Время проведения публичных слушаний. Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты

Москва - как много в этом звуке...
Москва, последние пару лет - это город градостроительных потрясений. Москву расширяют вширь, ввысь, вглубь...
Но, пока еще у нас в стране существуют остатки демократии, власти всё-таки позволяют гражданам немного участвовать в принятии решений, касающихся градостроения. Я имею ввиду Публичные слушания .
К сожалению, многие не знают процедуру проведения Публичных слушаний, и власти умело используют это в свою пользу.

А это знание действительно актуально, так как сейчас на повестке дня в нашем городе много проектов проходят Публичные слушания, это и расширение магистралей, точечные застройки, а также межевание кварталов, которое проходит по всей Москве, в связи с предстоящим введением нового налога. Некоторые Публичные слушания проходят со скандалами и вызывают общественный резонанс, так как имеют место фальсификации, использование административного ресурса и т.д .

Постараюсь вам рассказать, как правильно принять участие в Публичных слушаниях и прокомментирую основные положения законов и постановлений.

Итак, главными регламентирующими процедуру Публичных слушания документами являются:
1. Закон города Москвы от 25.06.2008 года № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (последние изменения от 3.04.2013 г.);
2. Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 года № 1258-ПП (О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" (последние изменения от 20.08.2013 г.).
Обращу ВНИМАНИЕ на то, что эти два документа в 2013 году претерпели существенные изменения, поэтому рекомендую изучать именно последние версии!

1. Кто организует Публичные слушания?
"Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний."

Комментарий : Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует Публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует Публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба, а на этом уровне постоянно что-то строится, расширяется и т.д.

Почему для нас эта информация важна? Дело в том, что именно комиссия утверждает заключение по итогам Публичных слушаний, в котором указывается - целесообразно или нецелесообразно реализовывать данный проект, нужно ли внести в него изменения или рекомендуется к отклонению/к реализации.
После утверждения заключения, Публичные слушания считаются состоявшимися. Повторные Публичные слушания, как правило, не проводятся.

2. Кто входит в состав Городской и окружных комиссий?
"В состав городской и окружных комиссий должны входить представители органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, представители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих отдельные полномочия в области градостроительной деятельности."
"В состав городской комиссии должны входить депутаты Московской городской Думы."
"В состав окружных комиссий должны входить депутаты представительных органов каждого муниципального образования, созданного на территории соответствующего административного округа города Москвы".

Комментарий : Как это выглядит на практике? (На примере окружной комиссии в ЦАО) В состав окружной комиссии входят: представители Префектуры ЦАО, департаментов и т.д., по 1 человеку из 10 районных управ и по 1 муниципальному депутату из 10 районов ЦАО.

Обратите внимание на то, что Публичные слушания организует именно Окружная комиссия, а не Управа района! Но так как в состав комиссии входят представитель управы, то фактически всю работу по проведению Публичных слушаний проводит управа. Там же и готовится итоговый протокол Публичных слушаний, который потом рассматривается на заседании Окружной комиссии. Об этом я ниже расскажу подробнее.

3. Кто являются участниками Публичных слушаний?
"1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений;
2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания;
3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) депутаты Московской городской Думы."

"Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке."

Комментарий : Зачем нужно знать, кто является участниками Публичных слушаний? Дело в том, что каждый участник Публичных слушаний может ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на Публичных слушаниях. Если в протоколе вы увидите предложения к проекту от тех, кто не может являться участниками ПС , то вы можете это опротестовать, чтобы их предложения были исключены из протокола. Такие ситуации могут быть, когда есть основания полагать, что результаты Публичных слушаний пытаются сфальсифицировать. Не редки случаи, когда в протоколе Публичных слушаний находятся предложения от лиц проживающих в доме, который уже выселен или снесен. В общем, будьте внимательнее.

4. Последовательность проведения Публичных слушаний .
"1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции );
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний (Проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается. В рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов );
4) оформление протокола публичных слушаний (Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней );
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано ).

5. Как внести свои предложения на Публичных слушаниях?
"В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции ;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Комментарий : ВСЕ поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний!!! Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.
Как проверить, внесли ли ваши предложения в итоговый протокол и от кого и какие еще предложения поступили? В Градостроительном кодексе Москвы по этому поводу есть отдельный пункт: "Участник публичных слушаний, представивший предложения, замечания по проекту, рассмотренному на публичных слушаниях, имеет право ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии". Так что со ссылкой на ГрадКодекс можете смело просить протокол.

6. Что происходит с протоколом после оформления ?
Комментарий: Как правило оформлением итогового протокола занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру (напомню, что представители управы и Префектуры входят в окружную комиссию). Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли Публичные слушания, какие замечания, сколько пришло народу и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.
Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения: "Заключение о результатах публичных слушаний утверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы.".
В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д.
После утверждения заключения, Публичные слушания считаются завершенными.

Итак, всё что написано выше, описывает процедуру. Теперь поговорим о подводных камнях при проведении Публичных слушаний .
Как я уже писал выше, Публичные слушания проводятся постоянно. Какие проблемы существуют и как их избежать?
1. К большому сожалению, большинство жителей не знают об этом и узнают о том, что у них во дворе начинается очередная точечная застройка, в день, когда во двор приезжает строительная техника и т.п. Почему это происходит? Потому-что информирование жителей у нас мягко говоря страдает, ну кроме тех случаев, когда надо всем бабушкам района рассказать за какого кандидата в мэры надо голосовать... Как правило, всё информирование заключается в развешивании нескольких объявлений по району, опубликовании в районной газете (которая почему-то почти никому не приходит) и на официальном сайте управы и префектуры. Так как на первые два варианта рассчитывать не стоит, то главным источником информации для жителей становится интернет.
Выглядит это вот так http://basman.mos.ru/presscenter/news/publichnye_slushaniya/
В связи с этим, рекомендую внести данную страницу сайта управы вашего района в избранное и хоть иногда туда заходить.
2. Итак, вы всё таки узнали о Публичных слушания. Что делать, когда придете, если вас не устраивает предлагаемый к рассмотрению проект?
ОБЯЗАТЕЛЬНО зарегистрируйтесь в журнале участников Публичных слушаний!!! Количество участников собрания Публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале. Довольно часто помещение выделяемое по Публичные слушания не может вместить всех желающих. Человек двести сидят в зале, а еще пятьсот, возмущаются происходящим у входа в здание. Многие просто не регистрируются, в итоге в протоколе написано, что в собрании приняли участие не 700 человек, а 200 или 300. Поэтому еще раз - ОБЯЗАТЕЛЬНО зарегистрируйтесь.
В протоколе учитываются все замечания и предложения высказанные в микрофон, а также поданные письменно. Многие об этом забывают и думают, что имеют значения только те предложения, которые были озвучены на весь зал. Как поступать? Несмотря на то, что на резонансных Публичных слушаниях готовятся и передаются коллективные обращения, в которых могут быть подписи всех 700 человек, я ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ каждому пришедшему на Публичные слушания индивидуально вписать предложение в журнал и/или написать на бумаге и сдать члену комиссии.
В ином случае, может получиться так, что в протоколе будет указанно: в Публичных слушаниях приняло участие 700 человек, свои предложения озвучили 20 человек, письменные предложения оставили 20 человек и поступило 1 коллективное обращение. С такой формулировкой может сложиться впечатление, что предложение есть только у 40 человек и какой-то инициативной группы граждан. Более значимо смотрелось бы, если в протоколе указано: приняло участие 700, озвучили предложения 20, письменно подали предложения 700 и 1 коллективное.
Почему это важно? Потому-что при подготовке заключения, комиссия может посчитать, что для района со 100 тысячным населением, 20-40 предложений против проекта, можно признать некритичным количеством, и написать в заключении : реализовывать проект целесообразно.
3. Голосование во время собрания участников Публичных слушаний . В Градостроительном Кодексе голосование на ПС не предусмотрено, хотя вы можете попросить его провести и результаты внести в протокол. Но будет ли это иметь правовые последствия?
4. Если вы не успели на Публичные слушания или считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то напоминаю вам, что письменные предложения можно направить в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию.
5. Проконтролируйте правильность оформления протокола .
Как я уже писал, первичным оформлением протокола занимаются сотрудники управы. После этого он передается в Префектуру и рассматривается на заседании окружной комиссии, после чего утверждается и на его основе пишется заключение. Так вот, все возможные махинации и фальсификации осуществляются на уровне управы. В связи с этим, если вы хотите убедиться, что протокол соответствует действительности, там нет предложений от жителей из несуществующих домов и т.д., то рекомендую, через неделю-полторы после Публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола.
Самое главное, изучить протокол до утверждения заключения! Так как, после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее.

Это основные моменты, которые необходимо знать каждому жители нашего города. Более детально расписано в законе и постановлении. Если есть вопросы, задавайте.

p.s. И еще я хотел бы оповестить вас о грядущих новеллах, которые хотят внедрить городские власти.
В Манеже проходит третий Московский урбанистический форум, на котором руководитель аппарата мэра Москвы Анастасия Ракова сообщила, что власти разрабатывают новый стандарт проведения Публичных слушаний. Он будет внедрен в 2014 году.
По словам Раковой, власти должны вовлекать в процесс проведения публичных слушаний не только тех, кто против, и не бороться с ними, а еще тех горожан, которые являются "выгодоприобретателями".
Вот и прозвучало это страшное слово "выгодоприобретатели".
Кроме этого, она добавила, что по линейным объектам необходимо привлекать к общественным слушаниям не только граждан , которые проживают в районе и которых физически затрагивает стройка, но и тех районов, которые будут являться пользователями этого объекта в будущем.
Т.е., если ваш дом или гараж будет стоять на пути строительства очередной магистрали, то ваш голос против сноса вашего дома или гаража конечно будет услышан, но если жители или "выгодоприобретатели" из других районов выскажутся "за", то ваше мнение уже никого интересовать не будет.

Такова наша новая реальность...

Надеюсь пост оказался вам полезен. Буду благодарен за репост и комментарии!

И следите за постами с тэгом )

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 47 Устава внутригородского муниципального образования Ломоносовское в городе Москве (далее - Устав муниципального образования) устанавливает процедуру организации и проведения публичных слушаний во внутригородском муниципальном образовании Ломоносовское в городе Москве (далее - муниципальное образование) по проектам муниципальных нормативных и иных правовых актов по вопросам местного значения (далее - проекты правовых актов, проект правового акта) в целях их обсуждения с жителями муниципального образования.

1.2. В публичных слушаниях вправе принимать участие жители муниципального образования, обладающее избирательным правом (далее - жители). Участие жителей в публичных слушаниях является свободным и добровольным.

1.3. Публичные слушания проводятся в форме собрания.

1.4. На публичные слушания выносятся:

  • проект устава муниципального образования, а также проект решения муниципального Собрания муниципального образования (далее - муниципальное Собрание) о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с законами города Москвы;
  • проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении (проект решения муниципального Собрания об исполнении бюджета муниципального образования);
  • проекты планов и программ развития муниципального образования;
  • вопросы об изменении границ муниципального образования, о преобразовании муниципального образования.

1.5. На публичные слушания могут выноситься иные проекты правовых актов по вопросам местного значения.

1.6. Проекты правовых актов, выносимые на публичные слушания, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу города Москвы, иным нормативным правовым актам города Москвы и Уставу муниципального образования.

1.7. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер. Результаты публичных слушаний учитываются в процессе последующей работы над проектами правовых актов.

1.8. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования.

2. Назначение публичных слушаний

2.1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, муниципального Собрания, Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета муниципального образования (далее - Руководитель муниципалитета).

2.2. Инициатива муниципального Собрания, Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета о проведении публичных слушаний реализуется по тем вопросам местного значения, по решению которых Уставом муниципального образования они наделены соответствующими полномочиями.

2.3. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или муниципального Собрания, назначаются решением муниципального Собрания, по инициативе Руководителя муниципального образования - распоряжением Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета - распоряжением муниципалитета муниципального образования (далее - распоряжение муниципалитета).

2.4. Решение о назначении публичных слушаний по проектам правовых актов, указанным в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Порядка, принимается муниципальным Собранием.

2.5. Инициатива населения о проведении публичных слушаний (далее - инициатива населения) может исходить от инициативной группы жителей численностью не менее 10 человек (далее - инициативная группа).

2.6. Инициативная группа направляет заявку на проведение публичных слушаний (далее - ходатайство) в муниципальное Собрание. В ходатайстве указываются:

  • тема публичных слушаний;
  • обоснование необходимости проведения публичных слушаний (актуальность темы выносимой на публичные слушания);
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства руководителя и членов инициативной группы;
  • почтовый адрес, контактный телефон руководителя инициативной группы;
  • иные сведения по усмотрению инициативной группы.

2.6.1. Ходатайство подписывается руководителем и членами инициативной группы.

2.6.2. К ходатайству должен быть приложен проект правового акта, протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения публичных слушаний.

2.7. Ходатайство рассматривается на заседании муниципального Собрания с участием представителей инициативной группы (не более 3 человек) не позднее 30 дней со дня его поступления в муниципальное Собрание. В случае, если ходатайство поступило в период летнего перерыва в работе муниципального Собрания, срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, исчисляется со дня окончания такого перерыва в работе.

2.8. Информация о дате, времени и месте заседания муниципального Собрания по вопросу рассмотрения ходатайства, а также иная информация и (или) документы (материалы), необходимые для рассмотрения ходатайства должны быть доведены до руководителя инициативной группы заблаговременно, но не позднее чем за 7 дней до дня указанного заседания.

2.9. Представители инициативной группы вправе, в рамках Регламента муниципального Собрания, выступать и давать пояснения по внесенному ходатайству. 2.10. Ходатайство может быть отклонено, в случае если оно было подано с нарушением настоящего Порядка.

2.11. Решение, принятое муниципальным Собранием по результатам рассмотрения ходатайства, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения руководителя инициативной группы не позднее 10 дней со дня его принятия.

2.12. Решение муниципального Собрания, распоряжение Руководителя муниципального образования, распоряжение муниципалитета о проведении публичных слушаний (далее - решение о проведении публичных слушаний) должны содержать:

  • тему публичных слушаний;
  • информацию об инициаторе проведения публичных слушаний;
  • дату, место, время начала и окончания проведения публичных слушаний;
  • иные вопросы, необходимые для организации и проведения публичных слушаний, включая проект правового акта.

3. Организация публичных слушаний

3.1. Решение о проведении публичных слушаний, а также проект правового акта, выносимый на публичные слушания, опубликовываются в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования не менее чем за 20 дней до дня проведения публичных слушаний. Информация о проведении публичных слушаний также может распространяться в качестве официальной:

  • через электронные средства массовой информации;
  • на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования в сети «Интернет»;
  • на информационных стендах, размещаемых в зданиях органов местного самоуправления муниципального образования, в подъездах или около подъездов жилых домов на территории муниципального образования;
  • иными способами, обеспечивающими получение жителями информации о проведении публичных слушаний.

3.2. Для организации и проведения публичных слушаний решением муниципального Собрания, а в случае назначения публичных слушаний по инициативе Руководителя муниципального образования - распоряжением Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета - распоряжением муниципалитета создается рабочая группа и определяется ее персональный состав.

3.3. В состав рабочей группы включается не менее 5 человек: руководитель рабочей группы, заместитель руководителя рабочей группы, секретарь, члены рабочей группы (далее - члены рабочей группы). В состав рабочей группы включаются депутаты муниципального Собрания, представители муниципалитета, также в состав рабочей группы могут быть включены по согласованию представители органов исполнительной власти города Москвы, общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления, инициативной группы.

3.4. Заседания рабочей группы ведет руководитель рабочей группы, в случае его отсутствия - заместитель руководителя рабочей группы.

3.5. Заседание рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов рабочей группы.

3.6. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов рабочей группы.

3.7. Решения рабочей группы оформляются протоколом, который подписывается членами рабочей группы, присутствующими на заседании рабочей группы.

3.8. Рабочая группа составляет план организации и проведения публичных слушаний в соответствии с настоящим Порядком.

3.9. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет муниципалитет муниципального образования.

4. Проведение публичных слушаний

4.1. Публичные слушания проводятся в день, во время и в месте, указанные в решении о назначении публичных слушаний независимо от количества пришедших на слушания жителей.

4.2. Перед началом проведения публичных слушаний члены рабочей группы:

  • регистрируют жителей, пришедших на публичные слушания (далее - участники публичных слушаний) с указанием их фамилии, имени, отчества и адреса места жительства (подтверждается паспортом участника);
  • раздают участникам публичных слушаний форму листа записи предложений и замечаний;
  • составляют список участников публичных слушаний, изъявивших желание выступить на публичных слушаниях;
  • решают иные организационные вопросы.

4.3. Председательствует на публичных слушаниях Руководитель муниципального образования (в случае, если публичные слушания проводятся по инициативе Руководителя муниципалитета - Руководитель муниципалитета), в случае его отсутствия - руководитель рабочей группы (далее - председательствующий).

4.4. Председательствующий:

  • открывает и закрывает публичные слушания в установленное время;
  • предоставляет слово для доклада инициатору проведения публичных слушаний, а также вопросов и выступлений в порядке очередности и (или) по мере поступления заявок.

4.5. Председательствующий вправе призвать выступающего высказываться по существу обсуждаемого вопроса; прерывать выступление после предупреждения, сделанного выступающему, если тот вышел за рамки отведенного ему времени; задавать вопросы выступающему по окончании его выступления.

4.6. Выступление и вопросы на публичных слушаниях допускаются только после предоставления слова председательствующим.

4.7. Выступающий на публичных слушаниях обязан не допускать неэтичного поведения, выступать по существу обсуждаемых на публичных слушаниях вопросов.

4.8. Время выступления определяется, исходя из количества выступающих и времени, отведенного для проведения публичных слушаний, но не менее 5 минут на одно выступление.

4.9. Во время проведения публичных слушаний участники публичных слушаний вправе представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту правового акта посредством:

  • подачи в ходе публичных слушаний письменных предложений и замечаний с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства;
  • выступления на публичных слушаниях.

4.10. На публичных слушаниях не принимаются какие-либо решения путем голосования.

4.11. В ходе проведения публичных слушаний секретарем рабочей группы ведется протокол, который подписывается председательствующим.

4.12. Протокол публичных слушаний должен содержать:

  • сведения о дате, месте и времени проведения публичных слушаний;
  • количество участников публичных слушаний;
  • предложения и замечания участников публичных слушаний;

4.13. На основании протокола публичных слушаний рабочая группа в течение 7 дней со дня проведения публичных слушаний оформляет результаты публичных слушаний.

4.14. В результатах публичных слушаний должны быть указаны:

  • сведения о решении о проведении публичных слушаний, об инициаторе проведения публичных слушаний;
  • общие сведения о проекте правового акта, представленного на публичные слушания, о дате, месте проведения и о количестве участников публичных слушаний;
  • сведения о протоколе публичных слушаний, на основании которого подготовлены результаты публичных слушаний;
  • количество предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту правового акта;
  • итоги публичных слушаний (рекомендации).

4.15. Протокол и результаты публичных слушаний направляются в муниципальное Собрание, копии протокола и результатов публичных слушаний Руководителю муниципального образования, Руководителю муниципалитета не позднее 7 дней со дня проведения публичных слушаний. В случае назначения публичных слушаний по инициативе населения, копии протокола и результатов публичных слушаний направляются руководителю инициативной группы в срок, указанный в первом абзаце настоящего пункта.

5. Заключительные положения

5.1. Публичные слушания завершаются опубликованием результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 20 дней со дня проведения публичных слушаний. Результаты публичных слушаний также могут быть размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования в сети «Интернет», доведены до всеобщего сведения по телевидению, иным каналам связи.

5.2. Полномочия рабочей группы прекращаются со дня официального опубликования результатов публичных слушаний.

5.3. Материалы по публичным слушаниям (решение о проведении публичных слушаний, проект правового акта, протокол публичных слушаний, письменные предложения и замечания жителей, результаты публичных слушаний) хранятся в муниципальном Собрании в течение пяти лет со дня проведения публичных слушаний.

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Участие населения в осуществлении местного самоуправ­ления возможно как в непосредственной форме, так и через представителей. Одной из относительно новых форм непо­средственного участия населения в осуществлении местного самоуправления является институт публичных слушаний.

Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образо­вания, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Можно выделить ряд признаков, характеризующих публичные слушания:

  • обсуждение всеми заинтересованными лицами вынесенного на публичные слу­шания вопроса;
  • объектами слушаний являются проекты нормативных правовых актов и иные вопросы. Перечень вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания, установлен ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, Градостроительным кодек­сом РФ (далее — ГрК РФ) и Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О вве­дении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 191-ФЗ);
  • круг субъектов публичных слушаний — это участники публичных слушаний и их организаторы. Участниками могут быть все жители муниципального образования, заинтересованные в результате публичных слушаний. Организаторами выступают представительный орган муниципального образования, глава муниципаль­ного образования. Инициатором проведения публичных слушаний может вы­ступить само население муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься:

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме слу­чаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения за­крепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • роекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и про­екты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов ка­питального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров раз­решенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участ­ков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается уста­вами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления. Они приняты во многих муници­пальных образованиях.

Пример

Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Калуга» в области градостроительной деятель­ности, утвержденное постановлением городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28.04.2006 № 57, или Положение о публичных слушаниях в г. Твери, утвержденное реше­нием Тверской городской Думы от 14.09.2006 № 182, или Порядок организации и прове­дения публичных слушаний муниципального образования г. Петрозаводск, утвержденное решением Петрозаводского городского Совета от 21.12.2005 № XXV/XXIV-250, и т. д.

Обязательными условиями проведения публичных слушаний в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ являются заблаговременное информирование жителей о предстоящих публичных слушаниях (публикация в источнике официаль­ного опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления с указанием времени и места проведения публичных слушаний или размещение ин­формации на официальном сайте в сети Интернет), предоставление возможности жителям ознакомиться с проектом муниципального правового акта и принять участие в слушаниях, а также опубликование их результатов и учет мнения населения при принятии конкретного нормативного правого акта или решении иного вопроса.

Кроме того, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования могут быть урегулированы такие не предусмот­ренные федеральным законодательством процедурные вопросы, как:

  • регистрация участников публичных слушаний;
  • продолжительность слушаний;
  • регламент проведения слушаний;
  • порядок составления и подписания протокола слушаний.

Пример

Порядком организации и проведения публичных слушаний, утвержденным Законода­тельным Собранием Республики Карелия от 22.02.2008 № 801-IV ЗС, предусматривается, что регистрация участников должна осуществляться по месту проведения слушаний и начинается за час до начала слушаний. При регистрации физических лиц указываются фамилия, имя, отчество участника слушаний. При регистрации представителей организа­ций — название представляемой организации, фамилия, имя, отчество и должность пред­ставителя.

В Положении о публичных слушаниях в г. Твери, утвержденном решением Тверской город­ской Думы от 14.09.2006 № 182, предусмотрено, что правовой акт о назначении публичных слушаний, содержащий информацию о теме, дате, времени, месте проведения и органи­заторе слушаний, подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет. Публичные слушания должны быть проведены не позднее 30 дней со дня издания правового акта о назначении слушаний. Заявки на выступления участников публичных слушаний подаются заблаговременно организатору слушаний. Общая продолжительность слушаний не должна превышать 3 часа, жестко регламентировано количество минут для выступления, участия в пре­ниях и т. д. В протоколе в обязательном порядке отражаются конкретные предложения участников слушаний. Протокол подписывается ведущим публичных слушаний и сек­ретарем.

Виды публичных слушаний

Публичные слушания по проектам генеральных планов.

ГрК РФ предусмот­рено, что по проектам генеральных планов поселений и городских округов публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территории которых предлагается внести из­менения в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую гра­ницу с указанными населенными пунктами.

Кроме того, для оповещения населения о проекте генерального плана ГрК РФ предусматриваются обязательное проведение выставок, экспозиций демонстраци­онных материалов проектов генерального плана, выступления представителей ор­ганов местного самоуправления и разработчиков генерального плана в средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет), организация встреч с насе­лением и т. д.

Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, городских округов должны быть проведены в срок не менее одного и не более трех месяцев с момента оповещения жителей о проведении публичных слушаний (опубликования информации о месте и времени проведения публичных слушаний по проектам гене­ральных планов).

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки

При проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и за­стройки появляется особый субъект, участвующий в проведении публичных слу­шаний, — Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — Комиссия). Состав и порядок деятельности Комиссии утверждаются гла­вой местной администрации, который обеспечивает опубликование сообщения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, распространение его по телевидению и радио. В сообщении также указываются состав и порядок деятельности Комиссии, порядок направления предложений по проекту в Комис­сию и т. д.

Далее Комиссия информирует участников (имеются в виду участники, которым высылается уведомление, например, имеющие общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение объекта капитального строитель­ства) о проведении слушаний, ведет учет предложений и замечаний, включает их в протокол публичных слушаний. При этом публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки должны быть проведены в срок не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. После доработки про­екта правил землепользования и застройки с учетом поступивших предложений Комиссия представляет проект главе местной администрации с приложением про­токолов публичных слушаний. Глава местной администрации в течение 10 дней при­нимает решение о представлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта, направлении его на доработ­ку с указанием сроков его последующего внесения. Утверждаются правила земле­пользования и застройки представительным органом местного самоуправления. Обязательным приложением к проекту являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Публичные слушания по предоставлению разрешения на условно разре­шенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Публичные слушания по этому вопросу должны быть проведены в срок меньше одного месяца с момента оповещения жителей муниципального об­разования о месте и времени проведения слушаний. Порядок проведения слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. В целях соблюдения прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности слушания проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого проводятся публичные слушания. В случае если предложен­ный вид разрешенного использования может оказать негативное воздействие на окружающую среду, слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия в связи с указанными изменениями. Публичные слушания по предостав­лению указанных соглашений проводит комиссия, созданная для этих целей.

Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту меже­вания территории. Срок их проведения не может быть меньше одного и больше трех месяцев с момента оповещения жителей муниципального образования о пред­стоящих слушаниях, всем заинтересованным лицам должны быть созданы равные возможности для высказывания своего мнения. Утверждаются проекты планировки территории и проекты межевания территории органом местного самоуправления поселения или городского округа. На основании утвержденной документации по планировке территории представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения уста­новленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенно­го строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Подготов­ка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на осно­вании решения органа местного самоуправления муниципального района в соот­ветствии с требованиями, установленными ст. 46 ГрК РФ.

Нормативными правовыми актами представительного органа местного само­управления могут быть установлены дополнительные к установленным ГрК РФ тре­бования к порядку проведения и организации публичных слушаний.

Пример

Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроитель­ной деятельности в Санкт-Петербурге» предусмотрено, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации включает наименование докумен­тации, подлежащей публичному обсуждению, информацию о времени, месте проведения экспозиции документации и проведения обсуждения документации. Кроме того, уполномоченный на организацию и проведение публичных слушаний орган проводит адресную рассылку информационного сообщения о проведении слушаний де­путатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и главам муниципальных образо­ваний внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в отношении территории (в т. ч. территории избирательных округов) которых разработана документа­ция. Также при необходимости информационное сообщение направляется правооблада­телям земельных участков и объектов капитального строительства, имеющих общие гра­ницы с земельным участком, применительно к которому разрабатывается документация. Указанным законом подробно регулируются вопросы организации и проведения экспо­зиции (что должно быть представлено на экспозиции, как проходит обсуждение, состав­ление протокола обсуждения и т. д.). Весьма важно законодательное закрепление того, что правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации или ее отклонении с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний (в протоколе более полно, нежели в заключении, отражаются все замечания и предложе­ния населения).

Кроме того, отдельными федеральными законами может быть установлен иной порядок проведения публичных слушаний, отличающийся от установленного Феде­ральным законом № 131-ФЗ или ГрК РФ.

Пример

В ГрК РФ предусмотрен особый порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Пуб­личные слушания по проектам генеральных планов указанных городов должны быть про­ведены в каждом внутригородском муниципальном образовании. Утверждение генераль­ных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется их законодательными (представительными) органами государственной власти. Согласо­вание проектов генеральных планов указанных городов с органами местного самоуправ­ления внутригородских муниципальных образований не предусмотрено. Особый порядок проведения публичных слушаний предусматривается Федеральным законом № 191-ФЗ при включении земельного участка в границы населенного пункта. Согласно данному закону орган местного самоуправления в течение 45 дней с момента поступления мотивированного заявления о включении или исключении земельного участка в границы населенного пункта проводит публичные слушания по этому вопросу. Публичные слушания не проводятся только при включении земельного участка в грани­цы населенного пункта в целях жилищного строительства, в т. ч. при комплексном освое­нии земельных участков в целях жилищного строительства или рекреационном исполь­зовании.

В некоторых случаях федеральными законами устанавливается утверждение документации без проведения публичных слушаний.

Пример

Федеральным законом от 01.12.2007 № 330-ФЗ»Об организации и о проведении XXII Олим­пийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации» установлено, что документация по планиров­ке территории для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения публичных слушаний.

Публичные слушания проводятся органами местного самоуправления го­родского или сельского поселения. В случае наличия соглашения о передаче пол­номочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправ­ления муниципального района публичные слушания могут проводиться органами местного самоуправления муниципального района. Заключение таких соглашений практикуется, в частности, в Ленинском, Ступинском и других муниципальных райо­нах Московской области с различными сельскими и городскими поселениями.

При проведении публичных слушаний по вопросу включения земельного участ­ка в границы населенного пункта до утверждения генерального плана срок их про­ведения со дня опубликования извещения о проведении слушаний до дня опублико­вания заключения о результатах слушаний устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления и не может быть более одного месяца.

Таким образом, нормы законодательства Российской Федерации не согласованы между собой. Кроме того, в законодательстве отсутствуют единые требования к по­рядку и срокам проведения публичных слушаний. В частности, на федеральном уров­не остались не урегулированными многие вопросы, например: какое число жителей муниципального образования должно принимать участие в публичных слушаниях, чтобы они могли быть признаны состоявшимися, и кто будет в дальнейшем контро­лировать выполнение условий, выдвинутых жителями при проведении публичных слушаний, а также ряд других.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя порядок организации и проведе­ния публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или правовыми актами представительного органа местного самоуправления, муници­пальными правовыми актами могут быть урегулированы лишь отдельные вопросы организации и проведения публичных слушаний.

Пробелы федерального законо­дательства в этой сфере не могут быть ликвидированы муниципальными пра­вовыми актами. Несогласованность и недостаточная проработанность норм федерального законодательства со временем могут привести к игнорированию мнения населения при принятии соответствующих решений.

В таких условиях можно только порекомендовать представительным органам местного самоуправления при принятии муниципальных актов по вопросам про­ведения публичных слушаний как можно более четко и подробно регулировать в них те вопросы, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Ю.А. Гулина, заместитель заведующего отделом аппарата правительства Московской области.

Второй этап: проведение собрания по обсуждению проекта.


Публичные слушания по проектам градостроительной документации

Третий этап: сбор предложений и замечаний в проект после собрания.

1. Срок проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности составляет:

1) по проекту Правил, внесению изменений в Правила – 60 дней;

2) по проекту Правил, подготовленному применительно к части территории поселения – 25 дней;

3) по внесению изменений в Правила в части изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, - 20 дней;

4) по проекту генерального плана поселения, внесению изменений в генеральный план поселения – 30 дней;

5) по проекту планировки территории поселения и (или) проекту межевания территории поселения – 30 дней;

6) по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства – 25 дней;

7) по иным вопросам градостроительной деятельности, если законодательством не установлен иной срок, - 20 дней.

2. Срок проведения публичных слушаний исчисляется со дня оповещения жителей поселения о времени и месте их проведения в соответствии с частью 2 статьи 14 Правил до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи Правил.

3. Срок проведения публичных слушаний по вопросам, указанным в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи исчисляется со дня опубликования соответствующего проекта Правил, проекта по внесению изменений в Правила.

4. Срок проведения публичных слушаний, указанный в пункте 1 настоящей статьи, может быть увеличен на срок не более 5 дней с учетом срока, необходимого для официального опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

5. Выходные и праздничные дни включаются в общий срок проведения публичных слушаний.

6. Срок подачи жителями поселения и иными заинтересованными лицами замечаний и предложений по вопросам публичных слушаний исчисляется со дня начала проведения публичных слушаний и прекращается за семь дней до окончания срока проведения публичных слушаний.

Статья 16. Заключение о результатах публичных слушаний

1. Заключение о результатах публичных слушаний подготавливается на основе протокола публичных слушаний уполномоченным на проведение публичных слушаний органом не позднее чем за день до окончания срока публичных слушаний.

2. Заключение о результатах публичных слушаний должно содержать следующие сведения:

1) общее число жителей поселения и иных заинтересованных лиц, принявших участие в публичных слушаниях;

2) срок проведения публичных слушаний;



3) вопросы, вынесенные для обсуждения на публичных слушаниях;

4) описание проведенных мероприятий по информированию населения по вопросам публичных слушаний;

5) обобщенные сведения, полученные при учете мнений, выраженных жителями поселения и иными заинтересованными лицами по вопросам, вынесенным на публичные слушания;

6) общее количество замечаний и предложений, внесенных жителями поселения и иными заинтересованными лицами;

7) замечания и предложения, внесенные жителями поселения и иными заинтересованными лицами, которые рекомендуется:

отразить в проекте муниципального правового акта, являющегося предметом публичных слушаний, либо учесть иным образом,

учесть при решении иных вопросов, являющихся предметом публичных слушаний;

8) краткое обоснование отклонения непринятых замечаний и предложений жителей поселения по вопросам публичных слушаний.

3. В случае если при проведении публичных слушаний осуществлялось ведение нескольких протоколов публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний подготавливается на основании данных, содержащихся во всех протоколах, с соблюдением требований, установленных Правилами.

4. Заключение о результатах публичных слушаний подписывается руководителем органа, уполномоченного на проведение публичных слушаний, и направляется вместе с протоколом публичных слушаний Главе поселения.

Поделиться: