Иностранные работники. Прием на работу граждан Белоруссии: пошаговая инструкция Прием на работу белорусов в

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

(36 голос., средний: 4,20 из 5)

Обсуждение (26 )

  1. Добрый день! Вид деятельности компании: Розничная торговля, сеть магазинов. Подскажите пж. прямо последовательно: 1) Какие документы от организации необходимо подавать в ФСМ для первого раза подачи уведомления о приёме гр. Белоруссии? 2) Какие надо приложить документы к уведомление для ФМС от сотрудника Белоруссии? 3) Подача документом в ФМС по какому адресу осуществляется, там где по уставу организация зарегистрирована ли там, где работает сотрудник?
    PS.: Спасибо!

  2. Добрый вечер. Для чего направить в миграционный орган заявление по гражданину Беларуси?
    Есть решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4 ,в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона.

    • Да, всё верно, решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России №4 от 22.06.1996 года отменяет действие ФЗ №115 от 25.07.2002 в отношении граждан Беларуси, в том числе — относительно обязательности постановки на миграционный учёт. Но при этом на практике ранее ФМС, а на сегодняшний — ГУ МВД по вопросам миграции не дают чёткого ответа на данный вопрос и, несмотря на наличие установленных международных норм, часто требуют соответствующие документы.

      • А есть прецедент о наказании за не-уведомление о гражданах РБ? Есть Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19, об отмене административного штрафа, назначенного организации за то, что она не уведомила территориальный орган в сфере миграции о привлечении гражданина Беларуси к труду. Я являюсь родным отцом ребенка Гражданином Беларуси и работаю в г.Москва по трудовому договору.
        Вид на жительство планирую оформлять через 10 месяцев после продления трудового договора.
        Ребенку необходимо поступить в 10 класс Московской школы,но одним из условий является прикрепление к поликлинике г.Москва,а поликлиника требует полис ОМС, но полис ОМС отказываются выдавать как страховые Компании,так и МФЦ по Головинскому району г.Москва,ссылаясь на отсутствие у ребенка ВНЖ(Вида на жительство) в РФ.
        Я и моя дочь приняты на миграционный учет в г.Москва и оформлен СНИЛС РФ.

        в тексте п. 3, ст. 98 «Договора евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 года, на основании которого трудящиеся из стран ЕАЭС и члены их семей имеют право на социальное обеспечение на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане РФ.

  3. нужна помощь!
    Я новичок в работе с иностранцами
    Подскажите, как поступить
    У меня гражданин Белоруссии работает с января текущего года
    сейчас ему необходимо продлить регистрацию
    1. Как ему продлить регистрацию, какие нужны документы и можно ли это сделать по адресу офиса
    2. Нужно ли отвозить уведомление (договор заключен бессрочный, уведомление о приеме уже были отвезены и приняты соответствующими органами)

  4. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как на оформить волонтера из РБ? Какие налог. необходимо платить? Возмещаем расходы на проезд, проживание. Спасибо

  5. Я гражданин РБ, трудоустраиваюсь на удаленную форму работы в РФ, соответственно находится на территории РФ физически не буду. Как мне получить ИНН и СНИЛС без регистрации?

Как известно, между Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией подписано соглашение о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), согласно которому у граждан каждой из этих стран имеется право свободно передвигаться, проживать и работать на всей территории ЕАЭС. Поэтому, на территории России в отношении граждан из Армении, Казахстана и Беларуси действует целый ряд особенностей и послаблений со стороны миграционной службы, налоговой службы, полиции и других.

Содержание:

Пребывание граждан Беларуси на территории России.

Между Россией и Беларусью отсутствует таможенный контроль, не требуется заполнять миграционную карту или иметь заграничный паспорт. Единственное, что проверяют таможенники у белорусов – груз (багаж), имеются ли у сопровождающих несовершеннолетних на это право.

Граждане Беларуси могут находится до 30 суток в России без обращения в ФМС (с 5 апреля 2016 Указом Президента 156 задачи ФМС возложены на Главное управление по вопросам миграции МВД ).

Если же необходимо еще время, то необходимо встать на миграционный учет. Для этого у белоруса должна быть принимающая сторона – физическое лицо (гражданин России или человек с видом на жительство в РФ) или юридическое лицо (работодатель, гостиница, хостел). Принимающая сторона заполняет Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания и, либо лично приносит и бесплатно сдает его в местное отделение ФМС (теперь называется Отдел по вопросам миграции ОМВД ), либо отправляет почтой за 180 руб/шт.

Внизу статьи во вложении моно скачать образец (форму) Уведомления.

Данные о миграционной карте для белорусов не заполняют. К Уведомлению прилагаются копии паспорта пребывающего белоруса и принимающей стороны (либо копии учредительных документов). Отделение ФМС (Отдел по вопросам миграции ОМВД) или почтовый работник возвращает принимающей стороне корешок Уведомления с проставленной подписью ответственного работника и печатью учреждения. Пребывающий белорус должен сохранять этот корешок все время пребывания и при необходимости предоставить сотрудникам Отдела по вопросам миграции ОМВД или иным лицам, уполномоченным проверить легальность пребывания мигранта.

В Уведомлении необходимо указать адрес пребывания. Это может быть или адрес, по которому зарегистрирована принимающая сторона физическое лицо, или юридический адрес принимающей стороны юридического лица (работодателя). У граждан Беларуси есть право находится на территории России без регистрации в общей сложности 90 дней из 180 дней.

Читайте также:

Исключение – если белорус работает по трудовому договору, обучается на дневной форме, проходит лечение. Тогда к Уведомлению надо приложить справку из образовательного учреждения с указанием даты окончания обучения или копию трудового договора. В таком случае, белорус может беспрепятственно пребывать на территории РФ до даты окончания обучения или трудовых отношений. Учтите, что, если в трудовом договоре не указана дата окончания трудовых отношений, то придется каждый год уведомлять ФМС о продолжении пребывания на территории России.

Если принимающая сторона не может лично явится на почту или в отдел ФМС (Отдел по вопросам миграции ОМВД), то пребывающий белорус может сделать это самостоятельно. Однако необходимо приложить документ, подтверждающий, что принимающая сторона находится в больнице или физически не может сделать это лично).

После уведомления миграционной службы о месте пребывания, можно подать документы на получение ВНЖ, минуя стадию РВП. Получение ВНЖ гражданами Беларуси осуществляется мимо миграционных квот, после предоставления в миграционную службу необходимого пакета документов.

Трудоустройство белорусов в России.

Белорусы могут работать в России без патента. При этом перед работодателем не возникает никаких особых сложностей в документообороте и обязанностей по сравнению с гражданами России ни в налоговом отношении, ни в любом другом. Единственное, что работодателю необходимо сделать – в течение трех дней после заключения или расторжения трудового договора (контракта) уведомить об этом местные органы ФМС (Отдел по вопросам миграции ОМВД). Не уведомит – штраф. А вот налоговые и страховые органы дополнительно извещать не нужно.

Важно знать, что даже, если белорус потерял работу по истечении разрешенных 90 дней пребывания, или закончился срок его трудового договора (контракта), то у него есть еще 15 дней для того, чтобы найти новую работу, не выезжая за пределы России.

Трудовую книжку надо будет завести российскую (если ее еще нет), т.к. белорусские трудовые книжки в России недействительны.

С 2015 года граждане Беларуси в России имеют право на все те же социальные выплаты, что и россияне, кроме пенсионных. Ставки по соц взносам, как и для россиян, 2.9%. Итак, белорусы имеют право получить больничные, единовременные и постоянные материнские выплаты, пособие на ребенка. На пособия имеют право и те белорусы, которые имеют вид на жительство, РВП и те, которые лишь уведомили органы ФМС о своем пребывании. Однако, учтите, что право на выплаты и пособия белорусы имеют право только при заключении трудового договора, а не гражданско-правового.

Очень важно, что белорусы платят подоходный налог со своих трудовых доходов, как и россияне, 13%. Причем, для этого им не нужно быть резидентами РФ. Т.е. с первой же своей зарплаты белорусы отчисляют всего 13%, вместо 30% (как, например, граждане Украины). Это указано в ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015 )

А вот для получения налоговых вычетов белорусы все-таки придется сначала получить статус резидента – т.е. пробыть на территории России 183 дней в течение календарного года (т.к. налоговым годом считается именно календарный). Это прописано в ст. 207 НК . Кроме того, налоги на другие доходы (например, на имущество, недвижимость) уплачиваются в соответствии со статусом резидента / нерезидента.

Бизнес и предпринимательство для белорусов в России.

Начнем с ИП. Для открытия ИП необходимо иметь регистрацию , т.е. РВП или ВНЖ (вид на жительство). Поэтому, большинству белорусов эта форма ведения дел не подходит.

Чаще всего белорусы открывают ООО . Это особенно удобно, т.к. для учреждения ООО достаточно только лишь одного учредителя. Но можно открыть и ЧП. Для учреждения предприятия не требуется регистрация, поэтому учредителем может стать белорус, уведомивший о своем месте пребывания ФМС (отдел по вопросам миграции) или не уведомивший.

Другие вопросы пребывания белорусов в России.

Очень важный вопросмедицинское обслуживание. Иностранные граждане имеют право получать бесплатную скорую медицинскую помощь на территории России. Для этого полис ОМС не требуется. А вот, чтобы бесплатно пройти медосмотр, или лечь в стационар, или сделать УЗИ и прочие процедуры, не относящиеся к скорой помощи, необходимо иметь полис ОМС.

До недавних пор бесплатный полис ОМС могли получить граждане России и иностранные граждане, получившие вид на жительство или РВП. Но с 1 января 2017 добавилась еще одна категория – граждане ЕАЭС которые работают на территории РФ по трудовому договору . В том числе, и белорусы. Это стало возможным благодаря Приказу Министерства здравоохранения РФ от 27 октября 2016 г. № 803н, который внес изменения в Правила обязательного медицинского страхования.

Это означает, что, если белорус заключит трудовой договор на территории РФ, то может получить бесплатный медицинский полис действующий до конца календарного года, но не более срока действия заключенного трудового договора.

К сожалению, эти изменения не затрагивают членов семьи белоруса, заключившего трудовой договор в России. Поэтому, чтобы получить полис ОМС несовершеннолетним детям или жене / мужу, по-прежнему необходимо получить РВП или ВНЖ. В противном случае, надо заключить платный договор добровольного медицинского страхования.

Очень важный вопрос для мигрантов, в том числе и из Беларуси, - устроить детей в школу или садик . С этим проблем нет. Дети трудовых мигрантов имеют право ходить в садик, в школу, поступать в училища, колледжи, ВУЗы. Это прописано в Соглашении О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года). Поэтому, в школе вам не могут отказать в том, чтобы принять вашего ребенка. Для этого, выбранная вами школа делает запрос в прошлую школу вашего ребенка на получение документов. После их получения ваш ребенок становится полноценным учеником российской школы.

Таким же образом, ваша новая поликлиника в России может получить выписку из вашей прошлой поликлиники – она должна сделать запрос по указанным вами данным.

Кроме того, белорусы имеют право открыть текущий счет, депозитный счет, дебетовую карточку в банке. Правда, в Крыму эти возможности ограничены. Например, в РНКБ банке без РВП или ВНЖ белорус может открыть только текущий счет без начисления процентов. И даже это сделать можно не во всех отделениях, т.к. многие банковские работники не знают об особенностях белорусов в России.

Соглашение от 24 января 2006 года «Между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников союзного государства»

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году основывается на законодательных положениях, действовавших ранее. Порядок будет зависеть от страны, из которой прибывает человек, длительности пребывания в РФ и уровня его квалификации.

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году

Методика оформления в качестве работающих на территории РФ граждан других стран определяется их текущим статусом, который может быть следующим:

  1. Временно пребывающий:
    • лицо может иметь миграционную карту, но у него отсутствует право временного проживания и вид на жительство;
    • субъект находится в РФ на основании визы или в безвизовом порядке.
  2. Временно проживающий:
    • имеется в наличии разрешение на проживание сроком на 3 года.
  3. Постоянно проживающий:
    • у лица имеется вид на жительство, для получения которого необходимо прожить на территории РФ не менее года;
    • вид на жительство имеет срок в 5 лет, после чего требует продления.

Особняком выделяются на фоне остальных высококвалифицированные специалисты, для которых установлены определенные параметры в отношении получаемого дохода:

  • от 83 500 руб. и более - для занятых в турбизнесе, исследованиях или в области медицины;
  • от 167 000 руб. - для прочих отраслей экономики.

Если приглашенный сотрудник будет работать в «Сколково», то какие-то специфические требования к нему отсутствуют.

Последние события на Украине спровоцировали волну мигрантов, прибывающих из этого государства. Процедура их приема на работу в РФ носит упрощенный характер и во многом схожа с трудоустройством российских граждан. Единственное дополнительное условие для них - наличие письменного подтверждения статуса беженца.

Необходимость наличия визы для трудоустройства

Статус визового режима напрямую оказывает влияние на процесс трудоустройства в РФ иностранного гражданина. Прибывающим из подавляющей части стран, не имеющих с РФ общих границ (например, США, Канады, стран Евросоюза) необходимо получать визы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Из государств, прямо граничащих с РФ, визовый режим действует в отношении Эстонии, Латвии, Грузии.

Точно узнать о необходимости получения выходцем из другого государства визы можно в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Получается, что от наличия визы, правового статуса прибывающего будет зависеть как документооборот при трудоустройстве, так и объем контактов работодателя с различными госучреждениями. При этом сообщать о приеме иностранцев миграционной службе придется при любых обстоятельствах, поскольку отступление от этого правила чревато наказанием в виде штрафа. Его сумма может составить от 400 000 до 800 000 руб. для компании и от 35 000 руб. для должностного лица.

Базовый документ, на который следует опираться в случае приема на работу гражданина другого государства, - закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Также следует учитывать нормы ТК РФ и иные положения, касающиеся трудовых отношений.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2017 году

С 2000 года в отношениях между Россией и Белоруссией действуют положения договора о создании Союзного государства. Складывающееся в результате тесное взаимодействие между странами на всех уровнях позволяет гражданам Белоруссии беспрепятственно получить работу в РФ. Помимо этого несколько стран, включая Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию, являются членами ЕАЭС. Исходя из этого, в отношении граждан Союзного государства действуют положения соглашения о ЕАЭС от 29.05.2014.

Никаких дополнительных документов соискателям из Белоруссии предъявлять не нужно. Для них отсутствует требование о наличии патента и приглашения на прибытие в страну, для них не нужно уточнять квоту по иностранной рабочей силе в службе занятости.

Гражданин Белоруссии должен предъявить при приеме на работу:

  • трудовую книжку, применяемую в РФ (при наличии);

Текущее положение иностранца

Разрешительные документы, на пересечение границы РФ

Необходимость получения разрешения на привлечение иностранного работника

Наличие разрешения на ведение трудовой деятельности у принимаемого лица

Как скоро нужно уведомить миграционные службы:

Комментарии по спорным вопросам

Порядок оформления на работу

а) о прибытии

б) о заключении (расторжении) трудового договора или договора подряда

Проживающие в РФ постоянно

Вид на жительство

Аналогично гражданам РФ, разница только в том, что вместо документа, удостоверяющего личность, предъявляется вид на жительство, кроме того, медполис иностранец оформляет сам

б) 3 рабочих дня

Проживающие на территории РФ временно

Разрешение на временное проживание

Разрешается трудоустраиваться только в пределах места проживания

Аналогично гражданам РФ, разница только в том, что вместо документа, удостоверяющего личность, предъявляется разрешение на проживание, кроме того, медполис иностранец оформляет сам

б) 3 рабочих дня

Пребывающие временно по визе из другого государства

а) 7 рабочих дней;

До того как использовать труд иностранного специалиста, необходимо подать заявку в службу занятости. В случае если на отечественном рынке подходящей кандидатуры не будет найдено, оформить разрешение использовать труд зарубежного персонала. Работник ставится на учет в ФМС. Полис ДМС он оформляет самостоятельно, либо компания сама занимается решением данного вопроса

б) 3 рабочих дня

Временно пребывающие без визы, за исключением государств ЕАЭС

Миграционная карта

Нужен патент

а) 7 рабочих дней;

Разрешается трудоустраиваться только в пределах места проживания и по специальности, указанной в разрешении на работу

Нанимателю необходимо сформировать приглашение на въезд. Прибывший обязательно оплачивает патент, после этого заключается трудовой контракт. Медицинский полис въезжающий также оплачивает сам, либо организация оформляет договор на оказание ему медуслуг

б) 3 рабочих дня

Выходцы из государств, входящих в ЕАЭС

Паспорт зарубежного государства

б) 3 рабочих дня

Имеющие официальный статус беженца

Удостоверение беженца

Условия, идентичные тем, что установлены для граждан РФ. Однако медполис приехавшему придется получать самостоятельно

б) 3 рабочих дня

Высококвалифицированные специалисты в различных областях

За исключением стран, с которыми подписан договор о безвизовом режиме - виза, вид на жительство

а) 7 рабочих дней;

Существует ограничение по сумме вознаграждения, ниже которого платить нельзя

Делать заявку в службу занятости и оформлять разрешение на выполнение работ не нужно - как для самого работника, так и для его семьи

Возможно получение разрешение на работу в РФ

б) 3 рабочих дня. Раз в квартал необходимо подавать информацию в ФМС о выплаченном вознаграждении за выполненные трудовые обязанности

Предварительно с кандидатом оформляется трудовой контракт или договор ГПХ, после этого оформляется разрешение на работу, делается приглашение на въезд. Лицо ставится на учет в ФМС. Полис на сотрудника оформлять не нужно

В течение 3 суток после трудоустройства такого сотрудника компания должна сообщить об этом факте в миграционную службу. Вставать на учет прибывшие из Белоруссии лица должны в течение 30 дней после приезда в РФ. Схожие правила применяются и в отношении иных работников, приехавших из государств-членов ЕАЭС.

Систематизированные данные об особенностях приема иностранцев в табличном виде

При нарушении указанного порядка на компанию может быть наложен штраф в сумме до нескольких сотен тысяч рублей. Должностные лица, допустившие нарушение, также могут быть подвергнуты штрафам.

***

Глобализация и укрепление международных связей, с одной стороны, увеличивают рынок труда, позволяя привлекать иностранных специалистов. С другой - все эти явления требуют постоянного совершенствования законодательства в части труда мигрантов.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Но иностранцы в отличие от россиян при трудоустройстве должны предъявить своему будущему работодателю, кроме прочих, документы, подтверждающие их право трудиться в РФ. Это может быть разрешение на работу для иностранных граждан, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Оформление иностранцев на работу в 2017 году, как и прежде, предполагает оформление с ними . В нем помимо обычных сведений о работнике таких, как ФИО и данных его документа удостоверяющего личность, должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего его право трудиться в РФ.

При этом ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с иностранцами на неопределенный срок. А если документ, позволяющий иностранному гражданину работать в России, перестанет действовать, то работодатель сможет его . Такое основание для увольнения иностранного работника прямо поименовано в ТК РФ.

Высококвалифицированные иностранные специалисты - 2017

Высококвалифицированные иностранные специалисты - это отдельная категория иностранных граждан. имеет свою специфику. Они могут получить только после того, как с ними будет заключен трудовой договор. Но этот договор вступит в силу тогда, когда будет выдано разрешение.

НДФЛ с доходов иностранных граждан

Ставка, по которой исчисляется , по общему правилу зависит от его статуса - резидент или нерезидент. Для нерезидентов она, естественно, выше и составляет 30%. Однако иностранцы определенных категорий должны платить НДФЛ с доходов от трудовой деятельности по ставке 13%. А именно:

  • граждане стран-членов ЕАЭС;
  • беженцы;
  • иностранцы, получившие временное убежище в РФ;
  • высококвалифицированные специалисты из числа временно пребывающих в РФ;
  • и др.

Кстати, НДФЛ с доходов временно пребывающих иностранцев, работающих в РФ на основании патента, уплаченные этими работниками по патенту.

Поделиться: