213 11 фз о банкротстве. Разъяснения верховного суда фз о банкротстве физических лиц

Комментарий к статье 213.11

1. Реструктуризация долгов гражданина - это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Процедура реструктуризации долгов гражданина осуществляется в обязательном порядке в случае признания арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом обоснованным.

С даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина вводится мораторий на удовлетворение денежных требований кредиторов.

Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов.

К исключениям, предусмотренным положениями комментируемой статьи, относятся требования об уплате текущих платежей, о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о признании сделок недействительными.

2. Введение реструктуризации долгов гражданина влечет наступление срока исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей гражданина для целей участия в деле о банкротстве. То есть в случае, если правоотношение возникло до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом, но обязанность исполнить денежное обязательство по нему не наступила (например, в случае отсрочки уплаты налога), момент введения реструктуризации долга гражданина является автоматически датой наступления срока платежа.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов все имущественные требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены в рамках процедуры банкротства гражданина. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения. Исключение составляют требования текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, а также требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, о взыскании алиментов.

При этом указанные требования кредиторов, непосредственно связанные с личностью кредитора и не погашенные в порядке исполнения решения суда о признании гражданина банкротом, погашенные частично, не заявленные в ходе судебной процедуры, сохраняют силу и могут предъявляться после окончания производства о банкротстве гражданина в непогашенной части или в полном объеме.

С даты введения реструктуризации задолженность гражданина перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью. При этом указанная процедура реструктуризации долга влечет также прекращение начисления неустоек (штрафов, пени), иных санкций, а также процентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по тем требованиям, которые включены в план реструктуризации, за исключением текущих платежей.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, т.е. даты вынесения определения об этом.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" уточняется, что в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга, в частности любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Определение суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долга влечет приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства.

Для кредитных организаций вышеуказанное положение по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение влечет соответствующие правовые последствия, предусмотренные Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным 26 марта 2004 г. N 254-П, а также ст. 292 НК РФ.

Следует отметить, что обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается с даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и до даты утверждения плана реструктуризации его долгов или даты принятия судом решения о признании гражданина банкротом.

Вместе с тем как кредитор кредитная организация также вправе предложить проект плана реструктуризации долгов гражданина, требования к которому установлены, а также залоговый кредитор имеет право голоса на собрании кредиторов в ходе всех процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.

Приостановление исполнительного производства имеет практическое значение - производится снятие арестов с имущества должника-гражданина, а также иных ограничений распоряжения этим имуществом. Судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест лишь с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается (ст. 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). При этом по неприостановленным исполнительным производствам наряду с совершением исполнительных действий допускается применение судебным приставом-исполнителем и мер принудительного исполнения. Однако с даты утверждения плана реструктуризации долгов гражданина новые аресты на имущество и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов гражданин обязан подготовить и представить план реструктуризации его долгов.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

План реструктуризации долгов гражданина содержит сведения о порядке и сроках погашения долгов и процентов на сумму требований всех кредиторов. При этом срок реструктуризации не может превышать трех лет (п.

2 ст. 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. План реструктуризации долгов может предложить сам гражданин, кредитор или уполномоченный орган. При наличии нескольких планов финансовый управляющий выносит их на обсуждение собрания кредиторов. При отсутствии хотя бы одного плана финансовый управляющий обязан предложить свой.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи по ходатайству кредитора или финансового управляющего суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

Безусловно, указанное требование служит цели обеспечения сохранности имущества должника для дальнейшего погашения требований кредиторов.

Как правило, указанные ограничения могут быть наложены арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве в рамках дела о банкротстве, в двух случаях: как мера по обеспечению исполнения судебных актов, вынесенных в рамках дела о банкротстве, и в целях обеспечения исполнения исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостановлено.

4. В силу п. 4 анализируемой статьи введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме (ст. 310 ГК РФ). Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

Положениями комментируемого пункта устанавливается основание, а именно реструктуризация долгов гражданина, обусловливающее отказ кредитора от исполнения должником договора, предусматривающего выполнение требований в неденежной форме. В указанном случае не вполне ясен механизм защиты прав кредиторов по неисполненным неденежным требованиям к гражданину, предусмотренный законодателем, а также действия финансового управляющего в случае неполучения отказа со стороны кредитора по указанным требованиям.

С учетом положений п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ можно предположить, что такие неденежные требования, как требование об исполнении обязательства в натуре, истребование вещи из чужого незаконного владения, требование о возврате вещи в порядке реституции и проч., подлежат судебной защите в исковом порядке по общим правилам арбитражного процесса вне рамок дела о банкротстве.

5. С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Следует отметить, что в п. 5 комментируемой статьи не вполне четко определена возможность участия гражданина в приобретении доли (акции, пая) в уставных (складочных) капиталах юридических лиц. В связи с этим возникает вопрос о возможности совершения указанных сделок с письменного согласия финансового управляющего.

В соответствии с абз. 1 этого же пункта анализируемой статьи в процессе реструктуризации долгов гражданин может совершать сделки только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего, который выступает лицом уполномоченного представителя физического лица и лицом для расчета с кредиторами.

К указанным сделкам относятся сделки на сумму не более 50 тыс. руб., сделки в отношении недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств, договоров займа, поручительства и т.д.

В случае наличия разногласий по поводу совершения названных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в суд.

Если гражданин все же совершает крупную покупку или продает часть своего имущества без согласования с управляющим, то ему грозит штраф от 4 до 5 тыс. руб. (ст. 14.13 КоАП РФ).

Кроме этого, в п. 5 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрена ответственность кредитных организаций в случае совершения ими операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан, включая счета по банковским картам, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина, в частности на основании публикации сведений о введении процедуры реструктуризации в электронном Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (п. 3 ст. 213.7 названного Закона) и если ранее было получено уведомление финансового управляющего о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (п. 8 ст. 213.9 указанного Закона).

Вместе с тем следует заметить, что после признания гражданина банкротом все сделки, заключаемые им без участия финансового управляющего, могут быть признаны недействительными (п. 2 ст. 168 ГК РФ) и не будут подлежать удовлетворению за счет конкурсной массы.

6. С даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.

После публикации сведений о введении процедуры реструктуризации в электронном Едином федеральном реестре сведений о банкротстве начинает течь двухмесячный срок, в течение которого любой кредитор, в том числе залоговый, вправе заявить о своих требованиях к гражданину.

Исходя из вышеизложенного, конкурсный кредитор, чьи права требования по кредиту, подлежащему погашению периодическими платежами, обеспечены залогом имущества должника, для участия к процедуре реструктуризации долгов вправе предъявить требование в размере основного долга и начисленных, но невыплаченных процентов, штрафов и пеней по кредиту. Дальнейшее начисление процентов по ставке, указанной в кредитном договоре, не осуществляется.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения денежных обязательств, обязательств об уплате обязательных платежей по требованиям кредиторов, в том числе требованиям кредиторов - кредитных организаций, не заявленных при введении реструктуризации долгов.

Вместе с тем правило о признании задолженности гражданина безнадежной и освобождение от ее исполнения согласно п. п. 4 и 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не распространяется на следующие случаи:

Неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство в рамках дела, если данное обстоятельство установлено судебным актом (ст. ст. 195 - 197 УК РФ, ч. ч. 1, 2 ст. 14.13 КоАП РФ);

Непредставление либо представление недостоверных сведений финансовому управляющему или арбитражному суду, если это подтверждено судебным актом;

Если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства гражданин действовал незаконно (случаи, предусмотренные ст. ст. 159, 159.1, 177, 198 УК РФ), а также если гражданин скрыл или умышленно уничтожил имущество (ст. ст. 195 УК РФ, ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ).

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:

срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;

требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

3. По ходатайству кредитора или финансового управляющего арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

4. Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

5. В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;

по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;

по передаче имущества гражданина в залог.

В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина.

С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.

5.1. Гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

В случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам гражданина, включая счета по банковским картам, с нарушением правил, установленных настоящим пунктом, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учетом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

п. 37 Пленума № 45: "Согласно пункту 5 статьи 213.11 Закона о банкротстве определенные сделки в ходе процедуры реструктуризации долгов должник вправе совершать только с предварительного согласия финансового управляющего". В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок: по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей.
Должник с расчетного счета оплачивает свои текущие платежи, которые обязан оплачивать. Требуется ли согласие финансового управляющего банку на проведение таких платежей?
Банк для себя установил лимит 50 тыс. руб. по контрагенту, в том числе накопительный, при превышении накопительного лимита, а также на платежи свыше 50 тыс. требует согласования с ФУ. Прав ли в таком случае банк?

29 Фев 2016

В моем случае произошло так: все банки (Сбер, промсвязьбанк) заблокировали расчетные счета должника на основании Определения суда о реструктуризации. Некоторые счета мы потом закрыли - я совместно с должником явились в банк и в моем личном присутствии банк принял заявление на закрытие счетов.
Счет на который перечисляется зарплата должника заблокирован в части невозможности проведения операций через интернет-банкинг и банкоматы/терминалы, снятие наличных возможно только при личном обращении должника в банк. Сумма обналичивания контролируется мной путем получения выписок по счету. У меня должник контактный, и при необходимости обналичить средства сначала звонит мне для согласования.
В банке пояснили, что блокировка банковских операций по счету делается для того, чтобы должник вез ведома ФУ не вывел со счета суммы превышающие 50 тыс. Т.к. в данном случае будет виноват и банк в том числе и рискует тем, что ФУ предъявит к банку убытки.

29 Фев 2016

В банке пояснили, что блокировка банковских операций по счету делается для того, чтобы должник вез ведома ФУ не вывел со счета суммы превышающие 50 тыс. Т.к. в данном случае будет виноват и банк в том числе и рискует тем, что ФУ предъявит к банку убытки.

Вот бы они ещё боялись когда задатки со счета списывают без ведома управляющего)

25 Апр 2016

та же ситуация,
нашел разъяснения ЦБ, которое не сильно проливает свет на заданный вопрос...

да. с письменного согласия.
но. обязан ли контролировать банк?

Спойлер: ЦБ РФ Письмо, от 11.03.16

Вопрос: У банков - членов АРБ возникают вопросы при применении ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Пунктом 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве предусмотрено, что в ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в том числе по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего.
Абзацем 7 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан, включая счета по банковским картам, с нарушением правил, установленных п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности. Ответственность применяется только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учетом п. 3 ст. 213.7 и абз. 8 п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве.
Банк обязан контролировать наличие согласия финансового управляющего на проведение любых операций клиентом по счетам и вкладам свыше пятидесяти тысяч рублей, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов.
Таким образом, Закон о банкротстве содержит норму об ответственности банков за невыполнение требований, предусмотренных ст. 213.11 Закона о банкротстве, но не содержит нормы об обязанности банка:
а) контролировать наличие согласия финансового управляющего на проведение клиентом, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов, операций по счетам и вкладам, превышающим пятьдесят тысяч рублей;
б) вводить какие-либо ограничения при осуществлении клиентами, в отношении которых введена процедура реструктуризации долгов, операций по банковским счетам и банковским вкладам, включая счета по банковским картам.
Относится ли ограничение, установленное абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, к операциям по счетам и вкладам гражданина, а также к операциям по переводу денежных средств без открытия счета? Включены ли в перечень контролируемых операции по переводу с текущего счета на банковскую карту, по снятию денежных средств с банковской карты, по снятию денежных средств с вклада и др.?
Если ограничение, установленное абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, относится к операциям по счетам и вкладам гражданина, какие расходные операции по счетам и вкладам следует считать взаимосвязанными для целей применения абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве:
- любые расходные операции по всем счетам и вкладам гражданина, открытым в одной кредитной организации, вне зависимости от личности получателя и назначения платежа (то есть после введения процедуры реструктуризации долгов кредитная организация отслеживает общий лимит операций по всем счетам и вкладам гражданина);
- любые расходные операции в рамках одного счета либо вклада вне зависимости от личности получателя и назначения платежа? Иными словами, после введения процедуры реструктуризации долгов кредитная организация должна отслеживать общий лимит операций в рамках каждого конкретного счета и вклада клиента;
- только операции, совершаемые в пользу одного и того же получателя и имеющие одно и то же назначение платежа?
В случае когда ограничение, установленное абз. 2 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве, относится к операциям по переводу денежных средств без открытия банковского счета, каким образом банку контролировать общий лимит таких операций?
Сложность выполнения требований ст. 213.11 Закона о банкротстве заключается прежде всего в том, что в законодательстве и на практике отсутствует механизм контроля за осуществлением расходных операций гражданина, особенно когда речь идет о расходных операциях, совершаемых с использованием платежной банковской карты.
Следует принять во внимание, что у банка отсутствует право расторгнуть договор о выдаче и использовании банковской карты с гражданином, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов, либо без его согласия установить какой-либо дополнительный лимит.
Ассоциация российских банков

Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банк России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков по вопросу применения положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о несостоятельности) в части банкротства гражданина и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, является Минэкономразвития России.
Разъяснение положений Федерального закона о несостоятельности не относится к компетенции Банка России, определенной Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
Согласно абзацу 7 пункта 5 статьи 213.11 Федерального закона о несостоятельности привлечение кредитной организации к ответственности предусмотрено только при совершении операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан и только если кредитная организация знала или должна была знать о введении процедуры реструктуризации долгов в отношении гражданина. Указанной статьей Федерального закона о несостоятельности на кредитную организацию не возложена обязанность по контролю совершения гражданином операций без открытия банковского счета.
По нашему мнению, перевод денежных средств с текущего счета на банковский счет, операции по которому совершаются с использованием банковской карты, снятие денежных средств с такого счета либо вклада при наличии признаков, указанных в пункте 5 статьи 213.11 Федерального закона о несостоятельности, может совершаться только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего.
Исходя из положений абзаца первого пункта 5 статьи 213.11 Федерального закона о несостоятельности ограничение в размере 50 000 рублей относится к совершению операций по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества как по одной сделке, так и по нескольким взаимосвязанным сделкам.
Федеральным законом о несостоятельности не установлены критерии взаимосвязанности сделок. Вместе с тем с учетом доступной судебной практики совокупность таких признаков, как преследование единой цели при заключении сделок, консолидация всего отчужденного по сделкам имущества в собственности одного лица, непродолжительный период времени между совершением сделок, может служить основанием для квалификации сделок как взаимосвязанных.

Г.И.ЛУНТОВСКИЙ
11.03.2016

может кто разруливал спорную ситуацию? понятно - проще прогнуться и прислать согласие в банк на все операции по данной банковской карте (банковскому счету), в надежде, что должник не будет "баловаться...", а с должника просить предоставлять ежемесячно выписки с данного банковского счета.

ЗЫ, а в согласии отметить - ежемесячное снятие не более "30 000 р." и пусть банк дальше контролирует.

25 Апр 2016

В принципе ни один институт в стране не может быть лучше людей, ее населяющих, даже арбитражные управляющие.

26 Апр 2016

Кому конкурсный управляющий предприятия должен выдать бюллетень - ФУ или гражданину?? А если будут драться за него??? Если первым до бланка бюллетеня (бюллетня) добрался гражданин, то подлежат ли результаты собрания обжалованию финансовым управляющим??



Это подтверждается пунктом 5 статьи 213.25 ФЗоБ : "".

Пункт 6 статьи 213.25 ФЗоБ : "

пункте 38 ППВАС № 45 : "".


26 Апр 2016

Зависит от того, в какой процедуре находится гражданин.
Если реализация, то по логике закона осуществлять права кредитора должен ФУ от имени гражданина (дебиторка же в конкурсной массе?).
Это подтверждается пунктом 5 статьи 213.25 ФЗоБ : "С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны ".

Пункт 6 статьи 213.25 ФЗоБ : "Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников; ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Гражданин также вправе лично участвовать в таких делах".

Толкование этих норм закона дано в пункте 38 ППВАС № 45 : "Финансовый управляющий в ходе процедуры реализации имущества должника от имени должника ведет в судах дела, касающиеся его имущественных прав (абзац пятый пункта 6 статьи 21325 Закона о банкротстве). Должник как лицо, участвующее в деле о банкротстве, вправе обжаловать действия финансового управляющего (пункт 1 статьи 34, статья 60 Закона о банкротстве). Должник также вправе лично участвовать в иных делах, по которым финансовый управляющий выступает от его имени, в том числе обжаловать соответствующие судебные акты (абзац пятый пункта 6 статьи 21325 Закона о банкротстве) ".

Таким образом, в деле о банкротстве дебитора от имени должника-гражданина участвует ФУ, осуществляет права конкурсного кредитора от имени гражданина ФУ. Следовательно, на собраниях кредиторов от имени гражданина голосует ФУ.

Это в теории. А уж как поведет себя ФУ - ему решать. Если сам гражданин ничего криминального не натворил на собрании кредиторов, то зачем ФУ обжаловать его действия? Из принципа?))

По Вашей логике: если реструктуризация, то ФУ просто наблюдает со стороны? извещается, присутствует, но не голосует? Есть ощущение, что голосование по вопросу реализации имущества (что является для гражданина реализацией дебиторской задолженности) это все-таки распоряжение имуществом. Голосуя гражданин может решить продавать в течении 5 лет, по завышенной(заниженной) цене,ну и так далее, все, что называются опасения его (гражданина) кредиторов. Априори реструктуризация окончится реализацией имущества, поскольку в нынешней практике является лишь способом "оттягивания неминуемой гибели". При таких обстоятельствах, сугубо мое личное мнение, нужно дать голосовать ФУ во всех процедурах. По крайней мере относительно Вашей позиции о голосе ФУ в процедуре реализации имущества я согласен на 1000%.

26 Апр 2016

Скажите пожалуйста, если я назначен финансовым управляющим, а гражданин как кредитор участвует с собрании кредиторов предприятия и голосует по порядку продажи имущества предприятия (устанавливается начальная цена, шаг, задатки, публичка и пр.), должен ли он согласовывать со мной свою позицию. Или наоборот я должен голосовать вместо него на собрании кредиторов?
Кому конкурсный управляющий предприятия должен выдать бюллетень - ФУ или гражданину?? А если будут драться за него??? Если первым до бланка бюллетеня (бюллетня) добрался гражданин, то подлежат ли результаты собрания обжалованию финансовым управляющим??

Поговорите с КУ Должника (юрлица): я бы остановился на вопросе голосования ФУ. Что бы не сделал КУ на собрании кредиторов - будут претензии. Даст голосовать гражданину - будет против ФУ и наоборот. В таких случаях предлагаю руководствоваться принципом, что называется, "малой крови": Меньший риск - не ругаться с ФУ или ФРС, чем с физлицом, который к тому находится под риском признания банкротом. Причина почему голосовать должен ФУ одна, но очень весомая: ФУ - априори профессионал и разбирается в вопросах банкротства, следовательно, можно будет объяснять, что он будет принимать решение в интересах и кредитора должника-гражданина. Более того, гражданину будет очень сложно "маневрировать" и обжаловать действия ФУ, ибо он (ФУ) - лицо, с которым должны быть согласованы действия гражданина, он назначен судом, и сомнений в его беспристрастности - ноль. Ссылка на пресловутую ст. 20.3 ЗоБа тут как никогда в тему. А еще, как практически в каждом судебном акте любят писать судьи любого банкротного состава: "...действуя разумно и добросовестно..."


Пункт 38 ППВАС № 45:


".

Выводы делайте сами))

___________________________________________________
Или не берись, или доводи до конца. Овидий, Наука любви.


Пункт 38 ППВАС № 45:
"Финансовый управляющий в ходе процедуры реализации имущества
должника от имени должника ведет в судах дела, касающиеся его
имущественных прав (абзац пятый пункта 6 статьи 21325 Закона о банкротстве).
В процедуре реструктуризации долгов финансовый управляющий участвует в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (абзац четвертый пункта 7 статьи 2139 Закона о банкротстве)
".

Выводы делайте сами))

Я с Вами не спорю. Вывод один: есть сухой закон, есть его толкование. С учетом "усложнения жизни АУ" новыми законами и поправками к оным, приходится думать несколько "ширше" или "ширее". Я лишь говорю о меньшем зле - рисках, потому и предлагаю свои суждения на всеобщий форум. Могут быть несогласные, безусловно, но мое мнение такое

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина

  • проверено сегодня
  • закон от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.10.2015

Ст. 213.11 Закон о банкротстве в последней действующей редакции от 21 декабря 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.10.2015

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:

  • срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

По ходатайству кредитора или финансового управляющего арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

  • по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
  • по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
  • по передаче имущества гражданина в залог.

В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина.

С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.

Гражданин вправе открыть специальный банковский счёт и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счёте, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счёте должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

В случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам гражданина, включая счёта по банковским картам, с нарушением правил, установленных настоящим пунктом, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учётом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

Утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.


Здравствуйте! В статье 213.11 Закона о банкротстве есть пункт "Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными." Что это означает?

Это означает, что при наличии признаков соответствия статье 213.13. Требования к гражданину, в отношении задолженности, которого может быть представлен план реструктуризации его долгов , гражданин не может сразу перейти в процедуру банкротства - реализация имущества должника. Если гражданин соответствуе признакам перечсленным ниже, отказ от процедуры реструктуризации невозможен. Не путайте план реструктуризации и процедуру реструктуризации.

1. План реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

Гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

Гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

Гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Полезно1 Если вы считаете этот вопрос-ответ полезным, то отметьте его.

Информация по теме

план реструктуризации долгов в банкротстве физического лица

Вопрос
22-03-2019
Здравствуйте! Я ИП. Арбитражным судом утверждён план реструктуризации долга сроком на 24 месяца. Мой расчётный счёт открыт в Сбербанке. Банкк в проведении платежей отказывает и просит разрешение ФУ. ФУ говорит,что план утверждён и его согласия не требуется. Могу ли я распоряжаться деньгами на Р/с без согласия финансового управляющего? Все перечисления идут согласно утверждённого плана. Спасибо
Вопрос
12-02-2019
Добрый день. В отношении меня введена процедура реструктуризации и я уже исполняю план. Финансовый управляющий отказывается от дальнейшего сотрудничества. Кто назначает нового ФУ?
Вопрос
20-04-2018
Прошу разъяснить, если план реструктуризации утвержден судом в соответствии с частью 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве при условии погашения 60 процентов задолженности реестровых кредиторов, то по завершении реализации плана реструктуризации будут ли считаться погашенными все 100 процентов задолженности реестровых кредиторов, несмотря на их погашение только в размере 60 процентов. Или план реструктуризации существует исключительно для восстановления платежеспособности должника в части вхождения в график платежей по кредитам после окончания реализации плана реструктуризации. То есть, по сути, такой план - это всего лишь отсрочка платежей, но не списание реестровой задолженности по банкротству.
Вопрос
02-04-2018
Можно ли представить на собрание кредиторов измененный план реструктуризации долгов должника в связи с улучшением финансового положения должника. Ранее представленный план реструктуризации на собрании кредиторов не рассматривался по причине признания собраний кредиторов несостоявшимися.
Вопрос
21-03-2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, начало стадии реструктуризации долгов. На пенсии, работаю, совокупный доход 40тыс, долг 3 млн. ФУ говорит теперь, что в моем случае будет принят план реструктуризации и я буду платить кредиторам за вычетом прожиточного минимума в течении 2-3 лет. Я считаю, что это невыполнимый для меня вариант, так как в связи с присвоением супруге инвалидности буду увольняться. ФУ говорит, что все равно ничего нельзя сделать, так как сведения по зарплате уже были переданы суду. Можно ли что-то сделать в этом случае или без вариантов как говорит ФУ?
Вопрос
28-02-2018
В Законе о банкротстве написано, что план реструктуризации предполагает погашение долга должником в денежной форме (пункт 1 статьи 213.14), в абзаце втором пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 есть ссылка на то, что по плану реструктуризации можно передавать кредиторам в счет долга и имущество, то есть права требования, недвижимость. Причем в данном пункте 34 Верховный суд РФ разъясняет, что данные положения о передаче имущества по плану реструктуризации должны применяться к случаям утверждения судом плана реструктуризации, не одобренного собранием кредиторов. Прошу разъяснить, значит можно передавать имущество (права требования, акции, гаражи, земельные участки и т.д.) кредиторам по плану реструктуризации, в случае неодобрения такого плана собранием кредиторов.
Вопрос
17-01-2018
Здравствуйте. В отношении меня введена процедура реструктуризации, план реструктуризации утвержден. Мой кредит обеспечен залогом(дом), который предоставила моя мама. Банк в реестр заявил тебования без статуса залогового кредитора. Сейчас через СОЮ банк пытается обратить взыскание и реализовать залоговый дом. Насколько это правомерно, если на основании п.1 ст. 213.19 ФЗ О Банкротстве с даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина наступают следующие последствия: требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным планом.
Вопрос
25-12-2017
Из статьи 213.19 Закона о банкротстве исключены следующие положения, касающиеся последствий утверждения плана реструктуризации: «ранее принятые судом, арбитражным судом меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина отменяются; аресты на имущество гражданина и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим гражданину имуществом могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;». Можете пояснить, после утверждения судом плана реструктуризации, остануться ли у должника ограничения на распоряжение денежными средствами и иным имуществом только с письменного предварительного согласия финансового управляющего?
Вопрос
29-11-2017
по вопросу что я не могу платить по реструктуризации Вы написали чтобы ФУ уведомил суд но он не хочет со мной разговаривать и сказал чтоб я платила И за возобновление процедуры что она переходит в реализацию имущества нужно платить 25 000 руб и как мне быть? самой к судье обратиться с этим вопросом? и без ФУ я могу обанкротиться по новому закону? Или отказаться от ФУ и найти нового ФУ?
Вопрос
28-11-2017
я плачу по реструктуризации и у меня умерла сестра пенсию мне ее не дали я потратила свою и еще должна осталась за похороны и как мне правильно написать в суд что я не смогу платить два месяца по реструктуризации
Поделиться: