Организационно штатные мероприятия. Увольнение военнослужащих по ошм В связи с проведенными организационно штатными мероприятиями

Жизнь всегда готовит нам сюрпризы, которые не всегда можно предусмотреть и/или реально оценить. Не редко такие ситуации могут и заставляют задуматься о том, чтобы воспользоваться такой возможностью, как проведение организационно-штатного мероприятия для молодых людей, которые служат в армии. Стоит отметить, что такая возможность дает шанс такому срочнику решить форс-мажорные ситуации и проблемы личного характера. А о том, каким образом получить такую возможность и какие есть особенности данного процесса поговорим детальнее в данной статье нашего официального ресурса.

Что же такое ОШМ?

Организационно штатное мероприятие (ОШМ ) является комплексом мер, которые могут предусмотреть оправданное в законе про реорганизацию и ликвидацию относительно структур, которые являются основополагающими относительно срочной и контрактной службы относительно вооруженных сил Российской Федерации. Именно они ставят за свою цель усовершенствование структур организации, а также приятие комплекса мер, которые помогут упростить и значительно облегчить процедуру увольнения служащего относительно той или иной соответствующей причины. Стоит отметить, что данный метод не только получил свое широкое распространение в современных военных структурах нашей страны. При этом служебно должностные статусы различных работников кардинально меняются.

В результате ОШМ в армии происходит полное изменение численности, как персонала, так и различных должностей, относительно указанной выше проблематики. Так, что в порядке увольнения в трудовой книжке и личном деле будут записи об увольнении в следствии ОШМ, что вполне закономерно и логично относительно указанного выше в данной статье процесса.

Возможно ли практика увольнения в порядке прохождения военной службы?

В принципе такое практикуется в реальной жизни, при этом данная практика полностью соответствует закону. Ведь ее определяет ТК и разнообразные отрасли закона, которые касаются армии, а именно положения о порядке прохождения военных служб, что достаточно закономерно объясняется положениями, которые уже указаны выше в данной статье нашего официального ресурса.

Стоит отметить тот факт, что порядок увольнения военнослужащего по ОШМ полностью соответствует общим правилам, к основным положениям которых, можно отнести следующие особенности, которые перечислены далее:

  1. Издание указа от руководств;
  2. Сотрудников ознакамливают с документацией;
  3. Оформление необходимых документов и осуществление нужных выплат.

Расторжение контрактов с военнослужащими с армии по причинам ОШМ является серьезным основанием для досрочного увольнения без очереди. Это является вполне законным и подтверждается статьей 51 №53-ФЗ закона страны. Кроме этого военнослужащие с армии, а именно: офицер или же солдат, могут получить поддержку со стороны получения особых льгот или выплат, все это детально указывается в законе, а точнее, в статье 23 №306-ФЗ закона страны.

Каковы причины увольнений по ОШМ?

Можно привести несколько реальных причин увольнения военнослужащих в армии с их должностей по причине, предусмотренной процессом ОШМ. К таким причинам можно отнести следующие основные положения (на деле их несколько больше и точный перечень в соответствующих положениях законодательства):

  1. Сокращения занимаемых должностей, при отсутствии альтернативы, которая равна занимаемой должности, или же отказы от получения должности менее оплачиваемой.
  2. Окончания периодов работы под руководством конкретных руководителей, при этом, не имея альтернативной должности или не согласие работников на менее оплачиваемые должности.

Так, же может возникнуть и такие ситуации, в которых для служащих в армии организовывается порядок перевода на гражданские должности, такое возможно при проведении ОШМ. Но стоит заметить, что пребывание на такой должности может длиться не больше полгода. Для получения полной информации можно обратиться к статье 23 №53-ФЗ закона страны.

В том случаи если военнослужащим в армии не были предоставлены жилые квадраты до того момента, как был проведен ОШМ, то в случаи порядкового увольнения работников обязаны предоставить квартиру, как обозначено в статье 23 №53-ФЗ закона страны.
Порядок увольнения при проведении ОШМ касается лишь тех военнослужащих в армии, которые работаю при помощи контракта. Очень часто сами служащие в армии дают ходатайство об увольнениях по причинам ОШМ.

Какой же порядок увольнений по причинам ОШМ?

Стоит напомнить, что порядок увольнения по причинам ОШМ военнослужащих должна происходить лишь в случаях, при которых существует реальный контракт. В таком случаи существует несколько условий увольнений. Если хотя бы несколько условий полностью соблюдены и соответствуют закону, то служащему могут выдать письменные уведомления о увольнениях по причинам ОШМ.

Для чего необходимы льготы и компенсации военнослужащим в армии в случаи порядкового увольнения?

Это связанно с тем фактом, что ОШМ пересекает нормативные течения службы в армии , начислениях выслуги лет, выплат зарплат, именно благодаря всему этому служащие оказываются социально незащищенными.

Важно! По всем вопросам связанными с прохождением военной службы, ОШМ, выплат, звания, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните по номеру горячей юридической линии 8-800-777-32-63 , который работает на всей территории России.
Юристы по военным вопросам и адвокаты по военным вопросам , постараются проконсультировать Вас с практической точки зрения и ответят на все заданные вопросы.

Здравствуйте.

Вас могут назначить только на равную должность без Вашего согласия, на ниже или вышестоящую только с Вашего согласия.

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237(ред. от 20.02.2014)«Вопросы прохождения военной службы»(вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

Так же позиция и у судов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

Организационно-штатные мероприятия (ОШМ) представляют собой комплексные меры, которые предусматривают оправданные в законном порядке процессе реорганизации и ликвидации, которые ставят своей целью совершенствование организационной структуры. В итоге служебно-должностной статус работников конкретного учреждения меняется.

Итогом ОШМ выступает изменение численности персонала или количества званий и должностей. Следовательно, не исключено, что в трудовых книжках и личных делах служащих будет отмечено «уволен по ОШМ».

Законная ли такая практика? Вполне законна, поскольку ее предопределяют Трудовой кодекс и отдельные отраслевые законы (в отношении военнослужащих – Положение о порядке прохождения военной службы).

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям происходит в полном соответствии с общими правилами, а именно:

  • Издается приказ руководства;
  • Работника под роспись знакомят с документом;
  • Оформляются все необходимые бумаги и осуществляются необходимые выплаты.

Расторжение контракта с работником по причине ОШМ является одним из оснований его увольнения в досрочном порядке (ст. 51 №53-ФЗ). Более того, такие служащие, как офицеры, так и солдаты, имеют право рассчитывать на особые льготы и выплаты (ст. 23 №306-ФЗ).

Существуют конкретные причины, по которым военным приходится покидать занимаемое ими место службы, в том числе:

  1. Сокращение занимаемой должности, отсутствие альтернативных, равных по положению должностей, отказ от занятия более низкой должности;
  2. Истечение периода пребывания под командованием конкретного руководящего лица, при условии, что альтернативная позиция отсутствует, а более низкие должники работника не интересуют.

Не исключена ситуация, при которой военнослужащего переводят на гражданскую должность в связи с проведением ОШМ. Однако его пребывание на невоенной позиции может продолжаться не более полугода (ст. 42 №53-ФЗ).

Если военнослужащий не был обеспечен жильем до проведения ОШМ, то при досрочном увольнении его обязаны будут наделить жилой площадью соответствующей квадратуры (ст. 23 №53-ФЗ).

Следует добавить, что процедура увольнения по факту проведения организационно-штатных мероприятий затрагивает исключительно тех военнослужащих, которые осуществляют свою деятельность на основании контракта. При этом нередко работники сами ходатайствуют об увольнении по причине ОШМ. В этой ситуации важно соблюдение таких нюансов:

  • Если военнослужащий был «выведен за штат» (должность сократили), то он имеет право написать рапорт на увольнение с военной службы;
  • Они имеет право отказаться от предложенной ему более низкой должности.

При этом, если работнику будет предложена равная по положению должность, то он уже не будет вправе увольняться по собственной инициативе с военной службы.

Как проводится процедура увольнения по ОШМ?

Как уже было определено выше, увольнение по ОШМ военнослужащего может происходить только в том случае, если служба осуществляется на основании контракта. При этом важно учитывать ряд условий увольнения:

  • Во-первых, должность сократили, а похожую ей – не создали;
  • Во-вторых, сам военный отказывается занять предложенную ему более низкую должность (в связи с этим он готовит письменный отказ);
  • В-третьих, солдат или офицер отслужил под началом командира 6 месяцев без занятия конкретной должности.

Если одно из указанных условий окажется соблюдено, то работнику выдают на руки письменное уведомление об увольнении по причине ОШМ. При этом таковое может быть предоставлено только после получения от самого военнослужащего письменного отказа от занятия более низкой должности.

Почему законодательство предусматривает необходимость обеспечения военнослужащих альтернативными должностями, а также компенсации и льготы? Дело в том, что организационно-штатные мероприятия пресекают нормальное течение воинской службы, начисление выслуги лет, выплату зарплаты, что делает работника социально незащищенным.

Крайне важно подчеркнуть, что увольнение ОШМ МО РФ осуществляется только в том случае, если в кромках конкретного органа военной службы реально проводятся мероприятия по изменению организационно-штатных аспектов (Указания МО РФ №180-3-339), а именно:

  1. Расформировываются органы военного управления;
  2. Переформируются (сливаются или разделяются) воинские части;
  3. Происходит изменение дислокации воинских частей;
  4. Вносятся изменения в штаты – упраздняются должности, меняются названия структурных подразделений, редактируются наименования должностей и специальностей, корректируются требования к образованию и др. исключительно по распоряжению МО ил Генерального штаба Вооруженных сил РФ);
  5. Издаются новые нормативно-правовые акты, касающиеся организационных или штатных вопросов венной службы.

Любое из указанных выше мероприятий требует предварительного уведомления работников, получения их письменного отказа от предложенных альтернатив. Только после этого возможно издание приказа об увольнении и досрочное расторжение контракта.

Остается добавить, что кадровые органы обязаны не только правильно оформить все документы работника, но также уведомить отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации, поскольку по факту увольнения порядок аккумулирования обязательных платежей на счету военного будет приостановлен.

Выплаты при увольнении по ОШМ

Поскольку увольнение по причине организационно-штатных мероприятий предусматривает досрочное расторжение контракта с военнослужащим, то ему потребуется материальное обеспечение. Именно за счет него солдаты и офицеры, а также и семьи живут до момента занятия военным новой должности.

Увольнение по ОШМ предусматривает не только льготы и специальные выплаты, но также обеспечение отдельных военнослужащих жильем.

Что положено военнослужащему при увольнении по ОШМ в 2016 году? В данном случае все определяется величиной выслуги лет, а именно:

  • Если работник прослужил в рамках конкретной организации не менее 10 лет, то он имеет право на получение жилья или суммы средств на его приобретение. Это условие выполняется только в том случае, если ранее военному жилье еще не предоставлялось;
  • Если выслуга лет составляет более 20 лет, то в этом случае военнослужащий имеет право получить единовременное пособие в размере от 2 до 7 окладов работника (оклад военного состоит из двух частей – выплаты по званию и по должности);
  • Если военные имеют особые заслуги перед Отечеством, отмеченные медалями и иными знаками отличия, то им дополнительно будет выплачена компенсация, равная двум стандартным окладам;
  • При выслуге более 15 лет военнослужащие имеют право рассчитывать на ежемесячные выплаты, равные 40% их оклада. При этом ежегодно они будут возрастать ровно на 3%.

Стоит добавить, что все военнослужащие с выслугой свыше 15 лет, которые не имеют права на пенсию могут в течение целого года после их увольнения ежемесячно получать выплаты, равные их окладу по званию.

Существуют и льготы, которые помогают уволенным по ОШМ солдатам и офицерам в полной мере определиться на гражданке. Так, предоставляются компенсации оплаты за жилье по найму, которые варьируются в зависимости от региона, поскольку цены аренду недвижимости сильно разнятся в разных частях РФ.

Среди выплат при увольнении по ОШМ военнослужащих в большей степени интересует вопрос обеспечения их жильем. Каковы же условия предоставления его от государства при досрочном расторжении контракта?

  • Во-первых, военнослужащему необходимо отслужить не менее 10 лет;
  • Во-вторых, рассчитывать на помощь могут те солдаты и офицеры, которые ранее не получали жилье от государства;
  • Во-вторых, при расчете выплаты на приобретение недвижимости учитываются региональные коэффициенты и цена квадратного метра жилой площади в конкретном регионе;
  • В-третьих, к накоплениям прибавляются средства именного счета и сумма с квадратного метра – именно так выводится стоимость жилищного сертификата.

Все платежи в пользу военнослужащего ежегодно проходит процедуру обязательной индексации. Ее нормативы определяет Пенсионный фонд.

Как только военнослужащий вновь поступит на военную службу, устроиться в органы МВД, налоговые или таможенные структуры – выплата ему все причитающихся пособий сразу же прекращается. При этом его воинское звание и выслуга лет сохраняются, а общий стаж продолжается.

Увольнение по ОШМ – одна из центральных статей досрочного расторжения контракта с военнослужащими, а также причина временного приостановления военной службы. Уволиться на таком основании военный может по приказу командования или по собственной инициативе.

А.Г. Тищенко, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.

Подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Несмотря на "популярность" организационно-штатных мероприятий у военных юристов, кадровых органов воинских частей, военных судов, а также на наличие множества теоретических исследований в этой области, нет-нет, да и возникают ситуации, не имеющие однозначного разрешения (с точки зрения законности и обоснованности).

Одна из таких ситуаций рассмотрена в настоящей статье, которая посвящена правовым нормам, регламентирующим порядок досрочного увольнения военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту) с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ).

Речь пойдет о таком ОШМ, как сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации продолжается не первый год. При этом в свете последних экономических достижений государства осуществляется не только постоянное совершенствование статуса военнослужащих, но и поиск оптимальной структуры Вооруженных Сил страны.

Перефразируя автора одной из самых успешных "национальных идей", можно утверждать, что для каждого военнослужащего проведение ОШМ неизбежно, как крах мирового империализма. Тем не менее военнослужащий, попав под него (имеется в виду не автор, а проведение ОШМ), как правило, оказывается не готов к столь стремительному развитию событий. Военнослужащего ожидает множество открытий эмоционально-правового характера, позволяющих четко разделить собственное представление о порядке досрочного увольнения с военной службы в связи с ОШМ и тот порядок, который будет применен в отношении его командованием воинской части <1>. Характерно, что порядок досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с ОШМ в данном конкретном случае останется не понятым до конца ни военнослужащим, ни командованием воинской части. Замечательно (т.е. обращает на себя внимание) и то, что в другом подобном конкретном случае все повторится сначала, но уже с другим содержанием и, возможно, другими последствиями.

<1> Здесь необходимо заметить, что настоящая статья актуальна для случая, когда взгляды командования воинской части на перспективу дальнейшего служебного использования "ОШМ-ного" военнослужащего противны (в смысле - противоположны) собственным взглядам военнослужащего на эту же тему. В противном случае (опять в том же смысле) проблем, описанных в статье, как правило, не возникает.

Начнем с соответствующих положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), ибо без уяснения их сути невозможно правильное представление о правовом механизме их реализации.

Прежде всего, уделим пристальное внимание ч. 2 ст. 32 Закона, дающей представление о составляющих любого контракта о прохождении военной службы. Отсутствие в тексте контракта хотя бы одной из них неизбежно переводит контракт о прохождении военной службы в категорию иных договорных документов. Поэтому в правовом акте, именуемом контрактом о прохождении военной службы, обязательно закрепляются:

  1. Добровольность прохождения военной службы (после заключения контракта является юридическим фактом и не требующим дополнительных доказательств подтверждением того, что военнослужащий проходит военную службу не по принуждению, а по собственной воле).
  2. Срок, в течение которого гражданин <2> обязуется проходить военную службу (после заключения контракта - период времени, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. При этом нельзя не заметить того обстоятельства, что Закон подчеркивает добровольность прохождения военной службы: гражданин не обязан, а именно обязуется проходить военную службу в течение определенного срока).
<2> Здесь и далее под гражданином понимается гражданин России и иностранный гражданин.
  1. Условия контракта (после заключения контракта - исходные данные при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в процессе прохождения военнослужащим военной службы).

Условия контракта раскрыты в ч. 3 ст. 32 Закона, что позволяет говорить об обязательности наличия в контракте следующих показателей прохождения военной службы:

  • обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока (такую обязанность следует отличать от добровольного согласия проходить военную службу в течение определенного срока, рассмотренного выше. В данном случае это именно обязанность гражданина проходить военную службу, которую он в момент заключения контракта добровольно принимает на себя. Другими словами, рассматриваемое условие контракта - это не требующее дополнительных доказательств подтверждение того, что гражданин, заключивший контракт, безусловно обязан проходить военную службу);
  • обязанности гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (еще один круг действий, добровольно принимаемых гражданином в момент заключения контракта и безусловных для выполнения в течение срока действия контракта);
  • права гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Здесь необходимо остановиться на важных особенностях существующей редакции Закона, которые не может не заметить внимательный читатель.

Так, в соответствии с Законом обязанность проходить военную службу является обязанностью в принципе. Обязан - и все тут. А как военнослужащий должен выполнять эту обязанность, точнее, в соответствии с чем? Критерии качества выполнения военнослужащим этой обязанности Закон не установил, тем самым фактически исключена возможность наступления правовых последствий для военнослужащего в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им этой обязанности.

Действительно, в ч. 1 ст. 36 Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в частности, сказано:

"Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.), другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих" (п. 2 ст. 1). "Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области" (п. 3 ст. 1).

Означает ли это, что гражданин согласно условиям контракта обязан проходить военную службу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области? Очевидно, что нет, поскольку положительный ответ на данный вопрос мотивируется только здравым смыслом.

Более того, п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы и вовсе переворачивает с "ног на голову" смысловое содержание контрактной обязанности военнослужащих проходить военную службу. Не секрет, что назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестация, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы определяют служебно-правовое положение военнослужащих, осуществляются командиром (начальником) либо происходят по воле командира (начальника) военнослужащего. Объективно, в силу принципа единоначалия, очень трудно представить ситуацию, в которой военнослужащий сам определял бы собственное служебно-правовое положение <3>.

<3> Исключением из этого правила являются события, наступление которых не зависит от воли как командира (начальника), так и военнослужащего, например: болезнь военнослужащего или изменившееся законодательство Российской Федерации. Однако это исключение лишь подтверждает правило.

Следовательно, обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока лишена правового и смыслового содержания, что, безусловно, требует соответствующей корректировки Закона <4>. Исходя из фабулы пп. 2 и 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, в данном случае уместно было бы говорить не об обязанности гражданина проходить военную службу, а об обязанности федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, обеспечить прохождение гражданином военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>. При этом наличие в контракте такого условия, как обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исключает возможность возложения ответственности за выполнение этих обязанностей на федеральный орган исполнительной власти.

<4> Ссылка на срок исполнения обязанности проходить военную службу смысловое содержание не "спасает", так как эта "доля" рассматриваемого условия контракта фактически дублирует соответствующую "долю" ч. 2 ст. 32 Закона.
<5> Это условие не повторяет п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, поскольку в нем сказано об обеспечении федеральным органом исполнительной власти только прав военнослужащего. Например , у "ОШМ-ного" военнослужащего нет права на досрочное увольнение с военной службы. Следовательно, в данном случае и в соответствии с условиями контракта федеральный орган исполнительной власти освобожден от каких-либо обязательств по отношению к военнослужащему.

В отличие от первой вторая контрактная обязанность выглядит обоснованной со всех точек зрения, за исключением одной: ее редакция оставляет вне поля правового регулирования обязанности военнослужащих, утвержденные не нормативным правовым актом.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что, например, в повседневной жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации большая часть должностных обязанностей военнослужащих устанавливается не нормативным правовым актом Российской Федерации, а в иной форме (как правило, утверждается командиром (начальником)).

А это, в свою очередь, и в соответствии с контрактом означает, что военнослужащий, должностные обязанности которого не утверждены нормативным правовым актом Российской Федерации, не только не обязан добросовестно их исполнять, но и исполнять вообще.

Но вернемся к нашим ОШМ.

В соответствии с подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона военнослужащий может быть уволен по ОШМ. Может быть уволен, а может и нет. Подробно останавливаться на том, что означает "может быть" в данном случае, наверное, нет необходимости. На современном уровне развития военного права содержание именно этого "может быть" уже не представляет интереса <6>.

<6> Только на страницах нашего журнала его авторами неоднократно комментировалась данная норма права.

А вот более простой и лаконичный вопрос остается "в тени": почему при применении подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона необходимо руководствоваться п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы? Ответ "потому, что в п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы говорится о том же, что и в подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона" по понятным причинам нас не устраивает. Соответствующих ссылок в ст. 51 Закона, и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы также нет.

Решение этой небольшой задачи кроется в ч. 5 ст. 32 Закона, в которой определено: прекращение действия контракта о прохождении военной службы регулируется в том числе Положением о порядке прохождения военной службы.

Несмотря на отсутствие прямого указания, это именно то, что нам нужно. Увольнение военнослужащего с военной службы всегда сопряжено с прекращением действия заключенного им контракта о прохождении военной службы, в том числе и тогда, когда военнослужащий увольняется в связи с ОШМ.

"Знают, знают офицеры, ОШМ недруг карьеры. То не русская рулетка, ОШМ стреляет метко!" При проведении ОШМ возникают классические для России вопросы, требующие понятного ответа: "кто виноват?" и "что делать?", только в "ОШМ-ной" последовательности: "что делать?" и "кто виноват?".

Второй "ОШМ-ный" вопрос оставим в покое как нерушимый памятник отечественному государственному управлению, а на первый попытаемся ответить.

Вооруженные информацией, полученной при решении нашей небольшой задачи, т.е. с помощью ч. 5 ст. 32 Закона от подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона переходим к абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Анализ содержания указанной нормы права в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (вот здесь это "может быть" дублирует Закон и препятствует нормальной "работе" соответствующих норм права) досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Казалось бы, при такой конкретности правового механизма увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ яблоку раздора в военных умах упасть негде! Ан нет. При ближайшем рассмотрении "посадочных мест" обнаруживаются целые площадки, не устающие принимать "спорные фрукты". Один из таких "аэродромов" обслуживает споры и другие виды разногласий, порожденные третьим из указанных признаков, а именно имеющейся в нем фразе "на другую воинскую должность (должность)".

Ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность" <7>. Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию:

  1. Под другой воинской должностью понимается высшая или низшая воинская должность, предлагаемая военнослужащему в качестве альтернативы воинской должности, сокращаемой в связи с ОШМ, поскольку в соответствии со ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы только перед назначением военнослужащего на эту должность требуется согласие "ОШМ-ного" военнослужащего.
  2. Под другой воинской должностью понимается любая воинская должность, в том числе равная ей, поскольку словосочетание "другая воинская должность" в данном случае означает иную воинскую должность, не ту, которую военнослужащий занимал до проведения ОШМ.

Соответственно ситуация, описанная под номером 1, обеспечивала правовое обоснование назначения "ОШМ-ного" военнослужащего на воинскую должность, равную сокращаемой воинской должности, при отсутствии согласия военнослужащего с таким назначением.

В ситуации, описанной под номером 2, "ОШМ-ный" военнослужащий, не согласившийся с назначением на другую воинскую должность, мог быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.

Здесь еще раз коснемся проблемы применения рассматриваемых норм права на практике, связанной с "может быть", так как она непосредственно влияет на понимание сути данных правил.

Часть 2 ст. 51 Закона содержит перечень случаев, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе случай, предусмотренный подп. "а" этой нормы. И здесь все предельно ясно.

Но что "делает" Положение о порядке прохождения военной службы?

Вначале оно "подтверждает", что увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Закона, и в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (п. 2 ст. 34). А затем дублирует основную конструкцию оснований увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Закона (первые абзацы пунктов 3 - 7 ст. 34).

В рассматриваемом нами случае ОШМ в соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и в "переводе на русский язык" этот правовой механизм предстает в следующем виде:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Не нужно обладать специальными лингвистическими познаниями, чтобы понять, какая фраза в представленном механизме лишняя. Убрав ее и опять же руководствуясь п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, получаем следующую редакцию:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (Закон);
  • условиями, определяющими досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями, являются:

отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций;

отсутствие его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Неопределенность в применении п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы была настолько очевидной, что Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599 в Положение о порядке прохождения военной службы были внесены соответствующие изменения, устраняющие возможность двоякого толкования его смыслового содержания. Но желания привести правовые нормы в порядок хватило только на ликвидацию многовариантного толкования понятия "другая воинская должность". Теперь он (этот пункт) выглядит следующим образом <8>:

<8> Применительно к рассматриваемому в статье случаю ОШМ.

"4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.)) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)".

В обновленном состоянии содержание абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 этого Положения позволяет выделить уже четыре признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (и снова это бесполезное "может быть") досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие других оснований для увольнения;
  • сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);
  • невозможность назначения на равную воинскую должность (должность);
  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Указанные изменения Положения о порядке прохождения военной службы прекратили споры и другие виды разногласий, порожденные вольным толкованием понятия "другая воинская должность (должность)".

Вместе с тем изменения Положения о порядке прохождения военной службы не затронули показанных выше структурных недостатков его содержания, что позволило сделать ряд следующих наблюдений:

  • с одной стороны, изменившееся Положение о порядке прохождения военной службы упростило процесс принятия правильного решения в отношении военнослужащих, воинские должности которых подлежат сокращению в связи с ОШМ, что, безусловно, обеспечивает "прозрачность" порядка увольнения военнослужащих в связи с ОШМ. С другой стороны, военнослужащие, воинские должности которых были сокращены в связи с ОШМ до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599, остались вне сферы его действия и вместе с командованием вынуждены заниматься поиском компромиссного решения либо добиваться защиты своих прав в суде;
  • наличие в п. 4 ст. 34 двух слов "может быть" по-прежнему не позволяет Положению о порядке прохождения военной службы дать ответ на вопрос: что является определяющим фактором для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ? Ведь при отсутствии других оснований для увольнения, при сокращении занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность военнослужащий все еще может быть уволен с военной службы, а может и нет;
  • обращение внимания читателей на правовой сумбур с условиями контракта было сделано не случайно. Юридико-технический уровень, заданный Законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" в 1993 г. был опосредован революционными процессами, происходящими в стране и ее Вооруженных Силах, и носил не прикладной, а государственно-правовой характер. Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. сохранили этот подход, сделав оговорку о том, что все необходимые пояснения об их практическом применении будут даны в Положении о порядке прохождения военной службы.

При всех достоинствах Положения о порядке прохождения военной службы предлагаемая им правовая регламентация условий заключения контракта о прохождении военной службы и порядка увольнения военнослужащего с военной службы не отвечает современным потребностям, выдвигающим гораздо большие по объему, количеству и качественному содержанию требования.

Например , в отличие от военнослужащих, реализующих свое право на труд посредством прохождения военной службы (что само по себе требует более кропотливого подхода к созданию соответствующей правовой базы), работник и работодатель заключают трудовой контракт, условия которого, а также порядок увольнения работника детально регламентированы (см. Трудовой кодекс Российской Федерации).

Вот и получается, что гражданин правового государства (или еще стремящегося стать правовым), принявший решение добровольно проходить военную службу, помимо тягот и лишений, связанных с непосредственным исполнением обязанностей военной службы, должен периодически защищать свои права, не имея соответствующих норм права. В такой же ситуации находится и командир (начальник), подчиненный или бывший подчиненный которого решил злоупотребить предоставленными ему правами.

Приведенные в настоящей статье примеры являются лишь частным случаем, подтверждающим необходимость скорейшего (но не спешного), качественного, научно обоснованного и комплексного изменения законодательства Российской Федерации о порядке прохождения военной службы, без которого престиж военной службы будет лишен юридической составляющей.

Наиболее частыми причинами досрочного увольнения военнослужащих из рядов ВС РФ является состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Порядок проведения процедуры увольнения регламентирован ФЗ №117 «О воинской обязанности и военной службе».

Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

Процедура начинается с прохождения военно-врачебной комиссии. Обращение в ВВК происходит по причине хронического заболевания, травм и ранений, полученных во время выполнения служебных обязанностей. Заключение ВВК выдается на основании медицинского обследования в стационаре и истории болезни военнослужащего. Если комиссия приняла решение о невозможности дальнейшего прохождения службы в армии, это отражается в соответствующем протоколе.

Имея на руках заключение врачебной комиссии, военный обязан написать рапорт об увольнении. В течение месяца со дня вынесения решения происходит освобождение от занимаемой должности, контракт прекращается с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Увольняясь, гражданин имеет право на социальные льготы и единые выплаты, а также на , если ему присвоена группа по утрате здоровья.

Все финансовые расчеты определяются на . Уволенному выплачивается оклад жалования и все надбавки за отработанный срок. Выдается единое пособие в размере двух окладов, если срок службы составил менее 20 лет.

Если выслуга составляет 20 и более лет, то пособие исчисляется семью окладами. Обязательна выплата денежного содержания при замещении должности в размере одного месячного оклада. Если выслуга составляет 20 и более лет, то выплачивается компенсация, соответствующая вещевому и материальному обеспечению за последние 12 месяцев.

При определении группы инвалидности военнослужащим, получившим травмы и увечья во время выполнения служебных обязанностей, выплачивается медицинская страховая компенсация в размере от 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей в зависимости от степени ущерба здоровью (1, 2, 3 группа инвалидности). При таких же поражениях военнослужащим срочной службы или гражданам, призванным на сборы, положены страховые выплаты 250 тыс. – 1 млн. рублей.

Следует учесть, что компенсация положена военнослужащим, получившим военную травму и признанными непригодными к несению службы (список Д). Если же гражданин признан ограниченно пригодным к службе, то он не подпадает под эти льготы (список В).

Единовременное пособие при определении группы инвалидности назначается независимо от иных выплат по увольнению. При отсутствии инвалидности и увольнению по заболеванию военнослужащему выплачивается страховая премия в размере 50 тыс. рублей. Увольнение военнослужащих по болезни, если была установлена инвалидность, сопровождается назначением ежемесячного пособия: 14 тыс., 7 тыс. и 2,8 тыс. рублей при 1, 2, 3 группе инвалидности соответственно.

Комиссовать по болезни допускается сразу же после постановления военно – врачебной комиссии, если военнослужащий не может по состоянию здоровья отработать положенный срок перед увольнением. Следует учесть, что подавать заявление в военкомат на получение страховых выплат следует не позднее месяца после увольнением (см. дату увольнения в военном билете).

Увольнение военнослужащих по ОШМ

Увольнение проводится при соблюдении ряда условий:

  • сокращение занимаемой должности, отсутствие соответствующей должности в новом штатном расписании;
  • отказ от перевода на высшую или низшую должность или изменение ;
  • военнослужащий имеет право служить в распоряжении командира без занимаемой должности 6 месяцев.

После истечения указанного срока военнослужащий получает приказ о досрочном увольнении из армии. Прекращение воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями подразумевает ряд единовременных выплат и компенсаций. Законом предусмотрено, что при увольнении военнослужащий, прослуживший более 10 лет, имеет право на предоставление ему жилплощади или материальной компенсации на покупку.

Таким правом могут воспользоваться исключительно те граждане, которые не получили от МО РФ жилплощади в собственность во время службы. При выплате стоимости жилья учитывается районный коэффициент к средней стоимости квадратного метра. При этом к жилищным накоплениям прибавляется сумма с именного счета, таким образом уволенный по ОШМ получит полную компенсацию, равную жилищному сертификату.

Кроме того, не имеющие выслуги 20 лет, имеют право на единовременные выплаты и ежемесячные социальные пособия или выплату оклада, соответствующего званию. При исключении из списков служащих выплачивается единовременная компенсация, вычисляемая соответственно годам службы и званию на момент увольнения. Военным, имеющим награды, занесенные в послужной список (ордена или почетные звания), выдается дополнительно два оклада жалованья.

Ежемесячное социальное пособие гражданам, имеющим воинский стаж более 15 лет, составляет 40% от оклада на момент увольнения, каждый последующий год дает прибавку в 3%. Выплаты производятся в течение пяти лет с момента сокращения.

Имеющие выслугу менее 15 лет могут рассчитывать на выплаты, равные последнему окладу, в течение года после увольнения. Производится своевременная индексация пособий, согласно установленным пенсионным фондом нормативам. Если до истечения указанных сроков гражданин вновь устраивается на военную служб, в органы МВД, налоговую или таможенную службу с сохранением воинского звания, то социальные пособия выплачивать прекращают с момента трудоустройства.

После подписания приказа об увольнении, кадровый орган воинского подразделения предоставляет всю необходимую информацию в пенсионное отделение по месту регистрации гражданина. При обращении в ПФ РФ следует предоставить документы установленного образца и затем получать ежемесячные перечисления на свой расчетный счет.

Поделиться: