Пять типичных ошибок при составлении европротокола. Европротокол: как в Беларуси работает упрощенный порядок оформления ДТП

Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение . Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки . В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП . Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон) . Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона . На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия . Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения ;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия ;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто . На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП . Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона . Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 100 000,00 рублей. Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, в случае предоставления данных систем ГЛОНАСС или иных глобальных навигационных спутниковых систем, сумма выплат по Европротоколу при ДТП составит уже 400 000 рублей (то есть максимальный лимит по ОСАГО). То есть только при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Часто задаваемые вопросы

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

  • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
  • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.

При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

Речь в нем шла о европротоколе. Все было описано четко и понятно, но спустя несколько дней в редакцию пришло письмо от читателя, в котором излагалась простая мысль: у этой медали есть обратная сторона.

"В статье про европротокол было хорошо и правильно описано, как пользоваться этим инструментом, - написал нам постоянный читатель Кирилл Якубовский . - Но я бы хотел рассказать о сложностях, подводных камнях и неожиданностях этого документа, с которыми мне самому однажды пришлось столкнуться.

Для начала хотел бы отметить, что удобство европротокола на самом деле сложно переоценить. Буквально на прошлой неделе стоял в огромной пробке в районе Городского Вала, которая, как оказалось позже, была вызвана незначительным ДТП: одна машина "подтолкнула" другую, двигавшуюся в попутном направлении. Им бы договориться об оформлении европротокола и отъехать на обочину, чтобы не задерживать движение, но они выбрали ожидание ГАИ. Результат - две с половиной полосы в сторону улицы Московской стояли в заторе. Поэтому продвигать в массы информацию и учить граждан пользоваться европротоколом безусловно нужно.

Вкратце напомню, в каких случаях можно прибегнуть к оформлению европротокола. Для этого одновременно должны быть соблюдены условия, описанные в Указе Президента РБ от 14 апреля 2014 года №165:

  • повреждено только имущество участников ДТП;
  • ДТП произошло с участием двух ТС;
  • водители имеют "права" соответствующей категории;
  • водители имеют действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;
  • обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими ТС, в соответствии с законодательством;
  • водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (они не находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 400 евро по установленному курсу Нацбанка;
  • у участников ДТП не должно быть разногласий в том, кто виновник, а кто потерпевший.

Главное - стороны должны прийти к единодушному решению по всем пунктам и не иметь разногласий. Далее форма извещения заполняется с одной стороны виновником, с другой - потерпевшим. Все сведения заверяются двумя участниками ДТП. С этим экземпляром нужно обратиться в страховую компанию, где будет выплачено страховое возмещение".

Важно: если вы не уверены, что ущерб от повреждений составляет менее 400 евро, то вызывать ГАИ нужно в обязательном порядке.

Что может пойти не так?

"Дело в том, что европротокол в сознании людей воспринимается как некое "мировое соглашение": стороны договорились, поставили свои подписи - претензий ни у кого больше нет и быть не может, - продолжает наш читатель. - Но правда в том, что после оформления европротокола потерпевшая сторона может получить возмещение больше 400 евро. В моем случае - 3000 евро.

Такой казус основан на двух обстоятельствах. Во-первых, когда стороны решают не вызывать ГАИ, они берут на себя ответственность по определению виновника ДТП. И решение это является окончательным, то есть виновная сторона ни при каких обстоятельствах невиновной стать уже не сможет. А мы знаем, что даже выехавшие на место ДТП сотрудники ГАИ не всегда могут однозначно и с первого раза определить виновника, ведь не все обстоятельства происшествия могут быть очевидными. Что уже говорить о рядовых водителях! Во-вторых, поскольку водители не обладают специальными знаниями, они могут неверно оценить ущерб от повреждений, полученных в ДТП. Обратившись в страховую компанию за возмещением ущерба, потерпевший может выяснить, что ущерб превышает те самые пресловутые 400 евро. Ведь специалист-оценщик делает заключение не на глазок, как это сделали участники ДТП, а по специальным формулам, фотографиям и дополнительным данным. Так безобидная "мировая" вытекает в дополнительные материальные расходы для виновника ДТП.

Почему для виновника? Потому что установленный законом лимит ответственности в 10.000 евро актуален только в случае "классического" ДТП с вызовом ГАИ. При оформлении протокола лимит ответственности остается также в пределах 10.000 евро, зато выплаты для страховой компании в этом случае ограничены 400 евро. А это значит, что разницу между оговоренными и выплаченными страховой 400 евро и действительной суммой ущерба можно взыскать с виновника в соответствии с гражданским законодательством.

Страховая сумма (лимит ответственности) - установленная законом, актом Президента Республики Беларусь или договором страхования сумма денежных средств, в пределах которой, если иное не предусмотрено законом, актом Президента Республики Беларусь, страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая.

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 941. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 823, пункт 1 статьи 825), в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Моделируем ситуацию: произошло ДТП, участники оформили европротокол, как того требует процедура, потерпевший обратился в страховую компанию, где ему насчитали ущерб в размере 3000 евро, но выплатили только 400 евро. Такая разница вызвана тем, что водители не учли скрытые дефекты, о которых на момент ДТП просто-напросто не знали. Страховая компания добросовестно выполнила свои обязанности и выплатила ущерб в размере установленных ограничений. Причем по закону потерпевший не может требовать от страховой большего.

Указ Президента РБ №530

Потерпевший, владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь, заключивший договор комплексного внутреннего страхования, получившие страховую выплату на основании частей третьей и седьмой настоящего пункта, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного их транспортным средствам в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Вот и остается идти к виновнику. А тот, как я уже писал, по закону обязан возместить ущерб в полном объеме. Конечно, не факт, что потерпевший будет это делать. Но право-то имеет. И, вероятно, если ущерб составит 500 евро, то он, может, и не станет тратить время на судебные разбирательства. Но если ущерб будет оценен в 3000 евро, то почему бы и нет?

При этом способ защиты у виновной стороны в этом случае только один - оспорить калькуляцию. Правда, привлекая независимого оценщика, нужно понимать, что стоимость возмещения может как уменьшиться, так и увеличиться. Да и работу оценщика нужно будет оплатить из своего кармана. Как бы после такого не оказаться еще больше внакладе?"

В быту европротокол воспринимается как некий договор примирения, когда обе стороны добровольно, оценив все риски, подписывают документ и разъезжаются. Потерпевший обращается в страховую, получает до 400 евро, стороны не имеют друг к другу претензий. Все просто. Но, как видим, ситуация может осложниться, если неправильно на глаз оценить ущерб. Боясь такого исхода, многие водители отказываются оформлять европротокол и, зачастую неоправданно, готовы стоять посреди проезжей части в ожидании ГАИ. Изменить ситуацию можно увеличением лимита ответственности и внесением поправок в страховое законодательсто. Но в этом кто-то должен быть заинтересован.

Наверняка, многие водители знают, что такое Европротокол, а некоторые уже использовали его при ДТП. Но, как говорят, повторение - мать учения. Давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Тем более, как показывает практика, еще не все водители знают, что это такое и, как это работает на деле.

По статистике ГАИ в 2014 году только в одной Минской области произошло 16,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых не было пострадавших. При этом только около 15% ДТП были оформлены без вызова ГАИ на место происшествия.

  1. Так что же такое Европротокол?

Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ. Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией. (Поэтому заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.) Выдается бланк Извещения в страховых компаниях (бесплатно) при заключении Договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. В каких же случаях составляется Европротокол без вызова на место ДТП сотрудников ГАИ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 519 перечислены все случаи, при которых Европротокол может быть составлен без вызова ГАИ. Так, основным условием является, то, что в ДТП должно быть не более двух участников. При этом ущерб может быть причинен только имуществу. Если пострадали люди, вызов ГАИ обязателен.

Далее, участники ДТП должны иметь соответствующие удостоверения на право управления транспортным средством и действующие страховки. Оба участника ДТП не должны находиться в состоянии алкогольного опьянения и не иметь претензий по этому поводу друг к другу. Сумма предполагаемого ущерба, причиненного в ДТП, не должна превышать в эквиваленте 400 Евро. И, конечно, же, участники ДТП должны договориться между собой, кто из них виновен в данном ДТП.

  1. Как заполнять бланк Европротокола?

Главное требование - бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП. Оригинал бланка остается у потерпевшего в ДТП, а копия передается виновнику. Будет не лишним заручиться контактными данными свидетелей ДТП, если они были.

  1. Как получить возмещение?

После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию. Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП. А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Как показывает опыт, если все условия были соблюдены, никаких претензий у страховщиков не возникает и ущерб выплачивается в установленные сроки.

Более широкое применение практики оформления Европротоколов позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, уменьшив количество выездов на незначительные ДТП, сократить время оформления самого ДТП и уменьшить пробки на дорогах.

Ну, а если вы все-таки не уверены, что все можете сделать так, как надо, или не достигните договоренности со вторым участником ДТП, вызывайте ГАИ!

Почти семь лет назад в Беларуси ввели так называемый европротокол. При ДТП оформить документы для страховой водители могут самостоятельно при соблюдении ряда условий. сайт узнал у автомобилистов и в ГАИ, много ли водителей пользуются этой возможностью, а также как работают с европротоколом страховщики.

Возможность не вызывать ГАИ на место ДТП и обойтись европротоколом появилась у белорусов с 10 июля 2010 года. Тогда размер страховой выплаты мог доходить до 200 евро, . В настоящее время рассматривается вопрос .

Тем не менее, в ГАИ Минска отмечают, что вместо составления европротокола многие водители даже после незначительных ДТП предпочитают вызывать сотрудников ДПС.

— Мы все время объясняем водителям, как заполнять европротоколы, какие условия должны соблюдаться при этом. Но люди все же звонят в милицию, — рассказал начальник отдела агитации и пропаганды Сергей Зараник . — Иногда водители вызывают ГАИ лишь потому, что у них нет бланков европротокола. Хотя мы просим страховые компании, чтобы они предлагали клиентам эти документы во время заключения договоров ГО или КАСКО. Кстати, страховые компании оставляют бланки европротоколов в некоторых почтовых отделениях и на заправках.


Бывает, что инспектор ГАИ приезжает на вызов, а на машине, например, небольшая царапина или треснула рамка, в которую вставлен номер. По желанию водителей, сотрудник ГАИ может выдать им бланк европротокола. Но часто такие аварии оформляет инспектор. На это уходит минимум 45 минут.

«Вызвать ГАИ — себе спокойнее»

— Никогда я больше не поведусь на оформление европротокола, только ГАИ, — эмоционально заявил хозяин 15-летней Audi Игорь . — Хорошо, если знаешь, как протокол оформлять и правильно оценил ущерб. А если нет, то можно попасть, как недавно я.

Мужчина рассказал, что живет в многоэтажке в Малиновке. Во дворе машин много всегда — припаркованы в два ряда и даже на тротуаре. Однажды около полуночи Игорю позвонили на мобильник и сказали, что нечаянно задели его припаркованную машину.

— Выхожу и вижу, что в моей машине на бампере и дверце краска стерта немного. Виновник — молодой парень на Ford стоит рядом. Он хотел припарковаться и теранулся об мою машину. Это заметил мой сосед, поэтому виновник побоялся уехать и позвонил мне.

Виновник ДТП попросил не вызывать ГАИ, говорил, что денег при себе у него нет, но он привезет завтра. Игорь вспомнил, что можно обойтись европротоколом и предложил владельцу Ford остановиться на его заполнении. Только вот самого бланка документа у обоих участников не было, не было и опыта по его заполнению. Где найти европротокол ночью в спальном районе?

— Вышли на дорогу, остановили таксиста. Он нам за 2 рубля продал бланки европротокола. А мы и не знали, как они должны выглядеть. Взяли в руки — там все на английском. Уже потом я выяснил, что это протокол для оформления ДТП за границей, по зеленой карте.

Мужчинам пришлось еще побегать по улице и у четвертого остановленного таксиста купили за 4 рубля еще одни бланки европротокола — на сей раз нужные.

— Я начал заполнять. На улице темно, в машине свет тусклый. Вроде все заполнил правильно, оба расписались и разошлись, обменявшись телефонами.

Утром Игорь рассмотрел свой бланк европротокола и обнаружил ошибку: внизу, в окошке о признании виновности в ДТП, оба водителя поставили свои подписи, а должна быть только одна — виновного.

— Звоню в страховую, объясняю ситуацию, рассказываю про две подписи. А мне говорят: такой протокол мы не примем, это грубая ошибка. Посоветовали мне связаться с виновником и перезаполнить документ.

Игорь начал звонить хозяину Ford, а тот сначала не брал трубку, а потом и вовсе стал недоступен.

— А потом вышел срок подачи документов в страховую, а виновник так мне и не ответил. Так что буду делать машину за свой счет. Хорошо еще, что небольшие повреждения. Но я сам прошляпил, растерялся просто, надо было вызывать ГАИ, в этом случае этот парень бы уже никуда не делся, — с досадой сказал Игорь.

Мнение водителей

сайт спросил у десяти автомобилистов с разным водительским стажем, знают ли они, как заполнять европротокол и что будут делать, если попадут в незначительное ДТП?

  • шесть человек из десяти на вопрос ответили вопросом: «Что такое европротокол?»;
  • двое сказали, что про европротокол знают, но ни разу его не заполняли;
  • один водитель ответил, что умеет заполнять европротокол, но если произойдет даже незначительное ДТП, то вызовет ГАИ;
  • только один автомобилист из десяти подтвердил, что имел опыт заполнения европротокола, правда, в присутствии страховщиков. И если случится небольшая авария, то, скорее всего, он снова прибегнет к составлению этого документа.

У всех опрашиваемых в автомобиле нет бланков европротокола: в страховой компании при заключении полиса их не предлагали, а у самих водителей не возникало мысли их попросить. При дальнейшем разговоре респонденты высказывали примерно одинаковое мнение:

— Если вдруг произойдет авария, то буду договариваться на месте, а если не получится — вызову ГАИ. Кто знает, как европротокол правильно надо заполнять. Можно ошибок наделать: не так заполнили, не там подписали, как бы вообще без ничего потом не остаться.

Ошибка — не приговор

В Бюро транспортного страхования сайт рассказали, что в 2016 году 23 686 ДТП были оформлены европротоколами. Это составляет 28,7% от всех оформленных ДТП, владельцы которых были застрахованы по договору ГО. За 3 месяца текущего года по европротоколу оформили 6091 ДТП, или 33,3% от общего числа.

— То, что за 3 месяца общий процент оформленных ДТП по европротоколу подрос, не говорит о том, что больше людей стало пользоваться этой возможностью. Бывает, что к концу года процентное соотношение изменяется.

Однако специалисты отметили, что, по их наблюдениям, при повышении суммы страховой выплаты количество ДТП, оформленных по европротоколу увеличивается. Так было в 2014 году, когда сумма выплаты с 200 евро подросла до 400 евро. Это ожидается, если сумму выплаты поднимут до 600 евро.

— Возможно, нашим людям спокойнее, когда аварию оформит сотрудник ГАИ, поэтому они и звонят в милицию. Но автомобилистам не следует бояться оформления ДТП через европротокол. Сам бланк составлен очень простым языком. На обратной стороне написано, какие условия должны быть соблюдены при оформлении документа. Даны пояснения по заполнению граф.

Тем не менее, при заполнении автомобилисты нередко совершают ошибки. Страховщики предполагают, что, скорее всего, сказывается волнение. Бывает, что в страховую автомобилисты приносят европротоколы с ошибками. В таких случаях водителю советуют связаться с виновной стороной и переписать документ. Но, как показывает случай, произошедший с Игорем, не все виновники горят желанием это делать.

Поделиться: