Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций.

Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства - являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя.

Досудебные процедуры банкротства, несмотря на их целевую направленность, отличаются от судебных процедур тем, что :

  • - проводятся заинтересованными лицами самостоятельно, без вмешательства судебных органов;
  • - в этих процедурах активную роль выполняют должник и его собственник (учредители);
  • - внесудебные процедуры целесообразны на начальных стадиях развития банкротства.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - закон о банкротстве), меры по предупреждению банкротства организаций:

  • 1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 закона, руководитель должника обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника - унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.
  • 2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
  • 3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация «меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства» (ст. 2 Закона о банкротстве).

Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь.

Основным требованием, предъявляемым к досудебной санации, является ее размер. Так, п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве предусмотрено, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (санация)».

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. При этом, проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника о признании должника банкротом (сделать это может и сам должник, подав заявление о банкротстве). При наличии определенных признаков суд обязан будет принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации (например, соответствующий договор, подписанный с санатором накануне). В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. будут проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда. Заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае прекращается по причине невозможности исполнения .

В то же время, оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица, кредиторов.

Пункт 2 ст. 31 Закона о банкротстве уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Таким образом, досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации. Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться. И, хотя, эта помощь не будет безвозмездной, однако она позволит сохранить предприятию жизнь.

Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий как в индустриально развитых странах, так и в современной России, позволяет выделить две наиболее распространенные тактики проведения финансового оздоровления (санации) предприятий :

  • 1) Защитная (оборонительная) тактика является основной тактикой для проведения процедуры. Прежде всего, она направлена на то, чтобы сократить инвестиции фирмы и операционные объемы, сбалансировать приток и расход денежных средств. Данная концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия с целью сокращения персонала, закрытия отдельных структурных подразделений, уменьшения объемов производства и т.п.
  • 2) Наступательная тактика направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрое завершение реальных инвестиционных проектов и т.п. В этом случае привлечение внешней помощи необходимо, для того чтобы укрепить объемы производства. Предполагается расширить ассортимент товара, выдвинуть продукцию на более высокий уровень, увеличить конкурентоспособность. Также должна присутствовать возможность выхода на региональный рынок. Необходимо спланировать завершение инвестиционных операций в кратчайшие сроки. Процедура досудебной санации направлена на то, чтобы стабилизировать все функции предприятия и при этом не нарушить его деятельность.

В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия выявленных в процессе диагностики банкротства и принятой концепции санации, различают 2 основных направления ее осуществления:

  • - Санация, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию);
  • - Санация, направленная на реструктуризацию (рефинансирование) долга.

Финансовая помощь может быть оказана в виде:

  • - возвратной финансовой помощи - займа (процентного и беспроцентного);
  • - безвозвратной финансовой помощи - безвозмездное поступление;
  • - принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;
  • - принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).

При этом, прежде чем приступать к досудебной санации, необходимо определить ее целесообразность. Если в данном случае имеются альтернативные формы проведения санации, необходимо подробно изучить их. Узнать, будет ли эффективным проведение этой процедуры, можно при помощи расчета, который покажет все шансы успешности.

Досудебная санация должна быть направлена на устранение кризиса. Она проводится в целях поддержания финансовой устойчивости. В процессе у предприятия может сформироваться дополнительная прибыль за счет повышения производства и хозяйственной деятельности. Для того чтобы эффективно произвести затраты на санацию, следует выделить дополнительные средства и сформировать бюджет, при этом происходит объективная оценка инвестиций.

Примером проведения успешного финансового оздоровления может послужить ситуация на Челябинском тракторном заводе УРАЛТРАК .

В последние несколько лет назад это предприятие являлось убыточным. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить. Завод находился в конкурсном производстве и шел к ликвидации.

В настоящее время, ЧТЗ - это завод гигант, занимающий 1, 5 млн м2 площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 тыс. ед. техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 тыс. чел. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За два последних года его выработка выросла в 2, 5 раза. Для компании сложным было решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным - организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали, имущество завода стало работать эффективнее.

Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что также способствовало упрочению его положения.

При этом все же, главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки - зарубежные.

Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и страны Прибалтики. Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно - предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а наоборот, развернулось, не считаясь с тратами, изменило политику.

Таким образом, для того чтобы предотвратить банкротство, необходимо принимать меры, как экономические, так и юридические. Последние предусматривают заключение кредитных сделок, контрактов, своевременное взыскание дебиторской задолженности. Эти мероприятия направлены на преодоление кризисного состояния. Они должны способствовать повышению платежеспособности должника. Принятые меры в дальнейшем помогут избежать нежелательных признаков банкротства. Немаловажно погасить задолженность по обязательным платежам. Для того чтобы провести досудебную санацию, необходимо, чтобы у должника были шансы на восстановление. Эти возможности выявляются на основе анализа финансового состояния.

Одной из стадий банкротства является его предупреждение. При этом процедура необязательно доходит до последней стадии. Имеется ряд факторов, препятствующих ее завершению, например, наличие эффекта при проведении . Банкротство является долгосрочным многоэтапным процессом, направленным на предупреждение финансового неблагополучия компании.

Арбитражный суд не стремится любыми средствами ликвидировать обанкротившееся юридическое лицо. Задачей организации является предупреждение невыгодных для владельца и его кредиторов последствий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Меры по предупреждению банкротства предприятия определяются законодательством. Учредители компании-должника уведомляются о признаках банкротства, после чего они обязаны предпринять меры предупреждения банкротства.

Одной из них является досудебная санация, представленная финансовыми выплатами в размере задолженностей фирмы. При этом должник принимает на себя определенные обязательства перед лицом, погасившим его долги.

Суть

Мероприятия по предупреждению банкротства – это комплекс мер по оптимизации отношений и характеристик компании.

Процесс подразумевает поиск и устранение тех факторов, которые распространяют фиктивное банкротство, а также разрушение негативного влияния отдельных сотрудников фирмы. С этой целью разрабатывается система, которой контролируется экономическая несостоятельность компании.

В законодательстве государства указывается, что юридическое лицо должно приложить все усилия, чтобы не стать банкротом. Удачное предотвращение банкротства определяется правильным анализом состояния компании, ситуации в стране и в своей экономической сфере. Отдельно определяются наиболее типичные причины развития банкротства.

Существует система по предотвращению банкротства, состоящая из органов государственной власти и общественных организаций. Ее работа осуществляется посредством сотрудничества между собой субъектов предупреждения банкротства, в ходе которого используются комплексные стратегии прогнозирования негативных эффектов.

Перечислим активно используемые стратегии:

Экстраполяция
  • С помощью экстраполяции определяется прогноз на краткий период. Учитывается общий фактор, который влияет не только на благосостояние компании, но и на финансовое положение в стране.
  • При прогнозировании пользуются теми же характеристиками, что и в прошлых периодах. Анализ начинается с них, а затем достраивается для прогнозируемого периода. В результате получается статистический ряд.
Способы экспертной оценки
  • Этот метод применяется, когда необходимо сделать прогноз на долгосрочный период. Набирается группа экспертов, каждый из которых оценивает ряд показателей, предполагая, какой будет динамика их развития.
  • Дополнительно определяется значимость каждого из параметров.
Моделирование
  • Широко используется метод моделирования, в котором показатели подвергаются компьютерному анализу с использованием статистики и математических моделей.
  • Этот способ позволяет быстро оценить экономическую, социальную и демографическую информацию. Особенностью метода является возможность отдельно проанализировать деятельность каждого сотрудника компании.
  • При проведении прогнозирования обязательно нужно действовать в соответствии с законодательством. Нарушение коммерческой тайны допустимо лишь в некоторых крайних случаях.
  • Правоохранительные органы, которые могут работать в данной области, — это арбитражный суд, налоговая полиция, прокуратура и прочие государственные организации, так или иначе связанные с налогообложением.

Из чего состоит

Выявить признаки

Обнаружить можно и в договорных, и в недоговорных отношениях субъекта.

К ним относятся:

  • наличие долгов по заключенным договорам контракции, поставок за услуги, выполнение работ;
  • внезапное обогащение без каких-либо оснований;
  • наличие задолженностей по выплате зарплаты и выплатам в фонды;
  • невыплаченные полностью или частично займы;
  • долги по отношению к учредителям;
  • задолженности из-за нанесения ущерба имуществу кредитора.

Детали закона

Законодательное регулирование мер, которые субъекты могут принять по отношению к должнику, определяются статьей 30.

Субъектами являются учредители фирмы-должника, собственники имущества на унитарном предприятии, органы исполнительной власти (федеральные или на уровне субъектов Российской Федерации), в некоторых случаях – органы местного самоуправления.

В соответствии с указанной статьей вышеперечисленные субъекты обязаны принимать меры по предотвращению банкротства, однако ответственность за бездействие статьей не регламентирована.

На практике взаимосвязь между действиями субъектов и банкротством доказать практически невозможно. При условии соглашения с должником принимать меры могут еще и кредиторы.

Конкретные меры предупреждения законом не определяются, упоминается только досудебная санация (статья 31). Поэтому меры могут быть любыми, как юридическими, так и экономическими. Их целью является повышение платежеспособности и обеспечение ресурсами фирмы-должника.

Пункт 1 статьи 30 определяет обязанности руководителя предприятия-должника на досудебном этапе. Он должен известить учредителей компании о возникновении признаков банкротства, перечисленных в пункте 2 той же статьи. За нарушение этого положения не предусмотрено никаких мер ответственности.

В 31 статье определяется разработка досудебных мероприятий, в частности досудебной санации, которая представляет собой короткое решение – прямую выдачу должнику финансовой компенсации, достаточной для погашения всех долгов. Фактически, это непоименованный договор субъекта-санатора и должника.

В пункте 2 данной статьи регламентируется возможность принятия должником обязательств по отношению к санатору. Субъект может и не налагать обязательств на должника, однако тогда санацию стоит дифференцировать от дарения, так как ГК запрещает оформление договора дарения между несколькими коммерческими организациями.

Как совершается предупреждение банкротства

Антикризисное управление

Антикризисные меры государства производятся в тот период цикла предприятия, когда наблюдается резкое падение его платежеспособности. Однако определенные антикризисные процедуры производятся на всем протяжении жизненного цикла мероприятия.

Основной целью антикризисного управления является организация поиска возможных источников вложений в бизнес. Подразумевается использование в том числе и нетрадиционных для российского бизнеса источников и новых способов поиска.

Часто большие производства не имеют возможности обеспечить не только социальное развитие и оплату ЖКХ, но и покупку сырья, выдачу заработной платы и возмещение задолженностей за электроэнергию. Естественно, нет и инвестиционных ресурсов.

Как сообщает Госкостат, у большинства региональных промышленных организаций имеются большие задолженности по кредитам бюджета, контрагентов и небюджетных фондов. Многие из них уже характеризуются признаками несостоятельности.

Более выгодное положение имеют сырьевые предприятия по экспорту энергоисточников, металлов и т.д., однако и они терпят определенные трудности из-за растущих издержек и уменьшения уровня продаж. Не стоит забывать и про роль финансового менеджмента, который зачастую бывает неэффективным.

Поэтому большое значение имеет антикризисное управление, сочетающее в себе общие принципы управления и специфические процедуры, основанные на борьбе с кризисом. В первую очередь определяется специфическая цель, обусловленная кризисом.

Формируется экономика банкротства, в которой убытки компании перекладываются на других. Основной характеристикой антикризисной стратегии является жестко ограниченные сроки, например, сроки внешнего управления или появление признаков банкротства. Для соблюдения сроков решения должны приниматься быстро и немедленно вводиться в исполнение.

Краткосрочной целью антикризисного управления является сохранение рентабельности предприятия. Для этого управляющий разрабатывает бизнес-стратегию, включающую снижение издержек производства, реструктуризацию существующего долга и т.д:

  1. Предприятие делится на правильно функционирующую часть и те подразделения, которые уже не приносят прибыль.
  2. Нетрудоспособные части расформировываются.
  3. Производится реорганизация предприятия.

Способы

Основные методы предотвращения банкротства — это:

Контроль задолженности кредиторам
  • Стоит задуматься о том, как избежать накопление долгов. Залогом успеха является обеспечение ликвидности активов предприятия, а также наиболее безопасное использование свободных средств.
  • Кредитную задолженность необходимо структурировать, в первую очередь погасить краткосрочные задолженности. Еще одним важным фактором является обязательное соблюдение сроков расчета. В крайнем случае можно пойти на преднамеренный риск и самостоятельно начать процесс банкротства.
Оптимальная корпоративная структура
  • нужно проанализировать вертикальные и горизонтальные связи в управлении компанией, реорганизовать дочерние компании, распределив между ними рабочие функции и денежные потоки;
  • при наличии дружественных компаний можно передать им собственное имущество под залог, что позволит создать дополнительное обременение.
Анализ ликвидности и реализация активов Это позволит погасить долги через продажу имущества компании.
Повышающие кредитоспособность сделки Такой метод позволит быстро рассчитаться с кредиторами.
Обращение в милицию и судебная защита в ответ на криминальное действие В случае если процесс банкротства уже начат, то можно возбудить дело о незаконном захвате имущества продумать правильную тактику поведения в суде.

Дополнительные меры

К дополнительным мерам восстановления платежеспособности для малого, среднего или крупного бизнеса относятся:

Обращение к государственным или частным кредиторам Финансовая помощь от этих организаций позволит предприятию-должнику разобраться с кредитными обязанностями и частично вложить средства в развитие бизнеса.
Взыскать долги со своих покупателей Произведя окончательный расчет с покупателем за взятые в кредит товары и услуги, организация получит необходимые активы.
Увеличение уставного капитала Такое решение, принятое на собрании учредителей предприятия, принесет взносы участников в денежном эквиваленте.
Продажа организации Третьим лицам.
Новая эмиссия акций предприятия Такая стратегия организации привлечет в компанию вступительные взносы новых членов.
Поиск частных инвесторов Интересующихся отраслью, в которой работает компания.

Надёжные стратегии

Регламентирует особые меры, направленные на предупреждение банкротства стратегически важных организаций.

К ним относятся:

  • проведение анализа платежеспособности компании;
  • реорганизация;
  • погашение долга предприятия, работающего по оборонному заказу государства;
  • реструктуризация задолженности между бюджетом государства и специализированными внебюджетными фондами;
  • досудебная санация – компенсация долга государством с наложением на должника обязательств;
  • содействие при соглашении организации и кредитора о реструктуризации долга, то есть предоставляет государственную гарантию погашения задолженности;
  • прочие меры, определяемые индивидуально.

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств. Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства - это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник - унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Для кредитных организаций и предприятий стратегических отраслей существуют дополнительные меры по предупреждению банкротства.

Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

Судебные меры

К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом - введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

Финансовое оздоровление

Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

Максимальная продолжительность финансового оздоровления - два года.

Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

Главное отличие - это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

  1. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
  2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного арбитражного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
  3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
    • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
    • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего — проводить сделки, связанные:

  • с получением в долг денежных средств;
  • с переводом долга или уступкой прав требований;
  • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
  • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

Что нужно знать предпринимателям об ? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.
Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка . Эта мера направлена на защиту должников.

Внешнее управление

Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

Помимо реализации антикризисного плана возврату к нормальной работе должника способствует и введение моратория на выполнение должником обязательств перед кредиторами (за исключением текущих).

Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

Стратегические организации

Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

  • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
  • проведение реорганизации;
  • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
  • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
  • досудебная санация;
  • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
  • другие.

Внешнее управление вводится по решению арбитражного суда.

Кредитные организации

Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

  • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
  • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
  • проведение реорганизации;
  • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.

Любая организация без постоянных финансовых вливаний и при наличии жесткой конкуренции имеет высокие . Банкротство неизбежно, если вовремя не принять меры по его предупреждению и профилактике. Предупреждение банкротства организации – процесс многоэтапный и сложный. Чтобы выяснить причины и нормализовать работу компании, нужно обладать знаниями в экономике, маркетинге, менеджменте и бухгалтерии, а также иметь неплохую интуицию. Мы расскажем, какие меры по предупреждению банкротства организации следует предпринять, чтобы не нарушать закон и вовремя поддержать состоятельность своей компании.

Понятие и процесс

Предупреждение банкротства – это ряд мероприятий, направленных на улучшение характеристик и деятельности компании. Основная цель – . Во время процесса выявляются причины и факторы, которые пагубно влияют на организацию, принимаются меры по уменьшению или устранению угроз.

Для осуществления профилактических мероприятий применяются различные системы и методики, которые помогают вовремя выявить несостоятельность компании. Это дает возможность владельцам своевременно принять меры и избежать банкротства. Успешность зависит от качества и количества доступной информации, которую используют для анализа. При этом учитываются не только внутренние факторы, но и внешние.

Определяем причины и прогнозируем

Важным процессом при профилактике банкротства является определение типичных его причин. По закону РФ, любое юридическое лицо, которое является самостоятельным субъектом, обязано вовремя принять меры по предотвращению банкротства компании. На государственном уровне продумана целая система по предупреждению угроз.

Системой предупреждения банкротства называется объединение органов государственного управления и организаций, которые вместе принимают профилактические меры и дают предварительную оценку вероятности банкротства компании. Субъекты системы предупреждения банкротства сотрудничают между собой и разрабатывают методики, которые предупреждают несостоятельность компаний. Но лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины. Это даст возможность вовремя принять меры по устранению этих причин.

Лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины.

Методов прогнозирования несостоятельности организации более десяти. В каждом конкретном случае он выбирается в зависимости от доступности данных и сроков. По эффективности выделяются несколько методов прогнозирования банкротства организации.

Экстраполяция

Это метод прогнозирования состояния организации за небольшой отрезок времени ее деятельности. Как правило, причиной банкротства организации является ухудшение ее финансового состояния в связи с экономическими изменениями в государстве. Для прогнозирования берется короткий промежуток времени, за который оценивается финансовое состояние организации, и аналогичный за прошедший период.

При анализе выявляется статистический ряд, который используется в прогнозировании. Результат прогноза по методу экстраполяции может меняться в зависимости от взятого промежутка и общей экономической ситуации в государстве. Например, в связи с санкциями 2016 года, по прогнозу, риски банкротства компаний, которые сотрудничают с зарубежными фирмами, высокие. Но с отменой санкций риски сокращаются на 85%.

Экспертная оценка

Этот метод используют при нестабильной экономике и более продолжительном периоде анализа. На практике метод экспертной оценки довольно прост. Для осуществления прогнозирования собирается группа из экспертов, которым раздают анкеты с вопросами по организации. Ответы должны выражаться цифрами, например от 1 до 10. Экспертам необходимо дать оценку изменениям в компании по определенным параметрам. По результатам выводят среднее арифметическое и делают прогноз о рентабельности бизнеса в дальнейшем.

Этот метод считается одним из самых точных, так как оценивать организацию будут эксперты в различных отраслях: экономике, финансах и прочем.

Моделирование

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом. Специальное ПО по введенным данным проводит статистику и делает анализ платежеспособности организации. При помощи метода моделирования в прогнозе учитываются данные сразу из различных областей: экономики, статистики, демографии, бухгалтерии, социологии.

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом.

Этим методом легко выявить как внутренние, так и внешние факторы, которые могут привести к банкротству организации. Например, становится явным воздействие одного сотрудника на другого, приводящее к действиям, которые противоречат законодательству и способствуют ухудшению финансового состояния компании.

Действия после прогнозирования

Прогнозирование – это самый первый этап на пути предупреждения банкротства. На его основе разрабатывается целая система мероприятий по предупреждению несостоятельности организации.

При борьбе с несостоятельностью компании так или иначе затрагивается . В некоторых случаях организацию ограничивают в ее законных правах. Но эти методы применяются редко и никогда не нарушают законодательство РФ. Субъекты, которые занимаются предупреждением банкротства, всегда действуют только в законных рамках. Как любые правоохранительные органы, они должны не только выявить преступление, но и объяснить его причину. К ним относят также налоговую полицию, прокуратуру.

Согласно гл. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, учредители компании, как только появляются первые признаки банкротства, должны принять соответствующие меры по предупреждению неликвидности организации.

Решить проблему и не допустить банкротства организации можно несколькими способами:

  1. Финансовая помощь от учредителей организации или иных лиц. Если вы сами не в силах предотвратить банкротство, то можно поискать инвесторов, готовых оказать вам финансовую помощь на определенных условиях.
  2. При помощи перераспределения структуры пассивов и активов компании.
  3. Повысить размер уставного капитала компании.
  4. Другие способы, которые не противоречат законам РФ.

Если меры по предупреждению банкротства найдены, то составляется план по восстановлению платежеспособности, и информация отправляется контролирующим органам власти. Это регламентировано ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ.

В плане восстановления платежеспособности организации подробно расписывается финансовое состояние компании, меры по предотвращению несостоятельности и сроки их выполнения. Сроки не могут затягиваться более чем на 6 месяца с момента появления основания для их реализации. К плану прилагаются документы, которые подтверждают реальность выполнения действий. Контролировать исполнение плана по восстановлению платежеспособности организации будут компетентные государственные органы – налоговая полиция или прокуратура.

Чтобы не нарушать закон, необходимо вовремя проводить анализ своей компании на платежеспособность и состоятельность. Если результаты прогнозов неутешительные, то постарайтесь найти причины финансового краха. Если вовремя принять меры по предотвращению банкротства организации, то компания продержится на плаву в сложные времена и встанет на ноги.

Введение

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм. Основанием правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Но все же, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) центральным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

В сентябре 2002 года был опубликован новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Новый закон по некоторым позициям значительно отличается от старого и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства. В нем обнаруживается стремление законодателей обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений. Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным в силу специфики некоторых групп правоотношений, требующих излишне детальной регламентации, выходящей за рамки регулирования данного закона. В связи с этим в подобных ситуациях допускается принятие иных федеральных законов и других нормативных правовых актов.

Новый закон направлен, прежде всего, на то, чтобы решить вопрос выхода предприятия из кризиса путем замены неэффективных собственников. Механизм, заложенный в законе - а именно, продажа бизнеса должника, позволяет привлечь на предприятия на конкурсной основе инвесторов, которые, заплатив за него немалые деньги, были бы кровно заинтересованы в дальнейшем эффективном развитии производства.

Предупреждение банкротства очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут прийти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей.

Статья 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве» определяет одну из мер, направленных на предупреждение банкротства - досудебную санацию.

Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей.

Цель данной курсовой работы - дать подробную характеристику мерам по предупреждению банкротства.

Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника. Досудебные мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась; во-вторых либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основание есть, но ими еще никто не воспользовался.

Правовой регламентации этих мероприятий посвящена гл.2 Закона о банкротстве, которая называется «Предупреждение банкротства».

Предупреждение банкротства может быть названо досудебной (внесудебной) стадией развития конкурсных отношений. Начинается эта стадия в момент возникновения финансовых проблем у должника и может продолжаться как при отсутствии признаков банкротства, так и при их наличии, однако в последнем случае в любой момент досудебные процедуры могут быть прекращены, т.е. смениться судебными.

Предупреждение банкротства очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут прийти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.

Статья 30 определяет, какие субъекты могут применять меры в отношении должника в целях возбуждения в отношении его производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Эти субъекты: учредители (участники) должника; собственник имущества должника унитарного предприятия; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами. Для указанных субъектов установлена обязанность принимать своевременные меры по предупреждению банкротства. Однако, как следует из комментируемой статьи, эта обязанность не подкреплена положениями об ответственности за ее неисполнение. Теоретически можно обосновать необходимость привлечения к ответственности за причинение неисполнением данной обязанности убытков должнику либо кредиторам, однако на практике крайне сложно доказать наличие причинной связи между действиями (бездействием) названных субъектов и возникшими убытками.

Кроме того, принимать необходимые меры могут кредиторы либо иные лица на основании соглашения с должником. Следует отметить, что соглашение с должником необходимо в любом случае - независимо от того, какой субъект осуществляет досудебные мероприятия.

Закон не называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст.31 Закона).

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия о наличии признаков банкротства.

В статье 3 Закона определяются признаки банкротства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что речь идет о признаках, при наличии которых суд может признать должника несостоятельным (банкротом). Единственный такой признак для юридических лиц - срок неисполнения требований кредиторов, который должен быть больше трех месяцев (размер задолженности при этом не имеет значения, так как учитывается только в системе признаков, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника). Во всех случаях подлежат учету как требования из денежных обязательств, так и требования по уплате обязательных платежей.

Таким образом, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если существует даже минимальная задолженность более чем три месяца. В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности установление презумпции невозможности осуществления деятельности при наличии неисполняемых требований кредиторов (возможности должника по удовлетворению этих требований могут быть учтены на восстановительных стадиях, но если они ни к чему не привели, то должник признается банкротом независимо от представления доказательств наличия имущества и т.п.).

Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника.

Следует отметить, что в силу прямого указания Закона, к гражданам -индивидуальным предпринимателям применяется критерий неплатежеспособности. Российская юстиция №11, 2004 г.

Отметим, что по Закону 1992 г. критерий неоплатности присутствовал и для юридических лиц, что крайне негативно отразилось на практике, когда отдельные должники в течение длительного времени поддерживали активы на несколько более высоком уровне, чем пассивы (в том числе и путем частичного удовлетворения требований), не опасаясь банкротства.

Критерий неоплатности в настоящее время применяется для юридических лиц - естественных монополистов топливно-энергетического комплекса. банкротство досудебный санация

Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, Закон не содержит. Исходя из анализа практики, можно составить примерный перечень таких мер:

Анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;

Прогнозирование экономической ситуации, а также факторов ивнедрение новой маркетинговой политики;

Реорганизационные мероприятия (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства). В таких случаях обязательным является соблюдение положений ст. 57--60 ГК РФ. Следует отметить, что норма, дающая кредиторам право потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должника с возмещением убытков, может привести к банкротству даже вполне платежеспособного должника. Если же речь идет о предупреждении банкротства (т.е. о предбанкротном состоянии должника), применение реорганизации представляется нецелесообразным;

Структурная перестройка производства, в рамках которой возможны продажа какого-либо имущества должника, закрытие неперспективных производств, перепрофилирование деятельности. Теоретически возможна и продажа бизнеса (одного из бизнесов) должника, которая в этом случае будет проводиться в соответствии сост. 132, 549-566 ГК РФ;

Усовершенствование системы управления предприятием-должником. Это может быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.;

Достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощении долга и т.д. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства), 2002, стр.84-85.

Ученые отмечают, что в качестве досудебной меры, направленной на предупреждение банкротства, может рассматриваться предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) определенных лиц.

С этим мнением следует согласиться, но с учетом необходимости ограничить такую меру от досудебной санации. В данном случае главным является факт не инвестирования, а предоставления обеспечения по договору (необязательно кредитному), заключаемому должником с третьим лицом.

Эта мера актуальна, когда должник вследствие неустойчивости своего финансового положения не может предложить контрагентам сколько-нибудь серьезного обеспечения исполнения своих обязательств. Обеспечением, предоставляемым кредитору по обязательствам должника, может быть залог, поручительство, банковская гарантия.

Залог предоставляется в соответствии с нормами § 3 гл. 23, в силу положения п. 1 ст. 335 ГК РФ, устанавливающего, что залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. В случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, взыскание будет обращено на предмет залога. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства) - 2002, стр.90-91.

Поручительство предоставляется в соответствии с нормами § 5 гл. 23 ГК РФ; в результате поручитель обязывается солидарно с должником.

Предоставление банковской гарантии в рамках мер по досудебному предупреждению банкротства возможно, если субъектом, действующим в интересах должника, является банк, иное кредитное учреждение либо страховая организация (например, одним из учредителей юридического лица -- должника является страховая компания). В такой ситуации контрагент, предоставивший должнику финансовую либо иную помощь в случае неисполнения должником обязательства, может предъявить требование к гаранту.

Представляется, что к числу досудебных мер, направленных на предупреждение банкротства, может быть отнесено и заключение на выгодных для должника условиях договоров, быстро и значительно повышающих его кредитоспособность. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Между должником ООО «Р», находящимся награни банкротства, и крупным АО «С», являющимся собственником престижного офисного центра, был заключен договор аренды этого центра сроком на 49 лет. Наряду с договором «Р» и «С» подписали дополнительное соглашение, в котором указывалось, что договор аренды заключен с целью предупреждения банкротства «Р»; при этом ООО «Р» обязывалось в качестве платы за заключение этого договора (наряду с арендными платежами) через полгода передать «С» 40% платы, полученной по субарендным договорам за последние 3 месяца. Заключение указанного договора аренды значительно повысило платежеспособность должника, увеличив стоимость его имущества (за счет стоимости прав аренды конкретного объекта). В результате «Р» смогло заключить несколько других выгодных договоров (наличие прав аренды служило своеобразным обеспечением), исполнило требования кредиторов, срок по которым наступил. Платежеспособность «Р» в течение нескольких месяцев полностью восстановилась; заявления о банкротстве удалось избежать.

Поделиться: