Ради повышения зарплаты госслужащих начнут сокращать их численность. Мелких чиновников загонят в кабалу, или Чем обернётся объявленное масштабное сокращение госслужащих Сокращение федеральных служащих в году

Минфин готовит новые масштабные сокращения численности госаппарата - эта тема во вторник обсуждалась на коллегии Федерального казначейства. Речь идет о снижении численности центральных аппаратов ведомств на 10% в 2020 году и сокращении на 5% их территориальных органов. В 2021 году территориальные подразделения федеральных властей сократят еще на 10% штатной численности. При этом Минфин не планирует снижать фонд оплаты труда госорганов - освободившиеся средства направят на повышение зарплат, чтобы сделать оплату труда госслужащих конкурентоспособной.


Правительство готовит масштабное сокращение госслужащих, заявила на коллегии Федерального казначейства первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко. Ресурсы для сокращения госаппарата Минфин рассчитывает, в частности, получить от централизации и автоматизации многих технических функций ведомств, при этом больший потенциал власти видят в территориальных подразделениях госорганов, но на его раскрытие уйдет больше времени. «Вопрос поставлен и будет решен в следующем порядке: 10% - центральный аппарат со следующего года и 5% - территориальные органы со следующего года, и через год еще 10%. То есть итого за два года территориальные органы - 15%»,- отметила госпожа Нестеренко.

Отметим, что, несмотря на крупное сокращение численности государственных гражданских служащих, Минфин не рассчитывает на бюджетную экономию в результате этого процесса: сохранение фондов оплаты труда (ФОТ) госорганов на нынешнем уровне позволит повысить зарплаты чиновников до конкурентных по экономике. «Мы примерно оценили этот конкурентный уровень в системе государственной службы, обсудили это на комиссии по государственному управлению при президенте и в правительстве, и, в принципе, решения такие приняты. Но без оптимизации эти решения никак не могут быть реализованы, на это требуется много денег»,- пояснила заместитель главы Минфина. Целью, по ее словам, является доведение постоянной части оплаты чиновников до 60% ФОТ (сейчас на нее приходится 40%, 60% составляют премии и переменные выплаты).

Параллельно на коллегии обсуждался и ход «репутационного», по оценке замглавы Минфина, проекта по переводу на бухгалтерское обслуживание в Казначейство ряда министерств и ведомств - первыми должны стать Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития, а всего таких госорганов 13.

При этом, как стало ясно в ходе коллегии, хотя технологические выгоды от передачи казначейству рутинных функций министерств и их подразделений очевидны, не решены многие вопросы, начиная с цифровизации госуправления и заканчивая судьбой чиновников, ранее занимавшихся передаваемыми функциями на местах.

« Коробками привозят документы, присылают отсканированные pdf-файлы, а казначейство читает их глазами. Это что за "цифра" такая? До сих пор обсуждается, какой документ первичен - электронный или бумажный…»

Посетовала госпожа Нестеренко в своем выступлении, призвав присутствовавшего на коллегии главу департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина Сергея Романова ускорить работу по подготовке необходимой нормативной базы. Господин Романов, в свою очередь, сослался на то, что разнобой в учетной политике ведомств объясняется их собственной спецификой, но пообещал, что к 1 июня департамент разработает единый подход к бухучету, который позволит централизовать бухгалтерские функции ведомств.

Глава казначейства Роман Артюхин в своем выступлении отметил, что наибольшие сложности реформы приходятся на долю московского управления, которому приходится заниматься учетом госслужащих центральных аппаратов ведомств, однако «феодальная раздробленность бухучета должна быть преодолена». Дальнейшие перспективы работы ведомства чиновник связал с переходом от равномерного территориального покрытия казначейской сети к созданию межрегиональных управлений, которые будут выступать центрами компетенций и смогут выполнять однотипные операции в интересах территориальных подразделений - в частности, возможна передача им единого кадрового учета госслужащих, юридического обеспечения и т. п.

Информация:

У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство... ... Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство...Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...

В России хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся

12:01 | 24.03.2019

Российские власти планируют начать со следующего года серьезные сокращения госслужащих, чтобы сделать их зарплаты конкурентоспособными. Об этом заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

В 2020 году чиновников в регионах сократят на 5%, в 2021 — еще на 10%. Сотрудников центрального госаппарата планируют сократить на 10%.

«Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему оплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень. Главная позиция реформы системы оплаты труда госслужащих — поднять постоянную часть оплаты труда, чтобы она была 60% от ФОТ и только 40% — стимулирующая. Сейчас эта "пирамида" перевернута», — пояснила "Интерфаксу" Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и повышение их зарплат станут только первым шагом реформы госуправления. Нестеренко сообщила, что сейчас минфин готовит реестр полномочий госорганов. Он позволит выявить дублирование их функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв


Сокращение госслужащих – цель любого государственного аппарата, желающего перераспределить бюджетные расходы и высвободить дополнительные средства. Россия не исключение, о чем свидетельствуют новости в 2018 году. Так, Алексей Кудрин – известный экономист с либеральными взглядами, недавно назначенный главой Счетной палаты РФ, стал автором последней инициативы по теме уменьшения числа чиновников и управленцев.

Подсчеты Кудрина

Председатель надзорного органа призвал провести сокращение числа работающих в России госслужащих не менее чем на треть. Об этом он, судя по новостям, говорил в августе 2018 года на последнем совещании в Совете по развитию российской цифровой экономики под руководством Андрея Турчака.

Кудрин выразил уверенность, что все более широкое внедрение виртуальных технологий в деятельность контролирующих органов позволит в ближайшие годы сократить нагрузку на бюджет госструктур и коммерческих предприятий.

Именно «цифра», ставшая в правительстве модной, сделает, по словам экономиста, возможным уменьшение числа управленцев более чем на 30 процентов до 2024 года.


Андрей Турчак


Причем председатель контролирующего ведомства особо подчеркнул, что процесс затронет номенклатуру каждого подразделения, в том числе и возглавляемой им Счетной палаты.

По мнению Алексея Кудрина, гос. власть, как и все россияне, должна быть «оцифрована». Необходимо, чтобы каждый человек, в том числе и служащий, получил своего «цифрового двойника» для хранения всевозможных данных. Это поможет избежать дублирования бюрократических функций.

«К примеру, виртуальный Совет Федерации работал бы более чем эффективно, и множество ненужных законов тогда вряд ли были бы приняты», – сыронизировал экономист.


Алексей Кудрин

Любопытная статистика

Чтобы понять, о каких сотрудниках идет речь, напомним, что чиновниками считаются специалисты госучреждений и органов региональной (местной) исполнительной власти.

В соответствии с цифрами Центрального статуправления Советского Союза, уровень числа аппаратных работников в СССР достиг наибольших значений в 1985 году. Тогда он равнялся 2,03 миллионам человек.

Напомним, что то государство было гораздо больше нынешней России, но в этом вопросе РФ сумела превзойти советскую статистику и значительно превысила число номенклатурщиков. Стремительный рост произошел с 2000 года: чиновничья прослойка «подросла» на миллион.

По информации Росстата, на начало 2018 года количество госработников равнялось 2 млн 172 тысяч 900 человек. В пропорции к числу россиян выходит примерно 1 управленец на 70 граждан.

И это при том что в 2016 году уже прошло объявленное сначала Владимиром Путиным, а затем и премьером Дмитрием Медведевым, 10-процентное урезание федерального «слоя» сотрудников. Регионы тогда подхватили инициативу с большим энтузиазмом, и по показателям превзошли столичных коллег.


Владимир Путин


Издание «Метод» вместе с рейтинг-агентством АКРА обработало данные по динамике сокращений госслужащих в России в 2008–2018. Их последние новости касаются интенсивности снижения количества чиновников, которые представляют органы власти, а также результатов процесса.

Первая пятерка территорий, где с 2008 года было сокращено наибольшее число госработников, выглядит так:


  • Тула и область – 57,2%;

  • Подмосковье – 51,5%;

  • Коми – 48,1%;

  • Саратов и область – 47,5%;

  • Владимир и область – 42,2%.

Издание также исследовало цифры с наименьшим количество госслужащих и привело данные по субъектам РФ. Статистика дана в расчете «число чиновников на 10 тысяч человек населения». Регионы в списке приводятся по названию их областного центра.

  • Тула – 5,03;

  • Челябинск – 5,5;

  • Ростов-на-Дону – 6,62;

  • Подмосковье – 6,72;

  • Оренбург – 6,76.


В Тульской области было сокращено 57,2 % гос. работников

Цена экономии Кудрина

По самым скромным расчетам аналитиков, зарплаты госслужащих:

  • в Москве, в среднем, составляют более 200 тысяч рублей;

  • на местном уровне по России несколько меньше – около 120 тысяч.

Арифметика подсказывает, что, если следовать предложению главы Счетной палаты, то можно сэкономить порядка 84 миллиардов рублей. Для наглядности приведем пример: эта сумма почти равна годовому бюджету процветающей Белгородской области.
Правда, по словам независимых исследователей, точно подсчитать количество региональных и федеральных госслужащих нет возможности.

Предполагается, что с учетом управленческих структур крупного бизнеса бюрократов может быть около 5,6 миллиона. Эта цифра катастрофически превышает нормативы эффективности управления, выработанные мировой практикой. По данным Василия Симчера, доктора экономики, бывшего руководителя НИИ статистики Росстата, чиновничья армия может расходовать на свое содержание до 7 трлн из 15 трлн рублей бюджета РФ.


Василий Симчера


Росту числа номенклатуры и управленцев, уверены аналитики, способствует укоренившийся российский алгоритм: под каждую задачу формировать новое ведомство, даже если оно повторяет существующие структуры.
Так, недоумение вызывают созданные отдельные министерства развития Дальнего Востока или по делам Северного Кавказа, тогда как на местах есть полпреды президента и собственные власти. Результат – дублирование функций и трата впустую бюджетных средств.

Идею о сокращении численности госаппарата в центре и регионах Алексей Кудрин озвучивал год назад. Представитель Кремля, президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил тогда, что мнение маститого экономиста и уважаемого эксперта достойно внимания. Никаких конкретных действий предпринято не было.

Теперь по результатам заседания совета выработают документы по ускорению цифровизации на территории России. Они будут носить лишь рекомендательный характер.

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Важно! При сокращении в соответствии с законодательством должности государственному служащему могут быть предоставлены не только в своей организации, но и в других гражданских органах, которые относятся к государственной службе.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2018 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе. Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:


Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу.

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

Важно! Полноценный расчет с госслужащим осуществляется только при отсутствии вакансий, а также переводов. Если перевод был осуществлен, то компенсация по сокращению не положена, так как работник фактически не потерял рабочее место.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.

Поделиться: