Остановить отток населения. Что такое миграция населения: виды, причины, последствия Главный регион оттока населения

Запущенная в 2017 года программа по выдаче любому гражданину РФ бесплатного гектара земли на Дальнем Востоке наряду с другими действующими программами так и не привела к успеху. Миграционный отток продолжился и в 2018 году.

Специалисты полагают, что государству не удастся заселить регион. Дело в том, что на протяжении десятилетий люди переезжали в европейскую часть страны, - в Москву и Петербург , потому что там есть деньги и возможности. Пока все ресурсы сконцентрированы в этих городах, люди не видят смысла ехать на Дальний Восток или в другие отдаленные регионы.

Сколько людей уезжают

В 1991-2010 годы Дальневосточный федеральный округ потерял 1,8 миллиона человек (22% населения). По данным Росстата, с 2010 по 2017 год население продолжило уменьшаться, сократившись с 6,44 миллиона до 6,16 миллиона человек.

Сокращение населения происходит главным образом за счет миграции жителей в другие регионы, следует из данных ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». По данным Росстата, в 2010-2017 годах чистая миграционная убыль (с учетом прибывших) составила 181,3 тысячи человек.

Данных по миграции в 2018 году нет. Общее сокращение населения с января по май 2018 года составило 20 тысяч человек, что почти в три раза выше, чем за весь 2017 год (8,7 тысячи человек). Наличие проблем с миграцией летом 2018 года признал секретарь Совета безопасности, бывший директор ФСБ Николай Патрушев . По его словам, концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025, действующая сейчас, не может исправить ситуацию.

Реальный отток населения с Дальнего Востока может быть выше статистического. Среди уезжающих в более развитые регионы большое количество молодых людей, которые, отучившись, например, в вузе Москвы или Петербурга, остаются там жить, снимая квартиру. Их дальневосточная прописка сохраняется, поэтому в миграционную статистику они не попадают.

Кроме того, чиновники, в частности премьер-министр Дмитрий Медведев , по сообщениям, пытаются манипулировать статистикой, говоря о миграции на Дальнем Востоке.

Причины оттока населения

По данным директора по исследованиям ВЦИОМ Елены Михайловой, 38% жителей Дальневосточного федерального округа хотят уехать из него. В 2012 году этот показатель вместе с Сибирью (данных только по Дальнему Востоку нет) составлял 40%. В 2017 году этот показатель составлял 62% в Магадане , в Якутии - 46%.

Главная причина - неудовлетворенность социально-экономическими условиями, сказал «Амурской правде» директор ВЦИОМ Валерий Федоров . В частности, речь идет о неблагоприятном (холодном) климате, дороговизне жизни при низких зарплатах.

Желающие уехать из Дальнего Востока в разные периоды называли в качестве причин высокие цены на продукты, промышленные товары и энергоносители, которые вызваны большими транспортными издержками и суровым климатом, а также низкий уровень медицины, образования, коммунальных услуг, и оторванность от центра России. Высокие цены некоторое время назад покрывались зарплатами, однако в последнее время (видимо, после 2014 года, когда начался кризис), этого покрытия не происходит. Население уезжает не только за высокими зарплатами, но и за карьерными перспективами.

По словам экспертов, Дальний Восток сегодня отстает от других по продолжительности жизни, по уровню детской смертности. Действительно, регионы Дальнего Востока находятся в самом конце рейтинга продолжительности жизни (Чукотка, Еврейская автономная область, Амурская область, Сахалин, Магадан). Некоторые регионы Дальнего Востока по качеству жизни также находятся далеко в конце списка.

«Нет возможности сделать карьеру. Нет возможности найти такую работу, которая приносила бы удовлетворение - как финансовое, так и моральное. Скука. Тоска. Болото» - так описал в беседе с новостным агентством «Регнум» причины своего переезда в Петербург житель Хабаровска Антон Ярский.

Почему раздача земли не работает

Чтобы компенсировать отток населения Дальнего Востока правительство в феврале 2017 года запустило программу «Дальневосточный гектар». Согласно ей, любой гражданин РФ вправе получить в этом регионе 1 га государственной земли бесплатно. На первые пять лет земля дается на праве безвозмездного пользования, дальше необходимо оформлять долгосрочную аренду на 49 лет и по истечении 10 лет такой аренды участок можно получить в собственность (тоже бесплатно). Программа рассчитана как на потенциальных переселенцев из других регионов, так и на жителей самого Дальнего Востока, которых таким образом власти хотят удержать внутри региона.

Чтобы власти не забрали участок обратно, в течение первых 5 пяти лет пользования его необходимо освоить. Например, построить дом или организовать бизнес. В разделе сайта программы, в котором представлены «наиболее яркие сюжеты и лучшие практики при освоении участков», представлена информация всего о двух проектах - это винодельня и музей гончарного ремесла в Приморском крае. Оба проекта, как следует из их описания, были реализованы там задолго до начала действия программы местными жителями, и бесплатный гектар они получили вдобавок к существующей земле.

За все время действия программы на получение гектара было подано 122,8 тыс. заявок, из которых 44,9 тысячи были удовлетворены. Что сейчас происходит на этих землях, неизвестно.

Те, кто прошел через программу или находится на полпути, заявляют о проблемах с получением земли. Многие граждане потратили много времени на сбор документов, но получили отказ, поскольку участок оказался полностью или частично чужой. При получении земли часто оказывается, что на нем уже кто-то живет или выращивает овощи. По кадастровой карте, участок свободный, по другим документам - занятый. Наконец, многие получившие землю жалуются, что получили не то, что ожидали. В некоторых случаях почва оказывается непригодной для сельского хозяйства, а второй раз подать заявку на новый участок уже нельзя (не уточняется, почему получатели земли не посмотрели на участок, прежде чем подавать на него заявку).

Некоторые эксперты считают, что программа утопична по своей сути. Бесплатная раздача земли могла бы сработать в конце XIX - начале XX века, когда 85% населения страны были крестьянами. Но сейчас 74% жителей проживают в городских поселениях, и непонятно, что им делать с гектаром земли на Дальнем Востоке, сказал в интервью изданию «Медуза» научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян .

Как власть завлекает людей на Дальний Восток

Помимо «Дальневосточного гектара», есть много других программ, направленных на решение миграционной проблемы. По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, это программы повышения трудовой мобильности (дальневосточные работодатели оплачивают переезд, проживание, обучение), добровольного переселения иностранцев, имеющих «культурную общность с Россией» (власти покрывают расходы на переезд). Также работают программы переселения безработных, узких специалистов. Какая-либо статистика по действию программ на сайте агентства отсутствует.

В целом власти пытаются создать образ Дальнего Востока как «территории новых возможностей». Заявляется о создании 100 тыс. новых рабочих мест, в частности, в порту Владивостока и фирмах, которые реализуют инвестиционные программы к 2025 году.

Все эти программы являются частью Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, согласно которой к 2020 года численность населения должна быть зафиксирована на уровне 6,2 миллиона человек, а к 2025 году вырасти до 6,5 миллиона (за счет миграции и роста рождаемости).

Большое количество нынешних переселенцев на Дальний Восток - мигранты из центральноазиатских стран (Таджикистана и Узбекистана), а также Китая и КНДР, утверждает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев . В основном, эти мигранты представляют собой «дешевую дисциплинированную рабочую силу, которую могут нанимать местные частники и которую могут оформлять и на госстройки», считает он. По его мнению, приток мигрантов из Китая сокращается, и на первый план выходят уроженцы стран Центральной Азии.

«Для повышения привлекательности Дальнего Востока для активных мигрантов из других регионов РФ государству следовало бы… упрощать условия ведения бизнеса и устранять административные барьеры, снижать налоговую нагрузку на местный бизнес. Реализуемые же мегапроекты не способствуют росту доходов местного населения, так как сопровождаются привлечением в качестве рабочей силы привозных гастарбайтеров из стран СНГ, низкоквалифицированных, низкооплачиваемых, часто работающих вне правового поля и полностью зависимых от воли работодателя», - говорится в исследовании Фонда социального развития (Петербург).

Почему отток не остановится

Граждане же России не хотят ехать на Дальний Восток, считает ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян. По его мнению, для России характерны миграционные тенденции, устремленные в центр, а не наоборот. Население на протяжении последних десятилетий стягивается не просто в европейскую часть, а в самый ее центр - в Москву, где есть деньги и возможности.

«Для «разворота» миграционных потоков вспять нет условий: в отличие от СССР образца середины XX века, административными мерами направить людей «туда, куда нужно государству», не получится. Пока все ресурсы концентрируются в Москве и еще двух-трех регионах, люди не видят экономического смысла ехать в ином направлении», - убежден Мкртчян.

«Эксперты из восточных регионов страны… отмечают неэффективность уже реализованных подобных программ [предусматривающих льготы и пособия для переселенцев], не верят в успешность последующих, и убеждены, что в притоке населения на Дальний Восток в настоящее время нет острой необходимости. Они полагают, что тотальное «освоение» и заселение всей территории региона нецелесообразно в силу его географической и климатической неоднородности, а госкомпании, реализующие крупные проекты, решат вопрос их кадрового обеспечения своими силами», - утверждают авторы исследования Фонда социального развития.

Миграции населения - переселение людей из одних районов проживания в другие. Выделяют внутреннюю миграцию - переселение людей из одного места постоянного жительства в другое в пределах одной страны и внешнюю миграцию - переселение из одной страны в другую. При этом выезд из страны (региона) определяется как эмиграция, въезд в страну (регион) - как иммиграция.

Различают много видов внутренних миграций. В Советском Союзе наиболее многочисленна и постоянна была миграция населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988 г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн человек, т.е. 44% общего числа горожан! В 1990-е гг. в России начался процесс обратного переселения - из города в село, правда, несравнимо меньший по масштабам.

Существует также переселение из одних сельских населенных пунктов в другие, но оно незначительно. Значительна миграция из малых городов в крупные.

Существует также дальняя (межрайонная) миграция. В довоенные голы переселение шло из районов Центральной России на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы. В 1950-е гг. шло массовое освоение огромных массивов земель в Казахстане и Западной Сибири. В советский период миграция из районов старого освоения в районы нового освоения поддерживалась путем повышения оплаты труда, увеличения отпусков и других льгот.

С начала 1990-х гг. картина внутренней миграции в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности (поскольку в условиях кризиса переезд и устройство на новом месте - сложная проблема) многие бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к заработной плате). Нынешние доходы населения Севера не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. За 1990-2013 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла в 1990-е годы положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Для жителей Севера миграция в более обжитые районы России стала одним из основных способов выживания в кризисных условиях. При этом уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения.

Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего, Центральная Россия, Северо-Кавказский район и Урало-Поволжье, Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

С начала 1990-х гг. изменилась и миграция между городом и селом. Миграционный отток из села в город резко сократился. Более того, отмечалось даже переселение горожан в сельскую местность (правда, очень незначительное по объему).

Потоки внешней миграции по причинам и характеристике следует разделить на потоки из (в) стран СНГ и стран дальнего зарубежья. Один из вопросов, связанных с происходившей ранее миграцией, сегодня встал необычайно остро. В пределах бывшего СССР в период индустриализации переселялись большие массы населения преимущественно из России в другие республики на новостройки. Доля русского и в целом русскоязычного населения еще в предвоенные годы увеличилась на Украине, а в послевоенные годы - во многих национальных республиках. С 1959 по 1979 г. число русских, живущих за пределами России, выросло более чем на 5 млн человек. Затем этот поток стал уменьшаться, и за десятилетие с 1979 до 1989 г. приток русских в другие республики стал небольшим. По данным переписи перед началом перестройки за границей России в бывших союзных республиках проживало 25,3 млн русских.

В связи с распадом Советского Союза и обострением межнациональных отношений в ряде республик нового зарубежья началась активная реэмиграция русского населения из республик Средней Азии и Закавказья, Прибалтики. Из стран ближнего зарубежья только в период с 1992 по 1996 г. в Россию на постоянное жительство приехали 4776 тыс. человек. В страны ближнего зарубежья за эти годы выехали 1615 тыс. человек.

В целом за 1992-1999 гг. миграционный приток из зарубежных стран наполовину компенсировал естественные потери населения. Однако в 1999 г. из-за резкого сокращения числа прибывших в Россию, миграционный прирост уменьшился почти в два раза по сравнению с 1998 г. (с 284,7 тыс. до 154,6 тыс. человек) и компенсировал лишь 17% естественной убыли населения (в 1998 г. - 41%, 1994 г. - 93%). В дальнейшем миграционный приток в Россию имел тенденцию к уменьшению до 2004г, когда он был минимальным и составил около 119 тысяч человек. С 2005 г. миграционный приток вновь стал возрастать и к 2007 г. составил почти 287 тысяч человек, в результате чего 60% естественной убыли населения было компенсировано за счет миграции. В 2009 г. миграционный прирост снизился до 247 тыс. человек, однако в этом году он полностью компенсировал естественную убыль населения. В 2010 г. миграционный приток стал еще меньше - 158 тыс. человек, однако в 2011 г. он вновь поднялся - до 320 тыс. человек, значительно превысив естественную убыль населения. Возможно, эти изменения связаны с более полным учетом мигрантов. С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, и лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания. В 2012 г. миграционный прирост населения России составил почти 295 тыс. человек, полностью компенсировал численные потери населения и превысил их более, чем в 10 раз.

В «Докладе о международной миграции 2012», написанном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщается, что численность временных трудовых мигрантов в России вдвое больше, чем в США. В то же время Америка считается одной из самых неблагополучных в этом отношении стран. Получается, что в России самое большое количество трудовых мигрантов в мире.

Наиболее тесные миграционные связи традиционно сложились у России с государствами - республиками бывшего СССР. Ежегодно около 95% прибывших и более 60% выбывших во внешней миграции России приходится на эти страны.

Наибольшее число прибывших в Россию - жители Узбекистана (64,5 тыс. человек или 18,1% миграционного прироста), Украины (43,6 тыс. человек или 12,2%), Казахстана (36,5 тыс. человек или 10,2%) и Таджикистана (35,1 тыс. человек или 9,8%). Однако помимо легальной миграции в Россию прибывает большое количество нелегальной иностранной рабочей силы из стран СНГ. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в РФ приезжают порядка 10-12 миллионов иностранцев. Не все приезжают работать: кто-то едет учиться, другие - решать проблемы по бизнесу и так далее. Число приезжих, вовремя не покинувших страну и, следовательно, нелегально работающих в РФ, колеблется от 3 до 5 миллионов . Это означает, что, как минимум, каждый сороковой житель России - нелегальный мигрант, а в городах-миллионерах, возможно, каждый двадцатый.

В соответствии с официальными данными более всего иностранной рабочей силы используется в строительстве (37,8%), 16,3% - в сфере услуг, 10% - в сельском и лесном хозяйстве, чуть более 10% - в обрабатывающей промышленности, около 8% в оптовой и розничной торговле. Строительство - прерогатива украинцев, молдаван и турок; в меньшей степени - уроженцев Средней Азии. Торговля, в том числе мелкий опт, сфера обслуживания и общественное питание - сфера азербайджанцев, армян, грузин, а также китайцев и вьетнамцев. А вот на рынках помимо выходцев из Юго-Восточной Азии чаще других можно встретить граждан Молдавии, Украины и Азербайджана. Кроме того, украинцы и молдаване чаще других ищут себе работу в качестве водителей общественного транспорта. Зато ремонт автомобилей в значительной степени держится на плечах граждан Армении. Украинские мигранты также ищут работу в горнодобывающей отрасли, так как на Украине спрос на услуги квалифицированных шахтеров в последнее время резко упал. В настоящее время в связи с кризисом в отрасли доля занятых в строительстве мигрантов снижается.

Самыми крупными потребителями иностранной рабочей силы являются Москва и Московская область (около 35% зарегистрированных трудящихся мигрантов), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по 10 и 5% соответственно, Приморский край и Амурская область (4,3 и 2,4%), Белгородская область, Краснодарский край, Калужская и Ростовская области, Санкт-Петербург .

Официальная квота на иностранных рабочих в РФ 2013 г. - 1 млн 750 тыс. человек. Однако по подсчетам Федеральной миграционной службы в России проживают еще 3,5 млн нелегальных мигрантов. А по данным экспертов их значительно больше - около 10 млн Еще бы - ведь въехать в Россию очень просто. Гражданам почти всех республик Средней Азии виз не требуется, покупай билет на поезд - и через двое суток ты уже в России. Нелегальные мигранты привносят социальную напряженность и усложняют криминогенную ситуацию в стране. Кроме того, мигранты вывозят из России денежные средства. По данным ФОРБС денежные переводы мигрантов из России в страны СНГ возросли с 8, 58 млрд долларов в 2007 г. до 18, 21 млрд долларов в 2012 г. При этом более всего средств (5,67 млрд долларов) вывозится в Узбекистан. Еще 3,63 млрд долларов - в Таджикистан, 2, 68 млрд долларов - в Украину.

Правительство РФ постановило привлечь в 2014 году свыше 1,6 миллиона иностранных работников. В связи с этим были утверждены квоты и опубликован соответствующий документ. Исходя из этих планов, в следующем году к работе на территории РФ привлекут 1 миллион 631 тысяч 586 иностранцев, включая 557000 строителей и ремонтников, примерно 119000 водителей и машинистов подвижного оборудования, 108000 рабочих машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, а также свыше 275000 неквалифицированных работников.

Более 40% выбывших из страны выбирают новым местом жительства практически те же страны - Украину (17,2% всего миграционного оттока), Казахстан (16,9%) и Беларусь (7,2%) .

Бурный процесс интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства. По оценкам экспертов, к концу XX века численность временных мигрантов, проживающих за пределами своих стран, достигала 30 млн человек. В последние годы на мировом рынке труда прослеживается устойчивая тенденция к росту миграции высококвалифицированных специалистов.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в главные мировые центры иммиграции - США и западноевропейские страны - были Индия, Пакистан и Египет. Однако в настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и Восточной Европы. После распада СССР нашу страну ежегодно покидают около 100 тыс. человек, из которых большая часть - высококвалифицированные специалисты. Эмиграционные потоки в дальнее зарубежье концентрируются в основном в трех направлениях: Германия (26,9% оттока в страны дальнего зарубежья), США (10,0%), Израиль (6,9%)‘. По имеющимся оценкам, примерно */ 3 наиболее талантливых российских ученых работают за рубежом, а ежегодные потери страны вследствие этого оцениваются в 50-60 млрд долл. США.

За 1989-2014 года естественная убыль (рождаемость минус смертность) населения городов составила не менее 8,2 млн. Однако эта убыль компенсировалась миграцией из села и стран ближнего зарубежья, а также административными преобразованиями, когда сельские поселения включались в состав городов. В результате жителей городов стало больше на 3,7 млн (+3,1%). Но если не учитывать административные изменения, то прирост за 25 лет будет равен всего 0,9%.

Миграция населения в крупные города привела к деградации небольших населенных пунктов. Число городов с населением меньше 12 тыс. чел. (один из критериев для присвоения населенному пункту статуса города) выросло с 157 до 246. Выходит, что каждый пятый российский город не соответствует своему статусу. Девять городов в период с 1989 по 2014 были лишены своего статуса, два из них (Чехов и Горнозаводск Сахалинской области) вошли в топ-10 городов, потерявших больше всего жителей за 25 лет.


На фоне роста общего числа населения городов численность жителей в городах до 50 тысяч человек за 25 лет сократилась с 18,9 млн до 16,7 млн человек (-12%). И это данные официальной статистики - в реальности ситуация может быть еще хуже.


Север - минус, Кавказ - плюс

Если посмотреть на регионы, то в наибольшей степени население городов сократилось на Чукотке - минус 46% без учета административных изменений.
Среди лидеров по убыли и такие северные регионы, как Магаданская (-41%), Мурманская (-36%) и Сахалинская (-22%) области, Камчатский край (-31%).
Наибольший прирост населения городов отмечен в Ингушетии (+97%), Дагестане (+64%), Москве (+34%), Ханты-Мансийском АО (+32%).


Структурно изменение численности населения городов существенно различается. Если города Северного Кавказа росли преимущественно за счет естественного прироста населения и миграции из сел, то, например, Москва - за счет миграции из других регионов и стран. На фоне вымирания на 0,95 млн чел. столица пополнились приезжими на 1,05 млн чел., а с учетом незарегистрированного движения населения - на 3,9 млн (или на 44%). Санкт-Петербург вымирал сильнее Москвы, однако его потери были во многом компенсированы миграцией и вхождением в состав города близлежащих муниципальных образований.

Лидером по естественному приросту населения в городах за все 25 лет является Ингушетия (рост в 2,3 раза), затем Дагестан (+30%), Ямало-Ненецкий АО (+23%) и Ханты-Мансийский АО (22%).


В 67 регионах зафиксирована убыль относительно 1989 года. Самыми вымирающими являются города центральной и северо-западной части России: Тульской (-22%), Ленинградской (-21%), Ивановской (-19%), Тверской (-18%), Псковской (-16%) и других областей.

К концу 90-х годов, по данным Росстата, промышленность России сократилась в два раза по сравнению с 1990 годом, а реальная заработная плата - в 2,5-3 раза, что существенно повлияло на рост смертности и снижение рождаемости в городах. Спад производства и реальных доходов населения привел к естественной убыли горожан, причем у этих показателей наблюдается положительная корреляция.


Согласно расчетам РБК, особо показательной стала ситуация в европейской части России и на Урале: чем больше сокращалось производство, тем больше населения теряли города. И наоборот. Среди центральных областей России, например, выделяется Белгородская область, где производство выросло по сравнению с 1990 годом в 2,5 раза, а население городов - на 21%. Антирекорд у Ивановской области, которая потеряла 75% промышленности и 18% населения городов.

Города-«призраки» и быстрорастущие города

Абсолютным лидером по сокращению населения является ЗАТО Островной (Мурманская область) - минус 87%. Автомобильного или железнодорожного сообщения с Островным нет. На территории ЗАТО расположен объект «Гремиха», где хранится отработанное ядерное топливо и другие радиоактивные отходы. Раньше в Островном располагалась крупная база Северного флота (атомные подводные лодки), но с началом 90-х годов военно-морские части были либо расформированы, либо переформированы, как результат - исход жителей. С 1998 года реализуется программа по вывозу радиоактивных отходов из «Гремихи» для дальнейшего захоронения. Что будет с Островным, когда его покинет последний эшелон с радиоактивными отходами, неизвестно.


Высокое сокращение населения с 1989 года наблюдалось также в Игарке (-72%), Сусумане (-69%) и других городах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Как правило, причина для снижения численности жителей таких городов одна - закрытие градообразующих предприятий в 90-х годах.

Лидером по приросту населения является административный центр крупнейшего российского нефтегазоносного региона - Ханты-Мансийск (+171%), если исключить созданный с нуля город Магас в Ингушетии. В 2000-е годы на фоне многократного роста цен на нефть Ханты-Мансийск стал одним из самых заманчивых городов для миграции. На протяжении 10 лет в Ханты-Мансийск приезжает в среднем более чем по 3 тыс. чел. ежегодно. Причем чем больше росли цены на нефть, тем больше новых жителей прибывало.

Далее по уровню прироста числа жителей идут город-«спутник» Москвы Котельники (+126%), «нефтяник» Губкинский, ЯНАО (+106%), чеченский город Шали (+102%), а также «спутник» Петербурга - Всеволожск (102%), где в 2000-х годах было размещено сразу несколько крупных производств иностранных инвесторов (Ford, Nokian Tyres, Merloni).​


У Котельников сегодня налицо все столичные атрибуты: активная жилищная застройка, скорое открытие станции метро, огромный торговый комплекс, пробки на МКАД и гастарбайтеры. По переписи 2010 года только 76% жителей города назвали себя русскими по национальности, что существенно ниже, чем в других городах Подмосковья. Губкинский, как и Ханты-Мансийск, стал заложником высоких цен на нефть, здесь находится крупная «дочка» «Роснефти» - «Пурнефтегаз». В отличие от перечисленных городов, Шали своим ростом числа жителей обязан не миграции, а рождаемости: город входит в топ-20 по этому показателю в стране. При этом официальная безработица в Шалинском муниципальном районе (отдельных данных по городу нет) превышает 14%, а субсидии составляют 84% от местного бюджета за январь-ноябрь 2014 года. Иными словами, город растет, но живет не на свои деньги.​

Какое будущее у российских городов

Благодаря высоким ценам на нефть в 2000-х годах, негативные тенденции в развитии российских городов замедлились. В отдельных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока в последние несколько лет даже наблюдается прирост населения.


Тем не менее экстраполяция данных на краткосрочный и среднесрочный период показывает, что миграция из небольших городов в крупные продолжится. По расчетам РБК, число городов с населением менее 12 тыс. чел. через 10 лет может достигнуть 300, то есть около четверти российских городов не будет соответствовать своему статусу.

Из-за высокой рождаемости и высокой безработицы на Северном Кавказе продолжится миграция местного населения в крупные города европейской части России и их «спутники» (см. пример Котельников).


Если ситуация на Крайнем Севере и Дальнем Востоке относительно стабилизировалась после тотальной миграции на «большую землю» в 1990-х и начале 2000-х годов, то теперь нас ожидает вымирание исконно русских городов средней полосы России - в Брянской, Владимирской, Тульской и других областях. Кроме миграции населения в столичный регион, отрицательно будет сказываться старение населения этих регионов.​


Как мы считали
1. Первичными источниками информации являются данные переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов, данные Росстата на 01.01.2014, а также база данных ГМЦ Росстата «Экономика городов».
2. Все расчеты производятся на основе данных о населении городов, что отличается от методики Росстата, который публикует данные о численности городского населения (в состав городских поселений и округов входят также сельские поселения, которые мы не учитывали, чтобы соблюсти «чистоту» исследования населения городов).
3. Основным показателем является изменение численности населения города, «очищенное» от результатов административных изменений. На наш взгляд, это более правильный показатель, не позволяющий искусственно завысить число жителей «умирающего» города за счет присоединения других населенных пунктов.
4. В общем случае основной показатель рассчитывается как изменение численности населения города 2014/1989 к численности населения города 1989. Для городов, которые затронули административные изменения (202 населенных пункта), использовались несколько вариантов расчета:
4.1. Если населенный пункт ограничился изменением статуса, например из поселка городского типа став городом, то использовалась общая формула расчета.
4.2. Если административные изменения привели к росту менее чем 2% от общей численности населения города, то использовалась общая формула расчета. Погрешность такого расчета не превышает плюс-минус 1 п.п.
4.3. Если административные изменения привели к росту или снижению более чем 2% от общей численности населения города, то использовались специальные формулы расчета (112 населенных пунктов). Такие формулы учитывают ежегодные изменения численности населения города до и после административных изменений границ города.
5. Данные о естественном движении (прирост-убыль) и миграции населения городов, административных изменениях взяты по годам из базы ГМЦ Росстата. Эти сведения были вручную проверены, исправлены и дополнены на основе информации из других официальных источников.
6. В ходе исследования мы обнаружили неучтенное официальной статистикой движение населения - расхождение между данными на момент переписи и данными за предыдущий период, а также движением населения между двумя переписями. Как сообщили РБК в Росстате, перепись является наиболее точным показателем учета численности населения, в то время как расхождения могут появляться в первую очередь из-за «неучтенного движения» населения. Данные по «неучтенному движению» использовались для коррекции расчетов основного показателя.
7. «Неучтенное движение» населения городов рассчитывалось путем вычитания из численности населения городов на 1 января 2014 года численности на момент переписей, размера естественного движения, миграции населения и результатов административных изменений. Неучтенное движение населения преимущественно отражает незафиксированную органами учета и статистики миграцию населения, отчасти выявляемую при проведении переписей, а также пропущенные данные за 1989, 1990 и 2013 года.
8. Данные по миграции и естественному движению отсутствуют по ЗАТО и городам Крыма, что оказало влияние на показатель «неучтенного движения» населения в целом по России.
9. Расчет изменения численности населения городов по регионам проводился с учетом административных изменений. Погрешность изменения численности населения городов не превышает плюс-минус 1 п.п. Для шести регионов, в которых административные изменения значимо влияют на численность населения городов (например, Чукотский АО с появлением третьего города), применялся расчет по годам до и после административных изменений.

​​ Миграция отражает социальные процессы, на которые оказывают влияние экономические, производственные, экологические и другие факторы. Гражданин вправе на свободу передвижения. Вправе он и выбрать место для проживания и трудовой деятельности. Как правило, центром притяжения мигрантов становятся регионы с высоким уровнем жизни. Из регионов с невысокой инвестиционной привлекательностью наблюдается отток населения.

Миграцией называют процесс перемещения потоков людей между различными населенными пунктами. Наблюдаются сезонные всплески миграции, например, осенью. В мае, напротив, наблюдается спад.

Внешней миграцией называют процесс перемещения населения за пределы государства. При внутренней миграции перемещение населения происходит внутри одного государства.

Правовая база

Отдельные положения в части миграционной политики содержат Жилищный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает понятия прописки и формальной привязки граждан к территориальному пункту.

Важно! Законом установлен запрет на смену прописки и места проживания в определенных территориях. Это пограничные зоны, закрытые территории, военные городки, карантинные территории и зоны после экологической катастрофы, территории с военным положением.

Основные виды

Процессы миграции могут дифференцироваться на виды:

  1. Сезонные. Потоки мигрантов увеличиваются или уменьшаются в зависимости от определенного сезона;
  2. Временные;
  3. Безвозвратные. Относится к категориям граждан, которые выезжают за пределы страны с целью постоянного жительства;
  4. Экономические. Вызваны перемещениями населения в поисках работы, лучших условий труда и заработной платы;
  5. Этнические;
  6. Маятниковые. Для них характерны колебания, например, утренний отток населения из небольших поселений в большой город на работу, и вечерний приток обратно;
  7. Экологические. Массовый отток населения из районов с неблагополучной экологической обстановкой;
  8. Исторические. Происходит освоение новой территории.

Среди внутренней миграции выделяют:

  • перемещения внутри региона;
  • перемещения за пределы региона, межрегиональные.

Дополнительно учитывают, в каких территориальных единицах происходит перемещения. Например, из села в город или обратно либо между городами; внутри края или области, или за их пределами.

Причинами миграционных процессов могут выступать:

  • политическая обстановка;
  • социальная обстановка;
  • состояние экономики;
  • миграционная политика;
  • производственные отношения;
  • нехватка или переизбыток трудовых ресурсов в регионе.

Интересно! Миграция бывает добровольной и вынужденной. Анализируя процессы миграции, важно учитывать, по своей воле люди покидают населенные пункты или прибывают в них либо их побудили социально-экономические, экологические и другие причины.

Статистика вопроса

Анализируя миграционные потоки, оперируют понятием «сальдо миграций». Это понятие содержит цифровое значение, показывающее разницу между прибывшими и выбывшими за определенный отрезок времени.

Оно может быть:

  1. Отрицательным. Это говорит об убыли населения на данной территории за счет миграции. Следует проанализировать причины, по которым люди покидают данную территорию;
  2. Положительным. Показывает, что за анализируемый период, приехало больше людей, чем уехало.

Интересно! Наблюдается тенденция отрицательного сальдо в сельских территориях, и положительного сальдо в городах.

Типы мигрантов

Миграционные процессы могут менять состав населения по характеристикам пола, возраста, наличию образования. Меняется численность, характеристики трудовых ресурсов. Этому способствуют основные функции миграции:

  1. Перераспределительная и селективная. Это значит, что в процессах миграции принимают более активное участие не все граждане, а лишь их наиболее активная и трудоспособная часть. Мужчины более склонны к смене места проживания, нежели женщины. Это приводит к появлению специфических отличий в составе населения в районах, где наблюдается активная миграция. Специфические характеристики влияют на рождаемость и демографию, социальную жизнь, трудовые навыки граждан;
  2. Экономическая и социальная. Это значит, что отток или приток населения в определенную область неизбежно скажется на экономической жизни региона. Это проявится в нехватке или переизбытке рабочих мест, уровне заработной платы и других показателях.

Интересно! Стремясь к улучшению уровня собственной жизни, и выбирая лучшее место для реализации этой цели, мигранты оказывают влияние на уровень социально-экономической жизни региона в целом.

История внутренней миграции в России

В период Советского Союза оставался высоким уровень внутренней миграции. Население направлялось на освоение восточных территорий, строительство дорог и новых населенных пунктов. После 1990 года наблюдается резкое снижение внутренних миграционных потоков. Одна из причин - прекращение практики обеспечения населения жильем и гарантированной работой. В период Советского союза Дальний Восток активно заселялся и осваивался, население завлекали надбавками и коэффициентами к зарплате.

В наше время продолжается активный отток населения с Дальнего Востока, несмотря на меры, предпринимаемые государством, по развитию этого региона. Это объясняется тем, что стоимость жизни в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока выше, чем в Центральной России. Уровень заработных плат не позволяет компенсировать расходы на питание и проживание. Люди уезжают в поисках лучшей жизни в Центральную Россию, Поволжье. Краснодарский край привлекает мигрантов мягким климатом.

Отток населения северных территорий, Дальнего Востока, Сибири в европейскую часть страны приобретает массовый характер.

Крупные российские города, привлекающие мигрантов, являются центрами политической, экономической и культурной жизни. Они могут обеспечить высокий уровень жизни, хорошую заработную плату и возможность выбора рабочего места. Есть и регионы-доноры, с низким уровнем жизни и доходов населения, отличающиеся высоким оттоком населения.

Лидерами по привлечению мигрантов стали Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Население активно покидало Приволжский округ, что объясняется близостью к Московской области. На Дальнем Востоке активный процесс оттока населения приводит к постоянному сокращению его численности.

Что является примером внутренних миграций населения в России

Внутренние миграции населения в России можно условно разделить на несколько видов:

  1. Обусловленные экономическими факторами. В этом случае население переезжает в регионы с высокой инвестиционной привлекательностью и высоким уровнем жизни. Лидерами здесь выступают Москва и Московская область;
  2. Обусловленные природно-климатическими условиями. Население покидает края с суровыми климатическими условиями и выбирает районы с более комфортным климатом;
  3. Обусловленные социальными факторами. Как пример, «возвратная миграция». Это явление, при котором население выезжает из регионов, активно осваивавшихся и заселяемых ранее. Когда-то население привлекалось в определенные районы надбавками к зарплате и различными льготами. После их потери уже не получалось поддерживать желаемый уровень жизни и люди стали возвращаться в регионы, которые когда-то покинули.

Динамика регионов

Характерен отток населения из небольших населенных пунктов и поселений в крупные города. Причинами являются:

  • возросший приоритет образования;
  • глобализация;
  • технологические процессы.

Лидерами среди городов, привлекающих мигрантов из других регионов, остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Образованные специалисты стекаются в столицу, покидая регионы. Это приводит к нехватке квалифицированных кадров на местах.

За последние годы внутренняя миграция снижается. К этому приводят причины:

  • увеличение доли населения пенсионного возраста и снижение доли населения трудоспособного возраста:
  • утечка высококвалифицированных специалистов за рубеж;
  • отсутствие поддержки государства или низкая популярность таких мер для заселения отдаленных территорий;
  • привязанность людей к месту жительства;
  • развитие возможностей для временной миграции.

Важно! Свои коррективы вносит необходимость наличия регистрации и прописки. Государство борется с нелегальной миграцией.

Регулирование и управление

Миграция контролируется Федеральной миграционной службой РФ. С 2002 года она находится в структуре МВД.

Для регуляции миграционных процессов правительством был принят документ «Концепция миграционных процессов в России».

Миграционная политика направлена на регулирование этого процесса с целью направления его в благоприятное для государства направление. Это значит, что на законодательном уровне вырабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на приостановление оттока населения с малонаселенных территорий, а также привлечения мигрантов в те районы, где ощущается нехватка рабочей силы.

Интересно! С целью реализации политики по стимулированию граждан к заселению отдаленных территорий, государством предпринимаются меры поддержки. В частности, существуют меры финансовой поддержки молодых специалистов, переезжающих на постоянное жительство в сельскую местность. С целью поддержки жителей Дальнего Востока и желающих на него переехать, предлагается «Дальневосточный гектар».

Чем отличается от внешней

При внешней миграции происходит отток населения через границу государства в другие страны. Типы внешней миграции:

  • внутриконтинентальная;
  • межконтинентальная.

При внутренней миграции перемещения происходят в рамках одного рассматриваемого государства.

Примеры внутренней миграции населения России

Несмотря на существующие государственные программы по поддержке сел и молодых специалистов, переезжающих на жительство в поселок, население крупных городов продолжает расти, а поселков - снижаться. Это объясняется тем, что в городах больше возможностей для выбора работы, развлечений, для самых разных слоев населения.

Кроме того, улучшилась доступность высшего образования. Молодежь, приехавшая из поселков с целью обучения, после выпуска часто находит работу по специальности и остается жить в городе.

Некоторые люди выбирают жизнь в столице и уезжают из провинциальных городов. Приток в Москву и Московскую область регистрируется практически из всех регионов. Это объясняется поиском лучшей работы, особенно это актуально для специалистов «узких» отраслей. Кроме того, в столице заработная плата по ряду профессий выше, чем в других городах.

Уезжают и с северных территорий, с Дальнего Востока, в города с более комфортным климатом. Популярность набирает Краснодарский край.

Проблемы и перспективы

Актуальными проблемами являются:

  1. Отток населения из сел и поселков. Это приводит к нехватке рабочей силы в фермерских хозяйствах;
  2. Возрастание конкуренции за рабочие места в крупных городах;
  3. Нехватка рабочей силы на должностях, не требующих высшего образования.

Решению данных проблем могут способствовать:

  1. Побуждение граждан к выбору рабочих специальностей и востребованных профессий;
  2. Повышение мотивации к образованию и повышению квалификационных навыков;
  3. Стимулирование технического прогресса;
  4. Государственная поддержка регионов, улучшение уровня жизни в регионах, создание рабочих мест.

Заключение

Отличительной чертой внутренней миграции в Российской Федерации остается ее обособленность от экономических и политических процессов страны. Потоки внутренних мигрантов стабильны на протяжении последних нескольких лет, и в год равны приблизительно 4 млн человек. Эта цифра не менялась ни в период кризисов, ни в период экономических успехов.
Это говорит об относительной стабильности внутренней миграции.

Считаю необходимым внести некоторые комментарии. Меня как социолога волнует больше не развитие края с точки зрения промышленности, а возможное (и желательное) улучшение жизни людей, проживающих на нашей территории. Так как по роду деятельности я постоянно сталкиваюсь с различными «болевыми точками», то именно на них и хочу обратить внимание.

Стратегия в целом прописана очень хорошо, учтены практически все особенности Красноярского края. Тем не менее, хотелось бы отметить, что пункт «планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ» требует тщательной проработки.

Этот пункт логически следует из оттока населения из сельской местности. Но с выводом школ из некоторых сельских населённых пунктов демографическая ситуация в этих населённых пунктах становится необратимой, тем самым это село обрекается на вымирание. В случае такого решения необходимо предусматривать какие-то другие способы обучения детей, например, введение школьных автобусов, регулярно отвозящих и привозящих детей домой, а также наличие других досуговых учреждений в том населённом пункте, где остаётся школа. В Стратегии это не прописывается, поэтому считаю необходимым обратить на это внимание.

Также довольно острой проблемой сельских населённых пунктов остаётся отсутствие каких-либо медицинских пунктов, а часто и даже аптек. С начала 2000-х годов фельдшерско-акушерские пункты были сокращены в ряде сельских населённых пунктов. В каждом опросе общественного мнения эта проблема называется одной из первых («нет врачей, приходится ездить в районный центр», «нет аптеки»).

Сельские жители вообще остаются по-прежнему самой обделённой категорией. Это касается и проведения досуга как детей, так и взрослых. Во многих сёлах закрыты клубы, спортивные секции, кружки, отсутствуют даже места отдыха (скверы или сады). Там же, где клубы сохранились, остро встаёт проблема стимулирования детей к творчеству. Сами жители хотели бы, чтобы детей вывозили на фестивали и конкурсы, но не за счёт родителей, так как во многих деревнях до сих пор не выплачивается заработная плата в денежном эквиваленте (либо не выплачивается в полном размере). Отсутствие мест проведения досуга влечёт за собой другие проблемы: пьянство и безысходность, как следствие – дальнейший отток трудоспособных граждан в город.

Ещё одна проблема Красноярского края – низкая транспортная доступность некоторых территорий. В Стратегии это учтено, однако хотелось бы обратить внимание на то, что жители этих территорий испытывают примерно те же проблемы, что и жители села: отсутствие квалифицированной медицинской помощи (как следствие – низкая продолжительность жизни), отсутствие возможностей проведения досуга, отсутствие качественного образования детей. Это самые животрепещущие проблемы для жителей этих территорий. О том, что в таких населённых пунктах довольно высокий уровень безработицы – написано в Стратегии, и решение этой проблемы Стратегия предусматривает. Однако обычные бытовые проблемы влекут за собой проблемы миграции населения – взрослые хотят, чтобы их дети жили в другом месте, и сами дети мечтают вырваться из этого места (оно не имеет для них никакой привлекательности). В отличие от жителей некоторых сёл, жители этих районов не могут себе позволить выехать в относительно большой город за той же медицинской помощью в тот момент, когда она остро понадобилась (например, ещё не встала переправа, нужно ждать неделю ближайшего вертолёта и т.д.). К тому же это сильно удорожает сам выезд (необходимо выехать заранее, поселиться в гостинице на большее количество дней, затем ещё задержаться, пока не вылетит вертолёт и т.д.). Учитывая, что с деньгами в этих населённых пунктах у жителей довольно плохо, это усугубляет проблему.

Проблемы оттока грамотного и амбициозного населения касаются и жителей краевого центра. Такие люди могли бы принести городу и краю очень много пользы. Приток иммигрантов из Средней Азии не является тождественной заменой. Необходимо улучшать имидж города и края, которые, по опросам общественного мнения, падают год от года. В частности, население практически не знает о том, что край находится на передовом рубеже науки и производства (в новостях очень много внимания уделяется коррупции, криминалу, беспорядкам в ЖКХ и т.д., но ничего не говорится о значении или о деятельности того или иного производства). Население считает, что жить в крае неинтересно, нет интересной работы, маленькие заработные платы, населённые пункты грязные, дороги плохие, города и сёла не благоустроены и т.д. Количество людей, считающих, что дети должны уехать из края, в 2 раза превышает количество людей, связывающих будущее своих детей с Красноярским краем. (Правда, в Красноярске этот показатель существенно лучше). Необходимо всеми способами улучшать имидж края для его жителей (в частности, активно работать со всеми СМИ).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что собственники всего крупного бизнеса в крае проживают и работают в Москве или даже за рубежом. Поэтому проблемы работающих на их предприятиях людей, а также людей, проживающих на территории края, их не волнуют никаким образом. Недовольство этим фактом, а также тем, что все налоги уходят из края, очень сильно в бытовом мнении населения. Об этом говорится практически в каждом опросе или фокус-группе. В последнее время об этом говорится всё чаще и чаще. Перед выборами, когда накаляются страсти, это обсуждается с таким накалом, что даже возникают мысли о грядущем бунте. Стратегия этого предусмотреть не может, но наращивание добывающих отраслей не сделает население богаче или счастливее. Это только даст рабочие места (с невысокой заработной платой), не более того. Необходимо обязывать собственников создавать какие-то фонды развития территории, обязывать содержать социальные объекты и т.д.

Уход собственности из края влечёт за собой и другие проблемы. Например, как следствие, уход науки из Красноярска. В частности, науки, касающиеся изучению цветных металлов, в данный момент времени в крае практически не развиваются, это теперь изучается в Москве. Это одно из видимых следствий, таких следствий очень много.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Стратегии в частности и в политике Правительства России вообще очень много внимания уделяется бюджетной сфере. Очень много различных программ, облегчающих жизнь работников этой сферы, и особенно – работников аппарата управления. Это влечёт за собой престиж работы именно в бюджетной сфере. Опросы молодёжи показывают, что подавляющее большинство хотели бы работать в этой сфере. Это даёт некие социальные гарантии, а так же, как ни странно, власть. Работать по найму на производстве уже не хочет никто. И дело уже не только в том, что не хватает рабочих специальностей (престиж рабочей профессии падает уже много лет), а в том, что работать даже «офисным планктоном» в частной компании – не престижно, и связано с определёнными рисками. Речь, конечно же, не идёт о топ-менеджерах, до которых ещё нужно «дорасти». Поэтому все попытки и дальше улучшать жизнь бюджетников (предоставление жилья, социальных гарантий, неуклонное повышение заработной платы и т.д.) необратимо влечёт за собой профессиональный перекос, который находится пока в начале процесса. Предпринимателями молодёжь быть уже не хочет. Хотелось бы, чтобы Стратегия больше внимания уделяла развитию малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу ещё в какой-то степени помогает государство (прощает долги т т.д.), малому и среднему не помогает никто.

При необходимости могу дополнить данное заключение цифрами или более развёрнутой аргументацией.

Муратова Ирина Нильевна,
директор Фонда «Общественное мнение – Красноярск»

Поделиться: