Силы и средства рсчс, основные задачи. Силы и средства наблюдения и контроля рсчс Силы и средства наблюдения контроля чс

Подумайте, кто и каким способом должен определять наличие радиационной или химической опасности.

Пост радиационного и химического наблюдения (пост РХС): задачи, состав, оснащение, действия дежурного наблюдателя.

Пост радиационного и химического наблюдения создаются на объектах хозяйственного комплекса для наблюдения за радиационным и химическим состоянием окружающей среды. Он является основным источником информации о радиационную и химическую обстановку для руководителей (начальников гражданской защиты) и начальников штабов ГЗ этих объектов.

Основные задачи поста наблюдения (ил. 33.1):

♦ своевременное обнаружение радиоактивного и химического заражения местности и воздуха;

♦ своевременное оповещение сигналом «Радиационная опасность» или «Химическая тревога»;

♦ наблюдение за направлением ветра и движением радиоактивного облака после аварии или облака химически опасных веществ;

♦ определение уровней радиации и вида химически опасных веществ (ХНР), которые попали в окружающую среду;

♦ установление наблюдения за районами, зараженными радиоактивными и ядовитыми веществами (РР и ОР);

♦ доклад о характере заражения руководителю предприятия, учреждения и организации (учебного заведения), на базе которого создан пост наблюдения.

Ил. 33.1. Выполнения задач должностными лицами поста радиационного и химического наблюдения

Пост радиационного и химического наблюдения устанавливается на территории объекта в непосредственной близости от пункта управления. Пост развертывается так, чтобы из него было хорошо видно весь определенный район наблюдения, не выделяясь на общем фоне. Необходимо иметь средства связи, с помощью которых передаются результаты наблюдения и проводится оповещение населения об опасности радиационного и химического заражения. Оборудование поста в инженерных сооружениях (противорадиационное укрытия, перекрытая траншея, щель) обеспечивает защиту его личного состава от возможного поражения.

Пост состоит из трех человек. Это - начальник поста - старший наблюдатель и двое дежурных наблюдателей.

Оснащение поста

1. Прибор радиационной разведки (уровень информации 0,05 мР/ч), например радиометр бета-, гамма-излучения «Припять», «Терра» (МКС-05) или «Поиск» (МКС - 07).

2. Специальные приборы химической разведки (переносные автоматические или ручные), например газосигнализатор ДОЗОР-С-М-5Н».

3. Прибор химической разведки - ВПХР.

4. Радиометр-рентгенометр ДП-5В или дозиметр-радиометр универсальный МКС-У (модернизированный рентгенометр ДП-5В).

5. Индивидуальный дозиметр - на каждое лицо из комплектов ДП-22В, ДП-24, ИД-1 или дозиметр гамма-излучения индивидуальный ДКГ-21, «Кадмий» (ДКС-02П).

6. Легкий защитный костюм Л-1 - на каждого.

7. Фильтрующий противогаз ЦП-7В - - на каждого. Респиратор Р-2 - на каждого.

8. Метеокомплект № 3 (там, где это определено табелем оснащения).

9. Секундомер.

10. Защитные очки.

11. Средства связи и оповещения (телефон, сирена, гонг).

Ил. 33.2. Приборы для оснащения поста РХС:

а - «Терра» (МКС-05); б -ДКГ-21; в - «Кадмий» (ДКС-02П); г - МКС-У (модернизированный рентгенометр ДП-5В); г- «Поиск» (МКС-07); д - «Припять»; е - «ДОЗОР-С-М-5Н»

Обязанности дежурного наблюдателя. Дежурный наблюдатель обязан:

♦ неотлучно находиться на посту, имея при себе приборы радиационной и химической разведки и индивидуальные средства защиты, в состоянии «наготове»;

♦ непрерывно вести наблюдение за обстановкой в районе объекта;

♦ за изменений в обстановке немедленно докладывать начальнику поста, при этом указывать, что, где и когда произошло;

♦ при обнаружении радиоактивного заражения надеть средства защиты и контролировать изменения уровней радиации через каждые 30 мин (при этом делать записи в журнале наблюдения);

♦ при подозрении по внешним признакам применения противником отравляющих веществ или бактериальных средств надеть средства защиты, доложить начальнику поста - старшему наблюдателю и определить тип этих веществ. По указанию начальника поста провести измерения приборами в других местах района расположения объекта и взять пробы для отправки на исследование в ближайшую лабораторию.

Следует знать внешние признаки использования противником химической и бактериальной оружия. Перечень внешних признаков использования противником химического оружия или террористического акта с применением этого оружия:

Разрывы авиационных химических бомб, снарядов, мин, ракет и других боеприпасов;

Появление швидкозникаючої облака или темной полосы за самолетом;

Наличие капель масла, пятен, брызг, лужиц на местности;

Зів"ялість растений или изменение их цвета;

Раздражение органов дыхания, зрения или появление постороннего запаха;

Снижение остроты зрения или потеря его;

Отклонение от нормы поведения своих товарищей или нарушения в них двигательных функций.

Перечень внешних признаков использования противником бактериальной оружия или террористического акта с применением этого оружия:

♦ наличие на местности остатков бомб, снарядов с поршневыми и другими устройствами для создания облака аэрозолей;

♦ наличие насекомых, клещей и грызунов в местах падения авиабомб и контейнеров;

♦ наличие на местности необыкновенного накопления насекомых и грызунов;

♦ глухие взрывы боеприпасов с образованием облака дыма или тумана; появление после этого на почве, растительности и других предметах жидкостей или порошкообразных веществ, которые не определяются приборами химической разведки.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера многопланова. В рамках РСЧС она организуется МЧС России во взаимодействии с организациями, ответственными за конкретные виды мониторинга и прогнозирования.

Мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Федеральной службы России по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды, почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений. Наблюдения за опасными геологическими процессами ведут учреждения и комплексные инженерно-геологические и гидрологические партии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды, а также проводит мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду, животного и растительного мира (кроме лесов), водной среды и водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг лесов и прогнозирование лесных пожаров осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства России, а наблюдение за состоянием земельного фонда - Федеральная служба земельного кадастра России.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации организует социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирование обстановки в этой области через территориальные органы са­нитарно-эпидемиологического надзора.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подразделения промышленной безопасности предприятий.

Правительство Российской Федерации возложило на МЧС России, совместно с заинтересованными ведомствами, организацию и коорди­нацию работы по прогнозированию вероятности возникновения чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера, по их модели­рованию, районированию территорий Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, природных угроз, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах эко­номики и территориях.

Для организации работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций создан Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России, на ко­торый возложены организационно-методическое руководство и координа­ция деятельности учреждений, работающих в области мониторинга и про­гнозирования чрезвычайных ситуаций, прогнозирование и оценка их со­циально-экономических последствий, выработка экспертно-аналитических решений по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций, проведение оперативного лабораторного контроля. В своей работе он использует мониторинговую и прогнозную информацию, получаемую от учреждений, ведущих мониторинг и прогнозирование, и самостоятель­но выполняет определенный перечень задач.


Важность задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций прослеживается на примере такого грозного бедствия, как зем­летрясение. Во многих странах, территориям которых присуща сей­смическая активность, получили развитие научные исследования по созданию методов прогнозирования землетрясений. Накопленный в геофизике опыт свидетельствует, что принципиальное значение для определения места, времени и силы ожидаемого землетрясения имеет не только методология анализа сейсмологической и геофизической инфор­мации, но и наличие систем комплексных наблюдений, обеспечивающих непрерывный сбор данных. В России сейсмологические и геофизические наблюдения осуществляются различными ведомствами, прежде всего, учреждениями Российской академии наук. Российские учреждения и организации, обладающие системами сейсмонаблюдений и осуществляющие прогноз землетрясений, объединены в Федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.

Важное значение для предупреждения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера имеет гидрометеорологический мони­торинг и гидрометеорологический прогноз. Осуществление этой функции и координация деятельности по вопросам обеспечения объектов экономики необходимой информацией возложены на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, осуществляющую наблюдение, оценку и прогнозирование состояния атмосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ, и отвечающую за сбор и обобщение гидрометеорологической информации, данных о метеорологических, агрометеорологических и гидрологических явлениях и процессах, об изменениях климата, о радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды контролирует соблюдение требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выполняемых предприятиями, учреждениями и организациями незави­симо от их организационно-правовых форм, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды. В систему входят территориальные органы управления, гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей природной среды, предприятия, учреждения и организации. Основным источником получения материалов наблюдений является сеть гидрометеорологических станций и постов, осуществляющих непрерывное наблюдение на обширном пространстве страны. Для получения информации о гидрометеорологических явлениях и процессах использу­ется дистанционное зондирование Земли из космоса. Используются также данные международной системы геостационарных и гидрометео­рологических космических аппаратов.

В основе построения гидрометеорологической сети лежит требование равномерного распределения станций и постов по всей территории стра­ны. Основным параметром, определяющим оптимальные расстояния между двумя станциями, является температура воздуха, а между постами - осадки. Оперативно-производственные сетевые наблюдательные организации проводят приземные метеорологические, теплобалансовые, гидро­логические и другие наблюдения и получают необходимые данные.

Важное место в гидрометеорологическом мониторинге и прогнозе занимают мониторинг и прогноз ураганов, бурь и молниевых разрядов. Средства наблюдения позволяют зафиксировать возникновение, разви­тие, перемещение урагана, спрогнозировать его вероятную мощность и время подхода к определенным районам, что имеет решающее значение для проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасно­сти населения и уменьшение возможного ущерба. Учреждения Феде­ральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружа­ющей среды, на основании прогноза, за несколько часов до приближения урагана передают штормовое предупреждение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие организации по спе­циальным перечням. Прогнозирование бурь и ураганов производится на основе синоптического прогноза. В настоящее время разработаны методики прогнозирования характеристик ураганов и бурь.

Важную роль играют мониторинг и прогнозирование молниевых разрядов, поскольку грозы являются источником лесных пожаров, - в России 40-50 % пройденной огнем лесной площади приходится на по­жары, вызванные грозами. Использование информации о координатах молниевых разрядов позволяет прогнозировать время и координаты лес­ных пожаров и принимать превентивные меры. Многие опасные атмо­сферные явления и процессы (например, ураганы, смерчи) сопровожда­ются интенсивной грозовой деятельностью.

При этом существенным образом меняются интенсивность и харак­теристики потока от молниевых разрядов из зоны возникновения опасно­го явления, что позволяет заблаговременно его обнаружить, определить координаты, оценить скорость, направление и прогнозировать путь его перемещения. Эта работа важна для предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах.

На территории европейской части России функционирует система грозопеленгации, состоящая из трех пунктов регистрации, расположенных вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, и обрабатывающего центра в Москве. Система работает круглосуточно в автоматическом режиме и рассчитывает координаты и параметры молниевых разрядов в реальном масштабе времени. Передача информации о молниевых разрядах из обрабатывающего центра во Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России осуществляется с помощью электронной почты. Функционирование системы основано на регистрации электромагнитного излучения, генерируемого молниевыми разрядами, которое распространяется в волноводе Земля-ионосфера на большие расстояния, и, достигнув пункта регистрации, вызывает его срабатывание. В каждом пункте регистрации измеряются направление (пеленг) на молниевый разряд, время приема сигнала и его параметры. Результаты измерений по каждому молниевому разряду передаются в обрабатывающий центр, где производится расчет координат пеленгационным методом.

Результативность борьбы с наводнениями зависит от качества гидро­логического мониторинга и прогноза наводнений. Они осуществляются силами учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с МЧС России и другими ведомствами. Прогнозы наводнений природного происхождения, по заблаговременности, подразделяются на краткосрочные (прогнозы дождевых паводков, нагонных явлений) с заблаговременностью до 7 суток, среднесрочные (уточненные прогнозы наводнений весеннего половодья) с заблаговременностью 7-15 суток, долгосрочные (предварительные прогнозы наводнений весеннего половодья) с заблаговременностью свыше 15 суток. Для построения прогноза опасности наводнений используются показатели гидрометрических постов, метеостанций, синоптические долгосрочные и краткосрочные прогнозы (штормовые сообщения).

Наводнения могут наступать не только по природным причинам, но и в результате аварий на гидросооружениях. Для прогноза возможного прорыва плотин требуется мониторинг их технического состояния, а также наблюдения за гидрологическим режимом верхнего бьефа плотины и бассейна реки выше плотины. В период катастрофических затоплений устанавливается особый часовой или непрерывный режим частоты получения информации с наблюдательных постов. Возможные зоны катастрофических затоплений, определенные по данным мониторинговых наблюдений, могут уточняться с помощью спутниковых, авиационных или наземных наблюдений. После их уточнения проводится прогноз последствий бедствия и расчет сил и средств для их ликвидации.

Для предупреждения лесных пожаров и борьбы с ними осуществ­ляются мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. В рамках Федерального агентства лесного хозяйства России сложилась система наземного и авиационного мониторинга лесных пожаров. Сбор инфор­мации о чрезвычайных ситуациях, возникших в результате лесных по­жаров, организует МЧС России. Мониторинг лесных пожаров проводится: патрулированием лесов (наземным и авиационным транспортом); наблюдением за лесными массивами с пожарных наблюдательных вышек (мачт) и пунктов; анализом фотоинформации с космических аппаратов; использованием других источников информации.

Патрулирование лесов проводится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений и классов пожарной опасности по погодным условиям, наличия источников огня, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров. Патрулирование проводится лесной охраной, пожарными химическими станциями, механизированными отрядами на автомашинах и другом транспорте, патрульными на верховых лошадях и других средствах передвижения. Авиационное патрулирование ведется на самолетах и вертолетах авиационных баз охраны лесов, причем наземное патрулирование в этих районах не отменяется. На один самолет (вертолет) отводится от 1 до 3 млн га охраняемой площади в зависимости от их пожароопасности по специальным нормативам.

Обнаружение скрытых очагов горения, которые могут явиться ис­точником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов вы­соких температур на кромках зон локализированных лесных пожаров осуществляют с помощью тепловизоров, устанавливаемых на патрульных самолетах, и прибора «Кромка-1», используемого на земле. В интересах охраны лесов используется также спутниковая информация.

В целях предупреждения аварий и техногенных катастроф проводится мониторинг состояния техногенных объектов и прогнозирование аварийности на них, которые осуществляются путем наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов, за объемами и условиями хранения опасных веществ, ходом технологических процессов и т. д.

Мониторинг и прогнозирование аварийности специфичны для кон­кретных объектов и технологий, а, потому, их методы и технологии разно­образны. Мониторинг и прогноз аварийности осуществляются федераль­ными и другими надзорами, технологическими службами производствен­ных объектов, их подразделениями по технике безопасности.

Технологическое оборудование и сооружения объектов должны быть устойчивы к широкому спектру внутренних (со стороны объектов) и внешних (со стороны природной и социально-экономической сфер) воздействий. В связи с этим контроль нацелен на определение параметров, характеризующих эти воздействия, на выявление сверхнормативных воздействий. Например, на химически опасных объектах важно контро­лировать параметры, обеспечивающие хранение аварийно химически опасных веществ при заданном давлении и температуре, надежность тех­нологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, компрессоров), устойчивость конструк­тивной системы объекта к воздействию проектных нагрузок.

Для транспорта важен контроль не только состояния транспортных средств, но и состояния дорог, мостов и прочих сооружений и систем транспортной инфраструктуры, влияние на них неблагоприятных при­родных факторов. Во многих случаях необходим контроль устойчивости объектов к воздействиям разной физической природы (сейсмостойкость, стойкость к гидравлическим ударам, к воздействию воздушной волны, тепловых и радиационных полей и т. д.).

Основными задачами РСЧС являются:

  1. организация оповещения и информирование населения;
  2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  4. оказание гуманитарной помощи;
  5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
  6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • на силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • ветеринарную службу;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.


Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

силы и средства территориальных, функциональных и отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, прогнозирования и оценки риска возникновения ЧС, проведения профилактики и контроля за соблюдением и выполнением требований экологической, радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности с целью предотвращения ЧС либо снижения ущерба от них.

  • - специально назначаемые подразделения, части или соединения для несения боевого дежурства, выполнения внезапно возникающих задач...

    Словарь военных терминов

  • Словарь военных терминов

  • - личный состав и военная техника подразделений, частей, соединений и объединений, предназначенные для ведения и обеспечения боевых действий. В этом же значении употребляется только термин «силы» ...

    Словарь военных терминов

  • - приборы для приема и последующего преобразование собственного или отраженного от объектов оптического излучения в целях обнаружения и распознавания объектов, а в некоторых случаях и определения их координат. К...

    Пограничный словарь

  • - устройства, действие которых основано на использовании электромагнитной энергии радиоволн...

    Пограничный словарь

  • - система санитарно-эпидемиологических учреждений министерств и ведомств, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля РСЧС и осуществляющих обнаружение и индикацию радиоактивного, химического,...
  • - силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации ЧС. состоят из сил...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - территория вокруг химически и биологически опасных объектов за пределами зоны санитарно-защитной, где ведется постоянное наблюдение и контроль за источниками заражения опасными химическими веществами или...
  • - система специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - система санитарно-эпидемиологических учреждений министерств и ведомств, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля РСЧС и осуществляющих обнаружение и индикацию радиоактивного,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - контризмеряемая аппаратура, в которой используются проникающие поля, излучения и вещества для получения информации о качестве исследуемых материалов и объектов...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - подразделения, части, соединения, назначенные старшим начальником для выполнения боевых задач в интересах тех подразделений сухопутных войск, которые решают основные задачи в бою...

    Морской словарь

  • - "...КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - оборудование, приборы и инструменты, предназначенные для количественной оценки технического состояния транспортных средств по различным диагностическим параметрам...

    Официальная терминология

  • - "... - специальные технические средства, предназначенные для осуществления дистанционного контроля определенных параметров инженерного оборудования ОДС.....

    Официальная терминология

  • - "... : механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом.....

    Официальная терминология

  • - "...; СНК: технические устройства и дефектоскопические материалы, используемые при проведении неразрушающего контроля объектов..." Источник: Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.12...

    Официальная терминология

"Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС" в книгах

Средства удержания контроля

Из книги Реконизм. Как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость - безопаснее приватности автора Сименко Илья Александрович

Средства удержания контроля Мораль и табу При любом общественном строе правящий класс предпринимал меры для расширения влияния своего орудия эксплуатации, а также старался упрочить контроль над этим орудием:? В рабовладельческом обществе вопрос привлечения новых

29. СИСТЕМА И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. СИСТЕМА И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Аудитор при планировании проверки должен иметь представление о системе и средствах контроля.При предварительной оценке риска средств контроля необходим анализ эффективности СВК. Эта работа представляет собой процесс определения

2. Средства обеспечения контроля

автора Армстронг Джон

2. Средства обеспечения контроля Первым и основным шагом было настоятельное требование соблюдения строжайшей дисциплины. Подчинение командирам должно было быть беспрекословным. «Ненужная демократия», такая, например, как практика выслушивать мнения рядовых партизан

2. Специальные средства контроля

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

2. Специальные средства контроля Помимо широкого использования технических устройств, партизанское командование прибегало к нескольким особым методам контроля. Один из таких методов предполагал проведение многочисленных изменений в порядке подчиненности. Выше уже

2. Средства зрительного наблюдения

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

2. Средства зрительного наблюдения Основными инструментами зрительного и слухового наблюдения являются глаза и уши наблюдателя. Зрение позволяет ему воспринимать до 80 % всей поступающей информации. Оно дает возможность определить освещенность и цвет предметов,

5.1.

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

5.1. Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости - приборов ночного видения.Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

Подручные средства для контроля над стрессом

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

Подручные средства для контроля над стрессом Есть у каждого из нас мощное орудие, которым мы пользуется каждый день, каждый час, каждое мгновение, - наши тело и разум.Изменяя физиологические процессы, мы можем изменить и психологическое состояние.Что делает наше тело,

9.4. Средства наблюдения под водой

Из книги Справочник водолаза автора Автор неизвестен

9.4. Средства наблюдения под водой Для наблюдения за ходом подводных работ, визуального поиска и обследования подводных объектов, наведения водолазного колокола к месту работ, а также подводной фотосъемки используются специальные камеры. Технические данные

Средства контроля доступа

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Средства контроля доступа Многие из опций, которые указываются для каждого клиента в файле /etc/exports, предназначены для управления доступом. Как было сказано ранее, NFS использует механизм доверия, поэтому сервер не может проверить имя пользователя и пароль, как это

Средства оптического наблюдения

Из книги Боевая подготовка ВДВ. Универсальный солдат автора Ардашев Алексей Николаевич

Глава 7. Радиоперехват разговоров террористов с сообщниками, средства наблюдения и разведки

Из книги Как уничтожать террористов [Действия штурмовых групп] автора Петров Максим Николаевич

Глава 7. Радиоперехват разговоров террористов с сообщниками, средства наблюдения и разведки Радиоперехват переговоровОдновременно с блокированием места теракта, выдвижением снайперов на позиции и первыми попытками наладить переговоры с террористами, необходимо

Средства оптического наблюдения

Из книги автора

Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

Средства оптического наблюдения

Из книги автора

Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

Средства оптического наблюдения

Из книги Боевая подготовка спецназа автора Ардашев Алексей Николаевич

Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

СИЛЫ ПОТАЙНЫЕ, СИЛЫ ВЕЛИКИЕ... Возбуждающие средства

Из книги Вопрос ниже пояса. Он автора Циликин Дмитрий

Важнейшим компонентом РСЧС являются ее силы и средства, которые непосредственно принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС выполняют следую­щие основные задачи:

    осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС;

    ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

    проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

    проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;

    восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

    поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

    разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В РСЧС различают два вида сил и средств (табл. 6):

1.Силы и средства наблюдения и контроля.

2.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

    службы и организации федеральных органов исполнительной власти; формирования Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

    ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

    службы контроля за пищевым сырьем и продуктами питания;

    геофизическая служба Российской академии наук;

    службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии;

    службы наблюдения и контроля Министерства РФ по атомной энергии; подразделения наблюдения и контроля РСЧС на всех уровнях.

Существующая ныне система наблюдения и контроля РСЧС позволяет предупреждать на всех уровнях значительную часть чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заниматься прогнозом и своевременно оповещать об угрозах соответствующие органы управления ГО и ЧС и население.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на военизированные и невоенизированные.

1. Невоенизированные формирования ГО и ЧС создаются для непосредственного осуществления мероприятий ГО и ЧС и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах.

В невоенизированные формирования ГО и ЧС входят: разведывательные, противопожарные, медицинские, аварийно-технические, общественного питания и торговли, связи, радиационной, химической и биологической защиты, обслуживания убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, другие необходимые формирования,

2. К военизированным формированиям относятся: войска гражданской обороны МЧС России, инженерные войска Вооруженных Сил РФ, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, подразделения транспортной милиции, дорожно-патрульной службы МВД РФ, железнодорожные войска, подразделения противопожарной службы МЧС России, военизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные подразделения министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.

Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

    сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;

    центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

    поисково-спасательная служба МЧС России;

    центр по проведению спасательных операций особого риска;

    авиация МЧС России.

Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.

Более конкретно задачи Войск гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:

    ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

    проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

    выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;

    участие в проведении эвакуации населения;

    восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.

Организационно Войска гражданской обороны состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.

Центроспас . Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.

В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирование ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".

Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящихся в подчинении региональных центров министерства.

В силы и средства ликвидации чрезвычай­ных ситуаций входят также: Всероссийская служба медицины катастроф; ветеринарная служба и служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии; аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; аварийно-спасательная служба на воздушном транспорте; восстановительные и пожарные поезда МПС РФ; аварийно-спасательные службы морского и речного флотов и другие.

Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в постоянной готовности, позволяют своевременно провести необходимые мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС различного характера.

Поделиться: