Может ли собрание кредиторов заменить арбитражного управляющего. Информационные письма президиума вас рф

Безусловно, гораздо проще сместить арбитражного управляющего, имея большинство голосов на собрании кредиторов. Однако надо понимать, что наличие такого большинства абсолютно не гарантирует смену управляющего на более лояльного. Арбитражный управляющий, хоть формально и является руководителем должника (при внешнем управлении и конкурсном производстве), назначается и смещается отнюдь не так просто, как единоличный исполнительный орган по ФЗ «Об ООО » или ФЗ «Об АО». Во-первых, все вопросы, связанные с назначением/освобождением/отстранением арбитражного управляющего решает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Отличие лишь в том, что в определенных случаях доля судейского усмотрения при рассмотрении данного вопроса стремится к нулю, в других же, напротив, возрастает прямо-таки до неприличия.

Как поменять конкурсного управляющего

Внимание

Проблемы арбитражного управляющего Проблемы возникающие в процессе деятельности арбитражных управляющих остаются одними из самых «болезненных» в российской системе законодательства о несостоятельности. Арбитражные суды сталкиваются с многочисленными фактами некомпетентного, а иногда и недобросовестного ведения дел должника арбитражными управляющими.


Практика показывает что, затронутые проблемы после введения в конкурсный процесс саморегулируемых организаций арбитражных управляющих еще более обострились.

Как поменять арбитражного управляющего?

Верховный Суд Российской Федерации письменное ходатайство от 28.03.2018 о прекращении производства по кассационной жалобе банка, мотивированное тем, что определением суда первой инстанции от 19.03.2018 прекращено производство по делу о банкротстве Ивановой М.А. Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства, поскольку в настоящее время указанное определение не вступило в законную силу, в системе подачи документов в арбитражные суды в электронном виде «Мой арбитр» зарегистрирована апелляционная жалоба банка на это определение.
Законность оспариваемых банком судебных актов проверена Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в той части, в которой они обжалуются (часть 2 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Конкурсное производство в процедуре несостоятельности

Правомерен ли в представленном случае отказ фонда в предоставлении конкурсному управляющему информации по указанному основанию? Ответ: Считаем, что отказ фонда в представлении новому конкурсному данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом является неправомерным в ситуации, когда предыдущий конкурсный управляющий эти данные не передал. Постановление фас волго-вятского округа от по делу n а79-3073 судей Отдельной Л.И.


Прониной С.А. при участии от индивидуального предпринимателя Смирнова А.К. Горшковой О.П. по доверенности от 8.10.2007, от управляющего товарищества собственников жилья «РаДоМир»: Николаева В.Г.
по доверенности от 17.01.2008, конкурсного управляющего - Сумкова А.Г. от Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных «Альянс»: Шестоковой Н.Г.

Смена конкурсного управляющего в конкурсном производстве

В соответствии с приведенным правилом замена арбитражного управляющего при переходе от процедуры реструктуризации долгов к процедуре реализации имущества допускается по воле гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов, которая формируется путем голосования на общем собрании в предусмотренном законом порядке через принуждение меньшинства кредиторов большинством. В рассматриваемом случае финансовым управляющим имуществом Ивановой М.А. в процедуре реструктуризации долгов являлась Каюрова Е.В. Замена арбитражного управляющего в следующей процедуре (в процедуре реализации имущества) мотивирована наличием решения собрания кредиторов от 07.10.2016 о выборе новой саморегулируемой организации. Как видно из протокола общего собрания кредиторов от 07.06.2016, в этом собрании принял участие только один кредитор — общество с ограниченной ответственностью «Шарм» (далее — общество «Шарм»).

Суд первой инстанции доводы банка о том, что решение собрания кредиторов от 07.06.2016 не имеет юридической силы, не проверил. На арбитражный суд, разрешающий спор в порядке апелляционного производства, возложена обязанность по повторному рассмотрению дела (часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На момент рассмотрения апелляционной жалобы банка, поданной на решение суда первой инстанции в части утверждения арбитражного управляющего Чащина С.М., решение собрания кредиторов от 07.10.2016 уже было признано недействительным (определение суда первой инстанции от 31.03.2017). Несмотря на это суд апелляционной инстанции также уклонился от исследования доводов банка.

Суд округа нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, не устранил.

Возможна ли смена конкурсного управляющего по желанию кредиторов?

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2017 по делу N А56-71402/2015 отменить в части утверждения Чащина С.М. финансовым управляющим имуществом Ивановой Марины Ардалионовны. Вопрос об утверждении финансового управляющего направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок. Председательствующий судья И.В. Разумов Судья И.А. Букина Судья С.В.

Конкурсный управляющий при несостоятельности предприятия

Так они чаще всего и делают: завляют требования об отстранении КУ и параллельно об обращении в новую СРО (на основании решения собрания, ессно). К примеру: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г.

N Ф04-1531/2005(29007-А46-22)(28770-А46-22); Очевидно, также можно поступить и при рассмотрении ходатайства управляющего об освобождении. Позиция 2: аналогия с п.Организация признана банкротом, в отношении ее открыто конкурсное производство Конкурсный указывает, что у него нет другого способа получить запрашиваемые данные (предыдущий конкурсный управляющий их не передал).

Процедура передачи документации конкурсному управляющему при банкротстве

Смена управляющего в конкурсном производстве Управляющего можно отстранить по ходатайству собрания кредиторов, но при наличии веской причины. Так, судебная практика показывает, что даже при грубых огрехах в работе поменять управляющего непросто. Так, нарушения в виде пропуска сроков предоставления отчетности, невыполнения требований кредиторов, затягивания сроков оценки имущества не являются существенными основаниями для его отстранения, если это не привело к убыткам самого должника или его кредиторов. Конкурсная масса при несостоятельности Формирование конкурсной массы – одна из важнейших процедур при ликвидации компании. В нее входит все то имущество юрлица, которое принадлежало ему на момент объявления банкротом.
Данная информация рассматривается арбитражным судом и приводит к автоматическому отстранению последнего от выполнения им обязанностей арбитражного управляющего (п. 3 Ст.20.04 Закона о банкротстве).

  • по заявлению СРО арбитражных управляющих в случае их исключения из своих членов (п. 2 Ст.22 Закона о банкротстве).

Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего может быть обжаловано. Однако оно подлежит немедленному исполнению и факт обжалования не приостанавливает определение об отстранении арбитражного управляющего. Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих. Организация, которая объединяет арбитражных управляющих, вводит и поддерживает стандарты их деятельности, предоставляет в арбитражный суд список временных управляющих носит название «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».
Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения Смена управляющего В судебной практике достаточно часто встречаются ситуации, когда происходит смена арбитражного управляющего в конкурсном производстве. Причин для этого может быть несколько. Это:

  1. Невыполнение или несоответствующее выполнение возложенных обязательств.
  2. Наличие препятствующих факторов в вопросе принятия лица на должность. Например, управляющий является заинтересованным лицом, в ранее проведенных процедурах банкротства имеются непогашенные задолженности, лишение лица права занимать руководящие должности.
  3. Иные ситуации в рамках законодательства.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

Роль арбитражного/конкурсного управляющего (КУ) довольно значительна во всем процесса банкротства любого юридического лица. Именно на это лицо возлагается ответственность по наиболее оптимальной реализации прав и должника, и кредиторов. Кандидатура управляющего утверждается в судебном порядке:

  • на данную роль может быть указано конкретное лицо при подаче заявления о банкротстве (при это совершенно не важно, кто выступает в роли заявителя - само несостоятельное лицо, уполномоченные органы либо кто-то из кредиторов) - тогда суд проверяет предлагаемого управляющее на соответствие предъявляемым законодательством требований к личности управляющего;
  • если на роль управляющего никто не был предложен, то суд сам определяет, кого назначить.

Однако, утверждение конкретного лица на роль управляющего вовсе не значит, что за данным человеком на весь период процедуры банкротства закрепляются определенные права. В случае недовольства со стороны фирмы-должника или конкурсных кредиторов тем, как выполняются управляющим его обязательства, возможно отстранение его от данного дела. Инициатором отстранения может выступать также и сам судебный орган при наличии законных оснований, так и СРО, членом которой является КУ. Желание сменить управляющего кредиторы могут высказать на общем собрании и принять соответствующее решение, которое будет направлено в суд. Если же само юр.лицо желает произвести замену данной кандидатуры, то необходимо об этом ходатайствовать в арбитраже.

Ходатайство

Ходатайством называется документ с официальной просьбой, обращенный к официальному лицу или уполномоченному органу. При процедуре банкротства исходящие от участников процесса ходатайства обычно адресуются в арбитражный суд. Если должник или кредитор желают произвести замену арбитражного управляющего или СРО, то им следует составить письменное ходатайство с указанием:

  • наименования и места нахождения суда;
  • наименования и контактных данных всех участников процесса;
  • реквизитов судебного дела о финансовой несостоятельности;
  • обстоятельства, по которым заявитель просит отстранить действующего КУ (ФИО) и назначить нового (ФИО);
  • описания обстоятельств и подтверждающих их доказательств;
  • ссылка на законодательный акт, согласно которому производится замена КУ или СРО;
  • просьба о замене кандидатуры или организации;
  • перечень прилагаемых к ходатайству документов;
  • подпись заявителя с расшифровкой.

Копии ходатайства в обязательном порядке должны быть отправлены всем участникам процесса.

С этим шаблоном часто используют:

На любой стадии процедуры банкротства ключевым лицом выступает арбитражный управляющий, так как именно он устанавливает срок того или иного этапа делопроизводства, заключает возможные сделки от лица должника. От его действий напрямую зависит результат процедуры, который не должен противоречить интересам ни одной из сторон. Поэтому смена конкурсного управляющего в конкурсном производстве далеко не редкость.

В случае если операция банкротства инициируется самим должником, то назначение управляющего происходит по решению должника. Соответственно, кредиторы будут опасаться за свои права. Основной причиной смены управляющего является необъективность его действий, но этот факт требуется доказать и предъявить доказательные документы в арбитраж. Какие мотивы служат для смены управляющего? Как правильно происходит процедура? Давайте рассмотрим в нашей публикации.

Должность арбитражного управленца обязывает возложить на себя огромный объем прав и обязательств. Федеральный закон №127 четко определяет объем обязательств управленца, соблюдение которых является основополагающей частью операции банкротства.

Управляющий за исполнение своих обязательств получает вознаграждение. После утверждения фигуры на эту должность устанавливается размер оплаты его деятельности. Определение о размере заработной платы управленцу не может быть обжаловано.

Вступление лица в свои полномочия наступает с момента назначения на должность, и длятся до окончания процесса банкротства либо до момента смены управляющего. Стоит отметить, что объем обязательств может быть увеличен по обоюдному решению сторон, но вот уменьшение полномочий законом не разрешено.

Права управляющего на этапе конкурсного производства:

  1. Управленец наделен полномочиями руководить имущественными правами должника.
  2. Вправе отказаться от выполнения условий соглашений, ранее заключенных должником в ситуациях, когда выполнение обязательств создает преграды восстановлению платежеспособной функции.
  3. Управленец имеет право подавать иск в суд от имени компании-банкрота для признания сделок недействительными.
  4. Управляющий наделен полномочиями рассчитывать с должности сотрудников, трудоустроенных на предприятии, в отношении которой ведется делопроизводство, в том числе вправе увольнять руководителя.
  5. Может передавать документы компании на ответственное хранение третьим лицам.

Обязанности управляющего:

  1. Проведение инвентаризации на предприятии.
  2. Ведение учета в отношении имущественных активов компании.
  3. Оповещение сотрудников предприятия о предстоящем увольнении не позднее 30 календарных дней до момента инициации конкурсного производства.
  4. Составить анализ финансового состояния компании, сформировать отчет.
  5. Привлечение оценщика с целью провести независимую оценку всего имущества компании.
  6. Обеспечение мер по сохранности имущества, числящегося на балансе предприятия.
  7. Ведение реестра кредиторов и отражение в нем всех предъявленных требований.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств управляющим, комитет кредиторов вправе заявить о его смене.

Смена управляющего

В судебной практике достаточно часто встречаются ситуации, когда происходит смена арбитражного управляющего в конкурсном производстве. Причин для этого может быть несколько. Это:

  1. Невыполнение или несоответствующее выполнение возложенных обязательств.
  2. Наличие препятствующих факторов в вопросе принятия лица на должность. Например, управляющий является заинтересованным лицом, в ранее проведенных процедурах банкротства имеются непогашенные задолженности, лишение лица права занимать руководящие должности.
  3. Иные ситуации в рамках законодательства. Например, ходатайство СРО о снятии лица с должности, наличие наказания в виде дисквалификации и т.д.

Снятие управляющего с занимаемой должности может происходить одним из путей:

  • по личному заявлению управляющего;
  • согласно ходатайству СРО;
  • по решению кредиторской комиссии.

Стороны делопроизводства обязаны изложить свои претензии в письменном виде и направить в арбитраж. Суд на основании предъявленных документов берет дело на рассмотрение и при наличии веских причин принимает решение о смене конкурсного управляющего. Стороны в свою очередь вправе предложить список претендентов на свое усмотрение, фигура назначается на должность путем совместно принятого решения.

Если в ходе судебного рассмотрения были обнародованы факты злоупотребления служебными полномочиями, в результате которых были понесены убытки, то стороны вправе написать иск с требованием возместить управляющим ущерб.


Дополнительного волеизъявления в виде подачи отдельного процессуального документа не требуется 1.2 В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 145 Закона конкурсный может быть отстранен судом в связи с удовлетворением судом жалобы лица, участвующего в деле. Исходя из этого, по мнению некоторых судов, рассмотрение вопроса об отстранении должно следовать за удовлетворением жалобы. Значит, суд не может решать вопрос об отстранении, не рассмотрев прежде вопрос об удовлетворении жалобы 1.2 Из абзаца 3 п.

Смена Конкурсного управляющего по инициативе конкурсного кредитора

Ведь, когда заявителем по делу выступает должник, кандидатура назначается по предложению самого заявителя-должника. Таким образом, главной причиной для инициирования отстранения арбитражного управляющего является отсутствие объективности в его действиях. Процедура смены арбитражного управляющего является достаточно сложной и емкой процедурой, совмещающей в себе достаточный объективный комплект обстоятельств, для отстранения арбитражного.

Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего

Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус. В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц. В этом проявляется общеправовая закономерность: с целью того, чтобы контролировать какое-либо явление, необходимо создать для него правовой статус и правовую форму деятельности. Каждый арбитражный управляющий обладает правом: созывать собрание либо комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами предусмотренных законодательством о банкротстве, привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, получать вознаграждение.

Конференция ЮрКлуба

45, 127 и 144 ЗоБа они, в принципе, вправе обратиться в суд с ходатайством о замене СРО. Так они чаще всего и делают: завляют требования об отстранении КУ и параллельно об обращении в новую СРО (на основании решения собрания, ессно). К примеру: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N Ф04-1531/2005(29007-А46-22)(28770-А46-22); Очевидно, также можно поступить и при рассмотрении ходатайства управляющего об освобождении. Позиция 2: аналогия с п.

Организация признана банкротом, в отношении ее открыто конкурсное производство

Конкурсный указывает, что у него нет другого способа получить запрашиваемые данные (предыдущий конкурсный управляющий их не передал). Правомерен ли в представленном случае отказ фонда в предоставлении конкурсному управляющему информации по указанному основанию? Ответ: Считаем, что отказ фонда в представлении новому конкурсному данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом является неправомерным в ситуации, когда предыдущий конкурсный управляющий эти данные не передал.

Постановление фас волго-вятского округа от по делу n а79-3073

судей Отдельной Л.И. Прониной С.А. при участии от индивидуального предпринимателя Смирнова А.К.

Горшковой О.П. по доверенности от 8.10.2007, от управляющего товарищества собственников жилья «РаДоМир»: Николаева В.Г. по доверенности от 17.01.2008, конкурсного управляющего — Сумкова А.Г. от Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных «Альянс»: Шестоковой Н.Г.

Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц при утверждении конкурсного управляющего

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника). Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подлежат изменению. Единый государственный реестр юридических лиц содержит все необходимые общедоступные сведения об организациях.

Замена арбитражного управляющего.

Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен ст. 24, 45, 60 в главе "Общие положения" Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"1. Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона "Финансовое оздоровление", "Внешнее управление", "Конкурсное производство" (ст. 83, 97, 144), а вот глава "Наблюдение" обходит его вниманием.

Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.

Изучение ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 "Порядок утверждения арбитражного управляющего".

Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе "Наблюдение" правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе "Наблюдение", в отличие от глав "Финансовое оздоровление", "Внешнее управление", "Конкурсное производство", об этом не говорится ни слова.
Сгласно ст. 24 "Права и обязанности арбитражного управляющего" арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе "Общие положения" и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе "Наблюдение" создает необходимость применения общих правил.

Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норм отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154, 155 и др.):

 рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично;
 вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего;
 в судебном заседании ведется протокол;
 по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.

Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих.
1. В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Отсутствие подобного указания в главе "Наблюдение" приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ "Исполнение определения": определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом2. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отсрочить срок исполнения определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.

2. В. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.

Отсутствие в главе "Наблюдение" указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявлению арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.

Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающихся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона)3.

Норма абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона требует применения порядка, установленного именно Законом о банкротстве. Однако Закон в отношении рассматриваемых определений не устанавливает никакого порядка обжалования. Это, конечно, не позволяет делать вывод о том, что Закон не закрепляет в принципе возможность обжалования: Закон отсылает к другим своим нормам, которые, к сожалению, отсутствуют, что создает некоторую неопределенность в рассматриваемом вопросе.

Представляется, что в отношении определения об освобождении временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с добровольной отставкой нужно применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ несмотря на указание ст. 60 Закона об обжаловании в порядке, предусмотренном самим Законом. Обоснованием такого вывода служит следующее обстоятельство. Только закрепление в Законе порядка и сроков обжалования определения, вынесенного по ст. 60 Закона о банкротстве, можно признать установлением в Законе особенностей, которые исключали бы применение правил ч. 3 ст. 223 АПК РФ, — ведь согласно п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. Таким образом, поскольку особенностей обжалования определения, вынесенного по ст. 60, Закон не установил, применению подлежит АПК РФ.

Существующая неопределенность была бы снята включением в главу "Наблюдение" нормы, аналогичной содержащейся в главах, которые регулируют другие процедуры банкротства, которая закрепляла бы возможность обжалования определения, что автоматически влекло бы применение ст. 223 АПК РФ.

3. Отсутствие в данной главе указания на обязанность освобожденного временного управляющего обеспечить передачу документации, печатей, ценностей вновь утвержденному управляющему может привести к соответствующим злоупотреблениям и серьезным неблагоприятным последствиям для процедуры банкротства предприятия в целом. Поэтому, по моему мнению, необходимо дополнить главу "Наблюдение" нормой, аналогичной тем, что содержатся в ст. 83, 97, 144 Закона.

Представляется, что в Законе о банкротстве недостаточно полно урегулировано добровольное сложение полномочий управляющим в других процедурах банкротства.

 В ст. 60 Закона ничего не сказано о лицах, которые должны быть извещены о заседании по рассмотрению заявлений, ходатайств арбитражного управляющего. Нет и какой-либо иной статьи общего характера, которая определяла бы, какие лица должны быть извещены о судебном заседании по делу о банкротстве.
В отсутствие специальных норм Закона должны применяться нормы АПК РФ (ч. 1 ст. 223). О любом судебном заседании извещаются лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 153). Следовательно, и о заседании по вопросу об освобождении арбитражного управляющего необходимо извещать лиц, участвующих в деле о банкротстве. Данный вывод косвенно подтверждается также следующим. О судебном извещении Закон упоминает всего в шести статьях — ст. 42, 48, 69, 88, 158, 165. Анализ этих статей показывает, что указание на необходимость судебного извещения связано, как правило, с ситуациями, когда в перечне лиц, подлежащих извещению, названы не только те, которые согласно ст. 34 Закона являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Следовательно, Закон умалчивает о том, какие лица должны быть извещены о заседании, именно тогда, когда извещаться должны только лица, участвующие в деле (ст. 34).

 Нельзя не отметить пробелы в регулировании порядка назначения нового арбитражного управляющего. Статьи 83, 97, 144 Закона по этому вопросу дают лишь ссылку на ст. 45, устанавливающую общий порядок утверждения арбитражного управляющего. Глава "Наблюдение" и такой ссылки не содержит, но вопрос о том, применяется ли ст. 45 Закона для утверждения временного управляющего, не должен возникать, ибо статья эта имеет общий характер, соответственно применяется и в наблюдении. Чтобы снять возможные вопросы, желательно главу "Наблюдение" дополнить ссылкой на указанную статью.

Однако само по себе применение ст. 45 не решает всех проблем, поскольку эта статья, как, впрочем, и другие статьи Закона, не определяет, возможно ли временное, до назначения нового арбитражного управляющего, исполнение обязанностей освобожденным управляющим, нет упоминания и о сроках назначения нового управляющего.
Если попытаться ответить на поставленные вопросы, первое, на что следует обратить внимание, — отсутствие в Законе фигуры "временно действующего арбитражного управляющего" наподобие "временных исполнительных органов", которые предусмотрены ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах". Из этого можно сделать заключение об отсутствии законной возможности назначения временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего. Данный вывод подтверждается и рядом статей Закона.

Так, содержание ст. 24 "Права и обязанности арбитражного управляющего" и ст. 34 "Лица, участвующие в деле о банкротстве" позволяет сделать вывод о том, что проводить процедуры банкротства может только законно утвержденный судом арбитражный управляющий. Например, согласно п. 3 ст. 24 арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право: созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов и т. д. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона только утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. А утвержден арбитражный управляющий может быть только в порядке ст. 45 Закона.

Лишь в исчерпывающем перечне случаев Закон прямо говорит о временном исполнении обязанностей арбитражным управляющим, а именно в ст. 75, 83, 123. И все эти ситуации связаны с переходом из одной процедуры банкротства в другую. Например, согласно п. 3 ст. 123 в случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.
Но в отношении случаев освобождения арбитражных управляющих от исполнения обязанностей Закон не предусматривает возможности временно возложить исполнение обязанностей на освобожденного арбитражного управляющего или на какое-либо иное лицо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что освобождение арбитражного управляющего предполагает одновременно его замену на нового управляющего.

Данный вывод подтверждается также следующим.

Во-первых, в соответствии со ст. 83, 97, 144 Закона определение об освобождении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению. Странно было бы при существовании такого требования признать основанной на законе возможность для арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей, продолжать работу на предприятии-должнике в качестве арбитражного управляющего. В процедуре финансового оздоровления это противоречило бы также п. 2 ст. 83 Закона, согласно которому административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом4.

Во-вторых, согласно требованиям ст. 83, 97, 144 Закона освобожденный арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему5.

Если при освобождении арбитражного управляющего не происходит назначение нового, возникает вопрос: кому же должен передавать документацию освобожденный управляющий?

Логичным представляется следующий вывод: в заседании необходимо рассматривать два вопроса одновременно: об освобождении арбитражного управляющего, и о назначении нового. В таком случае следует предположить, что после принятия заявления арбитражного управляющего о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей суд должен направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о предоставлении списка кандидатов управляющих. Затем нужно назначить заседание по рассмотрению вопросов об освобождении действующего и назначении нового арбитражного управляющего. При определении даты заседания суду необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 45 Закона саморегулируемой организации предоставлен пятидневный срок для ответа на запрос суда. Потребуется также разумное время на получение списка этой организации должником и представителем собрания кредиторов и на то, чтобы как должник, так и представитель собрания кредиторов воспользовались своим правом на отвод одного из кандидатов, указанных в списке.

Если же на дату заседания отсутствует возможность рассмотрения обоих вопросов, заседание, полагаю, должно быть отложено. Косвенное подтверждение этому выводу также можно найти в Законе. В соответствии с п. 3 ст. 49 в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Данная статья Закона регулирует вопросы введения наблюдения. Разумность процитированного правила не вызывает сомнений: ясно, что при отсутствии лица, ответственного за вводимую процедуру, процедура не может быть введена по той простой причине, что ею некому заведовать.

Аналогичная логика, полагаю, может быть применена к вопросу о замене управляющего. Как уже было отмечено, Закон исключает возможность продолжения работы арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей. Следовательно, если в момент вынесения соответствующего определения нет кандидата на назначение, отсутствует лицо, которое приступило бы к управлению на предприятии-должнике. Представляется, что данная ситуация аналогична описанной. Именно поэтому в случае отсутствия кандидата на должность нового арбитражного управляющего заседание по рассмотрению вопроса об освобождении действующего управляющего должно быть отложено6.

Изложенный вывод основан исключительно на анализе норм действующего Закона о банкротстве и означает лишь то, что неправомерно назначение "временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего" в случае освобождения от исполнения обязанностей управляющего в связи с его добровольной отставкой.
По моему мнению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно было бы признать разумным временное возложение обязанностей арбитражного управляющего на освобожденного определением суда управляющего (в отличие от случая с отстранением арбитражного управляющего). Однако для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон.

Отсутствие в Законе статьи, устанавливающей порядок освобождения от исполнения обязанностей и назначения нового временного управляющего, а также статей общего характера, исчерпывающим образом регулирующих порядок замены арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства, следует признать упущением законодателя. Думается, что данный пробел во избежание сложностей на практике необходимо как можно скорее восполнить.

Поделиться: