Реестр объектов федеральной собственности. Внесение сведений в реестр федерального имущества

Примерный перечень документов, необходимых для внесения сведений об объектах учета в реестр федерального имущества

Раздел 1. Сведения о недвижимом имуществе.

Подраздел 1.1. Сведения о земельных участках .

Карта «ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК» в 2-х экземплярах;

Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования;

Документ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование (напр. постановление главы, распоряжение ТУ Росимущества и т. д.);

Кадастровый паспорт (кадастровая выписка);

Подраздел 1.2. Сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства / 1.3. Сведения о жилых, нежилых помещениях.

Карта «ЗДАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ, ОБЪЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» / «ЖИЛОЕ, НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ» в 2-х экземплярах;

Свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации;

Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления / хозяйственного ведения;

Документ, подтверждающий возникновение права собственности Российской Федерации (напр. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт ввода объекта в эксплуатацию, договор купли-продажи, договор мены и т. д.)

Документ, подтверждающий возникновение права оперативного управления / хозяйственного ведения (напр. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт ввода объекта в эксплуатацию, договор купли-продажи, договор мены распоряжение о закреплении объекта учета, акт приема-передачи и т. д.);

Кадастровый паспорт;

Технический паспорт;

Инвентарная карточка объекта учета;

При наличии ограничений (обременений) на объект – документы, подтверждающие ограничения (обременения).

Раздел 2. Сведения о движимом имуществе и иных правах

Подраздел 2.3. Сведения о движимом имуществе, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей, и особо ценном движимом имуществе (независимо от его стоимости).

Карта «ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ КОТОРОГО РАВНА ИЛИ ПРЕВЫШАЕТ 500 ТЫС. РУБЛЕЙ, И ОСОБО ЦЕННОЕ ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО (НЕЗАВИСИМО ОТ ЕГО СТОИМОСТИ)» в 2-х экземплярах;

Документ, подтверждающий возникновение права собственности Российской Федерации (напр. государственный контракт, договор купли-продажи, акт приема-передачи, товарная накладная и т. д.);

Документ, подтверждающий возникновение права оперативного управления / хозяйственного ведения (напр. государственный контракт, договор купли-продажи, акт приема-передачи, товарная накладная, распоряжение о закреплении объекта учета, акт приема-передачи и т. д.);

Паспорт транспортного средства / свидетельство о регистрации ТС (в случае, если объектом учета является транспортное средство);

Технический паспорт;

Инвентарная карточка объекта учета;

При наличии ограничений (обременений) на объект – документы, подтверждающие ограничения (обременения).

Подраздел 2.5. Сведения об ином движимом имуществе, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500 тыс. рублей, и оборотных средствах (независимо от их стоимости), учитываемых как единые объекты

- карта «ИНОЕ ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ КОТОРОГО МЕНЬШЕ 500 ТЫС. РУБЛЕЙ, И ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА (НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ СТОИМОСТИ), УЧИТЫВАЕМЫЕ КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ» в 2-х экземплярах;

Справка о стоимости иного движимого имущества, первоначальная стоимость которого не превышает 500 тыс. рублей, и оборотные активы (независимо от их стоимости), учитываемые как единый объект, в которой указывается первоначальная и остаточная стоимости объекта учета на отчетную дату.

Стоимость карты 2.5 складывается из стоимости:

А) нематериальных активов организации, балансовая стоимость которых менее 500 тыс. рублей;

Б) основных средств, балансовая стоимость которых менее 500 тыс. рублей;

В) объектов незавершенного строительства (не являющихся объектами недвижимого имущества), балансовая стоимость которых менее 500 тыс. рублей;

Г) займов, предоставленных на срок более 12 месяцев, величина которых менее 500 тыс. рублей;

Д) оборотных активов.

Форма справки, подтверждающей первоначальную и остаточную стоимости единого объекта учета, которые вносятся в форму карты 2.5 реестра федерального имущества, не установлена. Данная справка составляется произвольно, с учетом общих правил делопроизводства для официальных документов организации. При этом необходимым условием, в соответствии с п. 21 Правил заполнения форм реестра, является ее заверение надлежащим образом главным бухгалтером правообладателя на основе документов бухгалтерской отчетности.

Раздел 3. Сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имуществои сведениями о нем.

Подраздел 3.1. Сведения о правообладателях объектов учета, не являющихся хозяйственными обществами и товариществами.

Карта «ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ» в 2-х экземплярах;

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;

Приказ (распоряжение) вышестоящей организации о создании юридического лица;

Устав / положение с последующими изменениями и дополнениями;

Выписка из ЕГРЮЛ;

Баланс исполнения бюджета (форма № 000 по ОКУД);

Справка о среднесписочной численности работников за отчетный период;

Документ, подтверждающий финансирование из федерального бюджета с указанием средств, полученных из федерального бюджета и их остатков;

Подраздел 3.4. Сведения об иных лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения) вещных прав на объекты учета, обладающих иными правами на объекты учета или сведениями о них

Карта «ИНОЕ ЛИЦО, В ПОЛЬЗУ КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНО ОГРАНИЧЕНИЕ (ОБРЕМЕНЕНИЕ) ВЕЩНОГО ПРАВА НА ОБЪЕКТ УЧЕТА, ОБЛАДАЮЩИХ ИНЫМИ ПРАВАМИ НА ОБЪЕКТ УЧЕТА ИЛИ СВЕДЕНИЯМИ О НЕМ» в 2-х экземплярах;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица и присвоении ему идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

Справка Росстата России о присвоении кодов юридическому лицу;

Выписка из ЕГРЮЛ;

Постановление (приказ) о назначении руководителя организации.

Копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах и записях сведения, заверяются нотариально или создавшими документы органами либо организациями . В иных случаях уполномоченное правообладателем лицо проставляет на копиях документов надпись «Верно» и заверяет их подписью с указанием своей фамилии и инициалов и даты заверения . Указанные копии представляются правообладателем в ТУ Росимущества вместе с оригиналами документов. При соответствии копий документов подписью с указанием своей фамилии и инициалов и даты заверения. Оригиналы документов возвращаются правообладателю.

ВАЖНО: все предоставляемые формы реестра (карты и записи) должны направляться одновременно на бумажном носителе, распечатанные исключительно из программы «Модуль правообладателя» на отдельных листах (т. е. без оборота), а также на электронном носителе в Модуле правообладателя со статусом «Направлен».

Только при данном условии электронные формы становятся доступны специалистам ТУ Росимущества для дальнейшей работы.

Карты и записи, распечатанные из программ Word, Excel и т. д., а также с двусторонней печатью, будут возвращаться правообладателю без рассмотрения .

Исправления в картах, а также исключение отдельных строк из карты не допускаются .

Пакеты документов, предоставляемых в ТУ Росимущества, необходимо формировать по каждому объекту учета в отдельные файлы и предоставлять с сопроводительным письмом .

Сопроводительное письмо должно содержать информацию о конкретной процедуре учета (внесение объекта учета в реестр федерального имущества, изменение сведений или исключение объекта учета), с указанием количества объектов, в отношении которых предоставляются документы, количества предоставляемых копий документов и общего количества листов.

ВАЖНО: не совмещать в один пакет документы для внесения сведений о вновь приобретенном имуществе и о внесении изменений в реестр либо исключения и реестра. По каждому вопросу пакеты формируются отдельно и должны иметь отдельное сопроводительное письмо.

Полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее - Постановление № 447) Росимущество осуществляет учет имущества и ведение реестра федерального имущества. Объектом учета в реестре является как недвижимое, так и движимое имущество. О процедуре представления сведений в реестр, читайте в материале экспертов 1С.

В целях исполнения пункта 14 Положения об учете федерального имущества (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447) учреждению следует в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представить карты сведений об объекте учета по имуществу, поступающему в оперативное управление по любым основаниям, для его учета в реестре и копии документов, подтверждающих его приобретение.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. Карты сведений об объекте учета на бумажном носителе в двух экземплярах представляются в территориальный орган Росимущества, в электронном виде - на сервис автоматизированной системы учета федерального имущества (АСУФИ).

В течение одного месяца территориальный орган Росимущества обрабатывает в АСУФИ полученную карту объекта с приложенными сканами подтверждающих документов и принимает одно из решений:

  • присвоить реестровый номер федерального имущества;
  • отказать в учете;
  • приостановить процедуру учета;
  • вернуть для уточнения сведений.

Принятое решение направляется правообладателю. Процесс учета имущества завершается присвоением реестрового номера.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра федерального имущества, содержащая номер и дату присвоения реестрового номера.

Выписка прилагается к пакету документов для осуществления регистрации права оперативного управления (при наличии такой необходимости) и идентифицирует объект федерального имущества.

В целях ведения бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ведется учет основных средств. Карточка основного средства содержит информацию, необходимую для ведения бухгалтерского и налогового учета. Значительная часть этой информации необходима для учета в Реестре имущества . Остальная информация, необходимая для учета имущества в Реестре , вводится в подсистеме Реестр имущества .

Подсистема Реестр имущества

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для учета сведений об объектах имущества с целью предоставления сведений органу управления государственным (муниципальным) имуществом предназначена подсистема Реестр имущества .

Подсистемой предусмотрено:

  • внесение и хранение сведений об объектах имущества;
  • печать сведений об объектах имущества;
  • двусторонний обмен сведениями об объектах имущества с автоматизированными системами учета имущества, что позволяет выгружать данные в систему учета имущества и загружать их;
  • настройка структуры хранимых данных в зависимости от требований органа управления имуществом;
  • настройка печатных форм карт сведений об объекте имущества.

Для того чтобы начать использовать подсистему Реестр имущества в программе, необходимо включить опцию Интеграция с системой учета имущества и настроить обмен с автоматизированной системой учета имущества.

Подсистема поставляется с настройками для учета сведений в Реестре федерального имущества в соответствии с Постановлением № 447.

Ввод сведений об имуществе

Ввод сведений об имуществе выполняется документом (см. рис. 1). В документе указывается Вид карты . Вид карты определяет состав реквизитов документа.

Рис. 1

При вводе сведений о новом объекте рекомендуется сначала заполнить документ сведениями из объекта учета - сведениями из карточки ОС и других регистров бухгалтерского учета (кнопка Заполнить реквизиты ), а затем дозаполнить документ вручную.

Правильность заполнения можно проверить (кнопка Проверить заполнение ). Проверка выполняется по тем же критериям, которые применяются при загрузке данных в АСУФИ. Это позволяет избежать лишних транзакций обмена с АСУФИ некорректными данными.

Из документа Регистрация сведений об имуществе можно сформировать карту сведений об имуществе организации, соответствующую его виду (копка Печать\Форма карты ).

Предусмотрено формирование 14 видов карт по формам, установленным Постановлением № 447. Для карты 2.5, кроме основной формы, формируется также приложение (рис. 2).


Рис. 2

Обмен данными с Автоматизированной системой учета федерального имущества

По объектам учета, для которых есть данные в АСУФИ, можно загрузить карты из АСУФИ. Это избавляет от ручного ввода в «1С:Бухгалтерию государственного учреждения 8» сведений, которые уже есть в АСУФИ. Также предусмотрена загрузка классификаторов, применяемых в АСУФИ.

Для обмена данными с Автоматизированной системой учета федерального имущества применяется помощник Обмен с системой учета имущества (рис. 3). При выполнении обмена изменяется статус карт в соответствии с градацией, предусмотренной в АСУФИ.


Рис. 3

Подробнее о настройке обмена и работе подсистемы можно прочитать в серии статей, опубликованных на сайте информационной системы ИТС-Бюджет, в разделе Методическая поддержка .

Реализованная технология двустороннего обмена БГУ-АСУФИ позволяет перейти от учета федерального имущества на бумажных носителях к учету в электронном виде после принятия соответствующих изменений в нормативные документы.

Это существенно сократит сроки включения имущества в реестр и актуализации содержащихся в реестре федерального имущества сведений в целях принятия эффективных управленческих решений.

Следует отметить, что подсистема «Реестр имущества» реализована как в редакции 1, так и в редакции 2 конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения» на платформе «1С:Предприятие 8».

Подробнее о возможностях подсистемы, настройке и выполнении обмена данными с АСУФИ можно прочитать в серии статей раздела , публикуемого в разделе Методическая поддержка 1С:Предприятия для государственных учреждений ресурса ИТС-бюджет, начиная с мартовского выпуска.

Конференция Росимущества 23.01.2015 в Росимуществе прошла конференция по совершенствованию порядка учета федерального имущества с использованием современных информационных технологий, на которой были продемонстрированы функциональные возможности «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» для автоматизации процесса учета федерального имущества, а также взаимодействие программы с АСУФИ. В частности было продемонстрировано:

  • загрузка карт из АСУФИ, изменение карты, отправка в АСУФИ измененных данных и запроса на постановку карты на учет, получение из АСУФИ информации о принятии карты на учет, изменение статуса карты в БГУ;
  • создание новой карты - заполнение по учетным данным, дозаполнение, создание печатной формы, отправка в АСУФИ карты в электронном виде и скан-копий правоустанавливающих документов, получение из АСУФИ информации о принятии карты на учет, изменение статуса карты в БГУ. В работе конференции приняли участие представители 40 федеральных органов исполнительной власти и 22 федеральных организаций.

Вернуться назад на

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав).

Единый государственный реестр прав (ЕГРП)

ЕГРП прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие их них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения учреждением юстиции по регистрации прав разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

ЕГРП ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях.

При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленным ст. 21 ФЗ № 122-ФЗ.

Порядок государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация договора об отчуждения объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Учет федерального имущества ведется расширения базы Реестра федерального имущества. Каждый объект, принадлежащий Российской Федерации, должен быть учтен и добавлен в Реестр, чтобы информация, содержащаяся в базе, была как можно более точной, актуальной и полной. При учете федерального имущества обязательно следует указать все доступные данные об объекте, который вносится в базу. Такой порядок помогает контролировать состояние имущества казны, служит плацдармом для проведения всевозможных статистик, подведения итогов и т. п. Вот почему так важно иметь полное и правильное представление о том, как проводится учет имущества РФ.

Последовательность учета федерального имущества

Ответственность за начало процедуры учета имущества казны всегда лежит на управляющем собственности, который, согласно с законодательством РФ, обязан за срок до 14 дней со дня поступления имущества в его собственность (уполномоченной передачи либо приобретения) отправить запрос о регистрации имущества либо смене сведений о нем с прикреплением следующих данных:

  1. Заполненные карты о состоянии имущества по форме №1. Это могут быть сведения о космических объектах, движимого и недвижимого имущества, воздушное либо морское судно и т. п. для каждого вида собственности предусмотрена своя необходимая к заполнению форма № 1;
  2. Документы, которые способны подтвердить сведения, указанные в заполненной правообладателем форме №1, где было подробно описано состояние имущества;
  3. Документы, подтверждающие передачи в право владения управляющего имущества, о котором идет речь в форме №1.

Важный момент! Все документы отправляются правообладателем в электронной форме для большего удобства проверки и отправления. При этом документация должна быть правильно оформленной и заверенной официальной электронной подписью правообладателя. Если же правообладатель не имеет возможности воспользоваться электронной формой отправки, то возможно предоставление и бумажной версии документов.

Забегая наперед, следует сказать о том, что после прекращения срока привилегии собственности на имущество казны, бывший управляющий должен точно также в 14-дневный срок отправить заявление по форме №3 о окончании срока управления государственным имуществом. Форма №3 является единой для управляющих всеми возможными видами имущества казны. Также к заявлению, разумеется, следует прикрепить документы, которые показывают, что физическое либо юридическое лицо больше не является управляющим данного имущества. Такая процедура действительна как при добровольном отказе от управления, так и при банкротстве организации и во всех других случаях, ведь главная ее цель – сохранить актуальность сведений, которые содержатся в Реестре.

Совет! В первую очередь представителям территориальных органов необходимо обязательно проверить подлинность полученных документов и правильность их оформления. В случае несоответствия установленным нормам, пакет документов может быть возвращен управляющему на дополнительную корректировку. В таком случае, объект следует оформить как «приостановленный в процедуре учета» до получения более точной и достоверной документации либо правильного заполнения формы управляющим.

За установленный законодательством срок (до 21 дня) представители органов местного самоуправления обязаны установить подлинность и полноту документов (либо неподлинность и неполноту) и на основе полученных сведений осуществить одну из нижеуказанных процедур:

  1. Зарегистрировать полученные от управителя данные об объекте и управителе федерального имущества и удалить все предыдущие, содержащееся в Реестре, данные о представленном объекте и его прошлом управляющем в целях избегания возникновения путаницы;
  2. Отказать в регистрации представленного объекта (причиной чего может послужить только тот факт, что имущество не является собственностью РФ и потому его нельзя добавить в Реестр имущества казны);
  3. Приостановить процедуру учета по причине возникновения затруднений у управляющего с оформлением документации.

В случае принятие первого из перечисленных решений, объекту присваивается новый регистрационный номер, и полученные данные вносятся в Реестр, при этом все предыдущие сведения об объекте удаляются из Реестра. С этого момента объект можно назвать учтенным федеральным имуществом.

Если же было принято отрицательное решение, то правообладатель указанного объекта (инициатор его учета) должен получить аргументированный отказ от добавления объекта в Реестр в письменном виде.

Порядок внесения изменений в сведения об объектах, состоящих на учете как федеральное имущество

Инициатором внесения изменений должен быть правообладатель имущества казны. А именно в течении 14-дневного срока со дня вступления изменений в силу он должен предоставить в органы местного самоуправления такие документы, как:

  1. Заявление по форме №2 с указанными в нем изменениями, которые необходимо внести в Реестр учета федерального имущества, где указывается перечень произошедших изменений и перечень документов, которые подтверждают действительность изменений;
  2. Документы, подтверждающие действительность изменений.

Важный момент! Представители органов местного самоуправления обязательно должны проверить подлинность всех поступивших документов и правильность их оформления перед тем, как вносить сведения об изменениях в реестр.

Изменения, которые требуют занесения в реестр, могут быть связаны со следующими факторами:

  • Изменение личности правообладателя;
  • Изменение размера общей стоимости федерального имущества;
  • Изменения в фондовых средствах правообладателя;
  • Изменения отметки о государственной регистрации управляющего имуществом казны.

Совет! В случае перемены места государственной регистрации правообладателя федерального имущества необходимо предоставить весь необходимый пакет документов представителям органов местного самоуправления того региона, в котором правообладатель действительно зарегистрирован, а не по бывшему месту регистрации.

Порядок обжалования решения органов местного самоуправления о невнесении предложенного правообладателем объекта в реестр

Правообладатель, которому было дважды отказано во внесении объекта федеративного имущества в Реестр по причине неподлинности или неполноте документов имеет право обжаловать такое решение органов местного самоуправления в специально установленном законодательством порядке, который предусматривает:

  1. Обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой провести повторную экспертизу предоставленной правообладателем федеративного объекта документации, с целью учета федеративного имущества в Реестре;
  2. В случае позитивного решения Федерального агентства будут предприняты меры по внесению имущества в Реестр в одном из двух установленных порядков:
    • Федеральное агентство одобрит обращение правообладателя и в течение 7 календарных дней отправит извещение о установленном заключении в органы местного самоуправления, представителями которого было ранее отказано в учете представленного управляющим имущества казны. Постановление Федерального агентства обязательно должно быть подкреплено аргументированием и подтверждающей необходимость вышеуказанных действий. Представители органов местного самоуправления обязаны будут внести изменения в Реестр и отправить уведомление об этом правообладателю;
    • Представители Федерального агентства самостоятельно внесут все необходимые изменения в Реестр, а правообладатель и представители местного самоуправления того региона, в котором зарегистрирован правообладатель федерального имущества будут извещены о принятом решении и внесенных изменениях;
  3. В случае отрицательного постановления Федерального агентства, правообладатель будет уведомлен в течение 7 календарных дней о невнесении объекта в Реестр, при этом причины таких действий должны быть разъяснены аргументацией и подкреплены соответствующими документами.

Реестр необходим для качественного и своевременного осуществления важных государственных процессов, а потому каждый сознательный гражданин РФ должен следить за своевременным внесением в него необходимой информации.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 7

Согласно нормам гражданского законодательства собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. ст. 120, 296 ГК РФ). О том, каким образом осуществляется учет федерального имущества в Росимуществе, расскажем в статье.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом РФ, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, например функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет Минобороны (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом")).

Согласно п. 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы.

Поскольку в отношении основной массы имущества федеральных государственных учреждений собственником выступает Росимущество, рассмотрим порядок представления сведений по имуществу госучреждениями в данный орган.

Общие положения по учету федерального имущества

Порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447). Нормы этого документа не распространяются на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.

В силу п. 3 Положения N 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

  • недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
  • движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда, средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством РФ (о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде) и бюджетным законодательством.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр имущества ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях (п. п. 5 - 6 Положения N 447).

Реестр состоит из трех разделов:

  • разд. 1, включающего сведения о федеральном недвижимом имуществе;
  • разд. 2, содержащего информацию о движимом имуществе;
  • разд. 3, включающего данные о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета) (п. 8 Положения N 447).

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Росимуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке (п. 9 Положения N 447).

Порядок представления сведений в Росимущество

В силу п. 14 Положения N 447 госучреждение для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ, представляет в двухнедельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные:

  • карты сведений об объекте учета в соответствии с Формами реестра федерального имущества согласно Приложению 1;
  • копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах госучреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и соответствующем лице (п. 15 Положения N 447):

  • запись об изменениях сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, правообладатель представляет запись по каждой из них;
  • копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.

Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, представляют записи об изменениях сведений и копии документов, подтверждающих изменения сведений, в соответствующие территориальные органы в установленном порядке.

В соответствии с изменениями, внесенными в Положение N 447 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2011 N 47, карты и записи представляются госучреждением в Росимущество на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в сети Интернет на официальном сайте данного органа в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе госучреждение формирует их на электронном носителе в территориальном органе Росимущества, который создает для этого необходимые условия (п. 17 Положения N 447).

К сведению. В случае ликвидации госучреждения записи о прекращении права собственности РФ на имущество и запись об изменениях сведений формируются территориальным органом в двухнедельный срок после получения выписки из ЕГРЮЛ и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства (п. 18 Положения N 447).

Далее территориальный орган Росимущества в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов госучреждения и по ее результатам принять одно из следующих решений (п. 19 Положения N 447):

  • о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
  • об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ;
  • о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений, либо у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений, либо документы по форме и содержанию не соответствуют установленным требованиям Положения N 447 и законодательства РФ.

В силу п. 26 Положения N 447 решения об отказе в заверении карт учета могут быть обжалованы госучреждением в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе в Росимущество, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

В случае отмены указанных решений Росимущество направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения и обязывает его заверить карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или прекращении права собственности РФ на имущество либо самостоятельно заверяет их и вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. После заверения указанных карт или записей в отношении соответствующего объекта учета и дальнейшего изменения сведений о нем заверение записей об изменениях осуществляется территориальным органом.

Осуществление контрольных мероприятий по представлению сведений

В соответствии с п. 27 Положения N 447 контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Росимуществом.

Для обеспечения осуществления контроля госучреждение ежегодно до 10 апреля текущего года представляет в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные (п. 28 Положения N 447):

  • копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
  • копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

При наличии у госучреждения средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе указанные документы допускается представлять только на электронном носителе.

В случае невыполнения госучреждением указанного требования территориальный орган обязан в десятидневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования (п. 29 Положения N 447):

  • присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета - временные реестровые номера федерального имущества, внести присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета, исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности РФ на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, - в дело;
  • инициировать принятие к правообладателю мер ответственности согласно законодательству РФ.

Для справки. В соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

Копии заверенных карт и записей не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра направляются правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении в соответствующие подразделы реестра и инициировании принятия к нему мер ответственности на основании законодательства РФ. Копия уведомления помещается в дело.

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Поделиться: