Подъездные пути к жилому дому. Теория всего Обеспечение подъезда к жилому дому

Закон о том, что каждому жильцу многоэтажки будет выделено свое место под машину, пока не принят. Разговоры об этом ведутся на самых верхних уровнях власти, но пока пригодного для подписания законопроекта не разработано. Разберемся, какие нормы для стоянок автотранспорта на придомовых территориях действуют в 2017 году, и что предложили ввести депутаты.

Действующие санитарные нормы

Основной документ, который сегодня регулирует парковку возле многоквартирного дома – действующие санитарные нормы. Согласно им:

  • парковочный карман, вмещающий до 10 машин, должен располагаться в десяти метрах от жилого дома;
  • если на парковке могут разместиться до 50 автомобилей, то важно выполнять все правила, которые предусмотрены для обустройства территории около дома.

В последнем случае владельцы квартир в многоэтажке могут попытаться приватизировать придомовую территорию, но этот процесс очень сложный. Им обязательно придется нанимать юристов и собирать подписи в пользу парковки. За обустройство мест для машин должны проголосовать 2/3 от всех собственников. После сбора всех документов им нужно будет обратиться в администрацию района. Процесс выделения земли может занять долгие годы, поэтому стоит запастись терпением.

Владельцам транспортных средств стоит помнить, что санитарные нормы – это тоже закон, который нужно исполнять всем проживающим в многоэтажке. Нарушения автолюбителями санитарных норм могут повлечь за собой последствия, если владельцы квартир напишут жалобы в следующие контролирующие службы:

  • пожарная инспекция;
  • инженерная служба района;
  • санитарная инспекция;
  • экологическая служба.

В 2017 году застройщикам необходимо обязательно соблюдать санитарные нормы во время проектировки жилых кварталов. Если вы только задумались о покупке квартиры, рассматривайте предложения только с большими парковочными карманами и с подземной стоянкой для машин. В некоторых регионах, власти рекомендовали крупным строительным компаниям оборудовать обширную подземную парковку. Например, последние новости гласят, что такие рекомендательные письма получили строители из Красноярска. Кроме того, ряд регионов ввел собственные правила проектировки кварталов, которые застройщикам необходимо выполнять.

Что говорится в ПДД о парковке на территории возле жилого дома

Каждый водитель транспортного средства должен подчиняться ПДД – это основной закон для автолюбителей, который нужно соблюдать не только во время движения, но и в местах стоянки для машин у многоквартирного дома. Этот закон предусматривает следующие нормы и штрафы:

  1. Остановка машины с работающим двигателем больше, чем на 5 минут, неподалеку от жилого дома. Разрешается только стоянка для высадки или посадки пассажиров, а также для манипуляций с грузом. Если вы долгое время прогреваете автомобиль с утра в холодное время года, то соседи имеют право пожаловаться в ГИБДД. Инспектор может выписать штраф 1 500 рублей или 3 000 (для крупных городов и столиц).
  2. С такой же суммой, по принятым поправкам в ПДД, придется расстаться водителям большегрузных машин. Их нельзя ставить в парковочный карман дома, для фур и транспорта массой выше 3,5 тонны существуют специальные парковки.
  3. В 2019 году возможна эвакуация машин, которые стоят на тротуарах. Специальная техника сейчас работает и во дворах жилых домов. Водителю придется нести двойную ответственность – заплатить за эвакуацию автомобиля и внести штраф 2 тысячи рублей. В некоторых случаях парковка на тротуарах не пресекается, но только в тех ситуациях, когда для свободного движения пешеходов остается два метра.
  4. Точный размер штрафа нельзя сказать по другому нарушению – заграждение проезда для других транспортных средств, в том числе и для машин специальных служб. Часто это становится целой проблемой для жильцов многоэтажного дома, ведь иногда проезд недоступен для пожарных, спасателей или скорой помощи. В зависимости от ситуации, инспектор ГИБДД может назначить разные виды штрафа, руководствуясь Административным кодексом.
  5. Некоторые жильцы ограждают для себя личные парковочные места у дома, препятствуя оставлению на них других машин. Штраф за это достигает 5 тысяч рублей.
  6. От двух до пяти тысяч стоит парковка у мусорных контейнеров. Она затрудняет работу коммунальных служб. Помните, что не стоит оставлять машину вблизи мусорных баков, минимальное расстояние от них должно составлять пять метров.

Отдельного разговора заслуживает парковка на газонах. Если рядом с вашим домом не установлено заграждений на въезде на газон, то рано или поздно на нем вы обнаружите машину соседа, которому не досталось места на парковке. Закон запрещает оставлять машины на газоне, но помните, что в летнее время вам нужно жаловаться на действие автолюбителей в ГИБДД, а зимой в санитарные службы (если транспорт стоит прямо под окнами). Это связано с тем, что после выпадения снега не видно границ зеленых насаждений на территории около дома, и инспекторы ГИБДД в этом случае бессильны. В судебной практике немало случаев, когда нерадивые автолюбители смогли опротестовать штраф за парковку на газоне, выписанный зимой.

Как могут быть начислены штрафы

Если вы хотите наказать тех, кто паркуется у вашего дома, как хочет, то не стоит вызывать общественные организации и портить чужое имущество, достаточно сделать следующие шаги:

  • сделать фото и видео нарушений;
  • пригласить во двор инспектора ГИБДД;
  • сообщить ему известные данные и предоставить собранные материалы.

В результате сотрудник автоинспекции составит протоколы и выпишет штрафы всем нарушителям. Иногда автовладельцами не соблюдаются санитарные нормы, тогда стоит также сделать фото и видео неправильно припаркованных автомобилей и обратиться в соответствующие службы.

В некоторых случаях штраф может быть выписан сотрудниками пожарной инспекции, например, когда стоящий транспорт преградил проезд к месту дома, где произошло возгорание. Сообщить автоинспекторам о неправильно припаркованных автомобилях могут сотрудники управляющей компании. Например, если нарушен закон о парковке у мусорных баков. В этом случае, чтобы все-таки вывезти бытовые отходы, сотрудники УК могут вызвать эвакуатор.

Для чего придуманы действующие правила

Существующие ныне правила созданы для того, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность многоквартирного дома. Если вы будете соблюдать действующий закон о санитарных нормах и ПДД, то у вас не возникнет конфликтных ситуаций с коммунальными службами и соседями.

В идеале на каждый дом должно быть выделено место под парковку от 10 до 50 машин (зависит от количества квартир и этажности), но на самом деле многим, кто работает допоздна приходится бросать свое автомобиля где придется. Если вы никак не можете найти места для своего транспорта, то лучше всего обратиться на ближайшую платную парковку.

Закон разрешает жителям дома устанавливать на въезде во двор шлагбаумы. Это обезопасит их от машин жильцов и гостей из соседних зданий, которые не смогли найти места в своем парковочном кармане. Однако покупка и обслуживание шлагбаума не входит в плату за коммунальные услуги. Установка его может быть произведена после собрания всех собственников и сбора подписей. Согласие на шлагбаум должны дать 2/3 от всех собственников. Деньги на установку и обслуживание этого оборудования собираются со всех квартир дома в равных долях.

Что хотят ввести депутаты

Новый закон разработала партия Сергея Миронова – «Справедливая Россия». Пока проект его еще нельзя назвать доработанным, так как непонятны механизмы действия его для домов, которые были построены ранее и не имели обширной территории вокруг. Именно поэтому новый закон находится на стадии доработки.

Предложение депутатов заключается в следующем:

  1. Распределение мест на парковке должно быть связано с площадью квартиры. Если у вас стандартная однокомнатная – 33 квадратных метра, то на придомовой территории будет выделено одно место. Если же площадь квартиры превышает 50 метров, то на парковке на семьи придется уже два места.
  2. При проектировке необходимо предусмотреть 40 мест для гостей, если в многоэтажке будет проживать тысяча человек. Если количество жильцов предположительно будет равно двум тысячам, то гостевых мест должно быть 80.

Закон этот не совершенен, так как в России в малогабаритном жилье могут проживать большие семьи, которые имеют несколько машин. Они будут вынуждены по новым нормам оставлять «лишние» автомобили на других территориях. В то время как часть мест, закрепленная за жильцами просторных квартир, может пустовать. Такая ситуация чревата конфликтами между жильцами многоэтажек. В то же время найти мирное решение легко, если научиться договариваться с соседями.

Дополнительно депутатами был предложен закон, согласно которому на местах платных парковок для жильцов близлежащих домов будут действовать новые правила. В частности, в ночное время они превращаются в бесплатные и ими смогут пользоваться все желающие, в том числе и жильцы расположенных рядом домов. Регулировать исполнение закона предположительно будут региональные власти, а для контроля им придется создать специальный реестр, в котором учитываются все парковочные места города, в том числе и те, что расположены на придомовой территории.


22 комментария

  1. Наталья
    2 года ago //
  2. Нина В.
    2 года ago //
  3. имя
    2 года ago //
  4. Владимир
    2 года ago //
  5. Александр
    2 года ago //
  6. юрапер
    2 года ago //
  7. Karish
    2 года ago //
  8. Karish
    2 года ago //
  9. Karish
    2 года ago //
  10. Егор
    2 года ago //
  11. Татьяна
    2 года ago //
  12. Игорь
    2 года ago //

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

Прокуратура разъясняет:

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно

устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие

помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.

Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Резюмируя вышесказанное:

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

В СНиП 2.07.01-89 говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц - 20 тысяч рублей.

Его квадратура, границы и иные характеристики должны быть отражены в правоустанавливающей документации. Основываясь на данный параметрах, управляющая компания, предоставляющая ЖКУ в конкретном доме, рассчитывает расходы на коммунальные услуги – проведение электроэнергии, вывоз мусора и поддержание чистоты в целом и пр.

Если документы на данный участок отсутствуют, и права на него не были оформлены в госорганах, то издержки по его содержанию ложатся на муниципалитет.

Его площадь вычисляется с учётом:

  • Числа этажей здания.
  • Количества лифтов и общедоступных дорог.

Требования по благоустройству определяются нормами конкретного населённого пункта. Общие положения, действующие по всей стране, установлены на основе санитарных норм.

Минимальные обязанности таковы:

  • Производить работы по возведению сооружений и мест отдыха для детей и взрослых. Сюда же относится ремонт таких объектов.
  • Заниматься озеленением участка и обработкой посаженных растений, клумб, газона, деревьев и пр. Жильцы вправе самостоятельно садить желаемую растительность (запрещаются только ядовитые виды), подкармливать, стричь, пропалывать и совершать другие действия по поддержанию зелени в надлежащем виде.
  • Выделять места для бытового мусора, следить за их чистотой и своевременным вывозом.
  • Уборка – подметать тротуары в тёплое время года и очищать от снега во время зимы.
  • Возводить ограду всей зоны или её части, а также ремонтировать её. Делается это с учётом интересов и прав жильцов, проживающий в соседних домах.
  • Обустраивать парковки, где будет стоять транспорт.

Как правило, ведением разовых работ занимаются застройщики. Собственники жилья в доме могут самостоятельно определить того, кто займётся данной деятельностью, и увеличить перечень выполняемых работ. При грамотном подходе в управлении домом и прилегающей к нему территории жильцы могут сократить свои расходы и увеличить комфортабельность проживания.

Правила установки ограждений

Законность

Прежде всего, возведение и использование заборов нужно согласовывать с администрацией .

Такие участки могут быть загорожены, переданы в аренду или использованы в коммерческих целях. Ограждения могут быть установлены вокруг конкретной территории или объекта.

Порядок возведения

Для начала должно быть проведено собрание жильцов , на котором будет вынесено решение о необходимости установки забора.

В местную администрацию пишется заявление с просьбой дать разрешение на возведение забора определённой высоты и размера. Нужно будет предоставить план будущего объекта, который должен быть согласован с госорганами. Если нарушений не будет выявлено, даётся разрешение на установку.

Куда жаловаться в случае незаконной установки

Если забор был установлен без согласия жильцов дома, заявление может быть подано в администрацию, прокуратуру, Росреестр и другие органы.

Судебная практика

Чаще всего спорные ситуации между собственниками жилья, ТСЖ и управляющими компаниями возникают из-за площади данной территории. Эта зона в домах, построенных ещё при СССР, позже была бесплатно приватизирована всеми жильцами. В нынешних новостройках размер участка определяется застройщиком ещё на этапе подготовки плана строительства, что закреплено положениями СНиП о градостроительстве.

Это приводит к тому, что приходится выяснять в суде, какие объекты действительно могут быть здесь расположены, кто является их собственником и, следовательно, кто должен за ними следить.

Наказание за самовольное увеличение площади

Площадь измеренного участка, прикреплённого к дому, регистрируется в учётных органах.

На основании результатов межевания придомовой территории выдаётся и план объекта.

Если указанные границы были нарушены, это может привести к административному или уголовному наказанию – штрафу или другой мере, определяемой в зависимости от самого состава нарушения (были нарушены границы, в госорганы были переданы неверные сведения и т.п.).

О придомовой территории многоквартирных домов смотрите в следующем видеосюжете:

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Судья: Надежина С.Ю.
Докладчик: Ганченкова В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А., Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2014 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционным жалобам директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. и представителя ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Б. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия

Установила:


К.Е. обратилась в суд с иском к ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить жилой дом парковочными местами и подъездными путями.
В обоснование заявленных требований указала, что 20 января 2012 года между ней и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" заключен договор купли-продажи квартиры N 28/12-КП, в соответствии, с условиями которого покупатели приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли у каждого) квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Жилой дом, в котором она приобрела квартиру, не имеет подъезда (подъездной дороги) к дому со стороны улицы У. Указанное обстоятельство противоречит требованиям пожарной безопасности и в случае возникновения пожара, сделает невозможным принимать меры по его тушению.
Отсутствие подъездной дороги является существенным недостатком приобретенного товара, который делает небезопасным для жизни, здоровья проживание в квартире.
Около данного жилого дома также отсутствуют парковочные места, которые предусмотрены проектом дома.
- С учетом уточненных требований просила суд обязать ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска Республики Мордовия шириной не менее 6 метров (с заездом со стороны улицы У. и далее вдоль жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска со стороны улицы М. Расковой города Саранска) на расстоянии не менее 10,5 метров от стены жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска;
- обязать ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска вдоль тротуара к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска в соответствии с проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" Шифр 91/10 ПР-7 на объект "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М.Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1", получившим положительное заключение Управления Государственной экспертизы по Республике Мордовия N 13-1-4-0374-10 от 2 декабря 2010 года;
- взыскать с ответчиков расходы по оплате судебных экспертиз в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года исковые требования К.Е. удовлетворены частично.
Суд обязал ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска вдоль тротуара к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска в соответствии с проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" Шифр 91/10 ПР на объект "Размещение домов многоквартирной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1", получившим положительное заключение Управления Государственной экспертизы по Республике Мордовия N 13-1-4-0374-10 от 2 декабря 2010 года.
Суд также обязал Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство подъезда в жилом доме N 43 по улице М. Расковой города Саранска шириной не менее 6 м (с заездом со стороны улицы У.) и далее вдоль жилого дома N 43 по улице М. Расковой на расстоянии не менее 10,5 м от стены жилого дома N 43 по улице М. Расковой.
Не согласившись с принятым решением суда, директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить. Ссылался на то, что: строительство автодороги, соединяющей улицы Попова и У. не планируется, а подъездные пути к строящемуся жилому дому обязана оборудовать строительная организация, Администрация городского округа Саранск не является в данном случае надлежащим ответчиком по делу; выводы суда в мотивировочной и резолютивной частях находятся в противоречии.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Б. просил решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований. Указал, что: СП 42.13330.2011 не является обязательным к применению документом, он содержит рекомендательные нормы и правила; объектом договора являлось жилое помещение в виде квартиры, а не жилой дом в целом, поэтому истица не может ставить вопрос о надежности и безопасности всего дома; аналогичный спор уже был предметом судебного разбирательства в Арбитражном Суде Республики Мордовия по иску ООО "СтройТехСнаб".
В судебное заседание истица К.Е., ее представитель К.С., представитель третьего лица ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации городского округа Саранск и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Т. и Б. соответственно доводы апелляционных жалоб поддержали, представитель истицы П. возразил относительно жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27 июня 2008 года между Администрацией городского округа Саранск и ООО "Мордовский центр инвестиций" заключен договор N 006 аренды земельного участка общей площадью 10 400 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:27 для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
3 марта 2010 года между ООО "Мордовский центр инвестиций" и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" заключен договор б/н переуступки права аренды указанного земельного участка.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 23 июля 2010 года N 691-рз утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 13:23:09112228:27.
На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2011 года N 579 "О разделе земельного участка по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. в городе Саранске", 18 апреля 2011 года между Администрацией городского округа Саранск и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 006 от 27 июня 2008 года, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду земельные участки площадью 4329 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:35, площадью 2047 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:36, площадью 44024 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:34.
21 января 2011 года Администрацией городского округа Саранск ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на строительство N 13301000-5 на объект капитального строительства: "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1".
К указанному разрешению приложено заключение Управления градостроительства и архитектуры Администрации городского округа Саранск на указанный объект капитального строительства, из которого следует, что расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей, учитывая количество квартир (126) в проектируемом доме по адресу: <...> составляет 63 машино-места. Основной подъезд к жилому дому запроектирован по внутриквартальному подъезду со стороны улицы У. и улицы Попова, также предусмотрен дополнительный проезд со стороны улицы У.
1 августа 2011 Администрацией городского округа Саранск ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на строительство N 13301000-442 (новая редакция разрешения на строительство N 13301000-5 от 21 января 2011 года) на указанный объект капитального строительства, в котором не предусмотрено парковки для легковых автомобилей со стороны улицы М. Расковой и подъездных путей с заездом со стороны улицы У.
29 декабря 2011 года городской администрацией ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N 13301000-132 объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.
20 января 2012 года между ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и К.Е., действующей за себя и за несовершеннолетних К.К.С. и К.Д.А. заключен договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Из искового заявления истицы усматривается, что свои требования последняя основывает на положениях Закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая дело и возлагая на ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие парковочных мест является несоответствием проектной документации жилого дома.
Данный вывод суда основан на неправильном применении закона.
В соответствии с нормами частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара - пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 2 статья 469, пункт 1, 2 статья 4 Закона "О защите прав потребителей").
При этом проверка качества товара, порядок которой не установлен специально законом, осуществляется покупателем в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (пункт 2 статья 474 Гражданского кодекса Российской Федерации), что применительно к спорным правоотношениям означает осмотр покупателем приобретаемой квартиры.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2011 года разрешением Администрации городского округа Саранск N 13 ru 13301000-132 многоквартирный жилой дом принят в эксплуатацию.
Данное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию никем не оспорено, является действующим и подтверждающим соответствие жилого дома предъявляемым к такому роду объектам требованиям.
Договор же купли-продажи квартиры заключен после решения приемочной комиссии о принятии дома в эксплуатацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В этот же день (20 января 2012 года) между сторонами подписан акт передачи квартиры, согласно которому ответчик передал квартиру в соответствии с условиями договора купли-продажи. Претензий по передаче предмета договора у сторон не имеется.
Пунктом 5 договора купли-продажи квартиры закреплено, что до подписания настоящего договора покупатель осмотрел квартиру и не имеет претензий по качеству отделки, состояния сантехнического и электрического оборудования, что также подтверждается подписью К.Е.
На момент заключения договора купли-продажи и подписания акта передачи истица знала о состоянии передаваемого ей жилого помещения и, руководствуясь принципом свободы договора, добровольно согласилась с приобретением такого объекта недвижимости. Наличие парковки для легковых автомобилей и подъездных путей, которые просит оборудовать истица, в стоимость приобретенной квартиры, не входило.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции не учтен тот факт, что ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрация городского округа Саранск прав истицы, как потребителя не нарушали и оснований для предъявления таких требований не имелось.
Поскольку договор купли-продажи квартиры заключен после ввода жилого дома в эксплуатацию, истица не являлась участником долевого строительства данного дома, договор долевого участия в строительстве на его начальном этапе с ней не заключался, при регулировании спорных правоотношений Закон от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" применению не подлежит.
Более того, подъездные пути относятся к общему имуществу здания, режим пользования которым должен быть установлен по правилам статей 249, 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с этим, подъездные пути не являются предметом договора купли-продажи от 20 января 2012 года.
Кроме того, материалами дела установлено, что в разрешение на строительство данного дома 1 августа 2011 года Администрацией городского округа Саранск вносились изменения, которые не предусматривали парковку для легковых автомобилей со стороны улицы М. Расковой и подъездные пути с заездом со стороны улицы У.
Так, проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" на жилой дом в окончательном варианте не было предусмотрено строительство противопожарного проезда со стороны улицы М. Расковой с заездом с улицы У. города Саранска и парковочных мест позади жилого дома.
Несмотря на то, что данный факт был установлен судом первой инстанции, он не получил правильной правовой оценки и ошибочно был проигнорирован при разрешении исковых требований.
Экспертным заключением Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" N 185/02-13 от 10 июля 2013 года установлено, фактическое местоположение жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска не соответствует местоположению этого дома, указанному в проектной документации ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" на объект "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1".
Расхождение между местоположением жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска в проектной документации и фактическим местоположением вышеуказанного дома на местности составляет 1,25 м. По проектной документации ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" жилой дом должен находиться на 1,25 м восточнее относительно фактического месторасположения.
Данным заключением также установлено, что фактически запроектированные ранее парковочные места, выходят за пределы выделенного земельного участка с кадастровым номером 13:23:09112228:27 с северной стороны на 1,4 м и с южной стороны на 2,3 м.
В связи с этим, суд первой инстанции, возлагая обязанность по устройству парковочных мест за застройщика, не учел, что устройство данной парковки может нарушить права других лиц, поскольку ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" обязано будет произвести строительные работы на земельном участке, не предоставленном и не отведенном ему для строительства многоквартирного жилого дома.
Удовлетворяя требования истицы в части устройства подъездных путей по улице М. Расковой с заездом с улицы У. города Саранска и возлагая данную обязанность на Администрацию городского округа Саранск, суд первой инстанции исходил из того, что спорный жилой дом разрешением городской администрацией принят в эксплуатацию.
Данный вывод суда нельзя признать правильным и соответствующим действующему законодательству, поскольку на орган местного самоуправления возложена не свойственная ему обязанность.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выполнение указываемых истицей работ объективно не может быть осуществлено ответчиками, а требования истицы к данным ответчикам о выполнении вышеперечисленных работ не имели под собой какого-либо законного основания.
Следовательно, правовых оснований, для возложения обязанности, как на ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", так и на Администрацию городского округа Саранск об обеспечении устройства подъезда к жилому дому и устройства парковочных мест, не имеется.
С учетом этого, доводы апелляционных жалоб заслуживают внимания.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене, по делу следует вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации городского округа Саранск, открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация" об обеспечении устройства подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска, устройства парковочных мест со стороны улицы М. Расковой города Саранска, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:


решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации городского округа Саранск, открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация" об обеспечении устройства подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска, устройства парковочных мест со стороны улицы М. Расковой города Саранска, отказать.

Председательствующий
Г.К.ЕКОНИЯ

Судьи
В.А.ГАНЧЕНКОВА
Ю.П.ТАМАРОВ

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Поделиться: