Движение судов, знаки береговой обстановки, правила плавания по внутренним судоходным путям россии, как устроено спортивное судно, ремонт катера, ремонт водного судна, как сделать водное судно в гара. Правила для маломерных судов Правила плавания маломерн

Движение судов

Если навстречу судну, идущему снизу по течению, движется несколько судов (в кильватере), необходимо с каждым из них обменяться сигналами на расхождение.

При движении судов и составов в одном направлении между ними должны выдерживаться интервалы не менее 500 м, при движении плотов - не менее 2 км.

На участках пути с ограниченными габаритами судового хода, на каналах, на рейдах около стоящих судов, а также мимо земснарядов, водолазных ботов и других плавучих средств и в затонах движение судов должно осуществляться на пониженных скоростях - до малого хода.

На несамоходных судах, идущих на буксире на протяжении всего пути следования, управление осуществляется имеющимися на них рулевыми устройствами. В этих целях лица, управляющие судном, выполняют все указания вахтенного начальника с буксировщика.

При выполнении маневра, а также во время движения, суда не имеют права пересекать курс другим судам.

Суда, выходящие с боковых трасс (из притоков, заливов, а также от берега, причалов), обязаны пропускать суда, идущие по основным трассам и главным рекам.

Категорически запрещается: одновременный обгон и расхождение судов, расхождение и обгон в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, паромных переправ, в пролетах мостов. Обгон запрещается также в подходных каналах к шлюзам, при тумане и других неблагоприятных метеорологических условиях, когда отсутствует возможность ориентировки судов, не имеющих радиолокационных станций, при подходе к гребным и моторным лодкам, катерам, яхтам, к транспортным судам. Пересекать им курс, производить катание на гребных и моторных лодках вблизи идущих судов запрещается. Гребные и моторные лодки, спортивные яхты, моторные катера II не должны мешать, движению судов.

Маломерные суда в случаях, когда имеется опасность их повреждения или затопления, имеют право давать сигнал транспортным судам об уменьшении ими хода.

Суда на участках пути со сложными и опасными условиями проводятся независимо от вахты и времени старшими лицами (капитанами, старшинами, шкиперами и т. п.).

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам, паромным переправам, перекатам и т. п. право прохода первым принадлежит судну, идущему сверху по течению реки. Судно, идущее снизу по течению реки, обязано заранее уменьшить ход или остановиться, чтобы пропустить судно, идущее сверху по течению реки.

Следование судов под мостами разрешается в обозначенные опознавательными знаками пролеты, установленные правилами сигнализации.

На временно закрытых участках пути устанавливается следующая очередность пропуска: пассажирские, грузо-пассажирские, грузовые суда, суда с огнеопасными грузами, с сухогрузами и плотоставы. Суда, идущие на ликвидацию аварий и устранение причин, вызвавших закрытие участка, пропускаются вне очереди.

Количество разводок и время пропуска судов через направные и подъемные мосты, расположенные в областных центрах и крупных промышленных городах, устанавливаются их владельцами по согласованию с пароходствами. В остальных пунктах разводка наплавных мостов производится круглосуточно по мере приближения к ним судов и подачи ими соответствующих сигналов.

Вход судна в камеру шлюза и выход из нее может быть осуществлен при наличии разрешительных сигналов на светофоре.

Ошвартовка судна в камере за подвижные рымы осуществляется вахтенным экипажем судна. В период шлюзования вахтенный состав обязан находиться на своих местах. Главные и вспомогательные двигатели должны быть готовы к немедленному действию.

Шлюзование судов с огнеопасными грузами 1-го и 2-го классов, а также взрывчатыми и отравляющими веществами и легко воспламеняющимися грузами (хлопок и др.) совместно с другими судами запрещается.

Буксировка судов в озерах и водохранилищах допускается только в кильватер, при этом длина буксирных тросов между буксировщиком и буксируемыми судами должна быть не менее 150-250 м, а между буксируемыми судами - 30-100 м. Запрещается буксировка составов, счаленных пыжами (бортами). В тихую погоду разрешается буксировка и способом толкания.

Запрещается выход судов в водохранилища, озера и прибрежно-морские районы при отсутствии разрешения Речного Регистра и при штормовой погоде с силой ветра, превышающей установленные Речным Регистром ограничения, а также без общего и рейсового прогнозов. При этом при отправлении судов в рейс в районы водохранилищ, озер и прибрежно-морских участков диспетчеры и другие владельцы флота обязаны проверить пригодность судов для безопасного плавания в этих районах. В зависимости от погоды устанавливают ограничения, вручают общий и рейсовый прогнозы погоды.

Капитан судна, получив штормовое предупреждение в пути, обязан: с учетом конкретной обстановки принять решение, которое обеспечило бы безопасную проводку судна, состава до ближайшего убежища; при принятом решении и о своем местонахождении сообщает диспетчеру, одновременно обеспечивает постоянное несение вахты радистом для приема сигналов.

С прибытием в убежище держит судно в состоянии готовности оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие.

Флот- принадлежащий государственным учреждениям, организациям и предприятиям, а также советским торговым, кооперативный, общественным организациям и отдельным гражданам, в ведении которых находится флот и другие плавучие средства, перед началом навигации проверяется Речным Регистром для проверки технического состояния и установления пригодности судов к плаванию по водохранилищам, озерам и прибрежно-морским участкам.

Суда, не подведомственные контролю Речного Регистра МРФ, но плавающие по водохранилищу и озеру, осматриваются специальными комиссиями при исполкомах городских и районных Советов депутатов трудящихся, в организациях и на предприятиях.

Доступ к люкам, трапам, противопожарным и водоотливным системам, а также к спасательному и противопожарному инвентарю должен быть свободным на всех судах независимо от района их плавания.

Учебник судоводителя любителя.

(Управление маломерными судами).

Издание третье, переработанное и дополненное.

Б. Карлов, В. Певзнер, П. Слепенков

Издательство ДОСААФ-Москва-1972.


Первое издание настоящей книги под названием «Судовождение» вышло в Издательстве ДОСААФ в 1960 году под общей редакцией покойного инженер-контр-адмирала Б. И. Карлова.

Второе издание книги под названием «Учебник, судоводителя-любителя» было издано в 1966 году.

При подготовке настоящего третьего издания книги учтены все замечания и предложения многочисленных читателей, которым издательство и авторы выражают свою признательность и благодарность.

В учебнике излагается объем знаний, необходимый для подготовки к управлению маломерными моторными судами в морском прибрежном, озерном и речном плавании - элементарный курс судовождения и судовой практики для судоводителей маломерных судов (шлюпок, лодок, яхт, катеров) с подвесными и стационарными моторами, промысловых, лесосплавных, экспедиционных разъездных и других, маломерных судов, используемых для народного хозяйства, транспорта ц на флоте.

Учебник написан в соответствии с требованиями общесоюзных программ по подготовке судоводителей-любителей и судоводителей маломерных судов-профессионалов, обучающихся на краткосрочных курсах, на курсах старшин и рулевых маломерных судов, а также является практическим руководством и справочником по управлению малыми судами.

Книга может служить справочным пособием для судоводителей морского и речного флота по управлению маломерными судами в различных условиях плавания.

Все замечания и пожелания просим направлять по адресу: 107066, Москва, Б-66, Новорязанская, 26, Издательство ДОСААФ.


Судоводители-любители совершают дальние туристские плавания, путь которых часто исчисляется в тысячах километров. Для походов o ни могут выбирать новые реки, озера, морские прибрежные районы и совершать путешествие в незнакомых условиях. В таких плаваниях судоводитель-любитель должен уметь провести маломерное судно через перекаты и пороги мелководной несудоходной реки, откуда подчас начинается поход; управлять судном при движении по судоходным магистральным рекам или каналам, где обыкновенно бывает оживленное движение судов; уметь ориентироваться на водо xpa нилище или в морском плавании вне видимости берегов; правильно и безопасно прошлюзовать судно и не растеряться при неожиданно возникшем шквале.

Суда, управляемые любителями, по своим размерам, мощности двигателя ц скорости движения близки к некоторым видам судов промыслового, служебно-разъездного, а иногда и транспортного маломерного флота, которыми управляют судоводители-профессионалы.

Судоводитель-любитель, который командует (управляет) судном в дальнем плавании или плавании-походе выходного дня, должен всегда помнить, что ему доверена жизнь людей, которые находятся на борту судна. Поэтому любитель обязан совершенствовать свои знания по судовождению, уметь подготовить судно к плаванию и правильно управлять им.

Настоящий учебник является элементарным теоретическим курсом судовождения и судовой практики, а также практическим справочным руководством, необходимым для управления маломерным судном в различных условиях плавания, в том полном объеме, в котором это требуется, как для туриста водномоторника, ведущего катер из несудоходного притока магистральной реки, через каналы, водохранилища, шлюзы в города и порты морского побережья или наоборот, так и для судоводителя-профессионала-моториста или старшины катера. Судоводителю, плавающему на реке (или на море), достаточно изучить только речное (или морское) судовождение.

Учитывая, что к управлению катером или моторной лодкой готовятся люди с различной общеобразовательной подготовкой, авторы стремились сделать настоящий учебник кратким, "не перегружать его излишними теоретическими положениями, делая упор главным образом на практическую сторону.

В третьем издании книги, как и в предыдущих изданиях, особое внимание уделено вопросам безопасности плавания судоводителя маломерного судна и обеспечения безопасности плавания, транспортных и других крупнотоннажных судов, с которыми в маневр расхождения входят маломерные суда. Неправильные практические приемы судоводителя маломерного судна или медленные его действия могут вызвать осложнения маневров транспортных судов и создать предпосылки к аварийной обстановке, особенно во время расхождения в стесненных условиях плавания (река, канал и другие узкости). Чтобы избежать этого, книга дополнена рядом практических рекомендаций судоводителям маломерных судов, выполнение которых обеспечит единство с практическими положениями судовождения и судовой практики общепринятыми судоводителями на флоте.

Судоводитель большого или малого судна, скоростного или тихоходного, в морском или речном плавании должен правильно принимать решения по управлению судном на базе хорошей теоретической подготовки и практического опыта. Так как необходимость в таких решениях возникает обычно неожиданно, нужно мгновенно принимать правильные действия по управлению судном, поэтому судоводитель должен обладать определенными качествами психологического характера. Он должен быть осторожен, а это отнюдь не страх или инстинкт самосохранения, это осознанный опыт и умение правильно отличать действительную опасность от воображаемой.

Судоводитель должен быть хладнокровен. Его воспитанная воля должна преобладать над чувством. Силы тщеславия, упрямства, превосходства, агрессивности, желание показать себя нужно хладнокровно подчинить здравому смыслу. У каждого судоводителя должно быть чувство солидарности к судоводителю, управляющему другим любым судном, которому он должен стремиться помочь правильным и грамотным управлением своим судном.

Судоводитель маломерного судна обязан твердо знать все положения, регламентирующие безопасность плавания. Это достигается учебой на специальных курсах.

Управление как большим морским судном, так и мотолодкой или катером - живое дело. По шаблону невозможно производить маневры, которые все время корректируются окружающей обстановкой и различными стихийными факторами. Поэтому все изложенные в книге рекомендации по управлению и маневрированию катером следует принимать за отправные данные, которыми надо руководствоваться в учебе, на первых порах самостоятельного плавания при плавании в незнакомых условиях.

Книга написана на основе анализа практического плавания многих судоводителей маломерных судов - профессионалов и любителей, личной судоводительской практики авторов и их опыта по подготовке судоводителей, критического обобщения вопросов управления малыми судами, изложенных в различных отечественных и зарубежных работах.

Авторы стремились наиболее доступно осветить отдельные вопросы управления маломерными судами и дополнить книгу новым материалом, ранее не освещавшимся в специальной литературе или освещавшимся недостаточно.

Судоводитель маломерного судна должен знать устройство и эксплуатацию двигателя, установленного на управляемом им судне, что достаточно подробно описано как в заводских инструкциях, прилагаемых к лодочным и катерным моторам, так и в специальной литературе.

Проектирование и технология постройки маломерных судов, расчет тяговых характеристик движителей не относятся к обязательным знаниям, необходимым для получения удостоверения на право управления маломерным судном.

Введение.

Советский Союз - великая морская и речная держава . Его берега омывают 14 морей, не говоря уже о крупных озерах. По территории нашей Родины протекает свыше 100 тысяч рек с бассейном более 100 кв. км и свыше миллиона рек с бассейном менее 100 кв. км. За годы Советской власти построено много судоходных каналов. Постоянно пополняют водные ресурсы и регулируют сток рек обширнейшие водохранилища.

Наряду с пополнением и совершенствованием нашего флота, увеличением его тоннажа и оснащенности из года в год на реках, озерах и морях нашей Родины увеличивается количество маломерных судов. Они очень разнообразны по конструкции.

Эксплуатация и управление маломерными судами имеют свои особенности.

Плавание на маломерных моторных судах, как и езда на автомобиле, мотоцикле, мотороллере, доступно широкому кругу населения, поэтому водно-моторный туризм в нашей стране стал подлинно массовым и с каждым годом получает все больший размах.

Преимуществом маломерных судов является то, что на одном судне, исходя из вместимости, может быть размещено большое число участников плавания при весьма экономичном двигателе, подчас на одного человека приходится 1 л. с.

Маломерные суда эксплуатируются, как правило, не круглый год. Поэтому судоводители в межнавигационный период должны заниматься более глубоким изучением теоретического материала по практике управления маломерным судном.

Техника управления моторным судном менее сложна, чем парусной яхтой, и требует меньшей физической нагрузки, чем на гребных судах, к тому же оно надежно в эксплуатации, а его малая осадка позволяет совершать плавание и по каналу, и по несудоходной реке, и на открытых водных пространствах, в безветрие или при небольшом волнении. Большая маневренность позволяет без особых затруднений плавать по различным рейдам, шлюзоваться, идти вверх по рекам с сильным течением (против течения), оказывать в случае необходимости помощь другим судам и людям.

Маломерные суда весьма разнообразны: это прогулочные лодки с подвесными моторами, которые годны и для транспортных целей; килевые лодки с хорошей мореходностью и большой грузоподъемностью, предназначенные для рыбной ловли; моторные яхты с мощным двигателем, приспособленные к дальним походам самого различного назначения, способные держаться на большой волне, и многие другие, используемые для туризма, учебных походов, спортивной подводной охоты и т. п.

Маломерные моторные суда приобретаются в зависимости от задачи, которую они должны выполнять. Для служб безопасности на воде характерны специальные типы судов, например, скоростные - на подводных крыльях, для промыслового лова рыбы - водоизмещающиеся маломерные суда.

Моторные яхты, катера для дальних походов должны обладать хорошими мореходными качествами, быть тщательно оборудованы, а выходящие в море, озеро, большое водохранилище иметь навигационные приборы и пособия, а также необходимый запас топлива и продовольствия.

Если плавание моторных прогулочных, а также спортивно-гоночных судов ограничено небольшим конкретным районом, то плавание судов, управляемых судоводителями-любителями, в дальних плаваниях может проходить в самых разнообразных условиях. Управление такими судами столь же ответственно, как и вождение однотипных судов транспортного, промыслового и служебно-разъездного флота. Поэтому суда должны иметь хорошие мореходные качества, а судоводитель-любитель - быть опытным в судовождении.

Судоводитель должен уметь ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, учитывать все факторы, которые могут как-то повлиять на движение управляемого им судна. Важно предусмотреть время и место действия на судно неблагоприятных факторов, что возможно лишь при твердом знании теоретических основ судовождения и судовой практики.

Нужно воспитывать в себе «здравый рассудок» в отношении к окружающей обстановке, основой которого должно быть обеспечение безопасности плавания своего и других судов и непримиримое отношение к лихачеству и т. д.

Здравый рассудок в судовождении - это необходимое для каждого судоводителя умение предвидения опасностей, что приходит как с теоретическими познаниями судовождения, так и с практическим опытом по управлению судном. Нужно всегда помнить о безопасности плавания.

Управление судном особенно затруднено в темное время суток. Ночное плавание на каждом судне сложно, а на маломерном - особенно. Это происходит из-за нарушения привычного ритма жизни, снижающего работоспособность (изменяются кровяное давление, частота пульса, сила и быстрота реакции, притупляется внимание и т. д.). Очень влияет на психику судоводителя ночная темнота, в которой понижена острота зрения; кроме того, судоводитель, не видя источников опасности, находится в состоянии постоянного ожидания ее. Это неизбежно вызывает беспокойство, чувство тревоги, волнение. Ясно, что от этого у судоводителя может теряться равновесие, контроль за своим поведением и действиями. Растут неуверенность, неопределенность и т. д.

Понятно, что для управления маломерным судном ночью важно не только знание специальной лоции, но и практический навык ночной работы. Если для судоводителя-профессионала совершенствование в ночном плавании приходит с увеличением плавательского опыта в темноте на определенном участке, то для судоводителя-любителя, периодически пребывающего в плаваниях и особенно в дальних, это невозможно, и опыт управления судном в условиях ограниченной видимости для него обычно несовершенен. Поэтому судоводителю-любителю следует избегать плавания в ночное время, при плохой видимости и в сумерки.

Для судоводителей маломерных судов одинаково опасна посадка судна на мель и повреждение корпуса на речном фарватере, плавание во время шторма и вне видимости берегов на водохранилище, озере, море. Для того чтобы предупредить в походе аварийные происшествия, нужно знать технику управления судном в различных условиях.

Высокая интенсивность движения маломерных судов приходится на определенные часы общевыходных дней и накладывается на пики движения транспортного флота общего пользования, вывозящих пассажиров за пределы населенных пунктов к районам отдыха трудящихся. Соответственно поток маломерных судов с отчетливо выраженной характерной интенсивностью, плотностью и скоростью осложняет движение транспортных судов на внутренних судоходных путях.

В стесненных условиях плавания на реках и каналах, где скорости одних составов с большими геометрическими характеристиками составляют 9 км/час (плотоводы), а других 60- 70 км/час (суда на подводных крыльях) судоводитель, ведущий маломерное судно, должен быть особенно внимательным, т. к. он практически все время находится во взаимодействии с судоводителями других судов.

Помимо основной конечной задачи обеспечения прихода судна в конечный пункт, каждый судоводитель-любитель постоянно осуществляет задачу обеспечения безопасности плавания своего и других судов участников водно-транспортного потока.

Для достижения поставленных задач судоводитель маломерного судна в практике управления судном обязан:

Непрерывно оценивать меняющуюся навигационную обстановку;

Производить выбор пути и скорости на каждый момент движения;

Все время осуществлять управление судном по выбранному пути, изменяя скорость и направление движения своего судна в пределах установленных норм;

Осуществлять и экстренно реагировать на вызванные изменения навигационной обстановки.

Серьезнейшим фактором в управлении маломерным судном являются малая дальность видимого горизонта и большая зависимость плавания маломерного судна от гидрометеорологических условий. Это обязывает любителя быть все время начеку и уметь своевременно по различной информации и приметам предвидеть погоду. У маломерного судна есть и ряд положительных факторов, облегчающих управление им.

Весь комплекс научных дисциплин, необходимых для изучения управления любым судном на море, разделяется на две основные науки: судовождение и судовую практику. Эти дисциплины тесно связаны между собой и в условиях плавания имеют определенные границы.

В прибрежных районах на морях, больших озерах и водохранилищах относительно большая свобода маневра позволяет судоводителю последовательно и раздельно решать вопросы судовождения и судовой практики.

При плавании на внутренних водных путях судно вынуждено идти по определенному фарватеру, часто узкому, мелководному и извилистому, с беспременно изменяющимся по скорости и направлению течением, встречая и обгоняя крупные и мелкие суда. Поэтому судовождение и судовая практика взаимосвязаны.

Для лучшего восприятия материала применительно к учебному плану и программам по подготовке судоводителей маломерных судов в книге выделены разделы «Судовождение» и «Судовая практика».

Многие уже знают, что с 1 января 2017 года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе.

Внимание! Если в ы НЕ покупаете у нас лодку, Мы НЕ отвечаем на вопросы по поводу регистрации, так являемся интернет магазином, и наши знания ограничены. Вопросы по поводу регистрации адресуйте в государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС)

Ссылки на новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
«Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
«Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как определить массу маломерного судна

Основные отличия от правил ГИМС 2016

Регистрация

Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
Стало. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

Стало.

Стало. Регистрационный номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.
В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается, поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна. В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Структура нового регистрационного номера ГИМС 2017 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Буквы Порядковый номер Обозначение субъекта Российской Федерации

Разряды 1, 2 - это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.
3,4,5,6 – цифры порядкового номера. Их всегда 4: от 0001 до 9999.
Разряды 7,8,9 – трехбуквенный код нашей Родины, России, а именно «RUS».
10,11 – двух-цифровой код субъекта РФ (по аналогии с автомобильными номерами).
Например, лодка зарегистрирована в Московской области. Её регистрационный номер будет выглядеть примерно так: РГ 1221 RUS 50
Регистрационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина регистрационного номера должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий шрифта - 15 - 20 мм. («Правила», п.9)
Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м без учёта флага, который в соответствии с новыми Правилами ГИМС 2017 г. теперь в обязательном порядке требуется наносить на все суда. Не размещать флаг РФ на бортах судна можно лишь в том случае, если конструкция судна предусматривает наличие флагштока и/или мачты и на них уже имеется флаг РФ. Если же на судне нет ни того, ни другого, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм наносится сразу за номером. Вместе с флагом длина номера составит около 1,60-1,75 м.

Срок предоставления государственной услуги

Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.
Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов
Было. Ранее такая пошлина не взималась.
Стало. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.
Флаг РФ
Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
Стало. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:
Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Новый судовой билет формата А4

Теперь судовой билет будет представляет собой не книжечку, а лист, что называется, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон.

Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». Названия всех полей судового двойные: на русском и на английском.

Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой - в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см (приложение N 3 к Правилам государственной регистрации маломерных судов).

Как и другие важные документы судовой билет должен храниться у Вас дома в надёжном месте. А вот с собой на лодке Вы должны возить копию, заверенную ГИМС, которую Вам там сразу же и выдадут вместе с оригиналом. Если вдруг эту копию Вы потеряли или нужна ещё одна, для её получения просто берёте оригинал и идёте в ГИМС.

Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового - 3 дня. Однако если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней.

Новые судовые, и, соответственно, новые бортовые номера будут выдаваться с 2017 г. при регистрации маломерных судов.

Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Ознакомительное видео по новым правилам регистрации 2017года. Отвечает старший госинспектор по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России по Кемеровской области Кижаев Роман Сергеевич. 03марта 2017г. /Что нового в регистрации маломерных судов? Какие суда попадают под регистрацию? На кого распространяются новые Правила? Как наносить бортовые знаки? и т.д.

(в этом разделе приводятся выдержки из Правил ПВВП - 2002 и Правил плавания в пределах г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области.)
Из большого количества различных правил, регламентирующих безопасность плавания судов как на внутренних водных путях, так и в прибрежной части морей в пособии будут рассматриваются только Правила плавания по внутренним водным путям и Международные правила предупреждения столкновения судов, поскольку местные и бассейновые Правила, Обязательные постановления капитанов морских торговых и рыбных портов, издаваемые на местах, и другое документы не должны вступать в противоречие с ППВВП и МППСС. С действующими в районах плавания дополнительными правилами и постановлениями в части организации и безопасности судоходства, судоводителю при подготовке к плаванию или разработке маршрута перехода следует ознакомиться самостоятельно или получить соответствующую консультацию в территориальных органах ГИМС.
Правила предупреждения столкновения судов в общем случае - это вызванная необходимостью установленная правительствами государств система правил плавания, огней, знаков и сигналов, которыми регулируются безопасность движения и расхождения судов на реках, озерах, водохранилищах, в каналах и иных судоходных путях, в море, на акваториях рейдов и в портах.
Приказ Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129
"Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст 1001) приказываю
1 Утвердить прилагаемые Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации
2 Признать не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства речного флота РСФСР от 28 августа 1984 г N 100 "Об утверждении и введении в действие Правил плавания по внутренним водным путям РСФСР"
3 Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н Г Смирнова
Министр С Франк
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2002 г Регистрационный N 4088

Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129)
I. Общие положения
1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее -КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 N 11, ст 1001)
Правила действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом
2. В целях понимания настоящих Правил используются следующие термины и определения
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст 3 КВВТ),
самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов (ст 3 КВВТ),
скоростное судно - судно, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более (пункт 4 ст 95 КВВТ),
маломерное судно - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст 117 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) (далее - КОАП) (собрание законодательства Российской Федерации 2002 г часть 1, N 1, ст 1),
любое судно, передвигающееся с помощью паруса (далее парусное судно),
судно, передвигающееся с помощью паруса и одновременно использующее свою силовую установку (далее самоходное судно);
судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами (далее паром),
любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном (далее плот (соединение плавучего материала);
судно, соединение судов, плотов, буксируемые на тросе самоходными судами (далее буксируемый состав),
жесткое соединение судов, приводимое в движение толкачом (самоходным судном) (далее толкаемый состав),
судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели (далее судно на ходу),
судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну (далее судно на стоянке),
судно, ведущее рыбную ловлю с помощью сетей, тралов или других орудий лова, которые ограничивают его маневренность (далее судно, занятое ловом рыбы),
наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах (далее минимальная скорость);
выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами (далее безопасная скорость),
частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной (далее пропуск),
часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте (далее судовой ход);
визуальная видимость менее 1,0 км (далее ограниченная видимость)
3. Настоящие Правила распространяются на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.
4. В дополнение к Правилам государственные речные судоходные инспекции бассейнов определяют особенности движения судов в отдельных бассейнах и их участках
5. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в Остановленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации На основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства (статья 23 КВВТ)
6. Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов осуществляется органами Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации (далее - ГРСИ)
9. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем
10. Судоводитель несет ответственность за соблюдение настоящих Правил на своем судне в соответствии с законодательством Российской Федерации Судоводители буксируемых судов должны выполнять распоряжения судоводителя состава, наряду с этим они должны принимать все требуемые обстоятельствами меры для надлежащего управления своими судами.
II. Средства идентификации судна
43. В соответствии со статьей 13 КВВТ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер
Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер
Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна
III. Визуальная сигнализация
47. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью) При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения
Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться от восхода до захода солнца (днем)
51. Сигнальные огни
- топовый огонь - белый огонь или красный, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза каждого борта,
- бортовые огни - зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, причем каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5° и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза соответствующего борта,
- кормовой огонь - белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта,
- круговой огонь - огонь, излучающий свет непрерывно по дуге горизонта в 360°,
- буксировочный огонь - желтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта,
- светоимпульсная отмашка цветная или белая - проблесковый огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 125° от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 225° Светоимпульсная отмашка является ночной и дневной сигнализацией При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение ночью световой отмашки (мигание белым огнем), а днем - флага-отмашки,
- проблесковый огонь - огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени
55. Запрещается использовать осветительные устройства прожекторы а также щиты флаги и другие предметы если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы упомянутые в настоящих Правилах или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов
56. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства

IV. Ночная ходовая сигнализация
57. Одиночное самоходное судно должно нести
- топовый огонь, судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь расположенный позади и выше переднего
- бортовые огни,
- три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз - на судах шириной более 5 м
- один кормовой огонь в диаметральной плоскости - на судах шириной 5 м
V. Ночная стояночная сигнализация
78. Одиночное судно на стоянке должно нести
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте,
- самоходное шириной более 5 м - белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180°,
- несамоходное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях
VI. Дневная сигнализация
90. Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.
91. Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз
92. Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон
93. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон
VII. Особая сигнализация
VIII. Звуковая сигнализация. Радиотелефонная связь
108. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться
- самоходными судами, за исключением маломерных, - посредством механически действующих сигнальных приборов,
- несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов,
-посредством колокола или рожка
Указанные сигналы должны отвечать предписаниям приложения N 4 к настоящим Правилам
IX. Сигнализация и навигационное оборудование водного пути
125. В приложении N 5 к настоящим Правилам определены запрещающие предписывающие и указательные знаки и даны их значения
126. В приложении N 6 к настоящим Правилам определены сигнальные знаки и огни, которые устанавливаются для указания положения судового хода на водном пути и упорядочения движения судов
X. Движение судов по внутренним водным путям
129. Основной судовой ход - судовой ход являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе
- дополнительный судовой ход - судовой ход отходящий от основного а затем соединяющийся с ним а также судовой ход отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу причалам затонам и т п
- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает,
- полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода
- ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками,

Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине,
- встречное плавание - движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу
- расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании
- обгон - приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22 5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его,
- пересекающиеся курсы - пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения,
- пропуск - частный случай расхождения или обгона
149. Маломерным и парусным судам запрещается
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними,
- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса) а также у навигационных знаков,
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам кроме того, и ночью
225. Судно считается лишенным возможности управляться если оно из-за неисправности двигателей, движителей корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами
Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно - бортовые и кормовой (кормовые) огни Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте
226. Каждое судно на ходу (за исключением обгона) должно уступать дорогу судам, указанным после него:
- одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме плота),
- парусное судно,
- судно, занятое ловом рыбы,
- судно, буксирующее плот,
- судно, лишенное возможности управляться, занятое подводными или водолазными работами
227. Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах БОГУ на ВВТ
228. Водителя буксирующего судна должно сопровождать лицо, которому поручается обслуживание буксира и наблюдение за лыжником и которое способно выполнить эту роль
229. Буксирующее судно и воднолыжник в любом случае должны находиться на достаточном расстоянии, но не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся
230. Лов рыбы неводом с помощью нескольких судов идущих фронтом на судовом ходу не разрешается
231. Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна занятого ловом рыбы и несущего сигналы предусмотренные настоящими Правилами
232. Суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов следующих установленными полосами движения или рекомендованными курсами
233. Судам, занятым ловом рыбы, запрещается
- выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии 1 км от судоходных пролетов мостов,
- выметывать рыболовные снасти более чем наполовину судового хода,
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости,
- начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами
234. Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т п, обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.
235. Суда и плоты должны проходить зоны подводных переходов трубопроводов с принятием дополнительных мер предосторожности
- надежно закрепить якоря, выбрать лоты, цепи (тросы) - волокуши и другие тормозные устройства
- усиленно наблюдать за окружающей обстановкой, учитывая возможное появление на поверхности воды выбросов газов нефтепродуктов, а также появление нефтяных пятен
236. В случае обнаружения выбросов или нефтепятен суда, не заходя в аварийную зону, должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем курение и нахождение на палубе посторонних лиц, сообщить по радиосвязи диспетчеру в ближайший район водных путей и порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода
237. При внезапном возгорании выброса газа, нефти или нефтепродуктов на поверхности воды в момент нахождения судна опасной зоне подводного перехода судоводитель должен принять все меры к быстрейшему выходу судна из этой зоны и подготовить экипаж к действию согласно наставлению по борьбе за живучесть судна
238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств
XI. Правила стоянки
239. Не нарушая положений настоящих Правил, судоводители должны выбрать место стоянки как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка и местные условия, и так, чтобы не препятствовать судоходству
240. Суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения
241. Суда не должны становиться на стоянку
- на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна,
- на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками
- в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов,
- в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением,
- на входах в притоки и выходах из них,
- на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков
242. В портах суда и плоты должны становиться на якорь на отведенных рейдах с соблюдением требований документов определяющих особенности движения судов в бассейне
247. Запрещается:
- использовать для швартовки парапеты, тумбы, колонны, поручни, знаки судоходной обстановки и т п,
- стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если одно из них имеет на борту опасные грузы, за исключением операций по передаче бункера судами-бункеровщиками или приема с судна подсланевых и фекально-хозяйственных вод специализированными судами.
Звуковые сигналы судов
Приложение N 4
к Правилам (пп 108, 111, 216)
Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики
короткий звук - звук продолжительностью примерно в 1 с,
продолжительный звук - звук продолжительностью примерно 4 с
Интервал между звуками должен составлять примерно 1 с за исключением "серии коротких звуков" которая должна состоять из ряда по крайней мере пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности
Общие сигналы

1.

Продолжительный звук

- "Внимание"

"При подходе к причалу пассажирского судна"

Один короткий звук

- "Изменяю свой курс вправо"

Два коротких звука

- "Изменяю свой курс влево"

Три коротких звука

- "Мои движители работают на задний ход"

Четыре коротких звука

- "Я намереваюсь остановиться"

- "Я намереваюсь сделать оборот"

Серия коротких звуков

- "Предупреждение"

Три продолжительных звука

- "Человек за бортом"

Один короткий и один продолжительный звук

- "Прошу увеличить ход"

Один продолжительный и один короткий звуки

- "Прошу уменьшить ход"

Один продолжительный, один короткий и один продолжительный звуки

- "Прошу выйти на связь"

Непрерывно повторяющиеся продолжительные звуковые сигналы, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет

- "Сигнал бедствия"

Сигналы, подаваемые в условиях ограниченной видимости

Приложение N 5
к Правилам (пп 125. 167, 183)
Запрещающие знаки
Приложение N 6
к Правилам (пп 126. 180)
Навигационные знаки и огни внутренних водных путей России
Огни судов на внутреннихсудоходных путях (ППВВП-2002), представляющих опасность для судоводителей маломерных судов в условиях ограниченной видимости (ночью)


Правила
пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области
(извлечения из Правил в объеме достаточном только для подготовки к сдаче экзаменов)
1. Общие положения
1.1. Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Правила) предназначены для упорядочения судоходства маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга и Ленинградской областной государственной инспекции по маломерным судам (далее городская и областная государственные инспекции по маломерным судам), предупреждения аварий судов и несчастных случаев с людьми на воде.
Выполнение Правил является обязательным для всех без исключения судоводителей маломерных судов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.4. Владельцы и судоводители маломерных судов, физические и юридические лица, эксплуатирующие и использующие маломерные суда несут ответственность за последствия, могущие произойти при несоблюдении Международных правил предупреждения столкновения судов в море (1972 год). Правил плавания по внутренним водным путям РСФСР (1984 год). Правил любительского и спортивного рыболовства в рыбохозяйственных водоёмах Ленинградской области (1989 год). Правил пограничного режима на территории Ленинградской области (1993 год), а также настоящих Правил или при пренебрежении какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной практикой судовождения или особыми обстоятельствами данного случая.
1.5. Надзор за выполнением настоящих Правил осуществляется согласно действующему законодательству городской и областной государственными инспекциями, сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющими задачи по охране общественной безопасности на водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Невско-Ладожским бассейновым водохозяйственным управлением, действующим в пределах компетенции, требования которых являются обязательными для всех судоводителей и лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок.
1.6. Городская и областная государственные инспекции по маломерным судам в своей работе опираются на помощь добровольных формирований и иных общественных организаций, деятельность которых связана с обеспечением правопорядка на водоёмах и охраной жизни людей, решают возложенные на них задачи по надзору за исполнением настоящих Правил в тесном взаимодействии с иными органами государственной исполнительной власти, в частности, с Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также с пограничными войсками.

2. Плавание маломерных судов на фарватерах в
дельте реки Нева и в Невской губе
2.1. Разграничительными границами применения и действия Правил плавания повнутренним водным путям РСФСР и Международных правил предупреждения столкновения судов в море являются:
- на реке Малая Нева - Тучков мост
- на реке Малая Невка - Большой Петровский мост
- на реках Средняя Невка и Большая Невка - меридиан, проходящий вдоль западной оконечности Крестовского острова
- на реке Большая Нева - мост Лейтенанта Шмидта
На всех водных пространствах, находящихся ниже указанных мостов и западнее меридиана, проходящего вдоль западной оконечности Крестовского острова, судоводители всех маломерных судов обязаны строго руководствоваться Международными правилами предупреждения столкновения судов в море, настоящими Правилами и другими документами, регламентирующими безопасность плавания. Незнание настоящих Правил не исключает ответственность за их нарушение.
2.2. Для плавания в Невской губе установлены специальные фарватеры и каналы:
2.2.1. Корабельный фарватер , ведущий из реки Большая Нева в Невскую губу севернее острова Белый, предназначен для плавания судов с осадкой до 4,0 метра
2.2.2. Петровский фарватер , ведущий от буев № 33-34 Санкт-Петербургского морского канала к Крестовскому острову и далее на Василеостровский грузовой район, предназначен для плавания судов с осадкой до 4,0 метра
2.2.3.Фарватер Санкт-Петербург - Зеленогорск № 13 , ведущий от буев № 27-28 Санкт-Петербургского морского канала к судопропускному сооружению С-2 Защитной дамбы, предназначен для плавания судов с осадкой до 4,0 метра
2.3. Парусным судам под парусом и маломерным судам с осадкой менее 1,0 метраплавание на фарватерах запрещено . Указанные суда обязаны следовать за бровками (линиями) фарватера . Парусным судам, имеющим большую осадку, разрешается плавание по фарватерам только на буксире или при помощи механического двигателя.
2.4. При видимости менее 10 кабельтовых (1,8 километра) плавание всех маломерных судов при отсутствии судовой радиолокационной станции запрещается. Судам на подводных крыльях движение при видимости 20 кабельтовых (3,7 километра) и менее разрешается только в положении "на корпусе".
2.5. Маломерным судам запрещается пересекать судоходные фарватеры по носу следующих по фарватеру транспортных судов, а также приближаться к этим судам на опасное расстояние и мешать их движению.
2.6. Категорически запрещается на судоходных фарватерах проводить спортивные мероприятия (гонки, парады и т.п.), использовать средства плавучего ограждения как поворотные знаки или знаки, определяющие этапы гонок.
2.7. Категорически запрещаются производство лова рыбы и постановка рыболовных снастей как на судоходных фарватерах, так и в непосредственной близости от них.
2.8. Категорически запрещается постановка маломерных судов на якорь на всех фарватерах.
2.9. Судоводители маломерных судов за повреждение навигационных знаков ограждения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
3. Плавание маломерных судов на акватории морского порта Санкт-Петербурга
3.1. Плавание маломерных судов на акватории морского порта Санкт-Петербург осуществляется в строгом соответствии с "Обязательными постановлениями Морской Администрации порта Санкт-Петербург" (далее - обязательные постановления), которые введены в действие с 1 февраля 1996 года. Обязательные постановления изданы в дополнение к Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила).
3.2. Обязательные постановления распространяются на территорию порта, акваторию и прилегающие воды порта Санкт-Петербург.
3.15. Лов рыбы на акватории порта со шлюпок, катеров и других маломерных судов запрещён .
3.16. Лицам, которые являются собственниками лодок, катеров, шлюпок и других маломерных судов запрещается:
- хранить суда на акватории порта без письменного разрешение Капитана порта;
- приближаться к судам, находящимся в движении, создавать помехи движению и маневрированию.
3.17. При уменьшении видимости до 5 кабельтовых движение всех судов производящих внутрипортовую перевозку пассажиров, должно быть немедленно прекращено даже при наличии исправных судовых радиолокационных станций.
3.18. При усилении ветра до 22 метров в секунду движение всех судов на акватории порта прекращается .
3.19. На всей акватории порта запрещается производить девиационные работы путём маневрирования.
3.20. Спуск судов по течению и перемена места посредством дрейфа запрещается.
3.21. На акватории порта запрещается принимать звуковые и световые сигналы, не предусмотренные Международными правилами предупреждения столкновения судов в море, Общими правилами и Обязательными постановлениями.
3.22. Всем маломерным судам запрещается подходить без разрешения контрольно-пропускного пункта пограничных войск и таможни к стоящим в порту и находящимся в движении судам загранплавания.
3.23. Передача с прибывших в порт судов загранплавания или на суда загранплавания каких-либо предметов до окончания таможенных и пограничных формальностей запрещается.
4. Плавание маломерных судов по рекам, каналам,
водоёмам Санкт-Петербурга и Ленинградской
области

5. Обязанности судоводителей маломерных судов
Судоводитель маломерного судна обязан:
5.1. Иметь при себе:
- удостоверение на право управления маломерным судном данной категории в установленном районе с соответствующей мощностью двигателей;
- судовой билет с отметкой о ежегодном техническом освидетельствовании судна на годность к плаванию;
- путевой или маршрутный лист (для судов, принадлежащих организациям);
- документы на перевозимый груз;
- на судах, принадлежащих гражданам (при отсутствии на судне владельца), заверенную в установленном порядке доверенность на право управления.
5.2. Перед выходом в плавание проверить исправность корпуса, двигателя, освещения и другого оборудования, а также наличие спасательных, водоотливных, противопожарных средств и другого снаряжения согласно табелю снабжения соответствующего класса судна и записи в судовом билете.
5.3. Следить за тем, чтобы пассажиры не создавали ему помех и не отвлекали от управления маломерным судном.
5.4. Останавливаться и предъявлять работникам Городской и областной государственных инспекций по маломерным судам, сотрудникам Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющим задачи по охране общественной безопасности на водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, для проверки :
- удостоверение на право управления маломерным судном;
- путевой (маршрутный) лист;
- судовые документы;
- документы на перевозимый груз.
Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода.
5.5. Оказывать помощь терпящим бедствие на воде, первую медицинскую помощь, доставлять в лечебное заведение пострадавших.
5.6. Останавливаться и предоставлять маломерное судно:
- медицинскому персоналу для проезда к больному, жизнь которого находится в опасности, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение;
- работникам милиции. Городской и областной государственных инспекций по маломерным судам в исключительных случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания;
- работникам органов лесного хозяйства для проезда в попутном направлении к месту лесных пожаров и для возвращения из этих мест;
- работникам Городской и областной государственных инспекций по маломерным судам, сотрудникам Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющим задачи по охране общественной безопасности на водоёмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, для транспортировки повреждённых при авариях или неисправности маломерных судов. Пользование маломерным судном в этом случае в соответствии с действующим законодательством производится без оплаты.
Должностное лицо обязано предъявить своё удостоверение и по требованию судоводителя выдать ему справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности и цели поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, номера удостоверения, наименования своей организации), а медицинский работник обязан выдать судоводителю талон установленного образца.
5.11. При аварии с маломерным судном, повлекшей несчастные случаи с людьми, судоводители, причастные к ней, должны:
- остановить судно;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- отправить пострадавших на попутном или своём судне в ближайшее лечебное заведение и сообщить там свою фамилию и бортовой номер судна с предъявлением удостоверения на право управления маломерным судном или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на судно;
- сообщить о случившемся в соответствующую Государственную инспекцию по маломерным судам и в органы внутренних дел.
5.12. При обнаружении разлива нефтепродуктов на водной акватории информировать природоохранительные органы и иные органы государственной власти по месту обнаружения разлива нефтепродуктов.
5.13. Сдавать отходы нефтепродуктов и бытовой мусор на соответствующие пункты их приёма.
6. Запреты для судоводителей маломерных судов
Судоводителям запрещается:
6.1. Плавание на незарегистрированном и технически неисправном судне, на судне, не имеющем бортовых номеров, не прошедшем технического освидетельствования.
6.2. Использовать маломерные суда, не имеющие необходимого табельного снаряжения.
6.3. Передавать управление маломерным судном лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном.
6.4. Управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
6.5. Передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
6.6. Управлять маломерным судном в болезненном или утомлённом состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность плавания.
6.7. За исключением случаев, когда маломерные и парусные суда выполняют производственные задания:
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих не маломерных судов, земснарядов, плавучих кранов, других подобных объектов и в промежутках между ними;
- останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;
- останавливаться у пассажирских и грузовых причалов, дебаркадеров на расстоянии менее 200 метров выше и ниже их;
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее одного километра) видимости, а парусным судам, кроме того, - и ночью.
6.8. Отдавать якоря, лоты, цепи-волокуши или останавливаться в зонах прокладки подводных кабелей и переходов, водозаборов и иных мест, обозначенных на местности (информационными знаками) или на карте, за исключением случаев возникновения для судна угрозы аварии.
6.9. Останавливаться под мостами.
6.10. Перегружать судно сверх установленной для него пассажировместимости и грузоподъёмности.
6.11. Устанавливать паруса на маломерном судне, не приспособленном для этой цели.
6.12. Перевозить взрывоопасные и огнеопасные грузы.
6.13. Двигаться в тумане или при других неблагоприятных условиях, когда из-за отсутствия видимости ориентировка невозможна.
6.14. Проходить в судоходные пролёты мостов, когда они заняты или к ним подходят не маломерные суда.
6.15. Управлять маломерным судном в тёмное время суток без установленных ходовых огней.
6.16. Заходить на акватории, отведённые для купания, и пляжи.
6.17. Пересаживаться с одного маломерного судна на другое во время движения.
6.18. Купаться с маломерных судов.
6.19. Сбрасывать за борт отходы нефтепродуктов, пищевые отходы, ветошь, бумагу и иной мусор.
6.20. Запускать двигатель на воде при включённой передаче.
6.21. Заниматься браконьерством и использовать маломерное судно в целях предпринимательской деятельности без регистрации в установленном порядке.
6.22. Плавание под парусами на всём протяжении реки Нева, по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
6.23. Буксировка маломерными судами других судов с людьми на борту, кроме случаев, связанных с оказанием помощи судам, терпящим бедствие.
Ответственность несёт судоводитель буксирующего судна.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ ПОГРАНИЧНОГО РЕЖИМА
НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главы Администрации
Ленинградской области от 06.12.93 № 135

ПРАВИЛА УЧЁТА, СОДЕРЖАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИХ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

а) Порядок содержания и использования
маломерных судов

б) Порядок оборудования причалов, содержания
хранения плавсредств и средств передвижения по льду

в) Порядок оформления документов и выхода самоходных и несамоходных плавсредств, плавания и передвижения их по реке Нарва, Нарвскому водохранилищу, пограничным рекам, озёрам и иным водоёмам, имеющим выход к государственной границе .

(выдержки)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

2. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России).

II. Порядок пользования маломерными судами

3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

4. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

5. К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

6. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

7. Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2002 г. N 4088 (далее - ППВВП).

8. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять маломерным судном:

не зарегистрированным в установленном порядке;

не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);

не несущим бортовых номеров;

переоборудованным без соответствующего разрешения;

с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

без удостоверения на право управления маломерным судном;

в состоянии опьянения;

б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) превышать установленные скорости движения;

г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

III. Обязанности судоводителей маломерных судов

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна или его копию, заверенную в установленном порядке;

(в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 425)

в) документ на право пользования судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца).

(пп. "в" введен Приказом МЧС РФ от 21.07.2009 N 425)

11. Судоводитель обязан:

а) выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года <*>, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;

в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;

е) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

ж) выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

з) сообщать в территориальные органы и подразделения ГИМС МЧС России, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;

и) выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.

IV. Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок

12. На базе (сооружении) для стоянок маломерных судов устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.

13. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу.

14. Выпуск маломерных судов с базы (сооружения) для их стоянок не производится в случаях:

а) непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра);

б) отсутствия бортового номера или его несоответствия записям в судовом билете;

в) отсутствия у судоводителя документа на право пользования судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);

г) обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещено его пользование;

д) отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

е) нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;

ж) размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;

з) наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

и) если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа;

к) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.

15. Маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России.

Поделиться: