Кому и куда жаловаться на суд? Советы юристов. Как подать жалобу на судью

Обращение гражданина в суд чаще всего происходит в ситуациях, когда каким-либо образом были нарушены его законные права и интересы. Однако в отдельных случаях нарушение прав может произойти и в ходе судебного разбирательства, по причине несоблюдения законодательства самим судьей. В этом случае тот участник процесса, чьи права были при этом нарушены, имеет право обжаловать его действия, для чего составляется и подается в суд специальный документ - жалоба на судью. Правила и основания для его составления стоит рассмотреть подробно.

Ситуации, когда может понадобиться жалоба

Если говорить обобщенно, то основанием для обжалования действий судьи является нарушение им норм действующего законодательства (в частности, процессуального или материального), вследствие чего произошло ущемление законных прав и интересов одного из участников судебного процесса. Более конкретные основания для этого могут быть следующими:

  • несоблюдение сроков разрешения судебного спора (данный срок не может быть более двух месяцев);
  • игнорирование судьей ходатайств, которые подаются одной из сторон спора (или же их законными представителями);
  • искажение хода судебного заседания в судебных протоколах;
  • некорректное поведение судьи;
  • игнорирование просьбы от одной из сторон в приобщении к делу доказательств, которые у него имеются;
  • наличие подозрений в предвзятости судьи или его пристрастности;
  • необоснованное препятствование в возможности высказаться и т. п.

На практике нарушений может быть множество, поскольку осуществление судебного процесса включает в себя большое разнообразие процедур и требований. В каждом из этих случаев гражданин, чьи интересы были вследствие судебных действий нарушены, имеет право подать на него официальную жалобу, которая обязательно должна быть принята во внимание и рассмотрена уполномоченными лицами. Вопрос относительно того, куда пожаловаться на судью, будет рассмотрен далее.

Правила составления жалобы и подачи

Многие граждане не видят четкой разницы между такими документами, как апелляция по решению судьи и жалоба на его действия, отождествляя их между собой. Однако эти документы абсолютно разные и подаются по различным основаниям и в соответствии с индивидуальными процедурами. Так, в отличие от апелляции, подавать которую необходимо в суды вышестоящей инстанции, субъектами и органами для обращения с жалобой являются:

  • председатель суда;
  • квалификационная коллегия судей;
  • прокуратура.

Наиболее распространенными вариантами являются первые два, поскольку именно председатель и коллегия имеют право напрямую влиять на судью. Что касается прокуратуры, то у ее представителей полномочия более ограниченные, однако в отдельных случаях жалоба может быть подана и в этот орган. Ярким примером этого является ситуация, когда имеются подозрения или даже неопровержимые доказательства факта коррупции со стороны судьи. Рассмотрение такого рода нарушений как раз и входит в компетенцию прокуратуры.

Если речь идет о процессуальных нарушениях, перечисленных выше, то обращаться лучше всего к председателю суда. При этом не имеет значения, где именно происходит рассмотрение дела - это может быть как районный суд, так и апелляционный или мировой. Однако стоит учесть, что подать жалобу может только один из участников судебного разбирательства (то есть истец или ответчик), права которого были нарушены, или же его законный представитель. Чаще всего инициатором жалобы становится адвокат одной из сторон, который хорошо знает нормы законодательства (в том числе и процессуального) и поэтому без проблем может выявить имеющиеся нарушения.

Чтобы знать, как написать жалобу на судью на имя председателя правильно, стоит рассмотреть основные правила ее составления:

  • правый верхний угол - стандартная для многих документов такого рода шапка, в которой указывается ФИО председателя, адрес суда, ФИО заявителя и его процессуальное положение;
  • в основной части жалобы нужно как можно более подробно изложить все обстоятельства дела и конкретные ошибки, допущенные судьей в ходе процесса (при этом очень желательно делать ссылки на конкретные положения законодательных документов и нормы права, которые были нарушены);
  • далее гражданин может потребовать от председателя принятия каких-либо мер (например, отстранения судьи от рассмотрения данного дела, ускорение судебного разбирательства и т. п.).

В конце жалобы заявитель ставит дату ее составления и свою подпись, после чего документ может быть подан в соответствующий орган. Сделать это можно как лично, путем посещения суда и встречи с председателем, так и по почте (при этом письмо должно быть обязательно отправлено с уведомлением о вручении).

В том случае, если в действиях судьи действительно присутствовали весомые нарушения закона, председатель должен принять по отношению к нему меры дисциплинарного взыскания. В зависимости от серьезности ситуации его могут как просто наказать выговором, так и отстранить от рассмотрения конкретного дела, передав его другому судье. Однако чтобы добиться этого, гражданину необходимо доказать, что нарушения действительно были допущены и привели к нарушению его законных прав. Как правило, шансы на успех в этом случае значительно возрастают при наличии у него грамотного адвоката.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Жизнь полна парадоксов, и зачастую главными нарушителями прав человека оказываются те, кто призван законом защищать их. Вопросы, куда жаловаться на судью, где найти образец «правильного» обращения, возникают у граждан, оставшихся недовольными качеством и объективностью завершившегося процесса. Защитить свои интересы – сложная задача, успех зависит от качества проведенной подготовки и собранной доказательной базы.

Конституция РФ гласит, что суд должен быть беспристрастным и объективным. Практика часто демонстрирует иное:

  • дела находятся в производстве годами, хотя срок их рассмотрения по ст. 154 ГПК РФ не должен превышать двухмесячного периода;
  • судья сознательно игнорирует доказательства и свидетельские показания, подтверждающие позицию одной из сторон;
  • протоколы не соответствуют реальному содержанию процесса и показаниям его участников;
  • представители суда сознательно не дают слово истцу или ответчику;
  • представители правосудия прямо в ходе процесса консультируют одну из сторон.

Неискушенные граждане наивно полагают, что жалоба на мирового судью, поданная в квалификационную комиссию, немедленно возымеет действие, и представителя закона заменят на другого, беспристрастного и объективного. Достаточно найти «правильный» образец и узнать, в какие инстанции обращаться. На практике все иначе. Чтобы были приняты меры, необходима мощная доказательная база со стороны пострадавшего.

По закону судьи независимы, а потому ни одно лицо в государстве не вправе отстранить их от конкретного дела или повлиять на принятие решения. Максимум, которого можно достичь жалобой, – применение к нарушителю мер дисциплинарной ответственности. По статистике, это происходит лишь в 30% случаев, остальные обращения граждан не удовлетворяются.

Подготовительный этап разбирательств

Как пожаловаться на судью? Необходимо озаботиться сбором доказательств, которые станут подтверждением позиции обвинителя. Гражданину следует:

  • Регулярно читать дело, находить неточности и противоречия, копировать соответствующие выдержки из текста.
  • Постоянно знакомиться с протоколами, подавать замечания, если они составляются не вовремя или не отражают реальный ход событий.
  • Делать аудиозаписи хода заседаний: по закону судья не вправе запретить присутствующим на процессе фиксировать его ход.
  • Обратиться с прошением о ведении видеосъемки. Отказ возможен только касательно слушаний по «личным» делам (изнасилование, сексуальное домогательство), в остальных случаях судьи вынуждены давать разрешение, чтобы не вызывать ненужных вопросов и подозрений.

Замечания и жалобы подаются не непосредственно в ходе процесса, а по его завершении, через канцелярию. Вам предоставят образец оформления обращения. Подготовьте его в двух экземплярах: второй останется вам с отметкой о получении.

Если приведенное руководство, куда пожаловаться на несправедливого судью, не приведет к его отводу и не повлияет на приговор, то создаст прочную базу для обжалования решения в вышестоящей судебной инстанции.

Кому и куда можно пожаловаться?

Согласно действующим нормам права, подать жалобу на действия судьи вправе любой гражданин РФ, лицо без гражданства или подданный другой страны. Чтобы обратиться с заявлением, нужно собрать доказательства неправомерности действий служителя закона.

Юристы предостерегают граждан от двух ошибок: обращения в СМИ и органы Прокуратуры. Первая инстанция не имеет никакого влияния на органы правосудия, поэтому может помочь потерпевшему только сочувствием. Вторая откажет в принятии заявления.

Куда жаловаться на мирового судью? Для получения реального результата можно обратиться в:

  • Совет Судей;
  • Квалификационную коллегию судей (ККС);
  • Высший совет юстиции.

Если служитель закона не выполняет требования к самой процедуре процесса, можно высказать замечания Председателю суда.

Как правильно составить жалобу?

Жестко регламентированный законодательством образец жалобы отсутствует. Ее следует заполнять от руки. Неважно, чья деятельность вызвала у вас недовольство: работников районного или арбитражного суда, необходимо изложить в документе информацию, достаточную для принятия решения вышестоящим органом:

  • название инстанции, в которую направляется обращение;
  • ФИО, паспортные данные заявителя, контакты для связи;
  • ФИО и должность судьи, чья квалификация и беспристрастность стала причиной замечаний;
  • описание сути нарушений с отсылками к положениям законодательства;
  • требования заявителя;
  • дата составления документа и личная подпись.

Если у заявителя имеются документарные, аудио- и видеодоказательства, их необходимо приложить к обращению.

Если вы подаете жалобу на судью районного суда или представителя другого органа, ее нужно готовить в трех экземплярах. Один пойдет на рассмотрение в ККС, второй останется у гражданина с отметкой о получении первого, третий направляется противной стороне для возможности принятия ответных шагов.

Обратите внимание

Рассмотрение жалобы не подразумевает привлечения обвинителя и обвиняемого. Если нужны комментарии и разъяснения сторон, уполномоченные инстанции уведомляют их в письменном виде.

Если вы обратились в районный суд и не нашли там объективного отношения к делу, не опускайте руки. Собирайте доказательства и составляете жалобу. Даже если судью не привлекут к ответственности, накопленный материал станет мощным аргументом в вашу пользу при обжаловании приговора в вышестоящей инстанции.

Бесплатные образцы исков, жалоб, договоров и др. сайт

Судебное разбирательство — сложный процесс, при котором нередко сам судья может нарушить правила ведения заседания. В одних ситуациях — данный поступок считается незначительным, в иных — может повлиять на результат дела. Для обжалования его действий в этом случае можно подать жалобу на судью. Рассмотрим порядок подачи жалобы на судью субъекта федерации.

Куда подать жалобу?

Куда подавать претензию на действия судьи, зависит от того, в каком судебном органе проходило заседание, и в чем выражалось правонарушение.

Обжаловать действия судьи можно только путем подачи письменных претензий на имя председателя судебных инстанций, где он работает, или за счет обращения в квалификационную коллегию.

Председатель может рассмотреть обращение, поговорить с заявителем и судьей. После этого он может направить жалобу в квалификационную комиссию судей области, а также республики либо города федерального значения. В особых случаях председатель инициирует направление обращения в комиссию, так как несет ответственность за организацию деятельности судебного органа.

Лица, которые имеют право подавать жалобу на судью

Перед тем, как говорить о правилах оформления подобного документа, нужно определиться с кругом лиц, которые обладают правом на это. Изучив законодательство, можно отметить, что возможность на подачу заявления на судью имеют:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • общественные союзы;
  • структуры государственной власти;
  • органы местного самоуправления.

Основания для подачи жалобы

Список конкретных оснований для подачи жалобы:

  1. некорректное поведение судьи на судебном заседании в отношении лиц, а также в нерабочее время;
  2. затягивание судебного разбирательства (дела редко рассматривают объективно в сроки, которые прописаны в законодательстве — два месяца);
  3. грубое нарушение правил ведения процесса.

Сроки рассмотрения обращения

Поступивший материал должен быть рассмотрен Высшей квалификационной коллегией судей РФ не позднее 3-х месяцев, а квалификационной коллегией судей субъектов РФ — в течение месяца со времени его поступления, если иные сроки не указаны федеральным законодательством.

Как подать жалобу на судью?

На сегодня законом предусмотрено два вида предоставления соответствующего документа в отделение Квалификационной комиссии, которое рассматривает халатность судебного органа. К ним относят:

  • личное предоставление;
  • отправление почтой.

При первом варианте, заявитель, имея при себе жалобу, направляется в соответствующий отдел Квалификационной комиссии. В ее обязанности входит рассмотрение обращений определенного региона, где находится судебный орган, где было совершено правонарушение.

Второй способ исключает личный контакт заявителя с соответствующей инстанцией. Для этого необходимо иметь саму жалобу и адрес, в который она посылается. Желательно отправлять данную бумагу заказным письмом. Причем рекомендуется оформить опись содержимого в конверте.

Подать претензию на судью районного суда его председателю вы можете несколькими методами:

  • прежде всего, можно отправить в письменном виде жалобу почтовым отправлением либо курьерской службой (отправляйте письмо с уведомлением о вручении);
  • во-вторых, заявление председателю может быть предоставлено и передано через канцелярию судебного органа (вы должны получить расписку, которая подтверждает получение);
  • в-третьих, можно встретиться лично с председателем суда и передать ему заявление.

Как написать жалобу на судью?

Куда и как подать жалобу на судью, рассмотрено ранее, теперь изучим, как правильно ее оформить. Форма жалобы (на имя председателя или в квалификационную судебную коллегию) будет выглядеть следующим образом:

  1. В правом верхнем углу указывают адрес (ФИО председателя и адрес судебного органа, или адрес квалификационной коллегии),
  2. ФИО заявителя и его процессуальное положение.
  3. Указывается наименование документа «Жалоба» по центру.
  4. Описывается суть проблемы.
  5. Далее указывают ссылки на закон, который был нарушен в результате действий судьи.
  6. Затем пишется просьба о принятии определенных мер (к примеру, об ускорении судебного процесса и применении мер по отношению к судье).
  7. Дата и подпись заявителя.

Важно! Обращение пишется на действия судьи, а не на его постановление или приговор. В том случае если же вы допустите подобную ошибку, в вашей просьбе будет отказано автоматически.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Достаточно часто приходится слышать от людей, что судьи ведут себя некорректно, а иногда даже по-хамски. Не реже участники судопроизводства жалуются на факты грубейшего нарушения судьями и работниками суда требований процессуального законодательства. При этом, достаточно странной позицией таких людей является мнение о том, что жаловаться на судью выйдет себе дороже, что якобы судья обязательно отомстит за поданную на нее жалобу, или вынесет решение не в пользу жалобщика, а самой же судье ничего не будет, жалуйся на него или не жалуйся. Данная позиция основана в своей массе на простых слухах, хотя на деле все обстоит совершенно по другому. Так куда и как жаловаться на судейские нарушения, чтобы достичь результата?

В первую очередь стоит разграничить виды нарушений судьи, а соответственно и компетенцию органов к которые должна быть подана жалоба.

Самыми массовыми нарушениями является нарушения процессуального характера. Например затягивание дела судом, неверное оформление протокола судебного заседания, когда суд умышленно не вносит в него показания того или иного участника процесса или допрошенного свидетеля. В случае затягивания дела судом имеет смысл подать жалобу председателю суда, так как именно он ответственен за соблюдение своими подчиненным процессуальных сроков, и имеет возможность оперативного воздействия на судью с целью принуждения его к действиям в рамках установленного порядка судопроизводства. В жалобе председателю суда нужно четко и конкретно указывать номер дела, по какому именно иску оно рассматривается, когда принято к производству судом, а также само обстоятельство которое послужило причиной к подаче данной жалобы. Надо отметить, что жалоба председателю суда, вопреки слухам, является действительно рабочим инструментом для защиты своего права.

Если суд не внес в протокол судебного заседания какие-либо данные которые вы считаете важными, либо исказил показания данные участниками процесса, вы вправе подать замечания на протокол судебного заседания, которые суд обязан рассмотреть и вынести соответствующее определение. Для того, чтобы иметь возможность доказать фактически сказанное лицом выражение имеет смысл использовать в суде средства аудио фиксации, то есть диктофоны. Важно, что запретить вам его использовать судья не имеет право, так как получение на его проведение от суда не требуется, и закон вас обязывает только уведомить суд о том, что вами производится аудиозапись судебного заседания. А вот видеозапись судебного заселения вы имеете право производить только с разрешения суда, и на основании предварительного письменного заявления.

Если же речь идет о том, что поведение судьи явно не отвечает требования кодекса судейской этики, то есть судья хамит, кричит или оскорет вас, то жалобу нужно подавать в совет судей или квалификационную коллегию судей, так как данные действия отнесены к их компетенции. При этом ждать того, что по вашему заявлению судью уволят бессмысленно, такие ситуации встречаются крайне редко и чаще всего связаны с тем, что количество жалоб поступающих на него превысило все разумные пределы. Однако, даже если в ответе на вашу жалобу буде отказ в применении в отношении судьи какого-либо административного взыскания это совершенно не значит, что жалоба была написана в пустую, так как самому судье будет сделано соответствующее замечание о недопустимости такого поведения в дальнейшем, а сведения о поданной на него жалобе заставят судью вести себя по отношению к вам корректно и более не допускать грубостей или хамства.

Также в квалификационную коллегию судей нужно жаловаться и на грубы нарушения судьей норм процессуального права, так как допущение им таких нарушений напрямую указывает на не соответствие его фактической квалификации званию судьи, и чем больше будет подано таких жалоб, тем быстрее судья расстанется со своей мантией, либо научится уважать закон.

Другим распространенным заблуждением является убеждение, что на судью нужно жаловаться в Прокуратуру РФ либо в полицию. Это в корне не верная позиция, так как данные органы не имеют права вмешиваться в судейскую деятельность, ввиду прямого запрета на это законодательством нашей страны. Дело в том, что судебная система в нашей стране является независимой, и не может быть подчинена каким либо надзорным органам, так как это поставило бы туже прокуратуру в весьма привилегированное положение по делам в которых она является непосредственным участником. Поэтому никакого смысла писать жалобы в эти инстанции нет, вы просто потратите свое время и нервы.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы ответить на вопрос который возникает у каждого человека столкнувшегося с судейским произволом «подавать ли жалобу или нет?». И ответ на него будет однозначный, подавать жалобу нужно обязательно ведь если каждый из нас не будет отстаивать свои права на честное и справедливое судопроизводство судебная система в нашей стране никогда не изменится, судьи должны четко понимать, что любое их незаконное действие не останется незамеченным и тогда, по прошествии небольшого количества лет мы сможем оставить в наследство своим детям действительно правовое государство где судья будет работать для защиты закона и понимать, что он является слугой народа, как любой другой государственный служащий, а не наоборот.

Поделиться: