Чрезвычайные ситуации подразделяются на. Виды чрезвычайных ситуаций, характеристика и классификация

В настоящем материале под понятием "объект экономики" понимается государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия как объекты экономики классифицируются по основным показателям, имеющим определяющее значение в вопросах обеспечения техногенной безопасности населения и территорий, а также взаимодействия территориальных органов управления и органов госнадзора по обеспечению промышленной безопасности.

При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются:

Ø форма собственности предприятия;

Ø техническая сложность объекта экономики;

Ø виды опасности, которые исходят с территории объекта;

Ø этап эксплуатации объекта;

Ø важность объекта в экономике государства либо субъекта РФ;

Ø порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях);

Ø критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права;

Ø ведомственная принадлежность.

Формы собственности предприятий были рассмотрены выше. Остается лишь отметить, что в зависимости от формы собственности в сочетании с рентабельностью определяется успех работы по обеспечению безопасности и безаварийности производства, активность и инициативность персонала в рассматриваемой области.

Из огромного перечня промышленных предприятий, а также учреждений и организаций в интересах обеспечения пристального контроля и надзора выделяется особая группа объектов. Состав этой группы определен Минстроем РФ и определяется как технически особо сложные объекты .

К ним относятся:

Ø ядерно и (или) радиационно опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, объекты временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

Ø объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

Ø гидротехнические сооружения 1 и 2 класса;

Ø объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

Ø магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа;

Ø крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

Ø объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;

Ø предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

Ø тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;

Ø морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500м, метрополитены;

Ø крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

В проектах строительства этих объектов в проектной документации обязательно рассматриваются инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо сложных объектов подлежат государственной экспертизе уже на этапе проектирования предприятий.

Одним из важнейших признаков является опасность объекта (учреждения, организации). Органами, специально уполномоченными в области промышленной безопасности и безопасности населения и территорий, используются несколько основных понятий предприятий, реально представляющих опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды:

Ø потенциально опасный объект;

Ø опасный производственный объект.

Первым и самым важным признаком является опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект , на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:

Ø получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;

Ø используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

Ø используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Ø получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

Ø ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты:

Ø радиационно опасные объекты (промышленные предприятия);

Ø ядерно опасные объекты;

Ø химически опасные объекты;

Ø взрыво-, пожароопасные промышленные предприятия;

Ø гидродинамически опасные объекты;

Ø биологически опасные предприятия (объекты);

Ø транспортные предприятия;

Ø объекты - источники электромагнитных излучений;

Ø объекты полигенной опасности.

К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций. Безопасность таких объектов контролирует и обеспечивает Госатомнадзор, Минатом, Госкомэкология, МАГАТЭ, органы исполнительной власти административно-территориальных образований.

К химически опасным относятся объекты , на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более трех с половиной тысяч.

Взрыво-, пожароопасным является объект , на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и взрыво-, пожароопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.

Состав гидротехнических сооружений , представляющих опасность для населения, определен Законом Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г.

Биологически опасные объекты - объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.

Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности , т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.

Объекты полигенной опасности , одной из характеристик которых является взрыво-, пожароопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта "домино" и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.

По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера потенциально опасные объекты категорируются по степени опасности в зависимости от возможных на них ЧС следующим образом:

Ø потенциально опасные объекты федерального значения - если на них определена возможность возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты регионального значения - если на них определена возможность возникновения региональных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты местного значения - если на нихопределена возможность возникновения местных и территориальных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Отнесение потенциально опасных объектов к той или иной категории и зависимости от возможных на них ЧС производится на основе вероятностной оценки органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации. Сведения о категорировании представляются в МЧС России.

Вероятность возникновения ЧС на объекте экономики, как показывает практика, зависит от этапа его функционирования, так как параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество. Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС.

В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования :

Ø проектируемые промышленные объекты;

Ø строящиеся объекты;

Ø вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;

Ø нормально функционирующие предприятия;

Ø реконструируемые и расширяющиеся предприятия;

Ø технически перевооружаемые;

Ø перепрофилируемые;

Ø законсервированные объекты;

Ø промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;

Ø аварийные объекты на любом этапе их функционирования.

Даже без предварительной оценки понятно, что на каждом этапе работы объекта вероятность возникновения аварийной ситуации (ЧС в том числе) будет различна. Соответственно этой величине должна быть определена степень внимания к объекту органов, уполномоченных в области безопасности.

В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:

Ø объекты особой важности;

Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по Гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998г.

Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:

Ø прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;

Ø переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;

Ø продолжающие работу в опасных зонах;

Ø объекты-дублеры.

Перечень объектов, продолжающих свою работу в чрезвычайных условиях, определяется Правительством РФ, органами управления министерств и ведомств и Суженным Заседанием органов исполнительной власти от Субъекта РФ до муниципального образования. Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.

В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.

В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС) . К ним относятся:

Ø объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса;

Ø учреждения управления;

Ø предприятия (объекты) связи;

Ø объекты здравоохранения;

Ø объекты (предприятия) транспорта;

Ø предприятия пищевой промышленности;

Ø предприятия коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

Ø строительные организации и предприятия по производству строительных материалов;

Ø производители средств спасения;

Ø ремонтные предприятия;

Ø предприятия и учреждения средств массовой информации;

Ø другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.

Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям ATE. Проект перечня таких объектов готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, определенных перечнем объектов. Одновременно территориальные органы управления РСЧС в составе предприятий жизнеобеспечения должны обратить внимание на объекты, безаварийная остановка которых самапо себе может привести к чрезвычайной ситуации на подконтрольной территории. Примером может служить остановка работы теплоцентрали в холодное время года.

Если говорить обобщенно, то к рассматриваемому спискутаких объектов относятся:

Ø объекты топливно-энергетического комплекса;

Ø объекты транспорта;

Ø объекты водоснабжения;

Ø объекты здравоохранения и другие.

Классифицируя объекты экономики, нельзя обойти вниманием классификацию объектов, определенную Нормами международного гуманитарного права. В частности, ими определены такие понятия, как "военный объект", "гражданский объект" . Отнесение рассматриваемого объекта к той или иной категории одновременно предопределяет понимание опасностей, которым он может быть подвергнут в военное время. Соответственно и мероприятия по защите этих объектов будут различными. Женевская конвенция "О защите гражданского населения во время войны" дает понятие военного объекта: "Военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения и использования «носят эффективный вклад в военные действия, а полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых дает явное военное преимущество" . Гражданскими объектами являются все те, которые не являются военными.

Таким образом, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, все объекты военно-промышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, металлургии являются военными, т.е. объектами поражения противника. В свою очередь, гражданские объекты находятся под защитой Международного гуманитарного права и не должны являться объектом нападения в военное время,

Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать промышленные предприятия как объекты различной ведомственной принадлежности, например:

Ø объекты местной обороны, имеющие подчинение МО РФ;

Ø объекты МВД РФ;

Ø объекты ФСБ;

Ø объекты ФАПСИ;

Ø объекты МПС и другие предприятия, сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.

В качестве примера как наиболее представительную группу рассмотрим объекты местной обороны (ОМО). К ним относятся учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ:

Ø арсеналы, военные базы, заводы (фабрики) и склады;

Ø узлы связи и передающие центры ГШ и видов ВС РФ;

Ø испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские институты;

Ø военно-учебные заведения (в т.ч. суворовские и нахимовские училища);

Ø госпитали, поликлиники, санатории, пансионаты, турбазы;

Ø типографии, дома офицеров, студии, театры, музеи;

Ø предприятия военной торговли;

Ø КЭЧ районов, в/ч, другие предприятия и организации.

Объекты местной обороны, в зависимости от важности и предназначения, подразделяются на объекты ОВ, I, 2 категории и некатегорированные. Эти объекты не контролируются МЧС, но, как правило, являются опасными и представляют угрозу для населения и территорий. На этих объектах вопросы обеспечения защиты РиС, а также взаимодействие с управлениями по делам ГО ЧС решают начальники штабов местной обороны.

Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией объектов имеет свою специфику. В первую очередь эта специфика заключается в сложности доступа специалистов РСЧС на территорию таких объектов или целых закрытых территориальных образований для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и проживающего вблизи этих объектов населения. Работа территориальных органов с такими объектами осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "объект-территория" на договорной основе (за исключением объектов МО) с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные органы управления не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности для населения объектов экономики ведомственного подчинения. Именно ведомственные объекты и закрытые территориальные образования могут являться непредвиденным ранее источником опасности.


Похожая информация.


Катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией и характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки , упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Тепловое воздействие

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на , и биолого-социальные . В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация ЧС по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

  • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

  • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  • период развития катастрофы;
  • экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
  • период затухания;
  • период ликвидации последствий.

В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.

2.1. Определение и классификация чрезвычайных ситуаций

Существуют различные определения понятия «чрезвычайная ситуация». Наиболее часто чрезвычайную ситуацию определяют как нарушение нормальной жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, а также военными действиями и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.

Чрезвычайная ситуация может быть также опреде­лена как внешне неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым 5 состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.).

Американ­ские исследователи определяют чрезвычайную ситуацию как нео­жиданную, непредвиденную обстановку, требующую немедлен­ных действий.

Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дает такое определение ЧС: Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Все чрезвычайные ситуации классифицируются по трем признакам.

Первый – сфера возникновения, которая определяет характер происхождения ЧС. По этому признаку различают ЧС космического, природного, техногенного, экологического, биолого-социального, социально-экономического, военно-политического и комбинированного происхождения.

Второй – ведомственная принадлежность, т.е. в какой сфере экономики случилась данная чрезвычайная ситуация:

В промышленности;

В строительстве;

В коммунально-бытовой и энергетической сфере;

На транспорте,

В сельском и лесном хозяйстве.

Третий – масштаб возможных последствий. ЧС классифицируются в зависимости от числа пострадав­ших, от числа людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности; от размера материального ущерба, а также от границ зон распространения поражаю­щих факторов ЧС.

Локальная ЧС - пострадало не более 10 человек, или нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, или материальный ущерб не более 1000 минимальных раз­меров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и сред­ствами организации, предприятия или учреждения.

Местная ЧС - пострадало свыше 10, но не более 50 чело­век, или нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, или материальный ущерб состав­ляет свыше 1000, но не более 5000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выхо­дит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и сред­ствами органов местного самоуправления.

Схема.2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций

Территориальная ЧС - пострадало свыше 50, но не более 500 человек, или нарушены условия жизнедеятельно­сти свыше 300, но не более 500 человек, или материальный ущерб составляет свыше 5000, но не более 0,5 млн минималь­ных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зо­на ЧС не выходит за пределы субъекта РФ.

Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Региональная ЧС - пострадало свыше 50, но не более 500 человек, или нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 500, но не более 1000 человек, или материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ.

Федеральная ЧС - пострадало свыше 500 человек, или нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, или материальный ущерб составляет свыше 5 млн минималь­ных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зо­на ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ.

Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществля­ется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, регио­нальной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) могут обращаться за помо­щью к вышестоящим КЧС.

Трансграничная (глобальная) ЧС - поражающие факторы выходят за пределы РФ, ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по ре­шению Правительства РФ в соответствии с нормами между­народного права и международными договорами РФ.

К ликвидации трансграничной ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, войска Гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с за­конодательством РФ.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайные ситуации могут также классифицироваться по следующим признакам:

- по степени внезапности : внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации; сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

- по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера.

- по продолжительности действия: ЧС могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

- по характеру ЧС: могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными (неумышленными); к преднамеренным следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и др.; стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными; к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

2.2. Классификация ЧС природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия) – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Статистика людских и материальных потерь от природных стихийных бедствий и опасностей обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX в.

Классы ЧС

Типы ЧС

Виды ЧС

1. Литосферные

Геофизические

(эндогенные) ЧС

Землетрясения,

извержения вулканов.

Геологические

(экзогенные) ЧС

Оползни, просадки пород, лавины, обвалы и осыпи, сели, абразия, эрозия.

Природные пожары

Лесные пожары, торфяные пожары, степные пожары.

2. Атмосферные

Ветровые (метеорологические) ЧС

Бури, смерчи, ураганы.

Аномальные (агрометеорологические) явления

Затяжные ливни, сильная жара, засухи, сильные холода, снегопады и метели.

3. Гидросферные

гидросферные ЧС

Тайфуны, ледовые ЧС на морях, цунами, сильные волнение и колебание уровня моря.

Гидросферные ЧС на суше

(гидрологические ЧС)

Наводнения, ветровые нагоны, половодье, межени, заторы и зажоры, аномальные уровни грунтовых вод.

4. Биологические ЧС

Массовые заболевания людей

Групповые заболевания, эпидемии, пандемии.

Массовые заболевания животных

Энзоотии, эпизоотии, панзоотии.

Заболевание и поражение вредителями растений

Эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей растений.

Схема 2.2. Классификация ЧС природного характера

Наибольшее число ЧС природного проис­хождения обусловлено:

▪ наводнениями - 34%;

▪ ураганами, бурями, тайфунами, смерчами - 19%;

▪ сильными или особо продолжительными дождями - 14%;

▪ землетрясениями - 8%;

сильными снегопадами и метелями - 8%;

▪ оползнями и обвалами - 5%.

В связи с этим расширяются исследования проблем управления и уменьшения риска при таких чрезвычайных ситуациях. Возникают вопросы о степени защищенности лю­дей, о стратегии защиты от бедствий в зависимости от вос­приятия природного риска населением и руководителями структурных звеньев управления различного уровня.

Знание причин возникновения и характера чрезвычайных ситуаций позволяет:

Предотвратить некоторые из них или ослабить силу их разрушитель­ного воздействия;

Заблаговременным принятием соответствующих мер более конкрет­но и действенно осуществить меры по ликвидации последствий;

Определить правильное, разумное поведение населения.

Вборьбе с чрезвычайными ситуациями большое значение имеют предупредительные работы для предотвращения или значительного уменьшения ущерба, а также получение необходимой информации.

Каждое стихийное бедствие имеет свою физическую сущность, свои, только ему присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на окружающую среду.

Несмотря на резкие отличия стихийных бедствий друг от друга, им присущи и общие черты – большой пространственный размах, значительное влияние на окружающую среду, нарушение условий жизнедеятельности людей, сильное психологическое воздействие на человека и др.

Стихийные бедствия могут возникнуть как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи. Одно из них может повлечь за собой другое. Например, землетрясение может вызывать извержение вулкана, оползни, спад лавин, селевые потоки и прочие.

Стихийные бедствия возникают, как правило, внезапно, в большинстве случаев независимо от воли и действий людей и в юридическом плане рассматривается как непреодолимая или труднопреодолимая сила . Но иногда причиной возникновения стихийного бедствия является не всегда разумная деятельность человека (например, лесные и торфяные пожары, оползни, снежные лавины, обвалы в горах, вызванные производственными взрывами).

Чрезвычайные ситуации природного характе­ра (стихийные бедствия) по происхождению весь­ма разнообразны, но имеют некоторые общие за­кономерности.

Первая закономерность состоит в том, что они никогда полностью не могут быть ликвидированы. Это связано с тем, что человечество постоянно использует окружающую среду в качестве источ­ника своего существования и развития.

Вторая закономерность выявляется при ана­лизе развития географической системы: общее число экстремальных событий, ведущих к возник­новению стихийных бедствий, постоянно увели­чивается. При этом растет разрушительная сила и интенсивность большинства стихийных бед­ствий, а также число жертв, моральный и матери­альный ущерб.

Третья закономерность связана со второй и проявляется во всевозрастающей «общей чув­ствительности» мирового сообщества к стихийным бедствиям. Рост «чувствительности» подразумева­ет выделение сообществом все большего числа ресурсов на подготовку и проведение различных организационных и технических мероприятий, а также на изготовление и строительство защит­ных приспособлений и сооружений.

Четвертая закономерность позволяет выя­вить общие факторы, без которых нельзя точно прогнозировать материальный ущерб и число жертв при любых стихийных бедствиях. К ним относятся: исторические и социальные условия в обществе, сложившиеся к моменту прогноза; уровень экономического развития и географи­ческое положение районов бедствия; определя­ющие условия землепользования и их перспек­тивы; возможность негативного сочетания с дру­гими природными процессами и т.п.

Пятая закономерность заключается в том, что для любых видов стихийных бедствий может быть установлена пространственная приуроченность.

Шестая закономерность позволяет связать силу и интенсивность стихийного бедствия с его частотой и повторяемостью: чем больше интенсив­ность стихийного бедствия, тем реже оно повто­ряется с той же силой.

Эти закономерности подтверждаются динами­кой роста опасных природных явлений за после­дние пять лет.

2.3. Классификация и причины ЧС техногенного характера

ЧС техногенного характера – это аварии, катастрофы, взрывы и пожары на объектах экономики, приводящие к огромным материальным потерям, нарушениям условий жизнедеятельности людей, к возможным человеческим жертвам, а также к экологическим катастрофам.

Основными причинами возникновения техногенных ЧС могут стать:

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающих в некоторых отраслях 90% и более;

Недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

Недостаточная надежность обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

Недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;

Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически-, радиационно- и биологически опасных веществ и технологий;

Недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

Резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

Отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, независимо от выше перечисленных причин их возникновения, можно подразделить на основные группы:

1) аварии на радиационноопасных объектах;

2) аварии на химическиопасных объектах;

3) аварии на взрыво- и пожароопасных объектах;

4) аварии на гидродинамическиопасных объектах;

5) аварии на транспорте;

6) аварии на коммунально-энергетических сетях.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, как правило, наносят огромный материальный ущерб, становятся причиной гибели людей, нарушением условий жизнедеятельности людей и экологического равновесия в природе.

Наиболее опасными для населения и окружающей среды являются аварии на радиационноопасных объектах, к которым относятся АЭС, тепловые атомные станции, предприятия, связанные с переработкой радиоактивных материалов, транспортные средства, использующие радиоактивное топливо, и другие подобные предприятия, использующие атомную энергию.

Аварии на таких объектах опасны тем, что происходит выброс в атмосферу радиоактивных продуктов и на длительное время загрязняется местность на значительных площадях. Радиоактивное заражение при авариях на подобных предприятиях существенно отличается от радиоактивного заражения, вызванного ядерным взрывом по конфигурации следа, масштабам и степени заражения, дисперсному составу радиоактивных продуктов, а также по своему поражающему действию. Это обусловлено, в основном, динамикой и изотопным составом радиоактивных выбросов, а также метеорологическими условиями в период выбросов.

При авариях на радиационноопасных объектах возникает два поражающих фактора – внешнее облучение, за счет гамма-лучей, и внутреннее, за счет попадающих через органы дыхания, кожные покровы и с зараженными продуктами питания и воды, через желудочно-кишечный тракт радионуклидов, испускающих альфа- и бета-частицы.

Основной способ защиты от внешнего облучения является укрытие в защитных сооружениях (убежищах, ПРУ или в приспособленных для этих целей подвалах, погребах и т.п.).

Защита от внутреннего облучения осуществляется за счет использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожных покровов и средств медицинской профилактики.

Главным же условием обеспечения безопасности людей от радиационных поражений являются своевременное оповещение, и знание населением правил поведения на радиоактивно зараженной местности.

К основным правилам поведения на загрязненной радиоактивными веществами местности относятся следующие:

● строгое выполнение введенного режима радиационной защиты;

● максимальное сокращение времени пребывания на открытой местности;

● при нахождении на открытой местности использование простейших средств защиты органов дыхания и кожных покровов, особенно в условиях большой запыленности, вызванных движением транспорта и ветра;

● при возвращении в помещение необходимо тщательно вытряхнуть верхнюю одежду и обтереть обувь влажной ветошью;

● тщательно обмыть открытые участки тела водой с мылом, а лучше принять душ;

● не употреблять воду из открытых водоемов;

● не купаться в водоемах и не ложиться на землю, траву, песок;

● обходить образовавшиеся после дождя лужи;

● постоянно проводить в помещениях влажную уборку, лучше мыльными растворами в местах с наибольшим скоплением пыли;

● не употреблять не проверенные на радиоактивность продукты питания, воду, овощи, фрукты, грибы и ягоды;

Не менее опасны аварии на химическиопасных объектах . Как правило, выброс АХОВ может выходить за территорию объекта и затронуть условия жизнедеятельности людей, а высокие концентрации АХОВ в воздухе могут привести к поражениям и гибели людей. Опасность заключается в том, что большинство населенных пунктов имеют значительные запасы АХОВ. В настоящее время обеззараживание воды осуществляется с использованием хлора и все водоканалы, очистные сооружения и другие подобные сооружения его используют. Но, при выбросе в атмосферу только одной тонны хлора опасные концентрации распространяются в радиусе 9 км. Промышленные холодильные установки используют в качестве хладогена аммиак, который также относится к опасным АХОВ.

Возможность возникновения аварии на подобных предприятиях не исключена. Основной способ защиты – использование средств защиты органов дыхания (противогаз, увлажненная повязка). При этом необходимо помнить, что обычный фильтрующий противогаз ГП-5 или ГП-7 без дополнительного патрона ДПГ-3 от аммиака не защищает.

При преодолении небольших участков заражения хлором защищать органы дыхания лучше всего повязкой, смоченной 2% раствором питьевой соды, от аммиака – повязкой, смоченной 5% раствором лимонной кислоты или 2% раствором борной кислоты.

Аварии на взрыво- и пожароопасных объектах приводят к значительным материальным потерям и возможным поражениям и гибели людей, нарушают условия их жизнедеятельности. Последствиями взрывов могут быть поражения от ударной волны (избыточного давления во фронте ударной волны) и скоростного напора воздуха, несущего всевозможные обломки разрушений. Размеры зон поражения зависят от мощности взрыва. Последствиями пожаров могут быть ожоги различной степени тяжести, химические отравления АХОВ, выделяющимися при горении синтетических материалов, т.е. возможны комбинированные поражения. Размеры зон поражения зависят от характера пожара.

Аварии на гидродинамическиопасных объектах (прорыв дамб, плотин и других подпорных сооружений) приводят к катастрофическим затоплениям, значительным разрушением всего, что находится на пути образовавшегося водного потока, приводят к гибели людей и нарушают условия их жизнедеятельности.

Аварии на коммунально-энергетических сетях приводят к нарушению условий жизнедеятельности людей.

2.4. Определение и классификация ЧС социального характера

Чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:

- по причинам возникновения непреднамеренные , вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаем, эпидемиями и пр.) и преднамеренные , спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т.п.);

- по продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т.д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т.п.);

- по скорости распространения взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);

- по масштабам распространения локальные, объектовые, местные , охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т.п.) и региональные, национальные, глобальные , распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т.д.);

- по возможности предотвращения неизбежные (как правило, вследствие стихийных бедствий и эпидемий) и предотвращаемы е (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.).

В отличие от некоторых ЧС иного происхождения чрезвычайные ситуации социального характера поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума. Но вместе с тем эти прогнозы нередко бывают, субъективны, ибо люди подвержены влиянию идей, что порой мешает объективности при анализе социальных явлений и процессов.

ЧС социального характера в своем развитии проходят четыре стадии:

1. Накопление факторов риска , которое происходит в самом источнике риска. Это одна из важнейших стадий развития ЧС социального характера. Она может длиться мгновения, сутки, недели, месяцы, годы, а иногда и десятилетия. Сюда относятся противоречия в обществе, ведущие к социально-политическим конфликтам, например, накопление предпосылок социальных потрясений в России в начале и в конце ХХ в., военные приготовления и т.д.

2. Инициирование чрезвычайной ситуации , т.е. своего рода толчок, его спусковой механизм. На этой стадии факторы риска достигают состояния, когда уже в силу различных причин невозможно сдерживать их внешнее проявление.

Например, объективные предпосылки (кризис экономики, инфляция, коррупция, преступность) и субъективные факторы (социально-психологическое состояние общества) достигли такого состояния, что социальный взрыв оказывается неизбежным. И здесь, достаточно малейшего повода, чтобы вызвать социальный взрыв (антинародные законы правительства, отсутствие продуктов в магазинах или некорректное поведение властей).

3. Процесс самой чрезвычайной ситуации. На этой стадии происходит воздействие высвободившихся социальных факторов риска на людей и общественные структуры. Продолжительность этого процесса, его последствия, особенно в начальный период, труднопредсказуемы, что объясняется сложностью и противоречивостью ситуации и не всегда правильной оценкой обстановки.

4. Стадия затухания , которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т.е. локализации ЧС, до ликвидации ее последствий.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам для решения прикладных задач их прогнозирования, мониторинга, возможного предупреждения (принятие упреждающих мер) и организации ликвидации последствий: по источникам возникновения, степени тяжести и масштабу распространения, а также времени протекания.

По источникам возникновения их делят на природные, техногенные и биолого-санитарные. Это служит основой для определения общего содержания и объема мер по противодействию ЧС, планирования деятельности в этой сфере, осуществления мер по предотвращению или уменьшению ущерба.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на следующие группы.

  • 1. Природные чрезвычайные ситуации:
    • космогенные - магнитные бури, метеориты, астероиды;
    • геофизические (эндогенные) - землетрясения, цунами, извержения вулканов;
    • экзогенные геологические - оползни, селевые потоки, лавины, обвалы, абразия, эрозия, карстообразование;
    • метеорологические - бури, ураганы, смерчи, ливни, град, сильный мороз, сильная жара, засухи, ранние и поздние заморозки;
    • морские гидрологические - тайфуны, цунами, штормы, морские приливы, нагон волны;
    • гидрологические на водотоках и водоемах суши - дождевые паводки и наводнения на реках и озерах, заторы и зажоры, глубокая межень, подтопление и затопление;
    • природные пожары - лесные, степные, торфяные, подземные, пожары горючих полезных ископаемых.
  • 2. Техногенные чрезвычайные ситуации:
    • транспортные - на всех видах наземного, водного и воздушного, трубопроводного транспорта. Сюда следует отнести ЧС в аэрокосмической сфере;
    • пожары и взрывы в зданиях, на сооружениях различного назначения, транспорте, горнодобывающих предприятиях, в металлургической промышленности и т. д.;
    • аварии на радиационно опасных объектах - на предприятиях ядерно-топливного цикла (ЯТЦ);
    • аварии на биологически и химически опасных объектах - на предприятиях с изготовлением, транспортом и применением биологически и химически опасных веществ;
    • гидродинамические аварии - прорывы плотин и дамб с образованием волны прорыва;
    • аварии на объектах электроэнергетики (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, ЛЭП, ТП, РУ), коммунальных системах жизнеобеспечения (канализация, водо-, теплогазоснабжение);
    • аварии на промышленных очистных сооружениях - аварийные сбросы неочищенных промышленных стоков в водотоки и водоемы.
  • 3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации:
    • инфекционные заболевания людей - эпидемии, эндемии, пандемии;
    • инфекционные заболевания животных - энзоотия, эпизоотия, панзоотия;
    • болезни и вредители растений - энфитотия, эпифитотия; массовое распространение вредителей растений - панфи- тотия.

Кроме названных, в мировой практике встречаются ЧС социально-этнического, националистического, религиозного, военно-политического, экстремистского характера, проявления терроризма, ЧС конфликтного характера.

Для установления единого подхода к оценке ЧС по степени тяжести, масштабам распространения, а также для решения вопросов о привлечении сил и средств для ликвидации последствий ЧС и других организационных действий Правительством РФ принято Постановление от 13.09.1996 № 1049 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». ЧС классифицируются: а) по количеству пострадавших и погибших; б) размеру материально-

Локальная

Территориальная

Региональная

Федеральная

Трансграничная

Количество пострадавших людей

Не более 10

Свыше 10, но не более 50

Свыше 50, но не более 500

Свыше 50, но не более 500

Количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности

Не более 100

Свыше 100, но не более 300

Свыше 300, но не более 500

Свыше 500, но не более 1000

Материальный ущерб в минимальных размерах оплаты труда на день возникновения ЧС

Не более 1 тыс.

Свыше 1 тыс., но не более 5 тыс.

Свыше 5 тыс., но нс более 0,5 млн

Свыше 0,5 млн, но не более 5 млн

Свыше 5 млн

Размер зоны ЧС

Не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения

Не выходит за пределы населенного пункта, города, района

Не выходит за пределы субъекта Российской Федерации

Охватывает территории двух субъектов Российской Федерации

Выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации

Поражающие факторы выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации

Глава 1. Организационные основы предупреждения и ликвидации...

го ущерба; в) площади распространения поражающих факторов. В зависимости от этих показателей принимаются решения о привлечении сил и средств для ликвидации последствий ЧС на объектовом, местном, территориальном, региональном или федеральном уровнях.

По масштабам ЧС подразделяются согласно группе критериев на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (табл. 1.1).

При определении класса ЧС за основу берут наихудший показатель из числа приведенных выше. Например, если по параметрам «Количество пострадавших», «Материальный ущерб», и «Размер зоны» ситуация классифицируется как местная, а по параметру «Количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности» - как территориальная, то такая ситуация должна быть отнесена к классу территориальных.

Организационный порядок ликвидации последствийЧС в зависимости от классификационных параметров (см. гл. 1.4).

Приведенными классификациями возможные виды ЧС не исчерпываются. Например в зависимости оттого, находится ли общество в состоянии мира или войны, они будут подразделяться на ЧС мирного и военного времени. В мире постоянно происходят такие ситуации в экстремальных видах спорта, экстремальном туризме, различного рода увлечениях, связанных с возможным выживанием в автономном существовании. На поиски пострадавших и помощь им тратится в таких ситуациях большое количество средств, такая работа связана с риском для спасателей. Сплав на катамаранах по бурным горным рекам, восхождения на горные вершины, горный лыжный спорт в лавиноопасных районах, исследования спелеологов и, наконец, подледный лов рыбы со льдин - это основной перечень инициатив определенных категорий людей, сопряженных с риском создания ЧС, которые в стране возникают ежегодно, и дорого обходятся государству.

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера - те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера - те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС - события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Источники чрезвычайных ситуаций

Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения.

По причине возникновения источники ЧС подразделяют на три группы: природные, антропогенные и смешанные.

Природные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в результате разного рода возмущений в естественной среде обитания человека и подразделяются: на геолого-геофизические, гидрометеорологические, аэрометеорологические, биологические.

Геолого-геофизические источники ЧС возникают в результате возмущения внутри и на поверхности земной коры. К ним относятся: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины, пыльные бури и т.п.

Гидрометеорологические источники ЧС формируются в гидросфере. Это, прежде всего, циклоны, цунами, штормы, наводнения и т.п.

Аэрометеорологические источники ЧС возникают вследствие возмущений в нижних слоях атмосферы. К ним относятся: ураганы, бури, смерчи, ливни, снегопады и т.п.

Биологические источники ЧС - это особо опасные инфекционные заболевания и массовые отравления людей, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных и растений, массовое распространение вредителей и т.п.

Антропогенные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в искусственной среде обитания, созданной человеком, и подразделяются на две группы: техногенные и социальные.

К техногенным источникам ЧС относятся, прежде всего, пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах, транспорте, инженерных сетях, гидротехнических и других объектах жизнеобеспечения.

Социальные источники ЧС включают в себя вооруженные столкновения на почве межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов; терроризм, преступность, наркоманию и т.п.

Смешанные источники чрезвычайных ситуаций

Обусловлены активным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которого возникают новые или усиленно развиваются существующие природные источники ЧС. К ним относятся источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.

Поделиться: