Правовой статус вынужденных переселенцев в рф кратко. Правовой статус вынужденных переселенцев в российской федерации

Как всякая демократическая страна Россия сталкивается проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый - ФЗ РФ о беженцах от 28 июня 1997 г., второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19.02.1993 г. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др. Лицо, получившее статус беженца имеет право участвовать в общественной жизни наравне с гражданами РФ, выезд на место жительства в иностранное государство, социальную защиту, медицинскую помощь, труд. И предпринимательскую деятельность. Федеральная миграционная служба принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы РФ на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). ФМС оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного, порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Статус вынужденного переселенца представляется на 5 лет. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев, в том числе, беженец может самостоятельно выбирать место жительства на территории РФ, а также в местах, предлагаемых миграционной службой. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

55. Порядок выезда из РФ и въезда в РФ .

Ст 27 ч. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.

Международный пакт о гражданских и поли правах 1966 г и иные международные акты провозглашают право человека покидать любую страну, включая свою собственную. В советский период гражданин мог выехать за границу только в качестве туриста, в командировку или по приглашению иностранных гос-в, юр и физ. лиц. Иницативный выезд не запрещался законодательно,но и не был возможен реально.

В 1991 г. был принят Закон СССР "О порядке выезда и въезда в СССР граждан СССР", к-рый действовал на тер-рии России до 1996 г., когда в России был принят ФЗ от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Закон конкретизирует и развивает конституционную норму о том, что каждый, кто законно находится на тер-рии РФ, может свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ. Право гражданина на выезд может быть временно приостановлено в случаях, установленных законом, в том числе если гражданин имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, представляющим гос. тайну и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд при условии, что срок ограничения не должен превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями-до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом); призван на военную службу или направлен на альтернативную службу - до окончания этих служб; задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него; сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения вопроса органом, оформляющим документы на выезд, в срок не более одного месяца; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом - до исполнения обязательств или достижения соглашения сторонами. Этот перечень является исчерпывающим. Конституционное право граждан на выезд из РФ и въезд в РФ не должно зависеть от усмотрения чиновников, поэтому никто не может ограничить конституционное право граждан на въезд в РФ и выезд из РФ по иным основаниям. Закон предусматривает, что основными документами, по к-рым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: заграничный паспорт, дип. паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Законодатель фактически отменил действующий ранее разрешительный порядок выезда граждан России. Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд в иностранное гос-во Закон возлагает на транспортную компанию (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Поскольку в соответствии со ст. 55 К РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены фед законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва, недопустимо ограничение конституционного права каждого свободно выезжать из России по иным основаниям. Констит Суд РФ в Постановлении от 15.01.98 N 2-П " указал, что конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны за-висеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения. До принятия данного Постановления существовавший в РФ порядок выдачи заграничных паспортов предусматривал, что этот доку-мент должен выдаваться по месту жительства гражданина, в связи с чем конституционное право граждан, по тем или иным причинам не находящимся по месту своего жительства, на свободный выезд из РФ ограничивалось. Отказ в выдаче заграничного паспорта может быть обжалован в суд

Государство в качестве субъекта международного права характеризуется наличием двух материальных компонентов, а именно, территории и населения. Физические лица, проживающие на территории государства и находящиеся под его юрисдикцией, в совокупности составляют население данного государства. В состав населения не входят лица, которые пользуются дипломатическим иммунитетом. Правовое положение лиц, на которых распространяется территориальная юрисдикция данного государства, различно и в зависимости от этого выделяются такие группы, как граждане данного государства, граждане других государств (иностранцы), лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д. Кроме этих общепризнанных основных норм, имеется также большое число общих договоров по специальным вопросам прав человека, как, например, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международной организации труда, а также региональные договоры о правах человека.

Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.

Войны между государствами, конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Гражданин и право. - 2000. - №8. - С. 19-20.

Правовой основой регулирования правоотношений между отдельными категориями лиц, составляющих население государства, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г., Шенгенское соглашение и Дублинская конвенция 1990 г., Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и другие. В системе ООН для содействия решения вопросов, связанных с правовым статусом беженцев, образовано Учреждение по делам беженцев.

Конвенции и соглашения, являющиеся прямыми источниками права беженцев, можно классифицировать в зависимости от территориальной сферы действия на универсальные и региональные. К универсальным относятся Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 г., к региональным соглашениям - международные договоры, заключенные в рамках региональных международных организаций, сфера действия которых распространяется на государства, принадлежащие к одному географическому региону. Таковыми являются Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке (1969), Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959), Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (1980), Соглашение Совета Европы, касающееся моряков-беженцев (1957) и Протокол к нему (1973), Соглашение Содружества Независимых Государств о помощи беженцам и переселенцам (1993) и Протокол к нему (1993), Дублинская конвенция (1990), определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств - членов Европейского сообщества, Конвенция Европейского союза (1990) о применении Шенгенского соглашения (1985). Следует отметить, что все региональные договоры, хотя и основываются на положениях Конвенции 1951 г., либо имеют особенности в трактовке понятия "беженец" (Конвенция ОАЕ 1969 г., Соглашение СНГ 1993 г.), либо конкретизируют вопросы, касающиеся предоставления убежища и пересечения границы (Соглашение Совета Европы и Конвенция Европейского союза).

За время, прошедшее со дня создания ООН (Устав был подписан 26 июня 1945 г.), под ее эгидой была разработана необходимая международно-правовая база и образован механизм для разрешения острейших проблем беженцев. В качестве целей ООН утверждалась гуманистическая направленность ее деятельности, провозглашенная в преамбуле: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций...". Основные цели и принципы ООН названы в ч. 1 ст. 2 Устава: "...осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Воронина Н.А. Положение и юридический статус внутри перемещенных лиц в Российской Федерации //Гражданин и право. - 2003. - N 5. - С. 21.

В развитие положений Устава ООН были приняты Конвенция ООН 1951 г. "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. которые также определяют понятие "беженец" и юридические основания признания лица таковым. Конвенция разрабатывалась одновременно с созданием УВКБ и является базовым универсальным межгосударственным соглашением по проблеме беженцев. Она служит основным правовым средством международной системы их защиты и содержит общее определение понятия "беженец". Примечательно, что данная дефиниция не соотнесена с

Понятие "беженец" применяется к лицу, которое:

  • 1) не является гражданином Российской Федерации;
  • 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства);
  • 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев, им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Таким образом, вынужденный переселенец отличается от беженца тем, что, будучи вынужденным покинуть территорию иностранного государства, он обладает гражданством России. Мукомель В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов // Юрист. 2003. - №4. - С. 12-13.

Одним из основных прав человека является право возвращения в отечественное государство и проживания в нем. Этому праву соответствует обязанность государства разрешить въезд и поселение гражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривает, что "никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну" (ч. 4 ст. 12). Конституция РФ закрепила право гражданина "беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию" (ч. 2 ст. 27). Не может быть произвольно выслан и иностранец, законно проживающий на территории какого-либо государства, говорится в Протоколе № 7 (1984 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Известны случаи массового изгнания части граждан в ходе гражданской или межплеменной войны. В таких случаях другие государства вынуждены принимать иностранных граждан в качестве беженцев, что создает серьезные проблемы. При этом иностранное государство вправе требовать возвращения этих лиц, а отечественное государство обязано принять своих граждан и обеспечить их права.

Контроль за соблюдением прав беженцев осуществляется Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, устав которого был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

19 февраля 1993 г. была принята первая редакция Закона Российской Федерации "О беженцах" N 4528-1, который вступил в силу 20 марта 1993 г. Закон должен был закрепить в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН 1951 г. и Протокола 1967 г., касающихся статуса беженцев, к которым Россия присоединилась 13 ноября 1992 г. без каких-либо оговорок и ограничений.

Первая редакция Закона имела более общий, чем Конвенция ООН, декларативный и расширительный характер, позволявший в слишком широких пределах трактовать такие важнейшие его положения, как права беженцев, которые не были увязаны с реальными возможностями Российской Федерации. Разработка и внедрение процедуры признания беженцем были начаты еще в 1993 г., с момента принятия Закона Российской Федерации "О беженцах". Однако на практике в 1994-1996 гг. рассмотрение ходатайств лиц из государств СНГ и Балтии проводилось территориальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС России) без проведения строгой юридической процедуры. Лица признавались беженцами фактически в порядке регистрации. Главным критерием для предоставления статуса беженца являлось подтверждение происхождения заявителей из региона межнационального или иного рода конфликта и отсутствие гражданства РФ. Большинство из них, имевших на руках паспорта образца 1974 г., рассматривались как граждане бывшего СССР, хотя уже являлись гражданами новых суверенных государств.

В июле 1997 г. была принята новая редакция Федерального закона "О беженцах", которая должна была с учетом применения действовавшего Закона и опыта других государств устранить его недостатки. Однако и новая редакция Закона все же не позволила устранить его основные недостатки и восполнить имевшиеся в нем пробелы.

Проанализировав определения понятия "беженец", данные в первой и последней редакциях Закона "О беженцах", а также содержащиеся в Конвенции ООН 1951 г. и Протоколе 1967 г., нетрудно заметить различия. Несмотря на то что соответствие положения беженца определению Конвенции является достаточным условием для предоставления убежища, государства могут предоставлять убежище и по другим основаниям, например, по гуманитарным соображениям.

Определение беженца в Законе "О беженцах", в отличие от конвенционного не содержит субъективного элемента. Лицо, желающее получить искомый статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия или наличие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать свое отношение к этим обстоятельствам.

Другое отличие конвенционного определения состоит в том, что согласно Закону "О беженцах" лицо должно покинуть место своего постоянного жительства или просто иметь намерение это сделать. Конвенция, напротив, исходит из того, что лицо, уже находящееся вне государства гражданства, не может или не желает пользоваться его защитой.

Таким образом, применяются совершенно различные критерии: отношение лица в первом случае к проживанию на своем постоянном месте жительства, во втором - к защите государства за его пределами.

Права лиц, признанных беженцами, по своему содержанию несколько шире прав лиц, получивших свидетельство. Например, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. Исходя из положений Федерального Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 03.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - С. 4029. иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами.

Итак, в случае необходимости сотрудники представительства ФМС России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания.

Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Как этот самый вопрос регламентируется в законодательстве.

Более широкое регулирование это право получило на уровне субъектов РФ. Так, в Московской городской миграционной программе на 2005-2007 гг., утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. № 491-ПП Вестник мэра и Правительства Москвы. 2005. № 44., предусматривается проведение Департаментом здравоохранения первичного и периодических медицинских освидетельствований всех подлежащих учету категорий мигрантов.

Существует также Оренбургская областная целевая миграционная программа на 2006-2010 гг., утвержденная Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. № 2732/488-III-ОЗ Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской, в которой предусматривается проведение углубленного медицинского осмотра и обязательных профилактических прививок вынужденным переселенцам и мигрантам.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения. В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В настоящее время действует Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275. Согласно данному Положению фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и членов их семей в течение срока признания их беженцами.

Фонд жилья формируется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионам лиц, признанных беженцами, путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений.

Лица, проживающие в жилых помещениях из фонда жилья, не имеют права приватизировать, бронировать, обменивать эти жилые помещения либо иным способом распоряжаться ими; сдавать их в поднаем; осуществлять раздел занимаемого жилого помещения; вселять временных жильцов без разрешения территориального органа миграционной службы. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Юристъ, - 1998. - С. 214.

Необходимым условием предоставления жилых помещений из фонда жилья лицам, признанным беженцами, является отсутствие у них иных жилых помещений, предоставленных им по договору найма или принадлежащих им на праве собственности на территории Российской Федерации. Учет лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях, ведется комиссией территориального органа миграционной службы по распределению жилья по месту нахождения этих лиц на учете в качестве беженцев. При принятии данных лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях учитываются члены их семьи, признанные в установленном порядке беженцами, а также их несовершеннолетние дети.

Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют также право на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство либо на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации. В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Законом помимо прочих отнесены также беженцы, для которых могут предусматриваться дополнительные гарантии в сфере занятости.

В отношении трудоустройства беженцев российским законодательством предусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так, беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д. Это напрямую связано с отсутствием гражданства РФ у данной категории лиц. Воронина Н.А. Положение и юридический статус внутри перемещенных лиц в Российской Федерации //Гражданин и право. - 2003. - N 5. - С. 21.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен, в связи с тем, что они не являются гражданами РФ. Тем не менее, в законодательстве РФ и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929. беженцам, также, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий:

Российское законодательство закрепляет правовой статус двух особых категорий лиц: беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженец - это категория международного права. Статус лиц, признанных беженцами, регулируется в первую очередь международными актами. Это Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г., распространивший положения Конвенции на лиц, ставших беженцами после 1951 г. Вместе с тем в ряде государств, в таких как США, Великобритания, Германия, Италия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркменистан, Украина и др., имеется свое внутренне законодательство, регулирующее статус беженцев. В Российской Федерации также принят специальный Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон о беженцах). В соответствии с Законом о беженцах беженец - это лицо, которое:

  • не является гражданином Российской Федерации (иностранный гражданин или апатрид);
  • находится вне страны своей гражданской принадлежности (иностранный гражданин) или вне страны своего обычного местожительства (апатрид);
  • покинуло свою страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений.

При этом в соответствии с законом не может быть признано беженцем лицо:

  • 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
  • 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
  • 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (ООН);
  • 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
  • 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;
  • 6) лицо, покинувшее государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Законом о беженцах иностранному гражданину или лицу без гражданства вместо статуса беженца может быть предоставлено временное убежище в Российской Федерации. Это возможно в двух случаях:

  • если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
  • если они не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений (например, состояние здоровья) не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища устанавливается постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Для получения временного убежища лицо должно подать заявление в территориальный орган внутренних дел. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления. Кроме того, они должны пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком и получить медицинское заключение. Территориальный орган внутренних дел в трехмесячный срок принимает решение о представлении временного убежища. На основании данного решения территориальный орган внутренних дел выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации установленного образца. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации. При получении свидетельства паспорт и другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган внутренних дел, выдавший свидетельство. Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы РФ на основании письменного заявления лица и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Помимо категории «беженец» в российском законодательстве имеется категория «вынужденный переселенец». Международное право не знает понятия «вынужденный переселенец». Его появление в российском законодательстве связано с внутренними военными и межнациональными конфликтами на территории Российской Федерации, вспыхнувшими после распада СССР. В результате этих конфликтов многие граждане Российской Федерации были вынуждены покидать места своего постоянного проживания и переселяться в другие регионы государства. С целью оказания помощи этим лицам и оформления их правового статуса в Российской Федерации был принят Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон о вынужденных переселенцах).

Вынужденный переселенец - это прежде всего гражданин Российской Федерации, покинувший место своего жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Это может быть:

  • 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
  • 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами Закон о вынужденных переселенцах признает иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации и изменивших место жительства в пределах территории Российской Федерации по тем же обстоятельствам.

Вынужденными переселенцами признаются также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории России.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
  • не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
  • покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, главным отличием вынужденных переселенцев от беженцев является то, что вынужденный переселенец обладает гражданством Российской Федерации либо это постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, который перемещается внутри Российской Федерации. То есть между вынужденным переселенцем и Российской Федерацией существует правовая связь в виде гражданства или наличие права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Беженцем и вынужденным переселенцем становятся лица, признанные в качестве таковых в установленном законом порядке. Процедура признания лица беженцем или вынужденным переселенцем в самом общем виде включает следующие этапы:

  • 1) обращение с ходатайством о признании беженцем или вынужденным переселенцем в уполномоченные органы о признании беженцем или вынужденным переселенцем;
  • 2) рассмотрение ходатайства;
  • 3) принятие решения по ходатайству. Итогом принятия положительного решения является выдача лицу соответствующего удостоверения. Удостоверение беженца выдается на три года, а вынужденного переселенца - на пять лет.

По своему статусу лица, признанные беженцами и вынужденными переселенцам, обладают правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации. Вместе с тем приобретение этого статуса дает лицу дополнительные права и устанавливает для него дополнительные обязанности, помимо тех, которыми обладают российские граждане. К таким дополнительным правам могут быть отнесены:

  • получение направления на проживание в центре временного размещения;
  • получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;
  • получение единовременного денежного пособия;
  • получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и др.

Лица, признанные беженцами, имеют право на содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении, в устройстве детей в образовательные учреждения, право на содействие в получении сведений о родственниках.

Дополнительные обязанности беженцев и вынужденных переселенцев включают:

  • 1) обязанность соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • 2) обязанность при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе Федеральной миграционной службы РФ и встать на учет по новому месту жительства;
  • 3) обязанность проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы;
  • 4) обязанность сообщать в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть предоставлено политическое убежище в Российской Федерации. Порядок предоставления политического убежища утвержден указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746. Основанием для предоставления политического убежища является преследование лица или реальная угроза стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом в отличие от оснований признания беженцем такое преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, желающее получить политическое убежище, в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации обращается лично с письменным ходатайством в территориальный орган внутренних дел по месту своего пребывания. На период рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая подтверждает законность его пребывания в России. При рассмотрении ходатайства лица запрашиваются заключения Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Итоговое решение о предоставлении лицу политического убежища принимается Президентом РФ. Президент РФ издает указ о предоставлении политического убежища. Лицу выдается соответствующее свидетельство установленного образца. На основании этого свидетельства лицу оформляется вид на жительство. Следует отметить, что в отличие от статуса беженцев и вынужденных переселенцев политическое убежище предоставляется на неопределенный срок.

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан-ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца - Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах";
    2. вынуж-денного переселенца - Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж-данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо-ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на-циональности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре-ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право-вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас-сматривается компетентными органами, которые при наличии не-обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо-бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото-рого лицо пользуется правами российского , а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при-знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную регистра-цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре-тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско-го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его в страну, которую он покинул, но он при определенных ус-ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде-лы России на постоянное жительство, при умышленном пред-ставлении сведений, добровольном принятии защиты го-сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го-сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст-ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото-рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за-коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо-гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или

Поделиться: