Деятельность аварийных комиссаров. Служба аварийных комиссаров при ДТП — как вызвать и оформить происшествие

Состояние многих водителей после ДТП такое, что их поступки и действия не всегда могут быть полностью осознанными. В то же время после аварий ситуация такова, что нужно быстро решать множество важных вопросов. Для помощи в подобных случаях создана структура, которая получила название «аварийный комиссариат». В этой статье мы рассмотрим, каковы полномочия и функции этой организации, как и по какому номеру телефона можно вызвать сотрудников комиссариата после аварии, и сколько им нужно будет заплатить за оказание услуг.

Кто такой аварийный комиссар

Аварийный комиссариат - коммерческая организация, оказывающая помощь водителям после ДТП. Это может быть юридическое лицо или ИП. Независимо от формы образования юр. лица (ООО, ЗАО, ИП), комиссариат выполняет определенный перечень функций.

Водителю стоит учитывать, что сотрудники комиссариата не являются официальными лицами (представителями какой-либо государственной структуры), правомочными хоть как-то влиять на юридическую сторону ДТП. Если объяснять простыми понятиями, то аварийный комиссар - это персонаж, выполняющий роль хорошего знакомого, который обладает знаниями и навыками, необходимыми в стрессовой ситуации после аварии на дороге, для фиксации ДТП и оказанию различного вида помощи.

Аварийные комиссары действуют в рамках закона. Законодательство не запрещает третьим лицам оказывать помощь любой из сторон аварии после произошедшего ДТП, в том числе - выполнять все обязанности водителей после аварии, прописанные в п. 2.6 ПДД. Невыполнение данных обязанностей грозит участнику автопроисшествия административной ответственностью, согласно ст. 12.27 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП) и

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Профессия «аварийный комиссар» указана в Общероссийском классификаторе - категория ОК 016-94 под № 23489. А в Налоговом Кодексе (НК) РФ есть упоминание аварийных комиссаров в разрезе учета расходов страховщиков по расследованию страховых случаев (ст. 294, ч.2, п. 9). Следовательно, деятельность аварийного комиссариата осуществляется в рамках российского законодательства.


Функционирование службы аварийных комиссаров не требует лицензирования. Поэтому они вправе без получения особого разрешения (лицензии) осуществлять свою деятельность. Согласно ст. 49 (ч. 1) Гражданского Кодекса (ГК) РФ:

Коммерческие организации, …могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

То, что делает аварком после аварии, очень помогает водителям. Прежде всего, он осуществляет защиту правовых и финансовых интересов клиента за денежное вознаграждение. Алгоритм его действий:


Это основные действия, которые выполняют аварийные комиссары, прочие же мероприятия зависят от условий конкретной ситуации. Некоторые агентства предлагают множество сопутствующих услуг, например, страховой компании. В таком случае служба аварийных комиссаров выплачивает пострадавшему сумму причиненного ущерба в течение 24 часов.

Необходимо отметить, что аварийные комиссары классифицируются по трем группам:

  • представители от страховых компаний (физические лица), которые числятся в штате страховой, получают у них заработную плату. Услуги этих комиссаров входят в перечень услуг, предоставляемых по полису добровольного страхования КАСКО;
  • аваркомы, осуществляющие свои услуги как от страховщиков, так и работающие независимо (по вызову клиентов). Они являются юридическими лицами, заключившими договор о предоставлении своих услуг конкретной страховой;
  • независимые специалисты.

Для пострадавшего в ДТП выгодно вызывать независимого комиссара, так как представители страховой заинтересованы в том, чтобы, в первую очередь, учесть интересы своего заказчика.

Вызов аварийного комиссара, независимо от сложившейся ситуации - это сугубо добровольное решение участников (участника) ДТП. В свою очередь, представители аварийного комиссариата не вправе навязывать сторонам автопроисшествия свои услуги. Исключение составляет обязательность вызова комиссаров (представителей страховой компании), если это прописано в договоре страхования КАСКО. В противном случае страховая имеет право .

Как вызвать единую службу аварийных комиссаров

В России существует единый номер телефона для вызова аварийного комиссара при ДТП: 8-800-500-49-34. Операторы, находящиеся на связи, работают круглосуточно. Они уточняют город, местоположение дорожного происшествия, детали аварии и сообщают, что нужно сделать дальше. Звонок по этому вызову является бесплатным.

Еще один вариант - не дожидаясь аварии, нужно найти в интернете номер телефона аварийных комиссаров, работающих в вашем городе. Наиболее верный способ найти хорошего комиссара - выбрать его по рекомендации водителей, ранее обращавшихся к его услугам и получившим в результате сотрудничества положительный результат. Номер телефона следует записать и положить в доступном месте, например, в бардачок автомобиля.


Водителю стоит учесть, что услуги аварийных комиссаров могут быть предоставлены как в разовом порядке, так и на условиях абонемента на неограниченное количество вызовов в течение года.

Если же страховая прописала в договоре страхования КАСКО опцию по вызову аварийного комиссара, то вызывать нужно именно того сотрудника комиссариата, контактные данные которого указаны в договоре страхования. Самовольничать и вызывать представителя со стороны в такой ситуации не следует, страховщик вправе на этом основании отказать в выплате страхового возмещения.

Как работает аварийный комиссар

По приезде на место происшествия специалист в рамках своих полномочий помогает разрешить основные сложные вопросы. В обязанности аварийного комиссара входит в том числе и контроль за ситуацией после ДТП. Для этого он выполняет перечень следующих действий:


Функции и услуги авто комиссаров по ДТП предоставляются на платной основе. Об этом - чуть далее.

Оформление ДТП без ГИБДД

Если у участников автоаварии ждать наряда ГИБДД по каким-либо причинам не получается, то тогда возможно , т. е. происшествие оформляется без ГИБДД. Оптимальный вариант - сделать это при помощи сотрудников аварийного комиссариата.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ №40-ФЗ, оформление ДТП без привлечения представителей ГИБДД допустимо, если в совокупности соблюдены следующие условия:


Аварком запишет показания сторон ДТП, свидетелей, нарисует схему происшествия, составит заявление в отдел ГИБДД территориального района, где произошла авария. Затем комиссар доставит сформированный пакет документов по назначению, т. е. на ближайший стационарный пост ДПС или же непосредственно в управление ГИБДД, если ДТП произошло в городе. Величину убытков фиксирует аварийный сертификат, который также выдается аваркомом.

Сколько стоит вызов

Вызов аварийного комиссара на место происшествия, как правило, варьируется в диапазоне от 1000 до 1500 рублей. Конкретная стоимость услуг зависит от региона, дальности места ДТП от населенного пункта и комплекса предоставляемых услуг. Уточнить сумму можно по телефону при вызове сотрудника комиссариата. Стоит помнить и о том, что в стоимость вызова комиссара входит только его приезд и документальная фиксация ДТП.


Сбор различных - это отдельная статья расходов, сумма которой составляет еще около 1500-2000 рублей. Соответственно, вызов эвакуатора (при необходимости) также оплачивается клиентом. Поэтому вызов аварийного комиссара выгоден участнику ДТП, если ситуация неоднозначна или приблизительная сумма ущерба превышает финансовые затраты на вызов.

Иногда водители начинают на месте спор, выясняя, кто платит за вызов аварийного комиссара при ДТП? Эту сумму оплачивают либо поровну обе стороны аварии, либо сторона, которая вызвала комиссара, если второй водитель отказывается платить. Во избежание недоразумений рекомендуется до вызова согласовать этот момент.

Важно: за все оплаченные услуги аварком должен выдать клиенту чек или квитанцию.

Вышесказанное касается независимых аварийных комиссаров. Если же специалисты по ДТП работают от страховой и оказывают услуги клиенту данной компании в рамках полиса КАСКО, то в этом случае стоимость его услуг уже включена в калькуляцию полиса.

Если же гражданин стал участником ДТП при наличии абонемента от конкретной службы аварийных комиссаров, то он не платит за вызов разово, а оплачивает абонемент раз в год. Стоимость такого обслуживания зависит от ценовой политики компании, предоставляющей свои услуги. Как правило, это 5000-10000 рублей в год.

Краткое резюме


Служба аварийных комиссаров необходима водителям в следующих ситуациях.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

В последнее время очень часто стали поступать вопросы, примерно следующего содержания: «Я попал в аварию, оформили документы, а теперь страховая компания требует с меня ущерб. Почему?»

Основное непонимание у автовладельцев вызывает тот факт, что они вызывали аварийного комиссара для оформления документов, все было зафиксировано и подтверждено, но теперь страховая компания предъявляет им требование о возмещении ущерба.

Кто такой аварийный комиссар

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

Об аварийных комиссарах

Аварийный комиссар (от фр. commissaire d’avaries) или диспашер (в морском праве) - физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей.

Аварийный комиссар действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесённого ущерба. По указанию страховщика он может заниматься реализацией повреждённого имущества, осуществлять розыск пропавшего груза, собирать информацию о местном страховом рынке.

В России широкое распространение различные службы аварийных комиссаров (так часто именуют также - не вполне корректно - компании по страховому техническому ассистансу) получили после введения ОСАГО в 2003 году. Среди самых старых и известных - ЛАТ, РАТ и Малакут-Ассистанс.

Как Вы уже понимаете, а если не понимаете, то я Вам докладываю:

Аварийный комиссар - это бизнес! Причем бизнес основанный, как обычно, на правовой безграмотности наших граждан и вере в громкие названия.

Потратив некоторое время на изучение законодательства приходим пока к одной мысли: аварийных комиссаров, в том виде как они представлены на наших дорогах, т.е. представители страховых компаний или независимые эксперты - в правовом поле не существуют. Это обычные физические лица, или представители юридических лиц, которые немного разбираются в страховых вопросах и зарабатывают на этом.

В европейских странах действительно существует институт аварийных комиссаров, лиц которые оказывают помощь автовладельцам в их отношениях со страховыми компаниями. приняты специальные законы и предусмотрена ответственность за заинтересованность.

К сожалению в России аварийный бизнес приобрел две формы:

  • либо это представитель страховой компании, который заинтересован исключительно в отстаивании ее интересов;
  • либо «предприниматель» или работник «бизнесмена», который заинтересован в зарабатывании на произошедшей аварии.

Как зарабатывают на авариях

Если «аварийный комиссар» — как представитель страховой компании, всем понятный персонаж, то «аварийный комиссар» — как бизнесмен требует дополнительного объяснения.

Spoiler

3.11. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в соответствии с правилами, утвержденными Банком России, иное имущество — для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а страховщик — провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку).

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи соответствующего направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра, после проведения которых по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим. Фактом, свидетельствующим об исполнении страховщиком обязанности по организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), является выдача (направление) потерпевшему соответствующего направления.

Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра, независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.

По общим правилам, после произошедшей аварии имущество должно быть оценено специалистами и существует два основных варианта развития событий:

Вариант 1 — основной

  • Страховщик направляет машину на экспертизу. И кто его делает? Правильно - эксперт заинтересованный в получении постоянных заказов от этой страховой организации. Значит оценка ущерба будет снижена от ее реальной стоимости.
  • Оценка произведена, оценка независимая, страхователь возмещает ущерб потерпевшему.

Где заработок? Просто мы еще не рассматривали участие аварийного комиссара в деле 🙂

Теперь добавим в эти взаимоотношения аварийного комиссара. Это специалист узкого профиля, в интересах которого заработать, у него есть знакомые и опыт ведения судебных баталий.

  • Аварийный комиссар просит иного оценщика составить «независимый» отчет об оценке и почему-то всегда эта оценка будет выше, чем ранее сделанная.
  • Затем инициируется дело в суде из-за разности в оценке, проводится судебная экспертиза (в большинстве случае, а мы говорим о 90% и более) итоговая судебная оценка выше первоначальной оценки страховой компании, что позволяет выиграть дело и получить компенсацию судебных расходов.

Это и есть стандартный заработок аварийного комиссара, т.к. экспертизы и оценки также включаются в судебные расходы и компенсируются любой (иногда и автовладельцем) проигравшей стороной.

Вариант 2

  • Все, то же самое, что описано выше, но еще легче. Второй вариант используется при личной заинтересованности сотрудников страховых компаний на месте, т.к. использует ошибки именно страховой компании в части непроведения необходимой оценки.

Spoiler

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

3.12. Если страховщик в установленный пунктом 3.11 настоящих Правил срок не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал его независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), то потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой технической экспертизой или экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра.

В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.

Как Вы правильно понимаете, оценка изначально будет содержать интерес сотрудников страховой организации и учитывать все интересы – и потерпевшего, и аварийного комиссара.

С сутью бизнеса аварийных комиссаров разобрались:

  • заработать маленькую денежку при оформлении документов
  • заработать большую денежку заняв место потерпевшего (по цессии) или представляя его интересы в деле.

Теперь попробуем разобраться в их пользе для обычного автовладельца.

Участие аварийного комиссара в ДТП

В настоящий момент, участие аварийного комиссара при составлении схемы ДТП – это почти вредно . Теперь постараемся разъяснить этот довод.

Аварийный комиссар при оформлении ДТП не имеет никакого правового статуса – он никто: он не свидетель, он не представитель кого-нибудь (исключение комиссары нанятые СК), он не имеет никаких полномочий – он никто. Аварийный комиссар умеет только одно – разъяснять автовладельцам какую пользу он несет заполняя за них схему ДТП (при этом зарабатывая за разъяснение).

Именно подобное поведение вводит автовладельцев в заблуждение и они ошибочно думают: «Аварийный комиссар приехал, сейчас заполнит все документы, проблем не будет.»

Упрощенный порядок стал возможен после того, как законодатель ввел понятие «европротокол» — так называемый упрощенный порядок оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Польза от введения европротокола большая — значительное количество ДТП с небольшим размером ущерба перестали требовать многочасового ожидания сотрудников ГИБДД.

Плюс от введения европротокола есть, но к сожалению есть и минус — менталитет российского обывателя настроен на правило: «Если кто-то решает мою проблему — значит проблема решается.» Это не так. Если мы будем помнить, что аварийный комиссар при ДТП никто и не имеет абсолютно никакого статуса, по сути являясь простым прохожим что-то нам рассказывающим, то проблемы с регрессом от страховой компании нам удастся избежать.

Регресс (суброгация) от страховой компании

Для начала познакомимся с термином регресс – это правило, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В страховых отношениях используется иной термин «суброгация» — к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Spoiler

ГК РФ Статья 965. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация)

  1. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
  2. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
  3. Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
  4. Если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя), страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

ГК РФ Статья 1081. Право регресса к лицу, причинившему вред

  1. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
  2. Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.
  3. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного судьей при осуществлении им правосудия, имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

3.1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

  1. Лица, возместившие вред по основаниям, указанным в статьях 1073 — 1076 настоящего Кодекса, не имеют права регресса к лицу, причинившему вред.

В тонкости этих двух понятий, их сходстве и различий, мы не будем вдаваться – читателям сайта это не к чему, следует просто знать общее правило — лицо возместившее ущерб имеет право потребовать компенсации с причинителя вреда, если это право предусмотрено законом.

Закон об ОСАГО содержит положения, позволяющие регресс (суброгацию) к виновнику аварии. Все пункты рассматривать не будем, остановимся только на пунктах «ж» и «з» части 1 статьи 14 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Spoiler

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

  1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

Ключевыми условием для регресса к виновнику аварии является то, что документы составлялись без уполномоченных сотрудников полиции. В этом случае необходимо:

  • уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП в течение 5-ти рабочих дней;
  • без письменного разрешения страховой компании не ремонтировать автомобиль в течение первых 3-х недель;
  • по требованию страховой компании, в течение первых трех недель, предоставить автомобиль для осмотра.

После оформления европротокола и потерпевший, и виновник аварии, обязаны поставить в известность свою страховую компанию, а потерпевший еще и представить автомобиль для осмотра. Это занимает очень много времени, зачастую несколько часов, (интересный момент — если сотрудников ГИБДД за волокиту можно наказать, то сотрудников СК нет:-)) но именно несоблюдение правил, предусмотренных федеральным законом, предоставляет в последующем право страховой компании в порядке регресса взыскивать с виновника аварии весь выплаченный потерпевшему ущерб, а потерпевшему отказать в возмещении ущерба.

Если документы составляет сотрудник ГИБДД, то уведомлять страховую компанию уже не надо.

Выводы из нашего материала следующие:

  • всегда вызывайте ГИБДД — если есть разногласия по виновности, спорная ситуация или есть пострадавшие, то они приедут;
  • если нет разногласий в виновности, нет пострадавших и виновник признает свою вину, то можно на месте составить схему ДТП, подписать ее обоими участниками и ехать в ГИБДД для оформления документов;
  • если нет разногласий, желания ехать в ГИБДД и размер ущерба до 50 000 рублей, то можно составить европротокол, но обязательно тут же уведомить страховую компанию и предоставить им авто для осмотра. Главное помнить, что то время которое Вы потеряете «здесь и сейчас» в ожидании сотрудника ГИБДД, потом Вы потеряете в страховой компании;
  • помните, что аварийный комиссар Вам не друг, не товарищ и не брат – он Вам никто. Оказанная им помощь – это помощь случайного прохожего с улицы, разбирающегося в проблемах связанных с авариями и решившего Вам помочь за деньги;
  • отступление от требований закона – это будущие убытки.

Надеемся, что соблюдение этих простых правил позволит Вам избежать ненужных судебных разбирательств.

Страница
1

Введение

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

Сталкиваясь с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

В связи с этим возникает проблема выработки оптимальной для каждого отдельного предприятия своей собственной, уникальной организационной структуры, системы развития и принятия решений. Как правило, начинающий предприниматель не задумывается о тонкостях организации бизнеса, актуальных для крупных предприятий.

Сообщество малого бизнеса своими первоочередными проблемами считает следующие проблемы (в порядке убывания значимости): регистрация, сертификация, ограниченность финансовых средств, высокая налоговая нагрузка, нестабильность законодательства, доступ к материальным ресурсам, коррупция в органах власти и управления, лицензирование, высокие ставки арендной платы, трудности с получением кредита, проверки контрольно-надзорных органов, низкая квалификация персонала, доступ к информации государственных и муниц.органов, криминальная обстановка. То есть предприниматели в первую очередь видят внешние проблемы, не пытаясь упорядочить и приспособить внутреннюю среду своего бизнеса, спланировать возможные проблемы и пути их решения.

Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в России, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирования, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая простота организации и управления.

Формальное планирование может дать много преимуществ всем типам компаний, большим и малым, начинающим и имеющим определенный опыт. Оно побуждает руководство постоянно думать о будущем. Оно заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы. Аргумент о бессмысленности планирования в условиях постоянных изменений не выдерживает критики. Как раз наоборот - тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательские инициативы.

Целью данной работы является разработка проекта создания службы аварийного комиссариата в г. Перми.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования и правовое регулирование малого бизнеса;

2. Разработать методологию составления бизнес-плана для малого предприятия;

3. Проанализировать накопленный опыт функционирования аналогичных предприятий в других регионах Российской Федерации;

4. Рассмотреть возможность создания службы аварийных комиссаров на пермском рынке;

5. В соответствии с данной методикой создать проект малого предприятия ООО «Служба аварийных комиссаров».

В первой части данной работы обосновывается необходимость разработки бизнес-плана для малого предприятия, рассматривается процесс бизнес-планирования с точки зрения предпринимателя. Составляется краткая методология создания предприятия. Во второй части представлен проект создания малого предприятия.

В работе использовались следующие методы: монографический, статистический, экспертных оценок, экономико-математический.

Методические подходы к организации предприятий малого бизнеса

Одним из важнейших шагов на пути создания собственного предприятия является составление бизнес-плана начинающим предпринимателем. Бизнес-планирование позволяет оценить собственные возможности, расходы, трудности и требования к тому, кто решил начать собственное дело, создать предприятие и обеспечить его функционирование.

По существу, бизнес-план заставляет предпринимателя сначала построить свое предприятие на бумаге. Процесс бизнес-планирования имеет огромное значение для предпринимателя, поскольку вынуждает его размышлять о том, что и как предстоит сделать; для кредиторов и инвесторов, поскольку помогает им решить, стоит ли финансировать это предприятие.

– это эксперт, который выезжает на место ДТП и оказывает помощь водителям в оформлении необходимой документации , подсказывает, какие должны быть дальнейшие действия, выступает консультантом по вопросам страхового законодательства и правил дорожного движения ( ?). Он может являться независимым предпринимателем, штатным сотрудником страховой компании или работать на страховщика в качестве нанятого специалиста.

Иногда аваркома называют аджастером, но это не совсем верно. Аджастер – это специалист, основная задача которого добиться справедливого урегулирования убытка от страховой компании. Он не только помогает в оформлении документов на месте происшествия, но и может обращаться в страховую компанию от имени своего клиента, и даже, при необходимости, представлять его интересы в суде.

Трудовые функции аварийного комиссара состоят в следующем:

  • Оказывает психологическую поддержку водителям, попавшим в неприятную ситуацию и находящимся в стрессовой ситуации.
  • При необходимости, вызывает сотрудников ГИБДД и скорой помощи, принимает решение, можно ли оформить аварию по Европротоколу.
  • Осуществляет фото- и видеофиксацию произошедшего, помогает заполнить извещение о ДТП, производит осмотр автомобиля и первичную оценку полученных повреждений.
  • Консультирует по вопросам общения с сотрудниками дорожной полиции и обращения в страховую компанию.
  • Аварком, являющийся сотрудником страховой компании, призван проследить за отсутствием мошенничества и максимально снизить возможную выплату. В договоре КАСКО может быть прописано условие обязательного присутствия такого специалиста при каждом ДТП.

Иногда, если подобное прописано в договоре добровольного автострахования, присутствие аварийного комиссара на месте происшествия и оценка им повреждений может заменить осмотр у страховщика, тем самым ускоряя получение выплаты.

Должностные обязанности

Полномочия

Для осуществления своих функций, аварком имеет следующие права:

  • опрос водителей и свидетелей с целью выяснения обстоятельств происшедшего, сбор их контактных данных;
  • присутствие при общении своего клиента с сотрудниками ГИБДД, помощь при написании им объяснительной;
  • осуществление фото- и видеосъемки места аварии, поврежденных автомобилей и их регистрационных знаков, документов водителей и полисов ОСАГО;
  • вынесение своего мнения касательно обстоятельств произошедшего и суммы ущерба и фиксация этого в аварийном сертификате.

Ответственность

В отличие от страховых компаний и брокеров, деятельность аварийный комиссаров и аджастеров не подлежит специальному регулированию и лицензированию на законодательном уровне . Стать аваркомом может любой человек, который оформил юридическое лицо или ИП, либо поступил на работу в штат страховщика. Главное:

  1. знание правил дорожного движения и страхового законодательства;
  2. опыт в оценке повреждений автомобиля;
  3. специфический склад характера, который позволяет работать с людьми, находящимися в сильном стрессе.

Чаще всего в эту профессию приходят:

  • бывшие сотрудники Госавтоинспекции;
  • юристы;
  • работники страховых компаний.

Ответственность перед своими клиентами аварийный комиссар и аджастер несет только в той мере, которая зафиксирована в договоре на оказание услуг.

Договор может быть заключен на разовую помощь в конкретной аварии или на обслуживание в определенный период времени. При этом стоит иметь в виду, если аварком является штатным сотрудником или нанятым специалистом страховой компании, то несет ответственность за свои действия перед собственным работодателем , а вовсе не перед водителем, которому помогает в заполнении документов.

Как выбрать?

Для тех автомобилистов, кто решил воспользоваться услугами аварийного комиссара или обязан сделать это по условиям договора добровольного страхования, можно дать несколько советов:


Процедура оформления ДТП


Чьи интересы защищает?

Если аварийный комиссар является индивидуальным предпринимателем или сотрудником независимой фирмы, которого один из участников ДТП пригласил на место аварии по своей инициативе, то, безусловно, он выступает на стороне своего клиента, помогая правильно оформить все бумаги для получения выплаты по ОСАГО или КАСКО. Помощь такого специалиста оплачивает вызвавший его водитель , при начислении денег от страховщика эти затраты не компенсируются.

Если аварком является штатным сотрудником страховщика или сторонней фирмы, с которой у страховой компании заключен договор, то он действует ради выгоды своего работодателя. Его основная задача: воспрепятствовать возможному страховому мошенничеству, а также снизить размер причитающейся финансовой компенсации.

Отчет о работе

Аварийный сертификат – это официальный отчет комиссара о проделанной им работе на месте ДТП.

Документ включает:

  • подробную схему аварии;
  • фотоотчет;
  • сведения обо всех участниках происшествия;
  • перечень полученных повреждений;
  • дополнительные комментарии аваркома.

Сертификат подписывается им и пострадавшим водителем , далее должен быть передан в страховую компанию наряду с остальными документами для получения выплаты.

Что делать дальше после оформления аварии?

Если иное не предусмотрено условиями договора с аварийным комиссаром, после оформления всех необходимых документов и передачи аварийного сертификата своему клиенту его работа закончена. Водитель должен обратиться в страховую компанию в установленный законом или договором страхования период с комплектом необходимых для получения выплаты бумаг.

В случае обращения по ОСАГО срок подачи документов – 5 рабочих дней, по КАСКО срок определен правилами страхования и может различаться в зависимости от компании.

– профессия для России достаточно новая и не у всех автовладельцев вызывающая доверие. Между тем присутствие аваркома на месте аварии может оказать не только необходимую моральную поддержку, но и поможет в будущем добиться справедливой выплаты от страховщика и избежать дополнительных финансовых затрат. Особенно актуальным становится вызов специалиста, если водитель подозревает, что имеет дело с «подставным» ДТП, в которым его пытаются выставить виновником.

Следует помнить, что ответственность аваркома за проводимую им работу законодательно никак не регулируется и зависит только от условий договора. В зависимости от того, кто заключил контракт с комиссаром и оплачивает его услуги, аварком может действовать на стороне водителя или страховой компании. В любом случае перед подписанием аварийного сертификата потерпевшему водителю необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием и при несогласии с каким-либо пунктом внести соответствующие правки.

Попадание в аварию – огромный стресс, который может заставить даже самого опытного водителя забыть о правильной линии поведения в таких ситуациях. Обязанности аварийного комиссара при ДТП заключаются в оказании своему клиенту всесторонней помощи и поддержки. Он поможет не наделать глупостей, которые впоследствии могут обернуться крайне неприятным образом, начиная от отказа в страховых выплатах и заканчивая уголовным обвинением.

Кто же такие аварийные комиссары и как они работают? Это люди, которые специализируются на оказании самой разной помощи участникам аварии, включая психологическую, правовую и медицинскую. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Обязательно имеют комиссары специальное образование, желателен и большой практический опыт работы с ДТП. Однако по действующему законодательству аварком не имеет никаких особых полномочий, поэтому по делу обычно проходит всего лишь как свидетель.

Очень часто такие эксперты имеют высшее юридическое образование, а также большой практический опыт работы с делами по ДТП. Кроме того, они обязаны прекрасно знать ПДД, разбираться в автостраховании и соответствующем законодательстве, а также быть неплохо знакомыми с устройством автомобиля и средними ценами на соответствующем рынке.

Есть три варианта того, как и где работают аварийные комиссары:

  1. В страховой компании, как штатные сотрудники.
  2. В качестве независимых специалистов. В этой роли могут выступать как фирмы, так и частные предприниматели.
  3. Эксперты, сотрудничающие со страховщиками. Это независимые специалисты, которых нанимает страховщик.

Важно понимать, что аваркомы, сотрудничающие со страховщиком (или работающие на него), будут представлять скорее интересы страховой, чем водителя.
Следовательно, их главной целью будет минимизировать выплаты, положенные владельцу страхового полиса, будь то КАСКО или ОСАГО. Независимые же специалисты будут работать в пользу человека, который их нанял. Стоимость их услуг будет несколько больше, однако и надёжность тоже.

Услуги аварийного комиссара могут входить в страховой договор по КАСКО, но не по ОСАГО. Обычно такая опция включена в полисы, страхующие машину и от повреждений, и от угона. Так же страховщик может предоставить своего эксперта за дополнительную плату, даже если такая возможность не предусмотрена договором.

Какие функции они выполняют

Зачем нужно обращаться к подобным специалистам? Деятельность аварийных комиссаров на месте, где произошла авария, заключается в следующем:

  • тщательный осмотр места происшествия;
  • вызов сотрудников ГИБДД, а также эвакуатора, если это необходимо;
  • если нужно, оказание первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим и вызов скорой;
  • опрос свидетелей;
  • фиксация всей ситуации, а также состояния повреждённых машин, в том числе на фото и видео;
  • предварительная оценка ущерба;
  • оформление документов.

То есть, по сути, специалист занимается всем тем, чего требует закон от участника аварии. К счастью, этот же закон не запрещает ему пользоваться помощью третьих лиц.

Кроме перечисленного, эксперт по мере необходимости оказывает водителю психологическую помощь и поддержку. Также в задачи комиссара входит консультирование клиента по всем возникающим у него вопросам.

По результатам своей деятельности аварком обязан составить специальный отчёт – аварийный сертификат. В этот документ входят фотоматериалы, схема аварии, её словесное описание, информация о ситуации и обо всех причастных к ДТП.

Однако работают представители этой профессии не только непосредственно на месте аварии. Многие из них предлагают водителю юридическое сопровождение на всех этапах до получения страховой выплаты. Они могут собрать и подать документы в страховую, а при необходимости заняться оспариванием её решения, в том числе в суде. Окажут они помощь и на судебных заседаниях, касающихся определения виновника аварии, а также при любых других спорах, которые могут возникнуть между участниками ДТП.

Хоть комиссар и не обязан иметь юридическое образование, он должен превосходно разбираться в областях права, сопутствующих его работе. Это связано с тем, что он предоставляет клиенту информационную поддержку и выступает в судах, а кроме того может оказывать услуги по подготовке исков.

Особенности оформления ДТП при участии комиссара

Обратиться за помощью к специалисту можно, просто позвонив ему. Срок его прибытия на место ДТП, как правило, составляет 10-20 минут. Конкретное время будет зависеть о того, насколько занят специалист, в каком регионе происходит действие, и, конечно, от ситуации на дороге.

Важно учитывать, что аварийный комиссар ни в коем случае не заменяет сотрудника ГИБДД. Вызвать инспекторов всё же придётся, если, конечно, участники не хотят или не могут оформить аварию по Европротоколу.

Нельзя полностью полагаться на действия вызванного эксперта, его работу придётся проконтролировать. Это особенно важно, если аварком представляет страховщика, поскольку в таком случае он будет стараться сделать всё, чтобы выплаты по страховке оказались минимальными. В случае несогласия с какими-либо действиями специалиста, либо если он упустил что-то важное на взгляд клиента, необходимо ему об этом сказать.

Документ, который составляет комиссар, должен быть подписан вызвавшим его водителем. Однако перед подписанием нужно внимательно ознакомиться с тем, что именно в нём записано. Если есть какие-то сомнения или претензии, либо клиент с чем-то не согласен – подписывать отчёт не нужно. Вместо этого необходимо в письменном виде изложить все изменения и дополнения, уже под ними поставить подпись, и приложить их к аварийному сертификату.

Стоит ли прибегать к услугам аварийного комиссара

Аварийный комиссар вызывается на место аварии в обязательном порядке только в том случае, если в договоре КАСКО кого-то из участников прописано такое условие. Во всех остальных ситуациях к этому специалисту обращаются по желанию, если кто-то из водителей считает, что есть такая необходимость.

Оплачивать услуги независимого эксперта придётся тому, кто его вызвал. Что, впрочем, не отменяет возможности договориться с другими участниками аварии, и разделить плату между всеми заинтересованными сторонами.

У обращения к специалисту есть как свои преимущества, так и недостатки. Из первых можно отметить:

  1. Оказание психологической помощи участникам аварии. Это будет очень полезно, поскольку само по себе попадание в ДТП – ситуация крайне травмирующая морально, даже если никто серьёзно не пострадал.
  2. Комиссар прибудет на место в самые короткие сроки и тут же начнёт работу, что сильно ускорит весь процесс.
  3. Специалист тщательно зафиксирует и подробно опишет все повреждения, полученные автомобилем. Кроме того – проведёт предварительную оценку стоимости его ремонта. Всё это будет полезно при дальнейшем обращении в страховую.
  4. Комиссар имеет право общаться с представителями ГИБДД вместо водителя, и знает, как именно необходимо это делать.
  5. Если ДТП было подставным, эксперт сможет быстро определить это, и принять соответствующие меры.
  6. При необходимости он выступит в суде со свидетельскими показаниями в пользу клиента.

Из минусов же можно назвать необходимость платить специалистам, иногда весьма крупные суммы. Причём платить за те действия, которые довольно легко и быстро можно выполнить самостоятельно. Кроме того, комиссары, работающие со страховыми, представляют именно их интересы, и, пользуясь услугами такого специалиста, можно лишиться страховой выплаты.

Поделиться: