Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам Глава IV

За последний год в законе о регистрации компаний появились новые дополнения. Как поменялся ФЗ-129 о государственной регистрации юридических лиц в 2018 году.

Какие новые положения появились в 2018 году в законе ФЗ-129 о государственной регистрации юридических лиц

Основная часть изменений, которые начали действовать в 2018 году, Федеральным законом от 30.10.2017 312-ФЗ. Основная часть положений этого закона заработала еще в 2017, но часть поправок вступила в силу в 2018 году.

С 29 апреля 2018 года действуют правила о том, как заявителю получить на бумажном носителе подтверждение, что ФНС приняла решение приостановить регистрацию. Само решение существует в электронном виде. По запросу заявителя бумагу выдает:

  1. Госорган, если документы на регистрацию направляли лично, по почте или по электронной почте.
  2. МФЦ, если их подавали через МФЦ. ФНС обязана послать туда электронную версию решение о приостановке. На основании него МФЦ выдаст такую бумагу.
  3. Нотариус, если регистрационные бумаги в ФНС передавал он. Нотариус также делает это на основании электронного документа из ФНС (абз. 6, 7, 8, п. 4.4 ст. 9 закона № 129-ФЗ).

Часть поправок, которые ввел закон № 312-ФЗ, начала работать с 1 октября 2018 года. В том числе появились новые положения:

  1. Любое лицо вправе запросить через сайт ФНС информацию о факте представления после такого запроса документов в отношении той или иной компании либо ИП. Налоговая предоставит информацию в течение суток после того, как получит эти документы. Ответ направят на электронный адрес, который заявитель указал в запросе (абз. 5 п. 3 ст. 9 закона № 129-ФЗ).
  2. Если компании отказали в регистрации (по основаниям подп. «а» и подп. «ц» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ), она может устранить причину отказа и один раз в течение 3 месяцев с даты его принятия подать исправленные документы. Госпошлину при этом еще раз платить не нужно. Корректные документы подавать заново также не требуется (п. 7 ст. 9, п. 6 ст. 23 закона № 129-ФЗ).
  3. Налоговая вправе отказать в регистрации, если заявитель подал документы в нарушение требований п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст. 9 закона № 129-ФЗ (подп. «ц» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).
  4. В регистрации откажут за подачу недостоверных сведений (подп. «ч» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ.)
  5. Если компания подала исправленные документы, ее жалобу на отказ в регистрации оставят без рассмотрения (подп. «е» п. 1 ст. 25.5 закона № 129-ФЗ).

Изменения в ФЗ-129 о государственной регистрации юридических лиц вносил в 2018 году не только закон № 312-ФЗ. Также ряд поправок ввели федеральными законами:

Последняя редакция закона ФЗ-129 о гос. регистрации юр. лиц и ИП действует с 9 декабря 2018 года.

Какие изменения Федерального закона от 30.10.2017 № 312-ФЗ действуют с 2017 года

Ряд поправок закона № 312-ФЗ начал действовать еще в 2017 году. В частности, поправки касались обмена электронными документами между заявителем и налоговой:

  1. Документы, которые ИФНС направляет заявителю и которые касаются регистрации компании или ИП, будут в электронной форме.
  2. Если заявитель подает бумаги через МФЦ, центр передает их в налоговую в электронном виде. Документы нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
  3. Можно подать документы через нотариуса. Нотариус также направляет их в ИФНС в электронном виде со своей УКЭП.
  4. Заявитель будет получать электронные документы, которые регистратор заверит с помощью УКЭП. Документы будут поступать на адрес электронной почты, который значится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также на адрес, который указали в заявлении. Если документы подавали через МФЦ или нотариуса, туда направляют электронные копии.
  5. По запросу заявителя налоговая выдаст бумажные версии документов, которые подтвердят содержание электронных. То же сможет сделать МФЦ или нотариус, если заявитель обращался через эти структуры.

Кроме того, с 2017 года вступили в силу изменения в закон о регистрации юридических лиц, которые содержали:

  1. Уточнение ряда данных и документов об организациях в ЕГРЮЛ.
  2. Норму о том, что заявитель вправе через сайт запросить у налоговой подтверждения получения документов. В течение суток налоговая должна направить на электронную почту заявителя письмо, в котором подтвердить факт представления документов.
  3. Уточнение порядка уведомления о приостановке регистрации. Также предусмотрели процедуру повторной подачи документов на регистрацию, если ее приостановили. Повторно платить госпошлину не придется.
  4. Уточнение ряда положений закона в соответствии с положениями гл. 4 ГК РФ.
  5. Положение об отмене нормы о необходимости уведомить налоговую, когда компания хочет изменить свои учредительные документы.
  6. Расширенный список оснований, в соответствии с которыми налоговая вправе отказать в регистрации . В том числе, если компания передала неверные сведения. Закон 129-ФЗ с изменениями на 30 октября 2017 года содержал порядок, как регистрирующий орган должен направить решение об отказе. Отказ направляют по аналогичным правилам, что и документы относительно регистрации.

Основная часть положений Федерального закона от 30.10.2017 312-ФЗ начала действовать с момента его публикации. Тем не менее, часть поправок начала действовать в 2018 году.

Какие еще изменения в ФЗ-129 вносили в 2017 году

В июне 2017 года появился ряд изменений в законе о госрегистрации юридических лиц, с 01.09.2017 они вступили в силу. Эти изменения касались исключения юрлиц или ИП из реестров. Законодатель принял новую редакцию статьи 21.1 закона о регистрации:

  1. Изменили название статьи: «Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа». Из прежнего заголовка убрали часть фразы: «прекратившего свою деятельность».
  2. В статью добавили пункт 5. Этот пункт расширил перечень оснований для исключения компании из реестра. В соответствии с изменениями в законе о регистрации юридических лиц 2017 года компанию исключат, если нет средств на ее ликвидацию. Также это произойдет, если в реестре есть запись, что компания подала о себе недостоверные данные, и такая пометка присутствует больше полугода с момента направления сведений.

С 2017 года изменения в законе о регистрации юридических лиц скорректировали процедуру исключения из реестра

Если в ЕГРЮЛ дольше полугода есть отметка, что компания подала неверные данные, это причина для исключения из реестра (Федеральный закон 129-ФЗ от 08.08 2001 года с изменениями на сентябрь 2017 года). Такую отметку поставит налоговая после проверки. Перед тем как запись появится в реестре, налоговая извещает компанию и отводит 30 дней на подачу корректных данных (абз. 2 п. 6 ст. 11 закона о регистрации). Также граждане вправе сами проинформировать, что сведения не соответствуют действительности. Для этого направляют форму № Р34001.

В п. 2 ст. 21.1 законодатель подчеркнул, что исключения из реестра не произойдет, если есть сведения о введении процедуры банкротства в отношении компании. Согласно подп. «и_2» п. 1 ст. 5 закона о регистрации сведения о банкротстве компании должны быть в ЕГРЮЛ. Налоговая вносит такие данные в реестр на основании определения арбитражного суда и информации из Федресурса. Правило о размещении таких данных в реестре присутствует в законе с 28 июня 2017 года.

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 3 , пунктом 2 , пунктом 4 , пунктом 5 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 , подпунктом "г" пункта 1 , подпунктом "в" пункта 1 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом "в" настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 настоящего Федерального закона;

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со и пунктом 2 настоящего Федерального закона;

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со настоящего Федерального закона;

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со настоящего Федерального закона;

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 настоящего Федерального закона;

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом настоящей статьи.

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Порядок представления документов при государственной регистрации

7. Заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами "а", "ц" пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации.
  • Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
    1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  • 1. Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

    б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

    в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

    г) документ об уплате государственной пошлины;

    д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

    е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

    ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

    2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

    В случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения третейского суда, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо подлинник и копия решения третейского суда вместе с подлинником исполнительного листа, выданного по такому решению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Заверенная копия судебного акта, подлинник исполнительного листа по решению третейского суда представляются в регистрирующий орган и не подлежат возврату. Подлинный экземпляр решения третейского суда подлежит возврату заявителю, копия такого решения не подлежит возврату и остается в материалах регистрирующего органа.

    2.1. Для государственной регистрации изменений, связанных с принятием участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

    В случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, и решение участников юридического лица, указанное в настоящем абзаце.

    2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    3. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

    4. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала, к заявлению о внесении таких изменений в единый государственный реестр юридических лиц прилагается решение об уменьшении уставного капитала такого юридического лица.

    Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, предусмотренных настоящим пунктом, документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.

    6. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

    Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

    К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

    Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

    Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

    1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

    3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.


    Судебная практика по статье 25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ

      Решение от 3 декабря 2018 г. по делу № А66-2501/2018

      Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)

      10.2018г. до 10 час. 30 мин. 19.10.2018 г., которое продолжить в помещении суда по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д.23, каб. № 25 – 3 (5 этаж). Суд о перерыве объявил участвующим в деле лицам, а также разместил информацию на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области по веб-адресу: http: //tver....

      Решение от 28 ноября 2018 г. по делу № А14-4502/2018

      Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

      По уважительной причине не участвовал в деятельности СХА «Ведуга»; неизвестным лицом был составлен список членов СХА «Ведуга» по состоянию на 30.07.2015 в количестве 25 человек, в том числе 14 членов, принимающих личное трудовое участие и 11 ассоциированных членов; истец и члены СХА «Ведуга» не извещались о проведении 30.07.2015 внеочередного...

      Решение от 7 ноября 2018 г. по делу № А07-22851/2018

      Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)

      61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 57 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с допущенными обществом нарушениями (предоставление регистрирующему органу недостоверных сведений...

      Решение от 1 ноября 2018 г. по делу № А56-112462/2018

      Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

      Доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее. На основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу от 25 . 05.2017 № 93994А в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесены сведения об Обществе с адресом его места нахождения: 195067, Санкт-Петербург, пр. Пискарёвский, д. 40, ...

      Государственной Думой

      Советом Федерации

      (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

      Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

      (часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

      (часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

      Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

      Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

      Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

      За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

      Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      б) организационно-правовая форма;

      в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

      г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

      д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

      (пп. "д" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

      (пп. "е" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

      з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

      и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

      (пп. "и" в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

      к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

      л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

      м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

      н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; (пп. "н" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

      п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

      р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

      с) сведения о банковских счетах юридического лица.

      (пп. "с" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      2. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

      а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

      в) дата и место рождения;

      г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");

      д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));

      е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

      ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

      з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

      и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

      к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

      л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

      м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

      н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

      (пп. "н" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

      (пп. "о" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

      в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

      в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

      в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

      (пп. "п" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      р) сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

      (пп. "р" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      (п. 2 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      3. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются Правительством Российской Федерации.

      (п. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      4. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Сведения, указанные в подпункте "м" пункта 1 и подпункте "м" пункта 2 настоящей статьи, представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Сведения, указанные в подпункте "р" пункта 1 и подпункте "п" пункта 2 настоящей статьи, представляются в регистрирующий орган органами государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

      Сведения, указанные в подпункте "с" пункта 1 и подпункте "р" пункта 2 настоящей статьи, представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

      (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      5. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

      (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      6. В регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

      (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      выписки из соответствующего государственного реестра;

      копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

      справки об отсутствии запрашиваемой информации.

      Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      3. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

      4. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается.

      5. Содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сведения о его месте жительства.

      6. По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

      7. Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи информации и справки устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса.

      Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      1. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.

      Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации.

      2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

      3. Средства, получаемые в виде платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки, используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственных реестров.

      Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

      Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

      1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

      2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

      3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

      (п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

      1. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

      При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

      учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

      руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

      конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

      иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Абзацы девятый и десятый исключены. - Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ.

      При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

      (абзац введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

      3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

      4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

      5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

      Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

      Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

      Статья 11. Решение о государственной регистрации

      1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      3.1. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

      (п. 3.1 введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

      ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ

      Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

      При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

      а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

      б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

      д) документ об уплате государственной пошлины.

      Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

      1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

      2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

      СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

      Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

      1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

      а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

      б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      в) решение о реорганизации юридического лица;

      г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

      (пп. "г" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

      д) передаточный акт или разделительный баланс;

      е) документ об уплате государственной пошлины.

      2. В случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.

      Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

      1. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

      В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

      2. В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      3. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

      4. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

      Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

      1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

      2. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

      3. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

      4. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

      5. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ,

      ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,

      И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ,

      ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в

      Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

      1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

      2. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

      Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

      (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

      (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

      3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

      (п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

      Глава IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 26. Переходные положения

      1. Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

      2. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      3. Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

      Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

      (в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

      Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

      1. Ввести настоящий Федеральный закон в действие с 1 июля 2002 года, за исключением пункта 2 настоящей статьи, который вводится в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

      2. Правительству Российской Федерации со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до его введения в действие принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

      3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      Президент

      Российской Федерации

      Москва, Кремль

    Поделиться: