Льготы педагогам и медработникам по оплате коммунальных услуг. Сколько будут получать на оплату жилья и коммуналки сельские педагоги

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года граждане, работающие в сфере образования и осуществляющие свою деятельность в сельской местности, имеют право на денежную компенсацию. Возмещение предоставляется на оплату коммунальных услуг, включая расчеты за жилую площадь, свет и отопление.

Размер данной выплаты, порядок ее начисления и условия получения определяются соответствующим постановлением Правительства. Компенсация приходит на счет лица, подавшего заявление, каждый месяц. Если заявитель решит отказаться от услуги, то он должен написать отказ о ее назначении и 1 числа следующего месяца, за которым было написано заявление, выплаты прекратятся.

Оплата компенсации педагогическим работникам

Гражданам важно знать, кто входит в категорию педагогов, имеющих право на получение помесячной компенсации. Также нужно выяснить в каком размере предоставляется возмещение, и какие документы необходимо для этого подготовить. Согласно постановлению Правительства от 26.10.13 № 963 педагогические работники, которые состоят в штате по своему месту работы в образовательных учреждениях и проживают в селе или в поселках городского типа должны получать выплату в размере 1200 руб .

Единственным условием является официальное трудоустройство.

Однако этот вид компенсации выплачивается на основании документа, который подтверждает соответствующие права работника. Таким документом может являться трудовая книжка, копия трудового соглашения, копия паспорта с листом регистрации по месту проживания или любой другой документ, в котором содержатся данные о проживании заявителя.

Порядок действий заявителя

Преподавателям необходимо написать заявление и подать на рассмотрение предусмотренный законом перечень документов в учреждение социальной защиты.

В случае принятия государственным органом власти положительного решения, педагогический работник получит заказное письмо с ответом.

Далее, заявитель получает копию документа, подтверждающего решение учреждения социальной защиты. Затем в установленные постановлением сроки гражданин начинает получать компенсацию на свой банковский счет. Сроки выплаты зависят от определенного региона России.

Документы, необходимые для выплаты компенсации

Основными документами для подачи в социальные органы защиты являются:

  • СНИЛС;
  • паспорт или иной документ, устанавливающий личность заявителя, гражданство;
  • свидетельство о праве собственности на жилое помещение с информацией о его площади;
  • трудовая книжка или заверенная из нее выписка;
  • для рабочих граждан: к трудовой книжке приложить справку с места работы, где будет указана занимаемая должность;
  • для граждан-пенсионеров: только трудовая книжка либо ее заверенная копия;
  • документы, имеющие сведения о платежах за жилье и услуги коммунального хозяйства, предшествующие месяцу обращения;
  • для граждан с печным отоплением необходимо предоставить в распоряжение документ, доказывающий факт оплаты твердого топлива;
  • номер лицевого счета заявителя — это может быть карта Сбербанка или сберкнижка.

К каждому оригиналу, кроме счета об оплате твердого топлива, прикрепляется его копия. Если педагогический работник является инвалидом, ветераном или относится к другой льготной категории граждан, то социальная поддержка обеспечивается на основе письменного заявления преподавателя по выбранному для него основанию.

Основания для отказа оплаты компенсации

Основания для прекращения или отказа выплаты возмещения за услуги ЖКХ:

  • главы регионов утратили права на обеспечение выплат в связи с увольнением;
  • со стороны заявителя были допущены нарушения, в виде предоставления неполного перечня необходимых документов в управление социальной защиты.

Также отказ может последовать после выяснения обстоятельств, которые дают право получать компенсацию.

Следует помнить о том, что на основании федерального законодательства разрабатывается региональные нормативные документы, в которые могут быть внесены поправки относительно перечня необходимых документов или в условия представления выплат.

Поэтому работники сферы образования должны перед подачей документов очень внимательно ознакомиться с региональным законом. При этом граждане, которые подали заявление и не получили положительного ответа, могут обжаловать решение учреждения социальной защиты в судебном порядке.

Заявитель имеет право обратиться с жалобой в следующих случаях:

  • учреждение, принявшее заявление, нарушило строки регистрации гражданина;
  • учреждение нарушило сроки предоставление данной услуги;
  • учреждение требует документы, не предусмотренные законодательством;
  • отказ в предоставлении выплаты, если отсутствуют законные основания для этого;
  • отказ в принятии документов, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Преподавателям следует помнить и о сроках оказания государственной услуги, иначе учреждение может отказать в ее предоставлении по этой причине.

О льготах учителям в 2019 году

Каждый год законы и постановления претерпевают изменения. Поэтому крайне важно убедиться в наличии необходимой информации и ее достоверности. Для того чтобы педагогам в сельской местности получить выплату от государства, нужно к уже имеющемуся списку документов предоставить информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении, за которое преподаватель получит материальную компенсацию.

По закону педагогический работник может предоставить на рассмотрение только одно жилое помещение.

Также обязательно нужно указать условия, в которых проживает заявитель, имеются в виду такие категории помещений, как жилой дом, квартира, общежитие, коммунальная квартира. Стоит отметить, что установленными мерами социальной поддержки в 2019 году могут воспользоваться все представители сферы образования, попадающие под эту категорию льгот. При этом не имеет значения, работает гражданин по совместительству или он трудится по основному месту работы.

На сегодняшний день установлено, что преподаватель имеет право на возмещение за жилое помещение и за услуги жилищно-коммунального хозяйства даже после увольнения.

Основным условием для получения данной коммунальной льготы является трудовой стаж. Он должен составлять более 10 лет в качестве сельского работника образования. Но это право не признается за гражданином автоматически, для его подтверждения необходимо обратиться в суд. Преподавателям стоит обратить внимание на определенные периоды работы, которые правительство с 2019 года позволяет включать в свой специальный стаж, дающий право досрочно назначить пенсию работникам образовательной сферы.

Такими периодами являются:

  • Время работы на должности учителя в негосударственном образовательном учреждении. При этом статус организации теперь не должен влиять на отказ в получении льготы.
  • Все периоды отпусков, в которых преподаватель повышал уровень своей квалификации.
  • Время работы на должности преподавателя начальных классов в центрах образования и комплексных школ. Подобные учреждения оказывают населению общеобразовательные услуги, не противоречащие закону об образовании.
  • Время работы на должности преподавателя дополнительного образования в центрах детского и юношеского творчества. Деятельность подобных учреждений не выходит за рамки наименований других образовательных учреждений, поэтому все педагоги дополнительного образования, работающие в специализированных центрах, имеют право на получение компенсационных выплат.
  • Период работы, занимаемый должностью воспитателя по экологии. Такой вывод сложился в свете судебной практики. В ходе которой было выяснено, что воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в течение полного рабочего дня, выполняют свои функциональные обязательства и повышают свою квалификацию, как и другие работники образования.

Также суд сформулировал общие правила, по которым признаются вышеперечисленные периоды работы, обратив основное внимание на то, что пенсия всех педагогов зависит только от их деятельности. Статус учебного учреждения или другой организации, с которой гражданин состоял в правовых отношениях, на размер пенсии и на ее начисление не влияет. Основанием для исключения работы не является и реорганизация учебного учреждения, если гражданин проводил в ней педагогическую деятельность.

Но не все периоды времени суд посчитал возможным включить в стаж преподавателя. Если педагогический работник находился в отпуске без сохранения своей заработной платы, то это время не включается в стаж. Причем это решение распространяется и на законодательство СССР. Женщины-педагоги, сидящие в отпуске по содержанию и уходу за ребенком, не могут включить эти годы в свой специальный стаж.

Второй случай, в котором запрещено использовать период для получения досрочной пенсии − это работа в лагере вожатым, если на время данной работы у преподавателя не имеется высшего педагогического образования, в том числе среднего специального или неоконченного высшего. Должность заведующей детским садом также не является основанием для включения этого периода работы.

Работникам образовательной сферы надо знать, что выплаты производятся в размере 100% от всех расходов на отопление, свет и плату за квартиру. Также нужно помнить, что если у сотрудников управления социальной защиты платежный документ на покупку твердого топлива вызовет сомнения, то они вправе обратиться за помощью в компетентные годы. Вместе с тем выплаты могут приостановиться, если заявитель более двух месяцев не платит за жилищно-коммунальные услуги. Операция по зачислению денег в регионах происходит в разные сроки. В основном этот промежуток времени составляет 20 дней (с 10 до 1 числа месяца, следующего за отчетным в зависимости от уплаты гражданином квитанций за свет и отопление).

Педагогические работники должны раз в полгода предоставлять в социальное управление оригиналы оплаченных квитанций. Если понадобится, преподаватель до истечения полугодового периода может обратиться в органы соцзащиты для того, чтобы провести перерасчет назначенного размера выплаты компенсации, предъявив оригиналы квитанций. Компенсирование может приостановиться, если педагогический работник не предъявит в управление оригиналы таких документов, как квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате жилплощади. Размеры компенсации на приобретение газа устанавливаются постановлением региональных служб, что в среднем по России составляет примерно 30 кг/чел в год. Зная основные положения региональных постановлений, гражданин может своевременно получать компенсацию от государства.

Уже в 2017 году сельским педагогам будут предоставлять компенсацию на оплату жилья, отопления и света в фиксированной сумме

Решение о том, что уже с 2017 года сельские педагоги будут получать компенсацию расходов на оплату жилья и коммуналки в твердой денежной сумме, было принято сегодня, 24 ноября, на очередной сессии АКЗС. Это значит, что сельские педагоги не будут получать 100%-ную компенсацию за оплату коммунальных услуг. Выплата составит не ниже 1600 рублей.

На федеральном уровне сельским педагогическим работникам такая мера социальной поддержки установлена в твердом размере 1200 рублей в месяц только с 2014 года. Такой подход отвечает принципам адресной поддержки и социальной справедливости, говорят эксперты.

Такой же подход по предоставлению льгот применяется при назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, когда стандарт стоимости услуг ЖКХ (по которым определяется размер субсидии) устанавливается по среднему дому в муниципальном образовании.

Следовательно, более высокий уровень благоустройства гражданами оплачивается самостоятельно.

"Мы предлагаем уравнять всех педагогических работников, независимо от того, каким отоплением они пользуются и какой площади у них помещение. Получать компенсацию будут все педагогические работники. Сегодня педагоги с печным отоплением получают меньше, чем в среднем по краю. Разница бывает в десять раз. Люди, которые топят печку, находятся в самом невыгодном положении, таких сейчас около 60%. А мы предлагаем, чтобы все получали единую сумму. Это справедливое распределение внутри одной льготной территории. Деньги в бюджет на следующий год заложены в полном объеме", – рассказала заместитель председателя комитета по социальной политике АКЗС Татьяна Ильюченко .

Как известно, работа учителя является сложной как в моральном отношении, так и в физическом. Но в то же время она является очень важной в социальном плане, ведь от работы преподавателя зависит образованность подрастающего поколения, которое в будущем будет заменять настоящее общество. В связи с высокой трудоемкостью преподавательской деятельности многих учителей (молодых, и пенсионного возраста) интересуют полагающиеся им льготы.

Трудовые льготы учителям

Продолжительность рабочего дня

Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и Постановлению Правительства от 3 апреля 2003 г. №191 продолжительность рабочего дня педагога должна быть не менее 18 часов и не более 36 часов в неделю. Этот промежуток времени является нормой для установления заработной платы. Конкретная продолжительность рабочего дня зависит от должности педагога. Например, временная ставка в неделю:

  • Школьного учителя, преподающего в 5-11 классах, составляет 18 часов ;
  • Школьного учителя, преподающего в 1-4 классах, - 20 часов ;
  • Преподавателя из профессорского состава, преподающего в высших учебных заведениях, - 36 часов .

Если учитель работал сверхурочно, то ему полагается дополнительная оплата согласно его ставке. Кроме того, преподаватель имеет право на работу по совместительству, длительность которой назначается исходя из заключенного договора между учителем и работодателем. Следует знать, что при этом рабочее время не должно быть больше половины установленной согласно должности нормы рабочей недели.

Отпуск

Согласно статье 334 ТК РФ отпуск для преподавателей устанавливается Правительством РФ, и продолжительность его составляет 42-56 суток. Также согласно статье 335 ТК РФ преподаватель имеет право на долгосрочный отпуск длительностью до одного года, но не чаще, чем один раз в 10 лет своей непрерывной преподавательской деятельности. Назначение такого отпуска производится согласно Уставу учреждения. Кроме того, согласно приказу от 07.12.2000 г. №3570 следует знать, что на такой отпуск имеют право учителя тех организаций, учредителем которых является Министерство образования РФ.

Выход на пенсию

Согласно п.10 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» преподаватель, непрерывно осуществляющий свою деятельность в течение 25 лет, имеет право выхода на пенсию ранее установленного законодательством срока. Полный перечень организаций, должностей и периодов работы, при которых работник, трудящийся в педагогической сфере, имеет ранний пенсионный возраст, указан в Постановлении Правительства РФ от 29.10.02 №781.

Льготы сельским учителям и учителям-пенсионерам

Согласно п. 5 статьи 55 ФЗ «Об образовании» сельские учителя, имеют право на льготы в сфере ЖКУ, а в частности, на бесплатное жилье, льготу по оплате этого жилья, льготы на отопление и электроэнергию. Данное правило относится и к преподавателям, проживающим в рабочих поселках и поселках городского типа.

Также закон гласит, что обеспечение льготами ЖКУ перекладывается на субъективные власти, и их объем составляет:

  • Оплата за электроэнергию – 100% согласно нормативу, положенному на освещение 1 кв. метра в месяц;
  • Оплата за такие виды топлива, как дрова и уголь - исходя из установленных нормативов (рсходы подтверждаются документально);
  • Оплата жилого помещения по , его ремонт и содержание – 100%;
  • Оплата отопления (в том числе и отопление газом) – 100% согласно установленному нормативу или показаниям счетчика.

Данный вид льгот распространяется и на учителей, находящихся на пенсии, но при условии, что педагог отработал непрерывно не менее 10 лет в сельской местности, и до момента достижения пенсионного возраста он пользовался данными льготами.

Льготы молодым учителям

Большая часть субъектов РФ выплачивает молодым учителям определенные суммы, в случае если они после окончания ВУЗ’а приходят работать в сельскую местность. Примерами таких выплат являются суммы в виде 5-10 окладов для обустройства жилья. В некоторых случаях возможны и более объемные компенсации, например, для строительства жилого помещения.

Также молодой учитель может получить субсидию для покупки жилья в виде 30% от его общей стоимости. Данное право распространяется как на городских, так и на сельских преподавателей.

Помимо этого в течение первых 3-х лет заработная плата молодого учителя может быть увеличена на 5-10% (так называемая стимулирующая выплата).

Выплаты учителям

К заработной плате преподавателя полагаются следующие дополнительные компенсационные выплаты:

Помимо этого каждый субъект РФ вправе назначать свои дополнительные льготы и выплаты для преподавателей.

Зарплата учителя состоит из нескольких частей:

  1. Минимальная оплата в зависимости от квалификации;
  2. Компенсационные выплаты, перечисленные выше;
  3. Выплаты, повышающие заработную плату, например, доплата за качество и результат работы.

Начиная с 30-х годов XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Несколько десятков лет льготы педагогическим работникам сельской местности предоставлялись в виде освобождения от оплаты жилья и отдельных видов коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления, возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, производится в виде денежной компенсации педагогическим работникам. Денежная компенсация является социальной выплатой. Выплата денежной компенсации педагогическим работникам осуществляется уполномоченным муниципальным образованием Иркутской области органом местного самоуправления (его структурным подразделением) по месту жительства педагогического работника (далее — уполномоченный орган), которым в Иркутском районном муниципальным образовании является

К заявлению прилагаются:

Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и физических, и конечно же, моральных.

Компенсация коммунальных услуг работникам образования

Работа учителя является социально важной – именно от этих людей зависит будущее страны. Для того чтобы сохранить в профессии опытных и квалифицированных специалистов, а также привлечь желающую работать молодежь, государство старается поддерживать педагогов не только зарплатой, но и предоставлением различных льгот.

Льготы учителям, связанные с трудовой деятельностью

Во-первых, законодательно установлена меньшая норма рабочего времени для одной ставки – не 36 часов в неделю, как для остальных специальностей (имеются в виду женщины), а от 18-и часов. При этом учителям можно работать по совместительству.

Во-вторых, учителя имеют право на удлиненный по сравнению с другими специальностями ежегодный оплачиваемый отпуск – от 42 до 56 дней. Кроме того раз в десять лет педагог, непрерывно осуществляющий свою деятельность, может уйти в отпуск на целый год (это право закреплено статьей 335 Трудового кодекса). В течение такого отпуска сохраняется за педагогом его рабочее место, а вот условия оплаты устанавливаются Уставом учреждения или актами регионального законодательства.

Профессия педагога дает право на досрочное назначение пенсии – после 25 лет педагогической деятельности.

Льготы сельским учителям

Особо выделяются льготы учителям, работающим в сельской местности. Это компенсации за оплату ЖКУ, а именно жилого помещения, отопления и освещения.

Закон «Об образовании» указывает, что регулирование и определение размера компенсации за жилищно-коммунальные услуги для сельских учителей относятся к полномочиям регионов. Однако в большинстве случаев учителям компенсируется:

  • оплата найма жилого помещения или услуги по содержанию и ремонту жилья – в полном объеме;
  • оплата централизованного отопления (или отопления при помощи газа) – в полном объеме согласно показаниям счетчиков или по утвержденной норме потребления;
  • оплата отопления твердыми видами топлива (дрова, уголь) – по нормативам;
  • оплата освещения исходя из норматива, определенного на 1 кв. метр площади в месяц.

Эти льготы учителям предоставляются и после выхода на пенсию, если они имеют стаж работы учителем в сельской местности не менее десяти лет и в момент выхода на пенсию им такие льготы предоставлялись.

Льготы молодым педагогам

Большинство регионов устанавливает выплаты молодым специалистам, которые после окончания высшего учебного заведения решили работать в сельской местности. Это может быть пособие для хозяйственного обзаведения, кратное 5-10 окладам. Также могут выделяться и более существенные суммы для покупки или возведения жилья.

Кроме того, молодым учителям (проживающим в городе или на селе) могут предоставляться субсидии для приобретения жилья в размере до 30 процентов стоимости жилья.

В первые три года работы молодым специалистам могут устанавливаться стимулирующие выплаты, а тарифная сетка для молодых учителей может быть выше на 5-10%.

Выплаты учителям

Помимо собственно зарплаты учителя могут получать следующие выплаты:

  • доплата за работу в специализированных классах (компенсационных) или на дому;
  • учителям химии полагается доплата за работу во вредных условиях;
  • за сложность и напряженность, а также за особый режим работы;
  • за классное руководство;
  • компенсация на приобретение книгоиздательской продукции (учебных пособий);
  • материальная помощь.

Каждый регион или населенный пункт, а также каждое учебное заведение могут устанавливать дополнительные льготы учителям. Главное, чтобы они были прописаны в документах и имели ссылку на источник финансирования.

Социальная поддержка педагогов сельской местности. Натуральных льгот больше не будет?

Начиная с 30-х годов XX в.

Социальная поддержка педагогических работников в сельской местности

государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Несколько десятков лет льготы педагогическим работникам сельской местности предоставлялись в виде освобождения от оплаты жилья и отдельных видов коммунальных услуг.

Переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению компенсаций и принимаемые субъектами Российской Федерации соответствующие нормативно-правовые акты вызвали волну судебных исков по вопросам возмещения затрат на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Частью 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ -1 «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона Иркутской области от 01.01.2001 N 73-оз "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях возмещению подлежат следующие виды расходов:

1) плата за жилое помещение, включая:

а) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

б) плату за содержание и ремонт жилого помещения;

2) плата за отдельные виды коммунальных услуг:

а) электроснабжение в части освещения;

б) отопление, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления.

Законом Иркутской области от 01.01.2001 №56/22-ОЗ внесены изменения в Закон Иркутской области от 01.01.01 года N 73-оз «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях». На основании ст.4 указанного закона, возмещение расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки осуществляется при условии подтверждения их предоставления.

04.12.2009 во исполнение данного закона, принято Постановление Правительства Иркутской области N 349/128-пп"О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления, возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, производится в виде денежной компенсации педагогическим работникам.

Денежная компенсация является социальной выплатой. Выплата денежной компенсации педагогическим работникам осуществляется уполномоченным муниципальным образованием Иркутской области органом местного самоуправления (его структурным подразделением) по месту жительства педагогического работника (далее — уполномоченный орган), которым в Иркутском районном муниципальным образовании является Управление образования Иркутского районного муниципального образования (Распоряжение Мэра Иркутского района).

Постановлением (пункты 5,8,9) установлен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее — ЖКУ) указанной выше категории граждан.

Для назначения денежной компенсации педагогические работники обращаются в уполномоченный орган с заявлением о назначении денежной компенсации по установленной форме согласно приложению к настоящему Порядку.

К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность педагогического работника;

2) копия трудовой книжки педагогического работника;

3) справка о составе семьи педагогического работника с указанием размера занимаемой общей площади жилого помещения и наличии либо отсутствии центрального отопления;

4) копия договора найма жилого помещения (договора социального найма или иного найма государственного или муниципального жилищного фонда) для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях на основании договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

5) копия договора найма жилого помещения или договора поднайма жилого помещения частного жилищного фонда для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях на основании договора найма жилого помещения частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения;

6) копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (для педагогических работников, имеющих жилое помещение в собственности);

7) справка, подтверждающая предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ ко дню выхода на трудовую пенсию (для педагогических работников, вышедших на пенсию), выдаваемая соответствующим образовательным учреждением;

8) документы, содержащие сведения о размере платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуга за месяц, предшествующий обращению за назначением денежной компенсации (платежные документы, документы, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, гражданско-правовые договоры).

Заявление и прилагаемые документы рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 дней со дня обращения за назначением денежной компенсации.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых документов уполномоченный орган принимает решение о назначении денежной компенсации либо об отказе в ее назначении.

Назначение денежной компенсации осуществляется со дня обращения за назначением денежной компенсации.

Денежная компенсация выплачивается ежемесячно в качестве авансового платежа до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены жилищно-коммунальные услуги, путем зачисления денежных средств на счета педагогических работников, открытые в банке или иной кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи или иные организации, осуществляющие доставку денежной компенсации, по выбору педагогических работников.

Установление нового порядка предоставления льгот педагогическим работникам породило судебные споры между организациями, предоставляющими коммунальные услуги и льготниками, полагающими, что коммунальные услуги подлежат оплате не в полном объеме, а с учетом имеющихся льгот.

.» обратилось в суд с иском к педагогическому работнику «Л.» о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.04.2010. Не согласившись с требованиями истца, гражданин «Л.» указал, что он как педагогический работник, работающий в сельской местности, пользуется гарантированными законом «Об образовании» льготами по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, оплату за пользование коммунальными услугами должен вносить за вычетом, причитающихся ему льгот. Решением мирового судьи исковые требования.» удовлетворены в полном объеме.

Судебный акт мотивирован тем, что коммунальные услуги подлежат оплате в полном объеме, а льготы педагогическим работникам предоставляются в виде выплаты денежной компенсации.

Таким образом, с введением нового порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг за педагогическими работниками, проживающими в сельской местности, сохранилось. Изменился только порядок их предоставления. Все потребители коммунальных услуг, в том числе и лица, имеющие льготы, оплачивают потребленные услуги в полном объеме, при этом в установленном порядке получают компенсацию своих затрат.

Юридический отдел администрации Иркутского района


2.

Перечень льгот для учителей в сельской местности

Специалисты этой категории имеют право на более длительный оплачиваемый отпуск, который составляет 42 – 56 дней.









Классное руководство;



Социальная важность профессии педагога требует от государства принятия мер, направленных на сохранение в профессии квалифицированных, опытных учителей, а также привлечение на работу молодых специалистов.

С этой целью со стороны государства разработаны льготы сельским учителям, пользоваться которыми могут специалисты, уехавшие из крупных городов в села и деревни.

Действующим законодательством определено право педагогов на первоочередное получение бесплатного жилья по месту работу, предусмотрен ранний выход на пенсию по выслуге лет, а также разработаны льготы, направленные на снижение расходов за электроэнергию и отопление.

Какие льготы получают педагоги в процессе трудовой деятельности?

1. Работникам педагогической сферы законодательством снижена норма трудового времени из расчета одной ставки. В отличие от других специальностей, где норма рабочего времени сотрудника составляет 36 часов в неделю, преподаватели могут работать по 18 часов.

Допускается работа по совместительству.
3.

Меры социальной поддержки работников педагогической сферы

Для учителей, которые имеют непрерывный рабочий стаж в течение 10 лет, предоставляется льгота в виде отпуска сроком 1 год. Данное право закреплено ТК РФ ст. 335. Уход в такой отпуск гарантирует преподавателю сохранение его рабочего места.Условия и порядок оплаты годового отпуска регламентируются уставом образовательного учреждения или нормативными законодательными актами региона, в котором работает сотрудник.
4. Возможность досрочного выхода на пенсию, после 25 лет ведения непрерывной педагогической деятельности.

Пособия и компенсации, предусмотренные педагогам, работающим в сельской местности!

Специалисты, согласившиеся работать в сельских школах, получают от государства дополнительные льготы. В основном эти пособия направлены на компенсацию расходов за оплату ЖКУ. Согласно ФЗ «Об образовании» определение и регулирование величины пособия за жилищно-коммунальные услуги является компетенцией региональных властей. При этом действуют обязательные льготы специалистам, работающим в деревнях и селах.

В частности им компенсируется:

В полном объеме сумма, представленная к оплате за централизованное отопление или использование газа, если отопительная система в доме работает на природном газе. Компенсация осуществляется на основании показаний счетчика, при его отсутствии – согласно действующей норме потребления;
В полном объеме компенсация суммы расходов, связанных с оплатой электроэнергии, исходя из норматива, утвержденного на 1 м2 общей площади в месяц;
Оплата услуг по содержанию (проведение ремонтных работ) или найма жилья.

Предусмотрена компенсация в полном объеме;

В сельских местностях часто в качестве топлива для обогрева жилья используют уголь и дрова. Законодательством предусмотрена компенсация этих затрат согласно действующим нормативам.
Все эти льготы преподаватели получают даже после выхода на пенсию при условии, что их рабочий стаж вне города составляет минимум 10 лет и в период выхода на пенсию они пользовались предоставленными льготами.

Какие преимущества имеются у молодых специалистов?

Многие регионы РФ предлагают молодым специалистам после окончания ВУЗа дополнительные льготы. Данное условие распространяется исключительно на педагогов, которые работают в сельских школах и других образовательных учреждениях. В числе таких преимуществ выступает пособие для обзаведения хозяйством, размер которого кратен 5 – 10 окладам.
Молодым специалистам полагается пособие для строительства или покупки собственного жилья. Величина субсидии может составлять до 30% стоимости жилой площади.
На начальном этапе (в течение первых 3-х лет) молодым педагогам могут предоставляться дополнительные стимулирующие льготы в виде повышения тарифной сетки заработной платы на 5 – 10%.

Какие поправки были приняты в ФЗ «Об образовании»?

Согласно новому законопроекту, за преподавателями сохраняются все предлагаемые ранее льготы. Касательно оплаты труда, теперь заработная плата педагогов, работающих в селах и поселках, будет не ниже уровня средней заработной платы в регионе. В каждом регионе установлен свой средний уровень зарплаты для специалистов, занятых в педагогической сфере. Оклады преподавателей разных регионов сильно отличаются, что связано с величиной региональной надбавки. С целью привлечь молодых педагогов для работы в села, законом предусмотрено увеличение базовой части.
Законом также закреплено право работников педагогической сферы на получение дополнительного профессионального образования. Воспользоваться этой возможность специалист сможет минимум 1 раз в 3 года.
В закон была внесена интересная поправка, которая предусматривает учет мнения всех жителей поселка при рассмотрении вопросов, касающихся ликвидации или реорганизации поселковых школ.

Данная инициатива призвана повысить образование на селе, закрепив за школами профессиональные кадры.
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г. (в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

На какие выплаты могут рассчитывать преподаватели?

Вместе с заработной платой педагоги могут рассчитывать на дополнительные льготы, в частности за:
Ведение химии – учителя, преподающие этот предмет, получают доплату за вредные рабочие условия;
Классное руководство;
Приобретение профильной продукции (литература, учебные пособия, методички);
Работу в компенсационных (специализированных) классах, включая обучение учеников на дому;
Напряженность и особый рабочий режим;
Другие виды материальной помощи.

Каждое отдельное образовательное учреждение, а также в отдельности населенный пункт или регион могут начислять преподавателям дополнительные компенсации и выплаты. Для получения социальных пособий необходимо, чтоб порядок их начисления и выдачи регламентировался соответствующими документами, т.е. льготы должны иметь четкий источник финансирования.

Социальная важность профессии педагога требует от государства принятия мер, направленных на сохранение в профессии квалифицированных, опытных учителей, а также привлечение на работу молодых специалистов.

С этой целью со стороны государства разработаны льготы сельским учителям, пользоваться которыми могут специалисты, уехавшие из крупных городов в села и деревни.

Действующим законодательством определено право педагогов на первоочередное получение бесплатного жилья по месту работу, предусмотрен ранний выход на пенсию по выслуге лет, а также разработаны льготы, направленные на снижение расходов за электроэнергию и отопление.

Какие льготы получают педагоги в процессе трудовой деятельности?

1. Работникам педагогической сферы законодательством снижена норма трудового времени из расчета одной ставки. В отличие от других специальностей, где норма рабочего времени сотрудника составляет 36 часов в неделю, преподаватели могут работать по 18 часов.

Допускается работа по совместительству.
2. Специалисты этой категории имеют право на более длительный оплачиваемый отпуск, который составляет 42 – 56 дней.
3. Для учителей, которые имеют непрерывный рабочий стаж в течение 10 лет, предоставляется льгота в виде отпуска сроком 1 год. Данное право закреплено ТК РФ ст. 335. Уход в такой отпуск гарантирует преподавателю сохранение его рабочего места.Условия и порядок оплаты годового отпуска регламентируются уставом образовательного учреждения или нормативными законодательными актами региона, в котором работает сотрудник.
4. Возможность досрочного выхода на пенсию, после 25 лет ведения непрерывной педагогической деятельности.

Пособия и компенсации, предусмотренные педагогам, работающим в сельской местности!

Специалисты, согласившиеся работать в сельских школах, получают от государства дополнительные льготы. В основном эти пособия направлены на компенсацию расходов за оплату ЖКУ. Согласно ФЗ «Об образовании» определение и регулирование величины пособия за жилищно-коммунальные услуги является компетенцией региональных властей. При этом действуют обязательные льготы специалистам, работающим в деревнях и селах.

В частности им компенсируется:

В полном объеме сумма, представленная к оплате за централизованное отопление или использование газа, если отопительная система в доме работает на природном газе. Компенсация осуществляется на основании показаний счетчика, при его отсутствии – согласно действующей норме потребления;
В полном объеме компенсация суммы расходов, связанных с оплатой электроэнергии, исходя из норматива, утвержденного на 1 м2 общей площади в месяц;
Оплата услуг по содержанию (проведение ремонтных работ) или найма жилья.

Предусмотрена компенсация в полном объеме;

В сельских местностях часто в качестве топлива для обогрева жилья используют уголь и дрова. Законодательством предусмотрена компенсация этих затрат согласно действующим нормативам.
Все эти льготы преподаватели получают даже после выхода на пенсию при условии, что их рабочий стаж вне города составляет минимум 10 лет и в период выхода на пенсию они пользовались предоставленными льготами.

Какие преимущества имеются у молодых специалистов?

Многие регионы РФ предлагают молодым специалистам после окончания ВУЗа дополнительные льготы. Данное условие распространяется исключительно на педагогов, которые работают в сельских школах и других образовательных учреждениях. В числе таких преимуществ выступает пособие для обзаведения хозяйством, размер которого кратен 5 – 10 окладам.
Молодым специалистам полагается пособие для строительства или покупки собственного жилья. Величина субсидии может составлять до 30% стоимости жилой площади.
На начальном этапе (в течение первых 3-х лет) молодым педагогам могут предоставляться дополнительные стимулирующие льготы в виде повышения тарифной сетки заработной платы на 5 – 10%.

Какие поправки были приняты в ФЗ «Об образовании»?

Согласно новому законопроекту, за преподавателями сохраняются все предлагаемые ранее льготы. Касательно оплаты труда, теперь заработная плата педагогов, работающих в селах и поселках, будет не ниже уровня средней заработной платы в регионе. В каждом регионе установлен свой средний уровень зарплаты для специалистов, занятых в педагогической сфере. Оклады преподавателей разных регионов сильно отличаются, что связано с величиной региональной надбавки. С целью привлечь молодых педагогов для работы в села, законом предусмотрено увеличение базовой части.
Законом также закреплено право работников педагогической сферы на получение дополнительного профессионального образования. Воспользоваться этой возможность специалист сможет минимум 1 раз в 3 года.
В закон была внесена интересная поправка, которая предусматривает учет мнения всех жителей поселка при рассмотрении вопросов, касающихся ликвидации или реорганизации поселковых школ.

Данная инициатива призвана повысить образование на селе, закрепив за школами профессиональные кадры.
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г.

Социальная поддержка педагогов сельской местности

(в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

На какие выплаты могут рассчитывать преподаватели?

Вместе с заработной платой педагоги могут рассчитывать на дополнительные льготы, в частности за:
Ведение химии – учителя, преподающие этот предмет, получают доплату за вредные рабочие условия;
Классное руководство;
Приобретение профильной продукции (литература, учебные пособия, методички);
Работу в компенсационных (специализированных) классах, включая обучение учеников на дому;
Напряженность и особый рабочий режим;
Другие виды материальной помощи.

Каждое отдельное образовательное учреждение, а также в отдельности населенный пункт или регион могут начислять преподавателям дополнительные компенсации и выплаты. Для получения социальных пособий необходимо, чтоб порядок их начисления и выдачи регламентировался соответствующими документами, т.е. льготы должны иметь четкий источник финансирования.

Причин тому несколько: с одной стороны, это бедственное положение самих регионов, пытающихся залатать бюджетные дыры сокращением «социалки», с другой - предприимчивость отдельных сельских педагогов. Уже ни для кого не секрет, что некоторые наши коллеги откровенно злоупотребляют своим правом и подключают к своему жилому помещению все, что способно потреблять электричество или тепловую энергию, от собственных теплиц и бань до лесопилок родственников. Тем самым они дают органам власти лишний повод принимать «правильные» политические решения, вводя предельные нормативы или фиксированную выплату.
Но все-таки основной причиной является отсутствие четкого правового регулирования предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам в сельской местности. Следствие этого - противоречивая судебная практика, которая не позволяет представителям профсоюза эффективно отстаивать интересы сельских педагогов в судебных органах.

Информация к сведению

Коммунальные льготы для сельских педагогов в той или иной форме существуют с 30‑х годов прошлого века. Они были введены в рамках политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках». Так, пунктом 10 раздела «А» вышеназванного постановления было предусмотрено, что квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.
В случае перехода на пенсию указанных работников за ними и проживающими совместно с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы этих работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее 10 лет, и к моменту перехода на пенсию они пользовались названными выше льготами. При переезде пенсионеров в город (на постоянное место жительства) право на указанные льготы утрачивалось.
Следует отметить, что перечисленным категориям специалистов бесплатно предоставлялось только жилое помещение, освещение (без учета использования электробытовых приборов) и отопление (централизованное и печное). Другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и др.) оплачивались в общеустановленном порядке.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением также был определен постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», постановлением Совета Министров СССР №255 от 4 мая 1971 года.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было закреплено позднее и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года №154/12-22 разъяснен порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).
Некоторые вышеперечисленные нормативные правовые акты подлежали применению и после распада СССР в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», а также статьи 8 Федерального закона РФ от 22. 12. 2004 года №189‑ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
В 1992 году был принят Закон РФ №3266-1 «Об образовании», ныне утративший силу. В первоначальной редакции он содержал лишь декларативные нормы о социальных гарантиях педагогических работников и только спустя четыре года педагогическим работникам было предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 6 мая 2003 г. №52‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» функции по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг переданы на уровень субъектов Федерации. При этом было установлено, что данные расходы будут учитываться в межбюджетных отношениях.
Данное правовое регулирование действовало вплоть до 2005 года. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» были внесены изменения в части, предусматривающей установление законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. А затем Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было заменено правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Несмотря на то что этим же законом закреплено, что нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а Верховный суд РФ в определении от 13 апреля 2011 г. №41‑Г11-24 обращал внимание, что изложение в новой редакции нормы абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» не привело к утрате названного права педагогических работников, страну захлестнули судебные тяжбы, которые в том или ином виде продолжаются до сих пор.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

По нашему мнению, действующая редакция части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является одним из источников противоречивости судебной практики и катализатором политических решений по сокращению мер социальной поддержки, принимаемых на региональном уровне.
Например, по мнению администрации Псковской области, «из буквального толкования части 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» не следует обязанность компенсации понесенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для педагогических работников в полном объеме, минимальный размер такой компенсации также не установлен». Администрация полагала, что замена 100‑процентной компенсации на фиксированную выплату не противоречит федеральному законодательству, а принята в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению размера, условий и порядка возмещения таких расходов (решение Псковского областного суда от 12 мая 2015 г. по делу №12/2015).
Между тем в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» (также известен как «закон о монетизации льгот») законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты РФ должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. На практике это означало, что если до 31 декабря 2004 года педагогическим работникам предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением, то при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат совокупный объем их финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, исходя из расширительного толкования, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников и педагогов-пенсионеров, вовсе не свидетельствовало и не свидетельствует о праве субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующих категорий граждан, а также ухудшать условия их предоставления. Субъекты РФ вправе решать вопрос не о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки, а о размере, условиях и порядке возмещения расходов (в рамках межбюджетных отношений), которые в данном случае понесет субъект РФ.
Однако, как мы видим, в правоприменительной практике это выглядит иначе. В письме правительства Кировской области в адрес Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования отмечено, что в 2004 году при переходе с натуральной формы предоставления меры социальной поддержки работникам системы образования области на денежную нормы Федерального закона №122‑ФЗ в части неухудшения условий предоставления льготы соблюдены, в данный момент решение принимается в рамках полномочий субъекта РФ в соответствии все с той же частью 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ».
Еще сильнее ситуацию запутывают в СМИ. Так, в «Российской газете» в 2013 году вышла статья под названием «Сельским учителям дадут на «коммуналку» 1200 рублей». В данной статье, являющейся комментарием к постановлению Правительства РФ от 26 октября 2013 года №963, автор делает вывод, что установленная указанным постановлением компенсация в размере 1200 рублей положена всем педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а не только работникам федеральных образовательных организаций (часть 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ»). И выплачиваться она будет вместе с зарплатой. Автор также подчеркивает, что до этого времени порядок определялся регионами, в связи с чем суды были завалены исками. Сейчас же зафиксирована единая сумма для всех, а гарантии дает федеральный бюджет.
И действительно, органы власти при принятии решений о сокращении «коммунальных» зачастую используют «волшебную» для депутатов формулировку «в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством». Например, такая формулировка была озвучена министром образования Кировской области при обсуждении законопроекта о введении фиксированной выплаты в социальном комитете областного Законодательного собрания.
Принимая подобные решения, органы власти не берут во внимание и правовую позицию Конституционного суда РФ, который неоднократно отмечал, что, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. (Определение Конституционного суда РФ от 16 июля 2015 г. №1655‑О.)
В связи с этим особенно странной выглядит позиция Верховного суда РФ. Так, определением от 15 июля 2015 года по делу №91‑АПГ15-6 Верховный суд вроде бы поддержал позицию по недопущению снижения объема выплат и ухудшения предоставления льгот (абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона №122‑ФЗ), однако не учел, что фиксированный размер выплаты 1200 рублей не обеспечивает компенсацией в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение всех педагогических работников, следовательно, снижает уровень социальных гарантий и ухудшает условия предоставления льгот.
В определении от 21 сентября 2016 года по делу №31‑АПГ 16-6 Верховный суд РФ указал, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки, а принятые изменения (установление фиксированной выплаты) сделаны в пределах предоставленных полномочий.
Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, проведенный ЦС профсоюза по состоянию на 1 ноября 2015 года, показал, что только в 45 субъектах РФ сохранено право сельских педагогов на 100‑процентную компенсацию затрат на коммунальные услуги. В 16 субъектах компенсация расходов производится в соответствии с утвержденным в регионе порядком или методикой, в 9 субъектах компенсация установлена в фиксированной денежной сумме (от 600 рублей в Республике Башкортостан до 3780 рублей в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва), и в 7 субъектах компенсация производится в пределах социальной нормы площади жилья.
Таким образом, исконное право педагогических работников в настоящий момент зависит от их места жительства. В таком случае возникает риторический вопрос: чем отличается сельский учитель Псковской области или Республики Чувашия от сельского учителя Владимирской области?
Тем временем в Кировской области право на 100‑процентную компенсацию расходов на коммунальные услуги как меру социальной поддержки предусмотрено как действующей редакцией закона от 14 октября 2013 г. №320‑ЗО «Об образовании в Кировской области», так и ранее действовавшим законом от 11 февраля 2003 г. №133‑ЗО «Об образовании в Кировской области».
Порядок и условия предоставления данной меры социальной поддержки регулируются постановлениями правительства Кировской области. Для работающих педагогических работников применяется постановление правительства Кировской области от 7 июля 2011 г. №110/295 «О порядке предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области». Для педагогов, проработавших 10 лет, вышедших на пенсию и прекративших педагогическую деятельность, - постановление правительства Кировской области от 11 сентября 2015 г. №59/560 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты».
В 2016 году Кировская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ предприняла серьезные меры в борьбе за сохранение 100‑процентной компенсации сельским педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам по коммунальным расходам.
Так, в апреле 2016 года Министерством образования Кировской области был подготовлен законопроект, заменяющий 100‑процентную компенсацию расходов на фиксированную выплату в 1200 рублей. В целях недопущения рассмотрения данного законопроекта в Законодательном собрании Кировской области оперативно были подготовлены письма в прокуратуру, губернатору и председателю Законодательного собрания Кировской области, в которых профсоюз выразил свою аргументированную позицию и требование сохранить действующее правовое регулирование мер социальной поддержки. На экстренном совещании с представителями местных организаций профсоюза было принято решение о проведении коллективных действий в поддержку данных требований в форме публичных мероприятий (собраний, митингов, пикетов) и путем направления писем и телеграмм в адрес депутатов Законодательного собрания Кировской области. За 3 дня было направлено более 3000 обращений. Педагогическое сообщество Кировской области продемонстрировало свою сплоченность и дало понять депутатам, что в канун проведения региональных и федеральных выборов подобные решения представителей власти выглядят неразумно.
Результатом коллективных действий профсоюза стало письмо председателя Законодательного собрания Кировской области, в котором сообщается, что законопроект отозван. Однако оставалась вероятность его рассмотрения на следующем заседании, в связи с этим 1 мая в восьми муниципальных образованиях Кировской области прошли публичные акции в поддержку требований профсоюза, в которых приняли участие более 1500 человек.
Во многом благодаря принципиальной позиции профсоюза указанный вопрос в подобной форме больше не рассматривался.
В ноябре 2016 года, уже после проведения федеральных и региональных выборов, прошли публичные слушания по бюджету Кировской области на 2017 и плановый период 2018-2019 годов, в которых участвовали представители профсоюза. В ходе слушаний на вопрос о том, планируется ли сокращение меры социальной поддержки по компенсации коммунальных расходов педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам, исполняющий обязанности губернатора Игорь Васильев заверил, что средства в бюджете заложены в полном объеме (на 100‑процентную компенсацию) с учетом индексации, а все обсуждения возможных изменений будут проводиться совместно с представителями профсоюза.
Позже появился новый законопроект, предусматривающий замену 100‑процентной компенсации расходов на фиксированную выплату, но уже в размере 2400 рублей. Данная сумма появилась путем деления количества получателей меры социальной поддержки (9433) на сумму, заложенную в бюджете 2016 года, - 460 млн рублей.
Областная организация профсоюза провела мониторинг предоставления меры социальной поддержки. Несмотря на то что сумма была увеличена в 2 раза, она по-прежнему не покрывала реальных затрат педагогических работников более чем в половине муниципальных образований региона.
Более того, по данным Министерства финансов Кировской области, в 2016 году средний размер компенсации составляет 3670 рублей.
В ходе встречи с и. о. заместителя председателя правительства Кировской области Дмитрием Курдюмовым, председателем Законодательного собрания Кировской области Владимиром Быковым представители профсоюза отмечали, что установление фиксированного размера денежной выплаты, который не обеспечивает полную компенсацию расходов за коммунальные платежи, снизит уровень социальных гарантий для педагогических работников и педагогов-пенсионеров, ухудшит условия предоставления льгот. В качестве доказательства были приведены результаты мониторинга и квитанции за коммунальные услуги.
Также отмечалось, что указанная мера социальной поддержки по своему правовому и социальному смыслу является стимулирующей, а не компенсационной. Она была установлена в 30‑х годах прошлого века для привлечения квалифицированных специалистов в сельскую местность и сохраняла свое действие и в более неблагоприятные для нашей страны времена. Ее серьезное снижение поставит под угрозу существование образования на селе в связи с оттоком молодых специалистов, притом что средний возраст педагогического работника 56 лет.
Когда готовилась данная статья, в адрес местных органов управления образованием и Кировской областной организации профсоюза было направлено письмо за подписью и. о. министра образования Кировской области, в котором разъясняется, «что с целью социальной поддержки работников системы образования, несмотря на сложное финансово-экономическое положение Кировской области, принято решение о сохранении 100% компенсации расходов педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а также педагогам-пенсионерам».
Таким образом, коллективные действия профсоюза по сохранению действующего правового регулирования мер социальной поддержки увенчались успехом. Экономическая эффективность составила порядка 250 миллионов рублей.

Александр УСАТОВ,
правовой инспектор труда Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, член Совета по правовой работе при ЦС профсоюза

Поделиться: