Форма заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Органы опеки и попечительства Заключение органа опеки возможности опекуном

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина 1,
о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)2

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга

(с указанием

почтового индекса)

Проживающий(щие) по адресу

(с указанием почтового

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью).

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующихпринятию ребенка на воспитание в семью)

Материальное положение (имущество, размер заработной платы , иные виды доходов,
соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе)

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Заключение о возможности/невозможности

(фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя(-лей))

быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)3:

(решение о возможности/невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)

принимается с учетом пожеланий граждан(ина) относительно количества и состояния здоровья детей,

в случае принятия решения о невозможности быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны

(попечители) должны быть указаны причины отказа 4)

_____________________________

1 Гражданам, состоящим в зарегистрированном браке, оформляется одно заключение.

2 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Если заключение оформлено на нескольких листах, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью органа, выдавшего заключение.

3 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства.

4 Указываются нормы нормативных правовых актов , в соответствии с которыми принято решение о невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители).

Приложение N 13

без попечения родителей,

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: Кузнецова Мария Ивановна.

Дата рождения: 17.11.1980,

Дата рождения: 11.12.1980, 628285, г. Урай, ул. Ленина, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Урай, ул. Пионеров, .

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Кузнецовы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Кузнецова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Марии Ивановны от первого брака.

Супруги Кузнецовы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Урае проживают родители Марии Ивановны, которые поддержали супругов Кузнецовых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Мария Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Мария Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Семья Кузнецовых проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Кузнецовых состоит из заработной платы Марии Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Кузнецовы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Супруги Кузнецовы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

В соответствии с Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая документы, представленные гражданами, акт по результатам обследования жилищно-бытовых условий семьи, управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска считает возможным поставить на учет Кузнецову Наталью Ивановну Кузнецова Сергея Николаевича в качестве кандидатов в опекуны одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Приложение N 13

к Порядку формирования, ведения

и использования государственного

банка данных о детях, оставшихся

без попечения родителей,

утвержденному Приказом Минобрнауки

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина,
о возможности гражданина быть опекуном

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: .

Дата рождения: 17.11.1980, зарегистрированная по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) второго супруга: .

Дата рождения: 11.12.1980, зарегистрированный по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, .

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью):

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Ивановы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Иванова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Натальи Ивановны от первого брака.

Кирилл и Ольга выразили письменное согласие на прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Супруги Ивановы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Ханты-Мансийске проживают родители Натальи Ивановны, которые поддержали супругов Ивановых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Наталья Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Образование и профессиональная деятельность:

Наталья Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Сергей Николаевич имеет среднее специально образование. Трудоустроен водителем в.

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующих принятию ребенка на воспитание в семью):

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Материальное положение (имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе):

Семья Ивановых проживают в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы Натальи Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью:

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Ивановы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Супруги Ивановы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Заключение о возможности/невозможности граждан быть кандидатами в опекуны:

Согласно справке Информационного центра Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре следует, что у Иванова Сергея Николаевича имелась судимость за преступление, совершенное по части 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данное преступление относится к категории против семьи и несовершеннолетних, что в соответствии с частью 1 статьи 146 Семейного кодекса является основанием для отказа в назначении опекуном несовершеннолетнего гражданина.

В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая наличие у гражданина судимости за преступления, относящегося к категории против семьи и несовершеннолетних, администрации города Урая приходит к выводу о невозможности Ивановой Натальи Ивановны и Иванова Сергея Николаевича быть опекунами несовершеннолетнего гражданина.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание...

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

ПОДБОРА, УЧЕТА И ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН,

ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ

УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее - опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление), в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном;

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном;

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы:

краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном;

справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке , установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы, указанные в абзаце десятом настоящего пункта, действительны в течение года со дня выдачи, документы, указанные в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, действительны в течение 6 месяцев со дня выдачи.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 391 в данные Правила внесено изменение (в части дополнения пунктом 4(1)), вступающее в силу с 1 сентября 2012 года, которое было признано утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, вступающим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Российской газете" - 18.05.2012).

4(1). Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение, заявление и документ, предусмотренный абзацем тринадцатым пункта 4 настоящих Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами четвертым - шестым пункта 4 настоящих Правил.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанных в абзацах двенадцатом и четырнадцатом пункта 4 настоящих Правил, орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6(1). Ответы на запросы органа опеки и попечительства о подтверждении сведений, предусмотренных абзацами четвертым и шестым пункта 4 настоящих Правил, направляются уполномоченным органом в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Форма и порядок представления ответа на запрос органа опеки и попечительства о подтверждении сведений, предусмотренных абзацем пятым пункта 4 настоящих Правил, а также форма соответствующего запроса органа опеки и попечительства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Ответ о подтверждении указанных сведений направляется в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

В случае если сведения, указанные гражданами в заявлении в соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 4 настоящих Правил, были подтверждены более года назад, орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) повторно запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение таких сведений.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.

8. В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

9. Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Орган опеки и попечительства на основании заключения о возможности гражданина быть опекуном в течение 3 дней со дня его подписания вносит сведения о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

После внесения сведений о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами, орган опеки и попечительства представляет гражданину информацию о ребенке (детях), нуждающемся в установлении над ним опеки или попечительства, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

10(1). Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

11. Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Российское законодательство предусматривает следующие виды защиты прав детей, оставшихся без родительской заботы. Это опека и попечительство над детьми.

В чем же разница между этими двумя понятиями?

Опекунство над ребенком устанавливается над несовершеннолетними детьми от момента их рождения и до достижения возраста 14 лет. Опекун становится законным представителем ребенка и совершает все значимые юридические действия, направленные на защиту прав и законных интересов опекаемого ребенка.

В свою же очередь попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Назначенный органом опеки попечитель должен оказывать своим подопечным помощь в реализации ими своих прав и обязанностей, соответствующих их возрасту. Попечитель ограждает несовершеннолетних от неправомерных действий иных лиц.

Кто может стать опекуном или попечителем детей

Только совершеннолетние и полностью дееспособные граждане могут стать опекунами или попечителями детей.

Существует достаточно широкий перечень лиц, которые не могут по тем или иным причинам претендовать на опеку или попечительство.

Лица, которые не могут быть опекунами или попечителями:

  • Ранее лишенные родительских прав.
  • Ограниченные судом в родительских правах.
  • Имеющие хронические заболевания: алкоголизм или наркомания.
  • Лица, которых отстранили от выполнения обязанностей опекунов или попечителей ранее.
  • Лица, в отношении которых были отменены опека или попечительство за виновные действия.
  • Ранее судимые лица, лица имеющие непогашенную судимость, привлеченные или привлекавшиеся к уголовному преследованию за определенные категории преступлений: преступления против жизни и здоровья, свободы, чести или достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, мира и безопасности человечества.
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления следующих категорий: тяжкие и особо тяжкие.
  • Наличие у лица заболеваний, которые являются препятствием передачи ребенка под опеку или попечительство.
  • Отсутствие у лиц специальной подготовки для выполнения обязанностей опекунов или попечителей. Такая подготовка не требуется близким родственникам ребенка, лицам, которые ранее выполняли обязанности опекунов или попечителей и не были лишены таких обязанностей.
  • Лица одного пола, состоящие в браке либо проживающие совместно.

Какие права есть у опекунов и попечителей

Лица, назначенные в качестве опекунов или попечителей детей обязаны совместно проживать с ними. Раздельное проживание допускается только с разрешения органов опеки и попечительства. При желании опекуна или попечителя изменить место своего проживания обязательно должны быть уведомлены об этом органы опеки.

На попечителей и опекунов в полном объеме ложиться забота о воспитании взятых детей. Опекуны и попечители должны полностью содержать детей. В случае необходимости обеспечивать им должный уход и лечение.

Получение ребенком основного общего образования также является обязанностью опекунов и попечителей. Создание необходимых условий для поддержания общения между ребенком и его родственниками входит в круг обязанностей наряду с заботой о здоровье детей и их физическом развитии.

Вывод: Опекуны и попечители должны отстаивать и защищать любые законные права своих подопечных.

Лица, взявшие на себя заботу над детьми при исполнении своих обязанностей, должны руководствоваться интересами самого ребенка. Если же предпочтения ребенка трудно установить в процессе общения с ним, то тогда возможно учитывать мнение его родственников или иных лиц, которые ранее опекали ребенка.

Как оформить опекунство или попечительство над ребенком

Порядок назначения опекуном или попечителем ребенка включает в себя следующие действия.

Хотите первыми читать полезные статьи? Подписывайтесь на канал в Telegram!

Прохождение специальной подготовки

Если Вы ранее не исполняли обязанности опекуна или попечителя, то первое, что необходимо сделать – это пройти обучение в качестве кандидата, претендующего взять в свою семью на воспитание ребенка, который остался без попечения своих родителей. Такая подготовка проводится в органах опеки и попечительства. Существуют также специальные организации, которые проводят такую подготовку. Все мероприятия осуществляются бесплатно. Вам необходимо обратиться в данные учреждения с письменным заявлением о желании пройти подготовку. После прохождения обучения вам выдадут соответствующее свидетельство о прохождении подготовки. О месте нахождения таких организаций и порядке прохождения обучения можно узнать, обратившись в органы опеки по месту своего жительства.

Документы необходимые для опекунства или попечительства

Существуют два варианта по сбору документов. В зависимости от варианта подготавливается различное количество необходимых документов.

Первый вариант – У Вас уже имеется заключение органов опеки и попечительства о возможности быть усыновителем. При этом обстоятельств, мешающих быть опекуном или попечителем нет.

В этом случае необходимы следующие документы:

  • Ваш паспорт.
  • Вышеуказанное заключение о возможности быть усыновителем.
  • Ваше заявление о назначении вас опекуном или попечителем.
  • Письменное согласие всех совершеннолетних членов вашей семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с вами.

Второй вариант – у вас нет заключения органов опеки и попечительства о возможности быть усыновителем.

Тогда необходим следующий комплект документов:

  • Ваш паспорт.
  • Заявление с просьбой о назначении вас опекуном.
  • Справка с места работы, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий ваш доход, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги).
  • Выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства.
  • Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • Копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
  • Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • Автобиография.
  • Копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Подача документов в орган опеки и попечительства

Многие граждане не знают где оформить опекунство над ребенком. Когда Вы хотите получить заключение о возможности быть опекуном или попечителем необходимо собранные документы подавать в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Документы можно подать следующими способами:

  • Личное обращение.
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг.
  • Через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Обследование условий жизни граждан, претендующих на опеку или попечительство

Когда все необходимые документы для опекунства будут собраны и поданы, то через несколько дней к Вам, по месту вашего жительства придут представители органов опеки для проверки жилищных условий, выяснят мотивы, почему вы хотите быть опекуном или попечителем детей, оценят вашу способность к воспитанию детей, иные личные качества также будут оценены.

По итогам посещения в течение нескольких дней будет составлен акт обследования жилищных условий гражданина, который хочет быть опекуном. В нем будут изложены доводы можете ли вы быть опекуном или попечителем ребенка.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Выдача заключения о возможности быть опекуном или попечителем

Когда все необходимые документы будут оформлены орган опеки и попечительства с учетом проведенного обследования условий жизни утверждает заключение о вашей возможности быть опекуном или попечителем. Данное заключение выдается вам на руки и действует в течение 2 лет с момента выдачи. Гражданина, претендующего на опеку или попечительства, ставят на учет в качестве лица, претендующего стать опекуном или попечителем ребенка.

Подбор ребенка

Когда у Вас на руках будет соответствующее заключение о возможности быть опекуном или попечителем ребенка, с этого момента можно начинать производить подбор ребенка.

Обычно ребенок подбирается в месте проживания будущего опекуна или попечителя из детских учреждений для детей-сирот. Когда ребенка не удается подобрать по месту жительства, то есть возможность обратиться к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта РФ или в федеральный банк данных Министерства образования и науки РФ.

В органе опеки и попечительства по месту вашего жительства предоставят всю информацию о порядке подбора ребенка в семью.

Оформление опеки или попечительства над ребенком

После подбора ребенка необходимо оформить на него опекунство или попечительство. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. По результатам рассмотрения заявление будет издан соответствующий акт о назначении вас опекуном или попечителем ребенка. 4 оценок, среднее: 5,00 из 5 )

Статья Как оформить опеку или попечительство на детей была изменена: Март 2nd, 2019 автором Немцев Д.С.

В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родителей, а также над недееспособными взрослыми устанавливается опека или попечительство. Данные действия необходимы для защиты их законных интересов и прав, а также для воспитания, образования и развития в данном случае несовершеннолетних. В этих целях в стране организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их деятельность, права и обязанности закреплены на законодательном уровне.

Понятие опеки и попечительства

Опека, согласно законодательству РФ - это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство - это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) - это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ - это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

Правовое регулирование

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Структура

Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.

Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.

Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

Задачи

Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны:

  1. Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
  2. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
  3. Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.

Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.

По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.

Полномочия

Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:

  • определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
  • подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
  • установление попечительства и опеки;
  • предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
  • заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
  • предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
  • проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
  • защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.

В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:

  • контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
  • освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
  • оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.

А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив - нескольким опекунам одного и того же подопечного.

Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.

Обязанности ООП при смене места жительства подопечного

В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.

Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры - не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

ООП и имущество подопечных

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

При этом попечители должны получитьразрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране - это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.

МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Назрела необходимость внести изменения в систему органов опеки и попечительства: пересмотреть обязанности кадров, которые частично можно передать другим организациям, увеличить штаб сотрудников опеки и их финансирование, а также сформировать систему подготовки специалистов, считают общественники, опрошенные РИА Новости.

Своим видением реформирования органов опеки и попечительства с РИА Новости поделилась и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

В последние месяцы в СМИ обсуждалось несколько громких тем, в контексте которых не раз возникали вопросы к отсутствию своевременных действий со стороны органов опеки. Так, в мае мужчина и женщина похитили трехлетнего мальчика в Морозовске Ростовской области. Ребенок был найден, а предполагаемые похитители — супруги из Волгоградской области — также подозреваются в убийстве одного из приемных детей. Следователи выяснили, что у подозреваемых на воспитании находятся пять несовершеннолетних детей, из которых четверо — приемные, при этом в сентябре 2016 года один из приемных детей внезапно исчез. Тогда опекуны не стали обращаться в правоохранительные органы и продолжали получать причитающиеся выплаты. Было возбуждено уголовное дело об убийстве. Тело ребенка было найдено, представитель СУ СК РФ по Волгоградской области подтвердила РИА Новости, что женщина призналась, что сама захоронила приемного сына, который якобы скончался от заболевания.

Еще одна история - дело семьи Дель. Скандал вокруг многодетной семьи разгорелся в середине января в Зеленограде. По словам работников детского сада, они обнаружили на теле одного из детей следы побоев, которые, по его словам, ему нанес отец. Сотрудники органов опеки и попечительства изъяли из семьи 10 детей. Однако вскоре двоих детей, которые находились в приюте, вернули их бабушке. Опеку еще над восемью детьми семья расторгла. Инцидент получил большой общественный резонанс.

Инициатива детского омбудсмена

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала ряд законодательных предложений по совершенствованию органов опеки и попечительства в РФ. В частности, детский омбудсмен выступила за то, чтобы сотрудники органов опеки осуществляли фото- и видеофиксацию данных при проверке условий жизни той или иной семьи.

"По нашему мнению, это позволит исключить составление актов без выезда специалиста в семью, т. е. предоставления заведомо недостоверной информации", — пояснили РИА Новости в аппарате Кузнецовой.

Кроме этого, Кузнецова поддержала инициативу дать возможность органам опеки и попечительства "делегировать организациям полномочия по обследованию условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей".

Детский омбудсмен также считает нужным предоставить возможность обоим родителям назначать своему ребенку опекуна на случай одновременной смерти.

"Считаю, что предлагаемые изменения части 2 ст. 13 федерального закона "Об опеке и попечительстве", предоставив обоим родителям право изъявить свою волю о назначении ребенку опекуна на случай смерти, позволят защитить будущее несовершеннолетнего", — приводят слова Кузнецовой ее пресс-служба.

В аппарате пояснили, что сейчас по закону подать заявления о назначении опекуна или попечителя для своего ребенка на случай смерти может лишь один родитель в ситуации, когда второй родитель не может выполнять свои обязанности по той или иной причине (например, по причине неустановленного отцовства или смерти).

Что же происходит с опекой?

Общественники полагают, что органы опеки попечительства недостаточно справляются с возложенными на них функциями, но прежде чем принимать жесткие решения о реформировании структуры, необходимо разобраться в истинных причинах сложившейся ситуации.

"Мы не укрепляем аппарат, не создаем людям условия для того, чтобы они имели возможность нормально работать, не обеспечиваем их законодательной базой твердой, крепкой, соответствующей конституции, а потом начинаем их упрекать в том, что они где-то недоработали", — заявила РИА Новости юрист-эксперт общероссийской общественной организации "Родительское всероссийское сопротивление" Людмила Виноградова.

По мнению члена комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты (ОП) РФ Юлии Зимовой, есть целый ряд факторов, повлиявших на органы опеки.

"Вопрос в том, что в органах опеки сейчас действительно серьезная текучка - раз, неподготовленность кадров - два. То есть у нас нигде не обучают быть сотрудником органов опеки", — сказала Зимова.

Кроме того, подчеркивает она, сотрудников органов опеки "мало по сравнению с тем задачами, которые есть", поэтому "надо или увеличить количество этих сотрудников, специалистов и, соответственно, зарплаты, или снять с них часть полномочий".

В частности, со слов Виноградовой, нагрузка на одного сотрудника органов опеки может достигать 240 семей. При этом специалисты должны дважды в год проверить условия проживания и воспитания детей в замещающих семьях, напомнила руководитель группы по разработке профессионального стандарта специалистов органов опеки и попечительства, член правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Галина Семья.

"У нас в стране (замещающих семей) полмиллиона…, то есть нужно осуществить по стране каждый год один миллион проверок. Специалист приходит из органов опеки, у него есть специальный акт, он по этому акту смотрит, спрашивает и заполняет. Но любому разумному человеку понятно, что… качество проверки будет ужасное. А некоторые… рисуют этот акт", — сказала Семья, добавив, что на 29 миллионов детей в России приходится только 11 тысяч сотрудников органов опеки.

Семья отметила и такую проблему, как "невнятное представление об органах опеки" среди населения страны. Более того, своеобразная "невнятность", по ее мнению, существует и в законодательстве, регулирующем работу этой структуры.

"В законодательстве очень невнятно прописаны разные критерии, по которым должны работать органы опеки и попечительства. Самое резонансное, что было - это критерий, по которому ребенок отбирается у родителей… Есть ряд терминов в законодательстве, который не разъяснен законодателем", — пояснила она.

Решение проблемы глазами общественников

Член ОП РФ Юлия Зимова считает, что "первая важная задача - это обучить кадры опеки, вторая важная задача - это увеличить их количество" и, соответственно, финансирование.

"Очень важно разграничение полномочий между органами опеки и между социальной защитой, потому что органы соцзащиты должны, на мой взгляд, полноценно работать с семьей. К сожалению, часть функций, которые они могли бы на себя взять, она есть сейчас у органов опеки", — сказала Зимова.

В частности, общественница предложила ввести должность семейных агентов, которые бы в индивидуальном порядке помогали семьям решать их проблемы.

"В первую очередь, если мы реформируем органы опеки и попечительства, то мы должны прямо в связке параллельно серьезно реформировать систему соцзащиты с точки зрения именно индивидуального подхода к семье. То есть соцзащита должна обеспечивать концентрацию сил и денег вокруг семьи конкретной, вокруг конкретного ребенка… Это идеальная система… если у тебя есть семейный агент", — сказала Зимова.

Передать часть функций органов опеки другим ведомствам предложила и Виноградова. Так, по ее мнению, "профилактикой преступлений и правонарушений должны заниматься правоохранительные органы", так как "это не компетенция органов опеки" и "не компетенция органов соцзащиты, которые должны не выискивать преступления, а помогать тем людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации".

Семья также предложила разгрузить органы опеки, позволив им привлекать сторонние организации или других профильных специалистов.

"Мы предлагаем… законодательно разрешить органам опеки передачу этих полномочий при сохранении у органов опеки полномочия о принятии решений… Или позволить органам опеки приглашать тех специалистов, которые им нужны", — сказала Семья РИА Новости, пояснив, что речь идет о полномочиях, которые "требуют специальных знаний в области психологии, педагогике и так далее".

Член ОП РФ также считает необходимым совершить "технический апгрейд" сотрудников органов опеки. Например, выдать специалисту планшеты, "где у него будут все обновления последние по законодательству, он сможет фотографировать детей, будет планинг".

"Понятно, что реформа системы органов опеки в принципе нужна. Другой вопрос, есть ли сейчас на это возможности, не столько даже финансовые, сколько экспертные, и возможности это проконтролировать", — заключила Зимова.

Поделиться: