Как доказать дачу и получение взятки? В чем заключается добровольный отказ от преступления? «Задача гаишников не в том, чтобы ловить взяточников!».

Коррупция до сих пор процветает не только в высших рядах власти, но и среди рядовых сотрудников.

Поэтому наше государство разрабатывает различные нормативно-правовые акты для пресечения взяточничества, а также ужесточает меру наказания за это преступление.

В нашей статье расскажем подробнее о понятии незаконного подкупа, почему не стоит нарушать закон, и как доказать получение или дачу взятки.

Взятка - это незаконная передача денег или иных ценностей от одного лица другому за оказание помощи в деятельности или бездействия для совершения правонарушения.

К ценностям, передаваемым взяточнику, относятся:

  • драгоценные металлы;
  • ювелирные изделия;
  • различное имущество - компьютеры, квартиры, автомобили и т.д.;
  • туристическая путевка;
  • оказание различного вида услуг и т.д.

Взятка всегда совершается с прямым умыслом и подразумевает взаимовыгодное сотрудничество.

Как вручается?

Деньги и имущество могут передаваться:

  • лично взяткодателем;
  • при помощи посредника;
  • в виде перевода средств на счет в банке;
  • почтовым отправлением.

Взяткой также считается и оказание услуги, например, ремонт офиса или автомобиля взамен на продвижение по работе.

Даже если вы лично не вручали , а передали их с посыльным - это взятка.

Участники сделки

Лица, участвующие в процессе:

  1. Взяткополучатель

Государственный служащий, наделенный определенными полномочиями в силу своих должностных обязанностей. Он может способствовать действиям взяточника или, наоборот, просто закрывать глаза на его махинации.

  1. Взяткодатель

В его роли может выступать как обычный гражданин, так и должностное лицо или индивидуальный предприниматель.

  1. Посредник

Это человек, которого привлекли для оказания незаконной услуги.

Все указанные лица понесут уголовную ответственность за свои действия. Для этого нужно зафиксировать сам факт незаконной сделки.

Преступление считается совершенным, если передана часть или вся сумма взятки.

Смягчающие обстоятельства

Граждане могут избежать уголовного наказания за дачу или получение взятки, если выполнят определенные условия. К ним относятся:

  • установление факта с применением угроз со стороны госслужащего;
  • добровольная подача заявления о совершении деяния и помощь в изобличении второй стороны сделки;
  • оказание активной помощи следствию, которая способствует раскрытию преступления.

Если с помощью угроз вас принудили дать взятку, то изъятые у преступника деньги и ценности вам вернут.

Если чиновник не имеет полномочий на действия, за которые он получил взятку, его привлекут к уголовной ответственности за мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Квалификация преступления

Норма о минимальном размере взятки отсутствует. Получается, что за любую переданную госслужащему сумму можно получить срок.

В связи с этим можно установить следующие виды взятки:

  • обычная - без особых признаков;
  • в значительном размере - сумма превышает 25 тыс. руб.;
  • в крупном размере - более 150 тыс. руб.;
  • в особо крупном размере - свыше 1 млн. руб.;
  • деяние, совершенное организованной группой .

Неважно, сколько вы денег передали чиновнику - наказание последует по уголовной статье.

Не всегда в ходе следствия удается установить размер взятки. С банкнотами такой проблемы не возникает. Но как быть, если передано имущество или оказана услуга?

Для этого правоохранительные органы назначают проведение экспертизы. Ее результаты приобщаются к делу и впоследствии станут весомым доказательством в суде.

При любых сомнениях достоверности информации, а тем более результата заключения, можно опротестовать данное заключение и написать ходатайство о назначении повторной.

Чтобы установить реальную стоимость имущество, переданного в виде взятки, назначают экспертизу.

Наказание и срок

Дача взятки квалифицируется по . За незаконную передачу денег или иных материальных ценностей государственному служащему, в том числе за оказание содействия или умалчивание о нелегальной деятельности, злодею грозит:

  • штраф от 500 тыс. до 1,5 млн. руб., а при наличии отягчающих обстоятельств сумма возрастет до 4 млн. руб.;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • работы принудительного характера до 3 лет;
  • тюремное заключение до 8 лет с одновременным взысканием штрафа. Совершение преступления с отягчающими обстоятельствами увеличивает срок лишения свободы до 15 лет.

Суд также вправе запретить виновному занимать некоторые должности, и трудится на них до 5 лет. При установлении отягчающих обстоятельств ему могут ограничить свободу до 10 лет.

За дачу взятки можно надолго «загреметь» в тюрьму - до 8 лет.

Как доказать взятку?

Чтобы доказать факт совершенного преступления, нужно подтвердить передачу и получение денег или других ценностей.

Если гражданин осознает тяжесть предполагаемого преступления и еще его не совершил, то можно предпринять следующее:

  1. Записать разговор

Зафиксируйте при помощи аудио- или видеозаписи на телефоне разговор с должностным лицом, требующего денег за свои услуги. Если доказательства будут содержать Ф.И.О. и должность вымогателя, это поможет в суде.

  1. Обратиться в правоохранительные органы

Подайте заявление в полицию и сообщите всю информацию о предстоящей сделке - когда и где предстоит передать деньги, сумму, кто должен получить и т.д. В этом случае будут проведены оперативные мероприятия и преступника поймают с поличным.

  1. Зафиксировать взятку

При помощи видеокамеры запишите встречу с должностным лицом для передачи обещанных денег или ценностей.

Уведомив полицию о предстоящей сделке, вы сможете избежать уголовной ответственности.

Что делать, если передача взятки произошла?

Если вы решили заявить о совершенном преступлении уже после передачи денег, то нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением.

В нем укажите:

  • наименование учреждения, куда подается уведомление;
  • личную информацию (Ф.И.О., реквизиты паспорта, место проживания);
  • информацию о взяткополучателе (Ф.И.О., занимаемая должность и место работы);
  • обстоятельства преступления - когда, где, кто вымогал, сумму взятки и т.д.;
  • место передачи денег;
  • просьбу о привлечении преступника к ответственности;
  • перечень свидетелей, если они имеются (с указанием их Ф.И.О., адреса и телефона для связи);
  • список доказательств;
  • дату и подпись.

Помните, что любые незаконные действия преследуются по закону. Чиновники понимают, что в случае любой оплошности им грозит наказание, поэтому стараются требовать взятку устно и без свидетелей. Если вы попали в такую ситуацию, то лучше сообщите о готовящемся преступлении в полицию.

Р.В. Полтарыгин,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

И.Р. Сахапов,

адъюнкт (КЮИ МВД России)

стимулирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел поощрением за отказ от взятки (опыт мвд по республике татарстан)

В статье рассмотрен положительный опыт МВД по Республике Татарстан по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: Коррупция, органы внутренних дел Российской Федерации, стимулирование антикоррупционного поведения, отказ от взятки.

The article describes the positive experience of the Ministry of the Interior of the Republic of Tatarstan to promote anti-corruption behavior of police officers.

Key words: Corruption, internal affairs agencies of the Russian Federation, the promotion of anticorruption behavior, refusal of a bribe.

Проблема коррупции является одной из центральных и наиболее актуальных в общественной жизни современной России. Не случайно в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (12 декабря 2012 г.) главными проблемами, стоящими перед руководством страны, определены «...низкая эффективность государственной власти и коррупция». Особенно высокую опасность представляет коррупция в правоохранительных ор-

ганах, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с данным негативным явлением на всех уровнях государственного управления.

Несмотря на реализацию руководством МВД России комплекса профилактических мероприятий по укреплению дисциплины, количество преступлений среди личного состава органов внутренних дел остается значительным.

Годы 2011 2012 9 мес. 2013

Кол-во сотрудников ОВД, совершивших преступления коррупционной направленности 782 600 397

Количество сотрудников ОВД, за-держанных за получение взятки 343 225 201

Не случайно на коллегии МВД России, которая проходила в феврале 2013 г., Президент России В.В. Путин отметил, что необходимо искоренить бытовую коррупцию «. и с ней нужно систематически бороться».

В настоящее время в Российской Федерации применяются различные меры по борьбе и предупреждению преступлений среди сотрудников ОВД, в том числе и коррупционных.

1 По данным ГИАЦ МВД России (форма статистической отчетности 1-КОР).

К таковым, несомненно, следует отнести дополнение части 1 статьи 63 «Обстоятельства, отягчающие наказание» Уголовного кодекса Российской Федерации новым пунктом «о», признающим отягчающим обстоятельством «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел».

Распространено мнение, что криминализация деяния удерживает человека от подобного поведения, а применение наказания к тем, кто совершил преступление, предупреждает совершение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. На практике расчет на подобный эффект оправдывается далеко не всегда.

Правовое регулирование осуществляется не только распределением прав и обязанностей, но и нормативным закреплением средств психологического воздействия, склоняющих к желаемому поведению. Наряду с угрозой государственного принуждения роль стимулятора - и притом не в меньшей степени - играет обещание и предоставление определенного рода поощрений.

Основной целью поощрительных мер и, соответственно, норм является стимулирование социальной переориентации лиц, еще не совершивших или уже совершивших преступление.

Дословный перевод термина стимул (от лат. stimulus) - острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола, запряженного в повозку.

В современной науке стимулирование трактуется следующим образом:

Как метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредствованного через его мотивацию;

Побуждение к труду через удовлетворение различных потребностей личности, что выступает в качестве компенсации за трудовое усилие;

Ориентация на получение удовлетворения от трудового процесса и результатов труда в целом;

Побуждение человека к определенному позитивному поведению.

В определении понятия «стимулирование» в качестве исходной дефиниции вы-

ступает «стимул», понимаемый как рычаг внешнего воздействия на человека, ориентирующего его деятельность на достижение целей организации; как побудительная причина, толчок; заинтересованность в чем-нибудь; как внутреннее или внешнее стремление дать стимул к чему-нибудь, заинтересовать чем-нибудь, активизировать деятельность.

В свою очередь в зависимости от содержания стимулы делятся на моральные и ма-териальные.

Стимулирование (как моральное, так и материальное) представляет собой метод опосредованного, через мотивацию, воздействия на поведение человека.

Моральное стимулирование в системе МВДвыражается: в поощрении государственной или ведомственной наградой, занесением в Книгу почета, помещением фотографии на Доску почета, присвоением звания с вручением диплома «Лучший по профессии» и т.д.

Материальное стимулирование предполагает реализацию комплекса различного рода материальных благ, получаемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.

В ходе изучения практики морального и материального стимулирования установлены примеры сочетания одновременного применения таких мер.

Если обратиться к историческому опыту предпринятых попыток государственного стимулирования правопослушного поведения должностных лиц, то ярким примером может послужить указ Петра I от 1713 года, согласно которому лицу, заявившему на коррумпированного чиновника, доставалось все движимое и недвижимое имущество этого должностного лица, а в случае если это сделает достойный гражданин, то ему доставался и чин лица, злоупотребляющего по должности.

В настоящее время актуализируется необходимость разработки программы (мероприятий) по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, в особенно-

сти органов внутренних дел. В связи с этим представляет интерес интервью Статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации С.П. Бу-лавина газете «Комсомольская правда» в котором он озвучил положительный опыт Республики Татарстан в данном направлении: «... в МВД по Республике Татарстан на протяжении десяти лет существует программа поощрений за отказ от взятки. Полицейский, изобличивший взяткодателя, получает премию в размере предложенной ему суммы вознаграждения. Оно выплачивается лишь в том случае, если факт взятки документально подтвержден и по нему возбуждено уголовное дело». Заместитель министра также высказал мнение и о том, что такой подход заслуживает внимания.

Имеющийся личный опыт одного из авторов работы в подразделениях по профилактике коррупционных и иных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует систематизированная информация о количественных характеристиках мероприятий, связанных со стимулированием отказа от взяток на территории Российской Федерации. Однако известны факты поощрения сотрудников ОВД за отказ от взятки в ряде регионов Российской Федерации.

Обобщение практики применения такого вида материального стимулирования показывает, что в органах внутренних дел применяются следующие виды поощрения за отказ сотрудника от предложенной взятки:

1) Разовые акции по премированию отдельных сотрудников ОВД;

2) PR-кампании по выплате денежных премий в рамках определенного подразделения внутренних дел;

3) Сложившаяся практика, в ходе которой применяются меры материального стимулирования на постоянной основе.

В настоящее время существует опыт систематических выплат денежных премий за отказ от взятки в Республике Татарстан. Так, с 2002 года в целях: профилактики коррупционных проявлений в органах МВД по Республике Татарстан; совершенствования

системы морального и материального стимулирования личного состава в МВД по Республике Татарстан - действует установленный порядок выдачи денежного вознаграждения сотрудникам, отказавшимся от получения незаконного денежного вознаграждения при исполнении служебных обязанностей.

Механизм поощрения реализовывался следующим образом: на основании мотивированного ходатайства руководителя органа или подразделения внутренних дел на имя Министра внутренних дел по Республике Татарстан, с приложением копии приговора суда, постановления о возбуждении уголовного дела в отношении взяткодателя, уведомления о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, служебной характеристики и справ-ки-объективки на сотрудника, издавался отдельный приказ о поощрении. Премирование по данным приказам осуществлялось исключительно за счет средств республиканского бюджета (за год сумма выплаты варьировалась от 100 до 550 тысяч рулей).

После 1 января 2012 года, в связи с переходом на федеральное финансирование, такой вид поощрения стал включатся в один из пунктов ежемесячного приказа «О награждении сотрудников МВД по Республике Татарстан» под фабулой: «За добросовестное исполнение служебных обязанностей, проявленную инициативу и профессионализм при раскрытии преступлений коррупционного характера» за счет средств федерального бюджета. При этом механизм реализации поощрения не претерпел изменений.

За период с 2002 года по настоящее время за отказ от предложенной им взятки поощрены 182 сотрудника органов внутренних Республики Татарстан на общую сумму 2 966 520 руб.

По итогам проведенного нами исследования и практики поощрения за отказ от взятки предложено следующее определение понятия «отказ от взятки».

Отказ от взятки - это активная, деятель-ностная форма поведения сотрудника органов внутренних дел, которая выражается в информировании в установленном порядке вышестоящего должностного лица о фак-

те обращения к нему (сотруднику) третьих лиц с целью его склонения к совершению коррупционных преступлений (в форме дачи взятки), и обязательном согласии сотрудника на организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях документирования действий взяткодателя.

Отсутствие утвержденных программ материального стимулирования сотрудников

ОВД, действующих на постоянной основе;

Отсутствие четкой регламентации алгоритма действий сотрудника ОВД по фактам обращения к нему с целью склонения к совершению коррупционных преступлений;

Отсутствие разработанной методики по документированию и фиксации противоправных действий взяткодателя.

Полагаем, что создание механизма по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников ОВД за отказ от взятки станет одной из эффективных мер по предупреждению проявлений коррупции среди личного состава ОВД.

литература

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=138990 (дата обращения: 30.10.2013).

2. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/news/17461 (дата обращения: 30.10.2013).

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 122-ФЗ // Российская газета. 2010. 26 июля.

4. Маляева Е.О., Маляев К.В. К вопросу о поощрительных нормах // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2001. № 2. С.177-180.

5. Мескон М.Х., Альбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. М., 2000. С.365.

6. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М., 1999. С.344.

7. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб./ А.Я. Кибанов и др.; под. ред. А.Я. Кибанова. М., 2011. С.11.

8. Например, в 2011 году за отказ от взятки денежной премией и медалью МВД России «За доблесть в службе» поощрен заместитель начальника полиции по оперативной работе межмуниципального отдела МВД России «Адыгейский» Марат Рамазанович Гиш // Официальный сайт газеты «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2013/01/30/reg-ufo/premia-anons.html (дата обращения: 30.10.2013).

9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 16. Кн.8. С.485-486.

10. Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.ru/ daily/25833/2807605/ (дата обращения: 30.10.2013).

11. Республика Адыгея - официальный сайт газеты «Российская газета». URL: http://www. rg.ru/2013/01/30/reg-ufo/premia-anons.html (дата обращения: 30.10.2013); Республика Марий Эл - официальный сайт информационного агентства «Reg-num». URL: http://www.regnum.ru/ news/1079258.html (дата обращения: 30.10.2013); Республика Татарстан - официальный сайт газеты «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/393700 (дата обращения: 30.10.2013); Республика Хакасия - официальный сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.ru/ daily/24555.4/730806/ (дата обращения: 30.10.2013); Вологодская область - официальный сайт информационно-справочного портала «Pravda.ru». URL: http://www.pravda.ru/society/how/ defendrights/16-05-2012/1115135-vzyatka-0/ (дата обращения: 30.10.2013); Ивановская область - официальный сайт газеты «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2006/08/09/vzjatki.html (дата обращения: 30.10.2013); Калужская область - официальный сайт информационно-спра

вочного портала «Gorod48.ru». URL: http://gorod48.ru/news/9051/ (дата обращения: 30.10.2013); Пензенская область - официальный сайт информационного портала «Newsland». URL:http:// newsland.com/news/detail/id/830305/ (дата обращения: 30.10.2013); Тюменская область - официальный сайт ГИБДД Тюменской области URL: http://gibdd72.ru/index.php?id=264 (дата обращения: 30.10.2013).

12. Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Пензенская область.

13. PR-кампания - мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или социальной задачи, нацеленной на улучшение имиджа (образа, репутации) субъекта связей с общественностью и поддержание гармоничных отношений с общественностью. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз: учебник. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

14. В 2009 году ГИБДД ГУВД по Тюменской области провела акцию «Честь дороже взятки». Сотрудники ГИБДД, которые зафиксировали факт дачи им взятки и процессуально верно его оформили, получили премию, в 10 раз превышающую предлагавшуюся сумму. Официальный сайт ГИБДД Тюменской области URL: http://gibdd72.ru/index.php?id=264 (дата обращения: 30.10.2013).

15. Республика Татарстан, Республика Хакасия.

16. По проведённому автором личному исследованию фактов премирования сотрудников ОВД Республики Татарстан за отказ от взятки (исследованию было подвергнуто абсолютное число всей совокупности приказов о поощрении личного состава МВД по Республике Татарстан за период 2002-2013 гг.).

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ . Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная . В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Простая взятка подразумевает передачу малой суммы денег (менее 25 тысяч рублей), за которую должностное лицо оказывает взяткодателю ряд услуг, не связанных с нарушением закона. К примеру, за ускоренное оформление документов. Если же от должностного лица требуется закрыть глаза на явное нарушение взяткодателем закона, то размер взятки уже не будет играть роли и наказание будет более жестким, нежели в случае с простой взяткой.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Лишение свободы
Простая взятка (ч. 1 ст. 291 УК РФ) 5х-30х До 2 лет 5х-10х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) 10х-40х До 5 лет 5х-15х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 291 УК РФ) 30х-60х До 8 лет До 30х До 5 лет
Взятка группой лиц или в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) 60х-80х От 7 до 12 лет До 60х До 7 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) 70х-90х От 8 до 15 лет До 70х До 10 лет

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

К отдельным категориям взяток, которых не было в предыдущей таблице, относятся взятки лицам, находящимся на государственной должности (в том числе в должности главы субъекта или органа местного самоуправления) и взятки, полученные в результате вымогательства.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Главное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Лишение свободы Дополнительное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Запрет на занятие определенной должности или лишение специального права
Простая взятка (ч. 1 ст. 290 УК РФ) 10х-15х До 3 лет 10х-20х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ) 30х-60х До 6 лет До 30х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ) 40х-70х От 3 до 8 лет До 40х До 5 лет
Взятка получена лицом, находящимся на государственной службе (ч. 4 ст. 290 УК РФ) 60х-80х От 5 до 10 лет До 50х До 7 лет
Взятка получена группой лиц, при вымогательстве или в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ) 70х-90х От 7 до 12 лет До 60х До 10 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) 80х-100х От 8 до 15 лет До 70х До 15 лет

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена , а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – . В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ . Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Если полиция или иные правоохранительные органы обвиняют вас в получении или даче взятки, то вначале необходимо нанять хорошего адвоката, который защитит от процедурных злоупотреблений. Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом. В этом случае стоит рассчитывать на значительное смягчение наказания.

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ . За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

Прекращение физическим или юридическим лицом преступных намерений не считается законодательством преступлением. Если намерение не осуществлено, то речь идет о добровольном отказе от преступления.

Существуют объективные предпосылки к подобной квалификации, которые должны присутствовать при расследовании вопроса. Совокупность признаков и условий добровольного и самостоятельного прекращения противоправных намерений позволяет снять с лица уголовное преследование.

Гражданин отказывается от намерений, не доводит замысел до фактического выполнения самостоятельно, без влияния правоохранительных органов. Согласно ст.31 УК РФ, лицо должно осознавать возможность преступления, но лично прекратить действия или бездействия, приводящие к его совершению. Преследование возможно, если на этапе подготовки к рассматриваемому преступлению, лицо совершило иные, сопутствующие нарушения, рассматриваемые другими статьями УК РФ.

Уголовное право позволяет провести квалификацию по ст.31 при наличии и исполнении следующих условий:

  • преступные намерения не осуществлены до конца;
  • подозреваемый осознавал возможность совершения преступления, но отказался от намерений;
  • добровольность и осознанность отмены преступных намерений;
  • гражданин окончательно отказывается от намерений совершить данное преступление.

Отказаться от намерений возможно до определенного момента, после прохождения некоторых начальных этапов сделать такой шаг невозможно.

Например, лицо готовило преступление, но по независящим от него обстоятельствам событие не произошло. Такая ситуация не позволяет рассмотреть проступок и приготовление к нему как добровольный отказ.

Следуя судебной практике, если произведен выстрел на поражение, но произошел промах, пострадавший остался жив, а преступник не стал повторять попытки, то это не повод для признания добровольного отказа. Налицо преступный замысел, не доведенный до конца по сопутствующим обстоятельствам (промах). Момент, после которого преступник перестает контролировать ситуацию, является точкой не возврата. После определенных действий, независимо от желания лица прекратить преступные намерения, совершенные поступки будут определены как преступные.

Если лицо осознает, что препятствий к совершению преступления нет, но при этом отказывается от намерений, позволяет снять с него обвинения. Примером может служить отказ от получения взятки, зафиксировать и предотвратить дачу которой невозможно. Добровольный отказ от преступного сговора позволяет применить уголовное наказание исключительно к взяткодателю, освободив от преследования лицо, не совершившее получение взятки.

Добровольное прекращение является обязательным при квалификации по ст.31. Если отказаться от намерений пришлось под давлением, угрозой или иными действиями третьих лиц, то содеянное определяется законом как покушение на преступление. Последним признаком является окончательный отказ от намерений. Если преступление продолжено во времени, имеет несколько эпизодов, не приведших к окончательному совершению, то это не дает возможности определить добровольный отказ.

Например, взломщик не смог открыть сейф, вернулся через определенный промежуток времени с новым инструментом для взлома. В первом эпизоде он не отказался от своих намерений, ему помешали обстоятельства. Имеет место приостановление и продление преступных планов, но не добровольный отказ. При рассмотрении и ведении судебного разбирательства не принимается в расчет мотив, по которому подозреваемый отказался от совершения противоправного поступка.

Различие между добровольным отказом и деятельным раскаянием

В первом случае законом рассматриваются события, когда преступление задумано, но не совершено по причине самостоятельного отказа от исполнения. Второе юридическое понятие основано на уже совершенном проступке, но при наступлении раскаяния до открытия преследования со стороны государственных структур. Другими словами, человек совершил проступок и пришел с повинной, когда о событии ничего не известно правоохранительным органам.


Примером деятельного раскаяния может служить явка с повинной одного из участников преступной группы и передача имеющихся сведений о совершенном преступлении. Значимое различие состоит в том, что добровольный отказ не предусматривает уголовного наказания. Если же проступок совершен, то при наличии деятельного раскаяния возможно смягчение, но не отказ от наказания.

Оба понятия играют важную роль при вынесении судебного постановления или рассмотрения в надзорных органах и стимулируют профилактику предотвращения уголовных преступлений.

Поделиться: