К силам и средствам ликвидации чс относятся. Группировка сил гражданской обороны и рсчс при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Ответ: Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:
· войска гражданской обороны;
· поисково-спасательную службу МЧС России;
· Государственную противопожарную службу МЧС России;
· соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;
· учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.
Максимальная оценка задания – 6 баллов:
· за правильный ответ на задание - 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются
Задание 3. Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Вам предстоит ответить на следующий вопрос:
Вопрос.Федеральным законом «О гражданской обороне» установлены основные задачи гражданской обороны. Перечислите не менее 4-х из них.
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая
· оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);
· борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;
· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
· срочное захоронение трупов в военное время;
· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, су-щественно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Максимальная оценка задания – 4 балла:
Задание 4. Одним из самых разрушительных средств ведения войны основанного на использовании внутриядерной энергии, является ядерное оружие. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.
Вопрос 1. Посмотрите на схему радиоактивного заражения местности и дайте наименование зонам радиоактивного заражения местности по следу облака.
Вопрос 2. Заполните до конца таблицу, указав поражающие факторы ядерного взрыва по данным характеристикам.
Максимальная оценка задания – 8 баллов:
· за правильный ответ на первый вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;
· за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;
Задание 5. Опасности военного характера могут возникать не только при применении ядерного оружия, но также химического и бактериологического, которые являются оружием массового уничтожения. С учетом этого, ответьте на следующий вопрос.
Вопрос. Определите вид оружия массового поражения по описанию его поражающего действия.
Максимальная оценка задания – 2 балла:
· за правильный ответ на вопрос - 2 балла (по 1 баллу за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;
Задание 6. Защитные инженерные сооружения способны уберечь население от оружия массового поражения и других современных средств нападения.Вам предстоит ответить на следующий вопрос:
Вопрос. Определите вид защитного сооружения, напишите наименование составных частей, отмеченных цифрами и дайте краткую характеристику защитных свойств укрытия.
Ответ:Максимальная оценка задания – 7 баллов:
· за правильное определение вида защитного сооружения – 1 балл;
· за правильное наименование составных частей – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть);
· за правильную характеристику защитных свойств сооружения – 2 балла;
Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.
Задание 7. Индивидуальные средства защиты используют не только военные. Они нашли широкое применение в промышленности, их используют пожарные и спасатели. Умение пользоваться ими поможет любому человеку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. С учетом этого, Вам предстоит ответить на ряд вопросов.
Вопрос 1. Определите по рисунку марку противогаза и перечислите составные части и узлы, отмеченные номерами.
|
1. Гражданский противогаз ГП-5: 1 - противогазовая коробка; 2- коробка с незапотевающими пленками; 3- лицевая часть противогаза; 4 - сумка; 5 - клапанная коробка.
Вопрос 2. Перечислите существенные преимущества противогаза ГП-7 перед другими гражданскими противогазами, а также преимущества модификаций ГП-7В и ГП-7ВМ.
· уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание;
· наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание передаваемой речи и значительно облегчает пользование средствами связи (телефон, радио);
· противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем лицевая часть имеет устройство для приема воды;
· противогаз ГП-7ВМ отличается от противогаза ГП-7В тем, что его маска имеет очковый узел в виде трапециевидных изогнутых стекол, обеспечивающих возможность работать с оптическими приборами.
Максимальная оценка задания – 9 баллов:
· за правильный ответ на первый вопрос - 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.
· за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждое отличие). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.
Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.
Ответственность
Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.
Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.
Структура
В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.
Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.
Управление
Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.
Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.
Подразделение служб
Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.
- Охрана общественного порядка.
- Связь и оповещение.
- Противопожарная служба.
- Медицинская служба.
- Служба убежищ и укрытий.
- Противохимическая и противорадиационная защита.
- Автотранспортная служба.
- Служба снабжения (материально-техническая).
Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.
Задачи
Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.
Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.
Наблюдение и контроль
Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.
Спасательные отряды
Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.
На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Министерства и ведомства
Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.
ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.
РОСТО
Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.
Важнейшим компонентом РСЧС являются ее силы и средства, которые непосредственно принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства РСЧС выполняют следующие основные задачи:
осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС;
ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;
восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В РСЧС различают два вида сил и средств (табл. 6):
1.Силы и средства наблюдения и контроля.
2.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
службы и организации федеральных органов исполнительной власти; формирования Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
службы контроля за пищевым сырьем и продуктами питания;
геофизическая служба Российской академии наук;
службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии;
службы наблюдения и контроля Министерства РФ по атомной энергии; подразделения наблюдения и контроля РСЧС на всех уровнях.
Существующая ныне система наблюдения и контроля РСЧС позволяет предупреждать на всех уровнях значительную часть чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заниматься прогнозом и своевременно оповещать об угрозах соответствующие органы управления ГО и ЧС и население.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на военизированные и невоенизированные.
1. Невоенизированные формирования ГО и ЧС создаются для непосредственного осуществления мероприятий ГО и ЧС и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах.
В невоенизированные формирования ГО и ЧС входят: разведывательные, противопожарные, медицинские, аварийно-технические, общественного питания и торговли, связи, радиационной, химической и биологической защиты, обслуживания убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, другие необходимые формирования,
2. К военизированным формированиям относятся: войска гражданской обороны МЧС России, инженерные войска Вооруженных Сил РФ, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, подразделения транспортной милиции, дорожно-патрульной службы МВД РФ, железнодорожные войска, подразделения противопожарной службы МЧС России, военизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные подразделения министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;
центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);
поисково-спасательная служба МЧС России;
центр по проведению спасательных операций особого риска;
авиация МЧС России.
Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.
Более конкретно задачи Войск гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:
ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;
выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;
участие в проведении эвакуации населения;
восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.
Организационно Войска гражданской обороны состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.
Центроспас . Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Формирование ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.
Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".
Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящихся в подчинении региональных центров министерства.
В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят также: Всероссийская служба медицины катастроф; ветеринарная служба и служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии; аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; аварийно-спасательная служба на воздушном транспорте; восстановительные и пожарные поезда МПС РФ; аварийно-спасательные службы морского и речного флотов и другие.
Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в постоянной готовности, позволяют своевременно провести необходимые мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС различного характера.
Для выполнения задач по защите населения в ЧС создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и иного характера.Среди многочисленных задач, выполняемых РСЧС, основными являются следующие: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; проведение комплекса мероприятий по локализации и ликвидации ЧС; разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм; подготовка населения к действиям в условиях ЧС; сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Силы и средства МЧС России: формирования и организации МЧС России | Силы и средства МЧС России: соединения, части и подразделения войск ГО РФ; формирования ПСС России |
Силы и средства министерств, ведомств и территорий России: формирования и организации ведомственных СНЛКза окружающей средойи прилегающими территориями; формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ; формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России; формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России; формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России; формирования и организации геофизической службы Российской академии наук; формирования и организации Росгидромета; формирования и организации Минатома РФ; другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) | Силы и средства министерств и ведомств России: ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, техническиеи иные формирования; формирования ДПС ГИБДД МВД России; формирования ВСМК; формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; формирования Росгидромета; формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России; другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) |
Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС.
Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск Гражданской Обороны Российской Федерации.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования ʼʼбольшойʼʼ авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Поисково-спасательная служба (ПСС ) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в т.ч. уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.
Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.
Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС
Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, крайне важно стью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:
Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;
Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
Оказание пораженным медицинской помощи;
Выполнение подрывных и пиротехнических работ;
Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.
За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в ʼʼгорячих точкахʼʼ, участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.
Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном ᴦ. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
Сегодня авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п;.пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи: - ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС." 2017, 2018.