Характеристики противопожарных разрывов. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями

Давайте медленно и печально сравним две редакции
Главы 16. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОПОЖАРНЫМ РАССТОЯНИЯМ
МЕЖДУ ЗДАНИЯМИ И СООРУЖЕНИЯМИ 123-ФЗ друг с другом:

В прежней редакции:

Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями
...
10. Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.
...
Из действующей редакции данная норма исключена. Да и вообще изменилась область регулирования статьи. Теперь она называется: Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками)

Статьи 70-74 нам не интересны, т. к. они регламентирую противопожарные расстояния, в частности, между объектом ИЖС и складами нефти, АЗС, гаражами и открытыми автостоянками, резервуарами сжиженных углеводородов, газо- и нефтепроводами, соответственно. А ст. 72 вообще исключена.

В прежней редакции речь о интересующих нас объектах так же шла в ст. 75:

Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков

1. Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.
2. Противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка не нормируются.
3. Противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
4. Допускается группировать и блокировать жилые строения или жилые дома на 2 соседних садовых земельных участках при однорядной застройке и на 4 соседних садовых земельных участках при двухрядной застройке. При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями или жилыми домами групп домов приведены в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

Из действующей редакции данная норма исключена.

Вывод : 123-ФЗ более не нормирует противопожарные расстояния между жилыми домами и хозяйственными постройками на соседних земельных участках с ВРИ ИЖС, ЛПХ, для садоводства, для дачного строительства.
Кроме того, СП 4.13130.2013 также не может нормировать эти расстояния, т. к. он регламентирует требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям внутри зданий

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях , установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" .
предыдущая страница (6)

Глава 16. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями

Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями

1. Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

2. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений. При наличии выступающих более чем на 1 метр конструкций зданий, сооружений и строений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями.

3. Противопожарные расстояния между стенами зданий, сооружений и строений без оконных проемов допускается уменьшать на 20 процентов при условии устройства кровли из негорючих материалов, за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости и зданий классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

4. Допускается уменьшать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 на 50 процентов при оборудовании более 40 процентов помещений каждого из зданий, сооружений и строений автоматическими установками пожаротушения.

5. В районах с сейсмичностью 9 и выше баллов противопожарные расстояния между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IV и V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20 процентов.

6. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений любой степени огнестойкости до зданий, сооружений и строений IV и V степеней огнестойкости в береговой полосе шириной 100 километров или до ближайшего горного хребта в климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на 25 процентов.

7. Противопожарные расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50 процентов.

8. Для двухэтажных зданий, сооружений и строений каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, сооружений и строений с кровлей из горючих материалов противопожарные расстояния следует увеличивать на 20 процентов.

9. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.

10. Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.

11. Минимальные противопожарные расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) I и II степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять не менее 9 метров (до зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5 и классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 - 15 метров), III степени огнестойкости - 12 метров, IV и V степеней огнестойкости - 15 метров. Расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) IV и V степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять 18 метров. Для указанных зданий III степени огнестойкости расстояния между ними должны составлять не менее 12 метров.

12. Размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

13. Противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами, имеющими предел огнестойкости не менее REI 150, зданий, сооружений и строений I - III степеней огнестойкости, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа (классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1), и многоярусными гаражами-стоянками с пассивным передвижением автомобилей не нормируются.

14. Площадки для хранения тары должны иметь ограждения и располагаться на расстоянии не менее 15 метров от зданий, сооружений и строений.

15. Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Статья 70. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты

1. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону.

2. Расстояния, указанные в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону в скобках, следует принимать для складов II категории общей вместимостью более 50 000 кубических метров. Расстояния, указанные в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону, определяются:

1) между зданиями, сооружениями и строениями - как расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями зданий, сооружений и строений;

2) от сливоналивных устройств - от оси железнодорожного пути со сливоналивными эстакадами;

3) от площадок (открытых и под навесами) для сливоналивных устройств автомобильных цистерн, для насосов, тары - от границ этих площадок;

4) от технологических эстакад и трубопроводов - от крайнего трубопровода;

5) от факельных установок - от ствола факела.

3. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов до участков открытого залегания торфа допускается уменьшать в два раза от расстояния, указанного в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону, при условии засыпки открытого залегания торфа слоем земли толщиной не менее 0,5 метра в пределах половины расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов.

4. При размещении складов для хранения нефти и нефтепродуктов в лесных массивах, если их строительство связано с вырубкой леса, расстояние до лесного массива хвойных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границы лесного массива вокруг складов должна предусматриваться вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.

5. При размещении резервуарных парков нефти и нефтепродуктов на площадках, имеющих более высокие отметки по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети, расположенных на расстоянии до 200 метров от резервуарного парка, а также при размещении складов нефти и нефтепродуктов у берегов рек на расстоянии 200 и менее метров от уреза воды (при максимальном уровне) следует предусматривать дополнительные мероприятия, исключающие при аварии резервуаров возможность разлива нефти и нефтепродуктов на территории населенных пунктов, организаций, на пути железных дорог общей сети или в водоем. Территории складов нефти и нефтепродуктов должны быть ограждены продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 метров.

6. Противопожарные расстояния от жилых домов и общественных зданий до складов нефти и нефтепродуктов общей вместимостью до 2000 кубических метров, находящихся в котельных, на дизельных электростанциях и других энергообъектах, обслуживающих жилые и общественные здания, сооружения и строения, должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 13 приложения к настоящему Федеральному закону.

Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты

1. При размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий, сооружений и строений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары:

1) до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений интернатного типа, лечебных учреждений стационарного типа, одноквартирных жилых зданий;

2) до окон или дверей (для жилых и общественных зданий).

2. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону. Общая вместимость надземных резервуаров автозаправочных станций, размещаемых на территориях населенных пунктов, не должна превышать 40 кубических метров.

3. При размещении автозаправочных станций рядом с лесным массивом расстояние до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающих территорий автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.

4. При размещении автозаправочных станций вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, вдоль прилегающих к посадкам границ автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.

5. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений интернатного типа, лечебных учреждений стационарного типа должны составлять не менее 50 метров.

Статья 72. Противопожарные расстояния от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты

1. Противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону.

2. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки.

3. Противопожарные расстояния от секционных жилых домов до открытых площадок, размещаемых вдоль продольных фасадов, вместимостью 101 - 300 машин должны составлять не менее 50 метров.

4. Для гаражей I и II степеней огнестойкости расстояния, указанные в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону, допускается уменьшать на 25 процентов при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых домов и общественных зданий.

Статья 73. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий, сооружений и строений

1. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов, размещаемых на складе организации, общей вместимостью до 10 000 кубических метров при хранении под давлением или вместимостью до 40 000 кубических метров при хранении изотермическим способом до других объектов, как входящих в состав организации, так и располагаемых вне территории организации, приведены в таблице 17 приложения к настоящему Федеральному закону.

2. Противопожарные расстояния от отдельно стоящей сливоналивной эстакады до соседних объектов, жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений принимаются как расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением.

3. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов, размещаемых на складе организации, общей вместимостью от 10 000 до 20 000 кубических метров при хранении под давлением либо вместимостью от 40 000 до 60 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в надземных резервуарах или вместимостью от 40 000 до 100 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в подземных резервуарах до других объектов, располагаемых как на территории организации, так и вне ее территории, приведены в таблице 18 приложения к настоящему Федеральному закону.

Статья 74. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты

1. Противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий, сооружений и строений, а также от компрессорных станций, газораспределительных станций, нефтеперекачивающих станций до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий, сооружений и строений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным федеральными законами о технических регламентах для этих объектов, в зависимости от уровня рабочего давления, диаметра, степени ответственности объектов, а для трубопроводов сжиженных углеводородных газов также от рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых сжиженных углеводородных газов.

2. Противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения углеводородным газом потребителей, использующих газ в качестве топлива, считая от крайнего резервуара до зданий, сооружений, строений и коммуникаций, приведены в таблицах 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. При установке 2 резервуаров сжиженных углеводородных газов единичной вместимостью по 50 кубических метров противопожарные расстояния до зданий, сооружений и строений (жилых, общественных, производственных), не относящихся к газонаполнительным станциям, допускается уменьшать для надземных резервуаров до 100 метров, для подземных - до 50 метров.

4. Противопожарные расстояния от надземных резервуаров до мест, где одновременно могут находиться более 800 человек (стадионов, рынков, парков, жилых домов), а также до границ земельных участков детских дошкольных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа следует увеличить в два раза по сравнению с расстояниями, указанными в таблице 20 приложения к настоящему Федеральному закону, независимо от количества мест.

Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков

1. Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.

2. Противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка не нормируются.

3. Противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

4. Допускается группировать и блокировать жилые строения или жилые дома на 2 соседних садовых земельных участках при однорядной застройке и на 4 соседних садовых земельных участках при двухрядной застройке. При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями или жилыми домами групп домов приведены в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

Глава 17. Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны

Статья 76. Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах

1. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.

3. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 77. Требования пожарной безопасности к пожарным депо

1. Пожарные депо должны размещаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется техническим заданием на проектирование.

2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 метров, а до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа - не менее 30 метров.

3. Пожарное депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 метров, для пожарных депо II, IV и V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 метров.

4. Состав зданий, сооружений и строений, размещаемых на территории пожарного депо, площади зданий, сооружений и строений определяются техническим заданием на проектирование.

5. Территория пожарного депо должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 метра.

6. Дороги и площадки на территории пожарного депо должны иметь твердое покрытие.

7. Проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо должны быть оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора могут также осуществляться дистанционно из пункта связи пожарной охраны.

Раздел III

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений

Глава 18. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений

Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства

1. Проектная документация на здания, сооружения, строения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий, сооружений и строений

1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

2. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Статья 80. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий, сооружений и строений

1. Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений и строений должны обеспечивать в случае пожара:

1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;

3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий, сооружений и строений;

4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

5) нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения.

2. В зданиях, сооружениях и строениях помещения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности должны размещаться у наружных стен, а в многоэтажных зданиях, сооружениях и строениях - на верхних этажах, за исключением случаев, указанных в технических регламентах для данных объектов.

3. При изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Глава 19. Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений

Данный документ вводится в действие с 24.06.2013. Предлагаем вам ознакомиться с пояснительной запиской разработчика СП 4.13130.2013 - ФГУП ВНИИПО МЧС России.

1. Основание пересмотра предыдущей и разработки новой редакции

В настоящее время минуло уже более трёх лет с момента выхода Свода правил СП 4.13130.2009 «Предотвращение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям».

Следует отметить, что изначально, с выходом в 2009 году Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , руководством МЧС была поставлена задача по сокращению количества действующих нормативных документов и интеграции требований пожарной безопасности в объёме Сводов правил и национальных стандартов. Исходя из этого, было принято решение о создании отдельного документа - Свода правил СП 4, реализующего требования статьи 59 указанного Федерального закона, в части ограничения распространения пожара на объектах различных классов функциональной опасности, и объединяющего требования к пассивным системам противопожарной защиты при проектировании объёмно-планировочных решений зданий и сооружений, а также устройству противопожарных расстояний и преград.

Предстояла весьма непростая работа, так как на момент создания документа, указанные требования пожарной безопасности были распределены по множеству различных документов – норм пожарной безопасности НПБ, общегосударственных строительных норм и правил СНиП, территориальных МГСН, ТСН, отраслевых, ведомственных и т.п., часть из которых на тот момент уже существенно устарела, а в ряде случаев требования этих документов дублировались и противоречили друг другу.

К сожалению, установленные тогда, весьма сжатые сроки разработки первой редакции СП 4 не позволили в полном объёме выявить, отработать и актуализировать все существующие на тот момент, несоответствия и противоречия в действующих нормативных документах. Помимо этого, уже после выхода указанного документа началась активная деятельность по пересмотру и совершенствованию нормативно-правовых документов в строительной области, продолжалась работа по разделению строительных и пожарных требований норм. Изменились правила прохождения и утверждения проектной документации.

Кроме того, как известно, год назад, вышла новая редакция Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 10.07.2012 ), из которой, в соответствии с концепцией развития гибкого нормирования, ряд Статей с обязательными противопожарными требованиями был исключен, с целью их переноса в нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе и в СП 4.

Вышеуказанные обстоятельства в основном и определяли возникавшие при применении документа вопросы, замечания, а также пожелания по дальнейшему совершенствованию документа, поступавшие в адрес института от надзорных, проектных, строительных организаций и компаний.

2. Краткая характеристика полученных замечаний

В рамках практики применения документа было рассмотрено более двухсот замечаний и предложений от более чем 20-ти организаций.

Ряд положений вошедших в текст первой редакции СП 4 требовал актуализации современным реалиям. Так, в связи с повсеместно наблюдающимся уплотнением жилой застройки, активному давлению подверглись пункты СП, содержащие требования о строительстве детских садов и школ – как отдельно стоящие здания, без возможности блокирования с другими объектами.

Много вопросов вызывали и относительно большие значения величин противопожарных разрывов от автостоянок легковых автомобилей до других объектов, перенесённые в СП 4 из ранее действующего СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и включающего в себя, помимо противопожарных, также и санитарные требования.

Также выяснилось, что в действующих нормативных документах отсутствуют противопожарные требования по размещению в жилых и общественных зданиях дизельгенераторов и других генераторных установок.

Эти, а также множество других моментов свидетельствовали о необходимости пересмотра и актуализации положений СП 4 в новой редакции документа, работа над которой позволила отработать заложенные в документ основные принципы ограничения распространения пожара и провести всестороннее совершенствование документа.

Работа над новой редакцией велась сотрудниками нескольких подразделений ФГБУ ВНИИПО МЧС России, исходя из специфики основных смысловых частей документа.

В новом документе можно выделить нескольких основных частей.

1. В 1-3 разделах указана Область применения, Нормативные ссылки, Термины и определения.

2. 4 и 5 разделы, содержат общие требования пожарной безопасности к объёмно-планировочным решениям по предотвращению распространения пожара на объектах защиты, а также нормативные требования к зданиям и сооружениям жилого и общественного назначения.

3. В 6 разделе приведены противопожарные требованиями к производственным и складским объектам, объектам нефтегазовой индустрии, стоянкам автотранспорта и т.д.

4. В 7 и 8 разделы вошли противопожарные требования из Федерального закона №123-ФЗ - Статьи 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям и Статьи 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений.

3. Характеристика объекта вносимых изменений

В ходе работы над новой редакцией были скорректированы, уточнены и дополнены положения практически всех существующих разделов.

В разделах 1 - 3 проведена корректировка текста, а также ряда терминов и определений, введены новые термины.

После исключения из Федерального закона №123-ФЗ 69, 72 и 75-й статей, соответствующие требования к противопожарным разрывам между жилыми и общественными зданиями, стоянками легковых автомобилей, а также противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных участков были внесены в раздел 4 новой редакции СП 4, при этом часть указанных положений были переработаны и скорректированы.

Теперь в соответствии с новой редакцией СП 4 (п. 4.11) противопожарные расстояния допускается не нормировать между жилыми и общественными зданиями I, II и III степеней огнестойкости, если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.

Также не нормируются (п. 4.12) расстояния между общественными зданиями и сооружениями, если суммарная площадь в пределах периметра застройки, не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130 для здания или сооружения с минимальными значениями допустимой площади, и худшими показателями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Конкретизированы и дополнены требования по устройству в зданиях открытых лестниц 2-го типа.

В текст документа добавлен принципиально новый раздел 5.3 по нормированию противопожарных расстояний на территориях организованной малоэтажной застройки, так называемых таунхаусов, с учетом возможности наличия на этих объектах современных систем противопожарной защиты, а также размещения на их территориях подразделений добровольной пожарной охраны.

С учётом поступивших замечаний и предложений был существенно переработан и актуализирован раздел 5 «Требования к объектам жилого и общественного назначения»:

Добавлен перечень общественных помещений допускаемых к размещению на нижних этажах и подвалах жилых зданий,

Уточнены требования по выделению противопожарными преградами в общественных зданиях вспомогательных помещений производственного, складского и технического назначения исходя из их категории по пожарной опасности;

Исключены противоречия, дублирования, а также избыточные требования, в том числе по применению противопожарных преград 1-го типа.

Существенные изменения и дополнения внесены и в раздел 6 «Требования к объектам производственного и складского назначения», а именно проведена корректировка текста, исправлены опечатки и несоответствия, добавлены противопожарные требования, исключенные из строительных норм, введены два новых раздела – «Требования к магистральным трубопроводам» и «Требования к зданиям промышленных холодильников» и т.п. Добавлены требования к местам хранения автотранспорта, в том числе и для перевозки ГСМ на территориях промышленных предприятий, скорректированы и актуализированы современным реалиям положения ряда пунктов по хранению легковых автомобилей.

И как уже упоминалось, в документе появилось два новых раздела – 7. «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, и 8 «Обеспечение деятельности пожарных подразделений», в которые включены актуализированные требования, ранее содержащиеся в Статьях 67 и 90 Федерального закона №123-ФЗ .

Новая редакция СП 4.13130.2013 была утверждена Приказом МЧС Рос-сии № 288 от 24 апреля 2013 года. В настоящее время текст документа размещён на официальном сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Также он имеется в ИПС NormaCS .

Популярным основанием, по которому граждане требуют сноса возведенных соседом построек, является несоблюдение противопожарных расстояний.

Предлагаю разобраться, насколько обязательно соблюдение противопожарных разрывов и может ли их несоблюдение повлечь снос постройки.

1. В соответствии с п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (редакция от 29 июля 2017 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Согласно ч. 1 ст. 69 указанного Федерального закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Названный Федеральный закон в ныне действующей редакции не устанавливает конкретные противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков.

2. В настоящее время противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков установлены в таблице 1 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288).

При проведении судебных экспертиз по спорам, связанным с несоблюдением противопожарных расстояний между постройками на соседних земельных участках, эксперты руководствуются указанным Сводом правил.

Вместе с тем надо учитывать, что этот Свод правил в целом включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474).

Другими словами, предусмотренные Сводом правил СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния применяются на добровольной основе. А значит несоблюдение этих противопожарных расстояний само по себе не является нарушением обязательных правил и не может повлечь снос построек соседей.

Такой вывод корреспондирует с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. (редакция от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором сказано, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

3. Судебная практика исходит из того, что помимо несоблюдения противопожарных расстояний истец должен доказать нарушение его права собственности или законного владения имуществом либо реальную угрозу нарушения его права собственности или законного владения от построек соседа.

Например, по одному из дел о сносе построек, в котором я представлял интересы ответчика, Президиум Московского областного суда в постановлении от 5 июля 2017 г. № 355 указал следующее: «Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что возведенные на участке ответчика строения нарушают нормы о минимальных противопожарных разрывах, предусмотренных ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СП 4.13130.2013), а также градостроительные и строительные нормы о расстоянии от построек до границы земельного участка (п. 7.1 СП 42.13330.2011, п. 6.4.27. и 9.12. СП 17.13330.2011), в связи с чем создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе К.Н. назначал судебную строительно-техническая экспертизу, проведение которой было поручено АНО «Центр судебных экспертиз Правое дело».
Заключением экспертизы установлено, что расстояние от границы земельного участка до спорных построек составляет менее 1 метра, что не соответствуют существующим градостроительным нормам и правилам (п. 7.1 СП 42.13330.2011), не соблюдено противопожарное расстояние между жилым домом истца и постройками, которое согласно СП 4.13130.2013 должно быть не менее 8 метров. Также экспертом разработаны возможные варианты устранения причин, создающих угрозу жизни и здоровью граждан (т. 2, л.д. 51 — 95).
С учетом результатов проведенной экспертизы, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что спорные постройки не соответствуют противопожарным нормам и правилам и создают угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем являются самовольными постройками и подлежат сносу.
Президиум не может согласиться с вынесенными судебными постановлениями по следующим основаниям.
…Признав находящиеся на участке ответчика строения самовольными постройками, судебные инстанции не учли, что самовольная постройка подлежит сносу только в том случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые интересы других лиц, либо создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Такая угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи.
В данном случае бесспорных доказательств наличия таких обстоятельств в материалах дела не содержится.
…Таким образом, с 12 июля 2012 года не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование), что оставлено без внимания судами первой и апелляционной инстанции.
При таких данных является преждевременным вывод суда о самовольности построек, возведенных на земельном участке ответчика.
Само по себе несоблюдение строительных норм при возведении построек ответчика в части расстояния до жилого дома истца и расстояния до границы земельного участка не могло являться безусловным основанием для удовлетворения иска о сносе построек, поскольку решение о сносе самовольного строения является крайней мерой, допускаемой при существенном нарушении строительных норм и реальной угрозе жизни и здоровью граждан».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

В прошлый раз мы с Вами установили, что противопожарные расстояния между частными жилыми домами сейчас следует определять по СП 4.13130.2013 (подробности найдете ). И, наверное, Вам уже интересно узнать, как уменьшить законно противопожарное расстояние между жилыми домами ?

Тогда сейчас же мы с Вами рассмотрим ситуацию, на которую можно натолкнуться практически в любом регионе России: участки длинные и узкие, дома стоят ближе к улице в один ряд. Приступая к строительству нового дома (реконструкции старого) соблюсти нормы пожарной безопасности по противопожарным расстояниям между частными домами практически невозможно .

Разберем все ранее перечисленные пункты СП 4.13130.2013 (найдете их ) более подробно и постараемся ответить на интересующий нас вопрос: противопожарные расстояния между домами как уменьшить законно ?

Вариант первый (только если оба частных жилых дома относятся к первой, второй или третьей степени огнестойкости — п.5.3.2.), позволяющий снизить противопожарные расстояния на 20%: с прилегающих друг к другу сторон домов надо убрать все проемы (оконные, дверные), а элементы кровли и карнизов (с этих же сторон) выполнить из негорючих материалов либо подвергнуть огнезащитной обработке. В реальности, если соседнее здание уже имеет окна или двери в Вашу сторону, заставить их заложить Вы не сможете никогда (если только не купите дом соседа вместе с его земельным участком и не сделаете все это сами).

Вариант второй (только если оба частных жилых дома относятся к первой, второй или третьей степени огнестойкости): идете в ближайшую пожарную часть и берете письменную справку, что по Вашей (или соседней) улице проходит наружный противопожарный водопровод (с указанием расстояний до двух ближайших к Вашему дому пожарных гидрантов, находящихся в рабочем состоянии) — выдать подобную справку должны бесплатно в ответ на Ваше письменное заявление. Там же возьмите справку, что в Вашем населенном пункте есть пожарная часть (добровольная со спец.техникой или государственная).

Если при наличии справки о противопожарном водопроводе возле Вашего дома в Вашем населенном пункте имеется:

— добровольная пожарная охрана с техникой, то противопожарные расстояния можно уменьшить на 30% (см.пояснения к п.5.3.2 после таблицы),

— государственная пожарная охрана, которая домчится до Вас за 10 минут (это определяют, опять же, сотрудники пожарной части), то Вы можете рассчитывать на уменьшение противопожарных расстояний на 50% (п.5.3.4).

Как вариант, в Вашем населенном пункте может охранять Ваш покой не государственная (федеральная или муниципальная), а объектовая пожарная часть. В этом случае в справке должно быть отражено, что объектовая часть выезжает на тушение частных жилых домов, расположенных в Вашем населенном пункте и, желательно, на Вашей улице .

Вариант третий (для домов любой степени огнестойкости). Внимательно ознакомимся вот с этим пунктом данного СП:

В данном случае нас интересует «блокировка домов «. Обращаемся к СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»:

....

Иными словами, если Ваш сосед не против, Вы можете (по письменному разрешению администрации), придвинуть свой дом к его, при условии, что его дом стоит практически по Вашей границе. То, что между двумя домами все же останется небольшой промежуток (желательно минимальный — 3-5 сантиметров), имеет вполне строительное объяснение: так как данные здания имеют разный вес и, возможно, разную этажность, то по требованиям строительных норм они являются самостоятельными «блоками» стены которых должны иметь собственные фундаменты.

Для блокировки домов, необходимо, чтобы:

— во-первых, дом соседа стоял точно по меже (это желательно еще раз перепроверить, вызвав геодезистов);

— во-вторых, сосед был не против блокировки домов (необходимо для большей гарантии заверить его согласие письменно у нотариуса);

— в-третьих, администрация Вашего населенного пункта дала письменное разрешение на данный вариант размещения Вашего дома.

Обычно такой вариант проходит только у тех, у кого раньше по каким-либо причинам старый дом примыкал к соседу. В этом случае обычно получают разрешение на реконструкцию, а не новое строительство. Но, внимание! При реконструкции объекта нельзя полностью его ломать, убирать стены и фундамент, даже если у Вас запланировано увеличение по площади и этажности. А вот при новом строительстве — можно (но только через Постановление администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства).

Но в разбираемом пункте есть еще одно слово — «группировать «. Что именно обо обозначает в данном тексте немного непонятно, да и законодатель его не объясняет. Но, по мнению некоторых сотрудников пожарного надзора, это означает, что если Ваш сосед не против того. что Ваш дом будет расположен ближе, чем это разрешено противопожарными расстояниями (при условии, что у Вас на руках есть Постановление администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, где это зафиксировано), то два Ваших дома будут составлять «группу» и нормироваться противопожарные расстояния должны уже будут между Вашей «группой» домов и другими соседями. То есть мы с Вами подошли к четвертому варианту законного уменьшения противопожарных расстояний между домами.

Вариант четвертый (не зависит от степени огнестойкости домов) — уменьшение противопожарных расстояний через Постановление администрации Вашего населенного пункта о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. В этом случае соседи должны быть СОГЛАСНЫ с подобным уменьшением (и, желательно, опять же заверить согласие у нотариуса, чтобы потом они не подали на Вас в суд ).

Теперь о том, почему возникают ситуации, когда необходимо найти причину, чтобы уменьшить законно противопожарное расстояние между жилыми домами .

Причина первая : слишком «узкие» земельные участки — в этом случае администрации населенного пункта обычно идет на встречу и через публичные слушанья об отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства при условии согласия ближайших соседей, если при этом нарушаются противопожарные расстояния.

Причина вторая : слишком близко к меже расположен дом соседа — в этом случае тоже можно решить проблему через публичные слушанья об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, но только если этот «приблизившийся сосед», даст свое СОГЛАСИЕ.

Вот вроде и все варианты, как уменьшить законно противопожарное расстояние между жилыми домами. Переходим к другой информации

Полезная информация от спонсора статьи «Противопожарное расстояние между жилыми домами: как уменьшить законно» фирмы Глонасс Навигатор СП: если Ваше транспортное средство в обязательном порядке должно быть оборудовано тахографом, не стоит рисковать и пытаться обойти данную норму. Необходимый тахограф купить сейчас можно практически во всех крупных городах России в специализированных компаниях. При этом в комплекс услуг входит не только сам продаваемый тахограф, но и его установка с последующей активацией.

.

Нет похожих статей.

55 комментариев

Поделиться: