Чего ждать бизнесу от закона о хранении персональных данных? Закон о хранении персональных данных в россии.

Принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)» затрагивает не только о местах хранения баз данных с персональными данными россиян, но и другие аспекты, относящиеся к законодательству о персональных данных.

В 152-ФЗ изменения коснулись ст. 18 «Обязанности оператора при сборе персональных данных» (оператор при сборе персональных данных россиян, в том числе через интернет, должен хранить их в базах данных, расположенных на территории РФ), а также ст. 22 «Уведомление об обработке персональных данных» (о том, что нужно уведомлять контролирующий орган Роскомнадзор о месте хранения баз данных).

Также в принятом законе Роскомнадзор наделяется полномочиями вести реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных, возможностью блокировать ресурсы. И, нужно сказать, что формально контролирующий орган уже наделен таким правом по 139-ФЗ. Например, 8 июля Роскомнадзором был заблокирован сайт telkniga.com с номерами сотовых телефонов россиян.

На кого повлияет закон о хранении персональных данных на территории РФ?

Прежде всего, закон должен коснуться крупных российских компаний, хранящих персональные данные за границей. Им необходимо будет переносить свои дата-центры на территорию России, что потребует больших финансовых затрат. Ведь хостинг на зарубежных ресурсах значительно дешевле. Поэтому можно предположить, что некоторые компании захотят сэкономить и попытаться обойти закон. Например, создавать копии лишь части базы данных и продолжать хранить основную базу за границей. Технически очень сложно определить, что данные хранятся не на территории России. Отсюда возникает вопрос, каким образом контролирующий орган будет отслеживать выполнение закона, это кажется нетривиальной задачей. Но многие российские компании, для которых важен имидж, которые стремятся соблюсти все требования законодательства, будут размещать базы данных на территории нашей страны.

Рассмотрим, на кого еще может распространяться принятый закон. Согласно 152-ФЗ, законодательство о персональных данных распространяется на российских операторов и, в соответствии с , на представительства иностранных юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории РФ. То есть на иностранные компании, осуществляющие сбор персональных данных россиян, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», действие 152-ФЗ не распространяется.

Если же взять какой-нибудь отель в Турции, на сайте которого происходит сбор персональных данных россиян, то доступ к нему будет ограничен из-за несоблюдения требований нашего законодательства. Но одно дело, когда это касается сайта какого-то небольшого отеля, а другое — когда речь идет о сайте крупной компании. Отелю для выполнения российского законодательства не имеет смысла переносить базу данных на территорию РФ с рациональной точки зрения, так как для него это будут слишком большие финансовые затраты. Но такие корпорации, как Microsoft, IBM, EMC и многие другие, захотят продолжить работать на российском рынке и постараются сохранить клиентов, создавая дата-центры или арендуя уже существующие. И в этом можно увидеть положительный момент: создание дата-центров на территории России повлечет развитие отечественной IT-индустрии.

Как изменится контроль над обработкой персональных данных?

Подписанный закон также вносит изменения в , выводя из-под действия этого закона контроль и надзор за обработкой персональных данных, за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это значит, что если сейчас Роскомнадзор может прийти в компанию с проверкой только один раз в три года (это регулируется 294-ФЗ), то c вступлением закона в силу с 1 сентября 2016 года он может делать это в любой момент. При этом станет необязательной публикация Роскомнадзором плана проверок на следующий год, и, следовательно, компании даже не будут знать, когда к ним придут с проверкой. Для обычных компаний малого и среднего бизнеса это изменение более существенно по сравнению с изменениями, касающимися хранения персональных данных на территории России.

В последнее время российское законодательство активно меняется, особенно в области персональных данных. И есть вероятность того, что закон, который вступит в силу 1 сентября 2016 года, все же претерпит некоторые изменения. Тем более что сейчас в нем действительно много неясных моментов, помимо перечисленных.

Елена Республиканская , эксперт продукта

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, является самостоятельным административным нарушением. Оно влечет предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 5: уточнения или блокировка

Статья 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что в ряде случаев оператор обязан уточнять, блокировать или уничтожать персональные данные физических лиц.

С 1 июля 2017 года введен новый вид административного нарушения – невыполнение оператором требования субъекта персональных данных или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении данных (если данные неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки). Такие действия с 1 июля 2017 года влекут т предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 6: сохранность персональных данных

Многие работодатели собирают персональные данные работников только «на бумаге» и не ведут никакой автоматизированной обработки, не имеют специальных программ для обработки и за данных. С 1 июля 2017 года законодатели выделили для таких операторов (в частности, работодателей) новый вид правонарушения за необеспечение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. Если это произошло, то административная ответственность может наступить в виде административного штрафа:

Нарушение 7: обезличивание

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, государственные и муниципальные органы должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211). К таким случаям относится, например, необходимость государственных и муниципальных органов размещать в открытом доступе документы, содержащие персональные данные, допустим, обезличенные копии судебных актов (п. 3 ст. 15 Закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ).

Под обезличиванием персональных данных можно понимать процесс, в результате которого становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С 1 июля 2017 года невыполнение должностными лицами государственного или муниципального органа – оператора персональных данных обязанностей по обезличиванию персональных данных либо за нарушение требований к этому процессу – административное нарушение. Возможна ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Получается, что административные штрафы с 1 июля 2017 года существенно увеличились. При этом установили новые размеры штрафов в зависимости от вида совершенного правонарушения. Так, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3000 до 20 000 руб., ИП – на сумму от 5000 до 20 000 руб., организации – на сумму от 15 000 до 75 000 руб. Причем привлекать в ответственности могут по разным составам правонарушений. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

До 1 июля 2017 года максимально возможный административный штраф составлял для организаций – 10 000 рублей. И состав нарушения в статье 13.11 КоАП РФ был одним.

Привлекать к ответственности станет проще

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными, по статье 13.11 КоАП РФ был вправе исключительно прокурор. Это предусмотрено частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ. С 1 июля 2017 года участие прокурора будет необязательным. С указанной даты дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора. Такая поправка внесена комментируемым законом в пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Следовательно, процедура привлечения к ответственности по делам о персональных данных становится проще.

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?

Одни называют этот закон возвращением к железному занавесу и запоздалой рефлексией на изменение информационного пространства. Другие связывают с ним укрепление позиций и дальнейшее развитие мощностей отечественных ИТ-компаний. Авторы поправок настаивают на том, что новый закон поможет защитить права российских граждан в сфере обработки и хранения персональных данных. За разъяснениями о том, с чем же в ближайшем будущем придется иметь дело бизнесу и обычным пользователям, мы обратились к руководителю проекта компании «Глобал Офис» Мартыновой Кристине.

Сегодня законы 242-ФЗ и 152-ФЗ на слуху у многих. За последние несколько месяцев они стали острыми болевыми зонами в дискуссиях бизнесменов, айтишников и простых смертных. Принятый в июле этого года федеральный закон 242-ФЗ установил для всех участников, вовлеченных в процесс обработки и хранения персональных данных, новые правила игры. Одно из главных нововведений затронуло текст закона 152-ФЗ , положения которого дополнились требованием с 1 января 2016 года хранить персональные данные россиян на серверах, находящихся в РФ:

При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

При этом под запрет могут попасть любые действия с данными - вплоть до выведения на экран компьютера, если физически базы данных «лежат» за рубежом. Правда, до сих пор ни парламентарии, ни Роскомнадзор не дали однозначных ответов на вопрос о том, что же конкретно следует понимать под извлечением данных, их систематизацией и самой базой данных.

Еще более расплывчатым остается содержание нового термина «лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», внесенное в закон 149-ФЗ « . Кто вправе получить этот статус и каковы правовые признаки такого лица? Не исключено, что разбор законодательных полетов будет происходить уже по факту предполагаемого нарушения. В этом случае прояснить букву закона поможет судебная практика. Но опять же непонятно, на каком основании будет начинаться судебное разбирательство – по обращению Роскомнадзора или любого другого лица.

Блокировка сайта нарушителя, внесение его в «черный список» Роскомнадзора и право пользователей на удаление своих персональных данных по решению суда – все это едва ли можно считать новеллами закона. По сути это небольшой «апгрейд» положений законов «О персональных данных» и «Об информации», в которых достаточно полно изложены и карательные процедуры (включая формирование реестра нарушителей), и механизмы судебной защиты граждан.

О персональных данных

Стоить отдать должное тому широкому общественному резонансу, который развернулся синхронно с официальными обсуждениями закона. Пользователи, которые прежде считали, что персональные данные – это Ф.И.О., сведения паспорта и номер телефона, наконец-то получили глоток трезвости и здравомыслия. Оказалось, что за аббревиатурой ПД скрывается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» (п. 1 ст. 3 152-ФЗ). Это могут быть и данные о здоровье, и информация по проведенным транзакциям, и переписка в соцсетях, и зарегистрированные аккаунты в онлайн-магазинах.

Для бизнеса персональные данные – вездесущий информационный «материал». Например, для клиентов «Глобал Офис», работающих на выделенном сервере «1С: Предприятие. Зарплата и Управление Персоналом» , вопрос о персональных данных встает всякий раз при подготовке отчетности, начислении заработной платы и отпускных, расчете больничных и изыскании налогов. Более того, безобидные на первый взгляд документы, созданные с помощью программных продуктов Microsoft Word , Excel, Power Point и др., могут попасть под статью нового закона, даже если их основное содержание не имеет никакого отношения к отправителю или получателю. Как такое возможно? Благодаря метаданным, которые могут храниться не только в самом документе, но и в описании его свойств: например, имя автора, имя пользователя, почтовый адрес, сохранившего документ последним, заголовки сообщений электронной почты и т.д. Такую же скрытую опасность представляет регистрация профиля и пересылка писем через Microsoft Outlook.

Наряду с персональными данными сотрудников компаниям приходится иметь дело и с другими видами конфиденциальной информации, к которой относятся реквизиты компании, информация о контрагентах и др. По закону персональные данные – один из шести видов сведений конфиденциального характера (см. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»). Для удобства между нами и нашими клиентами существует договоренность о том, что все сведения, хранящиеся в предоставляемых нами программных продуктах 1С, являются персональными, а, следовательно, к ним применяются процедуры шифрования, обезличивания и др. механизмы зашиты данных.

Что делать бизнесу?

Построить собственный дата-центр и спать спокойно – технологическая роскошь, которая по зубам только крупным компаниям. У компании «Яндекс» на строительство первой фазы дата-центра ушло порядка двух лет и еще большая куча денег. Самое вероятное решения для большинства российских середнячков – это звонок в уже действующий дата-центр, где предлагают услуги по размещению серверов (colocation).

Другой законный способ установить с новым законом дружественный контакт – обезличивание данных. Некоторые эксперты возлагают на него большие надежды. Персональные данные будут отделены от субъекта таким образом, чтобы их невозможно было соотнести с конкретным человеком. В таком «аморфном» виде с ними можно делать все, что угодно. Предполагается, что обратная привязка к человеку будет осуществляться по возвращению обезличенных данных на территорию РФ. Сегодня такая технология успешно применяется в медицине. Обезличить данные можно при помощи популярных решений ERP и CRM производства Microsoft, SAP или Oracle.

На еще одну лазейку в принятом законе указали юристы. Ныне действующее законодательство не запрещает пересылку данных за границу и дублирование информации. Теоретически персональные данные могут храниться на территории России и далее свободно уходить в продублированном виде на иностранные серверы.

Формально выполнить требование о хранении данных на российских серверах также позволяют специальные программы (в компании «Глобал Офис» это SecurityIP). Они скрывают конечный IP-адрес рабочего сервера, для того чтобы нельзя было определить точное местоположение сервера.

Безусловно, изменения в главном законе о персональных данных создают трудности не только для бизнес-сообщества, но и для пользователей. И при настойчивом молчании Роскомнадзора ответы на возникающие вопросы пока остаются открытыми. Поправки о перенесении сроков вступления закона в силу на 1 января 2015 года все еще обсуждаются в правительственных кабинетах. Бизнес по-прежнему требует от парламентариев больше конкретных формулировок и меньше туманных фраз. Первое в списке – замена определения персональных данных. Без четкого понимания того, какие виды сведений могут быть классифицированы как ПД, едва ли возможна защита прав граждан, громко заявленная в новом законе.

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.

Поделиться: