Опасные узлы и зоны машин и механизмов. Субъективные и объективные средства защиты (ограждения, блокировки, предохранительные устройства и т

Опасной зоной называется пространство, в котором постоянно действует или периодически возникает производственный фактор, опасный для жизни и здоровья человека. Опасные зоны имеют место вокруг передач (шестеренчатых, ременных, цепных, карданных, фрикционных), абразивного круга, дисковой плиты, трактора со стогометателем, грузоподъемных машин, режущих машин, движущихся машинно-тракторных агрегатов, мобильных сельскохозяйственных машин и др. К особо опасным относятся зоны, где возможен захват одежды или волос, открытые движущиеся и вращающиеся детали, заготовки и т.д. Размер опасных зон зависит от скорости деталей (заготовок), а также движущихся частей и рабочих органов машин и механизмов.

Для снижения и предупреждения травматизма на производстве применяют современные средства обеспечения безопасности (рис. 5). Несмотря на их непрерывное совершенствование, полностью устранить опасности из производственного процесса и исключить их влияние на работающих не удается, так как нулевой риск возможен лишь в системах, лишенных запасенной энергии, а также химических или биологических активных компонентов.

Средства управления включают в себя все системы, задействованные в управлении рабочими органами машин и оборудования (пускатели, кнопки, рычаги, тормозные системы, рулевое управление и т. д.).

Информативные средства служат для обеспечения операторов всей необходимой для работы информацией. К таким средствам относят соединенные с преобразователями (датчиками) индикаторы, табло, средства сигнализации (звуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворота и т. п.), зеркала заднего вида, стеклоочистители, омыватели стекол и т. п.

Рис. 5. Классификация технических средств безопасности и защиты работающих

Средства регулирования микроклимата (кондиционеры, отопители, вентиляторы, пылеотделители, аспирационное оборудование и др.) поддерживают требуемые параметры воздушной среды рабочей зоны оператора.

Дополнительные средства используют при техническом обслуживании или ремонте машин и ликвидации отклонений от нормального протекания технологического процесса. К таким средствам относят приспособления для настройки предохранительных муфт, очистки рабочих органов (крючки, чистики), огнетушители, лопаты и т. п.

Ограждения (кожух, капот, решетки, сетки, крышки, перила, барьеры, экраны, жалюзи, козырьки и т. д.) защищают оператора от механических воздействий движущихся и вращающихся частей, высоких или низких температур, повышенных уровней излучений, агрессивного действия химических веществ, биологических вредностей и излишней информации. По способу установки и особенностям эксплуатации ограждения подразделяют на съемные, открываемые и раздвижные; по времени эксплуатации -- на постоянные, служащие неотъемлемыми частями машин или оборудования, и временные, устанавливаемые на период выполнения работ небольшой продолжительности на непостоянных рабочих местах.

Посредством блокировок можно предотвратить: пуск двигателя трактора при включенной передаче, начало движения при открытых дверях транспортного средства, включение рабочих органов при снятом ограждении, самопроизвольное включение рабочих органов и др. Ограничители энергии служат для предотвращения появления в технических системах излишнего количества энергии, влекущего за собой развитие нестационарных режимов и экстремальных ситуаций. К ограничителям энергии жидкости и газов относят клапаны (предохранительные, взрывные, перепускные), мембраны, шайбы; механической энергии -- предохранительные муфты, срезные шпонки, штифты и шпильки, регуляторы частоты вращения, концевые выключатели, ловители; электрической энергии -- предохранители, защитно-отключающие устройства, плавкие вставки, заземляющие устройства, устройства защитного зануления и т. п.

Сигнальные цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности позволяют во многих случаях предупредить аварии и несчастные случаи на производстве.

Согласно ГОСТ 12.4.026 -- 76 устанавливают следующие сигнальные цвета, у каждого из которых свое назначение: красный -- «Запрещение», «Стоп», «Явная опасность»; желтый -- «Внимание», «Предупреждение о возможной опасности»; зеленый -- «Безопасность», «Разрешение», «Путь свободен»; синий -- «Информация».

В последние время все большее внимание уделяют проблеме окраски рабочей и специальной одежды. Традиционные черные и темно-синие цвета заменяют более яркими и разнообразными. Так, для человека, работающего в опасной зоне, предпочтительна одежда, резко контрастирующая с фоном местности. Для работы на открытом воздухе наиболее целесообразным является оранжевый цвет одежды. Такую одежду применяют для рабочих, занятых ремонтом железнодорожных путей и строительно-дорожными работами.

Рис. 6. Знаки безопасности общего назначения

Световая сигнализация используется на тракторных агрегатах с двух сторон и на оборудовании, создающем шум более 60...70 дБ. Если шум оборудования ниже этих пределов, то используется звуковая сигнализация.

В производственных условиях используют также знаковую сигнализацию. Установлено четыре группы знаков безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные (рис. 6), а также плакаты и знаки безопасности, используемые при работе с электроустановками (плакаты запрещающие и указательные; знаки и плакаты предупреждающие).

Запрещающие знаки указывают или на запрещение, или на ограничение тех или иных действий (запрещение купания, применение открытого огня, движение транспорта или пешеходов, ограничение скорости движения и т.д.).

Предупреждающие знаки указывают на возможную опасность (взрыв, воспламенение, электропоражение током, какие-либо природные явления и т.д.). Предупреждающие знаки выполняют в виде желтого равностороннего треугольника с закругленными углами вершиной кверху с символическим изображением и каймой черного цвета и соответствующими изображениями.

Предписывающие знаки представляют собой круг зеленого цвета с белой каймой по контуру и белыми символическими изображениями рекомендуемых средств индивидуальной защиты. Предписывающие знаки разрешают действия только при соблюдении конкретных требований безопасности.

Указательные знаки указывают месторасположение различных объектов. Указательные знаки представляют собой прямоугольники синего цвета с белой стрелкой и символическими изображениями или надписью черного цвета внутри белого квадрата, для обозначения пожарной безопасности символ или надпись красного цвета внутри белого квадрата.

Знаки безопасности общего назначения имеют разные формы и разные цвета, соответствующие тому или иному предназначению данной группы знаков. Например, запрещающие знаки имеют форму круга, окрашенного жирной черной линией и окрашенного внутри красным цветом.

Кроме описанных знаков пожарной безопасности общего назначения стандартом предусмотрены плакаты и знаки безопасности, используемые при работе с электроустановками (рис. 7).

Для предприятий агропромышленного комплекса разработаны знаки безопасности и производственной санитарии, которые могут использоваться на ремонтных предприятиях и в мастерских хозяйств.

Знаки разделены на четыре группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные: запрещающие ограничивают какие-либо действия, связанные с использованием открытого огня, со скоростью движения и др.; предупреждающие показывают возможную опасность взрыва, воспламенения, отравления ядовитыми веществами и др.; предписывающие разрешают выполнение работы только при соблюдении конкретных мер предосторожности; указательные информируют о местонахождении пунктов первой помощи, питания, мест курения на предприятии.

Рис. 7. Плакаты и знаки безопасности, используемые при работе с электроустановками

Размеры знаков, которые вывешивают в производственных помещениях и на территории предприятия, зависят от места их размещения.

Каждая группа знаков имеет свою конфигурацию и расцветку: запрещающие -- красный круг с белым полем внутри, на котором сделан символический рисунок черного цвета, перечеркнутый красной полосой, означающий запрет, или красный круг с белым полем внутри и поясняющими надписями черного цвета; предупреждающие изображают желтый равносторонний треугольник вершиной верх с символическим рисунком черного цвета, предупреждающим об опасности, а для знака опасности электротока -- рисунок молнии красного цвета; предписывающие -- квадрат зеленого цвета с символическим рисунком белого цвета либо зеленый квадрат с белым кругом внутри и поясняющей надписью черного цвета; указательные -- прямоугольник синего цвета, в котором располагается символический рисунок или надпись черного цвета (информируют о расположении определенного объекта). На этом знаке имеется стрелка белого цвета. Для указательных знаков пожарной безопасности и пунктов медицинской помощи -- символ или надпись красного цвета внутри белого квадрата.


Короткий путь http://bibt.ru

§ 2. Оградительные устройства. Опасные зоны машин и оборудования.

Движущиеся части производственного оборудования, если они являются источниками опасности, должны быть ограждены.

В таких случаях под опасной зоной машин и оборудования понимается пространство (на производственном оборудовании, механизмах, машинах или вблизи них), проникновение в которое человека может быть опасным для его здоровья и жизни.

Опасную зону могут создать открытые вращающиеся или перемещающиеся детали машин или обрабатываемые изделия (рис. 99), она может быть даже на расстоянии от источника опасности - от отлетающей стружки, частиц абразива и т. п. Положение опасной зоны в пространстве может быть постоянным или непрерывно меняющимся. В первом случае - это пространство между нижней и верхней частями штампа, молота или пресса, вращающимися зубьями шестерен, шкивами ременной передачи и т. п., а во втором - отлетающая стружка, пространство перед перемещаемым грузом и др. Дальность поражающего действия стружки зависит от характера обработки, режима резания и физико-химических свойств обрабатываемого материала.

Рис. 99. Опасные зоны механизмов (указаны жирной стрелкой) :

1 - передаточная цепь с зубчаткой; 2 - ременная передача; 3 - зубчатая рейка; 4 - вальцы; 5 - зубчатые колеса; 6 - конечный узел ленточного конвейера; 7 - суппорт токарного станка; 8 - сверло; 9 - абразивный круг; 10 - циркульная пила; 11 - ленточная пила; 12 - фреза; 13 - резец поперечно-строгального станка; 14 - штамп; 15 - отрезное устройство; 16 - выдавливающее устройство

Опасные факторы и опасные зоны строительных машин и механизмов.

Большинство строительных машин по своим техническим и эксплуатационным свойствам можно отнести к средствам повышенной опасности. В первую очередь к таким средствам относятся подъемно-транспортные, землеройные, дорожно-строительные, оборудование для получения и хранения сжатых газов, оборудование заводов ЖБК и строительных материалов и т. д. В основном эксплуатация строительных машин происходит при неблагоприятных условиях производственной среды.

Анализ производственного травматизма в строительных организациях показывает, что около четверти несчастных случаев происходят при эксплуатации строительных машин.

Основными опасными и вредными производственными факторами, с которыми встречаются люди при эксплуатации строительных машин, являются :

Действие механической силы, наезд на людей, опрокидывание машины, травмирование работающих движущимися конструкциями, частями и деталями, падения с высоты, обрушение грунта и др.

Возможность поражения электрическим током,

Неблагоприятные факторы производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, запы­ленность и загазованность воздуха рабочей зоны, тепловое излучение и т. п.),

Повышенные физические и нервно-психические нагрузки, несоответствие оборудования рабочего места требованиям эргономики.

Конструктивное несовершенство машин недостаточные прочность, надежность и устойчивость, ошибочное или недисциплинированное поведение работающих при эксплуатации машин и др.

Опасные зоны машин и механизмов.

Опасной называют зону, в которой постоянно действуют или периодически возникают факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья человека. У машин такие зоны существуют вблизи движущихся или вращающихся деталей, вокруг открытых токоведущих частей и т. д. Различают постоянные и переменные опасные зоны.

Постоянные зоны - зоны, размещающиеся у подвижных частей оборудования при наличии определенной закономерности их перемещения во время работы. К таким зонам относят пространства между матрицей и пуансоном пресса, сходящимися венцами зубчатых колес, набегающей ветвью приводного ремня и шкивом и т. д.

Переменные зоны существуют вокруг источников опасности, которые с течением времени изменяют свое направление в соответствии с создавшимися условиями и режимами выполнения операций трудового процесса, а также свойствами материалов. Например, при обработке деталей на токарных станках траектория отлетающих стружек, а следовательно, дальность и сила их поражающего действия зависят от многих факторов: режимов резания, физико-химических свойств материала, направления подачи, геометрии режущего инструмента и др. К переменным относят также зоны, возникающие в процессе погрузочно-разгрузочных работ при различных положениях стрелы, тележки или ходовой платформы крана, заточке инструментов на наждачном круге, эксплуатации мобильных сельскохозяйственных машин.

Границы постоянных опасных зон можно легко определить, так как они не меняются в процессе выполнения работ, а границы переменных зон не имеют четких очертаний в пространстве. Поэтому для создания безопасных условий труда очень важно найти максимальное расстояние, в пределах которого возможно воздействие на человека опасных производственных факторов эксплуатируемых машин и оборудования.

При работах, выполняемых на высоте, опасной зоной считают участок, расположенный под рабочей площадкой, границы которого определяют горизонтальной проекцией, увеличенной на безопасное расстояние, м,

где Н - высота, на которой выполняют работу, м.

Максимальное расстояние от строящегося объекта, в пределах которого могут возникать опасности, м,

где Sc - эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м2 (определяют как среднее арифметическое значений площадей наибольшего и наименьшего сечений); 9,81 - ускорение свободного падения, м/с2; т - масса падающего предмета, кг; hп - высота падения предметов, м; v - горизонтальная составляющая скорости падения предмета, м/с.

При работе грузоподъемной машины (электротельфера, кран-балки и т. п.) возможное расстояние, м, на которое отлетает груз при обрыве одной из строп (рис. 1), определяют по формуле

где hr - высота подъема груза, м; /с - длина ветви стропа, м; a - угол между стропами и вертикалью, град; а - расстояние от центра тяжести груза до его края, м.

Опасная зона - это пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственного фактора. Опасными являются, например, зоны вокруг движущейся техники (опасность наезда на работающих), подвижных деталей и механизмов (опасность травмирования частей тела), незащищенных проводов и частей оборудования, находящихся под напряжением (опасность поражения электрическим током), перемещаемого груза (опасность травмирования при его падении), разогретых деталей (опасность ожога) и т. п. Опасная зона может быть связана с высокой температурой воздуха, пролитыми химическими веществами, падением с высоты, заваливанием землей в котловане, большим уклоном дороги, с водной переправой и т. д. Опасные зоны должны быть защищены от случайного попадания в них людей, иметь защитные ограждения, предупредительные надписи, знаки, сигналы. На рисунке!!! показаны некоторые схемы механизмов, при работе которых образуются опасные зоны.

Большую угрозу для жизни работающих представляют опасные зоны, где возможны захват и наматывание одежды, волос или конечностей работников. Их образуют ременные, цепные и шестеренные передачи, карданные и другие вращающиеся валы, детали с различными выступами, головками болтов, шплинтами и т. п. Вращающиеся одна навстречу другой детали создают опасность втягивания в механизм работающих.

Мобильная техника образует подвижные, а стационарная- неподвижные опасные зоны.

Не все опасные зоны могут быть полностью защищены. Неогражден ными остаются многие рабочие органы машин, например, вращающиеся диски, лапы промышленных роботов, режущие аппараты, пламя газовой горелки и т. д. Работая около таких зон, следует соблюдать повышенную осторожность.

Рис. . Схемы механизмов, при работе которых образуются опасные зоны:1 - вращающиеся вальцы; 2 - наждачный станок; 3 - дисковая пила; 4 - цепная передача; 5 - зубчатая передача; б- ленточный транспортер; 7 - трактор; 8 - гру- зоподъемный механизм; р - режущий механизм; 10 - ударный инструмент; 11 - шкив с крепежным винтом; 12 - пальцевая муфта; 13 - шестеренная передача; 14 - ременная передача; 15 - карданная передача

Для предупреждения несчастных случаев применяют различные технические средства обеспечения безопасности: защитные ограждения; предохранительные, тормозные, блокировочные, сигнализирующие устройства; автоматические сцепки, дистанционное управление и др.

Защитные ограждения отделяют опасную зону от человека. Они препятствуют его контакту с подвижными деталями, токоведущими частями, движущимся сырьем, вредными веществами и излучениями, предохраняют от падения с высоты ит. п.


Ограждения могут бьпь стационарными (несъемными), входящими составной частью в конструкцию агрегатов, узлов, без которых их функционирование невозможно (корпуса коробок передач и муфт сцепления, кожухи вентиляторов и т. п.), а также съемными, открывающимися, откидными, раздвижными, применяемыми для защиты механизмов, требующих периодического обслуживания, регулировок, ремонта, чистки, осмотра и т. п. Кроме того, ограждения могут быть постоянными (подавляющее большинство кожухов сельскохозяйственных машин), временными (щиты, ширмы, экраны, при- меняемые при производстве периодических, ремонтных, наладочных или разовых, временных работ), напольными, ручными (щиток электросварщика) и др.

Конструкция ограждения должна выдерживать ударные нагрузки, возникающие при разрушении рабочего органа. Сетчатые ограждения применяют только в тех случаях, когда исключено динамическое воздействие на них сырья, стружки, отходов, рабочих газов, жидкостей и т. п. Расчет ограждений на прочность проводят в каждом конкретном случае индивидуально. Каркас кабины автомобиля рассчитывают на жесткость при опрокидывании, для исключения придавливания водителя, защитного экрана металлообрабатывающего станка - на прочность для исключения «прошивания» его стружкой, вылетевшей заготовкой из патрона и т. п.

Предохранительные устройства предназначены для автоматического выключения механизма (узла, агрегата), изменения режима рабочего процесса при выходе контролируемого параметра за допустимые пределы. К ним относятся различные муфты, срезаемые шпильки, штифты, прерывающие передачу крутящих моментов на рабочие органы при их перегрузке, забивании и т. п.; концевые выключатели, ограничивающие перемещение рабочих органов; разрывные мембраны, различные клапаны, открывающиеся при повышении давления рабочего тела в системе (например, пара в котле, паров бензина в топливном баке, масла в гидросистеме автомобиля, воздуха в тормозной системе и т. п.); ограничители поднимаемой массы груза на грузоподъемных механизмах и числа оборотов в топливных насосах и карбюраторах двигателей; различные автоматические устройства, включающие аварийную вентиляцию при повышенном содержании в воздухе рабочей зоны вредных веществ или дыма при пожаре; предохранители или автоматические выключатели, отсоединяющие от сети поврежденную электроустановку; заземляющие и зануляющие устройства, снижающие напряжение на корпусах электрифицированных машин при повреждении изоляции и многие другие.

Тормозные устройства предназначены для плавной и экстренной остановки движущихся машин и частей оборудования, удержания техники на уклонах, предотвращения самоопускания груза и т. д. К техническому состоянию и эффективности тормозов автомобиля, самоходных сельскохозяйственных машин и прицепов предъявляют очень высокие требования, так как от них во многом зависит безопасность движения.

Эффективность рабочих тормозов определяют по величине тормозного (остановочного) пути, совершаемого машиной на ровной дороге с твердым покрытием после разгона до какой- либо специально установленной скорости. Максимально допустимые значения тормозного пути для каждого вида автомобильной или тракторной техники указаны в соответствующей нормативной документации. Эффективность стояночных тормозов определяют по надежности удержания машин на подъеме или спуске при определенном угле наклона поверхности.

Блокировочиые устройства применяют для выключения механизмов, остановки технологического процесса, снятия напряжения и т. п. при попытке работающего проникнуть в опасную зону, а также для исключения нарушения установленной последовательности действий.

Блокировки могут быть механическими, электрическими, электромеханическими, фотоэлектрическими, радиочастотными, пневматическими, гидравлическими и др.

Электрические, гидромеханические и другие блокировочные устройства применяют на автомобилях для предупреждения пуска двигателя при включенной передаче. Часто используют электрические блокировки в виде концевых выключателей, устанавливая их в плоскости прилегания между защитным ограждением и корпусом машины. При попытке снять кожух концевой выключатель срабатывает и отключает энергетическую установку (электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания), что делает невозможным пуск двигателя при снятом ограждении.

Электрические и электромеханические блокировки устанавливают на входных дверях особо опасных помещений и производств (электрощитовые, лазерные или рентгеновские установки и т. п.). При попытке войти в такое помещение происходят выключение напряжения, остановка процесса и т. п.

Механическое блокировочное устройство, прерывающее передачу крутящего момента на карданный вал при снятии с него защитного кожуха, представлено на рис. Прерывание крутящего момента осуществляется за счет перемещения шлицевой втулки 2, соединяющей вал отбора мощности 8 и промежуточный вал 3 карданного соединения. При снятии с карданного вала защитного кожуха 6 подвижная ось 5 под действием пружины 7 смещается вправо и через вилку 4 передвигает втулку 2 в положение, при котором она выходит из зацепления с валом отбора мощности 8, прерывая передачу.

Рис. . Устройство, прерывающее передачу крутящего момен- та при снятий кожуха с кардан- ного вала: 1 - корпус; 2 - шлицевал втулка; 3- промежугочнъ|й вал; 4 - вилка; 5- подвижная осъ; 6 - кожух кардайного вала; 7- пружина; 8 - вал отбора мощности

Во ВНИИОТ разработана оригинальная конструкция кожуха с натяжным шкивом (рис.). При снятии кожуха 2 вместе с ним снимается натяжной шкив 3 и ременная передача ослабевает и перестает функционировать.

Рис. 21. Ограждение ременной передачи: 1-ремень; 2-кожух; 3-натяжной шкив; 4-паз; 5-планка; 6-натяжной винт.

К устройствам автоматического контроля и сигнализации относятся устройства, предназначенные для контроля, передачи и воспроизведения информации с целью привлечения внимания обслуживающего персонала и принятия им необходимых решений при появлении или возможности возникновения опасного или вредного производственного фактора. Эти устройства по назначению подразделяются на информационные, предупреждающие аварийные и ответные; по характеру сигнала – на постоянные и пульсирующие. По способу срабатывания они бывают автоматические и полуавтоматические.

Сигнализирующие устройства контролируют давление, высоту, расстояние, температуру, влажность, содержание в воздухе вредных веществ, шум, вибрацию, скорость движения, скорость ветра, вылет стрелы крана, частоту оборотов вредные излучения.

Большое распространение имеет световая и звуковая сигнализация. Световая сигнализация в электроустановках предупреждает о наличии или отсутствии напряжения, штатном режиме автоматических линий, маневрах транспортных средств.

Звуковые сигналы подаются с помощью сирен, звонков, свистков, гудков. Звук сигнала должен сильно отличаться от обычного шума, характерного для данной производственной обстановки. Звуковыми сигналами снабжаются подъемные и транспортные установки; агрегаты, обслуживаемые группой рабочих; опасные зоны. Звуковые сигналы могут применяться для предупреждения о достижении предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимого уровня жидкости в резервуарах, предельных температур и давлений в различных установках.

К сигнализирующим устройствам относятся также различные приборы – указатели: манометры, термометры, вольтметры, амперметры.

Человек хорошо воспринимает и запоминает зрительные образы и различные цвета. На этом основано широкое использование на предприятиях цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности. Знаки безопасности регламентированы ГОСТ Р 12.4.026-2001, который принят и введен в действие Постановлением Государства России от 19.09.2001 №387-ст, взамен ГОСТ 12.4.026-76

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий. Согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001 в качестве сигнальных применяют красный, желтый, зеленый и синий цвета.

Красный цвет обозначает непосредственную опасность, запрещение. Его применяют для запрещающих знаков, отключающих устройств машин и механизмов, внутренних поверхностей открывающихся защитных кожухов и корпусов; ограждения движущихся элементов машин и механизмов, закрываемых целиком при эксплуатации, снимаемых при техническом обслуживании или ремонте; сигнальных ламп, извещающих об опасности; пожарной техники, оборудования и инвентаря.

Желтый цвет обозначает предупреждение, возможную опасность. Его применяют для предупреждения знаков, открытых движущихся частей оборудования (маховичков, подвижных столов станков, машин и др.); кромок оградительных устройств, не полностью закрывающих движущие элементы; постоянных и временных ограждений, устанавливаемых на границах опасных за, у проемов, ям, котлованов; ограждений лестниц, балконов и других мест, где возможно падение с высоты; элементов грузоза- хватных приспособлений, траверс, подъемников и т. п.

Предупреждающую окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60º черных и желтых полос шириной от 30 до 200 мм применяют для обозначения низких балок, колонн, выступов, малозаметных ступеней, сужений проездов, элементов внутрицехового транспорта, подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей электрокаров, кранов, обойм грузовых крюков и др.

Зеленый цвет обозначает предписание, безопасность. Его применяют для предписывающих знаков, дверей и световых табло эвакуационных и запасных выходов, сигнальных ламп и т. д.

Синий цвет обозначает указание, информацию. Его применяют для указательных знаков, в ряде других случаев.

Сигнальные цвета используют для опознования различных веществ и материалов, аппаратуры, органов управления и т. п. Например, трубопроводы воды при необходимости окрашивают в зеленый цвет, пара - в красный, воздуха - в синий, горючего газа - в желтый, горючей жидкости - в коричневый и т. д. Баллоны с сжатым или сжиженным аммиаком окрашивают в желтый, воздухом - в черный, кислородом - в голубой, ацетиленом - в белый цвет и т. д. Коробки промышленных противогазов, применяемых для защиты от паров органических веществ, окрашивают в коричневый цвет, от кислых газов - в желтый, от оксида углерода - в красный и т. д.

Опознавательные цветные полосы наносят на пестицидную тару, сигнальные красители добавляют в ртутные протравливатели, этилированный бензин; сигнальную (оранжевого цвета) спецодежду используют дорожные рабочие и т. д.

Кроме сигнальных цветов широко применяют различные опознавательные надписи, наносимые на корпуса машин, оборудование, тару. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта транспортных прицепов, «Ядовито» - на мешки с протравленным зерном, «Огнеопасно» - на тару с легковоспламеняющимися веществами и т. д.

Знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001 подразделяют на шесть групп: запрещающие (запрещают выполнять определенные действия), предупреждающие (о возможной опасности), предписывающие (выполнять определенные действия), знаки пожарной безопасности, эвакуационные знаки и указательные (мест расположения различных объектов, уст- ройств). В местах, зонах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудовании, являющемся источником опасности, установка знаков безопасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект - на весь объект.

18. Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты используются в тех случаях, когда исчерпываются возможности создать здоровые и безопасные условия труда с помощью санитарно-гигиенических, технических и других коллективных средств защиты.

Средства индивидуальной защиты в отличие от коллективных, защищают индивидуально каждого человека. По своему функциональному назначению они подразделяются на средства защиты органов дыхания; специальную одежду, специальную обувь; средства защиты рук, головы, лица, глаз, органа слуха; предохранительные приспособления; защитные дерматологические средства (ГОСТ 12.4.011-89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»).

Средства индивидуальной защиты органов дыхания предназначены для защиты от воздействия вредных газов, паров, дыма, тумана и пыли, содержащихся в воздухе рабочей зоны, а также для обеспечения кислородом при недостатке его в окружающей атмосфере. По принципу действия средства индивидуальной защиты органов дыхания бывают фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются тогда, когда во вдыхаемом воздухе содержится не менее 18% по объему кислорода и ограничена концентрация вредных веществ.

Фильтрующие элементы этой группы средств защиты изготавливаются из специальных материалов ФПП-15 или ФПП-70, обладающих высокой защитной эффективностью по отношению к наиболее высокодисперсным проникающим аэрозолям (диаметр частиц 0,3…0,4 мм). Для улавливания грубодисперсных аэрозолей респираторы У-2к и РП-к имеют, кроме того, пористый пенополиуретан (рис.)

Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются при недостатке кислорода и неограниченных концентрациях вредных веществ. Дыхание в них обеспечивается за счет подачи чистого воздуха по шлангу или за счет носимого запаса кислорода. Для защиты органов дыхания от аэрозолей (пыли) используют противопылевые маски и респираторы: «Лепесток», «Астра-2», Ф-62Ш, У-2к, РП-к.Если же в воздухе наряду с аэрозолями присутствуют вредные пары и газы, то необходимо применять универсальные и противогазовые респираторы (РУ-60м, РПГ-67) или противогазы.

Противопылевые респираторы применяют при концентрации аэрозолей до 200ПДК. Противогазовые универсальные респираторы используют при концентрации паров и газов до 15ПДК. Противогазы эффективно защищают органы дыхания, когда концентрация паров газов не превышает 0,5% по объему.

Противопылевые респираторы по конструктивному исполнению делятся на два типа: патронные, состоящие из маски и фильтрующего элемента – патрона («Астра-2», Ф-62Ш) и фильтрующие маски, у которых фильтрующим элементом служит лицевая часть маски (ШБ-1, «Лепесток», У-2к, РП-к, «Снежок-КУ»).

Бесклапанные респираторы модели ШБ – «Лепесток» надежно защищают при концентрации вредных аэрозолей, превышаюших ПДК в 5,40,200 раз. Соответственно этому они имеют марки «Лепесток-5», «Лепесток-40» и «Лепесток-200».

Респиратор «Астра-2» предназначен для защиты от высокодисперсных аэрозолей.

Для защиты от нетоксичных промышленных пылей служит респиратор Ф-62Ш.

Простой противогазовый респиратор РПГ-67 предназначен для защиты органов дыхания от парообразных веществ и газов, не превышающих 15ПДК.

Наиболее эффективным является универсальный противогазовый респиратор РУ-60М, защищает органы дыхания не только от газов, но и от паров, пыли и дыма.

Универсальный респиратор «Снежок-КУ» защищает от кислых газов, паров и пыли.

Для одновременной защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от воздействия вредных для здоровья веществ, присутствующих в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, применяются промышленный фильтрующий противогаз. Он состоит из резинового шлема-маски с системой клапанов, из фильтрующей коробки и соединительной гофрированной резиновой трубки.

Когда концентрация вредных веществ превышает предел эффективных защитных свойств противогазов, то используют шланговые изолирующие дыхательные аппараты ПШ-1, ПШ-2, РМП-62, ЛИЗ-5.

Производственное оборудование, предназначенное как для автономного использования, так и в составе поточно-механизированных линий, должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.2.42. При работе с таким оборудованием необходимо:

учитывать особенности назначения, использования и соблюдать условия эксплуатации;

применять средства механизации, автоматизации, дистанционного управления и контроля;

использовать встроенные в конструкцию средства защиты работников, а также средства информации, предупреждающие о возникновении опасных ситуаций;

применять средства защиты работающих, не входящих в конструкцию оборудования;

учитывать результаты испытаний и анализа опасных ситуаций, имевших место при эксплуатации аналогичного оборудования;

прогнозировать возникновение опасных ситуаций на вновь установленном и модернизируемом оборудовании.

При комплектовании оборудования в технологические линии следует учитывать возможные опасности, вызываемые каждой машиной и их совместным функционированием. Для предотвращения опасных ситуаций при монтаже, вводе в эксплуатацию и работе оборудования следует руководствоваться эксплуатационной документацией, содержащей соответствующие требования безопасности. При условии соблюдения потребителем требований, изложенных в такой документации, машины должны обеспечивать необходимый уровень безопасности в течение всего срока их службы.

В процессе эксплуатации производственное оборудование не должно загрязнять окружающую среду выбросами вредных веществ и микроорганизмов в количестве, превышающем установленные стандартами и санитарными нормами допустимые значения. Оно должно быть пожаро-, взрыво- и электробезопасным (при наличии электропривода). Средства обеспечения электробезопасности должны соответствовать Правилам устройства электроустановок.

Новые машины до ввода в эксплуатацию, а также после их ремонта или длительного хранения следует подвергать обкатке под руководством бригадира с соблюдением технических условий и безопасных приемов работ. При поступлении в хозяйство новых, отремонтированных машин и агрегатов администрация обязана проверить их комплектность и техническую исправность.

Комплектование и наладка МТА и стационарных машин осуществляется трактористом-машинистом под руководством бригадира или механика, агронома с привлечением при необходимости вспомогательных рабочих и применением инструмента и подъемных приспособлений, гарантирующих безопасное выполнение этих операций. Изменение трактористом-машинистом состава агрегата без разрешения специалистов запрещается.

Агрегатирование сельскохозяйственных машин и орудий допускается только с теми тракторами и самоходными шасси, которые рекомендуются заводом-изготовителем.

Перед началом движения трактора к машине или орудию тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и машиной и только после этого начать движение. Подъезжать на низшей передаче, плавно, без рывков и наблюдать за командами прицепщика.

Тормозная система агрегатируемых машин должна быть подключена к трактору. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц не связанных с выполнением технического процесса не допустимо.

Передвижение агрегатов кместу работы и выполнение работ должно производиться в соответствии с заранее разработанными маршрутами и технологией, утвержденными руководителем или соответствующим главным специалистом предприятия, с которыми должны быть ознакомлены при проведении инструктажа все механизаторы, участвующие в выполнении того или иного вида работ.

При организации работ машинно-тракторных агрегатов должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается. Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине . При движении техники запрещается садиться в машины и выходить из них. В темное время суток машины должны работать со всеми источниками света, предусмотренными конструкцией машины.

При групповой работе машин из числа работающих на них назначается старший. На машинно-тракторном агрегате старшим является тракторист-машинист, на самоходных комбайнах - комбайнер.

Перед запуском двигателя тракторист должен убедиться в том.что рычаги управления коробкой передач, гидросистемой, валом отбора мощности, рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении, муфта сцепления выключена. В зоне возможного движения машин или агрегата, а также под ними не должно быть людей.

При сцепке сельхозмашины с трактором подъезжать к машине (орудию) надо на низшей передаче, плавно, без рывков. При этом тракторист обязав наблюдать за командами прицепщика, ступни ног держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости быстро остановить машину. Соединять прицепное устройство можно только при полной остановке трактора по команде тракториста. Во время навески или прицепки машины тракторист обязан установить рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.

Опасной называют зону, в которой постоянно действуют или периодически возникают факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья человека. У машин такие зоны существуют вблизи движущихся или вращающихся деталей, вокруг открытых токоведущих частей и т. д. Различают постоянные и переменные опасные зоны.

Постоянные зоны - зоны, размещающиеся у подвижных частей оборудования при наличии определенной закономерности их перемещения во время работы. К таким зонам относят пространства между матрицей и пуансоном пресса, сходящимися венцами зубчатых колес, набегающей ветвью приводного ремня и шкивом и т.д.

Переменные зоны существуют вокруг источников опасности, которые с течением времени изменяют свое направление в соответствии с создавшимися условиями и режимами выполнения операций трудового процесса, а также свойствами материалов.

Границы постоянных опасных зон можно легко определить, так как они не меняются в процессе выполнения работ, а границы переменных зон не имеют четких очертаний в пространстве. Поэтому для создания безопасных условий труда очень важно найти максимальное расстояние, в пределах которого возможно воздействие на человека опасных производственных факторов эксплуатируемых машин и оборудования.

При работах, выполняемых на высоте, опасной зоной считают участок, расположенный под рабочей площадкой, границы которого определяют горизонтальной проекцией, увеличенной на безопасное расстояние, м:

L без = 0,3 Н

где Н - высота на которой выполняют работу, м.

Максимальное расстояние, м, от строящегося объекта, в пределах которого могут возникать опасности:

где S‑ эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м 2 (определяют как среднее арифметическое значений площадей наибольшего и наи­меньшего сечений); 9,81 ‑ ускорение свободного падения, м/с 2 ; т ‑ масса падаю­щего предмета, кг; h п - высота падения предметов, м;

v - горизонтальная состав­ляющая скорости падения предмета, м/с.

При работе грузоподъемной машины (электротельфера, кран-балки и т. п.) возможное расстояние, м, на которое отлетает груз при обрыве одной из строп (рис. 1), определяют по формуле:

L от = 2 ,

где h г - высота подъема груза, м; l с - длина ветви стропа, м; a- угол между стропами и вертикалью, град; а-‑ расстояние от центра тяжести груза до его края, м.

Рис. 1. Схема определения границ опасной зоны при обрыве стропы грузоподъемной машины: G- сила тяжести

Для стреловых кранов дополнительно учитывают вылет стрелы при расчете расстояния, на которое отлетает груз в случае обрыва стропы. Тогда

L от = l в +

где l в - вылет стрелы крана, м.

При перемещении механических транспортных средств по ходу их движения возникает опасная зона, границы которой определяют скоростью движения, массой транспортного средства, временем реакции водителя, эффективностью тормозного устройства и коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги.


Похожая информация.


Поделиться: