Как используется в законодательстве рф штраф как вид уголовного наказания. Уголовный штраф как основной вид наказания

1. Штраф, назначенный в качестве наказания за совершение преступления (далее - штраф за преступление), взыскивается по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. Исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление может быть предъявлен к исполнению после вступления приговора в законную силу:

1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет;

2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не более пяти лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в течение десяти лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более десяти лет;

5) в течение пятнадцати лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

3. Вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление в подразделение судебных приставов направляются копия приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу-исполнителю в день их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

5. В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается шестьдесят календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается тридцать пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с частью первой статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

7. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления.

8. По заявлению должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении штрафа за преступление. Указанное заключение утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.

10. Судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника, установленном настоящим Федеральным законом, в случаях, когда:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

11. Исполнительное производство о взыскании штрафа за преступление приостанавливается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

2) обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;

3) смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника - лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;

4) утраты должником дееспособности;

5) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;

8) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным

В соответствии со ст. 46 УК РФ, штраф как вид уголовного наказания есть денежное взыскание, назначаемое судом в случаях и пределах, предусмотренных Уголовным кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
Карательное и воспитательно-предупредительное воздействие штрафа осуществляется путем ущемления материального положения осужденного, поэтому его принято относить к так называемым имущественным наказаниям, что не очень точно, поскольку непосредственное воздействие при исполнении данного наказания оказывается не на имущество или имущественные права (как, например, при конфискации имущества), а на финансовые интересы осужденного.
Как и конфискация имущества, штраф предназначен для экономического воздействия на осужденных с целью изменения их волевых установок, отрицательных антиобщественных мотивов поведения. (194, с. 6).
Однако штраф является самостоятельным видом наказания и по многим признакам отличается от конфискации. Он всегда (даже когда вследствие отсутствия у осужденного необходимой денежной суммы взыскание обращается на его имущество) выражается в денежной форме и, поскольку закон требует, чтобы при назначении штрафа учитывалось имущественное положение виновного, никогда не может достигать размеров стоимости всего имущества, принадлежащего осужденному.
Штраф занимает первое место в перечне наказаний, установленном ст. 44 УК. Это означает, во-первых, что это самый мягкий вид уголовного наказания из числа предусмотренных уголовным законом; во-вторых, в соответствии с требованием ч.1 ст. 60 УК, возможность назначения штрафа должна рассматриваться в каждом случае, когда этот вид наказания предусмотрен как основное наказание в санкции статьи Особенной части УК.
Штраф может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Как основное наказание штраф может быть назначен:

  • когда он предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК;
  • при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК);
  • в порядке замены неотбытой части наказания (например, лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести) более мягким видом наказания (ст. 80 УК);
  • при отсрочке отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет по достижении ребенком восьмилетнего возраста, когда оставшаяся часть наказания может быть заменена штрафом (ст. 82 УК).
Штраф как основное наказание предусматривается в 205 санкциях (38 % всех санкций УК), содержащихся в 147 статьях УК. Это, в частности, означает, что в 205 случаях из 540 нижний предел санкции - наименее строгое наказание. Относительно чаще штраф встречается в санкциях за преступления небольшой тяжести. (См.: Приложения, табл. № 1).
В качестве основного наказания штраф чаще всего предусматривается в альтернативе с такими более строгими видами наказания как обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы. Причем наиболее типичны альтернативные санкции, в которых за штрафом следуют обязательные работы, затем исправительные работы. (См.: Приложения, табл. № 5).
В. Минская полагает чрезмерным и не всегда оправданным использование штрафа в санкциях статей УК, в особенности за преступления корыстной направленности. Справедливо критикуя действующий УК за значительное число санкций, в которых штраф предусмотрен в альтернативе с лишением свободы - полярно противоположным по строгости видом наказания, автор опасается, что это приведет на практике к необоснованно широкому применению штрафа. (140). На наш взгляд, критика указанного рода санкций является вполне справедливой, однако следует обратить внимание на опасность другого рода, порождаемую такими санкциями – опасность чрезмерного использования лишения свободы за преступления небольшой и средней степени тяжести. По имеющимся данным, на практике широкого применения штрафа не наблюдается, однако имеет место весьма широкое использование условного осуждения.
В качестве дополнительного наказания штраф может быть назначен только в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса (ч. 4 ст. 46 УК).
Штраф как дополнительное наказание предусматривается в 29 санкциях УК, что составляет 5,4 % общего числа санкций УК или 19 % кумулятивных санкций. Дополнительный штраф в основном предусмотрен в санкциях за преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК – 15 санкций) и за преступления против собственности (гл. 21 УК – 7 санкций), за иные виды преступлений - лишь в единичных случаях. (См.: Приложения, табл. № 2).
В санкциях статей Особенной части УК дополнительный штраф предусматривается в качестве обязательного для применения – в 11 санкциях (например, ч. 1 и ч. 2 ст. 169 УК) или факультативного – в 18 санкциях (ч.2 ст. 158, ч. 2 ст. 159 УК), когда суду предоставляется право самому решить вопрос о целесообразности применения этого дополнительного наказания.
Штраф как дополнительное наказание может быть назначен и при условном осуждении (ст. 73 УК).
Область применения штрафа - это не относящиеся к тяжким преступления, совершенные по корыстным мотивам или соединенные с причинением имущественного ущерба. В борьбе с указанными категориями преступлений штраф является достаточно целесообразным. (195, с. 135- 136; 209, с. 94; 194, с. 17-21; и др.).
Мы не можем согласиться с утверждением, что «следуя принципу восстановления социальной справедливости, как правило, штраф (и как основное, и как дополнительное наказание) предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК за корыстные преступления». (221, с. 425).
Во-первых, мы полагаем, что в принципе неправильно рассматривать уголовное наказание в качестве средства возмещения материального или морального вреда, причиненного преступлением, равно как и предусмотренную уголовным законом цель «восстановления социальной справедливости» в качестве требования возмещения указанного вреда. Как справедливо указывает И.М. Гальперин, «штраф – это не форма возмещения причиненного ущерба, а вид наказания. (56, с. 141).
Во-вторых, уголовный закон содержит штраф в качестве санкции за совершение отнюдь не только корыстных преступлений, но и весьма часто также за многие некорыстные умышленные преступления и также за преступления, совершенные по неосторожности. (См.: Приложения, табл. № 1 и № 2).
Таким образом, штраф признается законодателем целесообразным наказанием не только за корыстные, но и за иные категории преступлений - как умышленные, так и неосторожные, когда цели наказания могут быть достигнуты без ограничения или лишения свободы.
Штраф оказывает психологическое воздействие на осужденного, подтверждая упрек государства совершившему преступление, и влечет существенные материальные последствия, которые могут сделать невыгодными и опасными для преступника многие виды имущественных и иных преступлений. (99, с. 130).
Уголовным кодексом Российской Федерации внесены изменения в порядок и правила исчисления размера штрафа и в его предельные размеры. УК РСФСР 1960 г. предусматривал назначение штрафа в виде суммы, соответствующей количеству минимальных месячных размеров оплаты труда (МРОТ), либо в виде суммы, исчисляемой из кратного размера причиненного ущерба. Новый УК первое правило определения размера штрафа сохранил, а второе изменил: в основу расчета размера штрафа теперь кладется не размер причиненного ущерба, а заработная плата или иной доход осужденного за определенный период времени.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 УК РФ, штраф предусматривается в санкциях в пределах от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.
По сравнению с прежними его размерами, установленными УК 1960 г. - от одной второй МРОТ до пятидесяти МРОТ либо в размере до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба - в новом УК размеры штрафа заметно увеличены. Однако новый Уголовный кодекс отказался от правила, закрепленного в ранее действовавшем УК, согласно которому в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, за отдельные преступления могли устанавливаться и более высокие размеры штрафа, чем предусмотренные в Общей части УК.
В санкциях статей Особенной части УК размер штрафа неизменно предусматривается в указанной альтернативе: в размере, соответствующем тому или иному количеству минимальных размеров оплаты труда, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Например, за заражение венерической болезнью (ч. 1 ст. 121 УК) штраф установлен в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, за то же преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 121 УК) - в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев.
Уголовный закон определяет, что размер штрафа при его назначении исчисляется количеством МРОТ, установленного законом на момент назначения наказания, либо размерами заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. По мнению А.Э. Жалинского, это означает, что и в тех случаях, когда штраф применяется в порядке замены неотбытой либо оставшейся части иного вида наказания (ст. ст. 80, 81, 82 УК), суд должен исходить при определении размера штрафа из минимального размера оплаты труда, действовавшего в момент назначения наказания, которое он заменяет, «поскольку иное исчисление означало бы признание обратной силы нормативно-правового акта, ухудшающего положение осужденного». (99, с. 132).
На наш взгляд, такая точка зрения является спорной. Вряд ли логично при определении размера штрафа в одних случаях исходить из заработной платы или иного дохода осужденного на день замены, а в других такого же рода случаях – из минимального размера оплаты труда, к примеру, трех-пяти-восьмилетней давности? Аргумент автора о том, что иное исчисление означало бы признание обратной силы нормативно-правового акта, ухудшающего положение осужденного, малоубедителен.
Как нам представляется, законодательное увеличение МРОТ само по себе не может свидетельствовать об ухудшении положения осужденного, в отношении которого предполагается применение штрафа. Опыт всех последних лет показывает, что законодательное увеличение МРОТ есть лишь следствие инфляции, обесценения рубля, означающее лишь запоздалое и лишь частичное возмещение его прежнего утраченного содержания. Поэтому фактическое содержание МРОТ, его покупательная способность не только не увеличивается с законодательным его увеличением, а, поскольку инфляция неизменно обгоняет уровень МРОТ, даже уменьшается. Рискнем предположить, что законодательное увеличение МРОТ фактически не свидетельствует о росте уровня жизни в нашем обществе и, соответственно, об ухудшении положения осужденного. Следует отметить и то, что закон о повышении МРОТ не является уголовно-правовым и оказывает лишь косвенное и относительно незначительное влияние на положение осужденного. Во всяком случае, при всей относительной важности вопроса об том, обладает ли такой закон обратной силой и ухудшает ли он положение осужденного, этот вопрос является вторичным.
С точки зрения содержательной, во всех указанных случаях при замене штрафом иных видов наказания у суда имеются весьма широкие возможности по избранию меры штрафа, соответствующей особенностям того или иного случая и как улучшения таким образом положения осужденного, так и его ухудшения. При этом вопрос о том, исходить ли при исчислении размера штрафа из 80 или из 100 рублей МРОТ является не столь уж значительным.
Суд может избрать размер штрафа, исходя из «заработной платы или иного дохода осужденного». Под заработной платой осужденного следует понимать установленный ему как работнику в соответствующем порядке месячный заработок. Под «иным доходом осужденного» следует понимать другие, кроме заработной платы, источники получения дохода: работа по совместительству, сдача внаем жилого помещения, индивидуальная трудовая деятельность и т.п.
По мнению А.Э. Жалинского, поскольку в законе говорится не об «иных доходах», а об «ином доходе», «это позволяет суду назначить штраф в пределах одного из видов дохода, не обращаясь к остальным». (Там же, с. 131)
На наш взгляд, употребляя указанную фразу в единственом числе, законодатель имел в виду не один какой-то источник доходов осужденного, а его доход в целом за определенный период времени. Как обоснованно отмечает сам автор: «Иной доход осужденного за определенный период устанавливается по источникам, видам и размерам поступлений, подлежащих налогообложению в течение того периода, который обозначен в решении суда». (99, с. 131).
При этом суд не ограничен законом в праве определить период получения дохода количеством месяцев или лет (к примеру, 24 месяца перед назначением наказания) либо конкретными временными границами (с января 1998 г. по март 1999 г.).
Но, как справедливо отмечается в специальной литературе: «Поскольку доходы осужденного могут колебаться, судебная практика должна решить вопрос о возможности назначить штраф в размере иного дохода за период, определенный в конкретных временных границах (доходы, полученные в течение мая-июня такого-то года), о возможности назначения штрафа в размере дохода за прошлый период по усмотрению суда, о порядке исчисления дохода, если он определен на будущий период, а осужденный резко уменьшил размеры получаемого дохода. Исходя из принципа равенства граждан перед законом …, целесообразно назначать штраф в размере иного дохода за определенный период, не ограничивая его определенным промежутком времени, а определяя лишь продолжительность. Доходы в этом случае должны исчисляться исходя из среднего их размера». (Там же, с. 131).
Размер штрафа в санкциях зависит от категории преступления, т.е. от характера и степени его общественной опасности. Соотношение различных размеров штрафа в санкциях статей Особенной части УК показано в таблице. (См.: Приложения, табл. № 3).
При назначении наказания размер штрафа в каждом конкретном случае определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного (ч. 3 ст. 46 УК). По справедливому замечанию В.Д. Филимонова, это указание УК является принципиально важным, «оно принимает во внимание происшедшую в последние годы глубокую дифференциацию общества по имущественному признаку, без учета которой наказание в виде штрафа не в состоянии обеспечить выполнение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждение совершения новых преступлений». (См.: 100, с. 104).
Как справедливо отмечает И.М. Гальперин, «использование штрафа как меры уголовного наказания во многом зависит от объема карательного воздействия, который в данном случае определяется размером подлежащей взысканию суммы денег. Здесь следует учитывать, что штраф – это не форма возмещения причиненного ущерба, а вид наказания. Следовательно, его размеры должны быть достаточно ощутимы для достижения целей специальной и общей превенции. Существенно и то, что штраф представляет собой достаточно распространенную санкцию за различные правонарушения, не достигающие, однако, степени общественной опасности, присущей преступлению, в связи с чем штраф в качестве уголовного наказания должен и надлежащим образом оцениваться как самим осужденным, так и иными лицами. (56, с. 141).
Во всех случаях размер штрафа должен быть ощутимым для осужденного, обеспечивать необходимое карательное и воспитательно - предупредительное воздействие и на самого осужденного, и на иных неустойчивых граждан, но не должен быть для него непосильным, разорительным. В соответствии с ч. 3 ст. 60 УК, суд при назначении наказания в числе прочих обстоятельств обязан учитывать «влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи». По справедливому замечанию А.Э. Жалинского: «Штраф не должен превратиться ни в средство откупа от наказания, ни в средство разорения осужденного». (99, с. 132).
Согласно ст. 88 УК РФ, штраф может быть применен и в отношении несовершеннолетнего осужденного, но только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, и в уменьшенных размерах – в пределах от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до двух месяцев.
В литературе было высказано сомнение в целесообразности этого наказания в отношении несовершеннолетних по мотиву, что «применение штрафа к несовершеннолетним не будет достаточным для оказания на них исправительного воздействия, так как не они будут исполнять наказание этого вида, а их родители, другие близкие родственники или же организаторы преступных формирований». (152, с. 31). Поэтому вместо штрафа предлагается в отношении несовершеннолетних осужденных предусмотреть в уголовном законе новое наказание в виде ограничения свободы досуга. (Там же).
Порядок исполнения наказания в виде штрафа регулируется ст. ст. 31 и 32 УИК РФ. Согласно ст. 31 УИК, суд, вынесший приговор, предлагает осужденному добровольно уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года.
В случае неуплаты осужденным штрафа, взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в ч. 1 ст. 63 УИК, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. При этом взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.
В случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа, последний, согласно ч. 5 ст. 46 УК, заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК для этих видов наказаний (ст.ст. 49, 50, 54 УК). Злостно уклоняющимся, согласно ст. 32 УИК, признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней и скрывающий доходы и имущество от принудительного взыскания.
Следует согласиться с А.Э. Жалинским в том, что: «Статья 46 УК РФ содержит менее четкие указания о соотношении штрафа, заменяемого в случае злостного уклонения, и размеров вновь назначаемых видов наказаний, чем это было в ст. 30 УК РСФСР.... Суд должен будет решать вопрос, возможна ли замена штрафа, верхние пределы которого в санкции статьи Особенной части не достигают максимальных размеров штрафа по настоящей статье, исправительными работами в максимальных их пределах, либо замена штрафа должна осуществляться в пределах, пропорциональных верхней границе штрафа в санкции статьи Особенной части УК РФ.
Так, по санкции Особенной части установлен размер штрафа от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, т. е. в пределах половины возможного размера штрафа, а исправительные работы в полном объеме назначаются на срок до двух лет (см. комментарий к ст. 191). Оптимальное соотношение замены штрафа исправительными работами подлежит установлению практикой, поскольку закон допускает различные варианты». (99, с. 131-132)
И.В. Шмаров полагает, что, поскольку новый УК не определил соответствия размера штрафа сроку обязательных работ, исправительных работ и ареста, следует руководствоваться положением ранее действовавшего УК, согласно которому «суд мог заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ из расчета один месяц исправительных работ за два минимальных месячных размера оплаты труда. Исходя из этой нормы и руководствуясь ст. ст. 49 и 50 УК, можно рассчитать нормы замены штрафа исправительными и обязательными работами. Поскольку один день ареста, согласно ст. 50 УК, соответствует двум дням исправительных работ, то перерассчитав эти дни на месяцы, можно сделать вывод, что две минимальные месячные нормы оплаты труда соответствуют двум неделям ареста. Такой же расчет можно произвести и применительно к обязательным работам. Согласно ст. 48 УК, один день ареста соответствует восьми часам обязательных работ, а тридцать дней ареста соответствуют максимальному сроку обязательных работ (240 часам) или четырем минимальным месячным размерам оплаты труда». (101, с. 74).
Подобное решение представляется нам обоснованным, однако оно прямо не вытекает из закона, в связи с чем нуждается в законодательном закреплении.
Думается, прав И.В. Шмаров, утверждающий, что из смысла ч. 5 ст. 46 УК «вытекает, что штраф не может быть заменен ограничением или лишением свободы. Однако, если осужденному к штрафу, в связи со злостным уклонением его от уплаты, суд заменил этот вид наказания исправительными работами, и он уклоняется от их отбывания, этот вид наказания может быть заменен лишением свободы в порядке ч. 2 ст. 50 УК». (Там же, с. 74).
Если штраф назначается в качестве основного вида наказания осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, то суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает виновного от отбывания этого наказания (ч. 5 ст. 72 УК).
При назначении наказания по совокупности преступлений или при совокупности приговоров (ст. 69, 70 УК) к штрафу и: ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы - эти виды наказания приводятся в исполнение самостоятельно. При этом размеры штрафа, назначенного судом за отдельные преступления, могут полностью или частично складываться.
Штраф как вид уголовного наказания имеет как положительные, так и отрицательные черты. К положительным чертам штрафа относят следующие: эффективное воздействие на преступника без применения к нему чрезвычайных и строгих мер, в частности, лишения свободы; сокращение удельного веса лишения свободы в структуре наказуемости преступлений и снижение уровня переполнения тюрем; отсутствие необходимости в специальной исполнительной системе; доходность для государственного бюджета. Негативными сторонами штрафа признаются: невозможность его применения в равной мере ко всем категориям населения в связи с его имущественным расслоением (существование альтернативы в виде лишения свободы и штрафа приводит к тому, что неимущим подсудимым назначается лишение свободы, а состоятельным - штраф); возможность замены штрафа лишением свободы, приводящая на практике к тому, что за деяние небольшой тяжести лицо подвергается лишению свободы. (121, т. 2, с. 366).
Развитие рыночных отношений в стране, с одной стороны, и значительная распространенность преступлений, за которые было бы целесообразно применение штрафа, с другой - казалось бы, предполагает и значительный объем его применения. Однако данные судебной практики свидетельствуют об обратном. На практике штраф, особенно в виде дополнительного наказания, встречается еще сравнительно нечасто.
В судебной практике, как показывают данные официальной статистики за 1997 г., штраф как основное наказание был применен в отношении 79167 человек (7,8 % всех осужденных в указанном году) в 1998 г – в отношении 59662 осужденных (5,6 % осужденных). Таким образом, по объему применения штраф находится на третьем месте после условного осуждения и реального лишения свободы на определенный срок, объем применения которых составил соответственно: в 1997 году 54,2 и 30,7 %%, в 1998 году - 51,3 и 32,3 %%.
Для сравнения, в 1986 г. штраф был применен в отношении 124623 человек (15,7 % осужденных), в 1992 г.- в отношении 52931 человек (10,2 %), в 1996 г. – в отношении 144011 (13%) осужденных. (См.: Приложения, табл. № 9 и № 10). То есть, по разным причинам удельный вес наказания в виде штрафа в последние годы снизился и в абсолютных цифрах, и в процентном отношении.
Объем применения штрафа за конкретные виды преступлений в практике судов общей юрисдикции РФ показан в таблице № 8. (См.: Приложения).
Из таблицы, видно, что относительно чаще штраф как основное наказание применялся за следующие виды преступлений:
  • за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои (ст. ст. 115, 116 УК) - в отношении 44,9 % осужденных в 1997 г. и 35,8 % осужденных в 1998 г.;
  • за кражу –в отношении 23,1 % осужденных по ч. 1 и 3,6 % осужденных по ч. 2 ст. 158 УК в 1997 г. и соответственно в отношении 12,8 % и 2,3 % осужденных в 1998 г.;
  • за мошенничество - в отношении 25,9% осужденных по ч.1 и в отношении 4,9% осужденных по ч.2 ст. 159 УК в 1997 г. и соответственно 14,8% и 3,7 % в 1998 г.;
  • за уклонение от уплаты налогов по ст. ст. 198 и 199 УК - в отношении 28,5 % осужденных в 1997 г. и 7,2 % осужденных в 1998 г.;
  • за дачу взятки по ст. 291 УК - в отношении 24% осужденных в 1997 г. и 17,4 % осужденных в 1998 г. и т. д.
В специальной литературе высказывалось мнение о целесообразности допустить назначение штрафа как дополнительного наказания и при отсутствии упоминания об этом наказании в санкциях. Авторы не без оснований, на наш взгляд, полагали, что «сочетание штрафа в качестве дополнительного наказания с основным наказанием, например, арестом, даст возможность более гибкого сочетания основного и дополнительного наказаний. Поскольку тяжесть всего наказания в целом определяется не только сроком (размером) основного наказания, карательные и воспитательные свойства, характеризующие наказание, могут быть более равномерно распределены между основным и дополнительным наказаниями. Если, например, основным наказанием будет лишение права занимать определенную должность, то суд в конкретных обстоятельствах может избрать минимальный для этого наказания срок, но в то же время присоединить к основному наказанию дополнительное в виде штрафа». (См.: 231, с. 149; см. также: 56, с.143-144).
Как справедливо признаётся в литературе, штраф как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания представляет собой важное средство карательного и воспитательного воздействия на лиц, совершающих корыстные, имущественные, неосторожные преступления, и в борьбе с ними заслуживает широкого применения. (56, с. 66-67).
Происшедшие социальные изменения, в частности, возрастание роли материальных потребностей и интересов, создают необходимые социальные предпосылки для более широкого применения штрафа. Для осуществления целей наказания важно воздействовать на мотивы, приведшие подсудимого к совершению преступления. С этой точки зрения штраф является целесообразной мерой наказания за преступления, совершенные по корыстным мотивам, либо по мотивам, связанным с пренебрежением к материальным интересам государства, общества и отдельных граждан. Целесообразно его применение и за преступления неосторожные, совершаемые вследствие невнимательности, неорганизованности лица, игнорирования им установленных правил и т. п. В пользу более широкого применения штрафа говорит и сравнительно высокая эффективность его в качестве основного наказания.
Но для более широкого и более эффективного применения штрафа, особенно как дополнительного наказания, должны быть и соответствующие законодательные предпосылки.
В свое время в литературе предлагались два варианта решения этой задачи. Одни авторы предлагали включить штраф как дополнительное наказание в более широкий круг санкций. (213, с. 100-101; 209, с. 50-51; 240, с. 52). Другие считали целесообразным предоставить судам право назначать штраф в качестве дополнительного наказания по их усмотрению. (204, с. 240; 194, с. 30-31; 47, с. 72).
Нам представляется предпочтительным первый вариант. По нашему мнению, следует включить штраф в виде обязательного или факультативного дополнительного наказания в санкции статей, предусматривающих ответственность за совершенные по корыстным мотивам или соединенные с причинением имущественного ущерба преступления, не относящиеся к тяжким, когда по обстоятельствам дела может потребоваться усилить карательно-воспитательные возможности избранного в отношении осужденного основного наказания за счет присоединения к нему определенного имущественного взыскания. Необходимое усиление при этом может достигаться посредством реализации присущих штрафу как дополнительному наказанию специфических функциональных возможностей - по индивидуализации общего наказания, по усилению его карательного содержания или по смягчению основного наказания, к которому оно присоединяется. (См. об этом: 71, с. 28-34).
Вместе с тем в законе следует установить возможно более четкие критерии его применения судом. С этой целью целесообразно было бы ч. 1 ст. 46 УК изложить в следующей редакции:
«Штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом в виде основного или дополнительного наказания лицам, осуждаемым за совершение корыстных преступлений и преступлений, причинивших материальный ущерб государственным или общественным интересам или интересам отдельных граждан». (Там же, с. 102-105).

В уголовном законодательстве зарубежных государств денежный штраф является одним из наиболее распространенных видов наказания. К примеру, в Англии штраф назначается в среднем за каждое третье преступление, а за суммарные преступления, дела по которым рассматриваются в упрощенном порядке, он назначается почти в 90% случаев. При этом расширяется и круг преступлений, за которые может быть назначен штраф. (121, т.2, с. 361; 113, с. 154).
Штраф чаще применяется за совершение преступлений небольшой и средней степени тяжести, но в отдельных случаях также и за совершение более опасных деяний. Например, по УК Франции штраф может быть назначен как в качестве уголовного наказания за совершение преступления (ст.131-2 УК), так и в качестве исправительного наказания (в виде штрафа или штрафо-дней) за совершение проступка, а также в качестве полицейского наказания за нарушение (ст.131-12 УК). По УК Испании, где принята классификация наказаний на строгие, менее строгие и небольшие, штраф относится к двум последним группам (ст. 33 УК).
Вместе с тем, уголовное законодательство некоторых стран (США, ФРГ и др.) использует штрафы и в качестве средства борьбы с относительно тяжкими преступлениями. Например, в УК ФРГ установлен относительно новый вид штрафа - имущественный штраф (§ 43а), предназначенный для борьбы с совершаемыми в составе специально организованной банды таких корыстных преступлений, как подделка денежных знаков или знаков оплаты, торговля людьми, нелегальная торговля наркотиками, сутенерство, отмывание денег, а также другими формами проявления организованной преступности. (121, т. 2, с. 365; 113, с. 157).
Штраф применяется за различные по характеру преступления, однако приоритет принадлежит т. н. имущественным преступлениям корыстного характера. Например, в США штрафные санкции предусмотрены и за преступления, направленные на извлечение материальной выгоды или повреждение имущества, и за посягательства на личность, на государственное управление и т. п. (121, т.2, с. 362; 113, с. 155).
В УК Франции штраф предусмотрен чаще за преступления против собственности: кражи, мошенничество, вымогательство, злоупотребление доверием. Однако он также содержится в санкциях за терроризм и некоторые другие преступления против общественной безопасности, за неосторожное причинение смерти, умышленные насильственные действия, повлекшие увечье или хроническое заболевание потерпевшего, сексуальные агрессии, не относящиеся к изнасилованию, незаконный оборот наркотиков и другие преступления и проступки. (121, т.2, с. 361, 363; 113, с. 154).
Юридическая природа штрафа в законодательстве зарубежных государств различна.
По УК Испании, например, штраф, наряду с лишением свободы и лишением определенных прав, относится к наказаниям, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. (ст. 32 УК).
По уголовному законодательству Англии штраф может быть назначен в качестве альтерантивы - вместо другого наказания (например, тюремного заключения), либо в дополнение к другому наказанию одновременно с ним, причем в последнем качестве иногда и при отсутствии указаний о нем в конкретной санкции.
При этом применение штрафа в дополнение к другому наказанию (или к мере, не имеющей карательного характера) имеет ряд ограничений. Например, штраф не может быть назначен одновременно с пробацией (в случае условного осуждения). Запрещено применять штраф в случае освобождения лица от ответственности под условием несовершения им нового преступления в течение определенного времени. (121, т.2, с. 362; 113, с. 154).
В уголовном законодательстве США штраф предусматривается и как основное наказание (единственное или в альтернативе с другим основным наказанием – как правило, с лишением свободы), и как дополнительное в сочетании с лишением свободы, другими основными наказаниями или с пробацией. (121, т.2, с. 362; 113, с. 155).
По УК ФРГ денежный штраф назначается в качестве основного наказания и исчисляется в дневных ставках в пределах от пяти до трехсот шестьдесяти полных дневных ставок, если иное не устанавлено законом. (121, т. 2, с. 364). На основании § 41 УК ФРГ, денежный штраф может быть назначен за совершение корыстного преступления («если лицо в результате совершения деяния обогатилось или пыталось обогатиться») наряду с лишением свободы, если это целесообразно с учетом личности правонарушителя и его материального положения». Причем назначение денежного штрафа совместно с лишением свободы не меняет его правовой природы как основного наказания. (121, т.2, с. 365; 113, с. 156- 157).
Предусмотренный УК ФРГ т. н. имущественный штраф может быть назначен только наряду с пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок свыше двух лет в качестве факультативного дополнительного наказания. Не допускается его назначение вместе с денежным штрафом (§ 43а УК). (121, т.2, с. 365; 113, с. 159).
По УК Франции штраф может быть назначен в качестве как уголовного наказания, так и исправительного, и полицейского, причем во всех случаях только в функции наказания основного. За совершение преступления штраф может быть назначен совместно с наказанием в виде тюремного заточения или заключения. Однако, как и в УК ФРГ, назначение штрафа совместно с указанными видами основных наказаний не меняет его правовой природы также как основного наказания. (ст. ст. 131-2, 131-3, 131-12 УК). (155, с. 12-13, 16).
Размеры штрафа в законодательстве разных государств также различаются, во многих случаях существенно. Причем и в законодательстве одной страны размеры штрафа дифференцируются в зависимости как от общественной опасности преступного деяния, так и от того, кому (физическому или юридическому лицу) он назначается, от его материального положения и иных обстоятельств.
К примеру, федеральное уголовное законодательство США и законодательство отдельных штатов содержит множество вариантов размера штрафа. Так, по федеральному законодательству максимум штрафа для физических лиц составляет: за преступление, повлекшее смерть человека, - 250 тыс. долларов, за мисдиминоры - 25 тыс. долларов. Для юридических лиц - соответственно 500 тыс. и 100 тыс. долларов. (121, т.2, с. 362; 113, с. 155).
Однако при назначении штрафа, например, физическому лицу, учитываются обстоятельства совершенного преступления, личность подсудимого и, главное, его возможности по уплате штрафа: его доходы, финансовое положение, бремя, которое в связи с уплатой штрафа ляжет на осужденного и лиц, находящихся в финансовой зависимости от него (ст. 3572 раздела 18 СЗ США). (121, т.2, с. 362-363; 224, с. 47).
Во французском уголовном праве физическому лицу за совершение преступления может быть назначен штраф в пределах до 50 млн. франков, за совершение проступка до 1 млн. франков. За совершение нарушения (наименее строгие правонарушения, наказуемые по нормам УК) сумма штрафа дифференцируется следующим образом:
п.1. Не более 250 франков за нарушения 1-го класса;
п.2. Не более 1000 франков за нарушения 2-го класса;
п.3. Не более 3000 франков за нарушения 3-го класса;
п.4. Не более 5000 франков за нарушения 4-го класса;
п.5. Не более 10 000 франков за нарушения 5-го класса; эта
сумма может быть увеличена до 20 000 франков в случае рецидива,
когда это предусмотрено постановлением (ст.131-13 УК). (155, с. 16).
Но и по УК Франции суд определяет размер штрафа с учетом доходов подсудимого и его имущественных обязанностей, имея целью индивидуализацию уголовной ответственности и наказания. (ст. 132-24 УК). Суд может также назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за совершение данного преступления. (121, т.2, с. 363-364).
Во французском праве наряду с обычным денежным штрафом предусматривается также другая разновидность штрафа, именуемая «штрафо-дни». Так, согласно статье 131-5 УК: «Если проступок карается тюремным заключением, суд может назначить наказание штрафом в виде штрафо-дней, состоящее в том, что осужденный должен внести в казну сумму, общая величина которой получается в результате назначения судьей ежедневного взноса в течение определенного числа дней. Размер каждого штрафо-дня определяется с учетом доходов и обязательств подсудимого; он не может превышать 2000 франков. Число штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния; оно не может быть больше трехсот шестидесяти». (155, с. 13).
Обычный штраф и штрафо-дни не могут быть назначены вместе с наказанием в виде выполнения работы в общественных интересах. Наказание в виде штрафо-дней не может сопровождаться наказанием обычным штрафом (ст. 131-9 УК). Наказание обычным штрафом не может быть назначено вместе с наказаниями в виде лишения или ограничения прав, перечисленными в статье 131-14 УК (ст. 131-15 УК).
По УК Испании штраф относится к наказаниям «менее строгим» и «небольшим». В качестве «менее строгого» наказания штраф имеет две разновидности: штраф в размере более двухмесячных зарплат и штраф, пропорциональный причиненному ущербу. В качестве «небольшого» наказания штраф предусматривается в размере от пятидневного до двухмесячного заработка (ст. 33 УК).
За исключением случаев, специально предусмотренных законом, наказание в виде штрафа назначается по системе дневных ставок. Минимальный размер штрафа - заработок за пять дней, и максимальный - за два года. Ежедневная квота составляет минимум 200 песет и максимум 50 000 песет. При подсчетах месячной или годовой суммы под месяцем понимается 30 дней, а под годом - 360 (ст. 50 УК).
Размер штрафа и срок его уплаты определяется с учетом особенностей конкретного преступления, с учетом материального положения виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств. В случае ухудшения материального положения осужденного, размер штрафа может быть уменьшен (ст. ст. 50, 51, 52 УК). (232, с. 26).
По УК ФРГ денежный штраф исчисляется в дневных ставках в пределах от пяти до трехсот шестидесяти полных дневных ставок, если закон не устанавливает иное. (121, т.2, с. 364).
Размер дневной ставки в каждом конкретном случае определяется судом с учетом материального положения лица. Суд исходит, как правило, из чистого дохода, который лицо имеет или могло иметь, в среднем, в день (абз. 2 § 40). Размер дневной ставки колеблется от двух немецких марок до десяти тысяч. Таким образом, общий размер штрафа по УК ФРГ находится в пределах от 10 марок до 3 млн. 600 тыс. марок. (121, т.2, с. 364-365; 113, с. 156).
В законодательстве Англии размер штрафа практически не ограничен. В нормах статутного права лишь иногда определяется максимальный размер штрафа. (113, с. 154).
Таким образом, по уголовному законодательству зарубежных государств штраф применяется достаточно широко, однако, как правило, в разумных пределах и лишь в случаях, когда подсудимый в состоянии его выплатить. При этом новыми уголовными законами вводятся некоторые льготы по уплате штрафа: предоставление отсрочки или рассрочки платежа, освобождение от уплаты части штрафа в случае добросовестности и т. д.
Однако практически во всех странах в случае неуплаты штрафа предусматривается его замена лишением свободы. Например, в Англии неуплата штрафа влечет его замену наказанием в виде тюремного заключения в пределах 12 месяцев. (113, с. 154; 121, т.2, с. 362).
Согласно германскому уголовному законодательству, в случае невыплаты штрафа возможна его замена лишением свободы из расчета 1 дневная ставка равна 1 дню лишения свободы (§ 42 УК). (121, т.2, с. 365; 113, с. 157).
По Уголовному кодексу Испании назначенный, но не уплаченный добровольно или посредством принуждения штраф может быть заменен лишением свободы в виде ареста на выходные дни из расчета один день ареста за каждые две неуплаченные ежедневные квоты, либо, с согласия осужденного, работами на пользу общества из расчета одни день лишения свободы за один день работ.
В случае неуплаты штрафа, назначенного пропорционально причиненному ущербу, он заменяется лишением свободы на срок в пределах не более года. (ст. 53 УК). (232, с. 27).
В США предусматриваются широкие возможности замены штрафа тюремным заключением. Примерно 45% осужденных к денежному штрафу впоследствии водворяются в тюрьму за неуплату. Замена производится из расчета: 1 невыплаченный доллар равен 1 дню тюремного заключения (по УК штата Иллинойс 5 долларов равны 1 дню тюремного заключения) но не более одного года тюремного заключения. (121, т. 2, с. 363; 113, с. 155).
По законодательству Франции в случае уклонения от уплаты штрафа он может быть заменен принудительным заключением под стражу из следующего расчета: 5 дней - при сумме долга от 1000 до 3000 франков, 10 дней - от 3000 до 10000 франков, 20 дней - от 10000 до 20000 франков и т.д., максимум 4 месяца при сумме долга свыше 80000 франков (ст. 750 УПК). Принудительное заключение не применяется к несовершеннолетним и лицам старше 65 лет, а также к тем, кто докажет свою неплатежеспособность, представив справку от налогового инспектора, от мэра или комиссара полиции (ст. 753 УПК). (121, т.2, с. 364; 113, с. 156).
Полная или частичная неуплата суммы назначенного наказания в виде штрафо-дней влечет заключение осужденного под стражу на срок, соответствующий половине числа невыплаченных штрафо-дней (ст.131-25 УК). (155, с. 20).
В последние годы в зарубежных странах получают развитие новые формы штрафа: штрафо-дни во Франции, имущественный штраф в Германии. В УК Испании в качестве разновидности штрафа предусматривается штраф, устанавливаемый в некоторых случаях в размере, пропорциональном причиненному ущербу, ценности объекта преступления или получаемой от него выгодой (ст. 52 УК). (121, т.2, с. 362; 232, с. 27).
Наказание в виде штрафо-дней по УК Франции состоит в обязанности осужденного ежедневно вносить в государственный бюджет денежную сумму, устанавливаемую судом с учетом доходов и имущественных обязанностей подсудимого в пределах двух тысяч франков. Количество штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360 дней (ст. 131-5 УК). (155, с. 13; 121, т. 2, с. 364).
Имущественный штраф, предусмотренный уголовным законодательством ФРГ (§ 43а УК), в отличие от денежного штрафа, состоит в том, что он представляет собой выплату некоторой денежной суммы, определяемой судом не из оценки вины лица, совершившего преступное деяние, а, в первую очередь, из стоимости имущества виновного. Нижний предел имущественного штрафа не установлен, верхний определяется стоимостью имущества (все доходы минус обязательства) лица, совершившего преступное деяние. В случае невозможности исполнения имущественного штрафа предусматривается замена его лишением свободы в пределах от одного месяца до двух лет (абз. 3 § 43а УК). (121, т. 2, с. 365; 113, с. 158).
Как пишет К. Лакнер, имущественный штраф имеет двойственную природу. С одной стороны, он представляет собой своеобразный вид дополнительного наказания и в этом качестве должен соответствовать принципу вины, но с другой стороны он преследует цель лишения лица, совершившего преступное деяние, средств для создания или сохранения преступной организации, что не согласуется с указанным принципом. (90, § 43а).
Законодатель ФРГ, вводя § 43а в УК, имел в виду широкое практическое применение данного наказания. Однако, в связи с трудностями обнаружения имущества и установления его принадлежности, имущественный штраф в судебной практике Германии встречается редко. (121, т. 2, с. 365; 113, с. 158).
Разновидностью наказания в виде штрафа является штраф, применяемый согласно нормам уголовного законодательства в отношении юридических лиц.
По УК Франции юридическому лицу может быть назначен штраф в качестве уголовного, исправительного или полицейского наказания. Согласно Ст.131-38 УК, максимальный размер штрафа, применяемый в отношении юридических лиц за совершение преступления или проступка, равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренному для физических лиц законом, в соответствии с которым наказывается данное деяние.
За совершение нарушения, в соответствии со ст.131-41 УК, максимальный размер штрафа, применяемый в отношении юридических лиц, равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренному для физических лиц постановлением, в соответствии с которым наказывается данное деяние. (155, с. 24-26). Максимальный размер штрафа в отношении юридического лица составляет: за преступление - 250 млн. франков, за проступок - 5 млн. франков и за нарушение 5-го класса - 50 тыс. франков. В случае повторного привлечения к уголовной ответственности указанный максимум штрафа удваивается. (121, т. 2, с. 364; 113, с. 156).

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы таких подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, за исключением случаев назначения штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса. При этом назначенное наказание не может быть условным.

(см. текст в предыдущей редакции)

Поделиться: