Судовой сертификат. Российское речное судно, осуществляющее туристические прогулки: обязательные документы на борту

Статья 14. Судовые документы

1. На подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

4) мерительное свидетельство;

5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

7) судовая роль;

8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);

10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При плавании судов по морским путям в районах плавания, установленных организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса, без захода в иностранный морской порт не требуются судовые документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3. Документы, указанные в подпунктах 1 , и 5 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов. Документы, указанные в подпунктах 3 , и 6 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 9 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

4. Судовая роль и указанные в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи журналы ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

5. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

6. На подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах и маломерных судах должны находиться следующие судовые документы.

1. Свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации (судовой патент) удостоверяет национальную принадлежность судна. Свидетельство выдается органом, осуществляющим регистрацию судна, после внесения судна в соответствующий реестр. В свидетельстве, составленном на русском и английском языках, содержится разрешение на право плавания под государственным флагом Российской Федерации и указываются технические и другие данные о судне: тип судна, позывной сигнал, идентификационный номер ИМО, порт приписки, место и время постройки, главный материал корпуса, число и мощность машин, главные размеры судна по мерительному свидетельству, прежнее название судна, если оно ранее плавало под иностранным флагом, и прежний порт его приписки. 2. Свидетельство о праве собственности на судно - специальный документ, удостоверяющий право собственности на судно, выдаваемый одновременно со свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации после внесения судна в соответствующий реестр.
В свидетельстве о праве собственности на судно, составленном на русском и английском языках, удостоверяется принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту. Здесь указываются технические и другие данные о судне, как и в свидетельстве о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации.
3. Свидетельство о годности к плаванию - специальный документ, удостоверяющий должное мореходное состояние судна для безопасного плавания в определенном районе и в соответствии с назначением судна. Оно определяет общее техническое состояние судна с точки зрения мореходности и выдается органом технического надзора, осуществляющим надзор за этим судном. Форма свидетельства и срок, на который оно выдается, определяются органом технического надзора за этим судном.
4. Пассажирское свидетельство (для пассажирского судна) - специальный документ, удостоверяющий, что судно отвечает тре-бованиям, установленным Конвенцией СОЛАС 74/78 и правилам органов технического надзора за судами, предъявляемым к пасса¬жирским судам. Оно выдается судам, перевозящим более 12 пассажиров. Пассажирское свидетельство выдается при условии наличия на судне не просроченного свидетельства о годности к плаванию, выдаваемого на срок и по форме, которые установлены правилами органов технического надзора.
5. Мерительное свидетельство - документ, подтверждающий, что валовая и чистая вместимость судна были определены в соответствии с требованиями Международной Конвенции по обмеру судов 1969 г. Оно выдается от имени и по поручению правительства Российской Федерации Морским Регистром судоходства на каждое судно, совершающее международные рейсы, без ограничения срока действия и не требует подтверждения. Мерительное свидетельство составляется на русском и английском языках по форме, установленной Конвенцией, и содержит данные о длине, высоте, размере грузовых и других помещений.
6. Классификационное свидетельство - документ, подтверж¬дающий выполнение требований классификации и постройки судов, обеспечивающих условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением. Выдается органами технического надзора и классификации судов (Морским или Речным Регистрами) в соответствии с их полномочиями.
7. Свидетельство о грузовой марке - документ, подтверждающий выполнение требований Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.

Свидетельство о грузовой марке бывает двух видов:

  • Международное свидетельство о грузовой марке выдается каждому судну, которое было освидетельствовано и которому была нанесена грузовая марка (система знаков на борту судна, определяющих допустимую осадку для различных районов и условий плавания) в соответствии с условиями Правил о грузовой марке морских судов, на срок не более 60 месяцев;
  • Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки выдается любому судну, которому предоставлено изъятие на основании Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.

8. Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью выдается Морским Регистром судоходства после освидетельствования, проводимого в соответствии с правилом 4 приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78, на срок, не превышающий пяти лет.
Свидетельство выдается каждому нефтяному танкеру валовой вместимостью 400 тонн и более, которые совершают рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон Конвенции МАРПОЛ 73/78. Оно составляется на русском и английском языках по форме, приведенной в дополнении II приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Свидетельство теряет силу при передаче судна под флаг ино¬странному государству, а также в случае, если на судне произведены существенные изменения в конструкции или не приведены про¬межуточные освидетельствования в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78.
В Свидетельстве указываются: название судна, регистровый номер или позывной сигнал, порт приписки, валовая вместимость, тип судна, а также срок действия свидетельства при условии проведения промежуточных освидетельствований в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78.
9. Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами предусмотрено правилом 4 приложения IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Свидетельство выдается Морским Регистром судоходства каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон Конвенции МАРПОЛ 73/78, после его освидетельствования. Оно составляется на русском и английском языках по форме, приведенной в дополнении приложения IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78, и выдается на срок, не превышающий пяти лет.
10. Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором предусмотрено в целях выполнения требований приложения V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, содержащего Правила предотвращения загрязнения мусором с судов и выдается Морским Регистром.
11. Лицензия судовой радиостанции и судовой радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию) предусмотрены в целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции СО ЛАС 74/78 по введению в действие с 1 февраля 1999 г. Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
Приказом Минтранса России от 30.06.98 г. №79 был утвержден и введен в действие Перечень документации по радиосвязи и элект-рорадионавигации, которую должны иметь на борту морские суда и суда
смешанного (река-море) плавания, оснащенные оборудованием радиосвязи ГМССБ.
Приказом Минтранса России от 30.06.98 г. №80 был утвержден и введен в действие с 1 января 1999 г. Радиожурнал ГМСССБ для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, оснащенных оборудованием ГМССБ, совершающих рейсы в морских районах A3, А4. Радиожурнал ГМССБ подлежит регистрации капитанами морских торговых портов и капитанами речных портов. На морских судах и судах смешанного (река-море) плавания, совершающих рейсы исключительно в морских районах Al, А2, записи, касающиеся радиосвязи ведутся в судовом журнале.
12. Судовая роль - документ, удостоверяющий наличие на борту членов экипажа и подтверждающий надлежащее укомплектование судна, что является одним из условий мореходности судна. Судовая роль представляет собой список лиц судового экипажа, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, должность, вид диплома каждого члена экипажа, номер диплома и паспорт моряка, а также тип и название судна, порт и номер регистрации, владелец судна. Судовая роль составляется на судне, подписывается капитаном или уполномоченным им лицом и заверяется судовой печатью.
Судовая роль для судов каботажного плавания оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке оформления судовых ролей, выхода в рейс экипажей судов и членов семей моряков в каботажном плавании, утвержденной инструктивным письмом Минморфлота СССР от 31 декабря 1986 г. №170. Инструкция содержит правила по порядку укомплектования экипажей судов и оформления судовых ролей, оформлению выхода судов в море и контроля за изменениями в составе экипажей.
Судовая роль для судов загранплавания оформляется в соответствии с инструктивным письмом Минвнешторга СССР и Минморфлота СССР от 15 октября 1973 г. №41121 (4657)69, которым определены стандартные формы бланков контрольной судовой документации, рекомендованные ИМКО (ИМО) и предусмотренные Конвенцией по обеспечению международного морского судоходства 1965 г., в том числе и форма Судовой роли для судов загранплавания.
13. Судовой журнал является основным официальным документом, в котором отражается непрерывная жизнь судна. Судовой журнал ведется на каждом судне с момента подъема на нем Государственного флага. Судовой журнал заполняется в процессе вахты в момент завершения события или после него вахтенным помощникам капитана. Все листы в Судовом журнале должны быть прошнурованы и пронумерованы. Журнал регистрируется Морской администрацией порта в лице капитана порта и скрепляется его подписью и печатью.
14. Машинный журнал является дополнением к судовому журналу и отражает работу силовых и вспомогательных установок, скорости хода, наличие и расход топлива и т. п. В машинном журнале непрерывно фиксируется работа судовых двигателей. Журнал ведет вахтенный механик, а старший механик ежесуточно проверяет его записи и заверяет своей подписью. Машинный журнал является одним из основных документов при анализе действий машинной команды, выявлении причин поломок и т. п.
15. Санитарный журнал должен быть на каждом судне в соот¬ветствии с п. 8.4.3 Санитарных правил для морских судов СССР, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 25 декабря 1982 г. Форма санитарного журнала устанавливается Минздравом России.
Журнал должен быть прошнурован и скреплен печатью бассейновой или портовой санитарно-эпидемиологической службы. Он приобретается судовладельцем и хранится у капитана или у старшего помощника капитана и предъявляется по первому требованию представителя санитарно-эпидемиологической службы.
Запись в санитарном журнале ведется в двух экземплярах: оригинал остается на судне, а копия - у лица, производившего санитарный осмотр. Каждый санитарный осмотр судна должен сопровождаться соответствующей записью в санитарном журнале, которая скрепляется подписями лица, проводившего санитарный осмотр, и представителя администрации судна, ответственного за его санитарное состояние и за выполнение предъявленных в данной записи санитарных требований.
Ответственность за наличие на судне санитарного журнала, его сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна, а за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и другие работники порта, производившие выдачу документов для выхода судна из порта.
16. Журнал операций со сточными водами предусмотрен в целях выполнения требований приложения IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78, содержащего Правила предотвращения загрязнения сточными водами.
17. Журнал операций с мусором предусмотрен в целях выполнения требований приложения V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, содержащего Правила предупреждения загрязнения мусором с судов.
18. Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся не¬фтяными танкерами, и журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров представляют собой соответственно части I и II журнала нефтяных операций, предусмотренного правилом 20 приложения 5 к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Журнал нефтяных операций заполняется по форме, установленной в дополнении III приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78, и может быть либо частью судового журнала, либо отдельным журналом. Каждая завершенная операция должна быть подписана и датирована лицом командного состава, ответственным за операцию. Каждая заполненная страница журнала подписывается капитаном судна. Все листы в журнале должны быть прошнурованы и пронумерованы. Журнал вносится в реестр судовых документов и заверяется капитаном порта, в котором он получен. Журнал сохраняется в течение трех лет после внесения в него последней записи.
19. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается по результатам санитарного осмотра судна, проводимого один раз в два года. Ответственность за наличие на судне судового санитарного свидетельства о праве плавания, за его сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без такого свидетельства несет капитан судна, а за выпуск судна из порта без него - капитан порта и другие работники порта, производившие выдачу документов для выхода судна из порта.

1. Судовые документы для судов, осуществляющих судоходство по внутренним водным путям.

2. Судовые документы для судов, выходящих в море.

1. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:

  • 1) свидетельство о праве собственности на судно;
  • 2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
  • 3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
  • 4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
  • 5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
  • 6) судовое санитарное свидетельство;
  • 7) единая книга осмотра судна;
  • 8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
  • 9) лицензия судовой радиостанции;
  • 10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

2. На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

3. На судне, выходящем в море, кроме документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

4. На судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Выдачу документов, предусмотренных указанными договорами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

5. Выдача документов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 6, 8, 9 и 10 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются указанными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Формы документов, указанных в подпунктах 4, 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Наличие указанных документов на судне обеспечивается судовладельцем.

7. Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации или при условии, если в портах и на водных путях соответствующего государства признаются судовые документы судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Статья 25. Основные судовые документы

1. Судно должно иметь следующие основные судовые документы:

  • 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • 2) свидетельство о праве собственности на судно;
  • 3) свидетельство о годности к плаванию;
  • 4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
  • 5) мерительное свидетельство;
  • 6) свидетельство о грузовой марке;
  • 7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
  • 8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;
  • 9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;
  • 10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
  • 11) судовая роль;
  • 12) судовой журнал;
  • 13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
  • 14) санитарный журнал;
  • 15) журнал операций со сточными водами;
  • 16) журнал операций с мусором;
  • 17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;
  • 18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;
  • 19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

2. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Статья 26. Дополнительные судовые документы

Судно должно иметь кроме документов, указанных в статье 25 настоящего Кодекса, и другие документы, предусмотренные правилами, изданными органом, осуществляющим технический надзор за судами в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

1. Спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 тонн должны иметь следующие судовые документы:

  • судовой билет;
  • свидетельство о годности к плаванию;
  • судовая роль.
2. Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в пункте 1 настоящей статьи, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и вместимость судна.

Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания

Суда, выходящие в заграничное плавание, кроме документов, указанных в статьях 25 - 27 настоящего Кодекса, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на судно выдаются органом, осуществляющим регистрацию судна.

2. Свидетельство о годности к плаванию выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

3. Мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой марке, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами и свидетельство о предотвращении загрязнения мусором выдаются органами технического надзора и классификации судов. С разрешения таких органов некоторые категории судов могут не иметь мерительное свидетельство или свидетельство о грузовой марке.

4. Для судов, выходящих в заграничное плавание, судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, выдаются органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации.

5. Лицензия судовой радиостанции выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

6. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно - эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.

7. За выдачу документов, указанных в настоящей статье, взимаются сборы, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.

Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала

1. Судовая роль и указанные в подпунктах 12 - 18 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов, за исключением журналов судов рыбопромыслового флота, ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; судовая роль и указанные в подпунктах 12 - 17 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов рыбопромыслового флота - в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно.

3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.

Введение

Морское право - это очень старая ветвь права, которая с самого начала обрела смешанный характер, поскольку соединила в себе и частные, и общественные интересы. Возможно, эта ветвь права содержит больше всего наложений, соприкосновений и даже взаимопроникновений норм публичного права и частного права. Типичными примерами в этом смысле являются правовой режим мореплавания, организация экипажей судов, статус капитанов судов. Среди норм, в которых доминирует роль публичного права, выделяются нормы, определяющие статус моря, регламентирующие работу портов и управление судами, устанавливающие порядок морской записи и морскую дисциплину. В качестве же норм частно-правового характера можно привести нормы, касающиеся морского кредита, операций по транспортировке и продаже ответственности судовладельца, порядка морского страхования и т.д. Кроме того, морское право включает значительную часть международно-правовых норм, устанавливающих юридический режим моря и его производных.


Вопрос 1. Понятие и виды основных судовых документов

Ответ

Судно должно иметь следующие основные судовые документы:

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (судовой патент);

Свидетельство о праве собственности на судно;

Классификационное свидетельство;

Мерительное свидетельство (для судов, подлежащих техническому надзору классификационного общества);

Свидетельство о минимальном составе экипажа;

Список лиц судового экипажа (судовая роль);

Список пассажиров, находящихся на судне;

Судовой журнал;

Машинный журнал (для судов с механическим двига­телем);

Санитарный журнал;

Судовое санитарное свидетельство;

Пассажирское свидетельство, если судно перевозит более 12 пассажиров;

Лицензию на право пользования судовой радиостанцией, журнал (дневник радиослужбы) и другие документы в со­ответствии с Регламентом радиосвязи;

Свидетельство о грузовой марке, если судно используется для целей, предусмотренных пунктами 1,3 части первой статьи 15 настоящего Кодекса;

Журнал регистрации мероприятий по предотвращению загрязнения моря.

Список лиц судового экипажа (судовая роль), список пассажиров, судовые радио- и машинный журналы ведутся по форме и правилам, установленным Министерством транспорта Украины, а на рыболовных судах - Министерством рыбного хозяйства Украины.

Санитарный журнал ведется по форме и правилам, установленным Министерством транспорта Украины по согласованию с Министерством здравоохранения Украины.

Суда, зарегистрированные в Судовой книге Украины, вместо документов, указанных в абзацах первом и втором части первой настоящей статьи, должны иметь судовой билет.

Судно, плавающее за границу, должно также иметь документы, предусмотренные международными договорами Украины.

Исключения в отношении наличия судовых документов

Судно, несущее специальную государственную службу, а также спортивное судно могут не иметь мерительного свидетельства. Однако вместимость судна, несущего специальную государственную службу, может быть определенна упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Судно, плавающее в портовых или прибрежных во­дах, может не иметь машинного и санитарного журналов, если иное не установлено правилами ведения этих журналов.

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины и свидетельство о праве собственности на судно выдаются капитаном порта, в котором судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре Украины. Судовой билет выдает орган, зарегистрировавший судно в Судовой книге Украины.

Свидетельство о годности к плаванию, мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой марке, а также другие судовые документы, предусмотренные международными договорами Украины по вопросам безопасности мореплавания, выдает классификационное обще­ство по поручению Министерства транспорта Украины.

С разрешения классификационного общества отдельные категории судов могут не иметь мерительного свидетельства или свидетельства о грузовой марке.

Лицензия на право пользования судовой радиостанцией выдается Министерством связи Украины.

За выдачу судовых документов, указанных в статьях 35 и 37 настоящего Кодекса, взымаются сборы, порядок взима­ния и размер которых устанавливаются Министерством транспорта Украины по согласованию с Министерством экономики Украины.

Подлинность судовых документов

Документы, указанные в статье 35 настоящего Кодекса, должны храниться на судне в оригиналах, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, которые могут быть в нотариально удостоверенной копии.

Помимо перечисленных выше судовых документов, на судах должны быть:

· свидетельства и сертификаты, удостоверяющие техническое состояние различных узлов, механизмов и деталей судна с точки зрения безопасности плавания и проведения грузовых работ, в частности, свидетельства на судовое электрооборудование, спасательные средства, световые и звуковые сигналы, об испытании н освидетельствовании грузоподъемных устройств и др., выдаваемые Регистром Украины;

· судовые документы по навигационной части, предусмотренные Перечнем специализированных форм первичной учетной документации, применяемых на предприятиях и в организациях Минморфлота с 1974г. (разд. III «Судовая документация»), утвержденным приказом Минморфлота от 26 октября 1973г. № 176;

· судовые учетно-отчетные документы по технической эксплуатации в соответствии с Перечнем, утвержденным и введенным в действие приказом Минморфлота от 30 августа 1979г.

Документы должны находиться на судне в подлинниках, за исключением свидетельства о праве собственности на судно или судового, билета, которые могут находиться на судне в копии, удостоверенной в нотариальном порядке.


Вопрос 2. Документы, выдаваемые компетентными органами и подтверждающие определенные качества судна.

Ответ

Международное свидетельство о грузовой марке выдается Регистром Украины судам валовой вместимостью свыше 150 per. т, совершающим международные рейсы сроком действия до пяти лет, в соответствии с требованиями Конвенции о грузовой марке 1966г.

Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки выдается на судно взамен Международного свидетельства о грузовой марке, при этом срок действия свидетельства об изъятии, оформленного на судно, имеющее новые конструктивные особенности, не должен превышать пяти лет со дня выдачи, а для судна, совершающего, как прчвило, международные рейсы, срок действия ограничивается продолжительностью рейса, для которого оно выдается.

Региональное свидетельство о грузовой марке выдается Регистром Украины судам, совершающим плавание между портами государств - участников региональных межправительственных соглашений о грузовой марке. Морская санитарная декларация и Свидетельство о дератизации или Свидетельство об освобождении от дератизации обязательны для каждого судна заграничного плавания; действительны в течение 6 мес.

Контрольные судовые документы, предусмотренные Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, 1965г.: общая декларация; декларация о грузе; декла­рация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа; судовая роль; список пассажиров; морская санитарная декларация; документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.

Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность, выдается от имени Правительства Украины капитаном порта в соответствии с Международной Кон­венцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978г. (Конвенция ПДМНВ-78). В нем указывается: название судна; порт регистрации; позывной сигнал; перечень должностей состава экипажа; подтверждение, что квалификация и число членов экипажа обеспечивают безопасность судна, людей, груза и окружающей среды.

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью и Журнал нефтяных операций выдаются на каждый нефтяной танкер вместимостью 150 per. т и более, на каждое судно вместимостью 400 per. т и более в соответствии с Международной Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78).

Свидетельство об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью выдается капитаном порта регистрации судна на каждое судно, перевозящее более 2000 т нефти наливом в качестве груза. Срок действия свидетельства не должен превышать срока действия страхования или иного обеспечения.

Помимо перечисленных выше судовых документов, иа судах должны быть: свидетельства и сертификаты, удостоверяющие техническое состояние различных узлов, механизмов и деталей судна с точки зрения безопасности плавания и проведения грузовых работ, в частности, свидетельства на судовое электрооборудование, спасательные средства, световые и звуковые сигналы, об испытании и освидетельствовании грузоподъемных устройств и др., выдаваемые Регистром Украины;

Документы должны находиться на судне в подлинниках, за исключением свидетельства о праве собственности на судно или судового билета, которые могут находиться на судне в копии, удостоверенной в нотариальном порядке.

Документы Регистра Украины, подтверждающие выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов, Правил по конвенционному оборудованию морских судов и Правил по предотвращению загрязнения с судов (конструкция и оборудование), теряют силу в следующих случаях: по истечении срока их действия; если судно, его механизмы, устройства, оборудование и снабжение не будут предъявлены к освидетельствованию в пре­дусмотренный срок.

Мерительное свидетельство выдается Регистром Украины и содержит данные о валовой и чистой регистровой вместимости, о размерениях судна в целом и отдельных его помещений. На основании этих данных определяется размер корабельного, лоцманского и других портовых сборов. Мерительное свидетельство выдается бессрочно и подлежит пересмотру лишь в случае такой перестройки судна, в результате которой изменяется его вместимость. Суда, проходящие Суэцким или Панамским каналами, должны иметь специальные мерительные свидетельства.

Документ

Классификационное свидетельство

Свидетельство о безопасности пассажирского судна

Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции

Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению

Свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелеграфии

Международное свидетельство о грузовой марке (1966г.)

Свидетельство на оборудование и снабжение

Мерительное свидетельство

Специальное Мерительное свидетельство для Суэцкого канала

Мерительное свидетельство для Панамского канала

Свидетельство о годности к плаванию

Пассажирское свидетельство

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973г.)

Классификационное свидетельство на холодильную установку

Свидетельство об испытании и освидетельствовании цепе, гаков, скоб, вертлюгов, блоков и других съёмных деталей

Свидетельство об испытании и освидетельствовании стальных тросов перед вводом их в эксплуатацию

Свидетельство об испытании и освидетельствовании лебедок и стрел с деталями перед вводом их в эксплуатацию

Свидетельство об испытании и освидетельствовании кранов или подъёмников с деталями перед вводом их в эксплуатацию

Свидетельство об испытании и освидетельствовании лифтов перед вводом их в эксплуатацию

Регистровая книга судовых грузоподъёмных работ

Срок действия

Не ограничен

Не ограничен

Периодичность подтверждения

Ежегодно

Имеет силу при наличии классификационного свидетельства

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно


Данный перечень относится к наиболее распространенным типам судов. Суда с ядерными установками, танкеры, суда с динамическими способами поддержания и т. п. должны иметь свои специальные документы.

Регистр Ллойда (Великобритания) является одним из наиболее авторитетных классификационных обществ в мире. Класс Регистра Ллойда в настоящее время имеют около 80% судов под флагом Великобритании и около 28% судов мирового тоннажа. Первая книга Регистра Ллойда, называющаяся Регистр страховщиков, или Зеленая книга, была издана в 1764 – 1766 гг. и хранится в Британском музее. Первоначально для обозначения класса судов использовали буквенные индексы A, E, I, O, U, а буквы G, M, B (хорошо, удовлетворительно, плохо) обозначали состояние судна. Обозначение А1 известно в мире как знак высшего качества. Регистром Ллойда издается Регистровая книга Ллойда, которая содержит сведения более чем о 70 000 судов и доступна для всех интересующихся. Регистровая книга Ллойда издания 1980 г. состоит из трёх основных томов: красного (A - G), чёрного (H – O), зелёного (P – Z), в которых содержатся подробно данные о всех морских судах, имеющих класс Регистра Ллойда, а также о других судах мирового флота валовой вместимостью 100 рег. т. и более. В основных томах сведения о судах представлены в семи колонках:

1. Регистровый номер судна, его позывные, номер регистрации в государственном судовом реестре страны, под флагом которой плавает судно.

2. Последнее и прежнее название судов, судовладелец, порт приписки.

3. Регистровая вместимость (валовая и чистая) и дедвейт.

4. Класс судна по правилам Регистра Ллойда, класс энергетической установки.

5. Наименование судостроительной фирмы, время и место постройки судна, построечный номер, главные размерения судна и все сведения о корпусе.

6. Типы гребного винта, пропульсивной установки судна, сведения пассажировместимрсти.

7. Силовая установка и котлы, бункер.

В дополнительном трюме Регистровой книги содержатся сведения о классифицированных Ллойдом плавучих доках, морских баржах, Судовых холодильных установках, Рефрижераторных контейнерах, контейнерных терминалах. Второй дополнительный том Регистровой книги содержит сведения о плавучих и стационарных буровых установках, судах обеспечения, буровых платформах, подводных исследовательских аппаратах и т. п.

Ежемесячно Регистр Ллойда издает бюллетени, в которых приводятся все изменения и дополнения к сведениям основных и дополнительных томов Регистровой книги, в том числе сведения о новых судах.

Из других классификационных обществ, осуществляющих классификацию и надзор, наиболее известны Норвежское бюро «Веритас», Американское бюро судоходства и т. п.

Мировая практика судоходства характеризуется лояльным отношением к классификационным обществам всех стран со стороны администрации этих стран, а также данных обществ между собой.


Несение вахты на руле.

От того, как несётся вахта на руле, зачастую зависит не только выполнение рейсового задания, но и судьба самого судна. История морского и речного флота изобилует поучительными примерами в доказательство этого. Поэтому «Уставы службы на судах» придают огромное значение выполнению вахтенным рулевым этой обязанности, т.к. иногда 1-о неверное движение руки рулевого приводит к катастрофе.

Вахта на руле складывается из 3-х этапов – приёма вахты, управления судом и сдачи вахты.

Приём вахты осуществляется только с разрешения вахтенного помощника капитана. Заступающий на рулевую вахту обязан прибыть на пост за 5мин до приёма вахты и «врасти в обстановку», т.е. ознакомиться с обстановкой вокруг судна и принять у сменяющегося рулевого сведения о заданном курсе (курсы по гирокомпасу и магнитному компасу); как судно слушается руля, «как ходит руль», «нулевое положение руля»; способ управления рулём; исправность основного и запасного приводов управления рулём; другие сведения, касающиеся рулевого устройства и обстоятельств плавания; способ управления судном – по компасу (гиро- или магнитному), по отделённому предмету (ориентиру), по створу, в кильватер другому судну; особенности управления судном – при буксировке другого судна, объёкта или когда буксируется своё судно.

Заступление на вахту нового рулевого производится только по приказанию вахтенного помощника капитана. Приём-сдача вахты проводится только при ручном управлении, авторулевой на это время отключается. Сменяющийся рулевой отходит от руля, убедившись в исправном несении вахты заступившим матросом и только после команды: «От руля отойди!»

Смена рулевых при выполнении манёвра судна категорически запрещена (повороты на новый курс, выход на створы и т.д.).

Несение вахты осуществляется под прямым руководством вахтенного помощника (см. таблицу ниже). Вахтенный матрос (рулевой) выполняет команды на руль только вахтенного помощника капитана, капитана или лоцмана (если на это есть указание капитана судна). Приоритет в отдаче команд на руль имеет капитан как лицо, персонально отвечающее за безопасность плавания судна.

Любая команда на руль громко репетуется и только затем выполняется. По окончании манёвра вахтенный рулевой громко докладывает новый компасный курс, на который легло судно. Вахтенный помощник должен подтвердить правильность выполнения команды словами: «Так держать!». При повороте более чем на 10 о рулевой громко докладывает промежуточные значения курсов, кратные 10 о.

Рулевой должен обращать внимание на изменение оборотов двигателей, на остановку 1-го из них на 2-хвальном судне, т.к. это непосредственно сказывается на управлении судном для удержания его на заданном курсе. Рулевому придётся своевременно отреагировать разными величинами перекладки руля.

Поделиться: