Старшеклассников отправляют для аттестации в мцко. Защита педагогов

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Аттестация директоров школ

Имеет ли право директор на аттестацию учителей нач классов в школе?

Уважаемая Марем Гиланиевна, директор имеет право на аттестацию учителей начальных классов в школе, если имеет соответствующий профиль образования и ведет уроки.

Директор школы имеет ли право проводить аттестацию учителей. Без согласия начальника управления образования?

С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации) . Новый Порядок аттестации применяется при аттестации педработников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. негосударственных (частных) образовательных организаций, образовательных организаций учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение. В соответствии с новым Порядком аттестации также проводится аттестация и тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации. Аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя. Не подлежат аттестации педагогические работники: имеющие квалификационные категории; проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников «на входе в педагогическую профессию» после получения среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. Кем проводится аттестация Согласно документу теперь аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее – аттестационная комиссия). Состав аттестационной комиссии В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в обязательном порядке - представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). К примеру, аттестационная комиссия может быть сформирована из числа работников организации, в которой работает педагог, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие). О представлении Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о нем: фамилия, имя, отчество (при наличии); наименование должности на дату проведения аттестации; дата заключения по этой должности трудового договора; уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты, предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу). О внеочередной аттестации Возможности проведения для педработников внеочередной аттестации, к примеру, в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены. В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания - замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Что делать, если директор школы не подписывает аналитическую справку на аттестацию, т.к. я не приняла участие в конкурсе "Учитель года"?

Здравствуйте, постарайтесь объяснить директору что вам нужна подпись, после аттестационная комиссия будет принимать решение. Если же директор отказался подписать, вам следует подать заявление директору на аттестацию в письменном виде и указать " в случае отказа прошу написать обоснования в письменном виде". если же после этого вам откажет, тогда вы можете смело идти в вышестоящую инстанцию со всеми письменными обоснованиями и заявлениями!

Я работаю директором школы. Наше новое руководство издало приказ о проведении аттестации руководителей на соответствии занимаемой должности. Аттестация ранее была проведена бывшим руководством в 2015 году, и был заключён трудовой контракт до 2020 года. Имеет ли право нынешнее руководство проводить аттестацию до истечения срока трудового контракта? И имеет ли право уволить директора школы, в случае не прохождения им аттестации на соответствие занимаемой им должности?

Доброго времени суток. Нормативный акт, регламентирующий вопросы проведения аттестации работников пока не принят, поэтому многие работодатели ориентируются на еще действующее Постановление ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, Кроме локального акта регламентирующего процедуру в любой организации, решившей проводить аттестацию работников, обязательно должен быть приказ о проведении аттестации. Если это всё есть, то процедура законна. Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

Имеют право и могут уволить. Согласно пункту 3 части первой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. При этом порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. При этом при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ , в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Аттестацию могут провести и до истечения срока трудового контракта. Чтобы уволить руководителя как не прошедшего аттестацию нужны веские основания. Для аттестации разрабатывается порядок аттестации, как правило, в этом задействованы представители управления образования, создается комиссия. Будут учитываться результаты деятельности Ваши как директора, успеваемость учащихся, сдача ЕГЭ. . Расторжение трудового договора по инициативе работодателя Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: 3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; Порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой настоящей статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если аттестация в 2015 году проводилась в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", то проведение ее в этом году является однозначно незаконным, поскольку для этого нет оснований. В приказе четко указано, что авттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации) Кроме того, есть ряд работников, в отношении которых аттестация не проводится. А) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Таким образом, ваше руководство нарушает трудовое законодательство и при наличии жалобы хотя бы одного работника на соответствующее должностное лицо управления образования может быть наложен штраф за нарушение трудового законодательства по ст.5.27 КоАП РФ.

Вы, как прошедший аттестацию в 2015 г., на законном основании можете отказаться от прохождения нынешней. Так как в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ №276 от 07.04.2014 обязательная аттестация проводится раз в пять лет. Но работник может пройти аттестацию добровольно, не отрабатывая 5 лет. То есть, по личному желанию, хоть каждый год. Кроме того, руководство должно Вас ознакомить с приказом о проведении аттестации за 30 суток до ее начала. Вы вправе данный приказ обжаловать, написав заявление в Министерство образования РФ, и в прокуратуру. Но имейте в виду, что Ваши деловые отношения с новым руководством скорее всего будут испорчены.

Директор средней школы заверяет копии документов (паспорт, диплом об образовании) на аттестацию педагога. Пишет: копия верна. Директор школы: ФИО (полностью), ставит свою подпись и печать школы.
Вопрос: Надо ли ставить дату (число, месяц, год) на заверяемой копии? Спасибо.

Добрый день, уважаемый посетитель! Безусловно, дата также проставляется Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

По общему правилу дата на заверяемом документе не ставится. Дата может быть проставлена, если этого требует организация, для которой предоставляете копии документов.

Добрый день, Вера. Да в соответствии с Законом необходимо ставить дату (число, месяц, год) на заверяемой копии. Удачи ВАМ, всего наилучшего.

Доброго вам времени суток. В Данном случае безусловно, дата также проставляется. Желаю Вам удачи в решении вашего вопроса и всего наилучшего.

Хочу узнать зависит ли зарплата зам директора школы от аттестации на соответствие и если зависит, то на сколько?

Доброго времени суток Зарплата устанавливается вашим работодателем, по поводу доплат за аттестацию, это нужно смотреть внутреннее положение компании Удачи Вам. Анна Титова.

Добрый день! Зарплата устанавливается трудовым договором, а так же внутренними актами может регулироваться, в сторону увеличения, поэтому в принципе зависеть может, но меньше той что указана в договоре быть никак не может.

Как договориться с директором школы о промежуточной аттестации, если вышло три двойки за 10 класс?

Этот вопрос не к юристам, а к людям которые носят звание "Решала", поэтому договариваться индивидуально с точки зрения закона невозможно.

Маргарита, добрый день! Вы можете прибегнуть к помощи юриста в формате медиации (досудебного урегулирования споров). Оформляете доверенность, заключаете договор (соглашение) об оказании юридических услуг... Само-собой вырабатываете правовую позицию совместно...

Директор школы не подписывает документы на подтверждение высшей категории при аттестации. Аргументируя это тем, что я отказалась от классного руководства (как наказание). Могу ли я запросить отказ от директора в письменной форме? И как это оформить и мои последующие действия в связи с неправомерной ситуацией.
Спасибо.

Запросить письменный отказ - это ваше право. Напишите заявление с просьбой обосновать причину отказа подписать документы на присвоение высшей категории. После этого обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право директор школы уволить учителя, который отказался проходить аттестацию на первую категорию?

Для педагогов предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация проводится один раз в 5 лет и касается всех педработников, кроме следующих категорий: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация их возможна не ранее чем через год после выхода на работу. От этого вида аттестации отказаться нельзя. Отказ может быть квалифицирован администрацией образовательного учреждения, как дисциплинарный проступок, за совершение которого могут быть применены меры дисциплинарного наказания: замечание, выговор, увольнение. Ну, а добровольная аттестация на то и добровольная, что ее прохождение вовсе не обязательно, если Вас устраиваит существующий уровень дохода и Вы не стремитесь к карьерному росту.

Может ли директор школы провести внеочередную аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности?

Что значит, ВНЕОЧЕРЕДНУЮ? Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится 1 раз в пять лет. Должен быть разработан и утверждёно на локальном уровне (по согласованию с представительным органом работников) Положение об аттестации пед. работников на соответствие занимаемой должности. При соблюдении этих условий такая аттестация в образовательной организации возможна.

Для аттестации школы с каждого учителя директор собирает по 25000 тенге. Есть ли на это управа?

Здравствуйте, обратитесь с жалобой в прокуратуру и просите принять меры по данному беззаконию. Удачи Вам и всего хорошего.

Здравствуйте, обратитесь в прокуратуру, которая обязана провести проверку по вашему заявлению и приняьь меры по вашему заявлению. Спасибо за выбор нашего сайта, всего доброго, до свидания.

В рамках промежуточной аттестации в 11 классе вчера вызвали на педсовет в школу в кабинет к директору. Перечислили задолженности по некоторым предметам, а потом стали пугать сдачей ЕГЭ и отчислением из школы. Потом провели голосование. У меня вопрос законно ли это и могут ли отчислять за несколько задолженностей из 11 класса СОШ? Итоговое сочинение сдано на "зачет", допуск к ЕГЭ получен. Спасибо.

Здравствуйте, подтягивайте ребёнка в чём вопрос? Ваш ребёнок не успевает, даже отличников родители подтягивают оформлением репетиторства, а что вам мешает это делать, со справкой хотите выпустить ребёнка из школы?. Удачи Вам и всего хорошего.

Здравствуйте. Если неуспеваемость налицо, то отчислить могут. Вас не пугают, а просто рассказывают возможное развитие событий. Если вас такая серьезная неуспеваемость, то как вы будете учиться в вузе? Может быть действительно проще забрать документы и поступить, скажем, в техникум. А затем после техникума уже в профильный вуз. Общие предметы уже не будут нужны, только профильные. Возможно, вашему ребенку это будет интереснее и он будет успешнее учиться.

Учитель/директор может поставить вместо не аттестации тройки, чтобы перейти в другую школу?

И учитель и директор могут сделать многое., в том числе и поставить тройки если очень нужно, так что можете с ними договориться индивидуально.

Я работаю учителем 30 лет. На медицинскую аттестацию директор школы с нас собрала по 500 рублей, аргументируя тем, что деньги в бюджет не были заложены. Законно ли это и как доказать незаконность?

Обратитесь с жалобой в Департамент образования. Все и выясните.

В каком случае директор школы может отказаться подписывать заявление на аттестацию? Куда можно обратиться чтобы решить этот вопрос? Или как можно миновать подпись директора?

Обращайтесь в департамент образования Администрации г. Красноярска.

Кто должен проводить аттестацию заместителя директора в школе на соответствие.

Добрый день! Управление образования города.

В должностной инструкции у заместителя директора школы прописано, что необходимо пройти аттестацию в течении 3 х месяцев, он ее еще не прошел, можно ли его перевести на должность исполняющего обязанности, пока он не пройдет аттестацию? Если можно, то как это правильно оформить?

Здравствуйте. Нет

Какова процедура аттестации заместителя директора школы на соответствие занимаемой должности? Где и кем она проводится?

там длительная процедура, надо издать приказ за два месяца, создать аттестационную комиссию и т. д. и т.п, будет интересно обращайтесь, звоните поясню.

Нужно ли проходить аттестацию по электробезопасность директору школы и его заместителям?

Здравствуйте! Да, нужно

В этом году отменена аттестация заместителей директоров школ в СПб, в результате потеряла высшую категорию, естественно не по своей вине, теперь получаю зарплату во много раз ниже, это правильно?

Здравствуйте! соответственно не законно.

Прошу уточнить следующее: Директора школы отстраняют от должности в связи с непрохождением аттестации (не добрала 3%), возможно ли это предотвратить. Родители все против.

пишите заявление на пересдачу.

Я была директором школы и преподавала географию. В этом году должна была пройти аттестацию как руководитель и как учитель, но взяла творческий отпуск. Отодвинуться ли сроки прохождения аттестации? Или мне нужно пройти аттестацию, находясь в творческом отпуске?

Нет, будут перенесены

Место директора школы вакантно. Учредитель назначил и.о. человека без аттестации, педобразования и педстажа. Законно ли это?

Не законно, вправе подать жалобу в отдел образования и прокуратуру.

Директор школы и завуч работают первый год. Имеют ли они право проводить аттестацию педагогических работников школы на соответствие занимаемой должности?

Да они могут только они должны собрать комиссию. Удачи Вам.:sm_bs:

Могу ли я остаться на должности зам. директора школы, если отказалась от аттестации?

В случае неявки аттестуемого, претендующего на должность заместителя директора образовательного учреждения, на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации он признается не соответствующим должности. Смотрите приказы и НПА по вашей школе, штатное расписание

На момент аттестации и принятия на должность зам. директора по безопасности спортивной школы сотрудник имел из образования только аттестат об окончании школы, последнее место работы согласно трудовой, официантка кафе 1 год и заведующая общежитием 5 лет, в аттестационном листе на момент аттестации указано образование Механико-технологический техникум. Но данного диплома не существует и по сей день. Законно ли данное лицо занимает должность заместителя директора при отсутствии высшего образования?

На должность заместителя директора школы по безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, опыт руководящей работы или стаж службы не менее 3-х лет в государственных силовых структурах, прошедшее дополнительное обучение по специальной программе «Безопасность образовательного учреждения».Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 должность “заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом” входит в Список должностей, работа в которых относится к педагогической деятельности и, следовательно, на него (заместителя директора) распространяются льготы, предоставляемые педагогическим работникам, а так же и соответствующие требования к образованию. Данное лицо не законно занимает эту должность, а так же нужно проверить достоверность диплома об образовании (Механико-технологический техникум), возможно здесь еще и будут признаки ч. 3 ст. 327 УК РФ .

Не полностью согласен с Сергеем Леонидовичем, поскольку названное им Постановление Правительства устнавливает право названных работников на досрочную трудовую пенсию по старости. Однако, названное лицо сомнительно занимает данную должность, поскольку у него: а) отсутствует педагогическое образование; б) квалификация не подверждена дипломом; в) отсутствуют данные о наличии или отсутствии у него судимости. Рекомендую обратиться в рйонную прокуратуру с просьбой проверить законность нахождения данного лица на должности заместителя директора.

Здравствуйте Инна, нет данный сотрудник, незаконно занимает должность заместителя директора, Вы можете обратиться в прокуратуру, чтоб они провели проверку, на каком основании он там работает.

Как снять с должности заместителя директора школы, если он не прошел аттестацию (ушел на больничный), не выполняет должностные обязанности (не проверяет журналы), но организует выезды на соревнования и спортивные победы учащихся, в результате чего находит родителей, которые пишут жалобы в вышестоящие органы на директора и коллектив, обвиняя их в репрессиях по отношению к этому творческому человеку?

ТОЛЬКО В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДОВЫМ КОДЕКСОМ РФ

Тенденции к повышению стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – современные требования и реалии ближайшего будущего. Чем хороша нынешняя система аттестации и нужно ли её менять?

«ВО» обратились с этим вопросом к Андрею Милехину, проректору ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе, и Екатерине Морозовой, председателю региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподавателю английского языка.

Андрей Милехин, проректор ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе :

– В 2016 году по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент дал поручение «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

Аттестационный механизм

– Наш университет исследовал состояние аттестационных механизмов в 85 субъектах нашей страны, в ближнем зарубежье и в западных странах.

В нашей стране – 85 субъектов и 85 подходов.

Эти подходы не противоречат друг другу, но разъединены, поэтому единого понимания образцов лучшей педагогической практики нет. Это фактор риска для формирования единого образовательного пространства в России.

По итогам прохождения аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600.

В ряде региональных подходов ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Это, безусловно, один из главных результатов деятельности учителя.

Но такая оценка не определяет вклада именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровни владения профессиональными компетенциями педагога, его дефициты, перспективы развития и роста.

Основание для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя и построению новой системы аттестации – профессиональный стандарт педагога.

Апробация новой модели

– Новая модель аттестации подразумевает введение такого понятия, как единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Прохождение учителем ЕФОМов позволит оценить сформированность и уровень владения профессиональными компетенциями.

В соответствии с «дорожной картой» формирования и введения национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703) недавно был объявлен конкурс на разработку первого набора ЕФОМов по предметным и методическим компетенциям.

В «дорожной карте» указаны девять предметов, по которым должны быть разработаны и апробированы ЕФОМы. Наш университет принял участие и организовал работу по формированию ЕФОМов по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Структура и содержание ЕФОМ по всем компетенциям, в соответствии с «дорожной картой», формируются на основе профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Апробация модели начала проходить в мае этого года, и первый этап окончился 22 июня. Это была добровольная апробация. В качестве экспертов были приглашены сами учителя.

Итоги апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМов будут представлены на общественно-профессиональное обсуждение осенью 2018 года, а на 2020 год запланирована итоговая апробация новой модели аттестации.

Какие инструменты были апробированы для оценки компетенций? Это анализ образца профессиональной деятельности. Сам по себе диплом на вопросы о том, как учитель владеет навыками преподавания детям, не отвечает.

Структура образца профессиональной деятельности проста – в свободной форме план-конспект или сценарий урока, который, по замыслу аттестуемого учителя, отражает сформированность, например, психолого-педагогической компетенции, касающейся формирования универсальных учебных действий (УУД) или индивидуализации.

Для аттестации нужно приложить видеофайл, снятый камерой, установленной в конце класса, которая не снимает лица, и это видеосъемка без монтажа. Плюс несколько примеров анонимных работ учащихся и рефлексивный самоотчет учителя.

Задача независимого эксперта – оценить сформированность психолого-педагогической или коммуникативной компетенции.

Новое в аттестации

1. На выбор: урок или кейс

– В будущей аттестации появится второй инструмент - решение кейса, или педагогической ситуации. Она обозначена в текстовом виде с обозначением педагогической проблемы. Также представлены возможные варианты разрешения этой ситуации, требующие представления соответствующего обоснования. Здесь оценивается профессиональное мышление.

Учитель имеет право выбора, какую составляющую каждой из двух компетенций (психолого-педагогической и коммуникативной) в какой форме он выразит: урок или решение кейса.

Урок – феномен многогранный.

Урок может быть смоделирован так, чтобы обе компетенции в нем были отражены – психолого-педагогическая и коммуникативная.

В таком случае один и тот же урок может быть представлен как отражение и той и другой компетенции, но с разным акцентом, указанном в прилагаемых файлах-описаниях.

2. Три уровня аттестации

3. Профессиональный экзамен

– В новой модели появляется еще один, предварительный, уровень, первая «ступень учительского роста» – профессиональный экзамен, или «вход в профессию», первичная аттестация.

Профессиональный экзамен можно сдать по желанию студента в период окончания педагогического вуза.

Это позволит даже в ситуации успешной сдачи увидеть те профессиональные дефициты, над которыми нужно работать.

Эта независимая процедура подразумевается для тех, кто не оканчивал педагогических учебных заведений, или для учителей, имеющих большой перерыв в педагогической практике.

4. Учет образовательных результатов

– Для уже практикующих учителей в рамках аттестации крайне важно учитывать образовательные результаты учащихся.

5. Сведения из справки работодателя

– Наряду с образовательными результатами планируется учитывать сведения из справки работодателя – объективной информации, которая собирается руководителем образовательной организации по нескольким направлениям, начиная от социально-демографической характеристики школы и класса до предоставления информации о материально-технических условиях, в которых учитель находится.

Задача этой справки – контекстуализировать условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога.

Например, выяснить – это выдающаяся гимназия или сельская школа.

6. Учет мнений выпускников

– Пристальное внимание вызывает учет мнения выпускников. Предварительная апробация показала дисбаланс мнений в этом пункте. Не каждый учитель выпускает: физкультура, технология, начальные классы, музыка – эти учителя не являются классными руководителями, ведут уроки у класса не весь период обучения, и отзывы выпускников о них собрать очень сложно.

Учет мнений выпускников собирают спустя четыре года после окончания школы.

Учитель может переехать из одного региона в другой, а его ученики остались в прежнем регионе. В настоящее время мы видим, что учет мнения выпускников – это не всегда объективно, поскольку сколько людей, столько и мнений, а выпускники – еще не совсем взрослые люди и могут сказать что-то от старой обиды, незаслуженно дать педагогу не самую лестную характеристику из-за двойки в пятом классе. Сам сбор вызывает сложности, не каждый учитель может себе позволить разыскать таких учеников.

Важно профессионально отнестись к первым итогам апробации модели аттестации, принять к сведению все экспертные мнения и продолжать дальнейшую доработку новой модели аттестации учителей.



Екатерина Морозова, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподаватель английского языка

Сейчас проверка нацелена на результат – учителя и ученика

– Имеющаяся система аттестации себя отлично показала. Являясь не первый год членом городской аттестационной комиссии, могу сказать, что учителя проходят проверку совершенно безболезненно, в два клика.

Глагол «проходят» - самый подходящий, поскольку они на ней не зациклены. Их результаты заложены в электронных ресурсах – сейчас это московская электронная школа. Учитель пишет заявление, потом все данные загружаются из электронных источников, и он просто нажимает кнопку «отправить».

В прошлом году аттестационная комиссия приняла решение, по которому некоторые учителя получают аттестацию автоматически. Это те учителя, у которых ученики на ЕГЭ получили за три экзамена по 80 и более баллов.

Такая система нацелена на результат.

Новая аттестация мешает преподаванию?

Новая система отрывает учителя от учебного процесса, поскольку он обязан к ней готовиться - создать видеоурок: красиво подготовить, снять и отправить неизвестным экспертам.Кто эти люди? Мы их не знаем.

Зачем собирать отзывы учеников, окончивших четыре года назад школу? Такие поиски и просьбы комментариев унижают учителя.

Квалификационные экзамены – тоже не очень понятный пункт. Есть ЕГЭ, который педагог по своему желанию может сдать, чтобы проверить, имеет ли он право готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Учителя возмущены.

Нынешняя аттестация направлена на комфортные условия для учителя: не заставляет никуда ехать, не нужно снимать «спектакль» (тот самый видеоурок)...

Мы находимся в тесном контакте с учителями тех школ, которые входят с нами в комплексное учебное заведение – нам хватает обмена опытом. Зачем нам его транслировать незнакомым людям? Дети перед камерой, очевидно, будут стесняться – это лишняя головная боль для всех.

Новая система затратнее электронной

– С этой новой моделью мы только вернемся к старому – когда учителя стояли на улице в очередях с огромными папками с доказательством своей работы.

Учитывая, что Москва – огромный город, тратить минимум три часа на поездку в комиссию – это потеря времени. Тогда как сейчас, чтобы пройти аттестацию, ему даже не нужно вставать с рабочего места.

Может быть, должны быть общие подходы к аттестации. Возможно, в регионах это имеет смысл, но в Москве - точно нет.

Система становится субъективной, потому что каждый эксперт – это отдельный человек. Сейчас мы не привлекаем третьих лиц. Есть база с результатами ученика, учителя и аттестационная комиссия, которая просматривает и собирает эти показатели по каждому пункту.

Нельзя отрицать и финансовый момент.

Экспертам нужно будет платить деньги за то, чтобы они тратили свое время на чтение и просмотр аттестационных работ.

В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах эксперимента по семейному образованию 7-летнего сына Мити.

В октябре я рассказывала, как узаконить свои отношения со средней школой и какие права имеют родители и дети, выбравшие семейное образование. Тогда мы оформили Митю в дистанционную школу ЦОДИВ из Санкт-Петербурга, где есть доступ к электронным урокам, а аттестации (кроме 9 и 11 классов) проходят в форме тестов.

В начале мая 2017 года мы решили, что наш сын уже готов сдать работы за первый класс и дали ему задания. По программе 1 класса Митя должен был сдать восемь предметов, я рассчитывала растянуть их на несколько дней, но сын сделал все за один день! На выполнение каждого предмета у Мити ушло от 20 до 40 минут.

Не думаю, что такой успех характеризует моего ребенка как мальчика с выдающимися способностями. Тесты, на мой взгляд, были легкие, как и сама программа первого класса достаточно простая.

Во время прохождения тестов я не помогала сыну с ответами на вопросы. Он сам читал задания и ставил галочки в ответах. Митя допустил по одной ошибке в тестах по русскому языку, литературе и музыке. Также в процессе аттестации выяснилось, что Митя не прочитал рассказ про утенка, по которому были вопросы в одном из тестов, но быстро сориентировался, что его можно найти в интернете. Очень странными нам показались вопросы по труду. Например, фото кусочка пластилина и вопрос «Как называется этот прием работы» (Ответ - «прищипнуть»). Зачем ребенку такие знания и правда ли это объясняют им в школе? Митя угадал правильный ответ интуитивно.

Такой формат аттестации очень нас устроил, все прошло спокойно, без стресса. Не надо было ходить в школу и писать задания под присмотром учителей. Сейчас школа все оформит и нам пришлют справку с итогами аттестации, а также внесут их в личное дело ученика. Так что на следующий год мы тоже будем аттестовываться в ЦОДИВе.

По опыту других родителей я знаю, что многие «семейники» прикрепляются к школам «Наши пенаты» и «Международная школа завтрашнего дня». В них тоже щадящие условия сдачи работ, но все же для первоклассников они уже письменные. Рассказывает мама первоклассника Екатерина Заостровцева:

  • Федор учится заочно в московской школе «Наши пенаты». В конце апреля мы получили по электронной почте итоговые контрольные работы, распечатали, ребенок выполнил задания и мы сдали работы в школу на проверку. По физкультуре достаточно предоставить справку из секции, по предметам ИЗО и технология - рисунок и фотографию поделки. Самым сложным для нас оказалось красиво оформить работы, это то, чему мы в течение года уделяли совсем мало времени. Мне кажется, навык красивого оформления письменной работы человеку в современном мире не нужен, сейчас все автоматически оформляет компьютер. Но для школы это важно, и учительница не должна тратить время на то, чтобы догадаться, что же имел ввиду ребенок. Поэтому первую работу сын переписывал трижды - ради красоты и отсутствия помарок. Еще одна сложность - очень мудреный тест по музыке (ваш первоклассник знает, например, героя какой оперы зовут Папагено?). Если бы сын не имел возможности писать этот тест дома, и писал бы в незнакомой обстановке в классе - завалил бы именно музыку. Зато у нас с сыном было время разобраться и погуглить правильные ответы, послушать оперы и музыкальные произведения, которые наверняка очники слушали в течение года. В остальном все темы контрольных соответствовали ФГОС, и были вполне посильными для первоклассника.

Пройти аттестацию можно в любой школе по месту жительства или которая нравится. Но будьте готовы, что не любая администрация лояльно относится к семейному образованию. Кристина Сандалова, мама Гриши, закончившего 4 класс:

  • По моему опыту могу сказать, что, конечно, прохождение аттестации очень сильно зависит от требований школы. Первые два года мой сын был прикреплен к обычной столичной школе с лояльным директором, и процесс аттестации проходил очень легко и приятно. В 3-м классе оттуда нам пришлось уйти, поскольку сменился директор, новый совсем не приветствовал семейное образование. Мы «прикрепились» к частной школе с государственной аккредитацией, довольно известной среди «семейников». Трудно поверить, но я была поражена некомфортными условиями сдачи. Мы столкнулись с массой придирок из серии «3 клеточки справа, 2 клеточки сверху», «килограммы в задаче надо писать целым словом, а не сокращать» - то есть всем тем, что процветает в рядовых школах, и что я не слишком люблю. За такие мелочи, которые, к слову сказать, заранее не обговаривали, нам снижали отметки. И эти проблемы выяснились уже в процессе. Мы требовали упростить условия, школа со скрипом, но шла навстречу, однако в какой-то момент мы устали бороться, постоянно доказывать нелепость формализма, которого не было даже в обычной школе. И в итоге мы и другие семейники из нашего центра после года учебы ушли из этой школы, и прикрепились к другой частной школе, также имеющую госаккредитацию.

Кстати, по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год. Елена Иванова, чей 13-летний сын первый год находится на семейном обучении, поделилась, почему они не сдают аттестации:

  • Первый год нужен для «расшколивания», чтобы понять, как и куда двигаться, а не просто формально выполнять какую-либо программу. Я осознанно выстраиваю учёбу, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, можно сказать я этому также учусь. Я исхожу из родительского понимания, куда направлять внимание сына, какая информация будет давать ему рост и развитие. Для этого - вся наша жизнь, практика отношений и обучения. Я допускаю возможность сдачи аттестаций, экзаменов в будущем, но на данный период времени для роста осознанности ребенка, для более качественного обучения, нам нужно найти свой ритм, свой стиль учебы, чем мы и занимаемся сейчас. Смысл ухода на семейное образование - это научиться учиться самостоятельно, постепенно переходя на самообразование, более осознанное отношение к жизни. Я хорошо прочувстовала, что жизнь без аттестаций сохраняет семейные отношения, они у нас стали крепче, теплее и доверительнее.

Обязательные экзамены без которых ребенок, находящийся на семейном образовании совершенно точно не получит аттестат, проходят в 9 и 11 классе. Я знаю, что в обычных школах начинают «грузить» детей про ОГЭ и ЕГЭ с самого первого класса, как-будто от этого экзамена зависит вся жизнь ребенка. Семейники подходят к «страшному» экзамену более творчески: кто-то просто учит программу нужного предмета, кто-то пользуется услугами репетиторов или специальных курсов. Герман Гласко, 14-летний ученик московской школы 1103 рассказывает как сдает ОГЭ (экзамен для 9 класса):

  • Я учусь на заочном в обычной школе уже в 9 классе, хотя 15 лет мне только исполнится в августе. Дело в том, что когда я был в начальной школе, я «перескакивал» через классы. 10 и 11 классы я тоже планирую пройти за один год. В этом году я сдаю ОГЭ, в принципе я буду доучиваться, поэтому результат экзамена мне не важен, но для себя я решил сдать его хорошо. К репетиторам не ходил, но самостоятельно решал тренировочные варианты. С русским языком мне бабушка помогала, математикой я занимался сам. Для экзамена по химии я записался в химический кружок и дополнительно готовился сам. Хотя, сейчас понимаю, что выбрать химию - было моей ошибкой, она оказалась очень сложной. Если, например, информатику я могу написать без специальной подготовки, то к химии готовился много. Конечно, в экзаменах есть свои хитрости, например, в русском в конце надо писать сочинение и примеры нужны из литературы, а я вставил из жизни, думаю за это мне снизят баллы. Пригодятся ли мне эти экзамены для ВУЗа, пока не знаю. Возможно я поступлю на географический факультет или пойду учиться на оператора кино. К выбору предметов ЕГЭ, конечно, подойду ответственно и выберу те, что нужны для института.

Так что вариантов аттестации детей на семейном образовании много, и найти тот, который устроит родителей и ребенка всегда можно. И хочу вернуться к нашей семье и главному итогу нашего года: мы все довольны домашним обучением. Конечно, были сложности, иногда завышенные ожидания к сыну, иногда наши страхи, иногда его нежелание что-то делать. Но к концу года все устаканилось. У Мити появилась осознанность, что образование - это не обязаловка для учителей или папы с мамой, а это то, что его развивает. Митя сам выполняет задания и главное не потерял интерес к знаниям. Даже сам попросил новые прописи, чтобы писать красиво. Где-то из-за особенностей нашего учебного плана Митя отстает (я писала, что мы пока не учим звуки), где-то идет на опережение программы (решает уравнения, умножает и делит). Мы с мужем избавлены от общения и выяснения отношений со школой, от сборов денег на подарки директору и на ремонт класса. Поэтому пока вдруг Митя сам не попросится в школу, мы продолжим наш маленький эксперимент с семейным образованием.

Система подбора руководителей образовательных учреждений стала открытой и гласной

Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.

Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством - если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.

Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты - как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов. Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев - человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников - какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора - это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место - должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов - это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, - сдают лишь один блок, кто еще ниже - два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» - в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж - аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать - аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, - рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. - Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей - это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих - их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500-3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

Поделиться: