Жалобы на заказчика по 223 фз.

Предусматривает, что претенденты на заключение контракта с заказчиком проходят отбор в условиях здоровой конкуренции.

Если исполнитель был выбран заказчиком с нарушениями установленных законом процедур, то участники закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольную службу (ФАС).

Основания для подачи жалобы

Антимонопольная служба рассматривает , полученные от непосредственных участников закупки и от лиц, законные интересы которых были затронуты действиями (или бездействием) заказчика. К рассмотрению ФАС принимаются все обращения, описывающие нарушения , сговоров отдельных участников закупки, а также нарушений законодательства о закупках.

Жалоба на заказчика в ФАС подается в следующих случаях:

  • если документация о закупке не была размещена в ;
  • если заказчик заключил контракт с исполнителем без проведения конкурентных процедур;
  • при размещении в публичном доступе недостоверной о закупке;
  • при отсутствии надлежащего обоснования закупки у ;
  • когда заказчик требует от участника закупки документы, не предусмотренные Положением о данной закупке или нормами законодательства о закупках.

Размещение недостоверной или неполной информации о закупке, особенно при описании требований к необходимым товарам или услугам, ставит в неравные условия , имеющих опыт в поставках и новичков на рынке закупок.

Некорректное обоснование закупки без проведения конкурса или аукциона также может являться признаком сговора с конкретным исполнителем.

Если заказчиком выступает орган или , то перед подачей жалобы в ФАС ее можно направить непосредственно заказчику (согласно схеме, указанной в закупочной документации) – часто заказчики рассматривают обращение и принимают меры быстро, чтобы предотвратить подачу жалобы в ФАС.

Алгоритм действий

Процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС регламентирована ст. 18.1 закона № 135 «О защите конкуренции» и включает следующие шаги:

  1. Инициатор обращения собирает необходимые документы .
  2. Составляется текст жалобы .
  3. Жалоба с документами направляется в местное отделение антимонопольного органа.
  4. Заявитель получает уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.

Подавать жалобу на действия заказчика нужно не позднее, чем через 10 дней после публикации результатов закупки в ЕИС.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • ФИО, контактные и паспортные данные заявителя (для юридических лиц – адрес и реквизиты);
  • реквизиты и контактные данные субъекта жалобы ;
  • номер закупки в системе ЕИС ;
  • перечень обжалуемых действий (бездействия) заказчика;
  • перечень обжалуемых актов , протоколов и других документов о закупке;
  • список прилагаемых документов ;
  • дата и подпись заявителя .

В основном тексте следует указать, какие нормы законодательства были нарушены действиями или бездействием заказчика, каковы последствия таких действий, а также изложить требование о признании таких действий незаконными и об устранении нарушений. Образец жалобы в ФАС можно скачать по .

Субъектом жалобы может являться заказчик, организатор торгов, член комиссии, рассматривающей заявки участников или оператор торгов. Объектами жалобы могут быть составленные с нарушениями договоры, акты и другие документы о закупке, а также действия заказчика.

В комплекте с жалобой нужно подать:

  • копию паспорта заявителя (для организаций – справку из ЕГРЮЛ);
  • справку о наличии соответствующих полномочий у подавшего жалобу лица;
  • документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты ;
  • копию на участие в закупке;
  • справку о регистрации участника.

Важно учесть, что жалоба возвращается заявителю в течение 3 рабочих дней, если были нарушены сроки обращения, указаны недостоверные данные, не предоставлены подтверждающие документы, или если по обжалуемым действиям заказчика уже принято решение.

При возврате жалобы сотрудники ФАС должны выдать заявителю список причин возврата, заверенный подписью ответственного лица.

Жалобу можно подать в электронном виде без визита в отделение ФАС . Для этого заявителю нужно зайти на официальный сайт ФАС , прокрутить экран вниз и нажать на кнопку «Жалоба». В появившихся полях на экране вводятся персональные данные, способ получения ответа и текст жалобы, после чего нажимается кнопка «Отправить».

Процедура рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалобы в ФАС включает следующие шаги:

  1. Сотрудники ФАС получают жалобу и выносят решение о ее рассмотрении или о возврате заявителю.
  2. Если принято решение рассмотреть обращение, сотрудники ФАС приостанавливают торги по закупке и высылают уведомление заказчику и заявителю.
  3. После получения уведомления заказчик оповещает потенциальных исполнителей о факте поступления жалобы путем размещения ее краткого содержания в ЕИС.
  4. Комиссия ФАС проводит предварительное расследование .
  5. Жалоба рассматривается в присутствии заявителя , других участников закупки, членов и представителей заказчика.
  6. ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной , а также о выдаче предписания.
  7. Текст решения и предписания (при наличии) выкладывается в реестр жалоб ФАС на официальный портал закупок.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению сотрудники ФАС должны принять в течение 3 рабочих дней после обращения заявителя, а рассмотрение должно состояться не позднее, чем через 7 рабочих дней после обращения.

Если сотрудникам ФАС потребуется запросить у субъекта жалобы дополнительные данные, крайний срок для рассмотрения может быть перенесен один раз ещё на 7 рабочих дней (ч. 14.1 ст. 18.1 закона № 135).

Если заказчик считает жалобу необоснованной, он имеет право направить возражение на жалобу в ФАС. Возражение направляется не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения, в тексте заказчик может указать на необоснованность претензий, аргументировав совершение обжалуемых действий их необходимостью и законностью.

При рассмотрении учитываются:

Вынесенное ФАС решение содержит подробное описание процедуры расследования, а в итоговой части указывается, признана ли жалоба обоснованной, будет ли выдано предписание и инициировано возбуждение или уголовного производства.

Предписание содержит список действий, которые должен выполнить заказчик, например, отмена ранее утвержденных протоколов и проведение новых торгов. За невыполнение предписания ФАС на организацию заказчика может быть наложен административный штраф в размере 500000 рублей, а на ответственное лицо – в размере 50000 рублей (ч. 7 ст. 19.5 КоАП).

Подача жалобы в антимонопольную службу позволяет отменить конкурсы или аукционы госзакупок, проходившие с нарушениями, а также привлечь к ответственности недобросовестного заказчика. Чтобы избежать возврата жалобы, нужно подробно обосновывать изложенные факты и подтверждать их документами, принимая во внимание особенности местного законодательства о закупках в конкретной сфере деятельности.

В Федеральной антимонопольной службе проанализировали результаты проверок закупок госкомпаний. На их основе инспекторы составили ТОП-5 наиболее частых нарушений требований закона 223-ФЗ.

Что случилось?

ФАС опубликовала ТОП-5 нарушений в закупках госкомпаний, которые обязаны закупать товары, работы и услуги в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. По мнению проверяющих, одно из самых распространенных нарушений - установление заказчиком закрытого произвольного списка банков, где можно получить гарантию для подачи заявки и обеспечения обязательств по договору. Это нарушает права участников, подчеркивают в ФАС. Заказчик может предъявлять дополнительные требования к банкам, выдающим гарантии, но составлять конкретный список им запрещено.

Госкомпания также не имеет права устанавливать требования о наличии у участника закупки определенных материальных ресурсов, конкретного оборудования в собственности и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки. Это необоснованно ограничивает круг участников, тем более, что для выполнения контракта победитель может привлечь дополнительных работников, а производственные мощности взять в аренду.

Аналогично заказчики пренебрегают запретом на установление требования о наличии опыта поставки товара у потенциального участника на стадии допуска к участию. При этом в ФАС отмечают, что наличие опыта выполнения похожего контракта может послужить критерием оценки на стадии рассмотрения заявок участников, но не стадии допуска к закупке.

В ТОП-5 нарушений также вошли:

  • установление в документации права заказчика запрашивать любую дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки;
  • введение ограничений на привлечение субподрядчиков.

Антимонопольщики отмечают, что запросы дополнительной информации несут коррупционные риски и могут привести к необоснованному отклонению заявок. Что касается запрета на привлечение субподрядчиков, то к такому ограничению нельзя прибегать, ведь это прямое вмешательство в деятельность исполнителя договора.

Почему это важно?

ФАС является органом, который контролирует соблюдение законодательства при проведении закупок. Служба имеет право приостановить закупку или отменить ее результаты, если обнаружит нарушения. Чтобы избежать споров с антимонопольщиками, важно знать, на что обратить внимание при составлении документации и дальнейшем отборе победителей.

Данная информация поможет вам в составлении и подачи жалобы в ФАС, без помощи фирм, которые предлагают услуги по оформлению и консультированию по подаче жалобы в ФАС. Чтобы не тратить средства на данные услуги, фирмам по тендерному сопровождению можно изучить основные этапы и условия подачи жалобы ФАС самостоятельно.

Если организация активно участвует в тендерах, то возможна ситуация, при которой Вашу заявку заказчик отклоняет неправомерно. К сожалению, такие случаи имеют место быть. В этой ситуации не стоит опускать руки и отказываться от участия в тендерах, напротив Ваши права нужно отстаивать. Участник имеет право подать жалобу в контролирующий орган и попробовать отстоять свою правоту. Но, для того чтобы Вашу жалобу приняли и рассмотрели необходимо разобраться в деталях и нюансах подачи и оформления жалобы в фас, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

В этой статье мы с Вами разберем из каких этапов состоит подача жалобы в фас, куда именно нужно подавать жалобу чтобы ее приняли и в какие сроки, рассмотрим образец жалобы и особенности оформления, разберем что из себя представляет реестр жалоб фас.

Контролирующие органы, рассматривающие жалобы

Жалоба в фас по 44-ФЗ на нарушение заказчиком закона о закупках не является запретом, для подачи искового заявления в судебные инстанции, а также в Федеральный контролирующий орган (им является ФАС) осуществляющий надзор, за нарушением статей закона о закупочной деятельности заказчика, комиссии и ее членов и других должностных лиц (статья 105 части 17 N 44-ФЗ). Это же относиться и к операторам ЭТП, в том числе на нарушения связанные с аккредитацией. Жалобы подаются в отношении федеральных закупок и оборонного заказа, участника, в отношении закупок заказчика на территории иностранного государства в соответствии с основополагающими актами контрактной системы, если не определена дополнительная подведомственность жалобы, в соответствие с регламентом 727/14 от 19.11.2014 п. 3.11(Приказ от 19 ноября 2014 N 727/14).

Дополнительная подведомственность может быть определена правовыми актами субъектом или муниципальным образованием, которые наделяют функциями надзора в сфере закупок в лице органа исполнительной власти (например, областной контрольный комитет в Тульской области, определен Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N695), осуществляющий контроль на территории субъекта или орган местного самоуправления (например, Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы, решением Глазовской городской Думы от 29.01.2014 N 403). Также ФАС рассматривает обращения Росатома, Роскосмоса и органа управления государственным внебюджетным фондом. Такие же полномочия накладываются на территориальные органы антимонопольных служб (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728), но только на территории исполнения деятельности данного органа. Их контактные данные можно найти на web-сайте Федеральной Антимонопольной Службы

В случае направления участником жалобы в фас по 44-ФЗ подведомственной территориальному органу контроля, ФАС России может передать эту жалобу в соответствующий территориальный орган туда либо рассмотреть данную жалобу, подлежащую рассмотрению органом контроля, которому жалоба подведомственная. И наоборот, если жалоба в ФАС была направлена не тот территориальный орган, или ее рассмотрение подведомственно ФАС России, то она направляется должным образом для рассмотрения в ФАС России или соответствующий территориальный орган, с обязательным направлением копии факсом или по e-mail в этот же либо на следующий день.

А если участник процедуры закупок будет осуществлять подачу в ФАС заявления, содержащее обжалование нарушений в ходе закупки, которая проводиться или проводилась путем совместных конкурсов, аукционов, запросов предложений, при этом заказчики организовавшие процедуру находятся в разных регионах и имеют разную подведомственность? Такая жалоба в ФАС будет рассматриваться в том антимонопольном органе, на чьей территории находиться место вскрытия, заявок в конвертах, в случае электронных заявок. При этом будет учитываться фактический адрес организатора. То есть место его нахождения, как в случае и с открытым аукционом. Антимонопольный орган, принявший для рассмотрения жалобу, уведомляет о принятии такого заявления все территориальные УФАС, к которым относятся все заказчики, организовавшие данную процедуру в течение 2-храбочих дней после дня получения жалобы. При этом ФАС России направляет уведомление в территориальные органы в течение двух рабочих дней после дня регистрации заявления по местонахождения заказчиков закупочных процедур о принятии жалобы к рассмотрению, содержащие доводы жалобы.

Чтобы не терять время на подачу жалобы в ФАС и безошибочно направить в тот самый территориальный орган, рекомендуется изучить соответствующие акты. Например, при подаче жалобы на действия или документацию судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента, необходимо изучить приказы ФАС от 12.08.08 г. N 304 «Об утверждении состава территориальных органов и центрального аппарата фас России, осуществляющих проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы судебного департамента по соблюдению законодательства о размещении заказов» и приказ от 24.02.09 г. N 112 «Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействия) судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента (проведения внеплановых проверок) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ

1) Жалоба в ФАС может подаваться обязательно не позднее срока завершения подачи заявок (включительно), основанием может быть нарушения в положениях документации, противоречащим нормам 44-ФЗ.
2) Также могут обжаловаться нарушения заказчика в ходе проведения процедуры. Такие заявления подаются только участниками участвующим в закупке и подавшим заявку. Заявления содержащие жалобу подаются в том случае, если заказчиком был нарушен порядок размещения информации о проведении тендеров, порядок подачи тендерных заявок, так же если такие нарушения произошли после того, как вскрылись конверты с заявками или был открыт доступ к поданным заявкам на участие в конкурсе, после рассмотрения и оценки документов и самой заявки на участие в таких процедурах, как аукцион, запрос котировок, запрос цен либо запрос предложений, но не позднее 10-ти дней с даты размещения протокола итогов.
3) Если нарушения оператора ЭТП, связанны были с проведением электронного аукциона, жалоба в ФАС, подается в сроки указанные выше, а если нарушения были связаны с аккредитацией участника закупки на ЭТП, то подаются жалобы в ФАС в срок до 30 дней включительно с момента происшествия данных действий.
4) Если нарушения были выявлены при рассмотрении вторых частей заявок при подаче на участие в электронном аукционе или в момент заключения договора с одним из участников, то срок для обжалования действий будет длиться вплоть до заключения контракта. С этой же информацией можно ознакомиться на сайте Антимонопольной службы и же вы сможете скачать образец жалобы ФАС.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ

Существует исчерпывающих перечень оснований для подачи жалобы ФАС по 223-ФЗ (если в вашем случае ни один пункт не соответствует, то следует обратиться к закону о защите конкуренции):
. если положением заказчика обозначено, что закупки проводятся в соответствии с 223-ФЗ, то такой заказчик должен размещать такое положение и его изменения, в том числе и информацию по закупкам в ЕИС, в соответствии с регламентированными сроками;
. требовать от участников процедуры сведений и документов, не описанных в документации, или такие требования ограничивают конкуренцию;
. если заказчик не применяет положения 44-ФЗ и при этом не размещает положения о закупке в ЕИС;
. отсутствие данных о годовых объемах закупок, которые заказчик проводит среди субъектов СПМ.

В соответствие с частями 4 и 5 статьи 18 135-ФЗ Жалоба в ФАС подается в сроки не позднее десяти дней с момента подведения итогов по соответствующей процедуре, либо если заказчиком, оператором ЭТП размещается информация о результатах процедуры на сайте Интернет, то с момента размещения данных об этой процедуре.

Антимонопольная служба также допускает рассмотрение жалобы ФАС в сроки до трех месяцев с момента размещения извещения в сети интернет, при условии, если контракт по итогам закупочной процедуры не был подписан или закупка признана несостоявшейся.

Тут необходимо учесть, что если для жалобы в фас сроки истекли, то участник закупки может подать исковое заявление с обжалованием действий (бездействия) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), оператора электронной площадки (ЭП), комиссии заказчика и ее членов и уже дальше действовать в судебном порядке.

Но если было нарушен закон о защите конкуренции, то участник вправе направить жалобу в ФАС, уже руководствуясь Федеральным законом 135-ФЗ и его основными положениями, которые были нарушены:
1) действиями (бездействиями) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), комиссии заказчика и ее членов, например, при проведении закупок, или подписании контракта по итогам торгов или торги признаны несостоявшимися, и их проведение было обязательно законодательно, и остальные торги по 223-ФЗ, кроме 44-ФЗ.
1.1) на документы и акты, в том числе нарушения заказчиком и его должностных лиц указанных органов или организаций, при реализации процедур в отношении юр. лиц и ИП, относящихся к субъектам градостроительных отношений, либо процедур включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утвержденные Градостроительным кодексом. А именно: а) нарушение сроков проведения процедуры или проведение процедуры, которая не включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. Кроме процедур, проводимых государственным заказчиком, осуществляющим государственную регистрацию прав на имущество в соответствии с законодательством РФ.
1.2) на наличие нарушений компании, находящейся территориально по месту осуществления деятельность и оказывающие услуги по снабжению электроэнергией, газораспределения, теплоснабжения, также обеспечением холодной и горячей водой, в том числе водоотведением в отношении процедур включенные в исчерпывающие перечни, относящиеся к строительной сфере:

  • если данные организации незаконно отказывают в приеме заявок и документов;  в отношении участника процедуры устанавливают требования противоречащие федеральным законам и нормативно-правовым актам субъектам РФ, если данные процедуры включены в исчерпывающий перечень в строительной сфере;
  • нарушение сроков проведения таких процедур;
  • осуществление процедуры, которые не включены в исчерпывающий список, относящийся к строительной сфере (часть 1 13.июля 2015 N 250-ФЗ).

2)нарушения заказчика, оператора ЭТП, комиссии заказчика и ее членов, компании, находящейся территориально по месту осуществления деятельность и оказывающие услуги по снабжению электроэнергией, газораспределения, теплоснабжения, также обеспечением холодной и горячей водой, в том числе водоотведением, на которые участники этих процедур могут подать жалобу в ФАС, либо на осуществление процедур, не включенные в исчерпывающий список, относящийся к строительной сфере (часть 1 13.июля 2015 N 250-ФЗ).
3) И как уже писалось при подаче жалобы в ФАС можно параллельно подать исковое заявление.

Оформление и подача жалобы в ФАС

На основании статьи 105 части 8 N 44-ФЗ:
1. В извещении закупки или в ее информационной карте необходимо взять данные о фирменном наименование, фактический адрес, ИНН и КПП, ФИО для физического лица, контактные данные с указанием контактного лица, его номера телефона или факса и e-mail, того заказчика на которого направляется жалоба.
2. Данные о фирменном наименование, фактический адрес, ФИО для физического лица, контактные данные с указанием контактного лица и номера телефона и e-mail, лица, который направляет жалобу в ФАС.
3. Данные содержащие наименование закупки, ее реестровый номер, сайт на котором размещено извещение, даты начала и окончания подачи заявки, время проведения аукционов, итогов процедуры, исключая случаи связанные с аккредитацией на ЭТП.
4. Описание в жалобе ФАС должно иметь описание того, в чем было проявлены нарушения законодательства или ущемление законных прав участника, с подробным описанием доводов жалобы.

Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ, эти же требования относятся к подаче жалобы ФАС по 135-ФЗ
На основании статьи ст.18.1 части 6 135-ФЗ:
. как и в случае с жалобой по 44-ФЗ данные берутся в извещении закупки или в ее информационной карте, указывается вся контактная информация о заказчике, либо лице нарушившим законодательные акты;
. контактные данные об участнике или лице направляющем жалобу в ФАС;
. описание, содержащее наименование закупки, ее реестровый номер, сайт на котором размещено извещение, даты начала и окончания подачи заявки, время проведения аукционов, итогов процедуры;
. описание в обоснованных, проявленных нарушений законодательства или ущемление законных прав участника.
. Опись с прилагаемыми документами.

Так как жалоба должна быть подана в письменном виде, то контролирующий орган может не принять электронные копии без заверения ЭЦП, в этом случае они приравниваются к варианту, поданному в письменном виде. Жалобу можно подать лично, заказным письмом (что не всегда является целесообразным) и по электронной почте. В случае электронной подачи иногда сотрудники ФАС просят прислать скриншот самой подписи в документе. Проще всего осуществить подписание такого документа в Microsoft word. Если подпись принадлежит руководителю, то необходимо приложить документ, подтверждающий его полномочия, если нет, то еще добавляется доверенность на уполномоченное лицо. Более подробную информацию и скачать образец жалобы в ФАС можно .

Жалобу можно отозвать, направив заявления в контролирующий орган, при этом отправитель теряет права повторно ее направить по тому же предмету или на такие же действия.

Автоматизированные сервисы значительно упростят процедуру подготовки и подачи документов в ФАС. это сервис, с помощью которого возможно за 5-10 минут подготовить и отправить материалы в ФАС, а также отследить статус рассмотрения.

Реестр жалоб ФАС

Все заявления, направленные в антимонопольный орган, регистрируются и фиксируются в реестре жалоб. С решениями, принятыми после их рассмотрения, с результатами проверок можно ознакомиться в свободном доступе на сайте ФАС http://solutions.fas.gov.ru/. Данные по поступившим жалобам размещается в течение двух рабочих дней, данные о решении по ним в течение трех, с отправлением этой же информации всем участникам и заинтересованным лицам. Решение о возвращении жалобы также принимается и отправляется заявителю в течение двух рабочих дней, данное решение можно обжаловать в судебном порядке. Порядок ведения реестра жалоб утверждается Правительством РФ. Кроме того, информацию по жалобам Вы можете найти в Единой информационной системе. Для этого, перейдите в раздел «Мониторинг…», далее «Реестр жалоб…», «Жалобы».

С помощью расширенного поиска в реестре жалоб имеется возможность отфильтровать записи по статусу (рассматривается, рассмотрена, возвращена, отозвана), содержанию жалобы, организации подавшей жалобу в ФАС (субъект жалобы), орган контроля, результат рассмотрения жалобы (признана обоснованной, признана обоснованной частично, признана необоснованной), по предписанию (выдано, не выдано) и по датам поступления жалобы и обновлению записи.

Кроме того, Вы можете проанализировать жалобы в фас, поданные другими компаниями и взять их за образец. В любом случае, при подготовке подачи жалобы в ФАС рекомендуется провести анализ ранее поданных жалоб и на основании результатов рассмотрения подобный жалоб сформировать свою позицию и аргументы для контролирующего органа, такой подход значительно увеличит шансы на успех.

Возвращение жалобы в ФАС
Жалобу могут возвратить:
. если в ней нет данных указанных в требованиях к ее содержанию или не подписана, в том числе, если подписана лицом, без приложения подтверждающих полномочия документов, при предоставлении недостоверных данных даже отсутствие e-mail;
. истек срок подачи;
. или данная жалоба по этому предмету уже принята другим контролирующим органом или даже принято решение контролирующем органом в отношения обжалуемых нарушений;
. Уже имеется судебное решение по обжалуемым действиям и/или закупке, которое вступило в силу;
. Обжалуемые нарушения были уже обжалованы в соответствии с 210-ФЗ от 27.07.2010.

Рассмотрение жалобы по 44-ФЗ и во всех остальных случаях.

Контролирующий орган, после получения и регистрации заявления содержащие сведения о нарушении рассматривает ее и возражения к ней в период не более пяти рабочих дней с того дня, когда она была зарегистрирована. При этом, после рассмотрения, как уже писалось выше, все участники процесса должным образом должны получить результат рассмотрения.

При рассмотрении сотрудники ФАС могут самостоятельно, затребовать у заказчика или оператора ЭТП дополнительные сведения и протоколы, аудио и видеозаписи, т.к. у подавшего заявление это запрашивать запрещено. На заседании ФАС, могут потребовать зайти в личный кабинет и проверить все документы непосредственно на сайте, поэтому исключена фальсификация документов. Участники процедуры могут присутствовать на комиссии лично либо направить представителей, причем присутствие стороны в чью сторону обращена жалоба обязательно.

Если таковые представители отсутствуют, то заседание может быть перенесено, но рассматриваться она все равно должна в срок не более 5-ти рабочих дней. Поэтому если сроки рассмотрения уже подошел, то даже при отсутствии сторон, которые должны присутствовать обязательно, ФАС рассматривает и выносит решение без них.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ — нередко встречающееся на практике явление. В нашей статье мы рассмотрим нормы об ограничении конкуренции по 223-ФЗ, примеры таких ограничений и некоторые возможности применения антидискриминационных мер по инициативе участника закупки.

Запрет дискриминации в законе № 223-ФЗ

Общее положение о поддержке нормальной конкуренции отражено в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) в виде принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

Нарушение этого принципа можно раскрыть через определение, содержащееся в ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ):

  • согласование действий организатора закупки и участника (участников);
  • создание организатором преимуществ для одного или нескольких участников;
  • нарушение порядка определения победителя закупки в пользу одного из участников;
  • участие организатора торгов, заказчика или их работников.

Первое из этих нарушений трудно доказуемо и практически не встречается. Кроме того, оно всегда имеет внешнее выражение во втором или третьем. Четвертое нарушение очевидно, поэтому также встречается редко. Далее мы более подробно остановимся на самом распространенном виде нарушений — это создание преимуществ для одних участников в ущерб другим.

Отметим, что суды не всегда считают возможным применение к закупке по закону № 223-ФЗ норм закона № 135-ФЗ, несмотря на то что в его ст. 17 прямо говорится о 3 способах закупки (см. постановление АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014).

Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ

Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.

ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).

Дискриминация при установлении параметров закупки

Регулирование закупки осуществляется определенным положением, и закупочная документация должна ему соответствовать. Ограничивающими конкуренцию положениями считаются:

  • установление заказчиком требований, которые невозможно выполнить, например установление окончание срока приема заявок на участие в запросе предложений через 1 день после размещения извещения о проведении конкурентной процедуры (п. 8 Обзора судебной практики, утв. ВС РФ 16.05.2018, далее - Обзор);
  • избрание способа закупки, ведущего к ограничению круга потенциальных участников. Примером может служить отсутствие в положении о закупке критериев и случаев осуществления закупки у единственного поставщика, что позволяет заказчику без ограничений осуществлять выбор поставщика и устранять конкуренцию на рынке (п. 9 Обзора).
  • включение в закупочную документацию требований о поставке товара определенного товарного знака без достаточных оснований также является ограничением конкуренции (п. 10 Обзора).
  • порядок закупки, создающий преимущество для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСНО (определение от 22.07.2015 № 303-КГ15-7460).
  • включение в 1 лот услуг, технологически между собой не связанных, оказываемых на разных удаленных территориях в разное время года (п. 9 Обзора практики, утв. ФАС России от 03.10.2018 № 10).

Документацию следует обжаловать своевременно, до проведения торгов, поскольку нередко встречается довод о том, что участник не оспорил в установленном порядке документацию и принял участие в торгах на предложенных условиях (пример: постановление АС СЗО от 04.02.2016, дело № А56-22969/2015).

Обжалование в ФАС требований документации

Практика показывает, что обращение с жалобой на требования документации заказчика, ограничивающие конкуренцию, в территориальные органы ФАС РФ во многих случаях результативно.

Так, ФАС признаются в качестве ограничительных следующие требования к участникам:

  1. Установление заказчиком в документации обязательного требования к участникам конкурса об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам более 1 000 руб. и необходимости представления в составе заявки соответствующей справки из ФНС России, полученной не ранее даты размещения в ЕИС извещения и документации (решение ФАС РФ от 06.07.2016 № 223ФЗ-326/16).
  2. Установление в документации обязательных требований о наличии в штате участника аукциона 200 работников (решение ФАС РФ от 30.06.2016 № 223ФЗ-306/16).
  3. Предоставление банковской гарантии только банками из перечня (решение ФАС РФ от 29.04.2016 № 223ФЗ-173/16).
  4. Обладание производственными мощностями (решение ФАС РФ от 27.04.2016 № 223ФЗ-165/16).
  5. Установление требований об отсутствии негативного опыта (решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16).
  6. Неизмеряемые требования и т. д.

Поэтому таким способом обжалования документации, как обращение в территориальные органы ФАС РФ, пренебрегать не рекомендуем.

Итак, дискриминирующие условия закупки встречаются нередко, поэтому с 01.01.2017 законодатель сузил сферу действия закона №223-ФЗ. Во всех случаях установления ограничительных, неясных, нецелесообразных требований рекомендуется рассматривать возможности обжалования закупочной документации, действий заказчика, конкурсной или аукционной комиссии в территориальных органах ФАС РФ и в судебном порядке.

Если права участника закупок по 223-ФЗ были нарушены, то он может пожаловаться на действия заказчика. Жалобы рассматривает Федеральная антимонопольная служба. Разберемся, каков алгоритм рассмотрения жалобы и как правильно ее оформить.

Какие жалобы рассматривает ФАС

ФАС России рассматривает жалобы на действия или бездействие заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если заказчик:

  • не разместил положение о закупке в ЕИС (ООС), а также не разместил изменения, вносимые в указанное положение, информацию о закупке, подлежащую размещению на официальном сайте, или нарушил сроки размещения;
  • предъявил к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренные документацией о закупке;
  • закупил товары, работы или услуги в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС (ООС) положения о закупке;
  • не разместил или разместил в ЕИС (ООС) недостоверную информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП.

Вебинар в Школе электронных торгов

Сроки обжалования

Действия заказчика могут быть обжалованы не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте, со дня размещения, за исключением случаев, предусмотренных Порядком рассмотрения жалоб ФАС, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Если договор не был заключен по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, то допускается обжалование в ФАС в течение 3 месяцев со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов

Если же предусмотрено размещение результатов торгов на сайте, то обжалование возможно со дня размещения на этом сайте. В течение 3 дней после получения жалобы ФАС принимает решение либо о возвращении жалобы, либо о принятии жалобы к рассмотрению.

Жалоба должна содержать:

  • наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), ФИО, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • указание на обжалуемые закупки/торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте является обязательным в соответствии с законодательством РФ, адрес сайта, на котором она размещена;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (п. 6 ч. 6 ст. 18.1 Приказа ФАС России № 17/13).

Жалобу могут вернуть

Жалоба возвращается заявителю, если не содержит надлежащие сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, п. 6 Порядка рассмотрения жалоб или если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Также жалобу могут вернуть из-за наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Если антимонопольным органом уже было принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии жалобу тоже могут возвратить.

Действия ФАС при возврате и принятии жалоб

ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю об этом с указанием причин возвращения жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС в течение трех рабочих дней со дня ее поступления размещает информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте zakupki.gov.ru, на сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. Затем ФАС направляет заявителю, заказчику или организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки/торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления по электронной почте, оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте, заявителю по адресу, указанному в жалобе.

Если заказчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но не явился на слушание, то его неявка не является препятствием для рассмотрения.

Права заказчика

Заказчик вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Оно должно содержать сведения, указанные в пункте 6 Порядка, в ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется в ФАС не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Также заказчик может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Обязанности заказчика

Заказчик обязан в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, он должен представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, внесенные изменения в документацию, заявки на участие в закупочной процедуре, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

Со дня направления уведомления заказчик обязан приостановить проведение закупочной процедуры до рассмотрения жалобы по существу. Он не вправе заключать договор до принятия ФАС решения по жалобе.

Права участника (заявителя)

Участник вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Он может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Участник может отозвать жалобу до принятия по ней решения.

Помните, что заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия или бездействие заказчика или его представителя. Закон о защите конкуренции и Порядок рассмотрения жалоб не возлагают на заявителя обязанностей.

Возможное развитие событий

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия ФАС принимает следующие варианты решений:

  • признать жалобу обоснованной и выдать предписание,
  • признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание,
  • признать жалобу необоснованной и не выдать предписание,
  • признать жалобу необоснованной и выдать предписание.

Предписание

По итогам рассмотрения жалобы ФАС выдает предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупке, об аннулировании закупки. Также ФАС может выдать предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Выводы

Участник закупок по 223-ФЗ имеет право жаловаться на неправомерные действия заказчика. Об этом следует помнить обеим сторонам, как заказчикам, так и участникам. Если участник намерен жаловаться, то действия его должны быть обоснованы и подкреплены соответствующими документами.

Заказчику следует понимать всю меру своей ответственности и внимательно изучать требования законодательства при подготовке к проведению закупочных процедур и не доводить до разбирательств.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Поделиться: