Правила проведения запроса цен. Запрос котировок цен Правовой статус процедуры и документов

Сегодня мы поговорим об одной из форм закупок, которая, к сожалению, недооценена многими заказчиками. Несмотря на то, что она широко применяется, применяется, на мой взгляд, совершенно не по тем причинам, по которым ее стоило бы применять.

Это способ закупок, который называется «Запрос цен». Можно называть его по-разному - запрос котировок, запрос котировок цен. Суть одна: заказчик направляет или размещает в общем доступе некоторое информационное сообщение, приглашая всех предлагать ему товар, работу или услугу, которая его интересует.

На чем основана такая открытость заказчика. Безусловно, при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ); другими федеральными законами; иными нормативными правовыми актами РФ и принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Подробнее остановимся на основном законе - законе 223-ФЗ . Напоминаю, что последняя на сегодняшний день редакция утверждена Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основные принципы закупки товаров, работ и услуг:

  • информационная открытость закупки, то есть привлечение максимального количества потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации, необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически активное расходование средств и реализация мер по сокращению издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

На этом мы сегодня подробно остановимся. Как правильно сформулировать требования заказчика, которые он будет отражать в закупочной документации при проведении закупок способом запроса цен.

Одним из первых нормативных актов, которые следует упомянуть, является Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 №908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке». Положение определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о закупке размещается в общедоступной части официального сайта только после подписания документа, содержащего указанную информацию, квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронная подпись) лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика (представитель заказчика), в закрытой части официального сайта, доступ в которую осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.

Положение определяет порядок размещения:

  • положения о закупке;
  • планов закупки;
  • извещения о закупке;
  • документации о закупке;
  • проекта договора;
  • разъяснений документации;
  • информации об отказе от проведения закупки;
  • информации об изменении договора;
  • отчетности о заключенных договорах.

Следующий нормативный правовой акт, на котором хотелось бы заострить внимание, это Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 №662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» , которое регламентирует обязанность заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ, с 1 октября 2012 года размещать всю обязательную информацию о закупках на сайте www.zakupki.gov.ru.

Еще один нормативный документ - это Приказ Минэкономразвития России №506 и Казначейства России №13н от 10.08.2012 «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www . zakupki . gov . ru )». В этом документе изложен порядок, как стать пользователем официального сайта и размещать там всю обязательную информацию.

Итак, на официальном сайте размещается следующая обязательная информация о закупке:

  • извещение о закупке;
  • документация о закупке;
  • проект, договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке;
  • разъяснения документации;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • иная информация.

Способы закупок

Способы закупок - это однозначно регламентированные процедуры осуществления размещения заказа (закупки), отличающиеся друг от друга особенностями проведения и гражданско-правовыми особенностями.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

Все процедуры закупок можно разделить на два блока:

1) конкурентные, предусматривающие состязательность участников;

2) не предусматривающие состязательность.

Процедуры закупок, предусматривающие состязательность участников закупки:

  • конкурс ;
  • аукцион (редукцион);
  • запрос предложений (приглашение делать оферты);
  • запрос цен (запрос котировок цен, мониторинг цен);
  • запрос котировок цен в особых условиях (в том числе при ЧС);
  • конкурентные переговоры.

Процедуры закупок, не предусматривающие состязательность участников закупки:

  • закупка у единственного поставщика, исполнителя;
  • участие в конкурентной процедуре продавца;
  • мелкие закупки;
  • упрощенные закупки.

Все эти способы закупок должно регламентировать положение о закупке. Если способ закупки в положении не отражен, то заказчик не может его использовать.

Особенностями процедур закупки является то, что они проводятся:

  • в открытой или закрытой форме;
  • в одноэтапной или многоэтапной форме;
  • с проведением или без проведения квалификационного отбора и (или) постквалификации ;
  • в электронной либо не в электронной форме;
  • с проведением переторжки или без нее;
  • с правом подачи альтернативных предложений или без такового;
  • с выбором нескольких победителей по одному лоту;
  • в иных формах, предусмотренных положениями о закупке.

При этом к наиболее предпочтительным формам относятся: открытый конкурс, открытый аукцион (редукцион), открытый запрос цен (запрос котировок), открытый запрос котировок.

Тема сегодняшнего разговора - это запрос цен , который является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения; назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке, определяет победителя как участника закупки, предложившего наиболее низкую цену договора.

Общий порядок осуществления закупок способом запроса цен

Общие этапы осуществления закупки способом запроса цен:

  • определение необходимости удовлетворения нужд в конкретных товарах, работах, услугах;
  • формирование общих требований к предполагаемым к закупке товарам, работам, услугам, в т.ч. по техническим, потребительским и иным показателям и характеристикам;
  • планирование предстоящей закупки, в т.ч. по способам закупки, срокам и объемам финансирования;
  • конкретизация и актуализация требований к предполагаемым к закупке товарам, работам и услугам в ходе подготовки закупочной документации;
  • размещение извещения и документации о закупке на официальном сайте;
  • разъяснение положений закупочной документации (применяется, как это определено Положением о закупке). Если от участников закупки поступают запросы о разъяснении, заказчик обязан их представить;
  • внесение изменений в закупочную документацию и извещение о закупке (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • подготовка участниками закупки своих заявок;
  • подача участниками своих заявок;
  • проведение публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками участников закупки (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • рассмотрение заявок участников закупки на их соответствие требованиям закупочной документации (отборочная стадия);
  • оценка и сопоставление заявок (оценочная стадия) (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • определение победителя закупочной процедуры;
  • заключение по итогам процедуры договора с победителем;
  • размещение на официальном сайте сведений о результатах по итогам закупочной процедуры (протоколы, отчеты, договор);
  • выполнение предусмотренных Положением о закупке действий в случае признания закупки несостоявшейся.

Каким образом заказчику определить основные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям договора и к участникам закупки?

Перед проведением запроса цен заказчику целесообразно установить:

  • требования к продукции;
  • требования к условиям будущего договора; возможно, у кого-то существуют проекты договоров или типовые договоры, локальные нормативные документы, которые регламентируют использование тех или иных типовых документов при проведении закупки;
  • начальную (максимальную) цену договора;
  • требования к участникам закупки;
  • при необходимости требования к субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям);
  • требования к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости);
  • требования к обеспечению обязательств по договору (при необходимости).

Хочу заострить ваше внимание, что в отношении каждого требования заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения. В противном случае, это будет уже не требование, а декларация.

Следует избегать установления требований, которые могут быть подтверждены только декларативно.

Не допускается установление требований, по которым не осуществляется оценка соответствия, или использование критериев, по которым не осуществляется оценка предпочтительности.

Не допускается также установление требований, не обоснованных действительными потребностями заказчика, в том числе направленных на ограничение количества участников закупки. В противном случае здесь просматриваются коррупционные проявления деятельности конкретного функционера.

После того как сформированы требования заказчик формирует блок документов (извещение, закупочную документацию, проект договора) и утверждает их у соответствующего лица, наделенного этими полномочиями.

Вместе с тем обращу внимание на еще одну проблему, о которой многие забывают. При определении требований следует четко разделять обязательные требования и предпочтительные.

Обязательным требованием является такое минимально необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки.

Предпочтительные требования ,или предпочтения - это такие характеристики продукции, участников или субподрядчиков, или условий договора, которые в совокупности должны отвечать следующим требованиям:

  • характеристики превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика, установленные закупочной документацией;
  • невыполнение таких характеристик не может служить основанием для отклонения заявки соответствующего участника закупки;
  • характеристики, предлагаемые в заявках участников, учитываются при определении степени предпочтительности таких заявок на оценочной стадии рассмотрения заявок, причем исключительно в отношении заявок, прошедших отборочную стадию по итогам рассмотрения.

В отношении каждого обязательного требования и предпочтения заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения :

1) путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке (в том числе последствия не указания);

2) путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом (в том числе последствия не предоставления).

При формировании обязательных и предпочтительных требований заказчикам целесообразно руководствоваться следующими принципами :

  • требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми;
  • заказчик должен формулировать требования к продукции не в форме конкретных технических решений, а в форме установления функциональных требований (требования к потребительским свойствам продукции);
  • следует избегать требований, которые могут быть подтверждены только декларативно;
  • не устанавливаются обязательные требования, выполнение которых не будет проверяться в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок, или указание предпочтений, предложения по исполнению которых не будут оцениваться;
  • не следует устанавливать требования, не обоснованные действительными потребностями заказчика;
  • не допускается установление обязательных требований, если это влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При формировании обязательных требований к участникам закупки заказчику целесообразно руководствоваться следующим.

Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки. То есть он должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами, если подлежащая поставке продукция, выполняемые работы или оказываемые услуги подлежат лицензированию.

Не должен участник закупки находиться в процессе ликвидации или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным, то есть банкротом. Не должен являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда или административного органа или экономическая деятельность которой приостановлена.

Кроме того, участник закупки должен ответствовать иным требованиям, которые заказчик вправе установить в закупочной документации на основании поручений Правительства РФ либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

При проведении закупки заказчик вправе установить в закупочной документации требование об отсутствии случаев, документально подтвержденных в соответствии с законодательством РФ, невыполнения участниками процедуры закупки ранее принятых договорных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для самого заказчика или иных заказчиков. Такие случаи должны быть документально подтверждены. Самое простое документальное подтверждение - это информация на официальном сайте. Заказчик вправе установить требование о том, чтобы сведения об участнике закупки отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте.

Кроме того, заказчик имеет право установить требование о наличии у потенциального контрагента действующей системы менеджмента качества. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества, или должны быть изложены основные требования к такой системе, потому что, как мы понимаем, требования у всех разные.

Заказчик вправе установить требование о том, что участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, надежностью, опытом, системой управления охраной труда. Должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В документации о закупке и проекте договора, включаемого в закупочную документацию, целесообразно указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупочной процедуры заключается договор, привлекать при исполнении договора других субподрядчиков, либо исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор. Если проектом договора допускается привлечение субподрядчиков, заказчик вправе указать виды поставок, работ, услуг, которые должны быть выполнены лично поставщиком, а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков.

Обеспечение исполнения обязательств участника закупки. Речь идет об обеспечении заявки на участие в закупке.

При проведении запроса цен заказчик вправе предусмотреть представление участниками закупки обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре (обеспечение заявки). Обеспечение заявки актуально, когда большие объемы. Учитывая, что запросы цен - несколько упрощенная процедура закупки, не всегда целесообразно установление требования об обеспечении заявки, так как и сроки на поставку обычно короткие, и средства небольшие.

Не следует злоупотреблять и размером обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре устанавливается в закупочной документации и, как правило, не превышает пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Заказчик вправе установить предоставление участниками закупки обеспечения заявки в одной конкретной форме либо указать несколько видов допустимых форм обеспечения (безотзывная банковская гарантия, выданная банком, либо в форме денежных средств путем их перечисления заказчику (предпочтительная)).

Если устанавливается требование обеспечения исполнения обязательств участника закупки, то закупочная документация должна четко описывать условия предоставления и условия возврата и удержания обеспечения .

Обеспечение исполнения обязательств по договору

Для любого договора заказчик вправе, помимо неустойки, предусмотреть в документации о закупке и проекте договора предоставление участником обеспечения исполнения следующих видов обязательств, связанных с исполнением договора:

  • обязательств по возврату аванса;
  • исполнения обязательств по договору, кроме гарантийных обязательств (обеспечение договора);
  • исполнения гарантийных обязательств.

Проект договора в документации о закупке должен четко описывать условия предоставления и возврата или удержания обеспечений, связанных с исполнением договора, в том числе:

  • виды обеспечиваемых обязательств, их объем (перечень, стоимость);
  • допустимые формы обеспечения;
  • размер (сумму) обеспечения;
  • требование к сроку предоставления обеспечения возврата аванса, обеспечения исполнения обязательств по договору;
  • требования к сроку действия обеспечения относительно срока действия обязательства и (при необходимости) порядку продления срока его действия;
  • требования к гаранту и поручителю в случае предоставления обеспечения в форме банковской гарантии и (или) поручительства при необходимости. На сегодняшний день на официальном сайте размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии, в том числе при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - можно ориентироваться на эти банки;
  • условия истребования обеспечения;
  • условия и срок возврата обеспечения;
  • условие обязательной замены обеспечения при утрате данным обеспечением обеспечительной функции.

Содержание закупочной документации по итогам подготовки к закупке

В соответствии с 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ). В данном случае это запрос цен либо запрос котировок цен. Формулировка должна совпадать с прописанной в положении о закупке;
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • место отправки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора;
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Последний пункт играет решающую роль в том, каким образом и в какие сроки предстоит размещать на официальном сайте все сведения о проводимой закупке. Как только вы указали дату рассмотрения предложения участника, дату проведения заседания комиссии на предмет выбора победителя, в течение трех дней вы на сайте должны разместить протоколы.

В документации о закупке должны быть указаны те требования , которые изначально заказчик сформулировал, однако здесь целесообразно их конкретизировать. Это требования:

  • к качеству,
  • техническим характеристикам товара, работы, услуги,
  • к их безопасности,
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,
  • к размерам,
  • упаковке,
  • отгрузке товара,
  • к результатам работы,
  • и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Кроме этого, заказчик должен еще объяснить участникам закупки, каким образом им следует в своих заявках описывать предлагаемый ими к поставке товар, как описать его функциональные, количественные и качественные характеристики. В противном случае, у участников будут возникать вопросы, по которым необходимо будет давать разъяснения на официальном сайте. В этой ситуации запрос цен теряет свою оперативность.

Кроме того, в документации о закупке должны быть указаны:

  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать порядок проведения запроса цен, в том числе:

  • права и обязанности организатора и участников запроса цен;
  • порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен;
  • сроки и порядок проведения отборочной и оценочной стадии рассмотрения заявок, порядок определения победителя запроса цен;
  • срок, в течение которого победитель должен подписать проект договора;
  • право организатора запроса цен провести переторжку и порядок ее проведения;
  • иные требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать:

  • дополнительные требования к участникам запроса цен (например - по обладанию опытом выполнения аналогичных работ, к репутации и порядку подтверждения соответствия этим требованиям);
  • требования к размеру и форме обеспечения обязательств по возврату аванса, обеспечения договора и (или) обеспечения исполнения гарантийных обязательств, требования к условиям такого обеспечения, срок и порядок его предоставления;
  • иные сведения и информацию, в т.ч. касаемо конкретной закупки.

Помимо всего прочего целесообразно в документации по запросу цен установить требование предоставления участником закупки в составе его заявки следующей информации и документов о характеристиках и качестве закупаемой продукции и (или) условиях договора в необходимом объеме:

  • описание участником в его заявке функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, его количественных и качественных характеристик;
  • указание участником в его заявке на зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар;
  • указание участником в его заявке производителя и страны происхождения товара;
  • описание участником в его заявке комплектации товара;
  • описание участником в его заявке выполняемых работ или оказываемых услуг (в том числе состав работ или услуг и последовательность их выполнения, технология выполнения работ или услуг, сроки выполнения работ или услуг);
  • указание участником в его заявке количества товаров, объема работ или услуг или порядка его определения;
  • предложение участника о цене договора (с учетом установленного порядка формирования цены договора), о цене единицы товара, единичных расценок или тарифов работ или услуг и расчет общей стоимости работ или услуг;
  • иные предложения участника об условиях исполнения договора;
  • представления копий документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям (если указанные документы в соответствии с законодательством не представляются вместе с продукцией).

Планирование предстоящей закупки

Здесь в первую очередь стоит обратить внимание на то, что при выборе способа закупки необходимо руководствоваться положением о закупках, учитывая, как правило, установленные ограничения применения способа закупки, которые отражены в Постановлениях Правительства РФ №932 и №616 .

Ну и естественно устанавливаются ценовые пороги в положениях, т.е. если плановая стоимость закупки (лота) не превышает установленных Положением пределов для указанного способа закупки. Например:

3 миллиона рублей с НДС при проведении запроса цен не в электронной форме;

5 миллионов рублей с НДС в случае проведения запроса цен в электронной форме.

Все, что выше, закупается, как правило на аукционе.

Вопрос : Если Положение еще не размещено, нужно ли публиковать отчеты?

Ответ : Нет. Если Положение еще не утверждено, то Вы работаете по 44-ФЗ.

Вопрос : Можем ли при запросе котировок требовать эскиз?

Ответ : Да, если это прописано в закупочной документации и не противоречит Вашему Положению о закупке.

Вопрос : Нужно ли изменения в Положение утверждать учредителем?

Ответ : Если это бюджетное учреждение и Положение утверждает учредитель, то все изменения в Положение также утверждает учредитель.

Вопрос : Если договоры, заключенные в январе, но не включенные в отчет за январь, включить в отчет за февраль, или необходимо вносить изменения в январский отчет?

Ответ : Конечно, лучше внести изменения в отчет за январь.

Вопрос : С какого момента стоит начинать работу в соответствии с Положением - с даты учреждения или с 1 апреля 2014 года?

Ответ : Это зависит от того, как будет прописано в Положении. Если укажете 1 апреля 2014 года, то начинаете работать с 1 апреля 2014 года, если не укажете дату, то - с даты публикации Положения.

Этот вид закупки представляет собой конкурентную процедуру, в которой победу одерживает лицо, предложившее меньшую цену. Процедура проводится при небольшой начальной цене договора. Ее преимуществами является простота и быстрота. Об особенностях проведения, читайте далее в пошаговой инструкции.

Запрос котировок в электронной форме по 223-ФЗ в 2019 году

С 01.07.2018 основные моменты проведения торгов в рамках 223-ФЗ, стал регламентировать сам закон. Тогда как ранее проведение тендеров полностью регулировалось положениями о закупках заказчиков. Электронный запрос котировок может быть как открытым, так и закрытым.

Открытый должен осуществляться, когда:

  • работы, товары, услуги приобретаются у субъектов малого бизнеса;
  • работы товары, услуги присутствуют в специальном перечне, утв. постановлением Правительства № 616 от 21.06.2012.

Запрос котировок в электронной форме по 223-ФЗ с 01.01.2019 каких-либо значимых изменений не претерпел.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как провести

В силу ч. 9 ст. 3.2 223-ФЗ указано, что разрабатывать закупочную документацию для торгов в виде запроса котировок не нужно. Необходимо лишь оформить извещение.

Образец извещения должен содержать:

  • название заказчика, его адрес и реквизиты;
  • предмет договора, оформляемого по итогам торгов и другие его существенные условиях;
  • информацию о начальной цене договора;
  • данные о порядке проведения конкурентной процедуры;
  • требования к потенциальному поставщику и т.д.

В силу ч. 21 ст. 3.2 223-ФЗ публикация извещения должна быть осуществлена не позднее, чем за 5 рабочих дней до истечения срока приема заявок.

При осуществлении запроса котировок только среди субъектов малого бизнеса применяются следующие правила:

  • максимальная начальная цена договора не более 7 млн рублей;
  • опубликование извещения не позднее, чем за 4 рабочих дня до истечения срока приема заявок.

Заказчик может отменить торги до момента окончания срока приема заявок. Отменить торги позднее можно только при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

Запрос котировок, запрос предложений и конкурс: что поменялось в протоколах новых электронных процедур

В 2019 году для электронных закупок используйте новые формы протоколов. Мы собрали шесть образцов протоколов, которые заполняют по-новому. Что и в каких документах проверить в запросе котировок, смотрите на инфографике.

Пошаговая инструкция для заказчика

Шаг 1. Определение потребности в определенных работах, товарах, услугах. Выбор запроса котировок в качестве способа проведения торгов. Включение закупки в план закупок.

Шаг 2. Выбор электронной площадки, на которой будет проводиться закупка. Конкурентные процедуры среди субъектов малого предпринимательства должны проводиться на площадках, входящих в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Шаг 3. Публикация извещения о проведении запроса котировок в электронной форме по 223-ФЗ в сроки там указанные.

Шаг 4. Рассмотрение поступивших заявок, составление протокола. Его содержание закреплено ч. 13 ст. 3.2 223-ФЗ. Поступившие заявки могут быть отклонены по основаниям, установленным в положении о закупках заказчика. Например, «Транснефть» отклоняет заявку в следующих случаях:

  • указание цены выше, чем начальная цена договора;
  • несоответствие участника торгов и/или поданной им заявки требованиям, установленным в извещении;
  • непредоставление обеспечения (при наличии такого требования);
  • наличие у лица, подавшего заявку договоров, расторгнутых на протяжении последних 2 лет;
  • непредставление в течение 2 рабочих дней после проведения процедуры сопоставления дополнительных ценовых предложений заявки с откорректированной ценой договора;
  • цена договора не указана в заявке или отсутствует возможность ее определить.

Шаг 5. Составление итогового протокола (ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ). Возврат обеспечения заявки, если таковое вносилось.

Шаг 6. Оформление договора с победителем конкурентной процедуры.

Создание конкурентной процедуры на примере площадки на РТС-Тендер

Чтобы объявить запрос котировок нужно войти в личный кабинет заказчика, используя электронную подпись.

В разделе «Закупки» нужно нажать кнопку «Создать извещение» и выбрать тип закупки. Далее следует заполнить форму «Формирование черновика извещения».

Извещение состоит из следующих разделов:

  • общая информация о закупке;
  • данные о порядке подачи заявок;
  • информация о правилах участия;
  • требования к участникам торгов;
  • сведения о лоте и другие.

Для просмотра сформированного извещения внизу страницы нужно нажать кнопку «Предварительный просмотр». Для публикации закупки следует нажать кнопку «Опубликовать», расположенную внизу страницы. В появившемся окне подтвердить размещение закупки нажатием кнопки «Продолжить». При успешной публикации статус закупки изменится на «Опубликована».

Юлия Романова , заместитель директора по государственному заказу Федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг»

Юлия Романова рассказала, как провести запрос котировок в электронной форме на ЭТП, на примере площадки «ТЭК-Торг». Из вебинара узнаете, какие функции доступны заказчику в личном кабинете, как рассмотреть заявки, оформить итоговый протокол и заключить контракт на площадке по результатам процедуры.

Как участвовать

Для участия в конкурентной процедуре потенциальный поставщик направляет заявку. Установлено, что заявка для участия в запросе котировок, проводимом среди субъектов малого бизнеса, состоит из 1-ой части и предложения о цене. В первую часть участник включает согласие:

  • произвести работы или оказать услуги на условиях проекта договора (при закупке работ или услуг);
  • поставить товар конкретной марки на условиях договора либо эквивалент товара (при закупке товара);

Заявка содержит и другую информацию согласно извещению о запросе котировок. Например, участник в составе заявки подает документы, которыми подтверждает свое соответствие установленным требованиям, (ч. 8 и 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Вложенные файлы

  • Извещение об электронном запросе котировок среди МСП.docx

Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О (в области закупок работ, товаров, услуг с целью обеспечения муниципальных, государственных нужд, - дальше - Федеральный закон №44 ФЗ) устанавливает следующие виды конкурентных способов для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

Закупки, производимые закрытым способом

Запрос котировок по 44-ФЗ разрешает производить закупку любых работ, товаров либо услуг. При этом в Законе есть ограничения, которые запрещают использовать рассматриваемый метод в ряде случаев и накладывают на заказчика обязанность осуществлять деятельность закрытым способом. К ним относят:

Закупку работ, товаров либо услуг, связанных с государственной тайной;

Проектную информацию по контракту или документацию по предмету закупки с информацией, являющейся

Клининговых - за счет федеральных бюджетных средств;

Водителей транспортных средств - когда их деятельность направлена на обеспечение работоспособности судебных приставов или судей;

Направленных на страхование, охрану и транспортировку принадлежащих государству драгоценных металлов и камней, художественных, исторических, музейных и культурных ценностей в момент передачи от заказчика другим лицам (и в обратных ситуациях, когда заказчик получает от других лиц) во временное распоряжение.

Конкурс с ограниченным участием

К случаям, когда вариант "запрос котировок" по 44-ФЗ невозможен, также относят обязательства проводить заказчиком закупку с использованием конкурса с ограниченным количеством участников. К таким ситуациям относятся следующие:

Имеющие технически сложный характер. Данный вид характерен для отраслей, работающих с применением высокотехнологичных специализированных знаний, связанных с внедрением инноваций. Другими словами, исполнителями данных видов закупок являются лица, обладающие определенными специальными знаниями в области предмета закупки. Список этих работ, товаров либо услуг предоставлен соответствующими нормативными документами Правительства РФ.

Направленные на сохранение отечественных объектов наследия (исторического и культурного), экспонатов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, деятельность по восстановлению и сохранению документации, входящей в Архивный фонд РФ и ряда других ценных документов.

Услуги и работы, необходимым условием при выполнении которых является доступ исполнителей к базам данных, системам безопасности и внутренним хранилищам архивов, библиотек и музеев.

В остальных случаях допускает проведение закупок товаров, работ и услуг способом "запрос котировки". Это не противоречит действующему законодательству РФ в целом и соответствующим нормативным актам в частности. В остальных случаях, когда нельзя проводить выбор исполнителя контракта, разрешено следующее:

В рамках Статьи 48 проведение конкурса открытого типа;

Электронные аукционы (Статья 59).

ФЗ-44 в некоторых случаях в соответствии со Статьей 83 разрешает выбор поставщика товаров, работ, услуг с помощью выявления предложений или проведение закупки у одного единственного поставщика (Статья 93).

Преимущества

Отличительной чертой запроса котировок по сравнению с другими способами определения поставщика является его простота и удобная реализация. С точки зрения заказчиков он считается самым легким в плане процедуры выбора исполнителя контракта. В связи с чем в большинстве случаев при условии, что обстоятельства будущей закупки удовлетворяют существующие ограничения, выбирается именно этот способ. Отличительными преимуществами данного вида определения поставщика перед другими являются:

Оперативность в сравнении с проведением электронных аукционов или открытого конкурса.

Относительно небольшой объем минимальной документации, необходимой для осуществления закупки.

Четкий регламент проведения, понятный как заказчику, так и исполнителю. В отсутствие специальных требований существенно снижается вероятность допустить в процессе выбора поставщика ошибки, что в дальнейшем минимизирует вероятность получения нареканий по процедуре закупки со стороны надзорных органов.

Существенное снижение риска наступления негативных последствий не по вине заказчика (например, сбой в работе электронной площадки по техническим причинам).

Использование наряду с основным критерием, применяемым при рассмотрении заявок, ряда других, дополнительных критериев.

Недостатки

К основным недостаткам процесса закупки товаров (работ, услуг) с помощью способа "запрос котировки" относятся следующие моменты:

Повышенное внимание со стороны контролирующих органов к процессу выбора исполнителя контракта. Проверяется в первую очередь аргументация выбора в пользу именно этого варианта и процесс формирования максимальной стоимости контракта со стороны заказчика.

Данный способ по сравнению с остальными является более трудоемким. На заказчика накладываются следующие дополнительные обязанности: прием и регистрация всех поступивших заявок, хранение всей принятой документации, предоставление всем участникам равноправного доступа к результатам рассмотренных заявок и прочие функции, предусмотренные законодательством.

Относительно высокий уровень риска, присущий способу "запрос котировки", связан с отсутствием закрепленного на законодательном уровне обязательного условия о внесении обеспечения заявок со стороны их владельцев. В данной ситуации существенно повышается вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком.

При проведении закупки с использованием рассматриваемого варианта невозможно разделить общую ее совокупность на отдельные составляющие (лоты).

Основные этапы процедуры закупки

Совокупность определения конечного исполнителя контракта методом "запрос котировки" можно разделить на шесть основных этапов, на каждом из которых производятся в ограниченных временных рамках только ему присущие мероприятия с составлением соответствующих документов. Ниже каждый из этапов подробно описан.

Первый этап

На этой стадии реализуется общая первоначальная задача подготовки к проведению закупки рассматриваемым методом. На первом этапе должны быть реализованы следующие мероприятия:

Разработка и утверждение положения о составе комиссии и ее полномочиях. Это осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ и внутренних документов организации.

Создание на основе положения непосредственно самой комиссии, состоящей из членов организации и имеющих соответствующее образование. В задачи данной структуры входит рассмотрение всех поступивших котировок.

Планирование и непосредственная организация процедуры проведения закупки рассматриваемым способом.

При проведении мероприятий, характерных для первого этапа, составляются следующие документы:

Приказ организации о создании единой комиссии, в рамках которого принимается положение, закрепляющее процедуру действий при осуществлении всех закупок и определяющее полномочия каждого члена комиссии;

Непосредственный приказ о проведении закупки заказчиком способом "запрос котировки".

На приготовление всей необходимой документации законодательством дается определенное время. Накладывается следующее ограничение: полный комплект документов должен быть готов у заказчика не позднее, чем за десять дней (календарных) до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Второй этап

На этой стадии происходит непосредственная подготовка документов, необходимых для проведения запроса котировок. Реализуются следующие мероприятия:

Подготовка и утверждение пакета документов, необходимых для проведения планируемой деятельности;

Разработка и утверждения контракта, в рамках которого будет произведена закупка.

Для реализации данных мероприятий подготавливаются следующие документы:

1) создается техническое задание будущей закупки с обязательным обоснованием стоимости контракта;

2) разрабатываются соответствующие виды заявки для участия в закупке (образец запроса котировок);

3) утверждается тип итогового контракта, по условиям которого произойдет закупка;

4) разрабатывается специализированная документация, которая впоследствии будет опубликована - извещение о проведении запроса котировок.

Документация должна быть подготовлена и утверждена не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четырех) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Третий этап

На этой стадии происходит публикация в специальной информсистеме сведений о проведении запроса котировок. Проводятся следующие мероприятия:

1. Оформление на руководителя организации (или иное должностное уполномоченное лицо) электронной подписи для участия в процессе закупок на специальном информационном ресурсе.

2. Регистрация организации в единой информсистеме, получение доступа и специальных ключей.

3. Публикуется на информационном ресурсе извещение о проведении запроса котировок.

4. Направление участникам закупок со стороны заказчика сведений по ранее разработанной структуре. Здесь используется установленная форма запроса котировок.

На третьем этапе необходимые документы должны быть подготовлены и утверждены не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четыре) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок. Извещение о запросе котировок должно быть направлено каждой стороне. Это необходимо сделать в тот же день, когда в единой информсистеме появилось объявление о проведении конкурса. Участие в запросе котировок может принимать любая зарегистрированная в информационной структуре сторона, обладающая необходимыми качествами для выполнения соответствующего заказа.

Четвертый этап

На этой стадии происходит получение всех заявок от участников и их хранение (на условиях анонимности) до момента определения победителя. Данный этап включает в себя ряд мероприятий. В частности:

Принимается с обязательным подтверждением заявка на запрос котировок;

В специальном журнале регистрируются все полученные сведения.

В процессе проводимых мероприятий создается особая документация, в которой фиксируется вся предоставленная информация. При этом обязательно подтверждение от представителей заказчика получения сведений (письменно в виде расписок, посредством специализированной связи с помощью электронной подписи). Прием заявок происходит с момента публикации сведений о проведении запроса котировок до регламентированного дня и времени, которые являются его окончанием.

Пятый этап

На данной стадии в результате следующих мероприятий происходит определение победителя:

Вскрытие всех зарегистрированных конвертов.

Индивидуальная оценка каждого предложения.

Выбор самого выгодного предложения и установление победителя.

Публикация в соответствии с результатами рассмотренных заявок на информационном сайте специального итогового документа о победителе. В результате составляется протокол запроса котировок. Победитель устанавливается не позднее 1-го рабочего дня с момента прекращения приема сведений от желающих. Проведение запроса котировок при условии подачи сведений от более чем одной стороны признается действительным.

Шестой этап

На заключительной стадии происходит заключение контракта с победителем, определившимся в результате способа "запрос котировок". Сроки подписания контракта находятся в пределах семи-двадцати дней с момента публикации результата рассмотрения поступивших сведений в единой информсистеме. В это время создается и утверждается окончательный вариант контракта с указанием цены и реквизитов победителя и передается исполнителю контракт на утверждение и подписание. После проведения всех процедур при отсутствии разногласий у сторон контракт подписывается и считается действительным.

Это конкурентная не торговая процедура определения поставщика. Побеждает в ней тот участник, который максимально соответствует требованиям заказчика и предложил самую низкую стоимость. Этот вид аукционов выгоден тем, что его возможно провести в довольно сжатые сроки и он подходит для несложных и недорогих закупок.

Однако использования такого вида тендеров возможно только при следующих условиях:

  • Максимальная сумма закупок в пределах 10 миллионов рублей.
  • Наличие у заказчика базы, как минимум, из 3 потенциальных поставщиков.
  • Применение для закупок самофинансируемыми государственными организациями, некоторыми муниципальными учреждениями и бюджетными учреждениями из внебюджетных средств.

Электронный или бумажный вид — что выбрать и почему?

По Федеральному закону от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , все конкурентные закупки по умолчанию будут проводиться в электронной форме, за исключением случаев, когда заказчик в Положении о закупки делает оговорку о проведении закупки в бумажной форме. Кроме того, закупки у субъектов МСП (местного самоуправления) должны проводиться исключительно в электронном виде.

Запрос котировок в электронном виде во многом гораздо удобнее бумажной формы. Сведения о закупках публикуются в открытом доступе на сайте госзакупок и ЭТП, и позволяют получать большее количество заявок на запрос. ЭТП позволяют участникам регулировать процесс на площадке и, тем самым, повысить прозрачность сделок.

Планируется постепенное увеличение процента закупок в электронном виде. Об этом свидетельствуют вышеуказанные изменения в законе № 223 .

Отличия от 44-ФЗ

Подготовка извещения

Если процедура включена в план, то можно сразу приступать к подготовке извещения, проекта договора и документации.

ВАЖНО! В извещении обязательно должны содержаться: форма котировочной заявки, техническое задание и обоснование первоначальной цены договора.

Подготовка проекта договора

В этом документе необходимо указать условия:

  • ответственности будущего победителя по взятым обязательствам;
  • процедуры приемки заказчиком предмета договора, или закупки.

Список документов для проведении запроса у каждого заказчика свой , так как оговаривается он в положении о закупке.

Вот примерный перечень:

  1. Извещение.
  2. Документация (общая часть, информационная карта, ТЗ, проект договора).
  3. Извещение о внесении изменений.
  4. Извещение об отказе от проведения запроса предложений.
  5. Разъяснения документации.
  6. Уведомления участникам.
  7. Открытия доступа к заявкам.
  8. Протокол рассмотрения.
  9. Итоговый протокол.

Публикация на электронной торговой площадке – ЭТП

Если интеграция с ЭТП уже настроена, нужно разместить там извещение и документы, а также отправить на сайте госзакупок – ООС (www.zakupki.gov.ru) и подтвердить публикацию на нем.

Прием заявок

На этой стадии от заказчика может потребоваться при необходимости внесение правок в опубликованную документацию, а также объяснений условий договора , если поступят соответствующие запросы.

Открытие доступа

Заказчиком составляется и публикуется протокол открытия доступа к заявкам.

Рассмотрение поступивших заявок

На этом этапе заказчик решает допускать или нет те или иные заявок, а при необходимости запрашивает у участников дополнительные документы. В зависимости от результатов оценки заявок заказчик принимает решение о заключении договора с победителем, если он полностью соответствует поставленным требований и предлагает самую низкую ставку.

Если заявок поступило недостаточно, заказчик может продлить сроки или провести процедуру заново. Если необходимости закупки больше нет, заказчик может отказаться от сделки, даже в случае, если победитель тендера уже определен.

В случае если победитель уклоняется от заключения, заказчику по закону необходимо сообщить об этом в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). В таком случае запрос на закупку нужно проводить заново.

ВАЖНО! Чтобы перестраховаться, лучше включать в положение о закупке пункт о том, что заказчик вправе заключать договор со вторым участников, в случае если победитель признается недобросовестным поставщиком. После заключения договора, заказчик должен включить сведения о нем в ежемесячный отчет.

Внесение изменений

Если возникла необходимость внести какие-либо изменения, в таком случае заказчик обязан опубликовать сведения об этом на ООС в срок не позднее 10 дней. Таким образом, этот запрос можно определить как не сложный конкурс, без дополнительных требований к поставщику. Но к оформлению необходимой документации заказчику следует отнестись серьезно и учесть все нюансы и сроки для грамотного проведения процедуры.

Видео по теме

Смотрите подробнее, с какими нюансами можно столкнуться при проведени торгов.

Поделиться: