Налоговые интересы в делах о банкротстве.

1. В ходе конкурсного производства требования к должнику об уплате обязательных платежей, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом или третьими лицами в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом или третьими лицами требований к должнику об уплате обязательных платежей подлежат погашению все включенные в реестр требований кредиторов требования к должнику об уплате обязательных платежей.

2. Лицо, имеющее намерение погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей в полном объеме, направляет заявление о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, конкурсному управляющему, в уполномоченные органы.

3. В заявлении о намерении должны быть указаны:

наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) заявителя;

срок погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей, который не может превышать тридцать рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения.

4. Заявление о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом в течение четырнадцати рабочих дней с даты его поступления.

В случае поступления в арбитражный суд от нескольких лиц заявлений о намерении они рассматриваются в порядке их поступления в арбитражный суд.

5. По результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение об удовлетворении заявления о намерении или об отказе в удовлетворении заявления о намерении в случае, если в реестре требований кредиторов отсутствуют требования к должнику об уплате обязательных платежей или заявитель отказался от намерения погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей до рассмотрения такого заявления.

6. В определении арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении указываются:

наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) лица, осуществляющего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей;

размер требований к должнику об уплате обязательных платежей, основная сумма задолженности, начисленные неустойки (штрафы, пени);

срок и порядок погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей;

дата судебного заседания по итогам погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей;

реквизиты банковского счета, а также иная информация, необходимая для перечисления денежных средств на погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей.

7. Рассмотрение заявления о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей должно быть отложено до даты рассмотрения итогов погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей при наличии аналогичного заявления, поступившего от другого лица ранее.

Рассмотрение заявления о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей может быть отложено при наличии спора в отношении размера и состава требований к должнику об уплате обязательных платежей до даты вступления в законную силу судебного акта об установлении состава и размера включенных в реестр требований кредиторов требований к должнику об уплате обязательных платежей.

8. Для погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей уполномоченный орган представляет в арбитражный суд уведомление, в котором указываются дата представления уведомления, фамилия, имя, отчество, должность подписавшего уведомление должностного лица, а также информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств на погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, с указанием размера требования в отношении каждого из получателей денежных средств.

9. В течение срока, установленного определением арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении, заявитель перечисляет денежные средства в размере и в порядке, которые указаны в данном определении.

10. По истечении установленного арбитражным судом срока погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей заявитель направляет в арбитражный суд заявление о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.

К заявлению прилагаются платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в размере и в порядке, которые указаны в определении арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении.

11. По итогам рассмотрения заявления о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов при условии соответствия осуществленного погашения определению арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении арбитражный суд выносит определение о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.

Требования лица, осуществившего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, учитываются в реестре требований кредиторов в размере и очередности, как и погашенные требования к должнику об уплате обязательных платежей.

12. В случае, если требования к должнику об уплате обязательных платежей были погашены не в полном размере либо с нарушением порядка или сроков погашения, которые установлены определением арбитражного суда, арбитражный суд выносит определение об отказе в признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей.

Перечисленные денежные средства подлежат возврату заявителю в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу определения арбитражного суда об отказе в признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей.

Перечисление денежных средств сверх суммы денежных средств, предусмотренных определением арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении, не является основанием для вынесения арбитражным судом определения об отказе в признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей, а равно и для увеличения размера требований лица, осуществившего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, к должнику.

Денежные средства, перечисленные сверх суммы денежных средств, предусмотренных указанным определением, подлежат возврату заявителю в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу определения арбитражного суда о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.

13. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок расчетов в целях погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей.

14. Погашение требований об уплате обязательных платежей к должнику, в отношении которого настоящим Федеральным законом установлены особенности проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, допускается в случаях, если это предусмотрено положениями настоящего Федерального закона, устанавливающими особенности банкротства должников отдельных категорий.

Консультации юриста по ст. 129.1 Закона О несостоятельности (банкротстве)

    Диана Куликова

    Возможна ли такая ситуация в Арбитражном праве? Банкроство ООО. ситуация следущая:В отношении должника-банкрота ООО введено с 1 февраля 2007 года конкурсное производство долг порядка 2 000 000 рублей. должник на этой стадии может погасить долг или уже нет?дело в том что конкурный управляющий подал иск о признании сделок должника недействительным по этим сделка он вывел основные фонды предприятия на другую подставную фирму есть все доказательства.как я понимаю если иск удовлетворят то основные фонды вернуть в собственность ООО должника и будет арбитражным управляющим создана конкурная масса..возможно ли погашение должником на этой стадии долга Заранее благодарен за Ваши ответы

    • Ответ юриста:

      Прошу прощенья, перепутала.
      Смотреть теперь это:
      Статья 125. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве

      1. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 113 настоящего Федерального закона.
      2. В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами представление отчета конкурсным управляющим происходит в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 116 настоящего Федерального закона.
      3. Утверждение отчета конкурсного управляющего производится арбитражным судом в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 3, абзацами первым и вторым пункта 4 и абзацами первым и вторым пункта 5 статьи 119 настоящего Федерального закона.
      4. По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

    Оксана Васильева

    Упрощенные процедуры банкродства - что это?. Нужно четкое определение...

    • Ответ юриста:

      Упрощенные процедуры банкротства - это меры, применяемые к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники, статус которых определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла и целью является скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется.

    Степан Маковеев

    то такое САНАЦИЯ с юридической точки зрения. И в каких она применяется и как связана с вексилями? Спасибо.. В каких случаях применяется?

    • Ответ юриста:

      Санация - термин конкурсного права. Означает финансовое оздоровление. Применяется в целях предупреждения (недопущения) банкротства юр.лица. Векселя - один из способов оказания (оформления) финансовой помощи

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

      досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

      Статья 31. Досудебная санация
      1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
      2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

    Александра Молчанова

    Имеют ли юридическую силу договора предприятия, заключенные после объявления банкротства?

    • Ответ юриста:

      если договоры были заключены уже самим конкурсным управляющим после признания предприятия банкротом, то конечно имеют. Конкурсный управляющий вправе заключать договоры ст. 129 фз "о несостоятельности (банкротстве).После признания предприятия банкротом органы его управления прекращают свои полномочия (а значит никакие договоры заключать не могут). Все полномочия переходят к конкурсному управляющему.Кроме того, конкурсный управляющий вправе заявлять отказы от исполнения раннее заключенных (до признания предприятия банкротом) договоров (статья 102).

    Жанна Крылова

    Вправе ли арбитражный управляющий совершать сделки с имуществом должника?. Он сам или организация, участником которой он является

    • Ответ юриста:

      Конечно может - ведь он и назначен судом в организацию именно с этой целью. Количество полномочий зависит от стадии процедуры банкротства - наблюдение это, внешнее управление или конкурсное производство. Если это наблюдение, то арбитражного управляющего называют "временным" и все полномочия его сводятся лишь к оценке финансового состояния организации. Временный управляющий не рапспоряжается имуществом, а, лишь, в случае необходимости дает одобрение на сделки с имуществом. Если процедура банкротства - "конкурсное производство", то управляющий назывется "конкурсным" и обладает всеми полномочиями как руководства, так и собственика (если речь идет об унитарных предприятиях) имущества. Главной целью конкурнсого управляющего является продажа имущества (но, исключительно путем проведения аукциона).Ссылки на нормы следующие: Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Полномочия временного управляющего - ст. 66, полномочия конкурсного управляющего - ст. 129.

    Олег Цигенбаум

    Вопросы банкротства. кредитором, который подал заявление раньше нас.У этого нового кредитора на руках исполнительный лист, по которому исполнительное производство было завершено приставом еще в июне 2008 г. И вдруг это исполнительное производство оказывается вновь возобновленным.==Разумеется, если только судья не оставит заявление нового кредитора без движения или не вернет его, управляющий будет назначен из числа членов СРО, предложенной этим новым кредитором.==И тут, у меня, как у специалиста близко не знакомого с процедурой банкротства, возникает ряд вопросов:1) Если в один день в суд подано несколько заявлений о банкротстве одного и того же юрлица, как суд определяет какое заявление подано раньше (на нашем экземпляре заявления, например, стоит только дата приема, но не время) ?2) Все заявления о банкротстве одного и тогоже юрлица рассматривает один и тот же судья?3) Рассматривает ли суд все заявления отдельно или объединяет их (или предпочитает по различным основаниям возвращать или оставлять без движения более поздние заявления) ?4) Если рассматривает отдельно, то какое в первую очередь?5) Если объединяет, то из членов какой СРО выбирает конкурсного управляющего?6) Если суд назначает конкурсного управляющего из числа членов СРО, выбранной не мной, как кредитором, каким образом я могу все же назначить своего конкурсного управляющего?

    • Ответ юриста:

      Это не суд назначает.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;Статья 12. Собрание кредиторов 1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего 3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

    Богдан Грунин

    Здравствуйте, подсткажите пожалуйста, процедуру отстранения гл. бухгалтера от должности (протокол собрания учредителей и. Здравствуйте, подсткажите пожалуйста, процедуру отстранения гл. бухгалтера от должности (протокол собрания учредителей или хватит приказа директора) и нужно ли указывать причины такого решения? (и где их глянуть?)

    • Ответ юриста:

      Гл. бухгалтера можно отстранить как и любого работника в соответствии со "Статьёй 76. ТК Отстранение от работы "Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-Статья 7. Главный бухгалтер1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.В статье 76 есть пункт:"В других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ", можно привести примеры: Например:ФЗ от 26.10.02 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » в арбитражный суд может обратиться временный управляющий с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (ст. 69 закона) ;ФЗ от 17.09.98 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет за собой отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;ФЗ от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.03 N 58-ФЗ) могут быть временно отстранены, с сохранением денежного содержания, государственные служащие, допустившие должностной проступок (п. 2 ст. 14 закона) .В законодательстве отсутствует упоминания об отстранения работника по причине недоверия со стороны работодателя. В связи с этим, отстранять главного бухгалтера нельзя. Это является незаконным и чревато неприятными последствиями для работодателя. Статья 234. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;Можете составить приказ об отстранение от работы главного бухгалтера, обязательно укажите причины отстранения, срок отстранения (например на время проведения проверки») . Но в подобных случаях во избежание проблем в дальнейшем лучше привлечь главного бухгалтера к материальной или дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Утрата доверия предусмотрено в качестве основания увольнения (п. 7 ст. 81 ТК РФ) , но к главбухам он не относится.Специально для главбухов предусмотрен п. 9 ст. 81: увольнение в связи с принятием необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства) , его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации и пункт 4 той же статьи (смены собственника имущества организации) ; все остальные основания увольнения и отрстранения от работы - как и у простых смертных

    Екатерина Большакова

    Подскажите пожалуйста порядок добровольной ликвидации ООО. Спасибо за ответы. А у нотариуса заявление заверять надо?

    • Ответ юриста:

      Общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. ст. 61 - 65 ГК РФ , конкретизированы в ст. 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) . Согласно п. 1 указанной статьи общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона и устава общества.
      При ликвидации общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота. Одновременно прекращаются принадлежавшие ему права, а также обязанности, не исполненные до или в процессе ликвидации.
      Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью возможна по решению его участников, которое должно быть принято единогласно (ст. 92 ГК РФ) на общем собрании участников общества (ст. 33 Закона) .
      Необходимо обратить внимание на то, что правила о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, установленные в ст. ст. 57 и 58 Закона, применяются только при ликвидации действующих обществ.
      Что касается обществ, фактически прекративших свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника (см. ст. ст. 227 - 230 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве) ". О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по ее банковским счетам в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации. В таком случае регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию юридического лица в связи с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (см. ст. ст. 21.1, 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа был утвержден Приказом ФНС России от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-09/591@ <2>.
      Последовательность ликвидации действующего общества схематично можно представить в виде следующих основных этапов:
      принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
      публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса;
      осуществление расчетов с кредиторами, составление ликвидационного баланса;
      распределение оставшегося имущества общества в связи с его ликвидацией;
      Законодательство не ограничивает и усмотрение участников общества с ограниченной ответственностью при определении оснований принятия решения о его ликвидации. Поэтому следует полагать, что участники общества вправе в установленном порядке принять решение о ликвидации общества в связи с нецелесообразностью продолжения его деятельности по любым определяемым ими причинам.
      Следует учитывать, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ .
      Про документы Вам уже написали. Здесь есть ссылки на статьи законов, можете почитать.

    Лариса Комарова

    Какие санкции ожидают предприятие, если оно само объявляет себя банкротом, имея не малую задолженность перед бюджетом?

    • распродадут имущество и все погасят можешь не сомневаться. если имущества нет тогда растрел. а так санкция за преднамеренное банкротство

    Карина Сергеева

    Помогите мне в следующем вопросе: если предприятие признано банкротом я могу требовать зарплату с учредителей?. если да то на какую статью ссылаться Надеюсь что кто нибудь поможет. С уважением Александр!

    • Ответ юриста:

      Предусматривает субсидиарную ответственность учредителей: " п. 3. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками) , собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. "" То есть, необходимо доказать что банкротство вызвано учредителем. Но, полагаю, доказать это маловероятно! Есть также статья 226 в Законе о банкротстве: "п. 2. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) , совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника. " А вот положения сама статья 224 закона о банкротстве: Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника 1. В случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. 3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

    Никита Макарчук

    уведомление о списании задолженности. Оформили кредит-ноту, но тот с кого списали часть долга прорсит уведомление о этом списании. Как выглядит это уведомление или где взять бланк?

    • Ответ юриста:

      Кредитор может освободить должника от лежащих на нем обязанностей. Такая операция называется прощением долга. Прощение долга предполагает наличие четко выраженного волеизъявления кредитора освободить должника от исполнения обязанности (т. е. погасить его задолженность) . Молчание кредитора, непредъявление им требований о предоставлении должного не могут считаться прощением долга. Требовать исполнения обязательства – право, а не обязанность кредитора. Следовательно, он может отказаться от своих притязаний. Единственное ограничение – отказ невозможен, если нарушаются права и законные интересы третьих лиц (например, мать не может отказаться от получения алиментов на несовершеннолетнего ребенка (п. 1 ст. 60, п. 3 ст. 80 СК РФ)) . Это следует из статей 407 и 415 Гражданского кодекса РФ . Кредитор может простить долг организации, в частности: – по договору приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) (на сумму оплаты) ; – по договору займа (на сумму полученного займа и (или) процентов за пользование заемными средствами) . Как правило, задолженность прекращается таким образом: – в целях финансового оздоровления дочерней организации; – с целью частичного возврата долга; – в других случаях. Законодательством РФ не установлено, какими документами может быть оформлено прощение долга. Это могут быть соглашение (договор) или уведомление о прощении долга, составленные кредитором и направленные должнику. Это следует из статей 407, 415 Гражданского кодекса РФ и статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. В бухучете сумму долга, прощенного организации, отразите в составе прочих доходов по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99). Сделайте проводку: Дебет 60 (66, 67, 76…) Кредит 91-1 – отражена сумма прощения долга. Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 91, 60, 66, 67, 76). Доходы в виде прощенного долга отразите в качестве прочих поступлений в том отчетном периоде, в котором подписано (получено) уведомление (соглашение, договор) о прощении долга (п. 16 ПБУ 9/99). Уведомление или соглашение (договор) о прощении долга. составьте с учетом требований, предъявляемых к первичной учетной документации. При этом укажите в нем, какой именно долг прощается, его размер, а также реквизиты документов, на основании которых возникла задолженность. Пример отражения в бухучете должника прощения долга по договору поставки 20 января 2010 года ЗАО «Альфа» отгрузило ООО «Торговая фирма "Гермес"» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) . Срок оплаты товаров согласно договору поставки составляет 21 календарный день с даты отгрузки. Так как в отношении «Гермеса» было возбуждено дело о банкротстве, «Альфа» простила долг покупателю. 19 февраля 2010 года «Гермес» получил уведомление о прощении долга в размере 118 000 руб. Операции, связанные с прощением долга, бухгалтер «Гермеса» отразил в учете так. 20 января 2010 года: Дебет 41 Кредит 60 – 118 000 руб. – оприходованы приобретенные товары; Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – отражен «входной» НДС по приобретенным товарам. 19 февраля 2010 года: Дебет 60 Кредит 91-1 – 118 000 руб. – отражена сумма прощения долга.

    • Ответ юриста:

      п. 5 ст. 53 ФЗ "О банкротстве" В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
      Тогда перейдя к внешнему управлению Вы сможете сделать замещение активов. см. ст. 94, ст. 115 ФЗ "О банкротстве". Учтите выпуск регистрируется в ФСФР. То есть Вы по сути поменяете собственника. Но это в том случае если есть такой интерес.

      Если хотите пойти по пути ст. 129.1 то смотрите п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №60.

  • Валентина Фомина

    Истребование долга. Уважаемые юристы научите пожалуйста. Наша организация встала сейчас в реестр кредиторов. А что же дальше? Будут собрания кредиторов, на первом собрании будут решать какую процедуру дальше применять к должнику (сейчас введена процедура наблюдения) . как нам побыстрее получить деньги которые организация нам должна? Точнее при какой из процедур банкротства? Буду благодарна Всем и прислушаюсь ко всем мнениям! Спасибо заранее!

    • Ответ юриста:

      Многое зависит от наличия имущества у должника, возможности вернуть незаконно выведенное имущество в конкурсную массу, от намерений кредиторов, участников должника и третьих лиц восстановить платежеспособность должника. По результатам финанализа будет предлагаться кредиторам и суду ввести процедуру:
      финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;
      внешнего управления, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, выносит определение о введении внешнего управления, если есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
      конкурсное производство, при наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления.
      Или заключается мировое соглашение.
      В любом случае надеяться на быстрое и полное удовлетворение не стоит. Часть денег можно получить обычно только через год. Можно продать долг. Но по такие долги обычно покупают за 1% от номинала. Но иногда и это лучше, так деньги получаешь сразу и многие должники голые, кредиторы вообще ни чего не получают.
      посоветоваться можно на форуме Банкротство

    Зоя Щербакова ст. 61 ГК РФ) . Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд или в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ) . В свою очередь индивидуальные предприниматели, признанные банкротами, также освобождаются от исполнения оставшихся после завершения расчетов с кредиторами обязательств, связанных с их предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 25 ГК РФ) . Вследствие этого возникает вопрос, как списать задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Перечень оснований, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, к которым относится задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливает Минфин России (ст. 165 БК РФ) . При рассмотрении вопроса о порядке списания задолженности по оплате в бюджет обязательных платежей, предусмотренных законодательством, по основанию "ликвидация юридического лица" и порядка отражения указанных операций в учете следует также исходить из следующего. Ликвидация юридического лица является длительной процедурой и состоит из следующих этапов: - принятие решения о ликвидации; - формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора; публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса; - осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса; - государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией. Пунктом 1 статьи 20 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств (постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319, Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314).

1. В ходе конкурсного производства требования к должнику об уплате обязательных платежей, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом или третьими лицами в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом или третьими лицами требований к должнику об уплате обязательных платежей подлежат погашению все включенные в реестр требований кредиторов требования к должнику об уплате обязательных платежей.

2. Лицо, имеющее намерение погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей в полном объеме, направляет заявление о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, конкурсному управляющему, в уполномоченные органы.

3. В заявлении о намерении должны быть указаны:

наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) заявителя;

срок погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей, который не может превышать тридцать рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения.

4. Заявление о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом в течение четырнадцати рабочих дней с даты его поступления.

В случае поступления в арбитражный суд от нескольких лиц заявлений о намерении они рассматриваются в порядке их поступления в арбитражный суд.

5. По результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение об удовлетворении заявления о намерении или об отказе в удовлетворении заявления о намерении в случае, если в реестре требований кредиторов отсутствуют требования к должнику об уплате обязательных платежей или заявитель отказался от намерения погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей до рассмотрения такого заявления.

6. В определении арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении указываются:

наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) лица, осуществляющего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей;

размер требований к должнику об уплате обязательных платежей, основная сумма задолженности, начисленные неустойки (штрафы, пени);

срок и порядок погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей;

дата судебного заседания по итогам погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей;

реквизиты банковского счета, а также иная информация, необходимая для перечисления денежных средств на погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей.

7. Рассмотрение заявления о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей должно быть отложено до даты рассмотрения итогов погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей при наличии аналогичного заявления, поступившего от другого лица ранее.

Рассмотрение заявления о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей может быть отложено при наличии спора в отношении размера и состава требований к должнику об уплате обязательных платежей до даты вступления в законную силу судебного акта об установлении состава и размера включенных в реестр требований кредиторов требований к должнику об уплате обязательных платежей.

8. Для погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей уполномоченный орган представляет в арбитражный суд уведомление, в котором указываются дата представления уведомления, фамилия, имя, отчество, должность подписавшего уведомление должностного лица, а также информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств на погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, с указанием размера требования в отношении каждого из получателей денежных средств.

9. В течение срока, установленного определением арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении, заявитель перечисляет денежные средства в размере и в порядке, которые указаны в данном определении.

10. По истечении установленного арбитражным судом срока погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей заявитель направляет в арбитражный суд заявление о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.

К заявлению прилагаются платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в размере и в порядке, которые указаны в определении арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении.

11. По итогам рассмотрения заявления о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов при условии соответствия осуществленного погашения определению арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении арбитражный суд выносит определение о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.

Требования лица, осуществившего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, учитываются в реестре требований кредиторов в размере и очередности, как и погашенные требования к должнику об уплате обязательных платежей.

12. В случае, если требования к должнику об уплате обязательных платежей были погашены не в полном размере либо с нарушением порядка или сроков погашения, которые установлены определением арбитражного суда, арбитражный суд выносит определение об отказе в признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей.

Перечисленные денежные средства подлежат возврату заявителю в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу определения арбитражного суда об отказе в признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей.

Перечисление денежных средств сверх суммы денежных средств, предусмотренных определением арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении, не является основанием для вынесения арбитражным судом определения об отказе в признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей, а равно и для увеличения размера требований лица, осуществившего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, к должнику.

Денежные средства, перечисленные сверх суммы денежных средств, предусмотренных указанным определением, подлежат возврату заявителю в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу определения арбитражного суда о признании погашенными требований к должнику об уплате обязательных платежей и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.

13. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок расчетов в целях погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей.

14. Погашение требований об уплате обязательных платежей к должнику, в отношении которого настоящим Федеральным законом установлены особенности проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, допускается в случаях, если это предусмотрено положениями настоящего Федерального закона, устанавливающими особенности банкротства должников отдельных категорий.

Порой компании рассматривают банкротство как инструмент ухода от долгов, в том числе налоговых. Однако на практике уклоняться от уплаты становится сложнее, при этом все чаще стали заключаться мировые соглашения в делах о банкротстве. О работе Федеральной налоговой службы в рамках дел о банкротстве рассказал Константин Чекмышев, начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России

27.12.2016

— Константин Николаевич, расскажите, пожалуйста, какую роль играют налоговые органы при банкротстве юридических лиц? Какими правами и обязанностями обладает Федеральная налоговая служба в этом процессе?

— Федеральной налоговой службой осуществляется представление интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников - юридических и физических лиц. На 1 июля 2016 года количество таких должников превысило 40 тысяч. При этом налоговые органы при участии в делах о банкротстве не наделены каким-либо особым статусом и обладают такими же правами, как и другие кредиторы. ФНС России участвует в делах о банкротстве большинства должников, рассматриваемых арбитражными судами.

— А кто такие налогоплательщики с повышенным риском угрозы банкротства? Каким образом Управление работает с такими налогоплательщиками? Предусмотрена ли для них какая-либо система помощи?

— О возрастающих рисках банкротства юридического лица могут свидетельствовать результаты его финансово-хозяйственной деятельности, которые находят свое отражение в бухгалтерской отчетности организации. На основании этой отчетности, используя различные экономические модели, можно провести анализ финансового состояния предприятия и сформировать прогноз в отношении вероятности его банкротства.

Вместе с тем на практике случается, что в преддверии банкротства (за несколько лет до банкротства) организации ее бухгалтерская отчетность не является достоверной, а в отдельных случаях намеренно искажается контролирующими должника лицами в целях сокрытия, например, фактов отчуждения имущества, чтобы впоследствии затруднить оспаривание соответствующих сделок в рамках дела о банкротстве. И такие случаи носят неединичный характер.

Правоприменительная практика подтверждает то, что существует ряд признаков, косвенно свидетельствующих о возрастающих рисках банкротства должника (контрагента). К таким признакам можно отнести:

  • участившиеся случаи неисполнения контрагентом своих договорных обязательств;
  • возбуждение судебным приставом-исполнителем в отношении контрагента исполнительных производств (сводного исполнительного производства) на значительные суммы долга;
  • формальную смену руководителей контрагента («номинальных директоров»), что «размывает» ответственность и усложняет установление в действиях менеджмента должника признаков, свидетельствующих о противоправных действиях при банкротстве;
  • экономически необоснованную смену места нахождения контрагента вопреки обычаям делового оборота, что зачастую препятствует деловой переписке с должником;
  • увеличивающееся количество судебных споров с участием контрагента в качестве ответчика;
  • отчуждение контрагентом имущества (вывод активов), на которое потенциально может быть обращено взыскание, и т.д.

Напротив, наличие значительных ликвидных активов, долгосрочных контрактных отношений с контрагентами, своевременность и полнота исполнения обязательств в своей совокупности могут свидетельствовать о минимальных рисках неплатежеспособности предприятия.

В случае банкротства должника, не исполняющего в установленный срок обязательства перед Российской Федерацией, возможны два варианта, когда ФНС России начинает реализовывать функцию уполномоченного органа в деле о банкротстве. Налоговый орган может выступить инициатором дел о банкротстве, подав соответствующее заявление в арбитражный суд. В другом случае уполномоченный орган включается в уже рассматриваемое дело о банкротстве должника в качестве кредитора.

Наиболее сложные резонансные дела о банкротстве должников находятся на контроле Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России. В таких делах о банкротстве сотрудники центрального аппарата Федеральной налоговой службы непосредственно участвуют в собраниях (заседаниях комитета) кредиторов, судебных заседаниях, чтобы обеспечить наиболее эффективную реализацию функций уполномоченного органа.

Усиливается роль управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации как центров компетенции по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве «проблемных» должников регионального уровня. Это делается для минимизации возможностей применения института банкротства в целях уклонения от исполнения обязательств перед Российской Федерацией.

В отношении возможных и наиболее применяемых на практике способов урегулирования задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией отмечу следующее.

Между должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве может быть заключено мировое соглашение в целях урегулирования ситуации с погашением задолженности и прекращения производства по делу о банкротстве.

В первом полугодии 2016 года ФНС России заключены мировые соглашения в делах о банкротстве на сумму около 3 миллиардов рублей.

Кроме того, положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 71.1 , 85.1 , 112.1 , 129.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве)) предоставляют возможность учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьему лицу осуществить погашение задолженности по обязательным платежам в процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

— Каковы основные признаки банкротства юрлиц? Какую компанию можно считать банкротом? Что делать организации, если у нее есть перечисленные выше признаки?

Статьей 9 Закона о банкротстве установлено, что руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом в случаях, если:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
  • имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;
  • в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

За несоблюдение этой обязанности руководитель должника может быть привлечен к административной ответственности, установленной частью 5 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, а также субсидиарной ответственности.

По общему правилу Закона о банкротстве заявление о признании должника - юридического лица банкротом принимается к производству арбитражным судом, если сумма просроченного свыше трех месяцев основного долга организации превышает 300 тысяч рублей.

— Константин Николаевич, какая ответственность предусмотрена за сокрытие банкротства? Что может грозить директору и учредителю?

— За совершение неправомерных действий при банкротстве действующее законодательство предусматривает административную, уголовную, гражданско-правовую (субсидиарную) ответственность.

Статьями 14.12 , 14.13 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за преднамеренное, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве.

На налоговые органы, которые уполномочены представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников, возложены новые функции (Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ).

За неподанное заявление о банкротстве налоговые органы теперь вправе привлекать к административной ответственности.

Если руководство юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии установленных Законом о банкротстве оснований не подало заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа (ч. 5 ст. 14.13 , ст. 23.5 КоАП РФ). За повторное такое нарушение в течение одного года арбитражный суд по обращению налогового органа вправе дисквалифицировать виновных должностных лиц (ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ).

Также налоговые органы получили право составлять протоколы об административном правонарушении за неисполнение судебного акта, которым контролирующее должника лицо привлечено к субсидиарной ответственности. Арбитражный суд по результатам рассмотрения таких протоколов сможет дисквалифицировать нарушителей (ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ). Положительная судебная практика по вопросу применения положений части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях уже начала формироваться (решения Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2016 по делу № А50-3686/2016, Арбитражного суда Забайкальского края от 20.06.2016 по делу № А78-5452/2016).

Реализация этих полномочий имеет существенное значение для недопущения применения института банкротства для уклонения недобросовестными должниками от исполнения своих обязательств перед кредиторами и для профилактики совершения правонарушений в сфере несостоятельности.

Статьями 195, 196, 197 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное, фиктивное банкротство. В случае если в действиях контролирующих должника лиц усматриваются признаки уголовно наказуемого деяния, то к работе с такими должниками подключаются органы внутренних дел.

Кроме того, статьей 10 Закона о банкротстве определены основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной (гражданско-правовой) ответственности.

Закон о банкротстве относит к контролирующим должника лицам в том числе руководство (генерального директора) и учредителей юридического лица.

Закон устанавливает три основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по его обязательствам:

  1. неисполнение обязанности по подаче должником в арбитражный суд заявления о своем банкротстве;
  2. необеспечение сохранности документов в отношении финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  3. наличие причинно-следственной связи между действиями контролирующих должника лиц и его банкротством.

Инструментарий по привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности совершенствуется и активно используется лицами, участвующими в деле о банкротстве, в том числе уполномоченным органом.

В статью 10 Закона о банкротстве внесены изменения (Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ (далее - Закон № 222-ФЗ)), уточняющие порядок привлечения к субсидиарной ответственности.

Теперь, пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, если требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50 процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов. При этом уточнено, что данные положения применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Данные новеллы в законодательстве сокращают возможность злоупотреблений в преддверии банкротства.

Хочу отметить, что совершенствование и расширение практики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за доведение должника до банкротства создает основу для развития института фидуциарной ответственности в России.

Кроме того, теперь не применяется двухмесячный срок для заявления в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Соответствующие изменения в пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве внесены Законом № 222-ФЗ. Эти новеллы в значительной степени делают бессмысленным искусственное затягивание должником проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля.

— Расскажите об основных процедурах банкротства, применяемых в России. Какие из них сейчас наиболее популярны?

— В деле о банкротстве юридического лица могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производства, мировое сокращение.

Наблюдение - это начальная процедура, в ходе которой временным управляющим проводится анализ финансового состояния должника и вырабатываются предложения в отношении дальнейшей деятельности предприятия и применения последующей процедуры банкротства.

Финансовое оздоровление и внешнее управление - это реабилитационные процедуры, которые применяются для восстановления платежеспособности организации и имеют свои особенности.

После признания должника банкротом вводится процедура конкурсного производства для формирования конкурсной массы и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве между должником и кредиторами может быть заключено мировое соглашение для прекращения производства по делу о банкротстве.

В Закон о банкротстве внесены изменения (Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ), регулирующие порядок осуществления процедуры банкротства в отношении гражданина-должника. Данные изменения вступили в силу с 1 октября 2015 года.

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются процедуры реструктуризации долгов, реализации имущества гражданина и мировое соглашение.

В реструктуризации долгов гражданина подлежит утверждению арбитражным судом план реструктуризации долгов в целях восстановления платежеспособности физического лица. В противном случае гражданин признается банкротом и в отношении него вводится процедура реализации имущества для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2015 году в арбитражные суды поступило свыше 50 тысяч заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами).

Процедура финансового оздоровления введена в отношении 36 должников, внешнего управления - 413 должников.

Ликвидационная процедура конкурсного производства была открыта в отношении 14 916 должников.

Несмотря на явное преобладание в делах о банкротстве ликвидационных процедур стали чаще заключаться мировые соглашения. В 2015 году арбитражные суды утвердили 651 мировое соглашение, а в 2014 году было прекращено всего 598 дел о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения. В настоящий момент мировое соглашение является наиболее распространенной реабилитационной процедурой, применяемой в делах о банкротстве организаций-должников.

129

Почему налоговые органы не применяют ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.12.2006 N 67 по исключению из ЕГРЮЛ несуществующих предприятий?

Несколько раз обращалась в налоговые органы и получала ответ, что это их право, а не обязанность.Так почему же они не пользуются этим правом?

Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — ключевой нормативно-правовой акт, на основании положений которого суд может признать юридическое или физическое лицо банкротом, а также вынести ряд решений, связанных с признанием несостоятельности. (Узнайте все о банкротстве юридических лиц )

Является одним из основных звеньев во всей системе отечественной экономики. Банкротство (несостоятельность) — законно признанная судом невозможность лица платить по долгам за кредиты или выполнять обязательные государственные платежи.

Описание фз 127 о банкротстве


Инициатива наведения порядка в экономике страны на рубеже 1990-2000-х годов исходила от В.В. Путина. В своих комментариях Президент активно призывал к этому. Именно его желание навести порядок в сфере банкротства и послужило отправной точкой для издания соответствующего нормативно-правового акта. В итоге в конце 2002 года на смену предшествующему закону о несостоятельности (банкротстве) пришел с тем же названием.

Новый закон состоит из нескольких основных элементов. Так он в в содержании своих статей раскрывает:

  • общие положения процедуры признания лица банкротом,
  • меры по предупреждению банкротства,
  • порядок разбирательства дел в арбитражном суде,
  • процесс оспаривания сделок должника,
  • ответственность должностных и иных лиц в делах о банкротстве,
  • процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и т.д.,
  • порядок заключения мирового соглашения.

Помимо этого ФЗ 127 разграничивает несостоятельность (банкротство) отдельных российских граждан и юридических лиц, при этом разделяя их на различные категории должников. Так же необходимо отметить, что закон о банкротстве подвергается регулярным изменениям, однако суть свою он не меняет. Так последние изменения были внесены в конце июля 2017 года.

Банкротство юридических лиц


В современных экономических условиях все чаще поднимается вопрос о . В данном разделе речь пойдет как раз об этом.

В случае, когда юридическое лицо не может платить по имеющимся счетам, при этом его руководство не видит перспектив и дальнейших путей развития организации, возникает огромная задолженность, погасить которую становится невозможным. Долги возникают, как перед кредиторами, так и перед работниками.

Несостоятельность юридического лица признается в судебном порядке. Инициатором данного производства может выступить любая из заинтересованных в этом сторон. По решению суда к юрлицу могут применяться антикризисные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и другие). Помимо этого к юридическому представителю может применяться процедура ликвидации. В результате управление предприятием переходит к специальному управляющему, начисление процентов по долгам прекращается, также прекращается деятельность всех бывших руководителей. В ходе этих мероприятий постепенно погашаются все имеющиеся долги за счет имущества юридического лица.

Последствия банкротства юридических лиц не серьезные. так как те, не лишаются права заниматься предпринимательской деятельностью

Банкротство физических лиц по новому закону


Закон о несостоятельности (банкротстве) от 2002 года претерпел значительные изменения. Так поправки 2017 года привели к тому, что он даже стал характеризоваться как Новый закон о банкротстве .

Новый закон о банкротстве устанавливает, что банкротство гражданина может быть у тех лиц, которые имеют крупные долги перед другими физическими или юридическими лицами.

Поделиться: