Чрезвычайные обстоятельства. Чрезвычайные ситуации: понятие и классификация I

Никто не застрахован от происшествий, опасных для здоровья и жизни людей. Именно поэтому определение «чрезвычайная ситуация» должно быть знакомо не только специальным службам, но и жителям любого государства. Полученные знания пригодятся в случае возникновения экстремальных ситуаций различного характера, для сохранения жизни и поддержания здоровья в изменённых условиях.

Определение понятия «чрезвычайная ситуация»: зри в корень!

Казалось бы, простая ситуация, которая может коснуться каждого, не нуждается в описании и уточнении. Однако существует:

  • множество нормативно-правовых актов, раскрывающих смысл выражения «ЧС» с юридической точки зрения;
  • необъятное количество мнений учёных-деятелей, предоставляющих абстрактное и теоретическое определение данного выражения;
  • опыт сотрудников спецслужб, которые готовы с практической точки зрения рассказать про определение термина «чрезвычайная ситуация».

И каждое раскрытие термина «ЧС» будет отличным от другого определения. В связи с разноречивостью мнений, в теории тактико-специальной подготовки было сформировано всеобщее понятие, рассказывающее о том, что такое чрезвычайная ситуация с универсальной точки зрения.

Подробнее о чрезвычайных обстоятельствах

Итак, наступил тот момент истины, который покажет весомое, наполненное смыслом определение. Чрезвычайная ситуация - это обстоятельства, которые возникают в результате наступления:

  1. Стихийного бедствия.
  2. Аварий и катастроф в промышленной и транспортной деятельности.
  3. Экологических катастроф.
  4. Бедствий военного, социального, политического характера и так далее.

Отличительной характеристикой возникновения опасных для жизни ситуаций является резкое отклонение стабильно протекающих в обществе процессов. При этом нарушаемая обыденная деятельность оказывает значительное влияние на жизнь и здоровье как общества в целом, так и отдельно взятой личности. Как правило, чрезвычайная ситуация связана с негативными факторами, нарушающими социальную жизнь общества, политическую деятельность государства, создает угрозу существованию природной сферы того или иного региона.

Правовое регулирование опасных ситуаций

Главным нормативно-правовым актом, определяющим режим жизнедеятельности граждан в случае возникновения ЧС, является Федеральный закон от 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС» природного и техногенного характера. Там также закреплено определение «чрезвычайная ситуация», но лишь с правовой точки зрения, непонятной гражданам без специального образования.

Существует множество локальных актов, создаваемых субъектами Российской Федерации. Кроме того, к правовой базе относится Устав учреждений, организаций, юридических лиц, регламентирующий поведение сотрудников в случае возникновения опасности.

ЧС: граница и территория

Эффективная защита в чрезвычайных ситуациях зависит от близости местонахождения человека от эпицентра опасной обстановки. Таким образом, важно учитывать не только характер бедствия, но и вид защитного снаряжения, количество использованных средств, время укрытия и так далее.

Основой мер защиты являются знания по следующим определениям:

  • Зона чрезвычайной ситуации – это полная территория, которую охватывают разрушающие последствия в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Данный показатель определяется ущербом, полученным в результате влияния источника ЧС.
  • Определение «чрезвычайная ситуация» тесно связано с таким понятием, как стихийные бедствия. Это процессы природного геофизического, гидрологического либо геологического характера, масштабы которых порождают последствия, охватывающие территорию многих государств.

Опасные последствия природного и техногенного характера, которые коснулись территории одного или нескольких государств, как правило, сопровождаются нарушением работы производства, транспортными авариями, разрушенными зданиями, уничтоженными коммуникациями и так далее. Разумеется, главнейшей сферой глав государств и спецслужб остаётся задача по сохранению здоровья и жизни людей в экстремальных условиях.

Техногенный фактор: доступные блага vs опасность для жизни

Потребности человека, как известно, невозможно удовлетворить в полной мере, однако, создавая неимоверное количество промышленных предприятий, мы пытаемся это сделать. Таким образом, создаётся искусственная угроза жизни и здоровью, происходят чрезвычайные ситуации техногенного характера, определение, предупреждение и быстрое устранение которых – важнейшая задача каждого!

Наиболее распространённой ЧС, встречающейся в повседневной деятельности любого гражданина, является авария. Она может как проявляться в поломке транспортного средства, линии передач, коммунальных соединений, так и представлять собой крупные повреждения промышленного оборудования, железнодорожного транспорта, здания и так далее. Кроме того, выделяется особая категория экстренных ситуаций, сопровождающаяся крупным выбросом химических средств, используемых в производстве. Как правило, аварии сопровождаются сравнительно небольшим количеством жертв.

Катастрофа – крупная интерпретация аварийной ситуации, включающая большую территорию.

Самым опасным техногенным фактором является экологическая катастрофа – резкое или постепенное изменение климата, биологической и природной среды в результате промышленной катастрофы какого-либо предприятия, сопровождающаяся массовой гибелью живых существ.

Определение чрезвычайных ситуаций и классификация их по отличительным признакам

Любая чрезвычайная ситуация анализируется и классифицируется специалистами в зависимости от следующих признаков:

Общепринятая классификация ЧС по сфере возникновения

Для того чтобы понять сущность, опасность и последствия экстренных событий, существует основная классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от характера возникновения.

1. Природный характер.

Наибольшую опасность представляют чрезвычайные ситуации природного характера, так как остановить подобную катастрофу не в силах даже самые современные технологии. Наиболее опасными явлениями считаются землетрясения, извержения вулканов и другие геофизически опасные явления природы.

2. Биолого-социальный характер.

Представляет собой массовое распространение того или иного заболевания. Особая опасность проявляется в случае возникновения неизвестной современной медицине болезни. Биолого-социальный фактор может включать как заболевания человеческие, ярким примером которых является всем известная лихорадка эбола, так и болезни определённых видов животных: птичий грипп, свиной грипп и так далее.

3. Техногенный характер.

Катастрофы техногенного характера возникают в результате работы промышленных предприятий. Опасность чаще всего вызвана поломкой оборудования, необходимого для нормального функционирования той или иной системы.

4. Экологический характер.

Экологические катастрофы являются самой тяжёлой категорией чрезвычайных ситуаций, так как проблема охватывает и влияет на всё человечество в целом.

Геофизика и гидрология: опасность подступает незаметно…

Как говорилось ранее, наиболее существенную опасность для человека создают чрезвычайные ситуации природного характера, определение и прогнозирование которых помогает спасти больше жизней. Невозможно предотвратить наступление того или иного стихийного бедствия, однако, благодаря заблаговременному предупреждению, специальные службы успевают эвакуировать людей в безопасное место.

Чрезвычайные ситуации природного характера включают в себя такие понятия, как извержение вулканов, землетрясения различной силы, стремительные обвалы и уничтожающие всё на своём пути оползни, а также пыльные бури, сели, лавины и так далее.

Неприятные тайны гидрологии и опасность для человечества кроется в наводнениях, половодьях, паводках, что несут ущерб средней величины, а также более крупные бедствия - тайфуны, штормы, цунами.

Что таит в себе определение «биолого-социальный характер»?

Разрушения и отрицательные экономические последствия несут не только явно выраженные природные чрезвычайные ситуации, но также ситуации биолого-социального характера.

К данной категории относится возникновение и распространение болезней. При этом пределы не могут ограничиваться границами локального региона. Как правило, вирус распространяется в пределах нескольких государств и даже нескольких континентов. Существует три категории опасных ситуаций биологического характера:

  1. Эпидемия – массовое заболевание людей.
  2. Эпизоотия – массовое заболевание сельскохозяйственных животных.
  3. Эпифитотия – массовое заболевание растений, распространение большого количества вредителей.

Ситуации техногенного характера: частые встречи

Отличительная особенность ситуаций техногенного характера заключается в том, что человек сам виноват в создании дополнительного источника опасности для себя. Таким образом, искусственная угроза таится в:

  • Транспортных авариях.
  • Пожарах и взрывах.
  • Авариях с выбросом радиоактивных веществ.
  • Авариях с выбросом химически опасных веществ.
  • Авариях с выбросом биологических веществ.
  • Авариях электроэнергетических систем и так далее.

Классификация ЧС в зависимости от масштаба

Все чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу:

  1. ЧС локального масштаба – пострадавших не более 10 человек, зона поражённой территории не превышает пределов одного объекта.
  2. ЧС муниципального масштаба – пострадавших не более 50 человек, зона поражённой территории находится в пределах муниципального образования.
  3. ЧС территориального масштаба – пострадавших не более 500 человек в пределах одного субъекта РФ.
  4. ЧС регионального масштаба – количество пострадавших не превышает 500 человек, опасность возникает в пределах 2-х субъектов РФ.
  5. ЧС федерального масштаба – пострадало более 500 человек, опасность присутствует в пределах нескольких субъектов РФ.
  6. ЧС трансграничного масштаба характеризуется охватом не только территории России, но и касается иностранного государства. Кроме того, данная классификация подразумевает ЧС, возникающие на территории зарубежного государства, но коснувшиеся РФ.

Термин «чрезвычайный» в Толковом словаре С. И. Ожегова объясняется как «исключительный, превосходящий все, всех, очень большой» .

Возникновение экстремальных условий обычно влечет за собой установление специального правового режима, часто связанного с повышенной ответственностью должностных лиц, с некоторым ущемлением прав и свобод граждан (ограничение передвижения, отказ в переписке или регистрации, мобилизации населения на производство восстановительных и спасательных работ и прочее), а также с усилением полномочий органов исполнительной власти и государственного управления в целях восстановления и поддержания общественного порядка. К задачам, решаемым правоохранительными органами в сложных условиях, относятся также предупреждение и пресечение распространения ложных и провокационных слухов, паники и возможных массовых беспорядков; осуществление режима допуска в очаги экстремальных условий; контроль за исполнением должностными лицами правил карантина и т. д.

Конституцией Российской Федерации (ст. 56, 87, 88) предусмотрено введение в РФ таких чрезвычайных правовых режимов, как военное положение и чрезвычайное положение. Исходя из смысла ст. 87 Конституции Российской Федерации, иных оснований для введения Президентом Российской Федерации на территории России или в ее отдельных местностях военного положения, кроме агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, федеральным законодательством предусмотрено быть не может. Изложенные условия введения военного положения имеют исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .

В период действия военного положения изменяются и условия прохождения службы в правоохранительных органах. Например, особенности возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел и особенности прохождения службы в органах внутренних дел в период действия военного положения определяются Президентом Российской Федерации .

Что касается чрезвычайного положения, то, как закреплено в ч. 2 ст. 56 и ст. 88 Конституции Российской Федерации, оно может вводиться Президентом Российской Федерации при наличии обстоятельств и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом. К таким обстоятельствам в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» относятся:

Попытки насильственного изменения конституционного строя;

Попытки захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж;

Массовые беспорядки, террористические акты;

Межконфессиональные и региональные конфликты;

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия, эпидемии и другие обстоятельства, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов .

Рассмотрим различные точки зрения ученых относительно понятия экстремальных, чрезвычайных условий, а также кризисных ситуаций и происшествий, которые в служебной лексике принято именовать чрезвычайными обстоятельствами.

По мнению Ф. С. Галенпольского, «чрезвычайное положение предполагает необычное, угрожающее существованию государства положение и отличается, таким образом, от повседневной правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности, которая в рамках нормальных общественных отношений противодействует помехам общественной безопасности посредством административного управления» .

Профессор А. Ф. Майдыков экстремальными условиями считает повышенной степени опасности обстановку (для жизни людей, сохранности материальных и культурных ценностей), вызываемую явлениями природного, биологического и социального характера и требующую от правоохранительных органов принятия специальных организационных и правовых мер, и их ресурсного обеспечения .

По мнению профессора М. П. Киреева, в новых условиях функционирования УИС необходимы специалисты не только в сфере обеспечения охраны, конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, но и в области обеспечения деятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического, социально-политического и криминального характера . Вследствие этого важным направлением совершенствования взаимодействия в управлении кризисными ситуациями является повышение готовности сил и средств, а также органов управления ими. Для этого необходимо сосредоточить усилия руководящего состава правоохранительных органов на вопросах, касающихся:

1) формирования постоянно действующих органов управления на территории всей страны (по образцу Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), имеющих задачи постоянного сбора и обработки (анализа) данных об обстановке в регионе, заблаговременной подготовки многовариантных решений по использованию сил и средств ОВД в кризисных ситуациях;

2) создания средств связи при оперативных штабах, материальных средств, техники, имущества, резерва, обеспечивающего органам управления возможность автономного действия на длительный период;

3) подбора сотрудников, привлекаемых для выявления, предупреждения и пресечения кризисных ситуаций; отработки вопросов управления силами и средствами в условиях резкого осложнения оперативной обстановки в ходе служебной подготовки сотрудников ОВД;

4) отработки действий органов управления контртеррористическими операциями по степеням готовности сил и средств, обеспечивающих своевременный сбор, их сосредоточение в указанном районе, организованное начало работы, наращивание ресурсов.

По мнению Д. Н. Бахраха, В. В. Гущина, В. Б. Рушайло, анализ действующего законодательства позволяет говорить о существовании наряду с чрезвычайным и военным положением еще одного специального административно-правового режима - режима особого положения.

Особое положение - это специальный правовой режим, включающий необходимость применения мер, которые по жесткости и объему правоограничений значительно уступают мерам, используемым при режимах чрезвычайного и военного положения. Иными словами, об особом положении можно говорить тогда, когда присутствуют определенные ограничения и запреты, но чрезвычайное или военное положение не объявляется.

Особое положение характеризуется следующими признаками:

Создание специальных органов управления;

Издание специальных нормативных правовых актов;

Применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

Возникновение особых правоотношений .

Как отмечает Д. Н. Бахрах, особое положение - это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость принятия особых мер, по жесткости и объему правоограничений уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения .

В. В. Гущин говорит о том, что особое положение отличается от иных специальных режимов: порядком установления, степенью жесткости и объемом правоограничений, характером изменения организационно-управленческого механизма .

Согласно ст. 57 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок объявления и установления особого режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающей такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и др. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией .

Осложнение оперативной обстановки, происшествия, кризисные ситуации, ЧО - это особо специфические условия, в которых сотрудниками принимаются решения. Данные условия носят смешанный, двоякий характер. С одной стороны, это в некоторой степени определенность, известность события (неповиновение осужденных или лиц, содержащихся под стражей, раскачивание транспортного средства, нападение на конвой, побег, пожар, захват заложников и др.), с другой - недостаточность сведений, невозможность их оперативно получить и на основе этого прогнозировать различные варианты развития ситуации, что, несомненно, является условием риска.

В связи с этим при осложнении оперативной обстановки, происшествиях, ЧО, в различных кризисных ситуациях руководители подразделений и непосредственные исполнители должны проявлять профессиональную интуицию, используя знание закономерностей, присущих тем или иным криминогенным и криминальным явлениям и процессам, происходящим как в местах лишения свободы, так и при перемещении спецконтингента.

Изучение опыта действий подразделений по конвоированию ФСИН России при происшествиях показывает, что наиболее распространенными видами кризисных ситуаций, в настоящее время квалифицируемых как ЧО, являются:

Нападение на караул в спецвагоне или в спецавтомобиле;

Побег на рывок под вагон при приеме (сдаче) спецконтингента на обменных пунктах;

Групповое членовредительство осужденных в специальных транспортных средствах;

Попытка опрокидывания транспортного средства путем раскачивания.

Вопросы и задания

1. Какие правовые режимы в условиях ЧО могут возникать на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством?

2. Дайте сравнительные характеристики военного положения, чрезвычайного положения и особого положения.

3. Назовите отечественных исследователей в области ЧС и ЧО и охарактеризуйте их научные взгляды.

4. Перечислите основные виды ЧО при конвоировании, которые могут возникнуть в настоящее время.

Еще по теме § 1. Понятие и характеристика ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ:

  1. Платежный баланс: понятие, принцип распределения операций в платежном балансе.
  2. Параграф 1. Упрощение гражданского судопроизводства: общая характеристика
  3. § 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов
  4. Закон: понятие, основные характеристики, классификация
  5. Понятие и характеристика ядов, особенности их использования при убийстве
  6. § 1. Понятие и характеристика ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  7. § 2. Подготовка сил и средств подразделений по КОНВОИРОВАНИЮ К ДЕЙСТВИЯМ при происшествиях И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
  8. Понятие и особенности гражданско-правовой защиты прав потребителей.
  9. §1.2. Понятие «коммерческая тайна» и «государственная тайна» и их соотношение
  10. Понятие и признаки акционерного общества в России и предпринимательской корпорации в США
  11. Понятие и признаки акционерного общества в России и предпринимательской корпорации в США
  12. Понятие и признаки акционерного общества в России и предпринимательской корпорации в США
  13. §3. Обстоятельства, исключающие международную противоправность

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

(пункт 7 части первой статьи 83 ТК РФ)

Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ отнесено к числу оснований прекращения трудового договора с работником. Оно представляет собой нововведение в трудовом законодательстве и вызвано современными реалиями: развитием технологий, наращиванием влияния человеческой жизнедеятельности на природу, сложившейся геополитической обстановкой и другими подобными факторами.

Применение рассматриваемой нормы увольнения возможно в случае, если:

1) произошло чрезвычайное обстоятельство;

2) это обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений;

3) взаимосвязь этих фактов признана Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором произошли описанные события.

Примерный перечень чрезвычайных обстоятельств дан в самом пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. В соответствии с Кодексом к таковым относятся:

1) военные действия;

2) катастрофы;

3) стихийные бедствия;

4) крупные аварии;

5) эпидемии;

6) другие чрезвычайные обстоятельства.

Перечень чрезвычайных обстоятельств, приведенный в пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является открытым - он конкретизируется в самом Кодексе (статьи 59, 72.2), иных нормативных правовых актах и дополняется такими обстоятельствами, как экологические и техногенные катастрофы, массовые беспорядки, эпизоотии, другие.

В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. на 07.03.2005) приводится более развернутый перечень обстоятельств, в соответствии с характером которых на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может быть введено чрезвычайное положение. Это:

А) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В любом случае масштаб чрезвычайных обстоятельств должен быть федерального или регионального (на уровне субъектов Российской Федерации) значения.

Непременным условием, разрешающим увольнение по пункту 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений. Это означает, что либо чрезвычайное обстоятельство должно носить длительный характер, либо в результате произошедшего чрезвычайного обстоятельства возникли непреодолимые препятствия, которые не позволяют продолжать трудовые отношения. Подобная ситуация возникла, например, после чернобыльской катастрофы, когда произошла массовая эвакуация людей из опасной зоны. При этом была остановлена деятельность всех предприятий и организаций, находящихся в опасной зоне. Правовых оснований для увольнения работников именно в связи с чрезвычайными обстоятельствами в тот момент в трудовом законодательстве не было, и ситуация разрешалась следующими способами: люди увольнялись по собственному желанию, некоторые организации ликвидировались с последующим массовым увольнением, отдельные работники переводились в другие организации и т. п. А ведь в данном случае речь шла именно о препятствии, непреодолимом одной лишь волей сторон трудового договора.

Решающим юридическим фактом, порождающим прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию, выступает только решение Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Примечательно, что в соответствии с действующим законодательством чрезвычайное положение устанавливается не вышеназванными решениями, а указом Президента РФ (такое право ему предоставлено Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. на 07.03.2005)). Аналогично осуществляется и введение в стране военного положения (Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Очевидно, что в случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения Правительство РФ для легитимизации рассматриваемого основания увольнения должно принять соответствующее решение во исполнение указа Президента РФ. Более того, в этом постановлении Правительства РФ должны быть предусмотрены конкретные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

В настоящий момент подобных решений ни Правительством РФ, ни органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации не принималось. Поэтому нельзя сказать ни о содержании этих решений, ни о форме, в какой они будут изданы.

Тем не менее только в случае наличия таких решений будут иметься все предпосылки для увольнения работников по основанию, предусмотренному пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Формулировка приказа о прекращении трудового договора при этом может выглядеть следующим образом:

Фрагмент приказа

По форме N Т-8

В связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих

Основание увольнения

Продолжению трудовых отношений, пункт 7 части первой статьи 83

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Трудового кодекса Российской Федерации.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах».

Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Причиной возникновения ЧО являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП).

Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное происшествие - происшествие или преступление криминального характера.

В целях ликвидации последствий ЧО может вводится чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение – вводимый, в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на территории РФ или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстановка, сложившаяся в результате возникновения ЧО, введения ЧП, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории ДР и ТГ, угрозы применения или применения ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органной государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей, определяется как особые условия.

Для решения задач, связанных с возникновением ЧО и наступлением особых условий, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно – тактических способов экстренного массированного реагирования ОВД, ВВ МВД РФ и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Поделиться: