Проблемы международного усыновления (удочерения). Правовые проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами

Отмена международного усыновления по ряду причин встречает трудности на практике. В соответствии с п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 834, дела об отмене усыновления российского ребенка иностранными гражданами рассматриваются по правилам искового производства соответственно верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения судом автономной области и судом автономного округа.

Необходимо отметить, что в связи с тем, что суд выносит решение об усыновлении, само решение может быть отменено в порядке надзора (ст.319 ГПК РФ). Причем отмена решения суда в кассационном порядке ничего общего с отменой усыновления не имеет, так как правоотношения, связанные с фактом усыновления возникают только с момента вступления в законную силу решения суда, а не с момента вынесения решения (ст. 263-5 ГПК РФ).

Под отменой усыновления понимается прекращение отношений, возникающих из факта усыновления, на будущее время, поскольку этого требуют интересы усыновленного ребенка. При этом отмена международного усыновления имеет свою особую специфику и как уже говорилось выше вызывает ряд вопросов в правоприменительной практике.

Сообразно ст. 165 СК РФ РФ, «усыновление (удочерение), в что количестве отмена усыновления, на земли РФ зарубежными горожанами... малыша, являющегося уроженцем РФ, выполняется в согласовании с законодательством страны, уроженцем которого считается усыновитель»35. Но законодательство РФ еще накладывает ряд притязаний, соблюдение коих в предоставленной процедуре в обязательном порядке.

До этого всего, в обязательном порядке выполнение притязаний ст. 124-126 и 129-132 СК РФ. Уточняется еще, собственно что «в случае, в случае если в итоге усыновления (удочерения) имеют все шансы быть нарушены права малыша, поставленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не имеет возможность быть произведено автономно от гражданства усыновителя, а выработанное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке».

В согласовании со ст. 142 СК РФ правом настоятельно просить отмены усыновления малыша владеют его опекуны, усыновители малыша, усыновленный малыш, достигший возраста 14-ти лет, орган опеки и попечительства, а еще прокурор.

В случае если другие лица, не перечисленные в ст. 142 СК РФ считают, собственно, что усыновление не соответствует заинтересованностям малыша, то они (родственники малыша или же иные жители, муниципальные или же публичные организации), вправе довести данный прецедент до сведения органов опеки и попечительства, или адресоваться к прокурору, который постановляет вопрос о возбуждении дела в суде.

В случае, когда отмена усыновления выполняется по пожеланию усыновителя на основании такого, собственно, что усыновителю не получилось найти общий язык с усыновленным, то появляются трудности с определением роли истца и ответчика в процессе. И.М.Кузнецовой было высказано соображение о том, собственно что в данном случае ответчиком считается усыновленный малыш, а истцом-усыновитель. Ее соображение солидарно с распоряжением Пленума Верховного Суда, в котором при толковании предоставленного вопроса разъясняется, собственно что в случае если заявка об отмене усыновления заявлено самим усыновителем, то следующим ответчиком по занятию считается усыновленный малыш, оборона прав и легитимных интересов которого исполняется лицами, отмеченными в п.1 ст.56 СК РФ (т.е. опекунами (лицами, их заменяющими) органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Думается, это соображение неправильно. Малыш не имеет возможность быть ответчиком в делах по усыновлению вследствие того, собственно, что усыновление совершается в его заинтересованностях, и он не имеет возможность сам не соблюсти собственные права. Вообще, к отмене усыновления по этим причинам идет по стопам прибегать лишь только в последнем случае. Так как в случае если опекунам и ребенку не получается по эмоциональным основаниям отыскать контакт меж собой, это не значит, что возможен отказ биологических родителей от сына или дочери. По всей видимости в аналогичных обстановках, складывающихся меж ребенком и усыновителями, надо прибегать к консультациям специалистов по психологии и воспитателей.

В данной связи нужно обозначить, собственно что список причин к отмене усыновления по притязанию усыновителя, в ст. 141 СК РФ в том числе и не дается. Это свидетельствует о том, собственно что суд должен брать на себя заключение, оперируя в любом личном случае учетом всех событий дела и мнением экспертов в области педагогики, психологии, культурологии, психиатрии и т.д.

В согласовании с законодательством большинства зарубежных стран в случае невозможности привыкания малыша в семье усыновителей он переустраивается надлежащими соц. службами в иную семью, а не воротится «за ненадобностью», обратно в десткий дом государства собственного происхождения. Последнее же время, выяснив присутствие подобный способности в законодательстве РФ и беря во внимание, то, собственно, что малыш предохраняет гражданство РФ, не абсолютно приличные, усыновители используют данным, возвращая ребят назад в Российскую Федерацию с отменой сего усыновления в соответственном русском суде.

О.Ю. Кузнецова считает, собственно что ратификация Российской Конвенции по усыновлению 1993 года видится нецелесообразной в связи с несоответствием положений Конвенции особенностям государственного законодательства в части вопросов, касающихся отмены усыновления. Напротив, из правоприменительной практики идет по стопам, собственно что национальное законодательство нужно привести в соотношение с положениями международного нормативного документа, каким считается Конвенция по усыновлению 1993г., и в конце концов, ратифицировать ее.

В целом весь институт отмены усыновления установленный ст. ст. 140-142 СК РФ требует кардинального реформирования, а по существу исключения и из Семейного кодекса Российской Федерации.

Отмена усыновления русского малыша зарубежными гражданами, выработанного в РФ, в согласовании с ч.1 ст. 165 случается по закону усыновителя. В случае если же усыновитель считается лицом без гражданства, то отмена усыновления выполняется в согласовании с правом страны, в котором усыновитель содержит систематическое пространство жительства. Этим образом, адресоваться с иском об отмене усыновления усыновитель имеет возможность лишь только по причинам, предусмотренным его собственным законодательством.

Но в случае если вследствие усыновления нарушаются права усыновленного малыша, то автономно от гражданства усыновителя как уже указывалось, усыновление подлежит отмене (п.2, ст. 165 СК РФ). В данном случае с иском об отмене усыновления имеют все шансы адресоваться все лица, коим ведомо о несоблюдении прав малыша.

В связи с данным видится важным ввести в компетенции какого государства располагается вынесение заключения об отмене усыновления в данном случае. В международных документах по большей части уточняется зона ответственности органа по делам об отмене межународного усыновления, а еще его страновая принадлежность.

В Конвенции государств СНГ о взаимопомощи по гражданским и уголовным делам еще уточняется профессионализм органа что государства, уроженцем которой считается усыновитель (усыновители) на момент подачи заявления об усыновлении или же его отмене. Если усыновители имеют различное гражданство, то компетентен орган той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание (п.4 ст.37).

В том числе и в случае если отмена усыновления, выработанного на земли РФ, была совершенна, то на практике, появляются вопросы: каким образом надлежаще вручить зарубежным усыновителям, живущим в стране, с которой не заключен контракт о обоюдной правовой поддержке по фамильным делам, копии заявления об отмене усыновления и иных документов; как надлежаще уведомить их о времени и месте рассмотрения дела; как вернуть малыша в Россию в случае отмены заключения об установлении усыновления? (по праву кое-каких стран в случае отмены усыновления не передается назад опекунам и не воротится в страну происхождения).

Это лишний раз свидетельствует о необходимости российскому законодательству следовать нормам международного права в части отмены усыновления или нормам «принимающей» страны.

Как правило, отмена усыновления вероятна лишь только до совершеннолетия малыша. В согласовании со ст. 144 СК РФ отмена усыновления малыша не допускается, в случае если к моменту предъявления запросы об отмене усыновления усыновленный малыш добился совершеннолетия, за исключением случаев, когда на эту отмену наличествует обоюдное единодушие усыновителя и усыновленного малыша, а еще опекунов усыновленного малыша, в случае если они живые, не лишены родительских прав или же не признаны судом недееспособными.

Это связано с тем, собственно, что впоследствии заслуги совершеннолетия родительские права и прямые обязанности прекращаются, потому что цели усыновления уже достигнуты: малыш жил и воспитывался в семье и значит, отпадает надобность в отмене усыновления.

В литературе описан случай из практики международного усыновления, когда гражданка К. пожелала отменить выработанное в отношении нее усыновление. Она длительное время не знала о том, собственно, что у нее приемный родитель. Мама не поставила родного основателя в популярность, а в заявлении о гармонии на усыновление подделала его подпись. Гражданка К., спросив об данном, отыскала родного родителя и пожелала возобновить с ним отношения. Впрочем, в согласовании с русским законодательством отмена усыновления не допускается впоследствии заслуги усыновленным совершеннолетия.

Видится, надо поддержать исследовательскую сделку о том, собственно что общепризнанных мерок, прекращающие с усыновлением малыша кровнородственные дела и связанные с ними права и прямые обязанности малыша и его биологических родителей при международном усыновлении, обязаны одевать диспозитивный характер и давать участникам отношений автономно избирать модель поведения. Изложенное - это дополнительный аргумент для разделения усыновления на полное и неполное. (В случае полного усыновления связи ребенка со своей биологической семьей полностью прекращены, в случае неполного усыновления связи с прежними родителями могут сохраняться).

Для возбуждения дела об отмене усыновления нужно присутствие конкретных критерий, список коих считается не закрытым. Символически их возможно поделить на 2 группы.

В первую группу входят условия, свидетельствующие о виноватом поведении усыновителя (уклонение от выполнения принятых на себя обязательств опекуна, злоупотребление обретенными родительскими водительскими удостоверениями, суровое воззвание с усыновленным ребенком, приобретенный пьянство или же наркомания). Эти условия по существу совпадают с подобными причинами для лишения родительских прав.

Впрочем в случае виноватого поведения усыновителей по российскому закону имеет возможность быть поставлен вопрос как раз об отмене усыновления, а не о лишении усыновителей родительских прав.

Во вторую группу входят все те условия, которые появляются не по вине усыновителей, но отрицательно воздействуют на интересы усыновленного малыша.

Этим образом отмена усыновления есть как бы в 2-ух плоскостях: как мера защиты интересов усыновленного, не связанная с виноватым поведением усыновителя и как мерило ответственности усыновителя, связанная с его виноватым поведением.

В литературе верно отмечается, собственно что в русском семейном праве и, в соответствии с этим, в брачно-семейном законодательстве не ведется отчетливого различия меж мерами обороны и мерами ответственности. С позиции, изложенной повыше, отмена усыновления имеет возможность оказаться и мерой обороны в узеньком значении, и мерой ответственности, например как семейное право учитывает однообразные меры как за правомерное, например и неправомерное поведение.

Довольно большая группа авторов, исследовавшая проблему отмены усыновления в исторически разные периоды полагала, что поскольку усыновленный и его потомство в отношении усыновителя и его родственников приравниваются к родственникам по происхождению, то, естественно, это должно вести к прекращению всех прав и обязанностей, усыновленного не только в отношении родителей, но и в отношении всей его прошлой семьи.

Этим образом, в данном случае причины отмены усыновления как меры ответственности буквально схожи причинам лишения родительских прав, значит нужно использование лишения родительских прав к отношениям усыновления, а как раз, к отношениям по абсолютному усыновлению, то есть понятие «отмена усыновления» как оказалось буквально не необходимым.

Еще в законодательствах большинства государств, в которые передаются на усыновление малыши - жители России, отсутствует понятие «отмены» усыновления. В следствие этого и в деятельном законодательстве РФ нужно ликвидировать это понятие, введя критерии по процедуре преобразования малыша в иную семью.

Ст. 108 ГК Испании говорит, собственно, что установление усыновления не имеет возможность быть отложено и считается завершающим. Эта же норма наличествует в законодательстве буквально всех стран-участниц Конвенции по усыновлению 1993 года, которая не учитывает отмены усыновления.

В настоящий момент немалая часть теоретических разработок ученых- правоведов закреплена в нормах семейного права. Тем не менее, необходимо признать, что большинство проблем в правоприменительной практике, касающейся отмены усыновления, обусловлено тем, что до сих пор не решен один из наиболее важных дискуссионных вопросов прекращения усыновления. А именно, адекватности и обоснованности применения к отношениям по усыновлению института лишения родительских прав и его соотношения с отменой усыновления.

Чтобы проанализировать данное положение, необходимо, прежде всего, уяснить различия между мерами защиты и мерами ответственности. Здесь следует говорить о защите прав (интересов), ответственности и охране прав. Нормы права всегда связаны с определенным интересом. В конкретных правоотношениях интерес приобретает субъективный характер и имеет место наличие субъективного права. Отсюда, при нарушении такого права, возникает вопрос о его защите, которая осуществляется различными способами. Один из этих способов предполагает применение по отношению к правонарушителю юридической ответственности.

Ответственность возникает только как следствие виновного правонарушения. Она свидетельствует об осуждении неправомерного действия, то есть ответственность и ее меры выполняют «карательные» функции. В семейных правоотношениях, к которым относятся, как было выяснено во второй главе, и родительские правоотношения, и правоотношения усыновления, ответственность должна быть также связана с осуждением и наказанием.

Другие способы защиты, как и ответственность, обеспечиваются государственным принуждением, но они не выполняют репрессивной, «карательной» функции. Это меры защиты, называемые в литературе собственно мерами защиты или мерами защиты в узком смысле. Они исключают осуждение и наказание, их назначение - предупреждение нарушения интересов носителя субъективного права.

Известный ученый Н. С. Малеин писал: «где нет вины, правонарушения, наказания, нет (не должно, не может быть) и ответственности. И наоборот, где налицо эти условия, там должны быть предусмотрены меры ответственности. Санкции, лишенные этих признаков, есть не меры ответственности, а защиты в собственном (узком) смысле». То есть, меры защиты не связанные с мерами ответственности - это меры защиты в узком смысле.

В качестве меры защиты в узком смысле следует признать отмену усыновления в интересах детей при вполне добросовестном поведении усыновителя (его тяжелой болезни, отсутствии должного контакта с ребенком и по другим уважительным причинам). Но когда отменяется усыновление ввиду недостойного поведения усыновителя, в семейном законодательстве не устанавливается неблагоприятных последствий в отношении правонарушителя.

Поэтому добросовестным усыновителем отмена усыновления нередко воспринимается как неблагоприятная мера и, напротив, недобросовестное лицо может расценить ее как благо, поскольку она не устанавливает в отношении него наказания.

Как мера ответственности, отмена усыновления выступает, когда возникают обстоятельства, которые служат основанием для лишения родительских прав. Связано это, в первую очередь, с тем, что закон возлагает на усыновителей те же обязанности по воспитанию, которые лежат на родителях ребенка.

Следовательно, если установлено виновное поведение усыновителей, нарушающих интересы детей, то суд выносит решение об отмене усыновления. Поэтому представляется не совсем обоснованной норма п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006г. № 8, определяющая, что основанием, по которому судом может быть решен вопрос об отмене усыновления, а не о лишении родительских прав, является то, что родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей. По существу и при отмене усыновления и при лишении родительских прав речь идет об одном и том же: о виновном поведении усыновителей (родителей). С этой точки зрения, отмена усыновления и лишение родительских прав выступают как мера ответственности за виновное поведение.

В случаях, когда усыновитель стал нарушать законные интересы ребенка, следует прибегать не к отмене усыновления, а к лишению усыновителей родительских прав на тех же основаниях и в таком же порядке, какие установлены законом для лишения родителей родительских прав, следовательно из закона нужно изъять институт отмены усыновления.

Именно к этим случаям относятся утверждения таких авторов, как К. Колибаб и А.Е.Казанцева о необходимости применения лишения родительских прав к отношениям усыновления, о том, что отмена усыновления в судебном порядке по существу является лишением усыновителей родительских прав. Логично в этой связи в тексте Семейного Кодекса закрепить положения, обеспечивающие помимо охраны интересов детей, наказание усыновителей как родителей, нарушивших права ребенка, свидетельствующие об осуждении виновного поведения. Нельзя, чтобы были одинаковыми последствия как при виновном, так и невиновном поведении.

В литературе уже высказывались предложения о необходимости предусмотреть в законе в отношении недобросовестных усыновителей меры воздействия, являющиеся мерами ответственности.

Разумеется соответствующие нормы гражданского законодательства могут быть применены в указанных случаях. Но эта возможность не исключает необходимости усиления ответственности усыновителей, нарушивших своим виновным поведением интересы ребенка. Целесообразно установление штрафных санкций, взыскания денежных средств в качестве возмещения морального вреда, взыскание имущественного ущерба.

Такие усыновители должны привлекаться в отдельных случаях и к уголовной ответственности, например, если они использовали усыновление в корыстных целях в ущерб интересам ребенка.

Ответственность усыновителей должна быть более серьезной, чем ответственность лиц, лишенных родительских прав. Любой гражданин может стать родителем, не задумываясь о правовых последствиях, а усыновителем лишь тот, кто осознает правовые последствия усыновления.

Но главный аргумент противников исключения отмены усыновления из семейного законодательства состоит в том, что для отмены усыновления наличие вины необязательно. Именно это положение является для оппонентов особенностью, отличающей отмену усыновления от лишения родительских прав. То есть усыновление отменяется не вследствие виновного поведения, не потому что отмена усыновления является мерой ответственности, а вследствие невиновного поведения, когда отмена усыновления является мерой защиты.

Следующим отличием отмены усыновления, по мнению сторонников института отмены усыновления в российском законодательстве, является необратимость этого акта, в то время как родители, лишенные родительских прав и обязанностей, могут быть в них восстановлены.

Вправду, результаты отмены усыновления гораздо больше строгие, чем результаты лишения родительских прав. Усыновители, не имеющие собственных прав не имеют все шансы быть повторно усыновителями в отношении такого же малыша. Они не имеют все шансы вообще вторично быть усыновителями, в случае если на их счету уже есть неудачное усыновление, отмененное по их вине.

В пользу необходимости установления в законе института лишения усыновителей родительских прав и исключения института отмены усыновления говорит и то, что при отмене усыновления по требованию родителей и возращения им ребенка все правоотношения, возникшие в результате усыновления, должны считаться прекращенными с одновременным восстановлением всех прав и обязанностей, основанных на кровном родстве. В таких случаях нет никаких оснований для того чтобы сохранить даже частичную правовую связь с усыновителем. Таким образом, налицо вариант о неполном усыновлении с сохранением связи между кровными родителями и усыновленным.

На сегодняшний день в законодательстве действует положение о том, собственно что лишь только в случае надобности, в порядке исключения, в случае если это отвечает заинтересованностям малыша, правовая ассоциация с опекуном усыновленного малыша и его родственниками имеет возможность быть сохранена (п.п. 3, 4 ст.137 СК РФ). То есть налицо вариант совершенного усыновления. А в случае если усыновление абсолютное, то прекращается ассоциация с родственниками и отмена усыновления невыполнима, оно необратимо, а правомерно лишь только лишение родительских прав. Для уничтожения данных противоречий Н.В Летова призывает зафиксировать в законодательстве норму о сохранении впоследствии отмены усыновления правовой связи не лишь только с опекунами, но и другими родственниками. Это предложение имеет возможность решить лишь только кое-какие приватные вопросы, производные от ключевой трудности. Ключевая же - это отмена института усыновления в русском законодательстве и установление института лишения родительских прав для усыновителей.

При недоступности вины со стороны усыновителей (объективная невозможность выполнения усыновителем собственных обязательств - тяжкое заболевание, значительное перемена домашних обстоятельств), нужно установить институт преобразования малыша с сохранением правоотношений меж усыновителем и усыновляемым ребенком.

При вынесении заключения об отмене усыновления суд обязан отобразить в резолютивной части заключения надлежащие вопросы: восстанавливаются ли обоюдные права опекунов и ребенка; передается ли малыш опекунам или же на забота органа опеки и попечительства; воротятся ли ребенку его прежнее имя, отчество и фамилия; должен ли усыновитель платить способы на оглавление малыша, предусмотренные.

Процедура признания отмены усыновления обязана заключаться в регистрации отмены усыновления в актах гражданского состояния в согласовании со ст.46 Федерального Закона об актах гражданского состояния от 15.1 1.97. № 143-ФЗ.

Вопрос признания отмены усыновления на международном уровне регулируется Конвенцией о юрисдикции, применимом праве и признании заключений об усыновлении 1965 г., в которой Российская Федерация не воспринимает роли. И все же нет причин думать, собственно что отмена усыновления, выполненная зарубежным судом, не станет признана в РФ на основании п.6 ч11 ст.22 ГПК РФ. Компетентный орган страны, отменившего усыновление обязан оповестить об данном сообразный орган страны, уроженцем которого считается усыновленный.

Выводы по 2 главе. Усыновление ребят зарубежными гражданами и гражданами РФ каждый день живущими за ее пределами является международным усыновлением. Международное усыновление допускается только в что случае, в случае если нельзя воплотить в жизнь уход за ребенком в собственной личной стране. Международное усыновление должно быть проведено только в интересах ребенка, оно обязано осуществляться по национальному закону той страны, в которой осуществляется усыновление (удочерение). Для воплощения международного усыновления нужно соблюдение критерий обоих сторон.

Отменить усыновление (удочерение) возможно лишь только в судебном порядке. Отмена усыновления считается нехорошим последствием усыновления, и отмена ее значит только раз прецедент - остановка отношений, порождаемых усыновлением. Подобный негативный феномен, как отмена усыновления, до этого всего, связан с тем, собственно что.

Научный руководитель:

Проблемы международного усыновления в современной России

Одной из самых важных функций государства является забота и защита детей, проживающих на его территории. Дети - наследие нации, без которого развитие и процветание любой страны невозможно, поэтому их благополучие является главнейшей задачей современных стран.

Конституция Российской Федерации закрепила в ч. 1 ст. 38, что детство находится под защитой государства, а Семейный кодекс РФ развивает положения основного закона, более полноценно регулируя данный вопрос.

Современная действительность такова, что многие дети не получают должной опеки со стороны государства, многие из них не имеют семей, то есть остаются без попечения родителей. К сожалению, их количество с каждым годом все больше увеличивается. Для исправления данной ситуации в Семейном кодексе закреплен такой институт, как усыновление, которое согласно ч. 1 ст. 124 СК РФ является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом в последнее время все более популярным не только в России, но и во все мире является международное усыновление, при котором усыновителями являются граждане государства иного, чем то, в котором проживает усыновляемый ребенок.

Очевидно, что если, усыновление, не смотря на его значимость для более благополучного развития детей , являет собой сложный институт и подлежит тщательному регулированию на национальном уровне, то международное усыновление должно регулироваться не только конкретным государством, но и на международном уровне.

В настоящий момент источниками регулирования международного усыновления являются многочисленные международные договоры и конвенции, которые определяют как общие положения, так и детально регламентируют его. К ним, в том числе можно отнести: Женевскую декларацию прав ребенка 1959 г., Конвенцию об усыновлении детей от 01.01.01 г., Резолюцию 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. о передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г., Гаагскую конвенцию об усыновлении детей в зарубежных странах (1993 г.) и Европейскую конвенцию об усыновлении детей от 01.01.01 г.

Наиболее значимой среди них считают Гаагскую конвенцию об усыновлении детей в зарубежных странах (1993 г.), которая устанавливает для стран, подписавших ее, конкретные правила и нормы, подлежащие применению при международном усыновлении. К сожалению, на данный момент Россия не ратифицировала данную конвенцию, в связи с чем регулирование международного усыновления осуществляется больше на национальном уровне.

Стоит заметить, что в России каждый год увеличивается количество усыновленных иностранными гражданами. В то же время наблюдается две точки зрения на данный вопрос, которых придерживаются граждане - одна часть населения выступает за международное усыновление, поскольку оно дает возможность детям, которые не были усыновлены гражданами РФ, приобрести семью; противники говорят о том, что международное усыновление способствует оттоку детей из России и таким образом уменьшению населения нашей страны. В тоже время не забывается о многочисленных жестоких обращениях с российскими детьми иностранными усыновителями, которые были зафиксированы на данный момент.

Так, одним из вопиющих случаев является смерть М. Кузьмина, когда американский суд признал, что это не вина родителей, а мальчик сам нанес себе несовместимые с жизнью травмы. По словам, несмотря на неоднократные требования, российской стороне до сих пор не предоставили соответствующие документы, касающиеся обстоятельств гибели мальчика, включая результаты патологоанатомической экспертизы. Хотя право на ознакомление с такими документами у нас есть, прежде всего, в соответствии с двусторонним договором о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г. между Россией и США.

Также возникает множество проблем, как до самой процедуры усыновления, так и после. Прежде всего, в настоящее время создана тенденция к извлечению прибыли из самого процесса усыновления, которая связана с предоставлением информации иностранцам о российских детях, а также посредничество при усыновлении. В тоже время около 80% усыновлений иностранцами производится через аккредитованные организации и лишь 20% - через каналы независимого усыновления. Частных компаний, помогающих иностранцам усыновлять российских детей, в России действует более 200. Однако на практике в условиях широкого распространения коррупции в органах, занимающихся выдачей разрешений на усыновление детей иностранцами, этот принцип не соблюдается. Некоторым государственным служащим, имеющим отношение к выдаче разрешений на усыновление, гораздо выгоднее «продать» ребенка иностранцам. Поэтому чиновники часто искусственно затягивают сроки усыновления детей россиянами или пытаются отказать им под любым предлогом, вплоть до фальсификации фактов. В том числе фальсифицируются данные, свидетельствующие о том, что определенного ребенка не представляется возможным передать на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч. 4 ст. 124 СК РФ), что является одним из необходимых условий международного усыновления.

Наибольшая опасность связана с невозможностью достоверно определить в российской клинике, где нет никаких историй болезни потенциального усыновителя-иностранца, является ли лицо, желающее усыновить ребенка, психически здоровым, не страдает ли оно наркоманией или другими подобными заболеваниями. В результате данные медицинского заключения не всегда соответствуют действительному состоянию здоровья.

На практике иностранные усыновители предоставляют справку от врача, полученную на территории своей страны, либо «покупают» справку на территории России. Таким образом, не является удивительным частые случаи жестокого обращения данных лиц с усыновленными, что является прямым следствием непозволительного попустительства со стороны российской стороны.

Хотелось бы заметить, что решить данные проблемы, изложенные выше, возможно, прежде всего, на законодательном уровне.

В том числе необходимо более тщательно регулировать вопросы международного усыновления, установить обязательную проверку психического состояния усыновителей, подвергнуть их более продуманной и контролируемой со стороны компетентных государственных органов проверке.

Также необходимо устранить денежный характер процедуры усыновления, поскольку в результате "продажности" ряда российских чиновников, работников детских домов интересы детей находятся под угрозой и не могут быть соблюдены в должной мере.

При этом хотелось бы предложить внести изменения в часть 1 статьи 165 СК РФ, в соответствии с которой усыновление иностранными гражданами происходит в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, поскольку, на наш взгляд, нормы данной статьи не способствуют защите прав российских детей. Нам кажется, что разумнее было бы проводить процедуру усыновления в соответствии с законодательством той страны, в которой проживает усыновляемый, так как, как уже было сказано выше, интересы детей являются приоритетными.

В тоже время, нам кажется, нельзя полностью полагаться на международное усыновление. Приоритетным все же должно оставаться усыновление российскими гражданами, поскольку в этом случае, ребенок остается в привычной среде, он более защищен со стороны государства, которое может непосредственно контролировать данный процесс. Данная позиция отражена также в Конвенции о правах ребенка, которая определяет, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком (п. b ст. 21).

Так, Национальная стратегия действий в интересах детей на годы среди основных задач назвала постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.

Таким образом, нам кажется, наиболее значимым создать возможности для усыновления детей российскими гражданами. При этом необходимо не только закрепить данное положение на законодательном уровне, но реализовать на практике. И мы говорим не об увеличении единовременной компенсации усыновителям, которую планируют осуществить в размере 100 тыс. рублей, но о целом комплексе мер, включающих возможно регулярную материальную и психическую помощь усыновителям и усыновленным. Мы считаем, что только при таких мерах со стороны государства можно говорить о возможности увеличения числа усыновлений российскими гражданами, что в свою очередь должно стать приоритетной задачей нашего государства.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.01.2001 N 6-ФКЗ, от 01.01.2001 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16

Выступление и ответ на вопрос Министра иностранных дел Лаврова на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему усыновления, Москва, 22 марта 2013 года // http://www. *****/bdomp/Brp_4.nsf/arh/D37C297BC026BBA4?OpenDocument

Рязанцев детей из России через канал международного усыновления // КонсультантПлюс. - Режим доступа: www. *****

Чашкова и практика международного усыновления // КонсультантПлюс. - Режим доступа: www. *****

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

Указ Президента РФ от 01.01.2001 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2годы» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. N 23. ст. 2994.

Http://минобрнауки. рф/пресс-центр/3059#sel=1:1,1:18

Проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления.

На многих Интернет-форумах люди, мечтающие усыновить ребенка, рассказывают: сотрудники детских домов делают все, чтобы ребенок достался иностранцам. А для русских родителей придумывают столько преград, что многие опускают рукиРазница в отношении к отечественным и иностранным сыновителям практикуется в некоторых домах ребенка, вызванная различием в финансовой составляющей процесса. Импортный телевизор или новый компьютер, весомая сумма на ремонт детского дома заманчивее обычных слов благодарности.

Одна на из главных причин того, что российские граждане неохотно усыновляют детей, – это ненадлежащий уровень социально–экономических условий, в том числе жилищные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки детей и семей, в которых есть дети. Для российских усыновителей одним из препятствий к усыновлению является снижение эффективности детского здравоохранения. Коммерциализация медицинских услуг оставляет все меньше надежд для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. медицинские работники на практике «запугивают» потенциальных российских усыновителей страшными болезнями, имеющимися у детей, подлежащих усыновлению, которых в действительности не существует. В то же время представителям иностранных агентств в первоочередном порядке незаконно предоставляется информация о ребенке, состоянии его здоровья, проводится видео- и фотосъемка ребенка. В документах ребенка указываются «псевдодиагнозы», соответственно ребенок передается на усыновление иностранцам, как страдающий тем или иным заболеванием, по причине которого он не был усыновлен нашими гражданами. В действительности же ребенок передается за рубеж абсолютно здоровым, но за такую «услугу» (в виде несуществующего диагноза) медперсонал получает вознаграждение от усыновителей ребенка или посредников.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», кандидаты в усыновители должны иметь жилую площадь, отвечающую санитарно–техническим требованиям. Установлено требование о размере дохода усыновителя, обеспечивающего прожиточный минимум ребенку. Такие условия скорее способствуют усыновлению детей за рубеж, национальное законодательство не работает, не охраняет законные права и интересы российских граждан, в том числе при усыновлении ими детей. На практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если усыновителями являются иностранные граждане.

Речь идет о сложностях, связанных с адаптацией усыновленного ребенка на территории иностранного государства, в чужой стране. ребенок не имеет в семье иностранных усыновителей той эмоциональной и культурной поддержки, которая есть в любой русской семье. усыновленные дети ощущают неудобства из-за своего физического облика, стесняются своего происхождения, у них наблюдается «раздвоение личности», что провоцирует обострение психологических и социальных проблем. Чтобы интересы ребенка были максимально учтены в результате усыновления, категория «интересы ребенка» включает в себя такие структурные элементы, как культурная, этническая, национальная принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении.

Необходимо стремиться к усовершенствованию действующего законодательства, в частности можно облегчить процедуру усыновления для отчимов и мачех в отношении детей, предоставить возможность усыновить детей лицам, которые состоят в фактических брачных отношениях, а также расширить возможности для усыновления одиноким лицам.

Необходима реальная государственная поддержка в отношении семей, усыновивших ребенка, адресная социальная помощь усыновителям. По Москве выплаты составляют ежесесячно прожиточный минимум 3475 рублей, а в США компенсация 10 тыс. долларов+900долларов ежемесячно. По России есть регионы в которых осуществляются реальные меры направленные на социальную поддержку таких семей. По Самарской области, например,установленная единовременная выплата приемным родителям в размере 10 тыс рублей привела к тому, что более 50% всех усыновителей России приходится именно на этот регион.

Необходимы нормы, регулирующие процедуру.

Необходимо обеспечение оптимальных условий. В США созданы адаптационные центры, где специалисты помогают таким семьям установить межличностный контакт.В Западных странах существуют Церковные центры помощи семьям, особое внимание уделяют будущим родителям. После беседы с психологом и исследований супруги приглашаются как минимум на 3 групповые учебные встречи с психологами. Предполагаемым усыновителям могут предложить побеседовать с педиатром по проблемам. Отсутствие действенного механизма контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства требует проведения конкретных мероприятий на международном уровне. «Иностранное усыновление имеет место, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения». Таким образом, усыновление иностранцами рассматривается только в качестве альтернативного способа устройства ребенка. Тенденция увеличения количества усыновлений иностранцами по отношению к российским гражданам свидетельствует о сложившейся на практике.

В США традиционно любят усыновлять детей, в том числе и из-за границы. В 2009 году внутри США было усыновлено около 70 000 детей, когдав России в этот год, граждане усыновили менее 15 000 детей, а из-за границы в этот же год американцы усыновили больше детей, чем все остальные страны мира вместе взятые – почти 13 000. Среди усыновлений российских детей за рубеж Америка так же занимает первое место. В 2008-ом году американцы усыновили 1773 русских ребенка, испанцы – 904, и итальянцы - 496. Всего в этот год за границу было отдано на усыновление 4 125 детей. В Санкт-Петербурге было усыновлено российскими гражданами 224 ребенка, а иностранцами – 339. Всего же, по стране, в иностранные усыновления занимают 31,4 процента.

Американец, чтобы подать документы на усыновление, должен показать доходы на 25% больше, чем средние по штату, затем он проверяется полицией и ФБР, проходит несколько собеседований и должен собрать 50 различных справок. Усыновление иностранного ребенка американцу обходится, в среднем, в 25-40 тысяч долларов. Это налоги, идущие, на содержание детских домов, и посреднические услуги специализированных агентств. Так ие сделки как правило не все осуществляются без криминала. Если кто-то готов заплатить, то всегда найдется тот, кто сделает все, что угодно, чтобы платить было за что. Так усыновление русских детей-близнецов им обошлось в 75 тысяч долларов. А новозеландская семья, чтобы усыновить российского ребенка, уплатила более 90 тысяч евро.

Ситуация, из которой появляются подобные суммы, очень проста: отсутствие общегосударственной системы усыновления. Органы опеки информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, передают в банки данных для потенциальных усыновителей. Но отсутствие контроля позволяет нескольким чиновникам разных организаций, войдя в сговор с судьей, организовать конвейер по продаже «перспективных» детей на усыновление. У такой посреднической «фирмы» обычно есть и «свой» врач, который пишет «перспективному» сироте в медицинскую карту страшные болезни, чтобы тем самым оградить его от «посторонних» усыновителей.

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, комментируя случай с Ваней Скоробогатовым, заявил, что некоторые из документов, по которым тот был усыновлен, были просто сфальсифицированы, в частности, справки связанные с возрастом приемных родителей и их психологическим состоянием. Те, как сейчас выяснилось, состояли на психиатрическом учете.

Проблема в том, что далеко не обязательно американская семья, где был убит ребенок, подделывала документы – многие из них были на весьма хорошем счету. И идеи Павла Астахова о повторном психологическом освидетельствовании приемных родителей еще и в России вряд ли смогут исправить ситуацию. Когда продается и покупается любая информация, когда вокруг каждого детского дома вьется рой посредников, которые запрещены у нас законом, эти новые меры вряд ли смогут спасти детей. А вот поднять цены на посреднические услуги – запросто. А там, где цены поднимаются, беззакония становится еще больше. Нелегальный рынок легального усыновления, на котором уже сегодня в год оборачиваются десятки миллионов долларов, выгоден слишком многим. И если подходить к проблеме усыновления так, как предлагают сейчас, то вскоре у этого рынка появится еще одна статья доходов: из иностранных усыновителей начнут тянуть деньги еще и на этапе «освидетельствования». Публику к этому старательно готовят: трагические случаи в американских семьях объясняют «психологической несовместимостью». А новая процедура, дескать, должна, в том числе, определить «притрутся» ли приемные дети и родители друг к другу.

Есть, например, и такой бизнес: служащие специального агентства посещают усыновленных российских детей, составляют отчет, как те живут, переводят его на русский язык и отправляют в Россию. Стоит один такой отчет от 1500 до 2000 долларов. Ваня Скоробогатов, периодически избиваемый, например, год не был у врача. Интересно, что было в отчетах, которые посылались в Россию.

Так же ходит идея, что помимо этих агентств, «веры которым нет», в США должны выезжать из России специальные чиновники, и лично убеждаться в том, что дети живут хорошо. Вся поездка, естественно, планируется за счет усыновителей. Казалось бы, было бы более логичным (особенно учитывая количество усыновленных в США российских детей) создать строку в бюджете, набрать в США русскоязычного персонала – и пусть проверяют. К тому же люди, получающие зарплату из российского бюджета, будут по-настоящему независимы.

Усыновлённые дети, как правило, больше не возвращаются на историческую Родину. Они перенимают иностранную культуру и традиции, становятся членами другого общества. Дети, переезжающие в другую страну, по какой-либо причине не могли быть усыновлены в России. У них проблемы со здоровьем, физические недостатки или отклонения в развитии.
Дети, усыновляемые иностранцами, не имеют никакого шанса обрести семью внутри России. Поэтому запрет на иностранное усыновление лишит их возможности вырасти нормальными людьми. А слово «наш» по отношению к никому не нужным сиротам звучит лицемерно.

путей Международное частное право. ОтветыРеферат >> Государство и право

Заключается в преодолении колизии (разрешении колизионной проблемы ). Разрешается эта колизионная проблема с помощью... . Международное усыновление : понятие, правовое регулирование, проблемы и перспективы. На международном уровне основные вопросы усыновления (...

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у ребенка никто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи- это усыновление, опека и попечительство, и приемная семья. Усыновление или удочерение (далее- усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований Семейного кодекса РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление (удочерение) представляет собой процесс принятия на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

Важнейшим международным документом, регулирующим вопросы усыновления, является Конвенция о правах ребенка 1989 года. Конвенция закрепляет право каждого ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь как передача на воспитание или усыновление в другой стране.

Признание трансграничного усыновления является серьезной проблемой современного общества; коллизионные проблемы усыновления появляются даже в случаях, когда усыновитель и усыновленный имеют гражданство одной страны, а само усыновление происходит в другом государстве. Еще более сложными для рассмотрения являются дела, в которых усыновитель и усыновленный имеют гражданство разных стран, в особенности когда они не являются гражданами и не имеют постоянного места жительства в государствах, присоединившихся к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 года (далее - Конвенция 1993 года).

Повсеместно используется норма римского права, которая гласит, что "усыновление подражает природе". Именно из-за этого усыновитель обязан быть существенно старше усыновляемого. По общему правилу в России усыновителю должно быть 18 лет (ст. 127 Семейного кодекса РФ), а разница в возрасте - 16 лет (ст. 128); во Франции усыновителю - 28 лет (ст. 343 Гражданского кодекса Франции), разница в возрасте - 15 лет (ст. 344); в Италии усыновителю - 35 лет, разница в возрасте - 18 лет (ст. 291 Гражданского кодекса Италии); в Великобритании возрастной ценз - 25 лет, в Швейцарии, Франции, Австрии - 40 лет, а в Испании такой возраст вообще 45 лет. При этом, например, по российскому законодательству по причинам, которые могут быть признаны судом уважительными, данная возрастная разница может сокращаться, а при усыновлении мачехой или отчимом возрастная разница не учитывается (ст. 128 СК РФ).

Законодательство Российской Федерации при усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации иностранцами на территории России, отсылая их к законодательству усыновителя, постановляет в ст. 165 СК РФ соблюдение требований законодательства Российской Федерации, включая согласие усыновляемого на усыновление и согласие заинтересованных лиц (статьи 129 - 130). Однако при усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации на территории другой страны соблюдение данных условий необязательно. Так, согласно СК РФ данное усыновление может быть признано в Российской Федерации, если оно производилось компетентными органами другой страны при соблюдении ее законов, и при условии, что было получено предварительное разрешение от компетентного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого усыновляемый или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.

В соответствии с российским законодательством, иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребёнка как самостоятельно, так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение на осуществление такой деятельности на территории России. Желающие принять детей на воспитание в свои семьи вправе обратиться за информацией об оставшихся без попечения родителей детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях. При выборе ребёнка соответствующий оператор выдаёт потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение - и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребёнка. По результатам посещения иностранный гражданин обязан проинформировать оператора о принятом им решении об усыновлении или отказе, а также представить пакет необходимых документов. Досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.

В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В. Путиным был подписан Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2013 года. Данный закон называют «законом Димы Яковлева», который в том числе подразумевает запрет на усыновление российских детей родителями из США.

Благодаря данному закону государство заставляет иностранцев уважать права и свободы российских граждан. Отдавая ребенка в приемную семью, органам опеки и попечительства необходимо строже проводить отбор личностей попечителя, чтобы мы потом не сталкивались с проблемой жестокого обращения детей в семье. Попадая в приемную иностранную семью, ребенку представляется сложный процесс адаптации в чужом для него государстве: незнание языка, обычаев, культуры очень часто являются существенными препятствиями для нормальной жизни и развития ребенка.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы отметить, что проблема международного усыновления детей в России остается острой, необходимо ужесточить административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка усыновления российских детей иностранцами.

Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попече-ния родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международ-ного усыновления. Имевшиеся пробелы в правовом регулировании меж-дународного усыновления нередко приводили к существенным наруше-ниям прав детей, которые фактически становились объектом коммерче-ской деятельности.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ре-бенка 1989 г.. Это, во-первых, как уже говорилось ранее признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными се-мейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхожде-ния ребенка является невозможным". Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных ор-ганов государства. В-третьих, необходи-мость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые исполь-зуются при внутригосударственном усы-новлении. И, наконец, в-четвертых, недопу-щение, чтобы устройство ребенка приво-дило к получению неоправданных финан-совых и иных выгод связанными с усынов-лением лицами.

Эти принципы были в полной мере вос-приняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении ино-странного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление". Иностран-ное усыновление имеет место, "когда ре-бенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве ("государ-ство происхождения"), переехал, переез-жает или должен переехать в другое Дого-варивающееся государство ("принимаю-щее государство") либо после его усынов-ления в государстве происхождения супру-гами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем госу-дарстве или в государстве происхождения" (п.1 ст.2 Конвенции).

В Гаагской конвенции нашли более дета-лизированную форму положения Конвен-ции ООН о правах ребенка относительно усыновления, а также закреплен ряд новых правил такого усыновления, например, от-носительно его признания и правовых последствий; об использовании личных сведе-ний, собранных или переданных в соответ-ствии с конвенцией, только для соответст-вующих целей и др. Особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законо-дательством стран-участниц и международными договорами, о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях.

Многие положения Гаагской конвенции находят отражение в российском законо-дательстве. Ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия Семейного кодек-са РФ, некоторые были введены в него впос-ледствии путем принятия внутригосударст-венных актов.

В частности, созвучна положениям Гааг-ской конвенции норма п. 1 ст. 165 СК о праве, применимом к усыновлению рос-сийских детей иностранными гражданами. На территории РФ усыновление и удочере-ние (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится со-ответственно по законодательству государ-ства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству госу-дарства, на территории которого усынови-тель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновле-нии, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше госу-дарств должны также соблюдаться с уче-том положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усынов-ление; об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка; о процедуре усыновления; о требованиях к кандидатуре усыновителей; об условиях усы-новления - разнице в возрасте между усы-новителем и усыновленным, со-гласии родителей ребенка на усыновле-ние и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей уч-реждений, в которых находится ребенок.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ч. 2 ст. 126 СК), т. е. Министерством образова-ния и науки РФ. Однако непосредственное обра-щение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на регио-нальном и федеральном уровнях опреде-ляется в разделе IV Правил передачи де-тей на усыновление (удочерение) и осуще-ствления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 № 275 // Справочная правовая система «Гарант».

Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 1 26 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соот-ветствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.

Деятельность на территории России спе-циально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не долж-на преследовать коммерческих целей. По-рядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Ми-нистерства юстиции и Министерства ино-странных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).

Указанные органы и организации вправе представлять интересы граждан РФ, по-стоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и апатридов в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. Правительством РФ 28 марта 2000г. принято постановление «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроля за ее осуществлением», регламентирующее порядок открытия и деятельности на российской территории представительств органов (организаций) иностранных государств по усыновлению. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 №267 // Справочная правовая система «Гарант». В настоящее время действует разреши-тельный (аккредитационный) порядок от-крытия такого представительства. Аккреди-тация осуществляется Министерством об-разования и науки РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным ор-ганизациям, осуществляющим на основа-нии лицензии деятельность по усыновле-нию на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в уста-новленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых докумен-тов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Минис-терством образования РФ по согласова-нию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения и социального развития РФ. При положительном решении представи-тельства аккредитируются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен.

На основании выданного разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства в Госу-дарственной регистрационной палате Ми-нистерства юстиции РФ, где информация о нем вносится в реестр и выдается соответ-ствующее свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования и науки РФ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществ-ляться деятельность представительства по усыновлению.

Российские дети могут передаваться на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностран-ным гражданам или лицам без гражданст-ва, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в го-сударственный банк сведений о детях, ос-тавшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).

Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны обращаться с заявлением об уста-новлении усыновления не в районные (го-родские) суды общей юрисдикции, а в су-ды субъектов РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка (ст. 269 ГПКРФ). Эти лица при обращении с заявлением об установ-лении усыновления помимо общего переч-ня необходимых документов обязаны пред-ставить дополнительно: заключение ком-петентного органа государства, граждана-ми которого они являются, или для апатри-дов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усынови-телями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государ-ства. Кроме того, в числе необходимых

для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и на-правление для его посещения по месту жи-тельства (нахождения), пп. "е" п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет "письменные обязательства иностранной организации государства проживания кан-дидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Россий-ской Федерации в установленном поряд-ке".

Защита прав и интересов детей, являю-щихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне террито-рии Российской Федерации осуществляет-ся в пределах, допускаемых нормами меж-дународного права, если иное не предус-мотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульски-ми учреждениями РФ, в которых усынов-ленные дети состоят на учете до достиже-ния ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК). Порядок постановки на учет опреде-лен в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г.

Постановка на учет усыновленных детей-граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории госу-дарства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - диплома-тическим представительством РФ в тече-ние трех месяцев со дня въезда их в госу-дарство места проживания усыновителей на основании представленных усыновите-лями документов. По желанию усыновите-лей постановка на учет может осуществ-ляться до выезда из России через Депар-тамент консульской службы МИД РФ. Сведения о постановленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усы-новленного делается соответствующая от-метка.

Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка на учет сохраняет-ся и при перемене ими места жительства. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или ор-ганизация по усыновлению, которые пред-ставляли в установленном порядке интере-сы кандидатов в усыновители на террито-рии России. Для обеспечения своевремен-ной постановки на учет усыновленных де-тей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновлен-ных детях.

Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобра-зования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыно-вителей.

Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на терри-тории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несо-вершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от граждан-ства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).

Усыновление (удочерение) детей - граж-дан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может произ-водиться в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. В соответст-вии с п. 4 ст. 165 Семейного кодекса такое усыновление признается действительным в России при соблюдении следующих ус-ловий: если усыновление было произведе-но компетентным органом иностранного государства, гражданином которого явля-ется усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разреше-ние от органа исполнительной власти субъ-екта Российской Федерации, на террито-рии которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пре-делы территории РФ. Для получения раз-решения иностранные граждане и лица без гражданства представляют через соответ-ствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ либо непосредственно в орган исполни-тельной власти субъекта РФ необходимые документы (п. 33 Правил передачи детей на усыновление). Если усыновляемый ре-бенок или его родители никогда не прожи-вали на территории России, предваритель-ное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ.

К любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством иностранных госу-дарств, может быть применена оговорка о публичном порядке. С помощью этой ого-ворки на легальной основе не допускается применение на российской территории норм иностранного семейного права в слу-чаях, когда такое применение противо-речило бы основам правопорядка (публич-ному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). Если оговорка о публичном порядке используется, для регулирования семейных отношений применяется не ино-странное право, а законодательство РФ. Дюжева О. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право, 1995, №6, С. 45.

Поделиться: