Как отменить или уменьшить корректировку платы за отопление за год? Заявление на корректировку оплаты жкх.

Обратилась жительница Екатеринбурга, с просьбой прояснить ситуацию, связанную с разногласием между руководством УК и собственниками квартир по поводу правомерности произведенной корректировки платы за отопление.В сфере жилищно-коммунального хозяйства сегодня идут долгожданные перемены. Все мы надеемся на то, что рано или поздно здесь удастся навести порядок. Добропорядочные УК и ТСЖ смогут извлекать свою выгоду в ходе эффективного и прозрачного управления МКД. А собственники многоквартирных домов заживут в максимально комфортных для них условиях, станут довольны и качеством, и стоимостью предоставляемых коммунальных услуг.

И, надо признать, во многом это зависит от активности и неравнодушия каждого, будь то представитель ведомства, ресурсоснабжающей организации, УК либо обычный житель, собственник, потребитель.

Жительница одного из домов в Екатеринбурге, находящегося по адресу пер. Сухумский, д. 2, председатель собственников жилья Рябова Ольга Николаевна написала письмо в редакцию с просьбой помочь прояснить и прокомментировать ситуацию, связанную с возникшим разногласием между руководством УК и собственниками квартир по поводу правомерности произведенной корректировки размера платы за отопление и, соответственно, суммы очередной платежной квитанции:
В квитанции за май 2014 года жильцам нашего многоквартирного дома была произведена корректировка на «плюс» размера платы за отопление за весь период 2011 года.
Отвечая в связи с этим на наше обращение, руководство управляющей компании РЭМП УЖСК Чкаловского района ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в которых предусмотрена обязанность УК один раз в год производить корректировку размера платы за отопление (указанные правила действуют до 01.01.2015 г.).
С просьбой разъяснить действия РЭМП УЖСК мы, жители дома, обратились в Управление Госжилинспекции Свердловской области. В ответе сообщалось следующее: «Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подп. «б» пункта 21 Правил № 307, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги не позднее 1 месяца после перерасчета (п. 27 Правил № 307). Таким образом, по итогам корректировки потребитель доплачивает или возвращает стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии только за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии».
Правомерно ли поступает наша управляющая компания?

Согласившись помочь жителям четырехэтажного дома № 2 переулка Сухумский в Екатеринбурге, мы решили обратиться с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию, прежде всего, еще раз в Управление Госжилинспекции Свердловской области, к заместителю начальника отдела контроля над предоставлением коммунальных услуг Елене БЕЛЯКОВОЙ, а также к нашему постоянному автору статей, опытному эксперту в сфере управления МКД, директору СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» Елене ГОСТИНИНОЙ.

Елена БЕЛЯКОВА, заместитель начальника отдела контроля над предоставлением коммунальных услуг Управления Госжилинспекции Свердловской области :
– Ответ на обращение ГЖИ в связи с этим вопросом в РЭМП УЖСК Чкаловского района был получен, к сожалению, точно такой же.
Госжилинспекция не обладает полномочиями осуществлять проверку за 2011-й год. Полномочиями по контролю и надзору за деятельностью УК, за порядком начислений гражданам ГЖИ наделена с 1 сентября 2012 года (ранее их осуществлял Роспотребнадзор). Однако, мы все же внимательно изучили этот вопрос и, не имея возможности в этой ситуации сделать управляющей компании предписание, направили УК предложение о его добровольном урегулировании – добровольном удовлетворении имущественных требований граждан.

Тем не менее, УК в свою пользу трактует соответствующий пункт законодательства и по-прежнему считает возможным проводить корректировку размера платы за отопление один раз в год. К сожалению, некорректность формулировки в данном случае имеет место. Кроме того, прямого запрета в 307-х правилах на проведение корректировки не в следующем году, а позже, нет.

Защищая права потребителей, ГЖИ осуществляет трактовку документов в их пользу. Некоторые УК в этом вопросе с нами соглашаются, в то время как РЭМП УЖСК добровольно «сдаваться» не хотят. В данном случае на кону сумма довольно-таки приличная – порядка полторы тысячи рублей на платежную квитанцию каждой квартиры. И здесь мы можем только посоветовать потребителям, жителям дома № 2 в переулке Сухумский, обратиться в суд.

Сам факт проведения корректировки осуществлен в полном соответствии с законодательством. Но вот с величиной и годом корректировки – вопросы спорные . От судебной практики зависит, в чью пользу будет вынесено окончательное решение.
Конечно, когда у нас делают корректировку жителям на «минус», никто не жалуется и не возражает… Но надо понимать, что в двух-четырех-этажных домах затраты на отопление действительно очень большие. Это обыкновенная физика процесса. В «высотках» гораздо меньше требуется тепла на отопление одного квадратного метра. Чем больше дом, тем меньше он «обогревает улицу», лучше хорошо сохраняет тепло. В таком доме корректировка как раз может быть на «минус». Маленькие дома в этом смысле гораздо более энергозатратны, у них большие потери тепла. Поэтому, чтобы создать в них комфортные условия для проживания, положенные плюс 20°С, количество тепла необходимо затратить гораздо большее.

Начисление за отопление сегодня осуществляется либо по нормативу, либо среднемесячному показателю за прошлый год. Так, если прибор учета работал целый предыдущий год, например 2010-й год, то, в соответствии с 307-ми Правилами, УК должна была вычислить средний расход за прошлый год ежемесячно (взять весь объем за отопительный период, поделить на количество месяцев отопительного сезона, получить средний показатель), и весь 2011-й год его предъявлять жителям. А по итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета за этот год, получить разницу между тем, сколько людям предъявили и сколько должны были предъявить. Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус». Если всех данных за предыдущий год нет, то весь год счета выставляют по утвержденному администрацией по нормативу, потом также берут показания прибора учета за текущий год и рассчитывают корректировку.

С 1 января 2015 года в части отопления у нас вступает в силу 354 Правило, согласно которому оплата за отопление будет производиться в соответствии с текущими показаниями. Сколько счетчик за месяц покажет, столько по нему и будут выставлять, и потом уже не будет никаких корректировок. Потребили – получили. Январь – самый холодный месяц, и плата за отопление в этот период будет выше среднего. Зато по окончании отопительного сезона станет нулевой.
Елена ГОСТИНИНА, директор СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» :
– Если говорить о правомерности применения перерасчета за услугу отопления за 2011 год, то существует срок исковой давности. И если ориентироваться хотя бы на него, то в данном случае он давно истек. И эта просроченная дебиторская задолженность должна закладываться в убытки управляющей компании. Если руководство УК не согласится с требованиями жителей, то они имеют право подать заявление в суд. Но если присяжные примут сторону УК, то задолженность будет включена в тарифы на жилищные услуги и распределена между жителями дома.

Что касается задолженностей предыдущих периодов, то по окончании года формируется отчет о фактических объемах потребления тепловой энергии и делается сравнительный анализ с выставленными объемами в платежных документах. Разница величин и будет либо начислена сверх оплаченного объема, либо наоборот снизит величину оплаты.

Например, нам распределено (указано в квитанциях в течение года) 90 Гкал, а по данным общедомового прибора учета фактическое потребление составило 100 Гкал, это значит, что при перерасчете образуется разница в 10 Гкал, которые мы потребили, но они не были учтены в платежах в течение года и, соответственно, данная сумма подлежит включению в платежный документ и распределению по всем собственникам.

Обращаю внимание, что каждый собственник имеет право открыто получать полную информацию о начислениях. При возникновении сомнений в строчках платежного документа Вы можете обратиться в управляющую организацию или ТСЖ с просьбой о разъяснениях. Немаловажно, что во время рассмотрения вопроса о перерасчете собственнику не начисляются пени.

Необходимо прививать знания о правовых основах нашим гражданам. Если жители МКД будут знать свои права, то, возможно, и нарушений со стороны УК у нас станет меньше. Давайте вместе к этому стремиться, говорить об этом чаще, и жители наших домов, в конечном счете, будут довольны!

При непосредственном способе управления, когда люди выбирают прямые расчеты за коммунальные услуги, жители квартир подписывают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом существуют типовые договоры, утвержденные постановлением Правительства РФ, на основе которых можно сформировать свой вариант договора и направить в ресурсоснабжающую организацию.

До 1 июля 2016 года корректировка платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действие которых неоднократно продлевалось, но наконец прекратилось. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Каким образом теперь должна проводиться корректировка платы? В чем отличие от порядка, который применялся ранее? Такой вопрос поступил в редакцию от читателя. Давайте разбираться.

Формулы не изменились

Порядок оплаты отопления прописан в п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В данном пункте нет положений о проведении корректировки платы. Они приведены в п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

где P k.пр – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год ;

S i общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

S об – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

P fn.i общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

Как видим, данные формулы идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016. Однако разница в правовом регулировании все-таки есть. В пояснениях к действующим в настоящее время формулам даны весьма конкретные указания.

Прежде всего, расчетным периодом является год. Учитывая указание на I квартал года, следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.

Период корректировки – I квартал

Корректировка платы проводится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (см. Н.М. Софийской “Штрафы за неправильный расчет платы за КУ” на с. 60).

Корректировка платы за отопление если ОПУ выходил из строя

Условия проведения корректировки – внесение платы равномерно в течение календарного года (согласно решению региональных властей) и наличие в течение всего расчетного года исправного ОПУ тепловой энергии.

Если в течение года ОПУ выходил из строя или был утрачен, каким образом можно определить показатель P k.пр, необходимый для корректировки? Ранее Минстрой России полагал, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится (Письмо от 12.11.2014 N 25263-ОД/04).

Обратим внимание, что в пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59 , , Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя (кстати, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4) , посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии). Тем не менее в аналогичных ситуациях правовое регулирование должно быть одинаковым. Кроме того, судебная практика, сложившаяся по вопросу расчетов на основании прежних Правил предоставления коммунальных услуг, говорит о возможности проведения корректировки с учетом среднемесячного объема потребления (нормативов потребления). Выше мы установили, что актуальные формулы совпадают с ранее действовавшими, поэтому, полагаем, можно применять данные принципы более широко, тем более что они не нарушают права потребителей (не предполагают выставление платы в большем размере, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг).

Судебный акт Описание ситуации Вывод арбитров
Постановление АС ЗСО от 14.01.2016 N Ф04-28496/2015 по делу N А46-2846/2015 В течение 2013 года расчет платы за отопление в МКД осуществлен исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Однако в период с августа по декабрь 2013 года ОПУ в МКД отсутствовал в связи с его демонтажем для проведения государственной поверки. Допуск к эксплуатации узла учета тепловой энергии после поверки ОПУ в доме состоялся 11.02.2014 При отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год общество должно было произвести корректировку платы за отопление за 2013 год по нормативу потребления
Постановление АС УО от 20.12.2016 N Ф09-10157/16 по делу N А71-2879/2016 В 2014 году плата за отопление начислена по среднемесячным объемам потребления за 2013 год. В период с 08.09.2014 по 16.11.2014 ОПУ не допущен к эксплуатации Поскольку ОПУ установлен и допущен к повторной эксплуатации, ТСЖ правомерно провело корректировку платы за отопление с учетом объема потребления тепловой энергии на отопление МКД, предъявленного РСО, и объема тепловой энергии, оплаченного потребителями

Иначе говоря, если в начале года исполнитель имел все основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления за прошедший год, а впоследствии ОПУ вышел из строя, корректировка должна быть проведена несмотря на то, что показатель P k.пр невозможно определить именно по данным ОПУ. Следует воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы).

Тем более это логично, поскольку цель корректировки – приведение объема тепловой энергии, оплачиваемого потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. А РСО имеет возможность определять такой объем в доме, оснащенном ОПУ, при выходе его из строя, утрате и др. в соответствии с пп. “в(2)” п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, содержание которого соотносится с содержанием п. 59(1)

Разъяснения аналогичного характера дал Минстрой России в прошлогоднем Письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, выпущенном в связи с принятием Постановления Правительства РФ N 603:

“Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1) , и Правил предоставления коммунальных услуг”.

При этом, очевидно, перекладывать на потребителей оплату повышающего коэффициента 1,1 (установлен пп. “е” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения) исполнитель не имеет права.

мена потребителя в течение расчетного года

На практике многие (если не все) исполнители коммунальных услуг, которые рассчитывают плату за отопление равномерно в течение календарного года с ежегодной корректировкой, столкнулись с тем, что собственник квартиры, купивший ее в расчетном году, не желает уплачивать полную сумму корректировки (доначисление в пользу УК), а согласен внести лишь часть платы пропорционально времени владения квартирой в году, за который осуществляется перерасчет. УК этот вариант невыгоден, поскольку для получения суммы корректировки, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, необходимо установить его новое место жительства. В связи с этим получить деньги во внесудебном порядке становится весьма сложно. Но и при судебном взыскании необходимо иметь информацию о месте жительства должника. Она должна быть указана в заявлении о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ), в противном случае судья возвратит заявление (п. 3 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Тем не менее взыскивать с нового собственника сумму корректировки в части, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, незаконно. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента наделения его правом собственности на помещение. Исключение составляют взносы на капитальный ремонт: при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Способ исчисления платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой (доведением до фактического объема потребления по итогам расчетного года) – это вариант, принятый для удобства расчетов. Цель – обеспечить оплату фактического объема тепловой энергии равномерно в течение года. Поэтому представляются вполне обоснованными рекомендации Минстроя России из Письма N 28483-АЧ/04: “Если в течение года корректировки произошла смена потребителя коммунальных услуг по отоплению, исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ”.

Неправильно было бы считать, что гражданин, купивший квартиру после окончания отопительного периода, вообще не должен оплачивать корректировку платы за отопление за год приобретения квартиры. В случае равномерного внесения в течение года плата за отопление и стоимость фактически оказанной услуги в разрезе каждого месяца не совпадают (а при расчетах в течение отопительного периода и при наличии в доме ОПУ – совпадают). При этом у собственника возникает обязанность по внесению платы за отопление, а не по оплате фактически оказанных услуг. Также есть обязанность уплачивать часть суммы корректировки платы за отопление. К примеру, если в доме отсутствует ОПУ и плата рассчитывается исходя из норматива потребления, новый собственник не имеет оснований отказаться от внесения платы за услугу, которая ему фактически не была оказана (если он владел квартирой только в течение неотопительного периода).

Некоторые исполнители полагают, что могут произвести корректировку платы за отопление за часть расчетного года на дату перехода права собственности. Это удобно, поскольку нередко одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи квартиры является полная уплата долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако насколько это законно? По мнению автора, данный подход не подкреплен положениями нормативно-правовых актов. Прежде всего, корректировка проводится в определенный момент – в I квартале следующего года, а не на дату перехода права собственности. Кроме того, и это главное, необходимый для корректировки показатель – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год. В течение расчетного года соотношение платы, исчисленной по среднемесячному потреблению за прошлый год, и фактической платы может колебаться (быть как положительным, что вызывает корректировку платы в пользу потребителей, так и отрицательным, что указывает на необходимость ее корректировки в пользу исполнителя). Итоговый результат, позволяющий соблюсти требования Правил предоставления коммунальных услуг, известен только по окончании расчетного года. Именно поэтому корректировка, произведенная на любую дату в течение года, может быть оспорена.

Корректировка платы за отопление если произошла с мена исполнителя в течение расчетного года

Еще один вопрос того же рода: каким образом проводится корректировка платы за отопление, если в течение расчетного года поменялся исполнитель коммунальной услуги?

В соответствии с пп. “а” п. 25(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения в редакции Постановления Правительства РФ N 603 в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты отопления равномерно в течение календарного года объем ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется для МКД, оснащенного ОПУ, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным ОПУ, определенной в порядке, установленном п. 22 данных Правил. Иначе говоря, исполнитель ведет с РСО расчеты за отопление точно так же, как и с потребителями.

Вместе с тем на момент прекращения договора управления и прекращения договора ресурсоснабжения с соответствующим управляющим МКД фиксируются показания ОПУ (пп. “д(1)” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения), осуществляются расчеты за фактически поставленный в период управления домом объем тепловой энергии. Поэтому вполне законно стремление УК, утратившей право управления домом, получить от потребителей плату за объем фактически оказанной до прекращения договора управления коммунальной услуги по отоплению.

В Письме Минстроя России N 28483-АЧ/04 дано такое разъяснение: корректировка размера платы за отопление проводится каждым исполнителем соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в МКД, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифам на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений п. 59(1) и Правил предоставления коммунальных услуг.

Однако не уточняется, в какой момент прежний управляющий может провести корректировку: на дату прекращения управления или в I квартале следующего года? Полагаем, что ответ на данный вопрос может быть приведен в тексте договора управления либо решения общего собрания о смене управляющего (выборе нового способа управления). Очевидно, что прежнему управляющему в целях обеспечения как можно более полной и скорой оплаты выгодно включить суммы корректировки в платежный документ за последний месяц периода управления домом. В пользу данного варианта можно привести следующий аргумент: поскольку правоотношения между исполнителем и потребителем завершились, объем тепловой энергии, фактически поставленной в дом на момент прекращения правоотношений, известен. Удержание потребителями стоимости отопления свыше предъявленной к оплате означает их неосновательное обогащение за счет прежнего управляющего и потому должно быть произведено. Это общее правило, справедливое и для других ситуаций: когда корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в пользу потребителей, когда прежний управляющий не вправе удерживать отчисления в фонд текущего ремонта и, соответственно, когда собственники помещений обязаны оплатить прежнему управляющему ремонтные работы, стоимость которых была согласована, но полностью не возмещена до прекращения управления домом.

Также вполне жизнеспособным является еще один вариант, описанный в Постановлении АС ВВО от 20.09.2016 N Ф01-3635/2016 по делу N А28-143/2016. Прежняя УК предоставила новой копии ведомостей учета тепловой энергии по ОПУ за месяцы ее управления домом, сообщила размер среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год, который использовала для расчета платы в начале расчетного года. А новая УК (агент) приняла на себя обязательство по перерасчету платы за отопление по лицевым счетам домов, ранее находившихся под управлением прежней УК (принципала). Доказательств, свидетельствующих о взыскании с жильцов дома платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, в материалах дела не имеется.

Сравнив положения прежних и действующих сегодня правил предоставления коммунальных услуг в части проведения корректировки платы за отопление в случае внесения платы равномерно в течение года при наличии в доме ОПУ тепловой энергии, мы увидели, что формулы не изменились, а это дает основания применять старые наработки и сегодня. Одновременно в пояснениях к новым формулам уточнены некоторые вопросы, которые ранее не были урегулированы и вызывали разногласия. Так, корректировка проводится всегда в I квартале года, следующего за расчетным, среднемесячный объем потребления считается за прошедший календарный год. Пояснения Минстроя с учетом правоприменительной практики позволяют прийти к выводу, что при смене потребителя и исполнителя в течение года корректировка проводится для каждого из них за период фактического владения помещением и управления домом соответственно. Если в течение расчетного периода ОПУ временно не эксплуатировался, но начисление платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год в определенных месяцах было законным, корректировку провести необходимо.

До 1 июля 2016 года корректировка платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действие которых неоднократно продлевалось, но наконец прекратилось. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Каким образом теперь должна проводиться корректировка платы? В чем отличие от порядка, который применялся ранее? Такой вопрос поступил в редакцию от читателя. Давайте разбираться.

Формулы не изменились

Порядок оплаты отопления прописан в п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В данном пункте нет положений о проведении корректировки платы. Они приведены в п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

где P k.пр – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год ;

S i – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

S об – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

P fn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

Как видим, данные формулы идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016. Однако разница в правовом регулировании все-таки есть. В пояснениях к действующим в настоящее время формулам даны весьма конкретные указания.

Прежде всего, расчетным периодом является год. Учитывая указание на I квартал года, следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.

Период корректировки – I квартал

Корректировка платы проводится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (см. Н.М. Софийской “Штрафы за неправильный расчет платы за КУ” на с. 60).

Корректировка платы за отопление если ОПУ выходил из строя

Условия проведения корректировки – внесение платы равномерно в течение календарного года (согласно решению региональных властей) и наличие в течение всего расчетного года исправного ОПУ тепловой энергии.

Если в течение года ОПУ выходил из строя или был утрачен, каким образом можно определить показатель P k.пр, необходимый для корректировки? Ранее Минстрой России полагал, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится (Письмо от 12.11.2014 N 25263-ОД/04).

Обратим внимание, что в пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59 , , Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя (кстати, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4) , посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии). Тем не менее в аналогичных ситуациях правовое регулирование должно быть одинаковым. Кроме того, судебная практика, сложившаяся по вопросу расчетов на основании прежних Правил предоставления коммунальных услуг, говорит о возможности проведения корректировки с учетом среднемесячного объема потребления (нормативов потребления). Выше мы установили, что актуальные формулы совпадают с ранее действовавшими, поэтому, полагаем, можно применять данные принципы более широко, тем более что они не нарушают права потребителей (не предполагают выставление платы в большем размере, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг).

Судебный акт Описание ситуации Вывод арбитров
Постановление АС ЗСО от 14.01.2016 N Ф04-28496/2015 по делу N А46-2846/2015 В течение 2013 года расчет платы за отопление в МКД осуществлен исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Однако в период с августа по декабрь 2013 года ОПУ в МКД отсутствовал в связи с его демонтажем для проведения государственной поверки. Допуск к эксплуатации узла учета тепловой энергии после поверки ОПУ в доме состоялся 11.02.2014 При отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год общество должно было произвести корректировку платы за отопление за 2013 год по нормативу потребления
Постановление АС УО от 20.12.2016 N Ф09-10157/16 по делу N А71-2879/2016 В 2014 году плата за отопление начислена по среднемесячным объемам потребления за 2013 год. В период с 08.09.2014 по 16.11.2014 ОПУ не допущен к эксплуатации Поскольку ОПУ установлен и допущен к повторной эксплуатации, ТСЖ правомерно провело корректировку платы за отопление с учетом объема потребления тепловой энергии на отопление МКД, предъявленного РСО, и объема тепловой энергии, оплаченного потребителями

Иначе говоря, если в начале года исполнитель имел все основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления за прошедший год, а впоследствии ОПУ вышел из строя, корректировка должна быть проведена несмотря на то, что показатель P k.пр невозможно определить именно по данным ОПУ. Следует воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы).

Тем более это логично, поскольку цель корректировки – приведение объема тепловой энергии, оплачиваемого потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. А РСО имеет возможность определять такой объем в доме, оснащенном ОПУ, при выходе его из строя, утрате и др. в соответствии с пп. “в(2)” п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, содержание которого соотносится с содержанием п. 59(1)

Разъяснения аналогичного характера дал Минстрой России в прошлогоднем Письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, выпущенном в связи с принятием Постановления Правительства РФ N 603:

“Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1) , и Правил предоставления коммунальных услуг”.

При этом, очевидно, перекладывать на потребителей оплату повышающего коэффициента 1,1 (установлен пп. “е” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения) исполнитель не имеет права.

мена потребителя в течение расчетного года

На практике многие (если не все) исполнители коммунальных услуг, которые рассчитывают плату за отопление равномерно в течение календарного года с ежегодной корректировкой, столкнулись с тем, что собственник квартиры, купивший ее в расчетном году, не желает уплачивать полную сумму корректировки (доначисление в пользу УК), а согласен внести лишь часть платы пропорционально времени владения квартирой в году, за который осуществляется перерасчет. УК этот вариант невыгоден, поскольку для получения суммы корректировки, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, необходимо установить его новое место жительства. В связи с этим получить деньги во внесудебном порядке становится весьма сложно. Но и при судебном взыскании необходимо иметь информацию о месте жительства должника. Она должна быть указана в заявлении о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ), в противном случае судья возвратит заявление (п. 3 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Тем не менее взыскивать с нового собственника сумму корректировки в части, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, незаконно. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента наделения его правом собственности на помещение. Исключение составляют взносы на капитальный ремонт: при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Способ исчисления платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой (доведением до фактического объема потребления по итогам расчетного года) – это вариант, принятый для удобства расчетов. Цель – обеспечить оплату фактического объема тепловой энергии равномерно в течение года. Поэтому представляются вполне обоснованными рекомендации Минстроя России из Письма N 28483-АЧ/04: “Если в течение года корректировки произошла смена потребителя коммунальных услуг по отоплению, исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ”.

Неправильно было бы считать, что гражданин, купивший квартиру после окончания отопительного периода, вообще не должен оплачивать корректировку платы за отопление за год приобретения квартиры. В случае равномерного внесения в течение года плата за отопление и стоимость фактически оказанной услуги в разрезе каждого месяца не совпадают (а при расчетах в течение отопительного периода и при наличии в доме ОПУ – совпадают). При этом у собственника возникает обязанность по внесению платы за отопление, а не по оплате фактически оказанных услуг. Также есть обязанность уплачивать часть суммы корректировки платы за отопление. К примеру, если в доме отсутствует ОПУ и плата рассчитывается исходя из норматива потребления, новый собственник не имеет оснований отказаться от внесения платы за услугу, которая ему фактически не была оказана (если он владел квартирой только в течение неотопительного периода).

Некоторые исполнители полагают, что могут произвести корректировку платы за отопление за часть расчетного года на дату перехода права собственности. Это удобно, поскольку нередко одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи квартиры является полная уплата долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако насколько это законно? По мнению автора, данный подход не подкреплен положениями нормативно-правовых актов. Прежде всего, корректировка проводится в определенный момент – в I квартале следующего года, а не на дату перехода права собственности. Кроме того, и это главное, необходимый для корректировки показатель – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год. В течение расчетного года соотношение платы, исчисленной по среднемесячному потреблению за прошлый год, и фактической платы может колебаться (быть как положительным, что вызывает корректировку платы в пользу потребителей, так и отрицательным, что указывает на необходимость ее корректировки в пользу исполнителя). Итоговый результат, позволяющий соблюсти требования Правил предоставления коммунальных услуг, известен только по окончании расчетного года. Именно поэтому корректировка, произведенная на любую дату в течение года, может быть оспорена.

Корректировка платы за отопление если произошла с мена исполнителя в течение расчетного года

Еще один вопрос того же рода: каким образом проводится корректировка платы за отопление, если в течение расчетного года поменялся исполнитель коммунальной услуги?

В соответствии с пп. “а” п. 25(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения в редакции Постановления Правительства РФ N 603 в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты отопления равномерно в течение календарного года объем ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется для МКД, оснащенного ОПУ, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным ОПУ, определенной в порядке, установленном п. 22 данных Правил. Иначе говоря, исполнитель ведет с РСО расчеты за отопление точно так же, как и с потребителями.

Вместе с тем на момент прекращения договора управления и прекращения договора ресурсоснабжения с соответствующим управляющим МКД фиксируются показания ОПУ (пп. “д(1)” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения), осуществляются расчеты за фактически поставленный в период управления домом объем тепловой энергии. Поэтому вполне законно стремление УК, утратившей право управления домом, получить от потребителей плату за объем фактически оказанной до прекращения договора управления коммунальной услуги по отоплению.

В Письме Минстроя России N 28483-АЧ/04 дано такое разъяснение: корректировка размера платы за отопление проводится каждым исполнителем соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в МКД, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифам на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений п. 59(1) и Правил предоставления коммунальных услуг.

Однако не уточняется, в какой момент прежний управляющий может провести корректировку: на дату прекращения управления или в I квартале следующего года? Полагаем, что ответ на данный вопрос может быть приведен в тексте договора управления либо решения общего собрания о смене управляющего (выборе нового способа управления). Очевидно, что прежнему управляющему в целях обеспечения как можно более полной и скорой оплаты выгодно включить суммы корректировки в платежный документ за последний месяц периода управления домом. В пользу данного варианта можно привести следующий аргумент: поскольку правоотношения между исполнителем и потребителем завершились, объем тепловой энергии, фактически поставленной в дом на момент прекращения правоотношений, известен. Удержание потребителями стоимости отопления свыше предъявленной к оплате означает их неосновательное обогащение за счет прежнего управляющего и потому должно быть произведено. Это общее правило, справедливое и для других ситуаций: когда корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в пользу потребителей, когда прежний управляющий не вправе удерживать отчисления в фонд текущего ремонта и, соответственно, когда собственники помещений обязаны оплатить прежнему управляющему ремонтные работы, стоимость которых была согласована, но полностью не возмещена до прекращения управления домом.

Также вполне жизнеспособным является еще один вариант, описанный в Постановлении АС ВВО от 20.09.2016 N Ф01-3635/2016 по делу N А28-143/2016. Прежняя УК предоставила новой копии ведомостей учета тепловой энергии по ОПУ за месяцы ее управления домом, сообщила размер среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год, который использовала для расчета платы в начале расчетного года. А новая УК (агент) приняла на себя обязательство по перерасчету платы за отопление по лицевым счетам домов, ранее находившихся под управлением прежней УК (принципала). Доказательств, свидетельствующих о взыскании с жильцов дома платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, в материалах дела не имеется.

Сравнив положения прежних и действующих сегодня правил предоставления коммунальных услуг в части проведения корректировки платы за отопление в случае внесения платы равномерно в течение года при наличии в доме ОПУ тепловой энергии, мы увидели, что формулы не изменились, а это дает основания применять старые наработки и сегодня. Одновременно в пояснениях к новым формулам уточнены некоторые вопросы, которые ранее не были урегулированы и вызывали разногласия. Так, корректировка проводится всегда в I квартале года, следующего за расчетным, среднемесячный объем потребления считается за прошедший календарный год. Пояснения Минстроя с учетом правоприменительной практики позволяют прийти к выводу, что при смене потребителя и исполнителя в течение года корректировка проводится для каждого из них за период фактического владения помещением и управления домом соответственно. Если в течение расчетного периода ОПУ временно не эксплуатировался, но начисление платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год в определенных месяцах было законным, корректировку провести необходимо.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила-307). В частности, из пп. «а» п. 19 Правил-307 исключено последнее предложение. Ранее эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Также признан утратившим силу пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правила-307, который ранее определял порядок расчета размера такой корректировки.

Надо сказать, что многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не делали корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Другие исполнители делали корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность имела разные причины: укоренившаяся привычка организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствие должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, малая правовая грамотность потребителей, популистские высказывания руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.

На практике возник вопрос: правомерно ли проведение корректировку платы за отопление по Правилам-307 после внесения в эти Правила изменений постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Несмотря на то, что уже скоро вступят в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила-354), этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильный расчет платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичен алгоритму, заложенному в Правила-307, и включает в себя корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому может возникать вопрос: как изменение Правил-307 влияет на установленный до этого изменения порядок расчетов.

До внесения поправок в пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 по своей силе являются императивными, обязательными, а не диспозитивными. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем исполнитель не имел права отказываться от проведения корректировки даже в том случае, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Но следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.

При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах («индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года»). Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6) ввел понятие «предельные индексы». Закон установил, что «размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 , должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей». Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Представляется, что с учетом того, что расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц, то сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, как «13-ю платежку» за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые вносились исходя из нормативов потребления, и не учитывали реальную температуру наружного воздуха.

Исполнитель может делать корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением «1 раз в год». Конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку) и прежняя и новая редакции Правил-307 не устанавливали. Такая корректировка могла производиться 1 раз в год, как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т.е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ, исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, как правило, устанавливались с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии или отсутствии превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услуг по тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может превышать установленный предельный индекс. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.

Изменения пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возник вопрос: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода. Можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?

Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, то практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

В соответствии с «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие» (п. 1 ст. 4) и уточняется, что «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в статье случае, во-первых, пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть определение размера ранее произведенных платежей за отопление поправками никак не затрагиваются ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, основание для корректировки Правительством РФ исключено на будущее время. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила-307 постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления, на основании ч. 1 ст. 157 императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время Правилами-307). Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил - нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. То есть, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил все равно для расчета платы за коммунальные услуги должен применяться порядок, установленный Правилами-307. Иначе поступить исполнитель не может.

Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354):

а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может 1 раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления, данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах, выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307, суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей, даже в том случае если, корректировка, приходится на то время, когда еще действовала прежняя редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307;

б) собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с 7 июня 2011 г. не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка, приходится на то время, когда действовала новая редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, и не имеют прав требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307 (если такие переплаты были).

Если до вступления в силу изменений в Правила-307, внесенных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в соответствии с ранее действующим порядком начислялась и выставлялась плата за коммунальные услуги, то с учетом положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 и 422 , такая плата не может пересчитываться по новым формулам приложения № 2 к Правилам-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Начисление платы за коммунальную услугу отопления с учетом корректировки и отражение перерасчета в выставляемых платежных документах с учетом корректировки в случае, указанном в п. 19 Правил-307, были правомерны только до 6 июня 2011 г. (включительно), когда такая возможность была предусмотрена Правилами-307.

К аналогичным выводам пришло Министерство регионального развития РФ в письме от 4 октября 2011 г. № 27005-АП/14 «О дополнительных платежах за коммунальные услуги». Общий вывод Минрегиона России звучит так: «после вступления в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» указанные выше корректировки были полностью исключены. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно». Это официальное разъяснение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое должно учитываться и контрольно-надзорными органами и всеми правоприменителями. Достаточно часто такие разъяснения Минрегиона России используются судами.

Помимо корректировки платежей за коммунальные услуги, предоставляемые исполнителями, достаточно часто в договорах ресурсоснабжения фиксировалось соглашение о проведении корректировок платы за приобретаемые исполнителями коммунальные ресурсы. В отношении приобретения исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами) тепловой энергии у теплоснабжающей организации для предоставления коммунальной услуги отопления необходимо исходить из того, что при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета количества тепловой энергии определяется расчетным способом в порядке, установленном соглашением исполнителя коммунальных услуг и теплоснабжающей организации. Такое соглашение оформляется в договоре теплоснабжения. Этот же вывод указан в разъяснениях Министерства регионального развития РФ в письме от 28 мая 2007 г. № 10087-ЮТ/07 об особенностях осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы. Он основан на положениях п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ.

На момент написания статьи Правительством РФ еще не утверждены правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Существует только проект данных правил. Будут ли в таких правилах прямые нормы, устанавливающие порядок расчета платы за тепловую энергию по договору теплоснабжения, определенно говорить пока нельзя. Поэтому до издания таких правил и других императивных норм по данному вопросу стороны договора теплоснабжения вправе самостоятельно устанавливать порядок расчета платы за тепловую энергию.

Если в договоре теплоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, была предусмотрена корректировка платы за отопление в многоквартирных домах, в помещениях которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, то с учетом положений ст. 4, 421 и 422 положения договора теплоснабжения должны сохранять свою силу и после даты отмены корректировки постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом стороны в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ имели право согласовать в договоре формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, которая отличается от формулы, указанной в пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Как было сказано выше, в данном случае изменение Правил-307 означает только изменение порядка расчета платы за отопление на будущее время (с 7 июня 2011 г. включительно). Изменение порядка определения размера платы за коммунальные услуги (это отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг) не является автоматическим изменением порядка расчета платы за коммунальные ресурсы между исполнителем (абонентом) и ресурсоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация на основании договора имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию, приобретаемую абонентом (исполнителем). Что делать с образовавшейся дельтой? За счет каких средств ее покрывать? Нормативного ответа нет. Экономически исполнитель должен понимать, что существуют риски, которые надо предусматривать при заключении договоров ресурсоснабжения и в размере жилищных платежей и взносов. Ведь можно было не соглашаться на корректировку, или скоординировать оплату за тепло с получением платежей за коммунальные услуги отопления, или соглашаться на управление многоквартирным домом только при учете определенных рисков в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Если в договоре ресурсоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, вместо конкретной формулы корректировки платы за тепловую энергию была дана простая отсылка к правилам предоставления коммунальных услуг, тогда абонент (управляющая организация, ТСЖ) и ресурсоснабжающая организация договорились об использовании при расчетах за тепловую энергию того алгоритма расчетов, который указан в Правилах -307. Тогда изменение формул (пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2) должно приводить к прекращению применения корректировки платы за тепловую энергию с момента вступления в силу изменений в Правил-307. Основа здесь - соглашение двух сторон договора (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ). В этом случае теплоснабжающая организация после изменения Правил-307 уже не имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию. Предусмотренная договором ресурсоснабжения корректировка платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, может правомерно осуществляться теплоснабжающей организацией в течение периода действия такого договора.

Порядок проведения корректировки платы за тепловую энергию между абонентом и теплоснабжающей организацией Правилами-307 прямо не регулируется. При способе управления многоквартирным домом управляющей организацией теплоснабжающая организации не является исполнителем коммунальных услуг. Корректировка платы, предусмотренная договором, заключенным между управляющей и теплоснабжающей организациями является условием согласованным сторонами договора. Эта договоренность не противоречит действующему законодательству, даже с учетом изменений внесенных в постановление Правительства РФ № 307.

Представляется, что соглашение сторон договора теплоснабжения о порядке корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, не противоречит п. 8 Правил-307 (, поскольку этот порядок не изменяет процедуру определения размера платы за коммунальные услуги, выставляемой управляющей организацией (ТСЖ) потребителям в многоквартирном доме. В новых Правилах-354 аналогичная норма, к сожалению, отсутствует. Изменения постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 положений Правил-307 в отношении корректировки платы за отопление при оплате коммунальных услуг не означает необходимости автоматического изменения заключенных до внесения таких изменений договоров теплоснабжения. В настоящее время какие-либо нормативные ограничения установления в договоре порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию отсутствуют. Стороны договора по согласованию могут внести в договор теплоснабжения условия, отличные от положений Правил-307 по аналогичному вопросу. Поэтому, положения договоров теплоснабжения, содержащие формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, будут соответствовать федеральному законодательству.

В практике есть случаи, когда согласия управляющей организации на проведение корректировки оформлено в договоре теплоснабжения в то время, когда управляющая организация при определении платы за коммунальные услуги потребителями уже не имела права делать корректировку платы за отопление. Такие соглашения для управляющей организации достаточно рискованны. Такой шаг можно расценивать, как добровольное принятие управляющей организацией на себя предпринимательского риска, который может быть учтен при предложении общим собраниям собственников помещений в многоквартирных домах соответствующего (адекватного риску) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Необходимо отметить, что не все корректировки платы за отопление упразднены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии или при оборудовании отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии корректировка размера платы за коммунальную услугу отопления - сохранена (пп. 3 п. 2 и пп. 3 п. 3 приложения № 2 к Правилам-307). Такая корректировка обеспечивает оплату потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии исходя из фактического количества, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Установление в договоре теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и потребителем порядка оплаты тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, при котором исполнитель коммунальных услуг в течение года оплачивает теплоснабжающей организации потребление тепловой энергии исходя из ее среднемесячного объема потребления на отопление за предыдущий год и проведение 1 раз в год корректировки оплаты исходя из стоимости оплаченного количества тепловой энергии в течение года и годовой стоимости тепловой энергии, определенной исходя из показаний прибора учета, соответствует федеральному законодательству, в том числе п. 8 Правил-307.

Таким образом, проведение корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 было легитимно в случае, если такая корректировка была проведена до 6 июня 2011 г. включительно. Начиная с 7 июня 2011 г. проведение такой корректировки неправомерно независимо от того, за какой период времени она проводится.

Как указывалось ранее, плата за отопление в текущем году начисляется исходя из среднемесячного потребления тепла на 1 кв. м. площади помещений в доме за прошлый год. Вместе с тем, в доме есть счетчик, который учитывает тепло потребленное в текущем году. Поэтому исполнитель 1 раз в год обязан производить корректировку платы за отопление по показаниям прибора учета за текущий год. Корректировка представляет собой сопоставление платы, начисленной в текущем году по среднемесячному потреблению за прошлый год и платы, которая должна быть начислена исходя из потребления тепла по счетчику за текущий год.

Корректировка может представлять из себя как единовременное доначисление платы, если по счетчику в этом году дом потребил тепла больше чем по счетчику в прошлом году (ведь среднемесячное потребление за прошлый год тоже рассчитывалось по показаниям счетчика) или единовременную экономию, если в этом году потребление тепла домом по счетчику было ниже, чем в прошлом.

Как проверить, правильно ли сделана корректировка платы за отопление по итогам года?

1. Возьмите все платежные квитанции с начислением платы за отоплениеза год, по итогам которого произведена корректировка.

2. Затребуйте у исполнителя услуги в письменном виде ведомости потребления тепловой энергии за год, по итогам которого делается корректировка.

3. Изучите площадь занимаемой вами квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.

4. Итак, допустим тариф составляет 1422 рубля 20 коп.за 1 Гкал. тепла, вы живете в квартире, площадью 42 кв. м. в многоквартирном доме, площадью всех жилых и нежилых помещений 3600 кв.м., который потребил за год по итогам которого делается корректировка размера платы 680 Гкал. тепла. В течение года, по итогам которого делается корректировка вам начислено по квитанциям за отопление 10032 рубля.

4.1. Для начала узнаем, сколько в рублях потребил весь дом по счетчику в рассматриваемом году. Для этого 680 Гкал × 1422 рубля 20 копеек = 967096 рублей.

4.3. Затем сопоставим данную величину с тем, что было начислено в квитанциях за рассматриваемый период по среднемесячному потреблению за прошлый год. Для этого 11 282,79 р. – 10032р. = 1250 рублей 79 копеек.
Таким образом, по итогам года в результате корректировки по показаниям счетчика собственник обязан будет доплатить 1250 рублей за потребленную в рассматриваемом году тепловую энергию.

Поделиться: