Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения наказание. Штрафные санкции и наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии и допустимая норма в промилле

При всей кажущейся простоте вопроса и логически напрашивающегося на него ответа — на деле оказывается далеко не все так просто. Казалось бы, автомобиль стоит и им никто не управляет, что формально должно исключить состав правонарушения управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Однако, сложившаяся судебная практика, говорит, как раз об обратном. Суды, вынося решение, единодушно исходят из предполагаемой возможности управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, пресечь которую и должен был сотрудник ГИБДД, квалифицируя содеянное именно как управление. Перспективы здесь очевидны — лишение права управлять транспортным средством на длительный период времени и оплата тридцатитысячного штрафа.

Важно! Употребление спиртных напитков в автомобиле, находящемся во дворе дома или на стоянке не является административным правонарушением.

В этой связи рекомендуется воздержаться от употребления спиртного в стоящем автомобиле, но уж если казус произошел, придется в таком случае доказывать, что управления автомобилем не было. Именно, управление, как активное действие и является одним из оснований привлечения к административной ответственности. Управление автомобилем представляет собой активные действия водителя, связанные с его движением, результатом которых является функционирование транспортного средства или отдельных его частей. Стоящий же во дворе автомобиль находится в покое и в дорожном движении участия не принимает.

Правила дорожного движения категорически запрещают водителю, являющегося одним из его участников управлять автомобилем в состоянии опьянения, ставящем под угрозу безопасность движения. При этом, дорожное движение, в силу буквы закона, представляет собой процесс перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Где дорогой представляется обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Таким образом, нахождение стоящего автомобиля вне дороги, исключает его из дорожного движения, что автоматически не предполагает возможность управления им.

Важно! Лицо находящееся, в припаркованном автомобиле, водителем не является.

Подтверждением тому, могут служить данные о температуре двигателя, нахождение автомобиля в условиях, исключающих возможность его движения, например, занесен снегом, заблокирован другими транспортными средствами, отсутствие у водителя ключей от замка зажигания, отсутствие или повреждение отдельных элементов конструкции, например, колес, коробки передач или двигателя, как, например, в небезызвестной истории с поломанным двигателем — где решение о лишении права на управление транспортным средством было отменено на уровне Верховного Суда РФ, и т.п. обстоятельства. Вместе с тем, ни одно из них не является безусловным доказательством гарантированно освобождающим от ответственности.

Можно ли выпивать в припаркованной машине?

В ситуациях, когда двигатель автомобиля заглушен лицу, поддавшемуся искушению «зеленого змия» в собственном авто, дано несколько больше шансов сохранить водительское удостоверение в сравнении с ситуацией, когда двигатель работает. Основной акцент в доказывании, как уже было отмечено смещается на отсутствие действий по управлению транспортным средством.

При общении с представителем ГИБДД, попросите его представиться, предъявить служебное удостоверение, данные из которого стоит переписать, после чего попросить прокомментировать, чем обоснованы его подозрения, а также продемонстрировать доказательства управления транспортным средством. Ведь даже простая проверка документов, предполагает наличие определенных оснований.

К числу таковых, могут, например, относиться установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Все последующее общение с представителем органов правопорядка стоит осуществлять под запись, о чем предварительно стоит уведомить последнего. Для этих целей вполне сгодиться и мобильный телефон.

Отказ инспектора от предоставления доказательств управления транспортным средством в данном случае вполне очевиден. В последующем при выработке мер защиты собственных прав и интересов, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

Спор с инспектором следует исключить, поскольку намерения его очевидны. По его требованию, подлежат предъявления документы удостоверяющие личность, которым может быть паспорт, военный билет либо иной документ, но не водительское удостоверение, а также документ, подтверждающий право собственности на автомобиль — свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства. Лицо, находящееся в припаркованном автомобиле, поскольку оно не является водителем, не обязано при себе иметь водительское удостоверение и, следовательно, не обязано его предъявлять сотруднику ГИБДД.

Важно! Предъявлять водительское удостоверение обязан водитель, требование о его предъявлении иному лицу, не являющемуся водителем — необоснованы.

Водителем по смыслу правил дорожного движения является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. При этом не имеет значения, есть ли у данного лица право управления транспортными средствами всех категорий или какой-то определенной, либо такое право вообще отсутствует. Аналогичным образом обстоит дело и с предъявлением полиса ОСАГО — предъявлять его лицо, находящееся в припаркованном транспортном средстве не обязано. Переданные сотруднику ГИБДД, документы после проверки должны быть возвращены. В противном случае его действия могут быть расценены как самоуправство либо незаконное изъятие удостоверения личности гражданина. При отказе представителя власти вернуть полученные им документы, следует незамедлительно сообщить по телефону доверия, указанному на «борту» патрульного автомобиля или в дежурную часть.

Последующее общение с представителем власти, построенное на противодействии провокаций с его стороны, стоит вести в присутствии свидетелей и с использованием средств объективного контроля — аудио- и видеозаписи. О присутствии свидетелей стоит позаботиться заранее, в роли которых могут выступить знакомые, прибывшие к месту «происшествия», а также посторонние лица, проходившие мимо, откликнувшиеся на просьбу.

Оформление правонарушение должно осуществляться непосредственно в месте, где оно было выявлено. Выходить из припаркованного автомобиля, следовать за инспектором в патрульную машину или проехать с ним в «отдел» вовсе не обязательно. Попытки силового препровождения с его стороны к одному из указанных мест расценивается как административное задержание, чему должна следовать соответствующая процедура. Да и, более того, применение данной меры может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем должен быть составлен соответствующий протокол.

Важно! Любое, в том числе и формальное, отступление от процедуры фиксации правонарушения, может явиться поводом для обжалования действий (бездействия) сотрудников полиции, с перспективой удовлетворения требований заявителя.

Поскольку, по мнению, инспектора ГИБДД распитие спиртных напитков в припаркованном автомобиле, предполагает возможность управления им, то должен быть составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

На составленный протокол обязательно подать замечание по его содержанию, которое в обязательном порядке должно быть приложено. В замечаниях акцентируя внимание, что управление транспортным средством не осуществлялось, последовательно излагаются факты это подтверждающие:

  • техническое состояние автомобиля;
  • место его расположения на парковке;
  • температура двигателя.

Также, что весьма существенно, укажите, что сделанные должностным лицом выводы основаны на его предположениях, поскольку лично им факт управления транспортного средства не был виден, участия в его преследовании он не принимал. Также не лишним будет указать данные свидетелей, способных подтвердить обстоятельства, на которых основаны сделанные замечания.

Важно! Отстранение лица от управления транспортным средством осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Участие понятых либо осуществление видеозаписи при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством обязательно. Видеозапись должна осуществляться с использованием технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, состоящих на балансе органов ГИБДД. Использование сотрудниками подручных средств, например, мобильного телефона или личной фотокамеры, не допускается.

Помимо отстранения, необходимо провести освидетельствование лица либо направить его для прохождения медицинского освидетельствования . Здесь не стоит отказываться от его прохождения, тем более, что факт употребления спиртных напитков очевиден. Принципиальным образом, где и кем будет проводиться данная процедура, не имеет значения, главное соблюдение порядка ее проведения.

Важно! Нарушение процедуры прохождения освидетельствования и оформления его результатов создает возможность признать их недопустимыми доказательствами.

Таким образом, дальнейшая линия защиты строится на одновременном доказывании отсутствия факта управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, с признанием недопустимыми доказательств, полученных с нарушением процедуры оформления административного правонарушения.

Можно ли пить в заведенной машине?

Рассматриваемый случай подход к решению проблемы не меняет, доказыванию также подлежит факт управления транспортным средством, чему, во многом, увы, способствует факт работающего двигателя. Более того, если данное обстоятельство будет отражено в составляемых сотрудниками ДПС документах, перспектива доказывания, отсутствие управления транспортным средством в данном случае сводится на нет. Маловероятно, что суд примет во внимание, доводы о том, что его место положение исключали возможность движения, а двигатель был заведен лишь с целью прогреть автомобиль, не будет учтено также и отсутствие водительского удостоверения.

Самый простой способ избежать подобных ситуаций — отказаться от распития пива и других спиртных напитков в автомобиле. Если это все же произошло, то перед общением с сотрудником ГИБДД, предварительно следует выключить двигатель и вытащить ключ из замка зажигания. Дальнейшее общение строится таким образом, что создать максимум трудностей при оформлении протокола, соблюдая все формальности соответствующей процедуры. Велика вероятность, что столкнувшись с подготовленным водителем, инспектор самостоятельно откажется от своих намерений.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Вождение в нетрезвом виде, под шафе, в состоянии алкогольного опьянения, по пьяни, все это как не назови является одним и тем же... В любом случае, все это ни к чему хорошем не приводит! Если кто-то в этом уже убедился, или знает такие примеры, то наверное уже сейчас начнет изучать материал нашей статьи...
Как вы уже заметили, наша статья называется несколько саркастически, все дело в том, что за такое правонарушение как езда в пьяном виде, то есть в состоянии алкогольного опьянения, водителю положен не только штраф, но в этом случае применяется и административное наказание - в виде энного срока лишения прав. То есть штраф может быть не самым страшным наказанием, если водитель зависит от прав, от наличия у него водительского удостоверения.
Итак, с 1 сентября 2013 года, в нашей стране, кроме лишения водительских прав, дополнительно введен и штраф. А с 1 июля 2015 года, еще и уголовная ответственность (при повторном нарушении)! Чтобы не лукавить, все же скажем, что штраф может быть наложен в замен ареста, при повторном правонарушении, но только в отношении категории лиц не подпадающих под арест. Обо всем этом мы и поговорим подробнее в данной статье.

Уголовная ответственность за ДТП в пьяном виде с жертвами (264.1 УК РФ)

Надо заметить, что если произойдет ДТП по вине пьяного водителя с жертвами (тяжкое причинение вреда здоровью или смерть), то в этом случае предусмотрено лишение свободы на срок от 2 до 7 лет. В случае, если погибли 2 человека и более, то срок составит уже от 4 до 9 лет. В этом случае управление ТС в нетрезвом виде будет отягощающим обстоятельством. Этот факт следует все из той же статьи 264.1 УК РФ.

Срок лишения прав (водительского удостоверения) за ряд нарушений связанных с управлением в нетрезвом виде

Если же у вас зафиксировано правонарушение в тот момент, когда к вам применено уже другое административное наказание, то есть, например, тоже лишение за езду в пьяном виде, которое к вам применили в течении ближайшего года, то срок согласно статьи 37.2 "Исчисление срока лишения специального права", часть 3 КоАП РФ...

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – самый страшный проступок, который может совершить водитель; соответственно, и наказание за вождение в нетрезвом виде весьма суровое. Даже если автомобилист «попался» в первый раз, ему светит внушительный штраф, при повторном же нарушении он запросто может угодить за решётку.


Чем расплачивается пьяный водитель?

По отношению к автомобилисту, который решился сесть за «баранку» пьяным, применяются сразу две меры наказания:

  1. Штраф за вождение в нетрезвом виде – в 30 тыс. рублей.
  2. Лишение водительского удостоверения на срок от 1.5 до 2 лет.

Те же формы санкций актуальны в случае, если владелец машины передал управление пьяному человеку.

Много разногласий возникает по следующему вопросу: какого водителя следует считать пьяным? По текущему законодательству, инспектор дорожной полиции вправе проверить автомобилиста при наличии следующих признаков опьянения.

  • Странное поведение.
  • Сбивчивая речь.
  • Запах алкоголя.
  • Неустойчивая поза.
  • Красное лицо.

Сотрудник ГИБДД «бросает в бой» алкотестер. Если на 1 литр воздуха, выдыхаемого автомобилистом, приходятся 0.16 промилле алкоголя и больше, водителя следует наказывать. То, что существует допустимая норма промилле, вовсе не свидетельствует о праве водителя выпить немного перед поездкой: во-первых, даже после бокала вина это значение будет превышено, во-вторых, норма призвана нивелировать погрешность алкотестеров ГИБДД, которые пока не способны похвастать ювелирной точностью.

Наказание за повторное нарушение

Даже штраф в 30 тыс. рублей, выглядящий внушительным, покажется «цветочками» по сравнению с наказанием за повторное вождение в нетрезвом виде. С 1 июля 2015 года такое нарушение подпадает под статью Уголовного Кодекса.

За повторное вождение в нетрезвом виде грозят:

  • Штраф на сумму до 300 тыс. рублей.
  • Лишение водительского удостоверения на срок до 3 лет.
  • Тюремное заключение длительностью в 2 года.

«Сажают» далеко не всех правонарушителей: если повторное вождение в нетрезвом виде не привело к человеческим жертвам и ДТП, заключение может быть заменено принудительными работами. Однако очевидно, что жизнь водителя и без того превратится в ад: выплатить столь огромный штраф едва ли удастся с тех денег, которые хранятся «под подушкой». Придётся брать кредит, а чем его выплачивать, непонятно — ведь горе-водитель не сможет организовать дополнительный доход, так как будет занят на обязательных работах.

Прежде чем снова садиться за руль пьяным, автомобилисту стоит прокрутить в голове сценарий своей будущей жизни – это и есть лучший мотиватор, чтобы воспользоваться услугами такси.

Ужесточение материальных санкций произошло в 2015 году. Ранее штрафы за вождение в нетрезвом виде были более лояльными – за повторное нарушение приходилось платить «всего» 50 тыс. рублей.

Пьяный водитель сбил пешехода – каким будет наказание?

Если следствием того, что автомобилист сел за руль подвыпившим, станет нанесение тяжкого вреда здоровью или гибель человека, водитель точно лишается прав на 3 года. Однако это лишь меньшее из наказаний: кроме административной водителю грозит ещё и уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде.

  • В случае причинения тяжкого вреда здоровью – 4 года тюремного заключения либо (как альтернатива) 3 года принудительных работ.
  • В случае гибели человека – 7 лет заключения.
  • Если в ДТП погибли несколько человек – 9 лет лишения свободы.

К сожалению, перечисленные меры наказания за вождение в нетрезвом виде – максимальные. Нередко пьяным водителям, спровоцировавшим ДТП со смертельным исходом, удавалось «выбить» для себя условные сроки при помощи опытных адвокатов. Поэтому летом 2016 года были введены минимальные сроки заключения для «пьяных» водителей, поведение которых привело к гибели людей.

  • 2 года – если пострадал один человек.
  • 4 года – если погибших несколько.

Управление мотоциклом в состоянии опьянения

Вождение скутера или мотоцикла пьяным карается сравнительно невысокими штрафами.

  • 800 рублей – если был пойман в состоянии алкогольного опьянения.
  • 1500 рублей – если, будучи пьяным, нарушил правила дорожного движения.

Однако такие штрафы актуальны только для первого правонарушения подобного толка. За повторный проступок водитель мотоцикла карается так же, как и автомобилист: лишением прав за вождение в нетрезвом виде и тюремным заключением.

Обвиняют в вождении пьяным – что делать?

Новые штрафы за вождение в нетрезвом виде настолько суровы, что недобросовестные инспекторы ГИБДД просто не могут преминуть возможностью заработать на этом. Распространенная уловка: сотрудник дорожной полиции останавливает дорогое авто, сообщает водителю, что наблюдает у него признаки опьянения, и угрожает штрафом в 30 тыс. рублей. Автомобилист, не знающий своих прав, пусть и не пил перед выездом, но всё равно испуган подозрениями инспектора.

По мнению многих граждан в России запросто можно стать «без вины виноватым», если свяжешься с государственными органами. Такая точка зрения и заставляет невиновных водителей предлагать взятки во избежание ответственности за вождение в нетрезвом виде – лишь бы отвязались.

На деле всё обстоит иначе: подделать показания алкотестеров практически невозможно, сотрудники медучреждений, проводящих освидетельствования, не состоят с полицией в преступном сговоре, даже другие сотрудники ГИБДД, скорее всего, не станут поддерживать своего коллегу-взяточника. Поэтому водителю, который не пил, довольно просто доказать свою невиновность.

Автомобилисту, беспочвенно подозреваемому в алкогольном опьянении, следует придерживаться такого плана действий.

  1. Попросить у сотрудника ГИБДД показать удостоверение, переписать данные документа или сделать его фото. Автомобилист имеет полное право на подобные действия, согласно пункту 2.4 ПДД.
  2. Уточнить, какие именно признаки опьянения заметил инспектор.
  3. Настоять на составлении протокола об отстранении от управления ТС. Такую бумагу инспектор обязать составить до применения алкотестера. Возможно, уже на этом этапе сотрудник дорожной полиции предпочтёт отпустить водителя, чтобы не морочить себе голову бумажной волокитой.
  4. Напомнить инспектору, что первичная проверка («подышать в трубочку») производится либо в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи, которая фиксирует все действия полицейского.

Совет: Откажитесь от первичной проверки, если сотрудник ГИБДД не может предоставить акт поверки и технический паспорт алкотестера – у вас есть такое право. Если сам прибор, по вашему мнению, имеет сомнительный вид, потребуйте от инспектора ГИБДД, чтобы он сразу доставил вас на освидетельствование в медицинское учреждение на служебной машине.

Если алкотестер врёт

Даже если прибор инспектора после того, как трезвый водитель «подышал в трубочку», показывает значение выше допустимых 0.16 промилле, отчаиваться автомобилисту не стоит. Обязательно нужно принять такие меры.

  1. Попросить у инспектора технический паспорт прибора. В этом документе указывается максимальная погрешность – возможно, она больше определённой законом нормы. Тогда есть основания усомниться в том, что алкотестер пригоден для проверок ГИБДД.
  2. Потребовать поставить новый мундштук и повторить проверку.
  3. Если и с новым мундштуком алкотестер врёт, автомобилисту следует попросить инспектора отвезти его на освидетельствование. Бояться того, что сотрудники медучреждения пойдут на подлог результатов, не нужно: клиники не станут рисковать своей репутацией ради мелкой наживы.
  4. Перед поездкой на освидетельствование настоять на том, чтобы сотрудник полиции предоставил протокол, указать в документе точное время остановки и прописать следующее: «спиртные напитки не употреблял, с предъявленными обвинениями не согласен».

Совет: Если действия сотрудника ГИБДД по отношению к вам неправомерны, сообщите об этом по номеру 02 (112). Возможно, вы избавите доблестные органы от «оборотня в погонах».

Согласно общероссийской статистике, количество аварий на дорогах вот уже два года как стремительно падает: за первые 8 месяцев 2016 года произошло ДТП на 8.2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Строгие санкции играют здесь значительную роль – никто не хочет получить такой штраф, ради уплаты которого придётся продавать автомобиль. Политика «кнута» приносит плоды, и очевидно, что отказываться от неё законодатели не станут – если штрафы и изменятся, то только в большую сторону. Поэтому водителям, грешащим тем, что периодически садятся за руль, выпив, стоит искоренить такую привычку – глядишь, скоро за бокал, выпитый перед поездкой, будут сразу сажать за решётку.

Причины вождения в нетрезвом состоянии, могут быть самыми разными. Начиная с вполне банального «хмель ударил в голову, захотелось покататься» и до «жена рожает, везу в больницу». К нашему глубокому сожалению, законодательство практически никак не дифференцирует степень ответственности водителя, который в совершенно невменяемом виде «выписывает кренделя» на скорости 180 км/час на сильно загруженной автомагистрали (чем явно ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников движения) от водителя, который «злоупотребив» одной бутылкой пива, переставляет машину в пустом дворе с соблюдением всех возможных в его ситуации мер предосторожности, на скорости 5 км/час. По санкции статьи 12.8 часть 1 КоАП РФ, оба водителя могут быть лишены прав управлять автотранспортными средствами и, скорее всего, на одинаковый срок - полтора года, а ведь не каждый пьяный за рулем одинаково опасен.

При этом почти 90 % водителей искренне признают себя виновными в суде и надеются на снисхождение суда (совершенно зря, кстати), даже не пытаясь защищаться. Они ошибаются, думая, что в суде невозможно доказать свою правоту и не знают, что суд не может назначить иного, кроме лишения прав, наказания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Однако, при составлении протоколов инспектор часто допускает нарушения действующего законодательства, притягивает факты «за уши», что позволяет использовать его ошибки в суде при защите своих прав. В большинстве случаев, грамотное построение защиты на нарушениях, допущенных инспектором, позволяет успешно прекратить дело в суде и вернуть водительское удостоверение. Ведь привлечение к ответственности может быть только законным, с соблюдением всей установленной законом сложной процедуры составления протоколов.

При построении защиты по рассматриваемой статье 12.8 КРФобАП, всегда нужно помнить, что эти правонарушения считается наиболее тяжкими из всех правонарушений, перечисленных главой 12 КРФобАП. Ответственность за их совершение практически вплотную приближена по срокам назначаемого наказания к уголовной ответственности. Указанное мнение по отношению к правонарушениям, связанным с вождением в нетрезвом виде, нашло свое отражение в пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ № 18 от 24 октября 2006 года, который запрещает применять малозначительность при назначении наказания за это правонарушение, так как управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения транспортным средством, представляющим собой источник повышенной опасности, крайне существенно нарушает общественные правоотношения, охраняемые законом вне какой либо зависимости от действий правонарушителя, размера причиненного вреда, наступивших или не наступивших последствий и их тяжести.

Также следует учитывать, что в полном соответствии с ч.3 ст.3.8 КРФобАП, лишение прав может применяться и к лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, в случаях управления таковыми лицами автомобилем в состоянии опьянения.

Поэтому, признавать вину и уповать на прекращение такого дела по малозначительности не имеет ни малейшего смысла.

Вернуть права за вождение в нетрезвом виде можно во многих случаях. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение инспектором порядка направления на медосвидетельствование, установленного действующим законодательством, или освидетельствования на месте. Если инспектор не соблюдал требования закона при оформлении материалов дела, то эти материалы не могут служить доказательствами по делу, поскольку в полном соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об АПН не допускается использование доказательств, которые получены с нарушениями закона.

При исследовании материалов административного дела следует учитывать, что в связи с тем, что сотрудником ДПС и врачом составляется значительное число протоколов и других юридических документов, в них вполне легко можно найти всевозможные внутренние противоречия, нарушения и другие процессуальные ошибки, позволяющие обоснованно поставить под сомнение правильность и законность всего процесса привлечения Вас как водителя к административной ответственности. Особое внимание необходимо обратить на соответствие времени и дат произведенных процессуальных действий, соблюдение их правильной логической последовательности и правильного порядка направления на медосвидетельствование, установленного законом, а также на присутствие двух независимых при производстве соответствующих процессуальных действий.

Наиболее часто инспектор допускает нарушение закона (ст.27.12 КоАП РФ) об обязательном участии при проведении процессуальных действий. обязан не просто подписать заранее составленные протоколы, а наблюдать весь процесс и результат проведенного сотрудником ДПС освидетельствования (на месте) на нахождение водителя в состоянии алкогольного опьянения, а равно согласие или же категорическое несогласие водителя с фактом проведения и результатами проведенного освидетельствования, с направлением водителя на медосвидетельствование. Если отсутствовали в этот момент, то вся процедура является незаконной и результаты освидетельствования не могут служить доказательствами Вашей виновности. Нами в судебных заседаниях при допросе многократно выявлялись незаконные факты раздельного участия во время проведения процессуальных действий. Такой проверке помогает обычный вопрос вызванному в суд понятому: «А Вы видели во время процедуры второго понятого?». Если отвечает, что кроме него, сотрудника ГИБДД и самого водителя абсолютно никого больше не присутствовало, то сама процедура освидетельствования или направления на медицинское освидетельствование нарушена грубейшим образом, ведь каждое процессуальное действие производится только однократно и соответственно раздельно, в различное время, никоим образом его наблюдать не могут.

Также периодически в качестве сотрудники милиции приглашают (или просто вписывают в составленный без протокол) заинтересованных лиц - которые являются знакомыми сотрудника ДПС или дружинниками, старательно забывая о том, что согласно статьи 25.7 КРФобАП понятым может быть исключительно незаинтересованное в каком-либо результате дела совершеннолетнее (то есть достигшее 18-тилетнего возраста) лицо (кстати, на возраст на момент освидетельствования при изучении материалов дела тоже стоит обратить пристальное внимание). Однако, если все-таки человек, указанный инспектором в качестве понятого, на самом деле при проведении соответствующего процессуального действия никоим образом не участвовал, то он с крайне высокой вероятностью совершенно спутается при правильном допросе о различных деталях якобы произведенного в его присутствии сотрудником милиции процессуального действия. В самом крайнем случае, если Вы абсолютно уверены, что подпись понятого была кем-либо подделана, требуйте проведения проверки и возбуждения уголовного дела (конечно, не от судьи, а в порядке, предусмотренном УПК РФ) и в рамках уголовного или административного дела проведения по соответствующей подписи экспертизы экспертом-почерковедом. Это поможет в последующем отменить незаконно вынесенное по вашему делу судебное решение по так называемым вновь открывшимся обстоятельствам.

После отстранения от управления транспортным средством, в первую очередь инспектор обязан предложить водителю пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, так называемое освидетельствование на месте (сокращенно — ОСАО).

Если инспектор не предложил Вам пройти ОСАО, а сразу предложил проехать на медосвидетельствование, то это требование будет незаконным и результаты медицинского освидетельствования не могут использоваться в качестве доказательств Вашей вины.

Это связано с тем, что в медучреждение инспектор имеет право направить водителя лишь в трех случаях:

  • Если водитель сам отказался от прохождения ОСАО;
  • Если водитель прошел ОСАО, но не согласен с его результатами;
  • Если инспектор не согласен с результатом проведенного освидетельствования.

Признаки опьянения, указываемые инспектором, не являются основанием для направление на медицинское освидетельствование без предложения пройти ОСАО.

В некоторых случаях обстоятельства, которые могут являться законным основанием для направления остановленного водителя на медосвидетельствование, сотрудником ДПС в протоколе об АПН не указываются. В некоторых регионах РФ до настоящего времени инспекторами ГИБДД используются бланки протоколов о направлении водителя на медосвидетельствование старого образца, в которых не предусмотрено указание данных обстоятельств.

Иногда сотрудники ГИБДД неверно указывают основания направления на медосвидетельствование. Чаще всего встречается указание на «отказ водителя пройти освидетельствование на месте», тогда как шофер от его прохождения совершенно не отказывался. Такое происходит, к примеру, при использовании инспектором не допущенного к применению технического средства. По мнению инспектора ГИБДД, это мероприятие является «предварительным» освидетельствованием. Тем не менее, такой процедуры КРФобАП не предусматривает и такие действия сотрудника ГИБДД могут расцениваться только как процедура ОСАО, проведенная с использованием не прошедшего поверку, сертификацию и не допущенного надлежащим образом к применению прибора. Также сотрудником милиции иногда может быть расценена как отказ от прохождения ОСАО запись шофера в акте освидетельствования «согласен пройти освидетельствование в медицинском учреждении». Однако, эта фраза никак не может содержать в своем тексте какого-либо отказа. Равно должен расцениваться вынужденный отказ водителя от ОСАО при неисправности или отсутствии надлежащего технического средства у экипажа ГИБДД. Факт наличия соответствующего технического средства можно легко проверить способом направления судебного запроса в отделение ГИБДД, поскольку каждая выдача инспектору приборов фиксируется письменно в соответствующем журнале. Иногда встречается указание в качестве якобы законного основания для направления на медосвидетельствование водителя по основанию его несогласия с результатами ОСАО в то время, как в самом акте ОСАО водителем было указано «согласен». Третье основание направления на МО сотрудник ГИБДД неправомерно выбирает как правило в случаях, если показания прибора были зафиксированы больше 0,0 мг/л, то есть не отрицательные.

Таким образом, одним из основных нарушенией, влекущим последствия в виде прекращения дела об АПН по ст.12.8 КРФобАП, является существенное нарушение порядка направления водителя на медосвидетельствование, а равно незаконность заявленных инспектором требований.

Даже если Вы никогда не употребляли алкоголь, это не гарантирует того, что при проверке на алкотестере он покажет абсолютную трезвость. Проблема в том, что каждый прибор имеет погрешность, которая должна учитываться при определении состояния нетрезвости у водителя. Однако, чаще всего погрешность учитывается частично или не учитывается вовсе, что может привести к лишению прав и вполне трезвого водителя, поскольку в настоящее время правительством вопреки законам биологии отменены нормы содержания паров этанола в выдыхаемом воздухе и при любом выявлении алкоголя в микроскопических дозах водитель признается пьяным.

Какую же погрешность в действительности имеют приборы, наиболее часто применяемые инспектором ДПС и врачами:

  • Lion Alcolmeter SD-400P: суммарная погрешность составляет 0,35 мг/литр для диапазона измерений от 0,00 до 0,475 мг/литр выдыхаемого воздуха;
  • АЛКОТЕКТОР PRO-100 combi: суммарная погрешность составляет 0,29 мг/литр для диапазона измерений от 0,00 до 0,475 мг/литр выдыхаемого воздуха;
  • Lion Alcolmeter 500: суммарная погрешность составляет 0,35 мг/литр для диапазона измерений от 0,00 до 0,475 мг/литр выдыхаемого воздуха.

Погрешность может учитываться исключительно в пользу водителя, поскольку какое-либо ухудшение его положения не допускается и любое сомнение подлежит истолкованию в пользу водителя. Таким образом, даже если показания прибора составляют 0,25 мг/л выдыхаемого воздуха, то с применением погрешности Вас нельзя признавать находящимся в состоянии опьянения. Однако, сотрудниками ДПС иногда не учитывается или указывается неверная погрешность прибора, что приводит к незаконному привлечению к административной ответственности.

Если Вы уверены, что не ехали пьяный за рулем, а инспектор или врач совершают в отношении Вас преступление - превышают должностные полномочия, подделывая показания прибора, то в этом случае, рекомендуется незамедлительно пройти независимое исследование выдыхаемого воздуха и биологических жидкостей (кровь, моча) на содержание алкоголя. Следует отметить, что не стоит предупреждать инспектора или врача о своем намерении пройти независимое освидетельствование, поскольку встречаются случаи, когда инспектор препятствует исполнению Вашего намерения, затягивая составление документов на несколько часов. С этим же связана необходимость исследования биологических жидкостей - алкоголь в них обнаруживается дольше, чем в выдыхаемом воздухе, поэтому суду впоследствии сложнее будет сослаться на естественное вытрезвление организма за истекшее время.

Если алкоголь в выдыхаемом воздухе содержится по причине болезни или употребления спиртосодержащих лекарств. В этом случае также рекомендуется пройти независимое освидетельствование, а также подготовить медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания. Следует отметить, что ошибочный результат исследования действительно может быть получен только за счет небольших количеств этанола, адсорбировавшегося непосредственно на слизистой оболочке ротоглотки при употреблении накануне проведения исследования каких-либо спиртосодержащих лекарств. Это называется «фиксированный алкоголь». При употреблении минимальных количеств, например 10-20 капель спиртовой настойки пустырника, этанол адсорбируется непосредственно на слизистой оболочке ротовой полости, а также и глотки, после чего выделяется с выдыхаемым человеком воздухом в течение 10-20 минут в весьма значительной концентрации.

Также, ошибка может быть вполне обусловлена наличием в полости рта обследуемого либо в окружающей среде каких-либо примесей редуцирующих веществ. Так, наличие в окружающем воздухе в значительных концентрациях ацетона, бензина, выхлопных газов и других летучих веществ приводит к их вдыханию обследуемым с последующим введением с выдыхаемым обследуемым воздухом в реакционную камеру приборов-анализаторов и искажению результатов проведенного исследования. Кроме того, в течение 4-5 минут после курения на результаты проведенного исследования могут также оказывать существенное влияние выделяющиеся из дыхательных путей обследованного соединения углерода.

К сожалению, понятие «управление транспортным средством» действующим законодательством не регламентировано. Однако, по сложившейся судебной практике, правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ считается оконченным, если лицо, находясь в состоянии опьянении включило двигатель и привело автомашину в движение.

К примеру, Верховный суд РФ, при пересмотре дела гр.Белоусова, осужденного Кунгурским районным судом Пермской области по ч.2 ст.264 УК РФ, указал, что даже запуск двигателя с целью прогрева автомобиля еще не является управлением таковым (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год).

При этом у всех на слуху случай, когда к административной ответственности по ст.12.8 КоАП РФ привлекли водителя, двигатель автомашины которого вообще находился в ремонте.

К сожалению, подобные факты очень тяжело доказываются. Случаи с возможностью подтверждения ремонта двигателя официальным документом достаточно редки, поэтому фактически основываться можно только на показаниях свидетелей, к которым традиционно велико недоверие судей. Ведь кто обычно является свидетелем, т.е. присутствует при задержании водителя? Обычно это родственники и друзья, находящиеся в машине, в том числе и при распитии спиртного в припаркованном автомобиле.

Тем не менее, постарайтесь в случае возникновения такой ситуации зафиксировать факт того, что двигатель автомобиля холодный. Если сотрудники ДПС оформляют протоколы с соблюдением формальностей и пригласили , то обратите внимание на температуру двигателя, откройте капот и предложите рукой оценить температуру (если двигатель действительно не заводился, конечно). можно будет принять за основу доказывания. Если же сотрудники ДПС в нарушение закона при оформлении ряда протоколов само является основанием к прекращению дела. При этом не лишним будет самому (или попросить присутствующих родственников, друзей) пригласить двух ранее незнакомых людей засвидетельствовать температуру двигателя (зимой может помочь еще и отсутствие следов протектора на свежевыпавшем снеге).

Не забудьте записать координаты и телефоны этих свидетелей, желательно также вписать их в протокол об административном правонарушении - показания незаинтересованных свидетелей будут иметь большее значение в суде.

На практике встречаются и случаи невнимательности сотрудников ДПС при проверке документов у остановленного водителя. Например, в нашей практике был случай, когда компания молодежи отдыхала на даче. Владелец автомобиля, на котором все приехали, «злоупотребил» алкоголем и спал. В это время его друзья взяли его автомобиль и поехали кататься по дачному массиву.

Когда их остановил патруль ДПС, водитель не смог предъявить документы, однако сотрудники милиции сами нашли в «бардачке» документы владельца автомобиля, спокойно спавшего на даче, и оформили в отношении него протоколы за отказ от медицинского освидетельствования.

Сидевший за рулем друг владельца автомобиля не смог по причине опьянения развеять ошибку сотрудника ДПС и утром владельца ждала неприятная новость. Нам удалось доказать показаниями свидетелей, что владелец автомобиля действительно не управлял им в указанное время. Дело было прекращено. В подобной ситуации существенное значение имеют показания настоящего нарушителя, которому не стоит опасаться привлечения к ответственности, ведь доказать его вину уже проблематично (хотя для максимального снижения риска лучше рассматривать дело ближе к окончанию трехмесячного срока давности).

В случае привлечения к ответственности по ч.2 ст.12.8 КоАП РФ, наиболее перспективным представляется сосредоточение усилий на прекращении основного дела по , постановление о прекращении которого будет иметь силу преюдиции для второго. Дополнительно при данной квалификации можно отметить следующее. Во-первых, имеются большие сомнения в законности постановления, вынесенного по делу о правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.8 КоАП РФ ранее вступления в законную силу постановления по . Если еще не установлен факт вождения лицом транспортным средством в состоянии опьянения, то как можно выносить постановление о виновности в передаче управления нетрезвому лицу. Во- вторых, водитель, передающий управление, не является врачом-наркологом и не обладает какими-либо необходимыми специальными познаниями в области медицины. Каким образом он может знать, что второй водитель употреблял алкоголь, если для установления этого факта требуется заключение медицинского освидетельствования, сделанное врачом, прошедшим специальную подготовку? В-третьих, можно опираться на тот факт, что передача автомобиля состоялась ранее, когда второй водитель был трезв. Это можно подтвердить письменной доверенностью.

Компания «Лишению нет!» готова защитить Ваши права при привлечении к ответственности по ст.12.8 КоАП РФ! Нарушения, допускаемые инспектором и врачом по делу об административном правонарушении, можно выявить при исследовании материалов дела, которое в нашей компании производится бесплатно.

Управление машиной при опьянении является одним из самых серьезных нарушений. Оно карается наложением штрафных санкций и лишением прав.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но еще более суровое наказание предусмотрено для тех, кто нарушает данное правило вторично. Рассмотрим, что ждет любителя «пьяной» езды в 2019 году.

Ужесточается ли наказание

С 1 июля 2015 года вступили поправки в Уголовном кодексе по ст. 264 УК РФ, касающейся управления машиной в состоянии опьянения. Нормативный акт был дополнен статьей 264.1, в которой говорится о повторном нарушении.

Этот нормативный акт увеличивает наказание для водителей. Если раньше нарушение влекло только лишение прав, то сейчас возможно тюремное заключение.

Причина увеличения ответственности вполне понятна. От рук пьяных водителей гибнут тысячи людей, еще больше человек получает травмы, мешающие нормальной жизнедеятельности.

И поскольку за вождение в пьяном виде ранее предусматривалось только наказание «рублем» , а удостоверение изымалось на небольшой срок, многие вновь игнорировали требования законодательства. С введением поправок ситуация на дороге должна измениться в лучшую сторону.

Что грозит водителю за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения

За повторное управление автомобилем в состоянии опьянения без прав (после лишения за первичное нарушение) грозит:

  • материальная ответственность (штраф);
  • конфискация прав;
  • лишение свободы.

Вид наказания зависит от нескольких факторов:

  • скорость движения автомобиля;
  • нарушенные ;
  • отношение водителя к ситуации;
  • последствия;
  • настроение инспектора полиции.

Если водитель ведет себя агрессивно, отказывается «дышать в трубку», пытается сбежать и не признает свою вину, то рассчитывать на минимальное наказание не стоит.

Избежать уголовной ответственности не получится и в случае причинения вреда жизни и здоровью людей (при наезде на человека или в результате столкновения с другим механическим средством).

Помимо наказания, предусмотренного законодательством, сам пострадавший или его родственники могут подать в суд для компенсации причиненного морального и материального ущерба. В этом случае финансовые затраты могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

Штрафы

Согласно , за первичное нарушение ПДД, водителю придется заплатить штраф – 30 тысяч рублей .

При этом скидка в размере 50%, действующая в течение 20 дней с момента вынесения постановления, не распространяется на этот вид нарушения.

За повторное управление любым механическим средством в нетрезвом виде увеличен до 200-300 тысяч рублей . Эта норма прописана в . Размер штрафа также может быть определен в зависимости от размера дохода нарушителя за последние 1-2 года.

Дополнительно к штрафу применяется еще одно наказание – лишение права занимать должности сроком до 3 лет. Какие именно должности попадают под запрет, решается в суде.

Как правило, они относятся к профессиональной деятельности врачей, сотрудников правоохранительных органов, водителей общественного транспорта. Также будет запрещено заниматься деятельностью, определенной судом сроком до 3 лет.

Как видим, штрафы достаточно серьезные. Но наказание может быть более суровым.

Если водитель отказывается от медицинского освидетельствования, то это считается за езду в состоянии опьянения. Поэтому избежать наказания не получится, если у инспектора есть основания полагать, что водитель нетрезв.

Лишение прав

Сейчас лишают прав даже за первичное нарушение ПДД и езду в нетрезвом виде. За первое нарушение водительское удостоверение конфискуется на срок до 2 лет. К этому сроку прибавляется еще 1,5-3 года после повторного нарушения.

Одно время в правительстве рассматривалась инициатива, предусматривающие ужесточение наказания для водителей, повторно севших за руль в пьяном виде.

Планировалось пожизненно. Но изменения в законодательстве сделаны не были.

Лишать прав водителей могут только в судебном порядке. Но инспектор вправе отобрать и задержать нарушителя, если он ведет себя агрессивно и игнорирует требования правоохранительных органов.

Изъятие документа происходит после получения на руки решения суда. До этого времени пользоваться машиной можно без ограничений, если удостоверение ранее не было конфисковано или подлежало возврату.

Дополнительные меры воздействия

Оказавшись за рулем в пьяном виде повторно, водителю может быть не только назначен штраф и лишение прав, но и другие виды наказания:

Если принимается решение о назначении наказания в виде обязательных работ, например, то штраф отменяется. При этом водителю могут назначить штраф за езду без прав в размере 30000 рублей.

Самое суровое наказание – лишение свободы. Именная эта мера была дополнена в законодательстве. Но российский суд отличается гуманностью, поэтому уголовная ответственность предусматривается для лиц, действия которых повлекли травмы, смерть людей или порчу государственного имущества.

Если от действий пьяного водителя погибло несколько человек, то срок уголовной ответственности составляет более 4 лет. На весь период нарушитель лишается прав.

При остановке водителя, находящегося в состоянии опьянения, автомобиль подлежит аресту и отправке на штрафстоянку.

В этом случае платить нарушителю придется в разы больше, особенно, если забрать машину в ближайшие сутки нет возможности у друзей или близких (например, никто не вписан в , кроме самого водителя).

А забрать автомобиль без прав владелец не может. Остается только бежать в страховую компанию, что вписать еще одного человека в полис. Опять же, придется заплатить.

В каком случае дело рассматривается в суде

Инспектор ГИБДД может только составить протокол на штраф. В его компетентности решить, направлять ли дело в суд или ограничиться штрафными санкциями.

Решение зависит от параметров, указанных выше – скорость движения, поведение водителя и т.д. Если водитель свою вину не отрицает, идет на контакт и согласен на медицинское освидетельствование, при этом твердо стоит на ногах, речь уверенная, то инспектор может ограничиться штрафом.

Но при повторном нарушении ПДД определить подходящее наказание достаточно сложно, поэтому такие дела передаются в суд.

Инспектор может ходатайствовать о смягчении наказания, поскольку водитель легко шел на контакт и препятствовал действиям правоохранительных органов.

Исключительно в суде решаются следующие вопросы:

Только в суде пострадавшие могут потребовать возмещение материальной и моральной компенсации, если водитель добровольно отказывается решить данный вопрос.

Любое нарушение, связанное с человеческими жертвами, рассматривается в судебном порядке. Инспектора ГИБДД не имеют полномочий назначать наказание по Уголовному кодексу.

Аналогичная ситуация при лишении прав. Инспектор может предупредить, что за данный вид нарушения предусмотрено лишение водительского удостоверения, но изъять его не могут.

Как смягчить наказание

Законодательством предусмотрен список смягчающих обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда и смягчить наказание.

К ним относится:

  • нарушитель признал свою вину и раскаялся в содеянном;
  • добровольное признание в органах ГИБДД о свершенном нарушении правил дорожного движения;
  • оказание помощи в расследовании , где виновной стороной стал подсудимый;
  • добровольное возмещение причиненного материального или морального вреда потерпевшей стороне;
  • исполнение в полной мере предписаний и постановлений правоохранительных органов до вынесения судебного решения;
  • возраст нарушителя меньше 18 лет;
  • нарушение не привело к гибели людей;
  • вынашивание ребенка или воспитание малолетних детей, если нарушителем является женщина;
  • на иждивении у водителя-мужчины супруга в декрете и несовершеннолетние дети;
  • на иждивении у нарушителя престарелые родители или ребенок-инвалид;
  • состояние аффекта при свершении правонарушения.

Смягчающими обстоятельствами становятся положительные характеристики с места работы. Если нарушитель имеет какие-либо награды за работы на общественных началах, то сведения о них также прикладываются в суде.

Поделиться: