Нужно ли России гражданское общество.

Сегодня в России существует отчуждение между социумом и властью, которое породило не только недоверие «низов» к «верхам», но и неприязнь «верхов» к «низам», прежде всего к любым формам самодеятельности общества, в силу неразвитости социальных интересов. Отсюда и постоянное стремление государства не взаимодействовать с институтами гражданского общества, а управлять ими, игнорировать импульсы снизу, пытаясь превратить гражданские движения и объединения в каналы односторонней передачи указаний «сверху вниз».

В современной России формирование гражданского общества происходит одновременно с переходом к демократической системе правления и рыночной экономике. И в данном переходе гражданское общество должно помочь России. Оно является неким «мотором» в развитии страны по направлению построения правового государства с рыночной экономикой. В настоящее время данная проблема стоит в центре внимания. Постоянно в своих выступлениях и обращениях высшее руководство страны, политические и общественные деятели акцентирует внимание на том, что необходимо создать действующее гражданское общество, а также необходимо взаимодействие государства и власти с институтами гражданского общества при формировании тех или иных базовых законопроектов.

В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем.

Президент Российской Федерации В. В. Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина». Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Сегодня общество может выражать свои интересы и подавать импульсы власти через различные каналы. Непосредственная связь с представителями власти местного, регионального и федерального уровней (отправка индивидуальных и коллективных писем, дни личного приема и т. д.). «Достучаться до власти» можно также через политические партии. Например, фракция ЛДПР создала интернет-проект, где люди могут отправить снятые самим видеоролики о случаях коррупции, нарушении прав и закона и т.д. После чего партия отправляет депутатский запрос в соответствующие органы государственной власти. Также подавать импульсы властям граждане могут через средства массовой информации и т.д.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.

2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

4. Последней особенностью, которую выделяет автор, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество

Исходной идеей гражданского общества является преобразова­ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие , равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества - человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество .

типы гражданского общества:

социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

общество как совокупность граждан страны;

мировое сообщество граждан.

Признаки в современном понимании.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

    высокое сознание людей;

    высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

    широкие связи между членами общества;

    наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

    децентрализация власти;

    передача части власти органам самоуправления;

    согласование позиций вместо конфликтов;

    развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

    личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

    наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов . В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя (например, через суд).

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система . Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система . Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество , где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Структура.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Суммируя все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г. о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ Г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражданское общество

комплекс общественных отношений, самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков ГО. Оно стоит прежде всего на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни. Структурными элементами ГО являются: в экономической сфере - негосударственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы (артели), союзы (ассоциации) и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, др. организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения (религия). В России еще не сформировано ГО, а есть только его отдельные фрагменты, ростки, которые вырывались, затаптывались и затаптываются как прежними, так и нынешними российскими властями. Во многом этому способствует отсутствие традиций развития ГО в стране. Поэтому в России предстоит формировать ГО как разветвленную сеть не зависимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Необходимыми условиями формирования ГО являются: создание социальной и правовой основы ГО социального и правового государства, где государство и граждане равноответственны друг перед другом и перед законом, где все публичные власти и все граждане подчинены нормам права; достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт ГО. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения - без этого оно окажется неспособным принять ценности ГО, даже не поймет необходимости его становления и развития.

Исторически идея Г.о. зародилась еще в античном мире вместе с формированием таких понятий, как «гражданство» и «гражданин». Понятие civitas (общество) образовалось именно от понятия civis (гражданин). Переход от идеи Г.о. к определенной философско-правовой концепции Г.о. впервые отчетливо выразился в трудах Т. Гоббса «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). В последующие столетия эта концепция развивалась и углублялась целой плеядой представителей философской и политической мысли - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем, К. Марксом, А. Грамши. Ж.-Ж. Руссо в своем трактате «Об общественном договоре» впервые разделил отождествлявшиеся Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого, по мысли Руссо, является подданный, второе же формирует гражданина. Соответственно разделяются права человека и права гражданина.

В истории Нового времени развитие идеи и концепции Г.о. получило государственно-правовое воплощение в переходе от феодального абсолютизма к конституционно-монархическим или республиканским политическим режимам (Англия, Швеция, Дания, Франция). В российской истории зачатки формирования Г.о. постоянно наталкивались на значительно более сильные тенденции огосударствления всего и вся. Российское государство практически всегда рано или поздно поглощало и подчиняло себе любые общественные инициативы или структуры. Аморфность и анемичность Г.о. не проходит бесследно и для государства. Для российской истории Новейшего времени - это социальный тупик большевизма-коммунизма.

В Германии - это гитлеризм и все, что с ним связано. Оптимальная модель развития государства и Г.о. должна включать в себя механизм постоянно корректируемого динамического равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития. Это всегда процесс, а не состояние. Государство-сторож, минимальное государство может и должно в определенные исторические периоды превращаться в Г.- интервенциониста, берущего на себя функцию арбитра остроконфликтующих сторон Г.о. Промышленно и социально развитые страны Запада давно пережили состояние экономики, полностью свободной от какого-либо вмешательства в нее государства, и осуществляют на практике программы государственного регулирования социально значимых сфер экономики. Опыт этих и других стран говорит о том, что при слабом государстве невидимая рука рынка помогает по преимуществу достаточно немногочисленным, легко адаптируемым к рыночным условиям членам общества. Как следствие - Г.о. резко поляризуется, превращаясь в поле серьезнейших социально-политических конфликтов. Решение этой проблемы - в эффективном воздействии «видимой» (и поэтому общественно контролируемой) руки государства, компенсирующей временные социальные последствия рыночных преобразований.

Поделиться: