К какой очереди относятся страховые взносы. Что значит очередность платежа в платежном поручении

Удовлетворение требований кредиторов при банкротстве предприятия осуществляется в соответствии с определенной очередностью выплат. Сначала гасятся требования внеочередных кредиторов по .

Очередность при банкротстве для внеочередников

Применяется следующий порядок (п. 1,2 ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ):

  • в первую очередь при банкротстве оплачиваются судебные расходы по делу о банкротстве, выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему и лицам, привлеченным для проведения процедуры банкротства, без чьих услуг процедура не могла быть проведена;
  • во вторую очередь - требования об оплате труда лиц, работавших в период, когда процедура банкротства в отношении работодателя-должника уже была запущена, а также требования о выплате выходных пособий;
  • в третью очередь - требования лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения функций, возложенных на него в рамках проводимой процедуры банкротства (кроме специалистов, чьи услуги были оплачены в первую очередь);
  • в четвертую очередь - эксплуатационные платежи (коммунальные, по договорам энергоснабжения и др.);
  • в пятую очередь - иные текущие платежи.

Порядок выплат при банкротстве внутри одной очереди - календарный. За соблюдением календарной очередности следит кредитная организация (банк), в которую поступают платежные распоряжения (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36).

После того, как требования внеочередников удовлетворены, гасятся требования .

Отступления от установленной очередности выплат при банкротстве

Как видно, список внеочередных требований к должнику, поименованных в Законе N 127-ФЗ, не является исчерпывающим. Кроме того, при наличии угрозы техногенной или экологической катастрофы, гибели людей из-за прекращения деятельности компании несмотря ни на какие очереди при банкротстве деньги, прежде всего, направляются на мероприятия по предотвращению таких чрезвычайных происшествий (п. 1 ст. 134 Закона от N 127-ФЗ).

Также, как разъяснял ВАС РФ, поскольку арбитражный управляющий должен действовать добросовестно и разумно, он может отступить от установленной очередности погашения долгов при банкротстве и суд признает его действия законными. Например, если это нужно исходя из целей проводимой процедуры банкротства для недопущения порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе (

Текущие платежи при банкротстве включают в себя:

  • денежные обязательства должника, возникшие из гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ);
  • требования о выплате выходных пособий и/или об оплате труда работников и бывших работников;
  • обязательные платежи, т. е. налоги, сборы, взносы и иные платежи, уплачиваемые в консолидированный бюджет РФ и внебюджетные фонды.

Но при условии, что такая задолженность возникла после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). В связи с этим требования контрагентов к должнику по оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, образовавшиеся после указанной даты, также будут относиться к текущим платежам, даже если сам договор между контрагентом и должником был заключен до начала производства по делу о банкротстве (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60).

Требования кредиторов по текущим платежам могут появиться в период проведения любой процедуры в деле о банкротстве, в том числе при процедуре наблюдения. Они не включаются в реестр требований кредиторов, а сами кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, в отличие от (п. 2 ст. 5 , п. 1 ст. 34 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Вместе с тем кредиторы по текущим платежам имеют право обратиться в суд и обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего, если он нарушает их права или законные интересы (п. 4 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Очередность погашения требований кредиторов по текущим платежам

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 127-ФЗ текущие платежи удовлетворяются в определенной последовательности. У кредиторов по текущим платежам есть преимущество перед кредиторами, которым компания-банкрот успела задолжать до того, как суд принял заявление о признании ее банкротом. Соответственно, требования по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы (п. 3 ст. 5 , п. 1 ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Но среди «текущих» кредиторов тоже есть своя очередность. В соответствии с ней сначала (в первую очередь) удовлетворяются требования, связанные с производством по делу о банкротстве: выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему, лицам, исполнявшим его обязанности, погашаются текущие платежи, связанные с судебными расходами, и т.д.

Ко второй очереди относятся требования об оплате труда и выходных пособий работников и бывших работников банкрота. К третьей очереди - требования об оплате лиц, привлеченных арбитражным управляющим в ходе процедуры банкротства (к примеру, оценщиков). В четвертую очередь гасятся долги по эксплуатационным платежам, проще говоря, по коммунальным услугам. А в пятую очередь попадают все остальные требования.

Внутри одной очереди требования исполняются в хронологическом порядке, то есть в порядке календарной очередности (

Т.А. Гусева,
профессор кафедры "Финансовое и предпринимательское право" Юридического института ОГТУ, д.ю.н.

В условиях экономического кризиса должники зачастую не в состоянии платить по счетам, поэтому рост числа дел о банкротстве неизбежен. Как отмечает Председатель Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) А.А. Иванов, это связано со значительным увеличением числа рассматриваемых арбитражными судами исков о неисполнении обязательств по договорам (по сравнению с 2007 годом их стало больше на 64%). Инициаторами подобных исков могут стать как сам должник или его кредиторы, так и налоговые органы. Поэтому не теряет актуальность вопрос о порядке и очередности уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Насколько изменила эту ситуацию новая редакция Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая, в частности, дала налоговым органам право бесспорного и внеочередного взыскания задолженности в конкурсном производстве? Рассмотрим новый порядок подробнее.

Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве

В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов (включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на бесспорное списание налогов).

Наибольшие количество споров относится к процедуре конкурсного производства. Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Поэтому создавалась ситуация, при которой НДС при реализации конкурсной массы возникал всегда, но в бюджет, как правило, не перечислялся, поскольку конкурсной массы бывало недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. При этом в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве содержалось положение, в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. В силу этой нормы налоговый орган не вправе был осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности*1. Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.
_____
*1 См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 N Ф08-6177/2008, где указано: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника".

Поскольку, как уже было отмечено, реализованного имущества, как правило, не хватает для удовлетворения всех предъявленных требований, до уплаты в бюджет НДС с реализованного имущества очередь обычно не доходила. НДС взыскивался в составе стоимости имущества, но в бюджет не перечислялся.

С такой позицией налоговые органы не могли мириться и производили принудительное (бесспорное) взыскание НДС. Суды вставали на сторону налогоплательщиков.

В новой редакции п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве (см. Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ, далее - Закон N 296-ФЗ) исключено положение о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника. Это дало основание ФНС России считать, что из Закона о банкротстве исключены положения, являвшиеся основанием для вынесения судебных решений о неправомерности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве.

Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 23.01.2009 N ММ-21-8/43@ и обоснована следующим. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 N 20-П выразил позицию, согласно которой налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Таким образом, организация, в отношении которой введена одна из процедур банкротства, является субъектом, обладающим всеми правами и обязанностями налогоплательщика, установленными Налоговым кодексом РФ. Отмена решением суда решений налогового органа о применении мер принудительного взыскания задолженности не отменяет обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, а также пени и штрафов в бюджет.

Данная позиция уточнена в письме Минфина России от 11.06.2009 N 03-07-11/155: органы и лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества по решению суда (в т.ч. конкурсные управляющие при проведении процедуры банкротства), вовсе не являются плательщиками НДС. Они просто выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму НДС.

А при реализации этого имущества они уже должны перечислять НДС в бюджет, как обязывает НК РФ. При этом никаких нарушений прав ни самих налогоплательщиков- должников, ни их кредиторов не возникает, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

В настоящее время по данному вопросу появились разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Так, в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дано следующее разъяснение по данному вопросу.

В новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.

В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании ст. 46 НК РФ направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве (п. 41 постановления).

Порядок уплаты обязательных платежей в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры*1.
_____
*1 С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово- хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога*1.
_____
*1 Предъявляя требование об уплате налога, налоговый орган часто указывает дату его уплаты, а не период, за который налог предъявлен. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2008 N Ф08- 6663/2008: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве".

Данная позиция нашла отражение в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, где отмечено следующее.

Законом N 296-ФЗ изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности - в общем порядке.

Порядок взыскания и уплаты

В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - постановление N 59) обращается внимание на то, что в случае возбуждения дела о банкротстве после введения наблюдения исполнительные документы о взыскании непосредственно в банк направляться не могут. Банк вправе принимать их для исполнения, только если есть данные, подтверждающие, что требование взыскателя относится к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Это касается как случаев обращения в банк взыскателя, так и требований, поступивших от судебных приставов. Указаны обстоятельства, при которых нет оснований для ответственности банка за неисполнение данных документов. Банк производит исполнение по "формальным признакам", т.е. не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания. Поэтому неверно указанные в документах сведения могут стать основанием для ответственности взыскателя, но не банка.

Обоснование этому дано следующее. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка. К указанным требованиям относятся и требования, подтвержденные исполнительными документами.

При применении абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве также следует иметь в виду, что кредиторы и уполномоченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установленном частью 1 ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника (п. 1 постановления N 59).

При рассмотрении споров о применении к банкам мер ответственности за ненадлежащее проведение операций по счету должника необходимо учитывать следующее. По смыслу ст. 8 Закона об исполнительном производстве и в силу абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 Гражданского кодекса РФ банк вправе принимать для исполнения исполнительные и иные документы о взыскании денежных средств со счетов должника в бесспорном порядке (в частности, инкассовые поручения о безакцептном списании задолженности) только при условии, что в этих документах либо в документах, прилагаемых к ним, содержатся данные, подтверждающие отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. В том же порядке рассматриваются требования о взыскании, поступившие от судебных приставов-исполнителей.

При этом банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в т.ч. основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения (п. 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 N 2-П).

Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании данных, имеющихся в направленном для исполнения исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств (либо в прилагаемом к нему документе). Если названные документы не содержат сведений, подтверждающих отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается, либо эти сведения являются противоречивыми (в частности, если судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, принят до возбуждения дела о банкротстве), банк не вправе исполнять направленный для исполнения исполнительный или иной документ - он подлежит возврату взыскателю с указанием причины этого. Основания для привлечения банка к предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение требования, содержащегося в исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств с должника, в данном случае отсутствуют.

При нарушении банком положений абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве должник в процедуре наблюдения или финансового оздоровления либо внешний или конкурсный управляющие в последующих процедурах могут потребовать от него возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием денежных средств со счета должника, и применения иных санкций в соответствии с законодательством. При разрешении таких споров судам необходимо иметь в виду: нарушение со стороны банка отсутствует, если он произвел списание денежных средств со счета должника на основании представленных взыскателем документов, в которых содержатся сведения, позволяющие отнести требования взыскателя к текущим платежам либо к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Таким образом, должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним со счета должника в порядке исполнения направленного взыскателем исполнительного или иного документа о взыскании денежных средств, в ситуации, когда взыскатель неверно указал соответствующие данные. В подобных случаях ответственность за списание денежных средств со счета должника с нарушением установленного законом порядка несет взыскатель.

Уплата НДФЛ, взносы на обязательное социальное страхование

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

НДФЛ

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Взносы на обязательное социальное страхование

Согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном ст. 855 ГК РФ порядке.

Следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст. 94 и 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется*1.
_____
*1 В некоторых судебных решениях задолженность по страховым взносам квалифицируется судом как текущий платеж, подлежащий взысканию вне рамок дела о банкротстве. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.10.2008 N Ф08-6379/2008, в котором суд указал: "Спорная задолженность по страховым взносам является текущим платежом и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве".

Уплата пеней, возврат налогов

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, т.е. не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, т.е. в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

При рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.

Положения ст. 78 и 79 НК РФ, допускающие возврат только сумм налогов, являющихся излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. Основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке*1.
_____
*1 В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2008 N Ф08-5925/2008 указано: "В соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 126, пп. 4 и 8 ст. 142) налоговая инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом)" (в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета).

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Вознаграждение арбитражного управляющего

Все чаще предметом спора является вопрос о выплате вознаграждения арбитражному управляющему (далее - АУ). Суть спора заключается в следующем: по мнению налогового органа, за счет бюджета расходы АУ возмещаются только при банкротстве отсутствующего должника. Об этом прямо сказано в постановлении Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников": обязанность уполномоченного органа по возмещению расходов на выплату вознаграждения арбитражного управляющего ограничивается лишь процедурой отсутствующего должника.

К тому же, по мнению налоговых органов, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что арбитражный управляющий несет риск неполучения (получения не в полном размере) причитающегося ему вознаграждения в случае, если имущества недостаточно.

Поскольку все чаще инициатором банкротства выступают налоговые органы, а у должника отсутствует конкурсная масса, споры о выплате вознаграждения арбитражному управляющему чаще становятся предметом судебного разбирательства.

Так, в постановлении седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 N 07АП-6132/08 судьи поддержали иск АУ о выплате вознаграждения за счет бюджета, поскольку инициаторами банкротства выступали налоговые органы, а в соответствии с п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве возмещение судебных расходов, в т.ч. на выплату вознаграждения АУ в деле о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения указанных расходов, возлагается на кредитора-заявителя. Аналогичная позиция выражена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N Ф08-8252/2008. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 N 1855/09 также подтверждает указанные выводы, где содержится позиция суда по сходным правоотношениям - о выплате в аналогичной ситуации вознаграждения ликвидатору.

Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения АУ по делу о банкротстве определен ст. 59 Закона о банкротстве. Из пунктов 1 и 3 ст. 59 Закона следует, что расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения этих расходов, заявитель по делу о банкротстве обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

К вышеназванным решениям следует добавить, что взыскать можно не только вознаграждение АУ, но и компенсацию его расходов, в частности расходы на уплату государственной пошлины; на опубликование сведений о банкротстве; на оплату услуг лиц, привлекаемых АУ для обеспечения своей деятельности. При этом Пленум ВАС РФ в постановлении от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснил: возмещению подлежат расходы, признанные судом обоснованными и необходимыми.

Начислять страховые взносы обязаны организации и ИП, которые привлекают работников на основании трудового договора или договора ГПХ . Предприниматели также платят взносы «за себя» по фиксированным ставкам. Правильно исчисленные и вовремя уплаченные страховые взносы защитят от претензий налоговой службы.

Зачем нужны страховые отчисления

Цель социального страхования — защита и содержание лиц, которые не принимают участия в общественном труде. Принцип работы механизма страхования прост: плательщики регулярно перечисляют взносы в соответствующие фонды, а когда происходит страховой случай, фонды выплачивают предусмотренные законом суммы. Так, ФСС оплачивает часть больничного, ПФР начисляет пенсионные выплаты и т.д.

Виды обязательных страховых платежей

Обязательные страховые взносы включают 4 вида платежей:

  • Пенсионные взносы (ОПС) - состоят из 2 частей: страховой и накопительной;
  • Медицинские взносы (ОМС);
  • Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) - идут на выплату пособий по болезни, уходу в декрет и т.п.;
  • Взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСиПЗ).

С 2017 года отчисления на ОПС, ОМС и ВНиМ контролируются налоговыми органами и регулируются гл. 34 НК РФ. Взносы от НСиПЗ утверждены в Федеральном законе от 24.07.98 № 125-ФЗ и Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ и перечисляются в ФСС.

Плательщики страховых отчислений

Согласно ст. 419 НК РФ, страховые взносы обязаны платить категории лиц, перечисленные ниже. Если человек соответствует сразу нескольким категориям, страховые взносы платятся по каждому основанию отдельно: ИП-работодатель перечисляет взносы отдельно за сотрудников и отдельно за себя.

  • Организации и ИП, которые платят вознаграждения физическим лицам по трудовому договору и ГПД;
  • ИП и иные лица, которые работают «на себя» (нотариусы, оценщики, адвокаты и т.п.);
  • Физические лица, не зарегистрированные как ИП, которые платят вознаграждения физическим лицам.

На какие суммы начисляются страховые взносы

Организации и ИП, которые имеют штат наемных работников, начисляют взносы на выплачиваемые по трудовым договорам суммы: зарплату, доплаты, надбавки, отпускные, премии по итогам работы и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Важно! Начислять взносы не нужно, если подрядчик — индивидуальный предприниматель и перечисляет взносы «за себя». Также взносы не платятся с выплат за купленное или арендованное имущество, за исключением прав на интеллектуальную деятельность (п.4 ст. 420 НК РФ).

На выплаты в пользу иностранцев взносы начисляются в зависимости от правового статуса и заключенного договора.

Отдельно выделяются высококвалифицированные специалисты-иностранцы. Если такому специалисту присвоен статус временно пребывающего, никакие взносы не начисляются, если временно или постоянно проживает в РФ, — взносы платятся на ОПС и ВНиМ.

На какие суммы взносы начислять не нужно

В ст. 422 НК РФ указан перечень сумм, не облагаемых взносами на ВНиМ, ОМС и ОПС: государственные пособия, все виды компенсаций, командировочные расходы в пределах установленных норм и т.д. Список выплат, освобожденных от обложения взносами от НСиПЗ, указан в Законе № 125-ФЗ.

Выплаты, которые не перечислены в упомянутых перечнях и не относятся к трудовым (премии к юбилею, санаторные путевки за счет работодателя и т.п.), служат причиной споров между страхователями и контролирующими органами. Работодатели считают, что на подобные суммы не нужно начислять взносы, но сотрудники налоговой службы и фондов придерживаются противоположной позиции. Свою правоту приходится отстаивать в суде, судебная практика по вопросу противоречива.

База для исчисления взносов

База, на которую начисляются страховые взносы, определяется нарастающим итогом в течение года и рассчитывается по окончании каждого месяца. Итоговая сумма взносов равна произведению облагаемой базы и соответствующего тарифа взносов.

Для начисления взносов на ВНиМ Правительством РФ установлена предельная величина, которая индексируется каждый год. В 2018 году ее размер 815 000 рублей, следовательно, взносы на ВНиМ начисляются, пока облагаемая база сотрудника не достигнет предельной величины.

Для взносов на ОПС лимит не установлен, но с выплат сверх предельной величины, которая в 2018 году составила 1 021 000 рублей, взносы платятся по пониженному тарифу.

По взносам на ОМС и от НСиПЗ предельная база не ограничена, пониженных тарифов не предусмотрено.

Тарифные ставки по взносам

До 2020 года плательщики, для которых ст. 427 НК РФ не устанавливает пониженные тарифы, начисляют взносы по указанным в ст. 426 НК РФ ставкам (см. таблицу).

Фиксированные ставки по взносам для ИП

Порядок уплаты взносов «за себя» отличается от правил для работодателей. Обязательные платежи ИП установлены в фиксированной сумме по взносам на ОПС и ОМС. Взносы от НСиПЗ начислять не нужно, а по ВНиМ — по желанию ИП. Если предприниматель решил перечислять взносы на ВНиМ, он регистрируется в ФСС и платит по фиксированной ставке: в 2018 году — 3 300 руб.

Сумма отчислений на ОПС различается в зависимости от дохода предпринимателя в 2018 году:

  • до 300 000 руб. - ставка 26 545 руб.;
  • больше 300 000 руб. - платеж рассчитывается как 26 545 + 1% × доход свыше 300 000 руб. и ограничен 212 360 руб.

На ОМС в 2018 году предприниматели заплатят 5 840 руб.

Если ИП отработал не полный календарный год, размер фиксированных платежей исчисляется по фактически отработанному времени.

Как посчитать сумму страховых взносов

Работодатели обязаны ежемесячно рассчитывать и платить страховые взносы, размер которых определяется по формуле:

Из суммы ежемесячного платежа по ВНиМ работодатель вычитает пособия, выплаченные в течение месяца, которые должны оплачиваться ФСС (три дня больничных и т.п.). Если размер пособия превышает взносы, образуется переплата, которую возвращается плательщику или зачитывается в счет будущих платежей.

Когда перечислять страховые платежи

Согласно п.3 ст. 431 НК РФ, работодатели платят взносы до 15 числа месяца, который идет за месяцем начисления платежа, включительно. Страховые взносы за март перечисляются до 15 апреля, за апрель — 15 мая и т.д. На каждый вид взносов формируется отдельная платежка с указанием КБК соответствующего платежа.

Индивидуальные предприниматели платят взносы на ОПС по фиксированной ставке до 31 декабря отчетного года. Платеж по 1%-м взносам перечисляется не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Взносы на ОМС предприниматели должны заплатить до 31 декабря отчетного года, такой же срок предусмотрен для взносов на ВНиМ.

В какой отчетности отражаются страховые платежи

Ежемесячно работодатели сдают в ПФР персонифицированный отчет формы СЗВ-М в срок до 15 числа следующего за отчетным месяца. Сведения до 25 человек разрешается подать на бумаге, от 25 и выше — в электронном виде по ТКС.

К ежеквартальной отчетности относятся форма 4-ФСС и Расчет по страховым взносам. Расчет по страховым взносам подается в налоговую службу до 30 числа месяца, который следует за I-м кв-м, полугодием, 9-ю месяцами, годом. Он отражает сведения по взносам на ВНиМ, ОМС и ОПС. Работодатели, среднесписочная численность персонала которых более 25 человек, сдают отчет в электронной форме по ТКС, менее 25 — на бумаге.

Отчет по взносам от НСиПЗ по форме 4-ФСС подается в ФСС до 20 числа месяца, который следует за I-м кв-м, полугодием, 9-ю месяцами и годом на бумажном носителе. Если отчет отправляется по ТКС, срок сдачи переносится на 5 дней, т.е. до 25 числа.

Годовая отчетность по взносам состоит из формы СЗВ-СТАЖ, которая сдается до 1 марта следующего за отчетным года и реестра застрахованных лиц, если за них платились дополнительные взносы.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия для малого бизнеса автоматически рассчитает взносы и сформирует платежные поручения, а еще напомнит об уплате заранее. В сервисе вы можете легко вести учет, начислять зарплату, отправлять отчеты через интернет и пользоваться другими возможностями. Протестируйте сервис в течение 14 дней бесплатно.

К текущим платежам при банкротстве относят выплаты по денежному обязательству, которое возникло после начала процедуры банкротства. Какова специфика таких выплат и как взыскать задолженность по ним.

Читайте в нашей статье:

Текущие платежи при банкротстве: как их отличить от реестровых

Текущие платежи при банкротстве - это обязательные выплаты, которые необходимо делать после того, как суд получил от должника получил заявление о финансовой несостоятельности (ст. 5 ). Несмотря на введение процедуры банкротства, компании-должнику необходимо продолжать работать, поэтому при банкротстве закон предусматривает расчеты по текущим платежам. Это необходимо, чтобы поддержать жизнеспособность компании-должника (ст. ст. 5, 20.7, 134 закона № 127-ФЗ). Например, это оплата коммунальных услуг, комиссионные юристам и другим специалистам и т. п.

Если становится понятно, что должник не сможет восстановить платежеспособность, объем таких платежей минимизируют. Приоритетным является формирование конкурсной массы, которая необходима для погашения требований реестровых кредиторов. Если у должника есть шанс поправить финансовое положение, текущие платежи проводят в необходимом объеме. Например, должнику требуется оплатить сырье для продукции, которую он сможет продать и получить средства для погашения долгов. В таком случае закупка сырья будет оправданной.

Что такое текущие платежи:

это выплаты, необходимость в которых при банкротстве возникла после начала процедуры.

Текущие платежи при банкротстве - это платежи, которые не вносят в реестр требований

К реестровым требованиям относятся те, которые появились до открытия банкротных процедур в отношении должника. Если требование возникло после начала процедуры, оно относится к текущим платежам при банкротстве, реестр требований кредиторов его содержать не будет. В отличие от реестровых кредиторов, кредиторы по текущим платежам в деле о банкротстве не участвуют (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 35 закона № 127-ФЗ). Такие кредиторы не могут влиять на саму процедуру банкротства. Однако они:

  • вправе обжаловать действия арбитражного управляющего (ст. 60 закона № 127-ФЗ);
  • обладают приоритетом при погашении требований перед реестровыми кредиторами.

При банкротстве очередность погашения текущих платежей имеет перед реестровой более высокий приоритет

При банкротстве должника погашение текущих платежей происходит перед тем, как начнут погашать требования реестровых кредиторов. Такую очередность установили в законе (п. 1, п. 2 ст. 134 закона № 127-ФЗ). Также есть внеочередные текущие требования, которые необходимо погасить вне установленной очередности. Например, сюда отнесут расходы на ликвидацию последствий воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Текущие выплаты вне очереди могут понадобиться, чтобы предотвратить порчу имущества компании-должника или увольнение персонала. Кроме того, задаток участнику торгов по реализации имущества компании должника тоже возвращают вне очереди (п. 15 ст. 110 закона № 127-ФЗ).

Очередность оплаты текущих платежей при банкротстве устнанавливают в зависимости от их назанчения

При банкротстве порядок удовлетворения текущих платежей предусматривает пять очередей. Очередность связана с назначением этих платежей. Внутри каждой очереди долги компании-банкрота погашают в календарном порядке по дате возникновения:

  1. К первой очереди относятся судебные расходы по делу о банкротстве, выплаты управляющему и иным специалистам, которых он обязан был привлечь (оценщикам, реестродержателю и т. п.). Сюда же входят оплаты в пользу банка, который ведет операции по счету должника (п. 40.1 ).
  2. Во вторую очередь погашают требования о выплате зарплат, выходных пособий и сопутствующие. Это правило распространяется на требования бывших работников, если они выполняли трудовые обязанности после объявления банкротства. Также в эту очередь осуществляют удержания из зарплаты работника по исполнительному документу, НДФЛ, взносы в профсоюз (п. 40.1, 41.1 постановления № 60). «Золотые парашюты» топ-менеджменту в эту очередь не входят и относятся к реестровым требованиям (п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 закона № 127-ФЗ).
  3. Третья очередь включает в себя оплату расходов на услуги тех, кого арбитражный управляющий привлек, хотя не был обязан.
  4. Четвертая очередь удовлетворения текущих платежей при банкротстве существует для погашения задолженности за коммунальные и другие услуги (уборка помещений и т. п.).
  5. К пятой очереди относятся иные текущие платежи (налоги, выплаты по договорным обязательствам, неосновательное обогащение, деликтные обязательства и т. п.), а также страховые взносы в ПФР и другие внебюджетные фонды, которые при банкротстве необходимо продолжать отчислять (абз. 3 п. 41.1 постановления № 60).

Жалоба на управляющего поможет взысканию платежей

Не всегда удается своевременно получить оплату по текущей задолженности. Арбитражный управляющий может допустить злоупотребление или иным образом нарушить права кредитора. Очередь могут определить неправильно, или ее определение будет спорным (например, по арендным выплатам). Тогда возникает вопрос, как кредитору при банкротстве должника взыскать текущие платежи.

Если внутри одной очереди управляющий проигнорировал задолженность перед одним кредитором, но удовлетворил более поздние требования, его действия можно оспорить в суде. Укажите на нарушение очередности погашения. Перед тем, как обратиться в суд, направьте требование непосредственно управляющему процедурой. Содержание ответа управляющего или отсутствие такого ответа покажут, как строить стратегию дела. Если иск примут, кредитор становится участником дела о банкротстве. Это позволит получать информацию о ходе процедуры в целом (п. 3 ст. 35 закона № 127-ФЗ).

Вместо иска можно подать жалобу на действия управляющего. Такую жалобу подают в суд, который занимается делом о банкротстве (п. 4 ст. 5 закона № 127- ФЗ, ст. 60 закона № 127-ФЗ, п. 3 постановления № 60). Управляющий может не известить добровольно о том, какие требования планирует удовлетворить. В таком случае подача жалобы поможет узнать это, и также получить сведения о движении средств компании-банкрота. Если очередность действительно нарушили, кредитор получит подтверждение. Эти данные он сможет использовать при подаче иска о взыскании текущих платежей в рамках общего процесса банкротства должника. Кроме того, рассмотрение жалобы повлияет на возможность возместить убытки, которые управляющий причинил кредитору и факт которых подтвердил суд (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

Когда кредитор получит на руки решение суда, нужно обратиться непосредственно в банк компании-должника. Банк обязан выплатить указанную сумму, если требование входит в текущие (п. 1 ).

Понятие и признаки банкротства. Рассказывает Андрей Набережный, старший менеджер управления по экспертному сопровождению процедур банкротства ГК «Внешэкономбанк».

Поделиться: