества являются:

    Организационная структура, вызванная профессиональными традициями, профилем деятельности и спецификой решаемых задач;

    «Корпоративное сознание» (самоидентификация, самосознание, интеллект, менталитет, система координат, задающая умонастроения членов сообщества);

    Деонтология и регуляторы поведения (профессиональные нормы, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка)

    Своеобразный «стиль» поведения, предполагающий создание и поддержание определённого образа (имиджа)

    Манеры поведения (этикет, протокол, «правила игры» принятые в корпорации);

    Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе; сюда также могут относиться стандарты официальной, деловой переписки, формы приветствия и официального обращения к руководству и сослуживцам

    Представление членов корпорации о своей социальной «миссии» как о программе социальных задач и приоритетов, прямо не связанных с коммерческим эффектом и получением прибыли, характеризующих влияние оказываемой сообществом услуги на стиль, качество и образ жизни потребителей;

    Понимание членами корпорации процесса цивилизации как нравственного и организационного совершенствования самих себя и своего сообщества

    Временная ритмизация жизнедеятельности. Искусственная настройка ритмов времени, которое в зависимости от степени интенсивности переживания, насыщенности событиями может быть либо спиралеобразным (цикличным, вялотекущим, застойным), либо линейным (прогрессивным, активным, ёмким, содержательным)

    Организация пространственного ландшафта. Искусственное конструирование профессиональной среды и её обратное воздействие на коллективное сознание и психику людей

    Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации. Используемые сообществом для отбора «фильтры» (профессиональный, квалификационный, интеллектуальный, этический ценз, - требования, соответствие которым является основанием для принятия в корпорацию, а несоответствие - для выдворения)

    Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

    Формальные и неформальные «центры силы» и элиты (лица и группы лиц, обладающие этическим, профессиональным авторитетом, которые выступают источниками нравственных и организационных импульсов)

    Состояние социально-психологического климата.

    Этическая типология субъектов - членов корпорации, их плюсы и минусы, оптимальные и нежелательные роли, удельный вес, долевое соотношение типажей, поиск их оптимального сочетания;

    Соотношение традиций и инноваций (устоявшихся моделей организации и новых идей, социальных, профессиональных ценностей, технологий)

    Соотношение «ритуального» и повседневного как пропорциональное сочетание торжественных мероприятий и обыденных ситуаций. При этом ритуал (корпоративный праздник, встреча, съезд, присяга, награждение) выполняет функцию морально-психологической настройки членов коллектива на групповые, корпоративные ценности, приводит к воодушевлению ими. Между ритуалами в обыденных ситуациях члены корпорации по инерции живут в "возвышенных" состояниях, а когда психологический «заряд» ослабевает, возникает потребность в новом ритуале.

    Соотношение «игрового» и «серьёзного» как сочетание свободных, творческих, личных, неформальных отношений и официальных; при этом важен определённый, гармоничный баланс;

    Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей. Сюда также относятся прогнозы проблемных ситуаций, неблагополучных вариантов развития событий, их профилактика;

    Отношение корпорации к другим корпорациям - игрокам на этом культурном, социальном, профессиональном поле.

    Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

Сквозь призму некоторых из этих критериев мы попытаемся рассмотреть менталитет, корпоративную культуру и служебную этику чиновничества в ретроспективе российской истории. Или субкультуру чиновничества в ретроспективе российской истории.

Вопросы для самоконтроля

    В чём заключается специфика прикладной, в частности профессиональной этики?

    Что такое «профессиональная деонтология»?

    Что понимают под термином «субкультура»?

    Как можно истолковать понятия «профессиональная субкультура», «корпоративная культура»?

    Каковы основные критерии описания профессиональной субкультуры (корпоративной культуры профессионального сообщества)?

Список дополнительной литературы

    П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. - «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453

    Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры //Пигалев А.И. Культурология. Курс лекций - Волгоград, Изд. ВолГУ, 2002 г.

    Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - С-Пб, 2001 г.

    Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов // Этика сотрудников правоохранительных органов - «Щит-М», М., 2001г. - С. 12-21

Контрольные задания для самопроверки

Задание 1.

Профессиональная субкультура - это:

    культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

    культура профессионального сообщества

    культура масс

Задание 2.

Профессиональная деонтология - это:

    установки и мотивации членов профессионального сообщества, связанные с получением прибыли

    совокупность норм, однозначно регламентирующих должное поведение человека в определённой профессиональной сфере, закрепляется в текстах клятв, присяг, моральных кодексов, уставов и т.д.

    образ профессионального сообщества в общественном восприятии

Задание 3.

Социальная миссия профессионального сообщества - это:

    система социокультурных приоритетов, прямо не связанных с получением прибыли, характеризующих влияние производимой данным сообществом услуги на образ, стиль, качество жизни потребителя

    мотивации членов профессионального сообщества, связанные исключительно с получением прибыли

    установка на поиск новых ресурсов развития профессионального сообщества.

Задание 4. Выберите верный вариант ответа:

Механизм инкорпорирования в профессиональное сообщество - это:

    механизм включения в корпорацию новых членов на основе определённых требований, ценза и т.д.

    механизм реализации инноваций

    механизм выдворения дискредитировавших себя членов сообщества

Духовный облик государственного служащего неразрывно связан с его профессиональной деятельностью. При этом весьма важную роль в его ответственной и разносторонней деятельности играют не только правовые, но и нравственные ценности. Среди них такие, как честь и достоинство, добро, справедливость, долг, обращенные к служению народу и по своим результатам направленные на процветание общества .На важность соблюдения данных качеств представителей государственной службы обращал внимание известный русский философ И. А. Ильин. Он с горечью писал: «...Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, чтобы обогатиться неправедным путем, продажный все продаст, бездуховный превратит всю жизнь в тайное и явное преступление... Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза...»

Профессиональная этика государственного служащего в российском обществе необходима по ряду причин. Во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от моральных качеств служащих: честности, справедливости, порядочности, долга. Во-вторых, серьезные аморальные проступки в деятельности и поведении государственного служащего являются немаловажным фактором, который способен привести к дестабилизации общества, выступает предметом пристального внимания широких слоев населения. В-третьих, специфика профессии государственного служащего в России связана с проведением воли государства, деятельностью с населением, обоснованием приоритетных программ руководства РФ. А это, в свою очередь, диктует необходимость соблюдения им определенных нравственных норм поведения.

Необходимо отметить, что профессиональная этика государственного служащего определяется по правилам, общим для любой профессиональной морали. Следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные системы (врача, ученого, военнослужащего, юриста и т. д.), не содержит ни одной моральной категории, которой бы не существовало в общечеловеческой морали. Так, ответственность, гражданская позиция, справедливость, совесть — все это, необходимое для деятельности государственного служащего, входит также в реестр обязательных нравственных норм специалистов других профессий.

Профессиональная этика государственного служащего представляет собой профессиональную мораль государственных и муниципальных служащих, включающая набор ранжируемых по важности основных нравственных качеств, ценностей, норм, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных функций.


Нельзя игнорировать положение о том, что профессиональная этика государственного служащего неразрывно связана и является частью философской науки — этики, рассматривающей объективацию моральных норм и принципов к поведению должностных лиц, в том числе работающих в институтах государственной власти РФ.

Основные нравственные качества (нормы) поведения государственного служащего России можно, хотя и достаточно условно, дифференцировать на ряд групп. К доминирующим из них относятся следующие.

Первое — качества и нормы поведения, детерминированные особенностями деятельности государственного служащего. Такими нормами выступают: корректность, неприятие взяточничества, уважение к любому гражданину, который пришел за получением определенной услуги в государственное учреждение; справедливость в решении различного рода проблем тех или иных объединений граждан или индивидуальных; добровольное ограничение своих гражданских прав (например, на публичную критику государственной политики; выступлений в СМИ по вопросам несостоятельности деятельности тех или иных высокопоставленных государственных лиц; дача обещаний гражданам и учреждениям в разрешении того или иного вопроса от себя лично без соблюдения служебных процедур и т. д.); необходимость хранить государственную тайну; делать критические заявления за границей о деятельности государственных лиц и учреждений РФ и др.

Второе — специфические нравственные нормы поведения, вытекающие из характера работы структурных особенностей коллектива государственного учреждения. Это такие нормы, как: самодисциплина, организованность, нетерпимость к таким негативным проявлениям, как зло, интриги, угодничество, чванство, невежество и т. п.

Примечательно, что на необходимость борьбы с невежеством в деятельности государственных лиц и их окружении обращал внимание герой Отечественной войны 1812 г. гуманист Д. Давыдов. Он с горечью констатировал: «Мне, уже состарившемуся, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных зол».

Сюда следует также отнести и характерные нормы разрешения служебных конфликтов. Это такие, как первенство государственных дел перед личными и корпоративными; требовательность и принципиальность; умение находить в противоречивой ситуации компромиссы; поддержка деловой стабильности в трудовом коллективе.

Выявление и изучение нравственных принципов и норм профессиональной этики государственного служащего необходимы для его практической деятельности. Во-первых, они являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на формирование необходимых нравственных качеств государственных служащих. Во-вторых, они предстают в виде своеобразного критерия профессиональной пригодности личности в государственных учреждениях. В-третьих, для личности государственного служащего они выступают как определенный ориентир в разрешении тех или иных нравственных противоречий.

Достаточно точно высказал мнение по этому вопросу исследователь А. С. Капто: «Правдивость и честность по отношению к обществу и в отношениях между людьми — это твердые нормы политической этики. Но, как известно, в жизни они соблюдались далеко не всегда... Преуспевают в этом “ремесле” и современные политики. Этот груз тяготеет над политической жизнью общества, что сдерживает процесс его обновления».

Современные противоречивые процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требуют улучшения состояния и развития нравственного климата в системе государственной службы. Наряду с этим, созидая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо активно воздействовать на уровень морального состояния личности государственного служащего. В этой связи важной проблемой выступает характер нравственных требований, которые предъявляются к государственным служащим РФ. Их можно классифицировать на следующие:

— нравственные требования профессионального характера;

— нравственные требования в отношениях с коллегами;

— нравственные требования к самообразованию и уровню квалификации;

— нравственные нормы общения с гражданами;

— нравственные императивы внеслужебного поведения личности;

— нравственные требования и взаимоотношения в семейно-бытовой сфере;

— нравственные нормы взаимоотношения с начальствующим составом.

В свою очередь, общие нравственные ценности поведения государственных служащих можно представить в следующих императивах:

— добросовестно следовать присяге и нравственным требованиям государственного управления;

— доводить до сведения непосредственного руководства все обстоятельства и факты, относящиеся к личности государственного служащего и влияющие на его нравственный авторитет;

— уважать человеческое достоинство, индивидуальность, опыт и деловитость сотрудников, оказывать им необходимую помощь, не перекладывать на них свои ошибки и просчеты, не присваивать себе чужих успехов и заслуг; обязанность своевременно и точно исполнять в границах закона указания и инструкции руководства;

— обстоятельно информировать его обо всех фактах и явлениях, непосредственно связанных с работой; не посвящать третьих лиц в предполагаемые противоречия в области профессиональных компетенций;

— выполняя свои обязанности, соблюдать законность и правовые нормы, совершенствовать профессиональные знания, заниматься самообразованием;

— не принимать подарки (в том числе и его родственникам) от лиц или организаций, официально связанных с ними;

— не становиться членом организации, преследующей запрещенные цели, незаконно действующих политических партий, религиозных сект.

Ряд этих положений получили правовое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время актуальное значение в профессиональной деятельности государственного служащего приобретает этика достоинства и самоуважения. . Она включает ряд важных компонентов духовного мирагосударственного служащего, на основе которых создается моральный фундамент, активизирующий у него развитие этики в целом.

К таким компонентам можно отнести:

1. Лидерство . Естественно, что лидер, занимающий определенное положение в системе государственной службы (в отличие от лидера, например, какой-либо кампании, заботящегося только о собственных служащих), несет моральные обязательства не только перед своими подчиненными, но и перед обществом. Отсюда весьма важно, что для государственного служащего необходим такой стиль деятельности, который основывается на понимании чувства ответственности за персональные действия, ведущие к стабильности российского общества во всех его сферах.

2. Моральная самооценка. Под ней имеется в виду комплекс последовательных мер, проводящихся органами государственной власти с целью преодоления невысокого уровня этической грамотности своих служащих. Явления коррупции, лоббирования интересов тех или иных корпораций, политическая конъюнктура и другие негативные феномены в жизни различного уровня государственных служащих, зачастую выходящие за пределы закона и нравственности, связаны в значительной степени с отсутствием у таких лиц объективной моральной самооценки. Вот почему моральная самооценка и проблема ее формирования у государственного служащего призывают взвешенно определить степень своих моральных обязательств перед обществом.

3: Смелость. В государственной деятельности важно обладать этим качеством, несмотря на служебное положение звена «подчиненный — начальник». Смелость нужна и в отношениях как с товарищами по службе, так и между чиновниками различного уровня властных полномочий, представителями экспертизы. Смелость необходима как в принятии государственным служащим различного рода ответственных решений, так и доведении их до реализации в жизни: политике, экономике, культуре, социальной сфере.

3. Оптимизм. Это качество государственного служащего, основанное на глубоком знании своей деятельности и принимаемых ответственных решений. Оно дает возможность личности увидеть в сложном, противоречивом общественном развитии (или тех или иных сферах жизни) позитивные перспективы. В случае когда государственный служащий не обладает оптимизмом, не дееспособен и безразличен, возможно наступление апатии и моральной опустошенности, не позволяющих эффективно и целеустремленно служить обществу.

В условиях процесса модернизации российского общества актуальное значение приобретает деятельность представителей государственной власти, основанная на их индивидуально высокой морали. Так, Н. А. Бердяев, отмечая практическую значимость данной проблемы применительно к представителям правой ветви государственной деятельности, писал: «Охрана порядка жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство».

Таким образом, права и обязанности государственного служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют его базовые нравственные ценности, а также источники, питающие этику личности, неотделимую от целей служения России.

Лекция 2. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих

1. Профессиональная этика: понятие и сущность

История развития профессиональной этики берет свое начало еще с древних времен, однако особую распространенность получила в XX веке. Это выразилось в создании многочис-ленных кодексов профессиональной морали, в переори-ентации общественного внимания от вопросов разра-ботки фундаментального этического знания к вопросам прикладной этики. Следует отметить, что вся нормативная этика, имеющая дело с практикой развития нравственных отношений, с вли-янием теории на процесс уточнения содержания дей-ствующих норм и создания новых нормативов, носит название прикладной этики. К данному направлению научного знания относятся, например, различные кодексы, вырабаты-ваемые политическими партиями или кодексы чести, пред-лагаемые корпоративными организациями и группами. Они не являются профессиональными, хотя, несомнен-но, относятся к области прикладной этики. В ряде слу-чаев прикладная этика охватила целые области чело-веческой деятельности. Новыми направлениями раз-вития этической мысли стали, например, экологическая этика, этика бизнеса и др.

Однако наиболее успешно раз-вивалась такая область прикладной этики как профессиональная этика. С чем это было связано? Это связано с тем, что характер труда людей изменился. Научно-техническая и информационная революции привели к индивидуализации труда, породили множе-ство новых профессий. А существующие на тот момент общие моральные требования оказались устарелыми и не охватывали весь спектр профессиональных отношений во второй половине XX века. Именно на этот период приходится особое развитие профессиональной этики.

Наиболее полное определение профессиональной этики дает И.Н. Осипова, понимающей под профессиональной этикой « область исследования, предметом которой являются профессиональные аспекты морали, направленная на обоснование и разработку этических принципов и норм, передающихся от поколения к поколению и регулирующих стандарты практического поведения людей в рамках той или иной профессии. Профессиональная этика с момента ее зарождения не только определяла отношения в сфере той или иной трудовой деятельности, но и определяла ее общественную значимость» .

В чем сущность профессиональной этики? В огромном множестве современных профессий моральные требования к поведению личности фор-мулируются в связи с необходимостью фиксации спе-цифических форм социальной ответственности . Сегодня распространены такие отношения человека к другим людям, которые непосредственно зависят от его индивидуаль-ного решения и которые, зачастую, невоз-можно проконтролировать никаким другим способом, кроме как через утверждение моральной нормы, име-ющей ограничительный или предупредительный харак-тер.

Особенность профессий, вызывающих необходи-мость иметь особые моральные кодексы или говорить об особой степени некодифицированной ответствен-ности, связана более всего, по мнению А.В. Разина, - с двумя типами профес-сий . Это, во-первых, профессии, непосредственно имеющие дело с человеком, с таким видом труда, ко-торый очевидно сказывается на судьбе каждого чело-века, попадающего в поле деятельности специалиста. К таким профессиям относятся профессии врача, юриста, учителя, социального работника, дающего ин-дивидуальные консультации психолога, спасателя и др.

Во-вторых, это такие профессии, которые связа-ны с видами труда, результаты которого сказываются на всем обществе в глобальном масштабе. Это труд ученого, управленца, политика, труд лиц, занятых в работе средств массовой информации. Этические воп-росы, связанные с деятельностью лиц, занятых все-общим трудом, последствия которого могут быть гло-бальны, приобретают особую остроту также в связи с тем, что многие решения и действия остаются аноним-ными. Между специалистом и результатом его труда зачастую оказывается масса промежуточных звеньев, затрудняющих выявление индивидуальной ответствен-ности. Если в науке или в труде управленца еще мож-но выявить индивидуальное авторство и установить индивидуальную ответственность, то оценить косвен-ное влияние, оказываемое, например, на состояние сознания общества в результате работы лиц, вовле-ченных в деятельность средств массовой информации, становится все труднее и труднее .

Профессиональная этика, относящаяся к обоим типам названных выше профессий, получа-ет наибольшее развитие. В силу того, что труд все более и более приобретает всеобщий характер, а де-ятельность человека даже во многих конкретных ви-дах труда становится связанной с непосредственной опасностью для других (например, в работе водите-лей, пилотов, диспетчеров), в современном мире активно развивается тенденция охватить професси-ональной, кодифицированной моралью все имеющи-еся профессии.

2. Профессионально-этические основы деятельности государственных и муниципальных служащих

Профессия государственного и муниципального служащего относится, как мы выяснили в предыдущем вопросе, к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим. В профессиональной этике государственных и муниципальных служащих конкретизируются моральные ценности, адаптируются этические принципы к такой специфической сфере деятельности как государственная и муниципальная служба. В качестве профессионально-этических основ службы выступают:

  • Профессиональный долг;
  • Профессиональное достоинство;
  • Профессиональная честь;
  • Профессиональная справедливость;
  • Профессиональный гуманизм;
  • Профессиональный оптимизм;
  • Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга» , в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга - человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» . В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь - это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь , кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности .

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности в сфере государственной и муниципальной службы. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного и муниципального служащего выражаются в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости» . Служащим требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного и муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», заинтересованных групп и др. Справедливость, безусловно, также важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт» .

Исходным для профессиональной этики государственного и муниципального служащего является принцип «профессионального гуманизма» , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Представители рассматриваемых нами профессий должны помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Принцип гуманизма противостоит утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип «профессионального оптимизма» . Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть вдохновлена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного и муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма - любви к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При этом любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальным шовинизмом и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

К профессионально-этическим основам государственной и муниципальной службы относятся также традиционные принципы службы, которые, как правило, имеют нормативно-правовое закрепление. К такими принципам, как мы помним, относятся: законность, гласность, ответственность, профессионализм, компетенция, верность государству, политическая нейтральность, свобода человека и др.

Профессиональная этика государственной службы носит название административной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» .

К предмету административной этики относятся моральные нормы, принципы, установки, которыми обязан руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности по реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления с целью осуществления общественных функций государства. Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать моральное сознание и этическое поведение служащих.

Административная этика способствует созданию нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих, отражает специфику их профессиональной служебной деятельности.

Отечественный исследователь И.Н. Осипова выделяет следующие задачи современной административной этики :

1) выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных отношениях;

2) проанализировать и охарактеризовать нравственное состояние персонала государственной и муниципальной службы;

3) теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов, норм, стандартов, предъявляемых к деятельности и поведению государственных и муниципальных служащих;

4) рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации, происходящие в системе государственной службы и на муниципальной службе, проанализировать возможные конфликты интересов;

5) разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения нравственных норм, а также форм и процедур контроля над их выполнением .

Выделим основные функции административной этики. Так, известныесоциальные функции морали и этики могут быть спроецированы, в том числе, на функции административной этики. Административная этика выполняет следующие важнейшие для института государственной и муниципальной службы функции:

1. Регулятивная функция административной этики проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности. Регулятивная функция административной этики направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе.

2. Ценностно-ориентационная функция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.

3. Воспитательная функцияадминистративной этики направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Такие моральные ориентиры как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность и другие позволяют служащим нравственно и профессионально совершенствоваться, овладевать необходимыми знаниями и навыками в избранной профессии.

4. Познавательная функция связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности .

Таким образом, можно сделать вывод, что административная этика как вид этики профессиональной отображает специфику и особенности профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

3. Этические требования к государственному и муниципальному служащему

Этические требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим можно разделить на 4 группы :

Во-первых, группа требований к служащим, исполняющие полномочия руководителя или командира, т.е. на высшем уровне, где у служащих имеются властные и распорядительные полномочия и они ответственны за принимаемые решения. Таки требования относятся к разделу - этика управления , о которой мы будем говорить на следующей лекции.

Во-вторых, исполнительская дисциплина. На военной службе или на службе в правоохранительных органах только следование уставу, протоколу, дисциплинарным нормам легализует (делает законными) действия представителей данных видов государственной службы. От деятельности государственного гражданского служащего может зависеть и жизнь человека, так как в профессиональную функцию гражданских служащих входит оформление документов на человека с момента его рождения. Отсюда, исполнительность, внимательность, пунктуальность и законопослушность составляют этическую основу исполнительской дисциплины.

В-третьих, группа этических требований в сфере общения служащих с населением и друг с другом. В современном информационном обществе количество коммуникаций возрастает, а их качество становится более разнообразным и разнохарактерным с использованием современных средств общения. В современное общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, и т.д. Отсюда, особенно государственным гражданским служащим должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, толерантность, умение слушать и слышать, сдержанность, воспитанность, владение словом. Данными этическими нормами занимается такой раздел этики как деловое общение , о котором мы также будем говорить в других лекциях по нашему предмету.

В-четвертых, самая интересная и трудная для анализа с точки зрения ценностной оценки группа этических требований - моральный облик личности государственного служащего. К служащим, будь то сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, представители органов государственной власти или местного самоуправления имеют особое положение в обществе и к ним приковано обострённое внимание людей (даже к их личной жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. К государственным служащим общество предъявляет ряд требованиям к личному поведению, их образу перед гражданами.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований . Из таких требований отечественный исследователь Л.П. Абрамова выделяет основные, которые должны предъявляться к служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

1. Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

2. Соблюдение принципов государственной службы.

3. Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности.

4. Честная служба государству.

5. Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций.

6. Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой.

7. Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.

8. Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы.

9. Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

10. Не заниматься предпринимательской деятельностью.

11. Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах.

12. Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами.

13. Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего.

14. Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях.

15. Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

16. В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения. Это вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений .

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий. Это может быть:

1) грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы;

2) умышленные нарушения закона;

3) недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия;

4) систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические требования, возможно, не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми .

4. Этический кодекс государственного служащего

Этические нормы для государственных служащих закрепляются естественным путем, накапливая существующий опыт и знания в процессе взаимодействия между служащими и между служащими и населением страны. Однако существует ряд таких требований к данной категории лиц, что возникает необходимость закрепить их директивным путем через нормативные документы. Во всех европейский странах и многих других существуют этические кодексы государственных служащих, но в России такой кодекс пока не принят, существует только проект. И поэтому для изучения вопроса о кодексе мы обратимся к действующему Этическому кодексу в системе государственной службы США .

В 1981 году американская общественная организация «Американское общество государственного управления» одобрила комплекс моральных принципов для государственных служащих. А в 1985 году приняли Этический кодекс членов общества, с последующей доработкой в 1994 году. Проведение в жизнь этого кодекса предусмотрено Уставом Американского общества государственного управления, что содействует укреплению нравственных устоев государственных служащих и росту их авторитета в обществе. Установленными в Кодексе принципами и нормами руководствуются, в том числе и сотрудники аппарата Конгресса США. С некоторыми сокращениями рассмотрим основные положения первого нормативно закрепленной кодекса гражданской службы.

Этический кодекс Американского общества государственного управления

Служащий должен:

1. Показывать высочайшие образцы личной неподкупности, правдивости, честности и силы духа во всех наших действиях на государственных и муниципальных должностях с целью вызвать доверие к государственным и муниципальным институтам…

Госуправленцы обязаны развивать в себе эти стандарты потому, что на них возложены важные обязанности. В них должно воспитываться уважение к истине, честное обращение с другими людьми, ответственное отношение к правам и обязанностям граждан, уважение к государственному имуществу.

Если вы отвечаете за работу других сотрудников, разговаривайте с ними о причинах важности соблюдения этических стандартов. Разъясняйте им, что оно столь же важно как и финансовая ответственность за денежные средства, находящиеся в их распоряжении.

Если вы отвечаете только за свою собственную работу, не компрометируйте свою честность и неподкупность ради повышения по службе, наград или личных целей… Соблюдайте золотое правило: относитесь к другим людям так же, как вы хотите, чтобы относились к вам в подобных обстоятельствах. Не выпячивайте свои способности: за вас будет говорить ваша работа. Будьте щедры в хорошей оценке работы ваших коллег. Относитесь к государственному кошельку так, как если бы он был ваш собственный. Будучи должностным лицом или служащим, подтверждайте своим примером уважение к правам других людей. Хорошо знайте их законные обязанности и не злоупотребляйте ими. Свои ошибки признавайте быстро, публично и с достоинством. Будьте предупредительны и внимательны с теми, у кого не очень хорошо складываются отношения с вашим учреждением, с его нормами, распоряжениями или административными процедурами.

2. Осуществлять свою службу таким образом, чтобы выполнением официальных обязанностей не прикрывались личные цели. Единственные личные цели, которые может преследовать госслужащий на своей работе - это получение заработной платы и установленных законным порядком льгот и компенсаций, уважение к своему труду и признание его результатов. В эти личные цели можно включить также удовольствие от интересной работы, нужной обществу, а также своевременное прохождение установленных этапов карьерной службы… Государственная собственность, фонды и власть никогда не должны быть направлены на личные и политические цели. Подтверждайте своими действиями, что не потерпите какого бы то ни было использования государственных средств для себя, своей семьи или своих друзей.

3. Избегайте любого интереса или действия, вступающего в конфликт с нашими официальными обязанностями…

Это общее утверждение вытекает из основополагающего принципа, в соответствии с которым государственные служащие являются доверенными лицами всего народа. Это означает, что народ имеет право ожидать от государственных служащих действий как от лиц, его замещающих, при честном отношении ко всему народу, а не лояльности только нескольким лицам или узкой группе лиц.

Необходимо избегать действий (или бездействия), которые вступают в конфликт с этой основой доверия, наносят ей ущерб или разрушают…

Учреждения, имеющие функции по инспектированию или расследованию, обладают особыми обязательствами по уменьшению своей уязвимости при конфликте интересов. Для этих учреждений может оказаться полезной периодическая ротация кадров.

Лица, занимающие должности, определенные законом или регулирующим документом, как должности вне классификаций или как политические назначения (например, члены кабинета) имеют специальное обязательство вести себя таким образом, чтобы не создавалось впечатление, будто их официальные действия движимы исключительно или преимущественно их партийными или политическими пристрастиями…

4. Обеспечивать и развивать любые действия, направленные на обеспечение равных возможностей занятости, на недопущение дискриминации по признаку расы, пола или вероисповедания.

5. Устранять все формы незаконного использования государственных средств, связанных с ними злоупотреблений, неэффективного распоряжения с ними; поддерживать коллег, столкнувшихся с трудностями в своих правомерных попытках борьбы со злоупотреблениями, обманом, незаконным использованием.

Если вы являетесь руководителем большого отдела, вы должны не только стоять на страже против любых незаконных действий, осуществляемых или стимулируемых вашим отделом, но и периодически сообщать вашим подчиненным, что не потерпите нарушений закона в подразделениях, которыми они руководят…

Все государственные и муниципальные служащие должны поддерживать официальные инспекционные учреждения - Главное контрольно-финансовое управление на федеральном уровне, аудиторов на уровне штатов или крупных регионов, федеральных аудиторов и аудиторов штатов. Мы должны поддерживать концепцию независимого аудита. Хорошо поставленный налоговый и управленческий контроль и инспекция - это важные интересы защиты государственного интереса, обеспечения эффективной работы руководителей и их учреждений…

Руководители должны сообщать своим сотрудникам, что конструктивная критика будет восприниматься ими без каких бы то ни было ответных репрессивных мер. Сотрудники могут доносить свою критику до омбудсменов или других предназначенных для этого должностных лиц. В качестве крайнего средства государственные служащие могут вести свою критику публично. Но личным и профессиональным долгом критикующих является обоснованность их критики.

6. Служить обществу с чувством уважения к другим людям, с отзывчивостью к ним, проявляя вежливость и внимание, признать, что служение людям выше служения самому себе.

Удостоверяйтесь, что ваши ответы на вопросы, связанные с государственной политикой полны, понятны и правдивы. Пытайтесь развивать в ваших сотрудниках стремление к вежливому поведению в отношении граждан. Сформулируйте простую систему для того, чтобы удостовериться, что ваши сотрудники с пользой и вежливо обслуживают граждан везде, где это возможно, показывайте гражданам, как избегать ошибок в их отношениях с правительством.

Частью ответственного обслуживания граждан является стимулирование сотрудничества с ними и привлечение общественности. Администраторы обладают этической ответственностью по вовлечению граждан в сотрудничество с правительством, насколько это целесообразно, и должны обеспечивать поддержку правительству со стороны граждан, имей в виду экономические соображения и повышение эффективности. Уважать право граждан, знать - из средств массовой информации - как идут дела в вашем учреждении, хотя, как вы знаете, могут быть поставлены вопросы, порождаемые узкопартийными или негосударственными соображениями.

7. Стремиться к высшему уровню личного профессионализма и стимулировать профессиональное совершенствование ваших коллег и тех, кто хочет придти работать в сферу государственного управления.

8. Сближать организацию и оперативные обязанности с позитивным отношением и конструктивной поддержкой открытого общения, творческого подхода, усердия и восприимчивости к потребностям людей.

Американцы ждут от правительства, что оно будет восприимчивым, хорошо организованным и действующим в рамках закона. Государственные служащие должны понимать цель своего учреждения и ту роль, которую они играют в достижении этой цели. Усердие и творческий подход сотрудников будет вытекать из ощущения цели…

9. Уважать и защищать специальную информацию, к которой мы имеем доступ во время выполнения официальных обязанностей.

Значительное количество информации в государственных учреждениях является закрытой по соображениям национальной безопасности или на основании законов и распоряжений. Если вы разговариваете с коллегами о вопросах подобного рода, удостоверьтесь, что эта информация им действительно необходима, и передайте им ее с сохранением секретности. Если ваша работа классифицирована как закрытая, соблюдайте правила секретности. Особое внимание должно быть обращено на охрану доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в компьютерах. Информация утаивается от отдельных граждан или от общественности, только если есть вероятность наносящих ущерб, незаконных или непрофессиональных последствий распространения информации.

10. Воспринимать как личный долг постоянное нахождение в курсе текущих и возникающих проблем и необходимость вести государственные дела с профессиональной компетентностью, честностью, беспристрастностью, эффективностью и результативностью.

Серьезную ошибку в сфере государственного управления совершают те, кто выполняет свою работу со знанием дела, но не заглядывают вперед и не интересуются проблемами и вопросами, которые только нарождаются.

11. Соблюдать и отстаивать Конституцию страны и конституции штатов и другие законы, определяющие отношения между государственными учреждениями, служащими, клиентами и гражданами, а при необходимости содействовать их совершенствованию.

Таковы основные положения Этического кодекса в США. Данный кодекс представляет собой хороший пример прописанных и регламентированных в правовой форме моральных ориентиров для представителей государственных органов.

В предыдущей лекции мы говорили об унификации этических норм для государственных служащих разных стран. Помимо принятых в государстве этических требований, существуют международные документы, регламентирующие данную сферу. Так, в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный кодекс поведения для государственных лиц, а в 1998 годы Советом Европы утверждена Программа действия против коррупции. Этически кодексы различных стран принимают во внимание международные нормы в качестве ориентира, что свидетельствует об унификации этических норм для государственных служащих со всего мира. Будем надеяться, что и в России в системе государственной и муниципальной службы появится такой документ как Этический кодекс.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Л.П. Этика государственной службы. Спб. - Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. - 81 с.

2. Аппарат зарубежных парламентов: законодательное обеспечение его структуры и основных направлений деятельности / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 1999 // URL. : http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestniksf108-20/vestniksf108-20150.htm (дата обращения: 04.11.2014)

3. Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. - М. : Форум, 2009. - 121 с.

4. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд. перераб. - М. : Академический Проект, 2006. - 624 с.

Материал взят с Аналитического вестника «Аппарат зарубежных парламентов: законодательное обеспечение его структуры и основных направлений деятельности» / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 1999 // URL. : http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestniksf108-20/vestniksf108-20150.htm (дата обращения: 04.11.2014)

Специфика формирования этики госслужбы.

Этика госслужбы как единство профессиональной, управленческой и этики идеологизированных систем.

Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

  • Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;
  • Её территориальное устройство;
  • Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;
  • Особый характер текучести рабочей силы;
  • Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

Роль права в формировании и развитии этики госслужбы.

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, в государственной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

Формирование в развитых государствах унифицированной этики государственной службы.

В основном, такое сращивание моральных норм происходит в сфере практической нравственности и этикетных формах. Факторы, влияющие на унификацию норм государственной службы в различных странах, таковы:

  • Глобализация экономики и образование единого экономического пространства, которое потребовало единства регулирования экономических процессов;
  • Обострение экономических проблем и глобальных проблем современности, что потребовало создания различных международных организаций. В этих организациях работали люди из разных государств, они должны находить общий язык, а это легче сделать при единых моральных ценностях.
  • Образование крупных центров международного значения по подготовке управленческой элиты, где в тесном контакте работают представители различных государств.
  • Формирование мощных международных коммуникативных систем, которые сделали более близкими отношения между нациями, кроме того, пропаганда через средства массовой информации определённых образцов поведения, манер, этикета.
  • Многоплановое развитие форм общения потребовало совершенствования систем этикета и усвоения этих норм.
  • Децентрализация управления, идущая в последнее время, которая на региональном и муниципальном уровне вовлекла в активную форму управления новые слои и отряды госслужащих.
  • Существенную роль в сближении норм этики госслужбы сыграли и новые тенденции, проявившиеся в условиях реформирования государственного аппарата в конце ХХ века: сращивание бизнеса и государственной службы, бизнеса и политики. Этика бизнеса, проникшая в госслужбу, всегда была более универсальной и унифицированной, как вышедшая из этики протестантизма.

Основные понятия профессиональной этики госслужбы.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принип гуманизма , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

Требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

  • Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
  • Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;
  • Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
  • Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

  • Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
  • Соблюдение принципов государственной службы;
  • Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
  • Честная служба государству;
  • Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;
  • Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;
  • Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
  • Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
  • Не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;
  • Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;
  • Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
  • Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;
  • Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;
  • В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические требования, возможно, не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек – главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствии нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего – постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражпет интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми .

Общее понятие этикета.

Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Этика государственной службы.

Поделиться: