Незаконное использование персональных данных. Разглашение персональных данных Разглашение личных сведений

КоАП РФ Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -

В настоящее время актуальным является вопрос ответственности оператора персональных данных (ПДн) за невыполнение требований законодательства по защите персональных данных. Многие источники приводят большой перечень наказаний. Но какова реальность? Что в действительности ждет оператора персональных данных при полном игнорировании законодательства о персональных данных?

Валерий Омаров
Руководитель группы анализа и
защиты информации СОАО “ВСК"

К федеральным законам, раскрывающим ответственность за нарушения в сфере защиты персональных данных, можно отнести:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (в ред. от 23.12.2010).
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 07.04.2011).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011).
  5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  6. Гражданский кодекс РФ.

Виды ответственности

Статья 24 закона № 152-ФЗ "О персональных данных" прямо определяет виды ответственности за нарушение требований федерального закона. Лица, виновные в нарушении требований закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Рассмотрим ответственность по перечисленным законам с акцентом на ответственности за нарушения требований по защите персональных данных.

Гражданский кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ в ст. 946 вводит ответственность за нарушение "тайны страхования". Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (компенсация морального вреда, возмещение убытков) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Прецедент правоприменения данной статьи автору пока не известен.

Уголовный кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание по ст. 137, 140 и 272.

По ст. 137 наступает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, выражающееся в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. По статье предусмотрен штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, предусматривают штраф в размере от 100 тысяч до лишения свободы на срок до 4 лет. Как следует из диспозиции статьи, правоприменимость статьи не зависит от наличия средств защиты персональных данных.

Статья 24 закона № 152-ФЗ "О персональных данных" прямо определяет виды ответственности за нарушение требований федерального закона. Лица, виновные в нарушении требований закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

По ст. 140 ответственность наступает при неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. По статье предусмотрено наказание: штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

По ст. 272 Уголовного кодекса РФ наступает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. По статье предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, предусматривает штраф в размере от 100 тысяч или лишение свободы на срок до 5 лет.

Как следует из диспозиции статьи, правоприменимость статьи зависит от наличия средств защиты персональных данных как признака охраняемой информации. Но статья относится к лицу, совершившему неправомерный доступ, а не к оператору персональных данных. Кроме того, данная норма содержит условие, которое позволяет отнести данное правонарушение к разряду уголовно наказуемых деяний, "если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети".

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях включает наказание по ст. 5.39 (отказ в предоставлении информации), 13.11 (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)), 13.12 (нарушение правил защиты информации), 13.13 (незаконная деятельность в области защиты информации) и 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом).

Отказ в предоставлении информации (ст. 5.39) наиболее часто встречается в правоприменительной практике. Это связано не только с малыми сроками предоставления информации, но и прежде всего с отсутствием у оператора регламентов предоставления информации.

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 3 тысяч рублей.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) напрямую указывает на необходимость соблюдения ФЗ-152 "О персональных данных". Санкциями за данные нарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

Ст. 13.12 "Нарушение правил защиты информации" содержит три обязательных признака, только при их наличии наступает ответственность по ст. 13.12:

  1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). Это указывает на обязательность лицензирования деятельности по защите информации. Если лицензии отсутствуют, то отсутствуют и объективные признаки нарушения. Санкции по статье – это наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.
  2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации. Санкции в этом случае – наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой. То есть, если при проверке окажется, что в системе защиты используются несерти-фицированные средства, они могут быть конфискованы.
  3. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Это условие рассмотрим более подробно во второй части статьи, которая будет опубликована в журнале "Информационная безопасность" № 4.

Разглашение персональных данных 137 УК РФ при определенных условиях дает возможность признать основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. В нашей статье будут рассмотрены условия возникновения этой ответственности, в том числе в отношении лиц, имевших в силу служебного положения доступ к таким данным и разгласивших их.

Что такое персональные данные

Закон «О персональных данных» от 27.07.2007 № 152-ФЗ (далее — закон № 152-ФЗ) определяет персональные данные (далее — ПД) как всякую косвенно или напрямую относящуюся к физическому лицу (носителю ПД) информацию. Организации, индивидуальные предприниматели, государственные и муниципальные органы, а также прочие хозяйствующие субъекты в ходе своей деятельности получают и обрабатывают большой объем такой информации в отношении как своих работников, так и других граждан.

В частности, ими могут быть получены:

  • данные о личности человека (паспортные данные, сведения об образовании, трудовой деятельности, военной службе, финансовом и семейном положении, медицинские данные, биографические факты);
  • данные о родственниках человека;
  • прочие сведения, с помощью которых можно идентифицировать человека (переписка, сведения о полученных и отправленных сообщениях, телефонных контактах).

Получение ПД должно производиться по общему правилу с согласия субъекта ПД (за исключением некоторых случаев, перечисленных в ст. 6 закона № 152-ФЗ). Обрабатывать ПД (в том числе распространять) можно только в соответствии с принципами, определенными ст. 5 того же закона, — и только в законных и заранее установленных целях, на законной основе и т. д. В противном случае возможно привлечение нарушителей к ответственности, в том числе уголовной — по ст. 137 УК РФ.

В организациях доступ к ПД обычно в силу служебных обязанностей имеют лишь руководители, сотрудники бухгалтерии, юридической и кадровой служб, а в государственных (особенно правоохранительных) и муниципальных органах он может быть и у множества рядовых сотрудников. Если такие работники будут использовать соответствующие ПД не по назначению, их может ожидать ответственность по ч. 2 или 3 ст. 137 УК РФ (наказание по которым гораздо строже, чем по ч. 1).

Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления

Уголовно наказуемое разглашение ПД посягает на отношения по обеспечению гарантированного конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни.

При этом разглашение ПД наказуемо по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ лишь при условии, что эти данные соответствуют описанию предмета преступления, а именно:

  • являются сведениями о частной жизни;
  • относятся к семейной или личной тайне.

Определение понятия «частная жизнь» можно найти в судебной практике, согласно которой частной жизнью (в противовес общественной) признается жизнедеятельность индивида в сфере межличностных, семейных, интимных, бытовых отношений, неподконтрольных государству и обществу (определение КС РФ от 9.06.2005 № 248-О). Кроме того, в целях гражданско-правовой охраны частной жизни ст. 152.1 ГК РФ определяет, что информацией о ней являются сведения о личной и семейной жизни человека, его месте пребывания/жительства и происхождении.

Понятия «личная тайна» и «семейная тайна» являются оценочными. Наука уголовного права толкует их следующим образом:

  • к личной тайне следует относить любой факт биографии лица, который он не желает обнародовать (состояние здоровья, принадлежность к политическим движениям, род деятельности, материальное положение и т. д.);
  • семейная тайна отличается от личной по кругу носителей (сведения о внутрисемейных отношениях, образе жизни семьи, бытовых условиях и т. п.).

С 2013 года ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, предусматривающей особый предмет — данные, указывающие на личность потерпевшего по уголовному делу в возрасте до 16 лет, либо описание полученных таким потерпевшим моральных и физических страданий. Данные такого рода также относятся к ПД, так как по ним можно идентифицировать личность.

Разглашение каких персональных данных уголовно наказуемо (судебная практика)

Практика судов общей юрисдикции показывает, что понятие личной тайны трактуется предельно широко, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 137 УК РФ возможно за разглашение практически любых ПД. Отношение тех или иных сведений к личной или семейной тайне устанавливается на основании показаний потерпевшего.

Не знаете свои права?

Например, были признаны составляющими личную тайну:

  • Ф. И. О., адрес, паспортные данные, дата рождения, абонентский номер (постановление Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19.04.2012 по делу № 1-249/12);
  • детализация телефонных соединений (приговор Соликамского городского суда Пермского края от 16.11.2011 по делу № 1-511/11);
  • сведения о перемещениях автомобиля (приговор мирового судьи СУ № 28 г. Самары от 25.02.2015 по делу № 1-6/2015).

Статья о распространении персональных данных, характеристика деяния

Объективная сторона преступления, рассматриваемого в ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ, описана альтернативно следующими действиями в отношении соответствующих сведений:

  1. Сбор.
  2. Распространение.
  3. Распространение специальным способом: в СМИ, публичном произведении или в выступлении.

Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы эти действия совершались:

  • незаконно (с любым нарушением процедуры, установленной законодательством);
  • без согласия субъекта ПД.

Как правило, незаконному распространению ПД предшествует их сбор. Трактовка понятия «распространение» в уголовном законе более широкая, нежели в законе № 152-ФЗ. Так, согласно п. 5 ст. 3 закона № 152-ФЗ, распространением ПД является их раскрытие неопределенному кругу лиц. Для привлечения же к ответственности за разглашение ПД по ст. 137 УК РФ достаточно сообщить их хотя бы одному человеку.

Для привлечения к ответственности по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ неважно, наступили ли в результате действий какие-либо последствия, т. е. преступление имеет формальный состав. В ч. 3 рассматриваемой статьи деяние описано особо: публичное распространение (в СМИ, информационных сетях, выступлении или произведении) сведений о подростке младше 16 лет, выступающем потерпевшим по уголовному делу.

При этом для привлечения к ответственности за такое деяние необходимы альтернативно описанные последствия, чье наступление обусловлено деянием (перечень открытый):

  • вред здоровью несовершеннолетнего;
  • психическое расстройство несовершеннолетнего;
  • другие тяжкие последствия (к ним можно отнести, например, суицид, совершенный несовершеннолетним потерпевшим).

Субъективные признаки разглашения персональных данных

Разглашение ПД совершается только умышленно, вид умысла — прямой. Это означает для ч. 1 и 2 ст. 137, что виновный понимает опасность своих действий (разглашения ПД) и имеет твердое намерение их совершить. Для ч. 3 же возможен и прямой, и косвенный умысел. Это означает, что появляется отношение к последствиям действий, осознание их неизбежности или возможности наступления.

Ответственность по ст. 137 УК РФ наступает с 16-летнего возраста, однако для привлечения к ответственности по ч. 2 указанной статьи необходим специальный признак — использование виновным для разглашения ПД своего служебного положения.

ВАЖНО! Признак использования служебного положения не означает, что совершить преступление может только должностное лицо (в том смысле, как оно понимается уголовным законом). Использовать служебные возможности может любой работник, имеющий в силу должности доступ к ПД, т. е. конкретное место службы значения не имеет.

Определяющим критерием при установлении последнего признака служит то, что совершить преступление человеку позволили именно служебные возможности. Например, это может быть сотрудник кадрового подразделения предприятия, обладающий в силу должностного положения информацией о сотрудниках, отнесенной к ПД (паспортные данные, семейное положение и т. п.).

Ответственность за разглашение персональных данных гражданина, виды и размеры наказаний

Лица, разгласившие ПД, могут быть подвергнуты только одному из наказаний, перечисленных в ст. 137 УК РФ, и только в указанных там пределах. Выбор конкретного вида и размера наказания осуществляется судом с учетом степени и характера опасности совершенного деяния, смягчающих и отягчающих обстоятельств, личности виновного и т. д. (ч. 3 ст. 60 УК РФ).

Для примера рассмотрим наказания, которые могут быть назначены за разглашение ПД с использованием служебного положения по ч. 2 ст. 137 УК РФ. Суд вправе назначить:

  1. Штраф. Может быть установлен как фиксированная сумма в пределах 100-300 тыс. руб., так и в размере зарплаты (или иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет.
  2. Запрет на занятие определенной деятельностью или занятие каких-либо должностей в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы сроком до 4 лет. Они могут назначаться как самостоятельно, так и в сочетании с дополнительным наказанием, указанным в п. 2.
  4. Арест на срок до 6 месяцев (в настоящее время этот вид наказания не применяется).
  5. Лишение свободы сроком до 4 лет. Применяется только вместе одним из дополнительных наказаний, указанных в п. 2.

При этом срок дополнительного наказания в 3-м и 5-м случаях начинает течь только после отбытия основного (ч. 4 ст. 47 УК РФ).

Поскольку рассматриваемым преступлением нарушаются личные неимущественные права, потерпевший имеет полное право на предъявление требования о возмещении морального вреда (ст. 151 ГК РФ).

В заключение стоит отметить, что по ст. 137 УК РФ приговоров выносится довольно много, то есть статья действительно работает. При этом ответственность может наступить за разглашение практически любых ПД.

Каждый гражданин хочет, чтобы его личная жизнь была в безопасности, секреты оставались скрытыми от окружающих, а его данные и сведения из документов надежно защищены. И государство предоставляет для этого весьма обширный набор законов, который гарантирует конфиденциальность и защиту личности.

К сожалению, такие законы нарушаются достаточно часто. При этом нарушаются они как гражданами, так и различными организациями, в том числе и государственными. В этой статье мы расскажем об ответственности, которую накладывает разглашение персональных сведений, а так же о том, в каких случаях оглашение личной информации является административным преступлением, а когда – уголовным.

Общие понятия

Начать стоит с самого понятия «Персональные данные». С юридической точки зрения ими являются любые сведения из документов гражданина, не подлежащие огласке, а так же вся информация, которая должна храниться в секрете в соответствии с определенными нормативами и законами. При этом под данное понятие зачастую подводят различные личные сведения о человеке, его секретную и не предназначенную для разглашения огласку. Именно из – за этого может возникнуть путаница в определении ответственности и самого правонарушения. Так что мы рассмотрим разглашение личной информации и как административное, и как уголовное правонарушение.

Административная ответственность

Начнем с более точного определения персональных данных, а именно с информации из документов и сведений о личности, не предназначенных огласке и защищенных различными нормами законодательства. Это могут быть паспортные данные, личные идентификаторы гражданина, а так же иные сведения, например об имеющихся у него болезнях (защищены врачебной тайной). За распространение таких сведений уголовная ответственность не предусмотрена, так как работа с ними регулируется гражданским кодексом. И поэтому за наказание отвечает Кодекс об Административных Правонарушениях, а именно статья 13.11.

Статья 13.11 КоАП «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» защищает любые сведения, нераспространение которых гарантировано государством, состоит из 7 частей и достаточно подробно описывает все возможные виды наказания:

  • Часть первая . Рассматривает запрос и обработку личной информации в тех случаях, когда она не требуется по закону. Грозит предупреждением, наложением штрафа от 1000 до 3000 рублей для граждан, от 5000 до 10000 для должностных лиц и от 30000 до 50000 для юридических лиц;
  • Часть вторая . Рассматривает сбор и обработку информации без письменного согласия их владельца в тех случаях, когда оно необходимо. Наказанием послужит штраф от 3000 до 5000 рублей для граждан, от 10000 до 20000 для должностных лиц и от 15000 до 70000 для организаций;
  • Часть третья . Невыполнение оператором, выполняющим обработку данных, правил и норм по их опубликованию или обеспечению доступа. Наказывается штрафом от 700 до 1700 рублей для физических лиц, от 3000 до 6000 для должностных и от 15000 до 30000 для организаций;
  • Часть четвертая . Рассматривает нарушения в работе оператора, касающиеся его обязанностей по предоставлению персональных данных или информации об их обработке субъекту. Наказывается штрафом от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 4000 до 6000 для должностных лиц и от 20000 до 40000 для юридических лиц;
  • Часть пятая . Рассматривает любое нарушение сроков в обработке, хранении, передаче, уничтожении персональной информации. Наказанием за такой проступок послужат штрафы от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 4000 до 6000 для должностных лиц и от 25000 до 40000 для юридических лиц;
  • Часть шестая . Рассматривает нарушения, которые привели к распространению персональных данных случайно или умышленно, а так же ошибки при обеспечении безопасности личных сведений и закрытой информации. Наказываются подобные деяния штрафом до 2000 рублей для физических лиц, до 10000 для должностных лиц и до 50000 – для организаций.
  • Часть седьмая . Рассматривает нарушения законов о персональной информации, которые были замечены за сотрудниками муниципальных или государственных органов власти. Наказываются подобные нарушения штрафами до 6000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает в том случае, если были разглашены личные данные человека, создавшие угрозу его частной жизни, затронули его безопасность или предоставили для общего доступа сведения, которые не подлежат огласке и охраняются законами РФ. За подобные деяния отвечает статья 137 Уголовного Кодекса, именуемая «нарушение неприкосновенности частной жизни», которая включает в себя три пункта:

Часть первая статьи 137 УК РФ . Рассматривает незаконный сбор сведений о личной жизни гражданина, распространение этой информации, а так же распространение личных и семейных тайн гражданина посредством выступлений либо произведений для массовой демонстрации. Наказывается:

  • Штрафом до 200 000 рублей;
  • Штрафом в размере дохода виновного за полтора года;
  • Обязательными работами до 360 часов;
  • Исправительными работами сроком до года;
  • Принудительными работами на 2 года;
  • Четырьмя месяцами ареста;
  • Двумя годами лишения свободы.

Часть вторая статьи 137 УК РФ . Рассматривает все то же преступление но с той оговоркой, что информация была получена или распространена с помощью служебного положения виновного. Наказывается следующими способами:

  • 100 000 – 300 000 рублей штрафа;
  • 4 года принудительных работ;
  • 6 месяцев ареста;
  • До 4 лет лишения свободы;
  • Лишение права заниматься определенным видом деятельности, дающим полномочия, на срок до 5 лет.

Часть третья статьи 137 УК РФ. Она так же рассматривает распространение сведений публичным путем, но затрагивает только те данные, которые касаются преступлений, совершенных по отношению к несовершеннолетнему. А также совершенных путем причинения значительных физических или моральных страданий. То есть эта часть рассматривает распространение любых сведений, касающихся значительных преступлений и их влияния на личность потерпевшего. Наказанием будут выступать:

  • Штраф от 150 000 до 300 000 рублей;
  • Штраф в размере заработка виновного за период до 3х лет;
  • До 5 лет принудительных работ;
  • До 6 месяцев ареста;
  • До 5 лет лишения свободы;
  • Запрет на ведение деятельности, дающей определенные полномочия, на срок до 6 лет.

Что еще можно требовать?

Многих граждан, чьи личные сведения были разглашены, совсем не устраивает стандартное наказание, которое может быть назначено за подобное преступление. В связи с этим пострадавший имеет полное право подать на обидчика в суд, потребовав у него выплаты компенсации. При этом требовать можно исключительно компенсацию за моральный ущерб, так как при разглашении сведений физического вреда не наступает.

– понятие достаточно сложное. Это денежное взыскание, которое пострадавший может требовать за причиненные ему страдания и неудобства, вызванные разглашением его персональных данных или личных сведений. Потребовать её можно как во время разбирательства, подав ходатайство, так и с помощью отдельного самостоятельного иска. При этом размер её определяете вы сами, но он может быть уменьшен как по требованию суда, так и по просьбе ответчика. Если вы хотите подавать требования о выплате компенсаций за моральный ущерб, то полезным будет помощь юриста – только он сможет установить точный размер и подготовить бумаги.

Предписывается обработка такой информации, а также ее хранение и ликвидация. Учитываются аспекты предоставления сведений по запросу органов власти, а также регламентируется использование информационных систем для обеспечения надлежащего доступа. В отдельном порядке регулируется назначение штрафов и иных взысканий за распространение личных сведений.

Федеральный закон «О персональных данных» принят 8 июля 2006 года, вступил в силу через полгода после официального опубликования. Редакция документа дорабатывалась и актуализировалась, поправки вносились с целью устранения неточных формулировок и приведения правового акта во взаимодействие с иными законами. Последние изменения были внесены 29 июля 2017 года.

Структурно Закон «О персональных данных» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения , включающие в себя цель принятия подобного акта и сферу его регулирования, а также основные понятия и место правовых норм в законодательстве РФ;
  • принципы и условия обработки соответствующей информации;
  • права субъекта персональных данных – гражданина, личные сведения которого регулируются действием закона 152 ФЗ;
  • должностные обязанности оператора – физического или юридического лица, осуществляющего сбор и хранение информации;
  • государственный надзор за хранением и обработкой полученных сведений, ответственность и назначение штрафов.

Согласно положениям ФЗ 152 под персональными данными понимается любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному лицу – субъекту. Во избежание штрафов обработку таких сведений осуществляют по следующим принципам :

  • законность и справедливость;
  • четкое определение целевого назначения, в рамках которого допускается обработка персональной информации;
  • не допускается объединять базы данных, цели и назначение которых отличаются друг от друга;
  • объем персональной информации определяется целью ее сбора, не допускается избыточность получаемых сведений, в противном случае налагается взыскание в виде штрафа;
  • учитываются такие аспекты как точность, достаточность и актуальность информации;
  • срок хранения не должен выходить за рамки достижения поставленной цели, после такового сведения подлежат уничтожению или обезличиванию.

Законом предписывается сохранение конфиденциальности персональных данных . Не допускается их разглашение операторами третьим лицам, а также их распространение и использование без согласия субъекта. В отдельных случаях обработка может осуществляться только с письменного разрешения гражданина. В случае нарушения на оператора накладывается взыскание — штраф или иная ответственность.

Скачать Федеральный закон «О персональных данных» можно по . Документ представлен со всеми изменениями, актуальными на 2017 год.

Нарушение предписаний законодательства влечет за собой ответственность. Чаще всего она выражается в виде штрафа, однако в отдельных ситуациях может повлечь за собой и более серьезное наказание.

Наказание за нарушение Закона «О персональных данных»

Штрафы по ФЗ 152 определяются статьей 24 об ответственности за нарушение Федерального закона «О персональных данных». Указанное положение ссылается на взыскания, предусмотренные законодательством. В штрафы включается и моральный вред, а также расходы, понесенные субъектом в связи с разглашением его данных.

Чтобы определить нормы законодательства по штрафам следует рассмотреть дополнительные правовые документы. Кодекс об административных правонарушениях определяет сумму штрафа в 10 тыс. рублей. Взысканию может быть подвергнуто физическое или должностное лицо, а также компания, за нарушение предписаний ФЗ 152.

Однако последние изменения в его положения предписывают штраф до 75 тыс. рублей . Также упростилась процедура взыскания.

Штраф в 20 и 50 тыс. ждет компанию в том случае, если не будет выполнено предписание Роскомнадзора или Трудовой инспекции соответственно. Последняя проводит проверку в соответствии с главой 14 ТК РФ , которая также защищает персональные данные работников от разглашения и предписывает ответственность за нарушения.

Статья 90 ТК РФ указывает на дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Согласно данному положению взыскание к нарушителю может применяться не только в виде штрафа или увольнения, но и в виде лишения свободы.

Последний пункт определяется статьей 137 УК РФ . Она предписывает ответственность за нарушения . Такое наказание определяется в связи с использованием должностного положения и разглашением персональной информации. Если действия оператора попадут под действия данной статьи, то ему грозит штраф до 300 тыс. рублей , принудительные работы или лишение свободы до четырех лет .

Нарушением, способным повлечь за собой уголовное наказание, может трактоваться и сбор избыточной информации. Под таковой понимается получение персональных сведений, не требуемых для достижения поставленных целей. В этой ситуации изначально следует предписание исключить их сбор и только потом штраф или уголовная ответственность.

Поделиться: