Сокращение в гпн мчс году. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Экономия государственного бюджета, введённая правительством РФ в 2015 году, касается фактически всех сфер экономики.

Многим бюджетным ведомствам пришлось инициировать процесс оптимизации численности своих сотрудников. Другими словами, объявить о . Но наряду с этим были работникам государственных служб.

Не удалось избежать и сокращений в Министерстве чрезвычайных ситуаций. В 2016 – 2017 годах штат российских спасателей уменьшен за счёт управленческого аппарата, кадровых, финансовых и обеспечивающих структур. В 2018 и 2019 годах массовых сокращений не предусмотрено.

Осуществляемая реорганизация не привела к ухудшению качества работы ведомства. Планы по масштабным сокращениям и реорганизации были приняты ещё в 2015 году.

Как было сказано выше, под сокращение попали:

  • представители управленческого аппарата;
  • служащие кадровых отделов;
  • финансисты ведомства;
  • и представители различных структур, обеспечивающих работу ведомства.

Произошло общее уменьшение численности офицерского состава спасателей на 10% (около 2 000 человек), а пожарные потеряли до 17% сотрудников . Ещё в конце 2015 года некоторым сотрудникам, уже достигшим , были отправлены соответствующие .

Кроме того, сокращён штат надзорных подразделений и гражданский персонал (до 15%).

Основные цели сокращения

Массовая реорганизация и оптимизация численности сотрудников производится с целью освобождения части финансов и дальнейшего их направления на обеспечение реагирующих или боевых подразделений.

Также эти средства помогут обеспечить достойную социальную защиту сотрудников ведомства.

При массовых сокращениях уведомления отправляются в первую очередь сотрудникам, уже достигшим . Руководство старается сберечь ценные и опытные кадры, которые ещё могут по возрастным показателям продолжить службу и принести пользу стране. Как известно, спасатели первыми принимают участие в ликвидации различных катастроф и стихийных бедствий. И от их подготовки во многом зависит жизнь простых граждан.

Часть сотрудников будет перемещена на гражданские должности, что позволило сбалансировать финансовое обеспечение. Как известно, военные и гражданские должности этого ведомства оплачиваются из разных источников.

Что будет сделано для улучшения работы?

В планах руководителей ведомства находится объединение подразделений этой службы и Министерства обороны. Такой симбиоз будет особо эффективен при борьбе со стихиями и в ликвидации их последствий. Однако такая инициатива пока ещё не получила должной поддержки на правительственном уровне.

В конце сентября в Москве произошел самый большой пожар последнего времени, при тушении которого погибли восемь сотрудников противопожарной службы. С тех пор ведется множество споров о том, кто же виноват в этой трагедии. В СМИ начала появлятся информация о скорой отставке главы МЧС Владимира Пучкова или или главы столичного отделения ведомства Ильи Денисова. Сотрудники министерства говорят о том, что в трагедии виноваты сами пожарные, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле?


Илья Денисов, Владимир Пучков

Что бы разобраться в вопросе, нужно поговорить с экспертами. Здесь ими выступили полковники внутренней службы, ветераны пожарной службы Александр Гудков и Виктор Ильин. Это профессионалы, перечисление регалий которых могло бы занять целую страницу.

Эксперты уверены: страшный пожар на Амурской улице выявил глубинные системные ошибки, допущенные руководством МЧС в ходе реформ Государственного пожарного надзора.

Реформы 2014-2015 года были названы «оптимизацией». В последнее время МЧС осваивает значительно меньше бюджета, что кого-то вполне устраивает «в верхах». В то же время есть, что предъявить президенту и обществу. Результат оптимизации налицо: статистика радует достижениями чрезвычайного ведомства – количество пожаров за последнее время значительно снизилось. Да и общая статистика выглядит утешительно. Однако статистика выглядит красиво в результате того, что путем специального постановления есть возможность перевода происшествия из категории «пожар» в категорию «загорание». То есть пожаров вроде как меньше, а загораний куда больше. Так, по итогам 2015 года в официальном отчете Министерства зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года показатель составил всего 275 939. Как видим, количество выездов за два года увеличилось на 40 %. При этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152 959 пожаров, в 2015 – 145 686). Маловероятно, что граждане в 1,5 раза чаще стали вызывать пожарных на горение мусора.

Так что же происходит с пожарной службой на самом деле? На примере последнего пожара ситуацию разъясняет Александр Гудков: «Вот смотрите: склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. Что это значит? Вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация. Но теперь там склад быстровоспламеняющихся веществ. Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». Я убежден, что этот пожар – прямое следствие ослабления ГПН!»

С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора. Основной орган федерального управления надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - был сокращен более чем вдвое. Кроме того,был полностью расформирован и сокращен Центр обеспечения деятельности ФПС Министерства (ЦОД ФПС).

Давление на бизнес или спасение жизней?

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. Причем, это недоумение зачастую переходит практически в бунт самих сотрудников. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. И в законности этого приказа сомневаются в регионах. По сообщению некоторых СМИ, руководитель одного из подразделений пожарного надзора свердловского главка МЧС считает, что приказом запрещается проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения. Источник заявил в СМИ следующее:


Владимир Пучков, глава МЧС России
«Интересно, зарегистрирует ли этот приказ Минюст - большой вопрос! Но я буду руководствоваться не приказом, а федеральным законодательством. Ведь пять человек, обслуживающие промышленный холодильник, - это даже не малый, а микробизнес. Но случись что, отравить аммиаком массу людей в случае аварии они смогут».

По мнению Гудкова, руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Мол, у нас есть строители, которые и обеспечат пожарный надзор. И есть государственная комиссия, которая примет государственный объект. Причем здесь мы? Ведь если ты участвуешь в комиссии, ставишь свою подпись под актом государственной комиссии - разделяешь ответственность. В итоге отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Сейчас малый и средний бизнес фактически освобожден от проверок. Идея МЧС логично вписывается в политику снижения административного давления на бизнес. Журналистские расследования ПАСМИ не раз показывали, как можно задавить бизнес подобными проверками. Но при реализации таких «пожарных каникул» появляется другая проблема: множество крупных предприятий пытаются искусственно стать малым бизнесом, а давление на бизнес сменилось отсутствием контроля и, соответственно, появлением высоких рисков для жизни каждого из нас.

Сегодня функции надзора за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации мер по обеспечению пожарной безопасности от ЧС переданы в главные управления по субъектам Российской Федерации. В связи с этим были упразднены сформированные ранее планы проверок и система учета органов исполнительной власти субъектов, не была обеспечена передача аналитических материалов и контрольно-наблюдательных дел в органы надзора на местах. Поэтому подобные проверки сегодня фактически не проводятся. Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Кто виноват в трагедии на Амурской улице?

Трагедии и героические поступки возникают не на пустом месте, они рукотворны. Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Говоря «некомпетентным», мы отнюдь не используем уничижительную лексику. Зачастую на высокие должности в пожарном надзоре ставились люди военных профессий – танкисты и артиллеристы, фактический уровень компетенции которых не дотягивал. Ведь сама специфика ГПН требует комплексных знаний в сфере специализированных нормативных актов. Но многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, хотя нередки были случаи, когда увольнения происходили за полгода до выслуги лет.


Восемь пожарных - Александр Юрчиков, Алексей Акимов, Роман Георгиев, Александр Коренцов, Павел Андрюшкин, Николай Голубев, Сергей Синелобов, Павел Макарочкин - жили героями и погибли героями

В связи со всей этой ситуацией интересен и еще один момент. Культивируемая «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных овощебазе на Амурской улице. Зачем будущему террористу везти в Москву гексоген и взрывать себя в метро, если он может попросту проникнуть в какую-нибудь старую овощебазу, переделанную под склад горючих веществ. Вот тебе самая настоящая пороховая бочка, где установлена обычная автоматическая пожарная сигнализация, и никому до этого нет дела – концов не найдешь. Проникнув в помещение, террорист может всего лишь бросить спичку. И когда огонь разгорится, потушить его будет очень сложно, поскольку овощебаза предназначена для хранения овощей, а не пороха.

Один из наших экспертов, полковник внутренней службы в отставке Виталий Ильин заявил, что в трагедии не виновато московское руководство мчсников. Они действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента.

По его словам, эта трагедия – несчастный случай, предпосылками которого в том числе послужило и ослабление Госпожнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Мы уже не один год существуем на волнах масштабного экономкризиса. Многие граждане переживают по поводу стабильности, а ее нам, взрослым людям, как правило, обеспечивает доходная работа. Так, спасателям и пожарникам, равно, как и их семьям, интересно, будет ли сокращение в МЧС в 2018 году , который уже и не за горами.

Что известно о реформе в силовых и правоохранительных ведомствах

Не так давно стало известно, силовые и правоохранительные структуры России подвергнутся в ближайшее время реформированию. Должно быть создано Министерство госбезопасности, сокращенно МГБ. А вот МЧС, МВД и Минобороны страны должны распределить свои функции.

Масштабную реформу правоохранительных и силовых органов наметили перед выборами на пост главы РФ в 18 – ом году. Предположительно, у Министерства государственной безопасности будут функции по обеспечению безопасной работы и жизни сотрудников любого силового и правоохранительного ведомства.

Источник СМИ утверждает, что прокуратура России вновь возьмет под свое крыло СК, как это было до 2011 – го года. Если говорить о том, что ожидает МЧС в 2018 году , то ведомство Государственного пожарного надзора должно примкнуть к структуре МВД. Спасательные, часть пожарных и иные службы МЧС, а также Гражданская Оборона пойдут на усиление оборонного федеративного ведомства.

Мнение специалистов таково, что успех реформы во многом зависит от грамотности в разного рода изменениях, касающихся безопасности Родины и наших сограждан. Данное мероприятие никоим образом не должно повлиять на качество и скорость действий ведомства вообще. Нельзя допускать, чтобы структура стала работать менее эффективно и точно.

Пока данный вопрос госорганы практически не комментируют, но действовать в сторону перемен уже начали. Следующий год может скорректировать многое, сокращение штатов в МЧС в 2018 году затронет, первоочередно, персонал управления и непрофильные для структуры вакансии.

Планируется, что сотрудники потеряют в численности примерно 10 – 15 процентов существующего штата, это при том, что начало таких действий положено было еще в прошедшем году. Страдают надзорные и гражданские подразделения МЧС. Власти считают, что данные меры не снизят рабочую эффективность Министерства ЧС. По крайней мере, представители Правительства будут стараться сделать все для действительной оптимизации службы.

Правда затраты, выделяемые до реформации государством для вспомогательных отделов, заметно сократят, а сей факт может косвенным образом ухудшить их работу, при том, что ведущие подразделения ведомства значительно укрепят. Произойдет так называемое перераспределение сил.

Некоторые сотрудники перейдут теперь в гражданские службы. Так оптимизируются организационные затраты и сэкономится некоторая доля федеральных финансов. Тем более, заработную плату впоследствии увеличат именно с данных сбережений. Так что можно смело утверждать, что оптимизация МЧС в России – явление не негативное, а вполне радостное, наполненное надеждами о лучшем. Конечно, найдется достаточно пессимистов и консерваторов, убеждающих в обратном, но если сопоставить все факты, присмотреться внимательно к государственным действиям, все станет более понятным и вселяющим уверенность в завтрашних грядущих днях.

Какого рода будут перемены

Реорганизационные мероприятия ведомства имеют свои преимущества, например, ни к чему количественно разросшееся Министерство, это лишь дополнительные траты на содержание должностных лиц, а всех, кто необходим и важен, непременно сокращения не коснутся.

Сокращение в МЧС в стране произойдет по двум направлениям, об этом вещают все последние новости :

  1. Плановое сокращение лиц, находящихся на руководящих постах. Это должно сказаться положительным образом на власти ведомства.
  2. При других сокращениях последует замена военных должностей на гражданские. Подвергнутся этому технические и медподразделения, которые далее будут финансироваться из иных источников, нежели сейчас.

Почему произойдет реорганизация МЧС

В обсуждении насущной темы участвуют многие, неравнодушные к судьбам людей и страны. Главная причина структурных мероприятий, по мнению большинства, кроется в слишком большом разрастании «верхушки» Министерства Чрезвычайных Ситуаций.

Генералы в этой структурной организации по количеству насчитывают одну четверть всего генеральского состава в Министерстве обороны.

Подразделения от этого эффективнее исполнять свои обязанности не стали. Но, к примеру, взяв Дальневосточный паводок, на устранении которого бок о бок трудились спасатели и солдаты и офицеры, то случай показал эффективную целесообразность совместных действий и высокую ответственность с обеих сторон.

И не только из этого опыта можно судить, что одна структура тесно связана с другой. Если их объединить, это приведет к плодотворности функционирования каждого подразделения.

Инициатор, который первым выступил за слияние, является С. Шойгу, не так давно возглавлявший МЧС. Ему не понаслышке известна работа на руководящем посту в подразделении, он считает реорганизации только полезной. Но произойдет ли слияние, вопрос спорный, поскольку законоположений для подобных действий не было. Следует лишь следить за новостями, дабы быть в курсе событий.

Хотя, по мнению экспертов, можно уже определить несколько положений, кои будет представлять реорганизация МЧС России в 2018 году :

  1. Масштабность сокращений. Управляющий аппарат в структуре может быть упразднен. 10 или немного больший процент рядовых служащих подвергнется сокращению.
  2. У структуры. Возможно, более не будет самостоятельных отстраненных действий. Она будет подчиняться Минобороны страны.
  3. Появятся дополнительные функции, особенно это касается армейских рядов. Военные будут больше привлекаться для работы по устранению чрезвычайных ситуаций и для борьбы со стихийными бедствиями и их последствиями.

Что будет с пенсиями МЧСников

Сам собой напрашивается вопрос: а какая будет пенсия пенсионерам в МЧС , если идут масштабные перемены? На сегодня специалисты не видят глобальных перемен по части пенсионных выплат сотрудникам ведомства.

Чтобы получать пенсионное пособие, спасатель должен отработать 20 лет, гражданские специальности требуют 25 – и лет стажа. А к нему засчитывается и армейская служба, и труд в тяжелых условиях.

Выплаты пока поднимать не планируют, поскольку имеется строгая зависимость суммы от разных факторов. Надбавки, премии и опыт также будет влиять на пенсию.

Пенсионное пособие работников спасательной сферы также может дополняться особыми прибавками за федеральные награды:

  • если спасатель или пожарник имеют звание «Героя России»;
  • обладание орденом «За заслуги перед Отечеством»;
  • орден «Андрей Первозванный»;
  • наличие титула Олимпийского Чемпиона также влияет на пенсионную надбавку.

У гражданских служащих в МЧС есть возможность получения страховой пенсии по достижению пожилого возраста. Назначают пособия как обычным работникам любой другой отрасли. Каждый отслуживший в МЧС будет получать пенсию, рассчитанную индивидуально, поскольку на нее влияет не один нюанс.

Пожарным вернут фуражки вместо беретов и разрешат комплектовать штат на местах

Cмена руководства в МЧС России уже привела к серьезным изменениям внутри министерства и в его работе. Как стало известно “Ъ”, целый ряд приказов и распоряжений бывшего главы ведомства Владимира Пучкова, касающихся как формы одежды пожарных, так и комплектования штата сотрудников, отменен. В ближайшее время в МЧС ждут и других изменений. Руководство министерства попросило всех руководителей региональных главков представить в центр доклады с подробным описанием проблем, с которыми сталкивается пожарная служба.

О нововведениях, на деле означающих возвращение к практике работы, существовавшей до прихода в МЧС Владимира Пучкова, руководству главков объявили на селекторном совещании 25 мая. По словам наших собеседников, его проводил Александр Чуприян , который до назначения министром бывшего замглавы ФСБ РФ Евгения Зиничева был на позиции замминистра, а сейчас стал и. о. первого заместителя главы МЧС.

Одно из распоряжений генерал-полковника Чуприяна касается возвращения к форменным фуражкам вместо оранжевых беретов . Береты стали обязательной формой одежды при министре Владимире Пучкове. «Не сочтите за мелочь, но тем не менее — вернуть головной убор фуражку»,— процитировал указание Александра Чуприяна собеседник “Ъ”, слышавший выступление первого заместителя главы ведомства на селекторном совещании.

Произошедший в 2017 году переход от фуражек к беретам, как выяснилось, для пожарных болезненная тема.

«Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,— сказал “Ъ” пожарный, просивший не упоминать его имени.— Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства. Так что их отмена имеет символическое значение: это сигнал о том, что политика полностью меняется. Поэтому Чуприян и начал с беретов».

Еще одно распоряжение Александра Чуприяна касается комплектования штата пожарной охраны. При прежнем министре присвоение новых званий и пополнение штата было замкнуто на Центральную аттестационную комиссию (ЦАК) , которую возглавлял лично глава ведомства. Теперь, говорят собеседники, с этой практикой решено покончит ь. По их словам, на совещании господин Чуприян отметил, что ознакомился с ситуацией по резерву сотрудников и некомплектом: «Замминистра сказал, что шокирован числом вакансий и некомплектом по штату».

Как мы ранее сообщал и, последние несколько лет в МЧС проводилась так называемая оптимизация. На деле это означало сокращение численности сотрудников — с 2015 года было уволено 59,8 тыс. человек. При этом на вакантные должности никого не принимали, а тех, кому исполнилось 45 лет, увольняли.

«Приказ о том, что ЦАК больше не должна решать вопросы назначения бойцов, уже разослан. Она должна аттестовать начальников главков, их замов, центрального аппарата. Остальные вопросы, касающиеся штата, теперь будут решаться на местах»,— рассказал информированный собеседник.

Экс-глава кафедры пожарной тактики в Академии государственной противопожарной службы МЧС Александр Подгрушный отметил, что последние пять лет в системе МЧС почти не присваивали новые звания . Были запрещены перемещения по должностям и из субъекта в субъект.

«У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула — это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал. Теперь же звания до подполковника будут присваивать на местах. Кроме того, министерство уже кинуло клич, что те, кто был уволен в последние годы, могут вернуться на службу»,— отметил господин Подгрушный.

Еще одно важное нововведение касается экономии топлива .

На совещании Александр Чуприян запросил данные по этой статье за несколько лет и сообщил, что с практикой экономии, начавшейся в 2015 году, будет покончено. Ранее пожарные говорили, что из-за экономии в частях перестали заниматься выездными практическими занятиями на объектах . Отсутствие практики затрудняло работу подразделений в чрезвычайных ситуациях. Как выяснилось после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», большинство пожарных, задействованных в тушении ТЦ, видели этот объект только на бумаге .

По словам источника, знающего о содержании селекторного совещания, Александр Чуприян подчеркнул, что экономия ГСМ нарушает тренировочный и учебный процессы и ведет к профессиональной деградации, и призвал положить этому конец.

По сути, Чуприян объявил о том, что с оптимизацией покончено»,— прокомментировал итоги совещания начальник караула одной из московских пожарных частей.

Александр Подгрушный назвал решение господина Чуприяна «очень правильным и своевременным». «Мы упали на дно, с которого тяжело подниматься. Лет пять еще будем выбираться из нынешней ситуации. "Зимняя вишня" — результат отношения общества к пожарной службе. Он как пожарный знает проблемы. Все довольны и рады, что подвижки начались»,— сказал эксперт.

На селекторном совещании Александр Чуприян также попросил начальников территориальных главных управлений МЧС доложить в центральный аппарат министерства обо всех существующих проблемах. Их обсуждение, по его словам, состоится на будущей неделе в рамках международного салона «Комплексная безопасность-2018». Салон пройдет в Ногинске 6-8 июня. Участие в нем примет и новый глава МЧС Евгений Зиничев.

«Прошу начальников территориальных органов приехать на сборы с готовностью побеседовать с открытым забралом. Состоится разговор о накопившихся, с вашей точки зрения, проблемах. Будем на них нормально, по-людски реагировать»,— обратился первый замминистра к подчиненным.

Владимир Соловьев


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.

Поделиться: