Ликвидация последствий крупномасштабных наводнений конспект. Спасательные работы при последствиях наводнений

Прежде чем рассматривать вопрос ликвидации последствий наводнений, кратко охарактеризуем их. Основным поражающим фактором наводнений является поток воды. Главные характеристики потока воды приведены в табл. 7 (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).

Таблица 7. Характеристика поражающего фактора наводнений (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).

Основной поражающий

Характеристика основного

поражающего фактора

Единицы измерения характеристики

Поток воды

Максимальный уровень воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки)

Максимальный расход воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки)

Скорость течения (в рассматриваемом створе реки)

Площадь затопления местности

Продолжительность затопления местности

недели, сутки, часы

Повторяемость величины максимального уровня воды

годы, месяцы

Обеспеченность максимального уровня воды

Температура воды во время наводнения

градусы Цельсия

Время начала (сезон) наводнения

месяц, дата

Скорость подъема (интенсивность подъема) уровня воды за время наводнения

Слой (глубина) затопления местности в рассматриваемой точке

При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др. (Волобуева, 2009).

Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).

Основные характеристики последствий наводнений (Волобуева, 2009):

Численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнениям;

Количество населенных пунктов, попавших в зону, охваченную наводнением (здесь выделяются города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, полностью затопленные, частично затопленные, попавшие в зону подтопления);

Количество объектов различных отраслей экономики в зоне наводнения;

Протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, линий коммуникаций и связи, оказавшихся в зоне затопления;

Количество мостов и тоннелей, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;

Количество жилых домов, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;

Площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных наводнением;

Количество погибших сельскохозяйственных животных и др.

Обобщенные характеристики последствий: величина ущерба, наносимого наводнением. Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, сели и т. п.).

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается (17, 18):

Проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

Применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).:

Поиск пострадавших;

Обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

Оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

Эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

Укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

Сооружение водоотводных каналов;

Ликвидацию заторов и зажоров;

Оборудование причалов для спасательных средств;

Защиту и восстановление дорожных сооружений;

Восстановление энергоснабжения;

Локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов. С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию (20).

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации. При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 8).

Таблица 8. Время безопасного пребывания человека в воде (http://www.arspas.ru/mchs/, 2013).

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба. Главными задачами разведки при наводнениях являются:

Определение границ затопления;

Контроль динамики развития наводнения;

Установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;

Выявление материальных ценностей для вывоза из зоны бедствия;

Выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;

Оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов (Волобуева, 2009).

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывными. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации (Акимов, 2005).

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления можно рекомендовать (Ромасько, 2010):

Ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

Принять меры по развитию систем оповещения населения;

Принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;

Активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ;

С учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов;

Рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов (Михайлов, 2007).


Особенности ликвидации последствий наводнений. Главной целью аварийно- спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Основными требованиями к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнения и катастрофического затопления являются:


  • организация и проведение указанных работ в пределах всей зоны затопления, в короткие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших, а также снижение материального ущерба;

  • применение способов спасения пострадавших, а также способов защиты людей и объектов, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей спасательных сил и средств, безопасность спасателей и пострадавших.
Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом риска их возникновения и характера возможной обстановки;

  • быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

  • всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение поставленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке;

  • созданием необходимой группировки сил, организацией ввода ее на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения;

  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

  • непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб;

  • неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления;

  • организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.
Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;

  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

  • эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

  • сооружение водоотводных каналов;

  • ликвидацию заторов и зажоров;

  • оборудование причалов для спасательных средств;

  • мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений;

  • восстановление энергоснабжения;

  • локализацию источников вторичных поражающих факторов.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на незатапливаемых частях неразрушенных сооружений и участках местности.

Целесообразность применения того или иного способа защиты зависит от складывающейся оперативной обстановки в зоне затопления и конкретных условий проведения защитных мероприятий.

Наиболее эффективным способом защиты населения является своевременная эвакуация людей из опасной зоны. Применение этого способа защиты имеет минимальные последствия для жизни и здоровья людей, связанные в основном с их психическим перенапряжением.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей. Население, эвакуированное из зон затопления, размещается, как правило, в населенных пунктах или временных городках вблизи места проживания на незатапливаемой территории. В местах временного размещения людей и, при необходимости, в населенных пунктах проводятся мероприятия по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного (спасенного) населения.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на незатапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду замерзание возможно даже при относительно высокой температуре (рис. 17).

Рисунок 17. Время безопасного пребывания человека в воде
Размещение людей на незатапливаемых частях неразрушаемых сооружений и участках местности как способ защиты людей применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает ее быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, как и при других бедствиях, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Главными задачами разведки при наводнениях являются:


  • определение границ катастрофического затопления;

  • контроль динамики развития чрезвычайной ситуации (наводнения);

  • установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;

  • выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;

  • выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;

  • выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.
Особенностями организации разведки является наличие больших территорий, разведка которых наземными видами транспорта затруднена и необходимость круглосуточного ведения.

При чрезвычайных ситуациях организуется комплексная разведка (воздушная, наземная, надводная).

При проведении воздушной разведки используются летательные аппараты (вертолеты, самолеты), с помощью которых выявляются границы затопления, места нахождения людей в зоне затопления и определяется возможность доступа к ним.

При наземной разведке специально созданные посты контролируют уровень воды и оповещают руководящие органы о ее подъеме. В выборе маршрутов эвакуации людей, скота и материальных ценностей кроме воздушной разведки применяется надводная (катера, малые суда).

Основными способами ведения разведки при наводнениях являются: визуальный, фотографический, телевизионный, тепловизионный, радиолокационный. Соответствие способов ведения разведки решаемым задачам отражено на рис. 18.


Рисунок 18. Способы решения задач при чрезвычайных ситуациях, связанных с наводнением
Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.

Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные рабочие места.

Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают, исходя из объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ.

Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях.

При распределении сил и средств для проведения спасательных работ в зонах с опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:


  • Группа разведки и поиска пострадавших - на быстроходных плавсредствам (I вариант), на вертолетах (II вариант);

  • группа деблокирования и эвакуации пострадавших;

  • группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.
При организации выполнения спасательных работ командир подразделения (формирования) выбирает организационно-технологическую схему их ведения. Как правило, используются параллельная, последовательная и смешанная схемы организации спасательных работ.

При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления учитываются следующие сведения:


  • время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года;

  • тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ;

  • возможная продолжительность выполнения спасательных работ.
Поиск пострадавших людей в условиях высокого уровня воды представляет собой совокупность действий, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение объема и характера необходимой помощи.

Работы по спасению пострадавших выполняются с целью обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся в опасных зонах, их высвобождения и организации путей последующей эвакуации.

В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:


  • над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений);

  • на поверхности воды;

  • под водой (в затопленных помещениях и на дне).
В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, позволяющее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.

При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.

В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших.

Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:


  • сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

  • облетом зоны затопления на вертолетах;

  • по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.
При проведении поисковых мероприятий необходимо:

  • обследовать всю зону затопления;

  • определить и обозначить места нахождения пострадавших;

  • определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;

  • определить пути извлечения пострадавших;

  • устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.
Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.}

В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:


  • снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);

  • спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;

  • извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).
Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами:

  • по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

  • с использованием спасательной веревки (пояса);

  • с использованием лестницы-штурмовки;

  • с применением канатных дорог;

  • с применением спасательного рукава.
Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.

Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий, могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами.

Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:


  • подъем на борт плавсредства;

  • буксировка спасателем вплавь;

  • использование табельных и подручных спасательных средств.
Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дня представляет сложную задачу и может производиться способами:

  • вплавь спасателями в аквалангах;

  • деблокирование из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству.
Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками:

  • с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;

  • с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.
Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:

  • I этап - из мест блокирования на борт плавсредства;

  • II этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.
При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.

На первом этапе (например, при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом по пути к эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредства с этого участка на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).

При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:


  • спуск с использованием спасательных рукавов;

  • спуск с помощью спасательного пояса;

  • спуск с помощью петли;

  • спуск с помощью грудной перевязи;

  • спуск пострадавших с помощью канатной дороги;

  • подъем на борт вертолета.
Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

  • местонахождением людей;

  • их физическим и моральным состоянием;

  • набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;

  • уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду и обеспечить спасение пострадавших в сроки, не превышающие времени, как указывалось выше, наступления опасных для жизни физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в данных условиях.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и катастрофических затоплений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород на сегодня является взрывной способ. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-Востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Особые требования при наводнениях и затоплениях предъявляются к безопасному ведению спасательных работ. Для этого должны быть созданы все условия, организован постоянный контроль за выполнением спасателями надлежащих мер безопасности, обеспечено своевременное оказание помощи пострадавшим спасателям. В постоянной готовности должна находиться резервная поисково-спасательная группа для оказания помощи действующим группам при возникновении экстремальных ситуаций.

Оперативность управления силами при ликвидации последствий наводнений достигается заблаговременной подготовкой органов управления к решению задач в этих условиях, постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, принятием обоснованных решений и их выполнением, организацией и поддержанием надежной связи и информации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.

Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.

Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.

Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.

После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.

Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По многолетним наблюдениям в Украине самую большую опасность представляют катастрофические паводки в горных и предгорных районах Карпат, прежде всего, Закарпатья и Прикарпатья. По количеству пострадавших и сумме убытков паводки занимают одно из первых мест среди чрезвычайных ситуаций естественного характера.

Главным поражающим фактором паводков является поток воды, однако возможное возникновение вторичных факторов: пожаров; разрушение зданий и сооружений; заболевание людей и домашних животных и т.п.

Основными особенностями обстановки, которая возникает во время катастрофического паводка, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрый рост параметров поражающих факторов, ограниченное время выживания пострадавших, испытавших их влияние, сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого плавсредств, а также сложные погодные условия.

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях катастрофического паводка или затопление являются: поиск, предоставление помощи и спасение людей, которые оказались в зоне затопления, в возможно короткое время, обеспечивающее их выживание в условиях сложившейся обстановки.

Спасательные работы в условиях катастрофического паводка или затопления включают:

Поиск пострадавших;

Обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и их спасение;

Предоставление пострадавшим первой медпомощи;

Эвакуацию пострадавших из опасной зоны.


Основными способами защиты людей от поражающих факторов паводка (затопление) являются эвакуация населения из районов, которые затапливаются, размещение людей на незатопляемых элементах сооружений и участков местности.

Целесообразность применения того или другого образа защиты зависит от оперативной обстановки и конкретных условий проведения защитных мер.

В зависимости от местоположения населенного пункта, времени начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов, эвакуация может проводиться немедленно по получению сигнала о возможном затоплении данной территории или лишь в случае непосредственной угрозы затопления, пешком или с использованием транспортных средств.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в случае наводнения, паводка и катастрофического затопления должны вестись беспрерывно, круглые сутки, в любую погоду и обеспечивать спасение пострадавших в срок, который не превышает наступление опасных для жизни физиологических изменений в организме человека в случае пребывания в воде в данных условиях.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения: оперативно-спасательные службы гражданской защиты, усиленные десантными средствами, другие поисково-спасательные силы МЧС и региона, территория которого страдает от бедствия. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделы и формирования министерств и ведомств.

Во время поиска и спасения пострадавших должны широко использоваться авиационные технологии с использованием самолетов и вертолетов.

Мероприятия по предотвращению паводков и ликвидации их последствий предполагаются в планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые разрабатываются на всех уровнях, а также в государственных и региональных целевых программах.

комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение численности гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений, материального ущерба при наводнении. Проводится силами войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов, усиленных переправочно-десантными средствами инженерных, инженерно-технических, дорожных подразделений и формирований. Основные мероприятия: поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки. Достигается: проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления РСЧС, подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом характера возможной обстановки; быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств в район бедствия, организацией эффективной разведки и развертывания системы оповещения населения и управления; всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение поставленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке; созданием необходимой группировки сил, организации ввода ее на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ; своевременной эвакуацией людей из опасной зоны; непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения; применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов; непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб; неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления; организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.


Особенности ликвидации последствий наводнений. Главной целью аварийно- спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Основными требованиями к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнения и катастрофического затопления являются:


  • организация и проведение указанных работ в пределах всей зоны затопления, в короткие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших, а также снижение материального ущерба;

  • применение способов спасения пострадавших, а также способов защиты людей и объектов, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей спасательных сил и средств, безопасность спасателей и пострадавших.
Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом риска их возникновения и характера возможной обстановки;

  • быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

  • всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение поставленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке;

  • созданием необходимой группировки сил, организацией ввода ее на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения;

  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

  • непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб;

  • неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления;

  • организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.
Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;

  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

  • эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

  • сооружение водоотводных каналов;

  • ликвидацию заторов и зажоров;

  • оборудование причалов для спасательных средств;

  • мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений;

  • восстановление энергоснабжения;

  • локализацию источников вторичных поражающих факторов.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на незатапливаемых частях неразрушенных сооружений и участках местности.

Целесообразность применения того или иного способа защиты зависит от складывающейся оперативной обстановки в зоне затопления и конкретных условий проведения защитных мероприятий.

В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:


  • над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений);

  • на поверхности воды;

  • под водой (в затопленных помещениях и на дне).
В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, позволяющее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.

При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.

В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших.

Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:


  • сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

  • облетом зоны затопления на вертолетах;

  • по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.
При проведении поисковых мероприятий необходимо:

  • обследовать всю зону затопления;

  • определить и обозначить места нахождения пострадавших;

  • определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;

  • определить пути извлечения пострадавших;

  • устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.
Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.}

В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:


  • снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);

  • спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;

  • извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).
Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами:

  • по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

  • с использованием спасательной веревки (пояса);

  • с использованием лестницы-штурмовки;

  • с применением канатных дорог;

  • с применением спасательного рукава.
Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.

Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий, могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами.

Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:


  • подъем на борт плавсредства;

  • буксировка спасателем вплавь;

  • использование табельных и подручных спасательных средств.
Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дня представляет сложную задачу и может производиться способами:

  • вплавь спасателями в аквалангах;

  • деблокирование из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству.
Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками:

  • с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;

  • с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.
Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:

  • I этап - из мест блокирования на борт плавсредства;

  • II этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.
При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.

На первом этапе (например, при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом по пути к эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредства с этого участка на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).

При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:


  • спуск с использованием спасательных рукавов;

  • спуск с помощью спасательного пояса ;

  • спуск с помощью петли;

  • спуск с помощью грудной перевязи;

  • спуск пострадавших с помощью канатной дороги;

  • подъем на борт вертолета.
Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

  • местонахождением людей;

  • их физическим и моральным состоянием;

  • набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;

  • уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду и обеспечить спасение пострадавших в сроки, не превышающие времени, как указывалось выше, наступления опасных для жизни физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в данных условиях.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и катастрофических затоплений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород на сегодня является взрывной способ. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-Востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Особые требования при наводнениях и затоплениях предъявляются к безопасному ведению спасательных работ. Для этого должны быть созданы все условия, организован постоянный контроль за выполнением спасателями надлежащих мер безопасности, обеспечено своевременное оказание помощи пострадавшим спасателям. В постоянной готовности должна находиться резервная поисково-спасательная группа для оказания помощи действующим группам при возникновении экстремальных ситуаций.

Оперативность управления силами при ликвидации последствий наводнений достигается заблаговременной подготовкой органов управления к решению задач в этих условиях, постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, принятием обоснованных решений и их выполнением, организацией и поддержанием надежной связи и информации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
Особенности ликвидации последствий радиационной аварии. Для классификации аварий на радиационно опасных объектах существует несколько подходов. Это обусловлено тем, что подобные аварии отличаются большим разнообразием присущих им признаков, а также объектов, на которых они могут происходить. В большинстве случаев аварии, сопровождающиеся выбросами радиоактивных веществ и формированием радиационных полей, классифицируют применительно к АЭС.

В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на радиационно опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические).

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные события аварийных процессов, характерных для того или иного объекта (типа ЯР) или другого радиационно опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.

Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности.

В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).

Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.

Ранняя фаза аварии (фаза "острого" облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.

Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду и в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) протяженность промежуточной фазы прогнозируют равной 7-10 суток.

Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий потенциальные аварии на АЭС делятся на типы:

Локальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами объекта. При этом возможно облучение персонала и загрязнение зданий и сооружений, находящихся на территории АЭС, выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Местная авария . Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами пристанционного поселка и населенных пунктов в районе расположения АЭС. При этом возможно облучение персонала и населения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Территориальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена АЭС, и включают, как правило, две и более административно-территориальные единицы субъекта. При этом возможно облучение персонала и населения нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Региональная авария . Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами двух и более субъектов Российской Федерации и приводят к облучению населения и загрязнению окружающей среды выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек, или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1000 человек, или материальный ущерб от аварии превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной.

Трансграничная авария. Радиационные последствия аварии выходят за территорию Российской Федерации либо данная авария произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами.

Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера.

В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: "йодовой опасности", продолжительностью до 2-х месяцев, и "цезиевой опасности", который продолжается многие годы.

В "йодном периоде", кроме внешнего облучения (до 45% дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами - главными "поставщиками" радионуклида йода внутрь организма.

"Цезиевый период", наступающий по прошествии 10 периодов полураспада 131J, является периодом, когда цезий определяет основную причину радиационного воздействия на население и окружающую среду.

На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе - облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем - в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения.

Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии .

Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения.

Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:


  • локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;

  • выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;

  • снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки, путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;

  • создание временных площадок складирования радиоактивных отходов.
Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности.

С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения. Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения.

На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА:


  • стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА;

  • организация постоянного контроля радиационной обстановки;

  • принятие решения о методах и технических средствах ЛПА;

  • проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения;

  • создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.);

  • обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях.

  • На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения.
В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения.

На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА:


  • завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных Нормами радиационной безопасности уровней;

  • ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности;

  • обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты.
Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения.

Основными принципами планирования работ по локализации загрязнений и ликвидации последствий аварии являются следующие:


  • оценка состава и основных форм нахождения радионуклидов загрязнения;

  • учет свойств основных типовых поверхностей территории и объектов;

  • оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях;

  • определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки;

  • выбор наиболее эффективного и реально осуществимого способа локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов исходя из возможности имеющихся в распоряжении сил и технических средств.
Локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения проводится с использованием следующих основных методов:

1. Сбор и локализация высокоактивных радиоактивных материалов.

Особенностью сбора и локализации высокоактивных радиоактивных материалов (осколки топливных элементов, конструкционных и защитных материалов) является, как правило, то, что точное расположение радиоактивных источников не известно, по территории они распределены случайным образом, при проведении работ возможно неожиданное "появление" источника в результате вскрытия завала или изменения места его расположения.

Проведение работ в условиях полей с высокой мощностью экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения должно планироваться с максимально возможным применением средств механизации. В случае крайней необходимости привлечения ручного труда должны быть обеспечены:


  • подбор руководящего технического персонала, способного вести работы без детально разработанного плана и принимать управленческие решения по оперативной информации через средства наблюдения за работающими;

  • разработка детальных организационно-технических мероприятий по работам в зонах высоких МЭД до начала работ;

  • четкая организация рабочих мест в зоне сосредоточения персонала непосредственно перед выходом в зоны работ (места приема персонала, места надевания защитной одежды, пост дозиметрического контроля, пункт управления, места вывода персонала в зоны работ, места раздевания);

  • организация подразделений комендантской службы для поддержания установленного порядка в зоне сосредоточения;

  • преодоление психологического барьера у персонала, непосредственно выполняющего особо опасные работы (должны отбираться добровольцы);

  • постановка конкретных задач и подробный инструктаж.

2. Метод перепахивания грунта.

Основной защитный эффект достигается за счет "разбавления" активности по толщине перепаханного слоя грунта. Характеристикой эффективности использования данного способа является коэффициент ослабления Кос, как правило, определяемый по мощности экспозиционной дозы.

3. Метод экранирования.

Данный метод используется обычно после снятия загрязненного слоя при высоких остаточных уровнях радиоактивного загрязнения. Характеристикой эффективности так же является коэффициент ослабления Кос. На территории промплощадки аварийного объекта может широко применяться экранирование путем засыпания песком, гравием или покрытием бетоном или бетонными плитами.

4. Метод обваловки и гидроизоляции загрязненных участков.

Используется обычно как временная мера на первых этапах работ для предотвращения "расползания" загрязнения за счет смыва осадками и для исключения попадания радиоактивных веществ в грунтовые воды. Для сильно заглубленных загрязнений могут использоваться сложные гидротехнические сооружения: "стена в грунте", "фильтрующая завеса". Применение этого метода предполагает большой объем земляных работ с привлечением инженерно-строительной техники.

5. Методы связывания радиоактивных загрязнений вяжущими и пленкообразующими композициями. Основными методами являются : пылеподавление и химико-биологическое задернение.

Для закрепления (химико-биологического задернения) отдезактивированных и сильно пылящих участков местности нашли применение рецептуры, содержащие в своем составе пылеподавляющие композиции (ССБ, ММ-1, латекс) в качестве основы, минеральные и органические удобрения и смеси семян многолетних злаковых и бобовых трав.

В качестве основных технических средств пылеподавления используются поливомоечные машины, войсковые авторазливочные станции, сельскохозяйственная авиация.

Одной из самых эффективных мер радиационной защиты является дезактивация. Наиболее подходящими сроками проведения дезактивации, если не рассматривать необходимость ее для обеспечения безопасности при эвакуации населения или проведении неотложных аварийных работ на промплощадке аварийного объекта (предприятия), является период поздней фазы аварии. Это определяется временем, необходимым для планирования и организации дезактивационных работ, и сроками наступления относительной стабилизации радиационной обстановки, когда прекращается поступление радиоактивных веществ из источника выброса и заканчивается формирование следа радиоактивного загрязнения.

Основными методами дезактивации отдельных объектов являются:

а) для открытых территорий (грунта):


  • снятие и последующее захоронение верхнего загрязненного слоя грунта (механический способ);



  • химические методы дезактивации грунтов (промывка);

  • биологические методы дезактивации (естественная дезактивация);
б) для дорог и площадок с твердым покрытием :

  • смыв радиоактивных загрязнений струёй воды или дезактивирующих растворов (жидкостный способ);

  • удаление верхнего слоя специальными средствами или абразивной обработкой;

  • дезактивация методом экранирования;

  • очистка методом вакуумирования;

  • сметание щетками поливомоечных машин (многократно);
в) для участков местности, покрытых лесокустарниковой растительностью:

  • лесоповал и засыпка чистым грунтом после опадания кроны;

  • срезание кроны с последующим ее сбором и захоронением;
г) для зданий и сооружений:

  • обработка дезактивирующими растворами (с щетками и без них);

  • обработка высоконапорной струёй воды;

  • очистка методом вакуумирования;

  • замена пористых элементов конструкций;

  • снос строении.
Основными этапами дезактивационных работ являются паспортизация объекта дезактивации, подготовительные мероприятия и непосредственно дезактивация объекта.

Очередность проведения дезактивационных работ на территории зоны радиоактивного загрязнения определяется необходимостью последовательной дезактивации, начиная с наиболее загрязненных и заканчивая менее загрязненными местами и участками постоянного или длительного пребывания населения в процессе его жизнедеятельности или трудовой деятельности. Очередность дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств, дорог должна также определяться необходимостью первоочередной дезактивации наиболее загрязненных объектов, находящихся в постоянном обращении.

При выборе соответствующих приемов для конкретных объектов дезактивации необходимо руководствоваться наличием ресурсов, ожидаемой эффективностью и производительностью. Следует помнить, что практически всегда эффективность дезактивации обеспечивается тщательным соблюдением соответствующей технологии и постоянным оперативным дозиметрическим или радиометрическим контролем, иначе может потребоваться повторение операций или увеличение их числа при многократных обработках. Наиболее эффективными являются ручные приемы, которые, однако, характеризуются наибольшей трудоемкостью и повышенным облучением персонала.

При проведении дезактивации участков территории необходимо определять порядок работ (движение транспорта и персонала), который позволяет предотвратить новое радиоактивное загрязнение уже отдезактивированных участков. В этом плане дезактивацию следует вести в направлении от более загрязненных участков к менее загрязненным. Для дезактивации транспортных средств и другой самоходной техники целесообразно создание стационарных пунктов дезактивации с централизованным обеспечением техническими средствами, участками разборки техники, системами локализации и обработки образующихся радиоактивных отходов.

При проведении дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств с применением методов, вызывающих пылеобразование, требуется предварительное или одновременное увлажнение. Следует учитывать возможность перераспределения радиоактивного загрязнения в ходе дезактивации зданий и сооружений. В частности, при дезактивации кровель и стен (вертикальных поверхностей) мокрыми методами стекающие растворы могут привести к концентрированию радиоактивного загрязнения в отдельных местах на поверхности грунта, что потребует повторной его дезактивации, если она была проведена ранее.
Не менее важным мероприятием при ликвидации последствий радиационной аварии является сбор и захоронение (размещение) радиоактивных отходов.

В зависимости от применяемых методов дезактивации локализация отходов может быть достигнута следующими способами:


  • локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;

  • локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механическими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;

  • локализация жидких отходов в специальных емкостях-сборниках;

  • локализация как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающий разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.
На стационарных пунктах дезактивации должны быть задействованы системы очистки; схема очистных сооружений должна включать оборотное водопользование, системы сбора отходов, их отстоя, коагуляции, ионообменной сорбции, сбора и удаления шламов, концентрирующих радиоактивность. Желательно, чтобы мероприятия позднего периода включали создание специальных предприятий по обработке большей части накопленных в ходе дезактивационных работ радиоактивных отходов в жидком и твердом виде, включая почву. Грунтовые могильники радиоактивных отходов должны быть расположены в местах, выбор которых определяется:

  • гидрогеологическими и другими природными характеристиками, позволяющими осуществлять длительное хранение отходов без опасности проникновения их в окружающую среду;

  • малой хозяйственной ценностью участков территории размещения могильников;

  • возможностью организации постоянного контроля за состоянием могильников и ограничения доступа к ним в ходе хозяйственной деятельности. Места размещения могильников должны быть согласованы с местными органами Госсанэпиднадзора , обозначены на местности и ограждены, местоположение их должно быть нанесено на карту. Могильники должны быть изолированы сверху чистым слоем грунта с возможной его дальнейшей биологической рекультивацией.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать потенциально радиационно опасные объекты на подведомственной территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах, предусмотреть необходимые мероприятия по ликвидации последствий радиационных аварий в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Поделиться: