Уехал с места дтп не заметив что. Что будет, если участник дтп уехал с места аварии

На дороге может случиться всякое. Чаще всего, конечно, происходят ДТП. В большинстве своем водители остаются на месте происшествия. Но, случается и такое, что виновник скрывается с места аварии.

Таких случаев, кстати говоря, немало. Причиной подобному поведению может послужить следующее: водитель пьян, отсутствуют права на управление авто, страховой полис или в ДТП пострадали люди – получили травмы или погибли.

В результате виновника ожидают серьезные неприятности. В отношении его могут возбудить уголовное дело, и ему придется отдохнуть в местах не столь отдаленных, т. е. получить срок.

Но порой водитель просто не заметил, что попал в ДТП, например, было темно, и он случайно зацепил чью то машину. Не разглядев, уехал, пребывая в полной уверенности, что все в порядке.

Какие последствия могут наступить для него, и чем обернется происшедшее в дальнейшем? Давайте разбираться в сути проблемы.

Неумышленно, можно сказать, случайно, угодил в аварию, не заметил этого, потому и скрылся с места происшествия. Нелепо, даже глуповато, но, такое происходит сплошь и рядом. И это факт. Причины такого ДТП просты.

Как правило, это:

  • Ночное время и, соответственно, плохое уличное освещение;
  • Плохая видимость на дороге;
  • Погодные условия, которые затрудняют движение.

Вот и случается, зацепил кого-то и даже не почувствовал. Потому то и продолжил движение. Обычно в таких происшествиях участвуют крупные дальномеры и легковые автомашины. В такой ситуации трудно заметить, что легковушка задела огромный грузовик.

Фура уехала, поскольку водитель ее даже не заметил наезда, а водитель легковой остался на месте. Оформил ДТП, пригласив сотрудников ГИБДД. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: лицо, совершившее наезд объявлено пострадавшим, а водитель фуры – виновником аварии. И, возможно, что его ждут неприятности, вплоть до лишения прав.

Еще раз, развернуто, перечислим причины, которые могут привести к ситуации, когда водитель неумышленно оставляет место аварии:

  • Плохое освещение на дороге, на территории дворов и т. п.;
  • Непогода: гроза, дождь, снег и т. д.;
  • В салоне включена музыка на полную громкость;
  • Незначительность, ничтожность происшествия. В результате водитель просто не заметил соприкосновения.

Водителю, уехавшему с места происшествия, придется доказывать, что он не виновен в случившемся в суде, аргументировано обосновав мотивы своего поведения. Суд установит степень вины каждого из участников аварии и назначит наказание.

Ответственность за подобные действия предусмотрена такая же, как и за умышленное оставление места происшествия (КоАП). Дело в том, что признается только умышленное действие, а неумышленного оставления не существует. Такого понятия в законе нет.

Но случалось, что в суде водитель доказывал свою правоту, т. е., то, что он не заметил, не почувствовал аварии, поэтому и уехал. В итоге – устное предупреждение или небольшой штраф.

Как получить такой результат? Давайте, посмотрим.

Незначительное ДТП

Как вариант действий? Необходимо доказать, что происшествие ничтожно по значимости и ни никаких серьезных последствий нет. Люди не пострадали. Автомобиль «отделался легким испугом», чуть поцарапано покрытие, вмятина и т. п.

Подобные, скажем так, «аварии» частенько случаются во дворах с плохим освещением или на подземных парковках. Задел легонько и не заметил. Виновник уехал, а владелец пострадавшего автомобиля все зафиксировал, оформил происшествие, получив данные видеонаблюдения, затем обратился в ГИБДД. Все, казалось бы, правильно, авария налицо, виновник установлен, но возникший конфликт между соседями можно уладить и полюбовно, не утруждая разрешением спора, государственные органы.

Однако, обращение в ГИБДД – свершившийся факт, поэтому виновнику придется объяснять в полиции свои действия, причины своего отъезда с места происшествия. Затем он обязан свой автотранспорт передать соответствующему органу на экспертизу. Далее – суд.

Если в ходе судебных разбирательств он сумеет доказать, что повредил чужой автомобиль непреднамеренно, тот факт, что он не заметил, как его зацепил, то отделается штрафом или предупреждением. Если нет – прощай права.

Совет. Если с вами приключится подобный казус, то «не бейтесь» с законом в одиночку, пригласите адвоката. Но не любого, а того, который специализируется именно на происшествиях, связанных с автотранспортом. Да, адвокатские услуги не из дешевых, но шансы на то, что вы сохраните свои водительские права, существенно вырастут.

Лучше потратиться на адвоката, чем на восстановление чужой автомашины и затем ходить пешком, лишившись по решению суда права водить автомобиль. К тому же, не секрет, для многих водить машину – жизненная необходимость, профессия, поэтому лишиться прав для них означает остаться без работы.

Чистосердечное раскаяние

Еще вариант действий, направленных на смягчение возможного наказания за то, что виновник оставил место происшествия и уехал. Рассмотрим случай, когда водитель все-таки заметил, что он повредил чужую машину. Она даже вышел из автомобиля, осмотрел повреждения, затем место аварии покинул. Довольно распространенное явление, как утверждают юристы.

Итак, подобное произошло на стоянке во дворе, подземном паркинге, где установлены камеры видеонаблюдения. А это означает, что все обстоятельства аварии зафиксированы. В этом случае, скорее всего, суд вынесет решение о лишении виновника прав.

Смягчить наказание можно, например, уменьшив срок до месяцев вместо 18, признавшись чистосердечно в совершенном деянии. Чистосердечное признание, как говорится, облегчает наказание.

Что считают дорожно-транспортным происшествием

Мы говорим об ответственности за ДТП, но, что это такое, признаки его, виды его, так и не сказали. Исправим эту досадную оплошность. Тем более, что происшествия на дорогах хоть и случаются часто, но не каждое подпадает под определение ДТП.

Понятие

ДТП – ситуация, сложившаяся на дороге, в результате совокупности обстоятельств и имеющая ряд характерных, отличительных признаков:

  • Происшествие произошло во время движения. Это может быть наезд: на объект, находящийся в движении, неподвижный, на пешехода;
  • В происшествии принимал участие автотранспорт;
  • Последствия – ущерб, как материальный (поврежден автотранспорт, иное имущество), так и физический (вред здоровью, человеческой жизни).

Внимание! Легкое столкновение, потертость, мелкая царапина, в виду малой значимости события ДТП не считается. Нет необходимости вызывать полицию (ГИБДД), оформлять аварию и производить другие сопутствующие действия. В этом случае вас за то, что вы оставили место происшествия не накажут. Скорей всего.

Грань между ДТП и простым происшествием между автомобилями очень тонкая, четкого разделения между ними нет. Поэтому водитель покинувший место такого, незначительного происшествия, здорово рискует. Его могут наказать за это лишением прав.

Сколько времени машина находится в розыске после ДТП

Закон, как мы уже говорили, не разделяет умышленно или нет, водитель покинул место ДТП. В большинстве случаев (90 %) водителя найдут. А это означает, что его ждут крупные неприятности. Доказать свою невиновность в суде он не сможет. А значит – лишение прав или штраф. Да еще и оплата госпошлины, восстановление чужого автомобиля. Даже, если он не виновен в аварии.

Автомобиль, который покинул место происшествия, подадут в розыск. То есть, на каждом посту ГИБДД будет ориентировка с его установочными данными. Так или иначе, но его остановят, и ему придется отвечать за совершенное деяние.

По этому правонарушению установлен срок давности. Он составляет 3 месяца. По истечению виновник происшествия – не подсуден.

Некоторые граждане, знакомые с этой законодательной нормой, прячут автомобиль, а сами скрываются от работников полиции. Стоит ли? В данном случае каждый решает сам. Лучше, конечно, закон не преступать.

Последнее обновление Март 2019

По правилам дорожного движения, при совершении ДТП следует оставаться на месте и ожидать сотрудников ГИБДД. В большинстве случаев, если водитель уехал с места происшествия, ему грозит довольно серьезное наказание. Всегда ли правомерны действия инспекторов ГИБДД, составляющих протоколы об оставлении места ДТП? Как избежать привлечения к ответственности и что необходимо знать каждому водителю, читайте в этой статье.

Что такое «Оставить место ДТП»

Приходится сталкиваться со множеством определений схожих с понятием «Покидание места ДТП» (которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), путаница в этом вопросе недопустима.

Оставление – это открытое удаление на значительное расстояние (вне видимости других участников) от места аварии на относительно продолжительный срок, то есть отсутствие участника при прибытии сотрудников ГИБДД, представителей страховой организации и пр.

Покинуть ДТП водитель может:

  • на автомобиле, который участвовал в аварии;
  • другим способом (пешком, на такси, на другой машине и т.п.), хоть машина и осталась на месте происшествия.

Не является оставлением:

  • передвижение машины с позиции автостолкновения (например, на обочину, то есть на 10-15 м.);
  • передача автомобиля другому лицу, которое самостоятельным ходом или на эвакуаторе перевезет его на значительное расстояние от локации ДТП.

Обязанности участника ДТП

Досконально правила поведения после аварии знают далеко не все автовладельцы. Между тем, в ПДД четко регламентирован порядок действий в случае, когда произошла дорожная неприятность:

  1. исключить дальнейшее движение транспорта (то есть остановиться);
  2. включить «аварийку»;
  3. выставить аварийный знак;
  4. принять меры к сохранению авто и других предметов в том же положении, в каком они были на момент происшествия;
  5. если есть жертвы – вызвать полицию, скорую медицинскую помощь, оказать первую помощь. В случае необходимости на участнике ДТП лежит обязанность доставления пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение на попутном транспорте;
  6. если нет возможности для свободного движения других транспортных средств, следует освободить проезжую часть дороги, предварительно сделав фиксацию положения предметов (обычно путем фотографирования и видеосъемки, иногда допускается составление схемы);
  7. ждать сотрудников полиции, записать данные свидетелей-очевидцев.

Покидая место ДТП, водитель допускает несоблюдение одного или нескольких пунктов из этого списка.

Когда водителя нет на месте происшествия

Типичными ситуациями, когда к приезду сотрудников ГИБДД участника аварии не оказалось на месте, являются:

  • водитель находился в алкогольном состоянии. Общеизвестно, что в последние годы для тех, кто вел за руль пьяным, наказание ужесточается. Вместе с тем, аварий с серьезными повреждениями машин, жертвами среди людей меньше не становится. Безосновательно надеясь избежать ответственности, такие водители скрываются с места столкновения машин или наезда на пешехода;
  • если в результате ДТП были причинены серьезные травмы людям, повлекшие смерть или тяжкий вред здоровью: в таких случаях скрываются из-за страха перед уголовным наказанием;
  • тот, по чьей вине были причинены повреждения другому автомобилю, попросту не заметил этого. Так, при выезде с парковки, разворотах часто водитель не замечает, что слегка задел рядом стоящий автомобиль. Эти случаи являются самыми спорными в судебной практике, поскольку возникает вопрос о наличии умысла, который фактически не всегда удается установить;
  • скрываются те, кто рассчитывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности (три месяца). Стоит принять во внимание: с учетом многочисленных камер видеонаблюдения, в настоящее время разыскать виновника аварии для сотрудников ГИБДД не составляет труда;
  • уезжают по причине нежелания ожидать ДПС – назначена встреча, слишком длительное ожидание, важные дела и т.д.

Что грозит водителю, покинувшему место аварии

В Государственную Думу уже внесены предложения об изменениях административного и уголовного законодательства. Так, в ряде случаев предлагается ввести новую статью в УК РФ за оставление места ДТП, при этом наказание будет в виде лишении свободы сроком от двух до пяти лет. На сегодняшний момент подобные действия могут быть квалифицированы как оставление человека в опасности.

Пример . На трассе в ночное время Иванов А.А. сбил пешехода Петрова О.О. на обочине – это был водитель остановившегося автомобиля. Иванов А.А. видел, что потерпевший находится в бессознательном состоянии, присутствовали видимые повреждения головы, рук, были раны на теле. Иванов А.А. оставил место наезда, не выполнив требования ПДД об оказании помощи пострадавшему. Впоследствии Петрова О.О. доставили в больницу группа дальнобойщиков, через несколько часов после произошедшего. В больнице Петров О.О. скончался. Согласно заключению эксперта, при условии своевременно оказанной медицинской помощи Петров О.О. остался бы жив. В суде государственному обвинителю удалось доказать, что Иванов А.А. видел, какие повреждения присутствуют на голове и теле Петрова О.О., однако оставил потерпевшего одного в ночное время в беспомощном состоянии. Иванов А.А. был осужден по двум статьям – ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (оставление в опасности) к лишению свободы.

Приведенный пример нечасто встречается на практике, поскольку требует наличия достаточных доказательств считать действия виновника происшествия умышленными.

Намного чаще у тех, кто решил не дожидаться инспекторов ГИБДД, наступает административная ответственность:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение права управления на срок от одного до полутора лет.

Специалисты в области дорожного права давно высказываются в пользу снижения установленного в настоящее время минимума срока, предусмотренного для лишения прав. Кроме того, указанным выше законопроектом предложено ввести штрафные санкции (до 30000 рублей) наряду с уже предусмотренными – ведь никакого денежного наказания на сегодняшний день КОАП РФ за покидание места ДТП не содержит.

Предложение об ужесточении наказания за отсутствие водителей на месте происшествия с одновременным снижением нижней планки срока лишения ВУ может показаться нелогичным. Вместе с тем, судебная практика оспаривания протоколов по таким правонарушениям настолько многообразна, насколько разными могут быть ситуации на дороге.

Так, иногда водители с небольшим стажем по невнимательности могут «задеть» другую машину и уехать по своим делам. Впоследствии, несмотря на причинение незначительных повреждений, такие рассеянные автолюбители будут лишены возможности сесть за руль как минимум на год.

В то же время, верхнюю грань административного наказания снижать не собираются – слишком много в последнее время случаев намеренного отсутствия тех, кто находился в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, грядущие изменения в законодательстве дают возможность судьям максимально индивидуально подходить к решению вопроса о наказании по административным делам данной категории.

Когда оставление места происшествия обоснованно

Понятно, что ответственность за то, что уехал с места столкновения автомобилей или наезда на пешехода наступает не всегда. Автолюбителю будет полезно знать, что его отсутствие не будет наказуемым, если:

  1. между двумя (не более) участниками аварии составляется – документ, позволяющий заключить письменное соглашение о возмещении до 50000 рублей (с июня 2018 года до 100 000 руб.), без вызова ДПС. Такой вариант возможен, если соблюдены следующие условия:
    • нет пострадавших физически, повреждены только две машины участников ДТП;
    • у водителей есть ОСАГО (у обоих);
    • достигнуто согласие о характере повреждений, их количестве и стоимости восстановительных работ;
    • достигнуто согласие и нет возражений по обстоятельствам произошедшего – времени, месте, виновности, расположения автомобилей и т.д.;

    Если хотя бы одно условие не было выполнено, европротокол может быть признан недействительным и, следовательно, оставление места ДТП повлечет наказание.

  2. оба водителя составили схему происшествия и направились к ближайшему посту ДПС , чтобы там оформить все необходимые документы. При этом нет пострадавших лиц и спора об обстоятельствах.
  3. водитель увез пострадавшего для оказания медицинской помощи в ближайшую больницу. Законодатель, с одной стороны, предусмотрел в ПДД обязанность участника происшествия оказать помощь потерпевшему, с другой стороны – нельзя отлучаться с места аварии. Основанием для освобождения от административной ответственности будет невозможность иным способом оказать потерпевшему необходимую помощь в связи с полученными повреждениями. Важно понимать, это основание носит исключительный характер. Кроме того, уехавший должен зафиксировать положение предметов и после выполнения своего гражданского долга вернуться.
    Пример . Произошло столкновение двух автомобилей под управлением Сидорова А.А. и Мамонова Е.Е., пострадал пассажир в машине последнего – Горин М.М., которому срочно нужна была медицинская помощь. Поскольку дорожное происшествие произошло в черте города, проезжавшие мимо люди останавливались, предлагали свои услуги по доставлению Горина М.М. в больницу, также была вызвана скорая помощь. Не дожидаясь приезда скорой помощи, буквально через две минуты после ее вызова Мамонов Е.Е. скрылся с места ДТП на собственном автомобиле, при этом он увез в ближайшую поликлинику Горина М.М. После оказания помощи потерпевшему Мамонов Е.Е. на место аварии не вернулся. Поскольку в данном случае возможность транспортировки пострадавшего другими лицами имелась, жалоба Мамонова Е.Е. на постановление о привлечение его к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ вышестоящим судом была отклонена.
  4. есть необходимость в освобождении проезжей части от фрагментов автомобиля, самого поврежденного автомобиля. В этом случае также нужно выполнить обязанность зафиксировать все, как было на момент аварии. Лишь после этого можно переставить машину в сторону, чтобы дать возможность проехать другим автолюбителям. Напомним, что любое перемещение машины правилами запрещено, если ситуация не носит исключительного характера, о котором мы рассказали выше.

Участник ДТП уехал с места: другие последствия

Если вы нарушили ПДД и решили не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, то, кроме привлечения к административной ответственности, вероятны следующие последствия:

  • ситуация, при которой возникла авария, может быть искажена: ведь схема будет составлена со слов другого участника и свидетелей, которые могут не обратить внимание на важные нюансы. Впоследствии доказать в суде, что зафиксированная схема не соответствует действительности, будет практически невозможно.

В большей степени это касается потерпевших, которые по своей инициативе покинули место ДТП.

Пример . Водитель Тарасов В.В., управляющий своим автомобилем, стал потерпевшим в результате несоблюдения Поповым А.В. правил дорожного движения: он начал движение на запрещающий сигнал светофора, в результате чего машине Тарасова В.В., который двигался на разрешающий сигнал, были причинены повреждения. Составлять европротокол оба мужчин отказались, так как были не согласны с мнением друг друга об оценке и виновности (Попов А.В. утверждал, что начал движение, когда был желтый свет и просто не успел закончить маневр). Поскольку Тарасов В.В. опаздывал на рейс, он уехал, не составив схему и не сфотографировав положение транспортных средств на дороге. Впоследствии ему не удалось доказать, что виновником является не он, а Попов А.В.: двое пассажиров, которые ехали в машине с Поповым А.В., дали пояснения о том, что их автомобиль двигался на разрешающий сигнал. Таким образом, несоблюдение Тарасовым В.В. правил дорожного движения о необходимости пребывать там, где было столкновение, повлекло искажение аварийной ситуации и, как следствие, необоснованное привлечение к административной ответственности фактически невиновного.

Известно, что все расходы по возмещению повреждений, причиненных виновником, компенсирует его страховая компания. В то же время, во все договоры страхования внесен особый пункт: в случае, когда на месте отсутствует водитель, виновный в причинении повреждений другой машине, страховая компания вправе взыскать в порядке регресса все понесенные ею затраты на возмещение. Этим пунктом страховщики активно пользуются.

Пример . Виновный в происшествии Новиков С.С. уехал, не дождавшись ДПС. В результате потерпевший Серов В.В. обратился с требованием к страховой компании Новикова С.С. о возмещении 350000 рублей в счет расходов на ремонт своего автомобиля. После того, как по решению суда в порядке исполнения Серов В.В. получил денежные средства, страховая обратилась в суд с регрессным иском к Новикову С.С. о возмещении не только 350000 рублей, но и расходов по участию в судебном рассмотрении первоначального иска (стоимость госпошлины, оплата труда юриста и т.д.). Суд регрессный иск удовлетворил, мотивируя правилами п. 76 Правил ОСАГО о необходимости присутствия на месте виновного лица.

Важно уточник, что взыскания регресса возможно в случае, если водитель именно скрылся, а не просто оставил место.

Например, водитель-виновник написал и передал потерпевшему водителю расписку, в которой указал, что он виноват, сообщил свои данные, сведения об автомобиле и кратко указал на характер повреждений. Его могут привлечь к ответственности по ч. 12.27 КоАП РФ, но уже на регрессный иск страховая не вправе рассчитывать.

Итак, подведем итоги

  1. Если вы попали в аварию, помните, что нужно дождаться сотрудников ГИБДД.
  2. Исключительными обстоятельствами могут быть: невозможность иным способом доставить потерпевшего в больницу, составление европротокола, намерение обоих водителей обратиться к сотрудникам ближайшего поста ДПС с уже составленной схемой, освобождение дорожного пространства для других участников движения.
  3. Если эти исключительные обстоятельства имелись, нужно принять меры к фиксации расположения транспорта.
  4. По состоянию на 2019 год наказание за оставление места ДТП может быть только в виде ареста или лишения прав, штраф не предусмотрен. Кроме того, в конечном итоге вам придется выплатить расходы потерпевшей стороны в полном объеме.

Вопрос - ответ

Вопрос:
Мой ребенок бросил из окна нашей машины мяч в пешехода, мы не остановились Что грозит водителю – отцу ребенка за скрытие с места ДТП? Пешеход написал на нас заявление.

Водителю ничего не грозит, поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия отсутствует: автомобиль не является «участником» действий вашего ребенка. Показательным примером отсутствия происшествия является одно из Постановлений Верховного суда: камнем из-под колес автомобиля было разбито лобовое стекло другой машины. Водитель был признан виновным в том, что не остался на месте ДТП. Верховный Суд с такой позицией не согласился, указав, что самого происшествия не было – повреждения другому автомобилю были причинены вне зависимости от действий водителя, ведь он не мог предвидеть таких последствий.

Вопрос:
Я наехал на металлическое ограждение возле учреждения. Светит ли мне какое-либо наказание, с места наезда я уехал, ущерб от повреждения возместить согласен?

В практике имеются случаи, когда водитель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за то, что уехал после повреждения сооружения, постройки и т.д. В описанной вами ситуации вы будете подвергнуты наказанию по указанной статье, поскольку ваш автомобиль стал участником дорожно-транспортного происшествия с повреждениями, причиненными имуществу. Если вы в добровольном порядке погасите ущерб от наезда, это будет смягчающим обстоятельством, влияющим на вид и размер наказания.

Вопрос:
Если я наехал на какой-то предмет, лежащий на дороге и поехал дальше, будет ли это правонарушением по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ? Повреждения причинены только моей машине.

По смыслу ст. 2.5 ПДД и ст. 12.27 КОАП РФ ваши действия, как это не парадоксально звучит, подпадают под умышленное оставление места ДТП. Вместе с тем, Верховный Суд РФ разъяснил, что подобные несоблюдения ПДД являются малозначительными, поскольку не создают опасности для других лиц, другому имуществу, не причиняют вред никому, кроме самого водителя. На основании ст. 2.9 КОАП РФ, в силу малозначительности, виновный может быть освобожден от наказания.

Вопрос:
Чтобы избежать столкновения, из-за созданной автомобилем Фольксваген помехи я увернулся вправо и совершил столкновение с автомобилем Лада. Фольксваген не получил каких-либо повреждений, продолжил движение и скрылся, будет ли водитель данной машины нести ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ?

Отсутствие повреждений на автомобиле под управлением виновного в ДТП гражданина не освобождает от обязанности следовать требованиям ПДД о нахождении на месте происшествия. Поэтому водитель Фольксваген должен быть привлечен к ответственности. Но при условии, что водитель Фольксвагена нарушил правила ПДД.

Вопрос:
Что будет, если оба участника происшествия покинули место столкновения?

Эти водители не смогут возместить вред через страховые компании, поскольку обстоятельства не зафиксированы сотрудниками ДПС. Кроме того, доказать в суде причиненный каждому из них вред будет крайне затруднительно. Водителям также грозит обоюдная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ за покидание места аварии.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

Дорожно-транспортные происшествия случаются достаточно часто. Они могут произойти на трассе, во дворе, на парковке, при выезде из гаража и так далее. Покидание места происшествия одним из водителей считается серьезным административным правонарушением, за которое в большинстве случаев лишают права вождения автомобиля.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако в некоторых случаях оставление места ДТП может считаться неумышленным. Какие это ситуации, и какая ответственность предусмотрена для правонарушителя?

Что считается неумышленным покиданием

Такими причинами могут быть:

  • плохая видимость на дороге из-за погодных условий;
  • громкая музыка в машине, мешающая услышать посторонние звуки;
  • незначительная авария, которая не сопровождалась скрежетом, стуком и так далее.

Доказывать, что место дорожного происшествия оставлено не умышленно, придется водителю, уехавшего автотранспортного средства самостоятельно или с помощью адвокатов.

Решение о квалификации правонарушения и метод наказания принимается судебными органами.

Оставление места дорожной аварии (по существующему законодательству) возможно в случаях:

  • мелкого ДТП, когда решение о возмещение ущерба принято на месте без составления каких-либо документов. Такое развитие ситуации может обернуться и не в пользу виновного, так как потерпевший может остаться на месте аварии и вызвать сотрудников автоинспекции;

Доказать правомерность в таких случаях практически невозможно. Поэтому при достижении согласия рекомендуется с пострадавшего взять расписку, в которой будет указано место и время ДТП, полученные повреждения и сумма возмещения вреда.

  • , который служит документом о дорожном происшествии. Европротокол можно составить без сотрудников ГИБДД, если авария произошла между двумя транспортными средствами, нанесенный ущерб менее 50 тыс. рублей, нет пострадавших людей, у обоих водителей имеются действующие полиса ОСАГО и отсутствуют какие-либо разногласия между участниками автомобильной аварии ( и статья 11.1 );
  • водитель одного из транспортных средств покинул место ДТП для того, чтобы доставить пострадавшего человека в лечебное учреждение для оказания скорейшей врачебной помощи;

После посещения больницы водитель обязан вернуться на место столкновения и далее принимать участие совместно с сотрудниками автоинспекции в расследовании и оформлении аварии ().

  • существует необходимость в кратчайшие сроки освободить дорогу от затора. Перед тем как убрать транспортное средство в другое место надо в присутствии свидетелей провести фото или видео съемку места ДТП (составить схему) и всех предметов, имеющих какое-либо значение при проведении расследования.

На всех документах должны быть подписи 2 – 4 свидетелей, а так же их контактные данные (ПДД пункт 2.6.1). В случае невыполнения требования об освобождении проезжей части на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей ().

Все остальные ситуации будут расцениваться как оставление места дорожной аварии, и наказываться в соответствии с законодательством РФ.

Наказание за неумышленное оставление места ДТП

За неумышленное оставление места ДТП наказание в 2018 году аналогично наказанию за умышленное покидание места аварии (статья 12.27 КоАП). Это связано с тем, что самого по себе понятия «неумышленное оставление» законами не предусмотрено.

За правонарушение виновный может быть:

  • помещен под арест на срок до 15 суток;
  • лишен права управления любыми автотранспортными средствами на срок от 1 года до 1 года 6 месяцев.

Однако если доказать неумышленный отъезд с места дорожного происшествия, то можно отделаться небольшим штрафом (не более 1 000 рублей или устным предупреждением).

Следует отметить, что доказывать правомерность действий придется в суде.

При незначительном происшествии

Одним из способов избежать серьезное наказание за оставление места дорожной аварии является возможность доказать, что указанное происшествие является незначительным, то есть в результате ДТП автомобилю нанесен минимальный вред, а пострадавших людей нет.

Чтобы правильно провести линию защиты при разбирательстве правонарушения рекомендуется , досконально разбирающихся в указанной тематике. Доказать правомерность действий самостоятельно практически не возможно.

С пострадавшими

Автомобильная авария, в которой есть пострадавшие люди, является более значительным преступлением. Доказать неумышленность оставления места дорожного происшествия практически не возможно.

Единственный аспект, который может смягчить приговор суда – это оказание пострадавшему первой медицинской помощи.

В подобных ситуациях, в большинстве случаев, водитель, уехавший с места ДТП, будет лишен водительских прав. Срок лишения будет зависеть от других обстоятельств рассматриваемого происшествия.

К другим обстоятельствам, которые могут смягчить ответственность при административном правонарушении (оставлении места дорожной аварии) можно отнести ():

  • своевременное раскаяние нарушителя закона (желательно на стадии предварительного расследования);
  • устранение сути правонарушения без правоохранительных органов (возврат на место аварии);
  • самостоятельное сообщение о деянии в ГИБДД;
  • содействие в расследовании, проводимом сотрудниками автоинспекции;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба на стадии расследования;
  • совершение нарушения установленных правил в состоянии аффекта (сильного волнения, вызванного определенными причинами);
  • совершение преступления несовершеннолетним гражданином;
  • совершение правонарушения женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка.

В любом случае полностью избежать ответственности не получится.

С летальным исходом

Примеры из судебной практики

В современной судебной практике можно найти множество примеров, связанных с рассмотрением таких правонарушений, как оставление места дорожного происшествия. Вот некоторые из них.

Пример 1

(доказывает необходимость ведения диалога между участниками аварии).

Санкт – Петербург 2012 год.

На одной из улиц города произошло незначительное ДТП между двумя автомобиля, принадлежащими частным лицам. Водитель одного из них оставил место правонарушения, так как не заметил случившегося. Водитель другого автомобиля вызвал сотрудников Госавтоинспекции.

В результате расследования и проведения экспертиз автотранспортное средство, покинувшее место дорожного происшествия было найдено. Мировой судья вынес решение о лишении водителя права управления сроком на 1 год.

Однако обвиняемым была подана кассационная жалоба. В ходе повторного рассмотрения дела обвиняемый полностью признал свою вину и возместил ущерб пострадавшей стороне.

На судебном заседании водитель поврежденного транспортного средства заявил, что претензий к виновнику не имеет и не возражает против освобождения его от административной ответственности.

Городской суд постановил отменить решение мирового судьи и ограничится вынесением устного предупреждения.

Пример 2

(о неумышленном оставлении места аварии)

г. Новосибирск

На оживленной улице г. Новосибирска произошло незначительное столкновение между рейсовым автобусом, вместимостью в 100 пассажиров и легковым автомобилем. Водитель автобуса покинул место аварии, не заметив случившегося. Водитель автомобиля прибег к помощи автоинспекции.

В результате против водителя автобуса возбуждено дело об административном происшествии. Потерпевший (автомобилист) на заседании не присутствовал, предварительно разрешив рассматривать дело без него.

Водитель автобуса доказал, что не заметил факт аварии, так как автобус достаточно больших размеров, а водитель автомобиля не подавал никаких сигналов, способных привлечь его внимание (что было подтверждено свидетелями).

Повреждения, нанесенные транспортному средству не значительны и готов возместить ущерб полностью. Судья принял решение о прекращении административного преследования в связи с отсутствием состава нарушения.

Оставление места ДТП может считаться незначительным только в случае мелкой автомобильной аварии. При наличии пострадавших или причинении смерти отъезд с места столкновения считается преднамеренным и является отягощающим фактором, негативно влияющим на наказание.

Обновлено: 26.06.2018 1795

Можно ли уехать с места ДТП и ничего не нарушить при этом?

Добрый день, или какое там у вас время суток! Многие задаются вопросом можно ли уехать с места ДТП и если да, то когда? В этой статье я подробно отвечу на эти вопросы. Советую внимательно изучить её, ведь за противоправное покидание места происшествия лишают прав!

Сразу определимся, что считается покиданием места ДТП в нарушение ПДД, за которое, между прочим, можно лишиться прав. Определяющим можно назвать одно условие: если происшествие оформляется сотрудниками ГИБДД в отсутствии кого-либо из участников аварии. Всё.

Все остальные случаи: перемещения автомобиля, оставление места ДТП обоими участниками, оформление по Европротоколу, и даже временный уезд водителя, если к заполнению документов уезжавший успел вернуться, не считаются оставлением места аварии.

Более того, после фиксации положения предметов, возникшего в результате аварии, водители обязаны освободить дорогу . Правда, если нет раненых и погибших это делается даже если столкнувшиеся авто просто создают препятствие, а если пострадали люди – перемещать авто нужно только в том случае, когда иначе движение потока ТС становится невозможным.

Уезжать с места происшествия также можно в случае крайней необходимости доставить раненого в больницу, когда кроме участников ДТП сделать это больше некому. Но отвозивший водитель обязан вернуться к месту аварии для оформления документов.

Когда можно покинуть место ДТП

В пункте 2.6.1 ПДД чётко прописаны условия, когда можно покидать место происшествия. Уезжать с места происшествия можно только в тех случаях, когда нет раненых и погибших . Если это условие выполнено, возможны два варианта развития событий.

Если водители не могут договориться между собой

Первый вариант. Если между водителями нет единой точки зрения на произошедшее, обязательно нужно позвонить в автоинспекцию. Но сотрудник может указать приехать для оформления аварии на пост ДПС. Водителям перед этим надо зафиксировать, в том числе при помощи средств фото- видеосъёмки, положение ТС и других предметов, относящихся к аварии относительно друг друга и окружающих объектов.

Такая ситуация также не считается покиданием места аварии, если все её участники приедут в стационарный пункт ДПС и оформят бумаги там с участием инспектора.

Споров между участниками нет

Второй вариант – когда у участников аварии нет разногласий по виновности, обстоятельствам аварии и т. п. В этом случае об аварии можно даже не сообщать в ГАИ.

В этом случае у участников аварии появляется выбор из трёх вариантов действий.

  1. вместе поехать в ближайшее отделение ГИБДД и там совместно с сотрудниками ГАИ оформить произошедшее . Предварительно надо сфотографировать или иным способом зафиксировать расположение авто на месте аварии;
  2. оформить Европротокол (но это возможно только если столкнулись два транспортных средства (прицеп за ТС не считается), у обоих водителей есть ОСАГО, и ничего, кроме ТС участников, не пострадало);
  3. никак не оформлять ДТП (дополнительное условие – повреждено должно быть только имущество участников, то есть если снесён столб, этот вариант не прокатит).

Оформление на посту ГАИ

Наиболее простой и надёжный в плане получения возмещения ущерба способ. По своей сути ничем не отличается от оформления сотрудниками ДПС, как это было раньше. Единственное отличие – вы больше не ждёте наряд, часами «кукуя» в машине, а сами едете к инспекторам. В отделении вам выдадут те же самые бумаги, что и при оформлении на месте аварии.

Кроме того, в последнее время автоинспекторы всё чаще не выезжают на место лёгких аварий, а просят их участников следовать на ближайший пост, даже при наличии разногласий между участниками.

С этим недавно столкнулся один мой знакомый. Дело было в Москве. Он попал в небольшое ДТП. Когда он позвонил в полицию, сотрудник заявил ему, что к месту аварий без пострадавших гаишники теперь не выезжают, и сказал, что водителям необходимо самим явиться в отделение или оформить Европротокол.

Оформление происшествия по Европротоколу

Как уже говорилось, кроме согласия с виновностью, необходимым условием является участие только двух ТС и наличие полиса «автогражданки» у обоих автовладельцев.

У этого типа оформления есть ещё одна, самая важная особенность. Оно может применяться, только когда ущерб составляет меньше 50 000 рублей. Исключение сделано для происшествий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, и их областей. Если участники ДТП предоставят фото и видеоматериалы с места аварии, а также полученные при помощи ГЛОНАСС координаты произошедшего, максимальный размер возмещения возрастёт до 400 000 р.

Собственно оформление ДТП заключается в заполнении совместно двумя водителями извещения о ДТП, бланки которых выдаются страховщиками при покупке полиса, а также в любое время при просьбе страхователя. Главное – это правильно заполнить бланк извещения, иначе страховая может .

И ещё. Виновник обязательно должен доставить свою часть бланка извещения своему страховщику. Иначе ему грозит регресс от страховой компании.

Разъезд без оформления

Чаще всего такой вариант применяется, когда у виновника нет страховки ОСАГО, а также когда повреждения незначительны и водители не хотят оформлять ДТП, чтобы не потерять , или чтобы не возиться с бумагами.

В этом случае участники договариваются между собой, о том, кто виноват, сколько кто кому должен, как будет произведён расчёт, и по обоюдному согласию разъезжаются.

Чтобы впоследствии не возникло неприятных ситуаций, необходимо написать расписку о возмещении ущерба и отсутствии претензий. Пишется она в свободной форме.

Взять расписку, что нет претензий, необходимо, даже если вы не виноваты, и не собираетесь получать компенсацию от виновника. Так как иначе, второй водитель может передумать, вернётся на место аварии, вызовет ГАИ, и вы будете объявлены скрывшимся с места ДТП, да ещё и виновником.

Как поступить, если отсутствуют повреждения имущества

В этом случае не может идти речи ни о каком оформлении или неоформлении, а также об оставлении места ДТП. Так как если нет ущерба, то нет и ДТП. Это следует из его определения. Соответственно, при отсутствии материального урона не может быть и страхового случая по ОСАГО, так как не возникает обязанность возместить вред.

Наверняка кто-нибудь вспомнит про . Но по «автогражданке» он не возмещается. Остаётся требовать компенсацию за него с виновника через суд, но, во-первых, причинение душевных страданий в таком случае практически невозможно доказать, а если вам это как-нибудь и удастся сделать, присуждённая сумма будет ничтожно мала. И, скорее всего, дело прекратят ввиду его незначительности.

Насчёт бесконтактного ДТП. При нём имуществу и/или здоровью других наносится вред, хотя участники и не контактируют непосредственно, то есть оно не подходит к ситуации, когда нет повреждений.

Когда в ДТП только один участник

Для начала надо убедиться, что вы действительно единственный участник происшествия. Это означает, что повреждено должно быть только ваше имущество. На самом деле это не всегда так, как кажется поначалу. Ведь столб, рекламный щит, забор обязательно кому-нибудь принадлежат. А также у домашних животных обычно есть свои владельцы. И даже вроде бы дикий олень может принадлежать лесохозяйству, впрочем, как и высаженные вдоль дороги саженцы.

Если действительно пострадало только ваше имущество, вы уверены, что второго участника, то есть потерпевшего, точно нет, вы можете с чистой совестью уезжать с места аварии, что вполне согласуется с п.2.6.1 ПДД. Исключение составляют случаи, когда ваша машина застрахована по каско. Потому что документы от ГИБДД потребуются для выплаты.

Если в аварии пострадали люди, хотя бы и сам водитель, вызов сотрудников госорганов обязателен. Но поверхностные ранения, например, ссадины, синяки и раны кожи, из-за которых не теряется общее здоровье, не считаются нанесением телесного вреда.

Если виновник скрылся

В этом случае вызов сотрудников ГИБДД обязателен. Уезжать нельзя, даже чтобы догнать виновника.

Во-первых, уехав, вы тем самым сами покинете место происшествия в нарушение правил движения. А наказание за это – лишение прав не меньше чем на 1 год или арест. Тем более что виновник может вернуться и сам вызвать автоинспекторов.

Во-вторых, шанс найти виновника, а, следовательно, получить компенсацию за повреждение, всегда существует. Глупо просто так терять его. Причём чем быстрее уехавшего начнут искать, тем выше вероятность, что его найдут.

Подведём итоги

  • покинувшим место ДТП считается тот, без чьего участия оно оформлялось;
  • повреждение чьего-либо имущества обязательный признак ДТП;
  • уехать с места аварии в некоторых случаях вполне правомерно и даже необходимо;
  • отсутствие погибших и раненых и согласие между участниками по вопросу кто виноват, обстоятельствам происшествия и т. п – обязательные условия для законного покидание места ДТП без сообщения о нём в госорганы;
  • по указанию сотрудников правоохранительных органов возможно нужно будет уехать с места аварии в отделение полиции для оформления, не дожидаясь приезда экипажа ГИБДД, даже при наличии разногласий межу водителями;
  • участники могут выбрать, как поступить : оформить ДТП в отделении полиции, заполнить Европротокол или ничего не оформлять официально.

Заключение

Теперь вы знаете, когда можно уехать с места аварии, а когда делать это строго запрещено. Оформление ДТП без вызова представителей ГИБДД позволит попавшим в аварию сэкономить время и нервы, при этом инспекторы смогут выполнить больше дел, где действительно требуется их помощь. А почему инспекторы не могут приехать быстро по каждому вызову уже другой вопрос.

А если есть что рассказать про законное покидание места аварии, обязательно напишите в комментариях. Если есть вопросы, по рассматриваемой в этой статье теме, пишите их также в форму комментариев. Они не останутся без внимания.

В этом видео автоадвокат кратко расскажет о случаях, когда можно покидать место аварии:

П.С.: Изображения взяты отсюда: drive2.ru/l/4701469. На фотографиях Mercedes-Benz CLK.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 13

    Владимир

    30.01.2018 | 14:36

    А если на заправки в меня въехали задом и в результате разбита фара и бампер договорились без Гаи на месте отдал 2т за фару и 3т сказал отдаст на следующий день и пропал... Есть 2 свидетеля и может быть видео с камер, я уже ничего не могу сделать? Чтоб по закону

    Елена

    05.05.2018 | 03:16

    Здравствуйте! А если никакого ДТП небыло, а человек,стоявший сзади моей машины ударил по ней рукой (никаких следов на машине нет и у него соответственно тоже, он просто зафиксировал контакт с моим авто во время моего манёвра задним ходом, выезжая с парковочного места на проезжую часть), а потом без моего ведома вызвал скорую и ГАИ и написал заявление, в котором указал, что у него после столкновения с моей машиной закружилась голова, ослабли ноги и поднялось давление и на скорой ему сделали кардиограмму)), и оказалось, что у него был ещё и свидетель, а я уехала и мне через пару часов после этого звонил сотрудник ДПС и я поехала заполнить ответное заявление и меня пригласили на группу разбора. Что же я теперь там скажу? ДТП никакого не было, но почему-то от этого гражданина приняли заявление. Значит получается я скрылась с места ДТП? Но никакого материального и физического урона я не нанесла.

    1. Игорь Писчий

      17.01.2019 | 08:37

      Здравствуйте, Елена.

      Тут весьма сложная, но и интересная с точки зрения законодательства ситуация (возникающая нередко), прояснение которой будет полезно многим водителям и пешеходам. В данном случае произошло событие, которое, при определенных условиях, может иметь признаки как бесконтактного ДТП, так и просто нарушения ПДД или и того и другого вместе. Как я понял, вы совершали маневр на ТС, повлекший создание опасной ситуации. За это на водителя может быть наложено взыскание по ст. 12.14 (Нарушение правил маневрирования) или по ст. 12.18. (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). Если подобное происходит в зоне жилой застройки, то это еще и нарушение п. 17.1 ПДД (Движение в жилых зонах), согласно которому пешеход всегда имеет преимущество, за исключением необоснованных действий). Если в ГИБДД будет установлена ваша вина по указанным положениям, то на вас будет наложен соответствующий штраф за нарушение ПДД.

      Касательно ответственности за оставление места ДТП, то при подобных обстоятельствах она может иметь место, а может и не иметь – все зависит от того, будет ли ситуация квалифицирована как ДТП. Законодательством, согласно п. 1.2 ПДД и ст. 2 ФЗ № 196, ДТП определяется следующим образом:

      «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.»

      То есть для ДТП обязателен ущерб (телесный или материальный), который явился следствием возникшей ситуации. Возьмем за основу весьма частый случай: при опасном маневрировании ТС пешеход, пытаясь уклониться от столкновения, упал. И при падении дело может принять разный оборот – если падение не повлекло никакого ущерба или этот ущерб незначительный, то ситуация не будет признана ДТП. Например, при падении помялась пачка с сигаретами, вследствие чего они пришли в негодность – ситуация не будет признана ДТП, но имеет признаки нарушения ПДД. Если же у пешехода разбился смартфон, то ситуация может быть квалифицирована как ДТП из-за значительности материального ущерба.

      Если при падении нанесен вред здоровью, то ситуация также может быть различной – тут все зависит от тяжести травмы или иных последствий для здоровья. Ясность здесь вносится Правилами учёта ДТП, утверждёнными ПП № 647 от 29.06.1995 г., и принятым в соответствии с ними ОДМ 218.6.015–2015 (утверждённым Распоряжением Росавтодора № 853-р от 12.05.2015 г.). Согласно ОДМ, применительно к ДТП человек считается раненым, если он получил телесные повреждения, в результате которых потребовалась госпитализация на срок не менее 1 суток либо появилась необходимость в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. 3.1.10 ОДМ). То есть, к примеру, если у потерпевшего, в результате падения, появилась кровоточащая ссадина, требующая медицинской обработки, то ситуация может быть признана ДТП. Если же пешеход при падении получил незначительный ушиб, без видимых последствий, то ситуация не будет признана ДТП.

      Но кроме прямых травм пешеход может получить и иной вред здоровью, иногда намного более тяжкий. Например, у беременной женщины вследствие испуга случился выкидыш – тут для неосторожного водителя возможна даже уголовная ответственность и очень серьезная материальная. Похожие ситуации могут быть с пожилыми людьми или детьми. Например, ребенок вследствие испуга начал заикаться. Или у бабушки от испуга случился инфаркт. Поэтому в вашем случае ситуация вполне может быть признана ДТП, если последствия ситуации привели к зафиксированной необходимости обращения в амбулаторию, где пострадавшему оказали реально необходимую помощь. Просто «поднялось давление, закружилась голова и ослабли ноги» – это не диагноз, а возможные симптомы (часть из которых могла быть симулирована). В подобных ситуациях врачи дают заключение осторожно т. к. впоследствии возможно судебное разбирательство. Также, если сразу после инцидента пешеход не проявил никаких признаков недомогания и не предъявил претензий, то ответственности за оставление места ДТП также не будет и сам случай вряд ли ДТП признают т. к. даже при реальном и серьезном ущербе здоровью спустя какое-то время после инцидента, доказать причастность к нему ТС весьма проблематично. Поэтому в общем итоге на вас может быть наложен небольшой штраф, но ответственность за оставление ДТП вы вряд ли понесете.

      Всего вам доброго, Елена.

    Владимир

    01.11.2018 | 23:11

    Интересная, и точно изложения. Как раз то что нужно. Спасибо автору

    Ольга

Поделиться: