Каким предприятиям необходим энергетический паспорт. Что такое энергетический паспорт предприятия

Энергетический паспорт составляется по результатам энергоаудита энергетического обследования предприятия или анализа проектной документации на здание и в определенной законодательством форме отражает показатели энергоэффективности и является официальным документом.

Энергопаспорт предприятия отражает баланс используемых ТЭР, а также несет информацию об эффективности потребляемых энергоресурсов предприятием или организацией и планируемых организационно-технических мероприятиях по улучшению эффективности потребления ТЭР. Этот документ позволяет определить в каком техническом состоянии находится здания или энергоемкое оборудование. В паспорт могут быть добавлены мероприятия и рекомендации по энергосбережению, которые заказчик планировал провести, но в бюджет не было повода внести.

Энергетические паспорта можно условно классифицировать на:


Кто обязан иметь энергетический паспорт

Энергопаспорт является обязательным документом для всех государственных учреждений, энергоснабжающий и ряда коммерческих предприятий, в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г.

По упрощенной форме энергетический паспорт оформляется на вновь построенные и реконструируемые промышленные объекты, жилые и административные здания. Росгосстрой с начала 2014 года для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требует предъявить правильно оформленный энергетический паспорт, отчет о тепловизионном обследованиии и расчет кратности воздухообмена.

Большим плюсом оформления энергетического паспорта на здание являются налоговые льготы на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности B и выше).

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование гласит:

1. Проведение энергетического обследования является обязательным , за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, для следующих лиц:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом с 1 октября 2014 года статья 16 будет дополнена частью 1.1 и 1.2 следующего содержания:

1.1. В случае, если совокупные затраты лиц, указанных в пунктах 1 - 4 и 6 части 1 настоящей статьи, на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, указанные лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к указанным лицам в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Указанные лица обязаны организовать и провести энергетическое обследование в течение двух лет по истечении календарного года, в котором их совокупные затраты на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превысили объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся указанными лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

1.2. Представление информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:

  • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Нормативно-законодательная база по энергоаудиту

Оказание услуг по проведению энергетического обследования осуществляется в соответствии со нижеперечисленными нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Постановление правительства РФ от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного и добровольного энергетических обследований»;
  • «Рекомендации по проведению энергетических обследований, утвержденные приказом Минпромэнерго России 4.07.2006 № 141;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» и другие нормативно-технических документы, действующие на территории Российской Федерации;
  • ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения»;
  • Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) бюджетных организаций РД.34.01-03.

Скачать и ознакомится с текстами документов можно на этой странице .

Цели и задачи энергетического обследования

Основной целью энергетического обследования является найти потенциал снижения потребления энергоресурсов на предприятии и повышения энергетической эффективности.

При проведении энергоаудита решаются следующие задачи:

  • Получение информации о величине используемых энергетических ресурсов и финансовых затрат за определенный период (2-3 года);
  • Определить показатель энергетической эффективности предприятия;
  • Установить потенциал энергосбережения;
  • Составить энергетический паспорт объекта по результатам энергоаудита;
  • Разработать программу мероприятий по сбережению энергоресурсов и повышению энергоэффективности с оценкой затрат, необходимых для реализации намечаемых мероприятий и возможных сроков окупаемости.

Как оформить энерго-паспорт организации

Чтобы получить энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов, учреждение должно заключить с аудиторской фирмой договор на проведение энергетического обследования.

Для проведения энерго-обследования следует привлекать профессиональные аудиторские фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя в данном сегменте энергетического рынка и имеющие хорошее техническое оснащение и персонал грамотных специалистов. Не следует быстро соглашаться на заманчивые своей дешевизной предложения.

Проведение энергоаудита - процедура, которая подразумевает наличие современного дорогостоящего оборудования и высокооплачиваемых специалистов. Следует в обязательном порядке ознакомиться с предыдущей деятельностью потенциального подрядчика. Для этого существуют интернет, телефон, рекомендательные письма, «сарафанное радио».

Не пожалейте времени, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь заключить договор с настоящими специалистами своего дела, которые проведут энергообследование на достойном профессиональном уровне и главное — могут обеспечить регистрацию паспорта в Минэнерго.

Порядок оформления энергетического паспорта

Подготовительный этап:

  • Назначение ответственных представителей от Исполнителя и Заказчика; ознакомление с объектом, разработка программы энергетического обследования и ее утверждение; подготовка опросной анкеты и согласование;
  • Сбор исходных данных для проведения энергетического обследования объекта.

Сбору подлежит следующая информация:

  • существующие договоры на снабжение электроэнергией, тепловой энергией и водой, с ценами, тарифами, объемами потребления;
  • Фактические данные по потреблению и распределению электроэнергии, тепловой энергии и воды за предыдущие и текущие периоды;
  • проектная документация на системы и оборудование снабжения и потребления энергоресурсов и воды;
  • проектная документация на здание;
  • данные по системам коммерческого и технического учета энергоресурсов и воды;
  • другие необходимые для энергетического обследования данные.

Предварительный анализ полученных данных и подготовка инструментального обследования

Инструментальное обследование с выездом на объект.

  • Визуальный осмотр и оценка состояния инженерных систем, оборудования и зданий;
  • Инструментальное обследование объекта:
  • Проведение тепловизионного обследования зданий;
  • Замеры параметров теплоснабжения в узлах распределения теплоэнергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение;
  • Замеры параметров электропотребления основными потребителями электроэнергии;

Систематизация и анализ полученных данных.

  • Анализ систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • Составление балансов потребления ТЭР
  • Анализ материала ограждающих конструкций.
  • Установление фактических теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий и сооружений, оценка конструктивных характеристик зданий и сооружений.

Документирование результатов энергообследования.

Составление отчета по результатам энергообследования, с анализом:

  • состояния энергетических систем, системы подачи и использования воды;
  • характеристик здания;
  • оценки эффективности использования энергоресурсов и воды;
  • причин нерационального расхода энергоресурсов и воды;
  • расчетом показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Составление энергетического паспорта учреждения с включением в него перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласование отчетных документов с Заказчиком

Экспертиза энергетического паспорта в экспертной организации, согласование с Заказчиком и СРО

Заканчивается процедура самым важным этапом: Регистрация энергетического паспорта в СРО и МинЭнерго

Требования к содержанию энергетического паспорта

Диаграмма структуры файла паспорта изображена на рисунке ниже:

Требования к составлению отражены в Приказе МинЭнерго № 182 от 19 апреля 2010 года. Правила отличаются для зданий различного назначения (непроизводственного или производственного), для объектов разного типа (здания, сооружения, строения), а также для разных видов технологических процессов и других различных факторов.

  1. Наличие оснащенности устройствами учета используемых энергоресурсов.
  2. Размер потребляемых энергетических (тепловых) ресурсов и его динамика за прошлые несколько лет.
  3. Величина показателя энергоэффективности электро- и теплопотребляющего оборудования.
  4. Потери передаваемых энергетических ресурсов (если организация занимается передачей энергоресурсов).
  5. Возможный потенциал энергосбережения, в том числе в натуральном выражении.
  6. Список мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, модернизации энергоустановок.

Необходимость таких жестких требований к составлению энергетического паспорта объясняются следующим: например, при сдаче объекта строительства в эксплуатацию строительная инспекция Ростехнадзора проверяет, соответствуют ли нормативные теплоизоляционные параметры возводимых конструкций с параметрами, отраженными в энергопаспорте, составленным аудиторской фирмой по результатам энергетического обследования. При совпадении этих параметры выдается разрешение Ростехнадзора на ввод объекта в эксплуатацию. При обнаружении отклонений в расчетах фирме-застройщику придется переоформлять энергопаспорт и дополнительно утеплять конструкции возводимого объекта.

Выполнение мероприятий по энергосбережению, применение энергосберегающих технологий помогает экономить десятки процентов ТЭР, уменьшать затраты производства на выпускаемый товар и, как следствие, увеличивать прибыль предприятия.

Руководители предприятий, собственники жилья будут оплачивать только реально оказанные услуги. Рядовому потребителю не придется платить за лишние тепло-энергоресурсы, т.к. в энергопаспорте высчитано количество потребления электроэнергии, тепла и воды на каждый кубометр здания.

Энергосберегающие технологии призваны уменьшить расходы на услуги за техническое обслуживание любого здания, будь то жилой дом или торгово-офисный центр.

Составление энергопаспорта поможет проконтролировать качество возводимых строителями зданий и сделать более комфортным быт потребителей.

Можно сказать, что энергопаспорт является одним из показателей качества здания. Теперь при покупке любой недвижимости потенциальный покупатель может ознакомиться с этим документом, чтобы знать, какого качества товар он собирается приобрести.

Стоимость оформления и регистрации официального энергетического паспорта

Ориентировочная стоимость услуг энергоаудита предприятия с оформлением и регистрацией энергетического паспорта в МинЭнерго может быть рассчитана при помощи разработанного нашей фирмой онлайн калькулятора цены энергоаудита .

Энергоаудит это финансово затратная услуга, цену которой можно и нужно оценить заранее. Его стоимость условно можно разделить на две составляющие части: предварительная и основная. На первом этапе заказчик предоставляет энергоаудиторам запрашиваемый пакет документов по обследуемому объекту. Аудиторы проводят осмотр объекта и определяют перечень мероприятий, которые необходимо провести для расчета цены энергопаспорта. После этого энергоаудиторами составляется последующий перечень работ энергообследования объекта.

Стоимость проведения подготовительных этапов на разных объектах примерно одинаковая. А вот стоимость работ основного этапа проведения энергообследования практически всегда различная. Расчет основывается на представленных заказчиком параметрических и энерго-техннологических показателях обследуемого объекта: количество расходуемой энергии, его объем, площадь, имеющиеся источники ТЭР и т.д.

Энергообследование заканчивается оформлением энергетического отчета, в котором подробно отражена программа по повышению энергетической эффективности объекта. Выполнение мероприятий этой программы призвано улучшить энергоэффективность объекта и уменьшить его энергозатраты.

Наказания за отсутствие энергетического паспорта

Ваша организация уже получила письмо из Ростехнадзора об обязательном энергетическом обследовании ?

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2010 г. N 182, а так же Постановлением Правительства РФ от 25.01. 2011 г. № 19 создание и передача энергопаспортов должна проходить в электронном формате xml с использованием ЭЦП (электронная цифровая подпись). Надзор за отсутствием/наличием паспорта в электронном реестре Министерства энергетики будет осуществляться инспекцией Ростехнадзора. Энергетический паспорт любого предприятия, согласованный в СРО с регистрацией в МинЭнерго, появится в электронном виде в реестре министерства только после проведенного энергоаудита. Поэтому проведения энергоаудита не миновать тем предприятиям и организациям, кому это предписано делать в обязательном порядке.

  • Согласно Статьи 9.16 № 261-ФЗ на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 50 до 100 тыс. руб., а на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. за несоблюдение организациями с участием муниципального образования или государства или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
  • Согласно этой же статьи на юридических лиц может быть наложен штраф до 10 тыс. руб., а на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. за игнорирование требования о представлении копии энергопаспорта, составленного по результатам обязательного энергетообследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует напомнить, что ещё в президентский срок Д. А. Медведева, был принят законопроект, сутью которого являлся вывод страны в максимально возможный уровень энергоэффективности. Отметим, что план заключался в проведении целого ряда процедур. Временные сроки также были обозначены чётко – до 2020 года. В большей степени обеспечение энергоэффективности касается муниципальных предприятий, производственных площадок и других объединений, использующих либо государственные средства для приобретения ресурсов, либо предприятий, тратящих на топливо (энергию в любом виде) более 10 млн. рублей в год.

Энергетический паспорт объекта – это документ, демонстрирующий всю необходимую информацию, касающуюся энергоэффективности. Важно понимать, что выдавать этот документ имеет право лишь представитель соответствующего СРО. Более того, специалисты этого СРО должны действовать в рамках принятой программы.

К таковым можно отнести:

  • органы госвласти;
  • организации, где долей объектов владеет государство;
  • организации, деятельность которых регулируется государством;
  • организации, занятые производством, транспортировкой или накоплением нефти, газа, угля, нефтепродуктов и т.д.

В случае, если Ваше предприятие не относится к вышеозначенному перечню никоим образом, располагать энергетическим паспортом не требуется (по закону).

Однако, в достижении сокращения трат на энергоресурсы, получение вышеозначенного документа имеет вполне определенный смысл.

В паспорте указывается не только потребление конкретных ресурсов предприятием. По своей сути, энергетический паспорт относится не к зданию, а к юридическому лицу в целом.

В нём отражены все приборы, использующиеся на данный момент для учёта потребляемых ресурсов, фактический объём потребленных ресурсов за отчётный период, энергоэффективность (актуальные показатели), величина потерь, комплекс мер, позволяющий добиться большей энергоэффективности.

Паспорт получается предприятием один раз и действует в течение 5 лет. Далее он должен быть обновлён. Важно понимать, что при внесении кардинальных изменений в энергосистему объекта, они немедленно должны быть отражены в энергетическом паспорте.

Из видео Вы узнаете, кто осуществляет энергетическое обследование и составляет паспорт объекта на основании полученных данных:


Энергетический паспорт предприятия - это документ, в котором отражаются результаты энергетического обследования предприятия, которое в свою очередь выявляет в каком состоянии находится энергетическое хозяйство предприятия и всех принадлежащих ему объектов. Приказ Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» () утверждает как все требования по проведению энергоаудита, так и саму форму энергопаспорта (образец смотрите ниже).

Зачем предприятию нужен энергетический паспорт?

Любое предприятие, потребляющее энергетические ресурсы на сумму более 50 миллионов рублей в год должно провести энергетическое обследование всего своего юридического лица (т.е. всех объектов ему принадлежащих) и по результатам этого обследования получить энергетический паспорт. Но тут есть одно "НО". Если это государственное, бюджетное или муниципальное предприятие, то, не зависимо от объемов потребляемых ресурсов, для него должен быть заказан либо энергопаспорт либо энергодекларация.

Какая информация должна быть отражена в энергетическом паспорте

  1. Общие сведения о предприятии, его продукции и предоставляемых услугах;
    1. Реквизиты, в т.ч. и банковские,
    2. фактический и юридический адреса,
    3. ФИО руководителя и ответственного за энергетическое хозяйство предприятия.
  2. Данные по наличию счетчиков воды, электроэнергии, газа, тепла, топлива;
    1. все вводы энергии оборудованные и не оборудованные счетчиками,
    2. марка и класс точности каждого из счетчиков,
    3. когда проводилась последняя поверка приборов учета и дата следующей,
    4. рекомендации по повышению эффективности систему учета энергии.
  3. Данные по использованию всех энергоресурсов за последние 5 лет;
    1. по теплоэнергии:
      1. на отопление,
      2. на горячее водоснабжение,
      3. на технологические линии производства.
    2. по электроэнергии:
      1. на освещение,
      2. на технологические нужды,
      3. на передачу сторонним потребителям,
      4. потери.
    3. при наличии других энергоресурсов все делается по аналогии.
  4. Информация обо всем оборудовании, которое используют энергии любого типа;
  5. Информация по всем зданиям и сооружениям, принадлежащим данному юр.лицу;
  6. Если предприятие занимается как производством энергоресурсов так и их передачей, то в энергопаспорт должна быть включена информация по данной деятельности;
  7. Информация по энергоэффективности, оценка вероятной экономии энергоресурсов;
    1. Пример по энергоэффективности:
      1. потребление электроэнергии на каждого сотрудника организации,
      2. потребление теплоэнергии на один квадратный метр площади,
      3. потребление энергоресурсов на каждое готовое изделие (если это производственное предприятие),
      4. потребление энергоресурсов на каждый технологический комплекс и процесс.
  8. Мероприятия, которые нужно провести для экономии энергетических ресурсов и по повышению общей энергоэффективности;
  9. Список ответственных лиц за энергетическое хозяйство на предприятии.

Если говорить о мероприятиях по энергосбережению, то они рассчитываются сроком на 5 лет. Окупаемость, затраты и срок реализации указывается для каждого из них. Также они разделяются как по видам энергии (электроэнергия, теплоэнергия), так и по видам ресурсов (газ, жидкое топливо, твердое топливо (уголь), вода). Все эти мероприятия по затратам на их реализацию делят на три типа: малозатратное, среднезатратное и крупнозатратное.

Ответственность за отсутствие энергетического паспорта у предприятия

В случае отсутствия энергетического паспорта у предприятия ответственность несут как должностные лица так и само юридическое лицо. Сумма штрафа составляет от 50 до 250 тыс. рублей. И штрафы придется платить до тех пор пока энергопаспорт не будет сделан. После первой проверке, выявившей это нарушение налагается первый штраф в сумме 50 тыс.руб. на юридическое лицо и 10 тыс.руб. на должностное лицо, ответственное за энергетическое хозяйство предприятия. Так же выписывается предписание устранить нарушение в течение 3-х месяцев. По истечению этого срока если энергопаспорт не был сделан накладывается более высокий штраф от 100 до 250 тыс. руб. и на должностных лиц до 15 тыс. руб. А если учесть тот факт, что, составление энергетического паспорта обойдется предприятию всего в 20 - 50 тыс. рублей (в зависимости от размеров самого предприятия), то даже первый штраф не стоит того, чтобы его ждать и надеяться, что пронесет в этот раз.

Более подробно про штрафы в зависимости от типа предприятия:

  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление результатов энергетического обследования
    • 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 250 тысяч рублей.
  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление копии энергопаспорта
    • на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - 10 тысяч рублей.
  • Сатья 9.16, пункт 9, ФЗ №261 - нарушение для государственного или муниципального предприятия
    • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Разработка и составление энергопаспорта

Энергетический паспорт должен составляться на всё предприятие в целом, т.е. включая все его активы и здесь не важно частная это организация или государственная. Отдельно на котельную, на другие производственные комплексы, потребляющие энергоресурсы, энергопаспорт не составляется, если эти объекты не являются отдельным юр.лицом.

Объекты, которые должны быть включены в энергетический паспорт любого предприятия, подходящего под обязательные требования по его составлению:

  • здания и сооружения;
  • производственное оборудование;
  • филиалы предприятия;
  • обособленные подразделения;
  • системы передачи энергоресурсов такие как трубопроводы и ;
  • котельные;
  • электрические подстанции;
  • автопарки;
  • и т.п.

Исключение составляют здания и сооружения, которые вводятся в эксплуатацию. Для таких объектов составляется отдельный энергопаспорт.

Кто должен это делать

Проведением энергоаудита могут заниматься только СРО организации. Самостоятельно такие работы проводить нельзя. Заключается договор и специалисты собирают данные по энергопотреблению и всю сопутствующую информацию. После проведения всех необходимых исследований составляется и энергетический паспорт. После этого проводится экспертиза и паспорт регистрируется в СРО и в Минэнерго РФ. И только после этого энергетический паспорт предприятия считается официальным документом, который предъявляется по требованию контролирующих органов таких как Ростехнадзор.

Срок действия энергетического паспорта

Энергетический паспорт выдается предприятию на 5 лет

Утвержденный бланк энергетического паспорта предприятия содержит 34 приложения, которые описывают все возможные варианты и большинство организация используют лишь малую часть из них. К примеру, приложение с 14 по 19 предназначены для организаций, работающих в сфере транспортировки энергоресурсов (таких как теплосети).

Энергетический паспорт Энергетический паспорт – это документ, разрабатываемый по результатам энергетического обследования, в котором отражены данные о характеристиках предприятия в целом, зданий и сооружений, энергопотребляющего оборудования, данные о потреблении энергетических ресурсов и удельные показатели энергоемкости выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также показатели энергетической эффективности предприятия в целом и отдельных технологических процессов. В числе прочих данных, энергетический паспорт включает в себя Приложение 21 «Потенциал энергосбережения потребляемых энергоресурсов» и Приложения 20 и 22, содержащие перечень рекомендуемых к реализации энергосберегающих мероприятий организационного и технического характера.

Энергетический паспорт составляется в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Форма энергетического паспорта установлена Приказом Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 г.

Классификация энергетического паспорта

  1. Энергетический паспорт организации (юридического лица) включает Приложения 1 – 34 к Приказу Минэнерго. Данный паспорт необходим для выполнения требований ФЗ-261 в части проведения обязательного энергетического обследования. Разрабатывается такой энергетический паспорт не реже, чем 1 раз в 5 лет.
  2. Энергетический паспорт отдельного здания оформляется по форме Приложения 35 к Приказу Минэнерго №400. Данный паспорт необходим исключительно для предоставления строительному надзору в составе пакета документов при вводе зданий (строений) в эксплуатацию. Разрабатывается такой энергетический паспорт единоразово.

Каким организациям и в каком случае необходимо иметь энергетический паспорт

Действующий энергетический паспорт организации (юридического лица) обязательно должен быть в наличии у всех юридических лиц, подпадающих под требования ФЗ-261 о проведении обязательного энергетического обследования. Статьей 16 ФЗ-261 «Об энергосбережении…» установлены указанные ниже критерии обязательности энергетического обследования. Если организация подпадает хотя бы под 1 из данных критериев, энергетическое обследование для неё является обязательным.

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Организации с участием государства или муниципального образования. К данному пункту относятся как организации, напрямую принадлежащие государству или муниципальному образованию, так и организации, в цепочке собственников (или акционеров) которых прослеживаются компании с государственным участием.
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, утилизация ТБО и др.).
  4. Организации, которые занимаются производством тепловой энергии (в том числе для собственных нужд), добычей воды (в том числе для собственных нужд), электрической энергии (в том числе для собственных нужд) и любых других видов энергоресурсов (природный газ, нефть, уголь, нефтепродукты, переработка природного газа, нефти). Также настоящий пункт распространяется на компании, которые осуществляют транспортировку любых энергоресурсов. Данный пункт является основным, под который подпадает большинство честных юридических лиц. Ранее часть юридических лиц считала, что наличие производства энергетических ресурсов исключительно для собственных нужд (например, тепловой энергии для отопления собственного здания) не является критерием обязательности энергетического обследования.
  5. Организации, совокупные затраты которых на все ТЭР превышают 50 млн. руб. в год.
  6. Организации, которые реализуют энергосберегающие мероприятия за счет бюджетных средств.

Процесс оформления энергетического паспорта (со сроками).

Оформлять энергетический паспорт вправе только специализированные организации, являющиеся членами СРО в области проведения энергетических обследований и имеющие в штате квалифицированных специалистов.

  • Для оформления энергетического паспорта в первую очередь необходимо прислать нам заполненный опросный лист по нашей форме опросный лист в формате Word (ссылка для скачивания) , либо прислать основную информацию из опросного листа в свободной форме.
  • После получения заполненного опросного листа специалисты нашей компании произведут расчет точной стоимости и сроков выполнения работы и направят в Ваш адрес официальное коммерческое предложение. Расчет стоимости работы и подготовки коммерческого предложения, как правило, занимает не более 24 часов с момента получения опросного листа.
  • Вы принимаете решение о заключении Договора и направляете нам карточку с реквизитами компании.
  • Наши специалисты готовят проект Договора и направляют его Вам для согласования и подписания.
  • После подписания Договора наши специалисты совместно с сотрудниками предприятия собирают исходные данные для разработки энергетического паспорта организации. В зависимости от масштаба предприятия сбор исходных данных может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев.
  • Когда все необходимые данные собраны, энергоаудиторы начинают производить все необходимые расчеты и заполнять форму энергетического паспорта. На данном этапе производится разработка энергосберегающих мероприятий, составляются балансы по всем видам энергоресурсов, составляются прогнозы потребления энергоресурсов на следующе 5 лет и согласовывается график внедрения энергосберегающих мероприятий, а также оформляется Отчет об энергетическом обследовании.
  • После разработки, энергетический паспорт согласовывается с Заказчиком и направляется на проведение независимой экспертизы в СРО.
  • По итогам экспертизы выдаётся экспертное заключение о соответствии энергетического паспорта требованиям законодательства и паспорту присваивается регистрационный номер в реестре СРО.
  • После регистрации в СРО оригинал энергетического паспорта, заверенный подписью и круглой печатью СРО и нашей компании, передается Заказчику, а электронная копия паспорта направляется в Минэнерго России для регистрации. После регистрации копии паспорта в Минэнерго процедура оформления энергопаспорта полностью завершена. Срок действия паспорта составит 5 лет с даты, указанной на титульном листе.

Прайс-лист

Стоимость оформления энергетического паспорта полностью зависит от масштаба организации, количества и площади зданий и состава энергохозяйства предприятия. Точную стоимость можно определить только после получения заполоненного опросного листа. Ориентировочная стоимость для организаций различной сферы деятельности указана ниже.

Санкции за отсутствие энергетического паспорта у организации.

Федеральным законом 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» установлен размер штрафа на нарушение сроков проведения обязательного энергетического обследования в размере до 250 000 рублей, а также штраф на должностное лицо (ответственного сотрудника) от 10 000 рублей до 15 000 рублей. Наложение штрафа не освобождает организацию от проведения обязательного энергетического обследования. При наложении штрафа выдается предписание на устранение нарушения. Срок устранения определяется исходя из реального срока проведения энергетического обследования, обычно составляет 2-4 месяца.

Требования к форме энергетического паспорта установлены Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2014 г. №400. Энергетический паспорт состоит из следующих форм (приложений):

  • Приложение №1 титульный лист.
  • Приложение №2 общие сведения об объекте энергетического обследования.
  • Приложение №3 сведения об оснащенности приборами учета.
  • Приложение №4 Сведения о потреблении энергетических ресурсов и воды и его изменениях.
  • Приложение № 5 Сведения по балансу электрической энергии и его изменениях.
  • Приложение № 6 Сведения по балансу тепловой энергии и его изменениях.
  • Приложение № 7 Сведения по балансу потребления котельно-печного топлива. Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год. Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов и его изменениях.
  • Приложение № 8 Сведения об использовании моторного топлива.
  • Приложение № 9 Сведения по балансу воды и его изменениях.
  • Приложение № 10 Сведения об использовании вторичных энергоресурсов.
  • Приложение № 11 Показатели использования электрической энергии на цели освещения. Сведения о системах освещения и показатели энергетической эффективности использования электрической энергии на цели наружного освещения площадок предприятий, населенных пунктов и автомобильных дорог вне населенных пунктов.
  • Приложение № 12 Основные технические характеристики энергетических ресурсов и их потребление основными технологическими комплексами.
  • Приложение № 13 Краткая характеристика объекта (зданий, строений и сооружений) .
  • Приложение № 14 Сведения о показателях энергетической эффективности. Оценка соответствия фактических показателей паспортным и расчетно-нормативным значениям.
  • Приложение № 15 Описаний линий передачи энергоресурсов и воды.
  • Приложение № 16 Сведения о протяженности воздушных кабельных линии передачи электроэнергии.
  • Приложение № 17 Сведения о количестве и установленной мощности трансформаторов.
  • Приложение № 18 Сведения о количестве и мощности устройств компенсации реактивной мощности.
  • Приложение № 19 Сведения о величине потерь переданных энергоресурсов.
  • Приложение № 20 Рекомендации по сокращению потерь переданных энергоресурсов.
  • Приложение № 21 Потенциал энергосбережения и оценка экономии потребляемых энергетических ресурсов.
  • Приложение № 22 Сведения о рекомендуемых обеспечивающих мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Сведения о рекомендуемых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  • Приложение № 23 Сведения о должностных лицах, ответственных за обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  • Приложение № 24 Сведения о квалификации персонала.
  • Приложение № 25 – 34 (заполняются только для газотранспортных организаций) .

– это нормативный документ, который составляется в письменном виде на основе результатов, полученных в ходе проведения .
Энергопаспорт отражает информацию о проведённых энергосберегающих мероприятиях. В нём содержатся данные баланса расходования, а также информация о результативности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) во время соответствующей хозяйственной деятельности промышленного объекта. Энергетический паспорт объекта от «МИЭК» — это гарантированное качество исследований и достоверность информации.

Наличие паспорта

В соответствии с регламентом ФЗ «Об энергосбережении и увеличении эффективности ТЭР» , энергетический паспорт входит в перечень обязательной документации для всех образований государственного сектора, энергоснабжающих и некоторых коммерческих организаций.

Энергопаспорт выдается административным зданиям и постройкам жилого сектора, а также промышленным объектам. Проводить обязательный энергетический аудит должны:

  • дошкольные учебные заведения, начальные и средние образовательные учреждения, объекты здравоохранения;
  • представители муниципальной власти, органы областного и местного самоуправления с полномочиями юридических лиц;
  • организации с процентом участия государства в уставном капитале;
  • многоэтажные жилые дома после проведения капремонта;
  • учреждения и предприятия, специализирующиеся на добыче и перевозке теплоэнергетических ресурсов;
  • компании и концерны, основная деятельность которых основывается на добыче, производстве, транспортировке и последующей переработке ТЭР;
  • организации, осуществляющие всевозможные энергосберегающие мероприятия за счет бюджетного финансирования;
  • учреждения с ежегодными совокупными расходами на энергоресурсы свыше 10 млн рублей;
  • многоквартирные жилые дома, которые находятся в собственности государства, органов местного или областного самоуправления, принадлежат всем вышеперечисленным организациям.

Обязательно оформить энергетический паспорт должны также предприятия и дома, имеющие собственную котельную установку или энергохозяйство на прилегающей территории. Звоните в компанию «МИЭК» — здесь доступная стоимость на все услуги, включая .

Нюансы

Упрощенная форма регистрации энергопаспорта распространяется на новые и отреставрированные промышленные объекты, а также на жилые и административные постройки. С 2014 года Росгосстрой при выдаче разрешений на ввод строительного объекта в эксплуатацию предъявляет требование о предоставлении грамотно оформленного энергопаспорта вместе с отчетом о тепловизионном исследовании и расчетах кратности воздушного обмена.

Получение энергетического паспорта гарантирует возможность оформления налоговых льгот на собственность учреждений для заново вводимых в эксплуатацию объектов, класс энергоэффективности которых – «B» и выше. Доступная стоимость услуг и ощутимая экономия – то, что ждёт вас после обращения в «МИЭК». Соблюдение правил бывает приятным!

За отсутствие своевременного проведения обязательных энергетических исследований на руководство компаний и учреждений налагается административное взыскание в виде штрафа.

Сумма штрафа для ИП, ведущих предпринимательскую деятельность без регистрирования юридического лица, варьируется в пределах 10-15 тыс. рублей. Для юридических лиц размер административного взыскания составляет 50-250 тыс. рублей .

Энергопаспорт состоит из таких разделов:

  • общая информация о предмете энергетического исследования;
  • данные об энергоэффективности и ее числовом выражении;
  • информация о ТЭР (теплоэнергетических ресурсах) объекта;
  • данные об используемом оборудовании, его КПД, ежегодных часах работы;
  • информация об используемых теплоэнергетических ресурсах и их объемах;
  • данные об убытках переданных ТЭР и указания по их сокращению (преимущественно для компаний, производящих передачу энергоресурсов);
  • перечень обязательных мероприятий для увеличения энергоэффективности и энергосбережения.

Стоимость составления энергетического паспорта специалистами «Межрегиональной инновационной энергетической компании» соответствует качеству выполняемых работ.

Энергопаспорт вместе со всей совокупной отчетной документацией предъявляется для экспертизы на предмет соответствия требованиям российского законодательства в сфере энергосбережения и эффективности ТЭР, норм и стандартов Саморегулируемой Организации.

Задачи исследования

В документе содержится вся подлинная информация о реальных объемах теплоэнергетических ресурсов месте с числовым выражением эффективности их использования. Иными словами, энергетический паспорт здания служит письменным подтверждением подлинности и результативности исследования рационального расходования энергоресурсов.

Основными задачами исследования являются:

  • поиск путей снижения потребления энергоресурсов;
  • увеличение энергоэффективности.

Во время осуществления энергетического аудита здания, сооружения или дома специалисты вычисляют показатель энергоэффективности объекта и составляют схему проведения мероприятий по его увеличению, а также снижению энергопотребления. Одновременно проводится оценка расходов, требуемых для успешного проведения мероприятий, подсчитываются примерные сроки окупаемости.

Грамотно и своевременно оформленный энергетический паспорт предприятия, учреждения или многоэтажного дома, зарегистрированный в Министерстве энергетики, и готовая программа действий по эффективному энергосбережению дают возможность получить кредит на внедрение энергосберегающих мероприятий.

Экспертиза документа

Согласно регламенту приема, проверки и учета энергопаспортов, разработанному представителями Некоммерческого паспорта «Национальная организация специалистов в области энергетических исследований и энергоэффективности» и нормам осуществления контроля отчетной документации, энергопаспорт вместе с прилагаемыми к нему отчетными документами до его предъявления в Партнерство обязательно проходит экспертизу.

Задачей осуществления экспертизы энергопаспорта выступает контроль над соблюдением Исполнителем-представителем Партнерства предписаний законодательной базы РФ. Во время осуществления энергетического исследования проводится проверка на соответствие документов действующим правилам и нормам Партнерства. По окончанию работ на основе полученных результатов составляются письменные отчёты.

Исполнитель должен подписать контракт с Экспертной организацией для последующего осуществления экспертизы энергопаспорта вместе со всей отчетной документацией.

Период осуществления экспертизы не превышает 30 календарных дней с момента передачи в инстанцию Исполнителем-представителем Партнерства портфеля документов.

Процедура экспертизы

Проведение энергетического аудита специалистами компании предусматривает:

  • предоставление письменного заявления для экспертизы энергопаспорта в Саморегулируемой Организации (СРО);
  • подписание контракта СРО и ООО «МИЭК» на осуществление работ по проведению экспертизы документа;
  • тщательную проверку энергетического паспорта и прилагаемых данных;
  • выдачу положительного письменного экспертного заключения или обоснованного в письменном виде отказа с перечислением недочетов (при выявлении нарушений компания-аудитор ликвидирует их и вторично подает документы на аудит);
  • отправка СРО дубликата энергопаспорта для его регистрации в Министерстве энергетики РФ.

Срок проведения аудита данных в зависимости от вида объекта (жилой дом, малое или крупное предприятие, государственная структура) и специфики СРО варьируется в пределах 1-20 дней.

Цели и задачи исследования

Главным предназначением энергетического исследования является поиск возможностей для сокращения энергопотребления и увеличения эффективности ТЭР на предприятии.

Осуществление энергетического аудита решает следующие задачи:

  • сбор данных о количестве потребляемых теплоэнергетических ресурсов и величине денежных затрат за конкретный период (в течение 2-3 лет);
  • вычисление уровня энергоэффективности предприятия;
  • выявление потенциала энергосбережения;
  • выдача письменного заключения на основе результатов энергоаудита объекта;
  • составление схемы мероприятий по энергосбережению и увеличению энергоэффективности с оценкой расходов, требуемых для проведения задуманных мероприятий и примерных сроков окупаемости.

Разработка энергетического паспорта и осуществление исследования представляют собой разновидность мероприятий, которые доступны только специализированным учреждениям-членам СРО энергоаудиторов. ООО «МИЭК» входит в их число. Штат высококвалифицированных сотрудников компании, наличие соответствующих программ, огромный опыт работы в сфере энергетики, а также материально-техническое обеспечение компании позволяют проводить экспертизу и по доступным ценам в сжатые сроки.

Сотрудничество с «МИЭК»

Сотрудники организации качественно и оперативно оформят энергопаспорт для всевозможных видов объектов:

  • производственных предприятий;
  • административных построек;
  • жилого многоэтажного дома;
  • общественных зданий;
  • транспортных компаний;
  • учреждений ЖКХ.

При заказе в нашей компании услуги «энергетический паспорт» клиенты получают полный спектр услуг – от осуществления энергоаудита до регистрации документа в Минэнерго РФ. Компания «МИЭК» несет ответственность за все полученные результаты после проведения энергоаудита.

Если есть вопросы, звоните:
8-800-550-61-55
Или заполните форму и оставьте заявку онлайн.

Поделиться: