Что следует отнести к объектам государственной охраны? (58072). Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

Государство со времен своего зарождения представляет публичный институт, создаваемый с целью выполнения определенных функций и задач. Выступая гарантом общественных процессов, государство не может выполнять свои полномочия без имущественного обеспечения. Одновременно, государство есть форма территориальной организации населения, что делает его уникальным собственником на определенные виды имущества, в отношении которых невозможно установить иные права собственности в процессе общественных отношений.

Государственная собственность представляет одну из форм общественной собственности. В соответствии с российским законодательством под государственной собственностью можно понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Таким образом, в Росси, как и в других федеративных государствах, государственная собственность делится на два уровня.

С социально-экономической точки зрения государственная собственность есть выражение отношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Отдельно следует выделить имущество, чье разделение не возможно между федерацией и ее субъектами. Вопросы разграничения государственной собственности относятся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), к предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество органов власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;

Охраняемые природные объекты историко-природного и культурного наследия;

Художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.



2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач:

Государственная казна;

Имущество Вооруженных Сил, органов и учреждений, финансируемых государством;

Объекты РАН, Министерства и ведомства России;

Предприятия и объекты геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии;

Полигоны;

Государственные запасы, мобрезервы и т.п.

3. Объекты оборонно-промышленного комплекса.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей (инфраструктура добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта и др.).

5. Прочие объекты, например предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, спиртовой и ликероводочной продукции.

6. Бесхозные объекты (в случае невозможности установить собственника имущества в качестве такового признается Российская Федерация, в дальнейшем в зависимости от вида имущество может быть передано в собственность субъекта федерации или муниципального образования).

Таким образом, среди всех возможных субъектов отношений собственности только Российская Федерация не имеет ограничений на возможные объекты собственности. В целом объекты федеральной собственности можно структурировать по следующим группам функционального использования.

В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации находятся средства производства, предприятия транспорта, связи, информации, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимое для выполнения задач Российской Федерации, включая государственную казну и казну субъектов Федерации.

В собственности субъектов федерации может находиться все остальное имущество, не отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации. Основу государственной собственности на уровне субъектов составляют имущество: необходимое для выполнения основных функций и задач данного уровня государственной власти (объекты сферы культуры, здравоохранения, детские дома, имущество государственных учреждений и т.д.); средства бюджета субъекта федерации; транспортная и иная инфраструктура, имеющая общее региональное значение; земельные ресурсы под объектами государственной собственности субъекта федерации и т.д.

Субъектом государственной собственности в соответствии с российским законодательством признается Российская Федерация как государство. Процесс управления объектами государственной собственности возложен на органы государственной власти. На уровне Российской Федерации полномочия по управлению государственной собственностью осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли. Субъекты Российской Федерации вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.

В том и ином случае любое управленческое решение принимается путем издания нормативно-правового акта законодательным органом власти, его утверждением главой Российской Федерации или субъекта федерации. Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления на местах, реализуя комплекс мероприятий в рамках установленных законом полномочий.

Первая группа . Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу относятся объекты, прямо связанные с:

Обеспечением обороны и безопасности;

Защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;

Проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;

Управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;

Функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);

Проведением фундаментальных научных исследований;

Контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;

Охраной памятников истории и культуры;

Хранением государственных запасов и резервов;

Эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов – недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.

На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.

Вторая групп а. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:

Базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура);

По добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;

Предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий).

Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе государственной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.

Для объектов второй группы наряду с государственной допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать большим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого блокирующим пакетом акций.

Третья группа . Объекты, через которые государство реализует экономическую политику и социальную защиту населения. В их числе могут быть:

Учреждения и организации здравоохранения;

Высшие учебные заведения;

Учреждения культуры и искусства;

Федеральные органы социального страхования и социального обеспечения и др.

На большинство объектов этой группы, как правило, должно распространяться полное право государственной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели. В рамках рассмотренных групп, на наш взгляд, целесообразно провести более детальную классификацию объектов федеральной собственности.

В современной России государство делегировало многие полномочия в социальной сфере на уровень субъектов федерации и местного самоуправления. Процесс делегирования полномочий сопровождался передачей объектов собственности. В результате на федеральном уровне остался относительно не большой круг имущественного комплекса, обеспечивающий функционирование социально-экономической, культурной сферы: ВУЗы, федеральные памятники культуры, архитектуры и музеи, и относительно узкий перечень других объектов.

Написать данные заметки автора заставила статья профессора В.И.Шестакова «Какие объекты подлежат государственной охране? ». Сегодня среди практикующих юристов и ученых правоведов не всегда однозначно определяются и разрешаются вопросы государственной охраны. Статья профессора В.И.Шестакова как всегда очень актуальна и написана хорошим юридическим языком. Приведенный анализ правоприменительной практики в отношении объектов государственной охраны заслуживает самого серьезного внимания. Однако в отдельных положениях, на наш взгляд, есть некоторые неточности, которые легко устранимы в процессе обсуждения, но имеют практическое значение. Именно поэтому мы решили обратить ваше внимание на ряд позиций, высказав сомнения по поводу отдельных положений в статье В.И.Шестакова.

Первое, что требует детальной проработки, - это юридическое определение «государственная охрана» , которое приводит В.И.Шестаков, ссылаясь на Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 1 указанного Закона четко и однозначно определяет «государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер ».

Здесь необходимо определить, какому органу государственной власти предоставлены функции обеспечения безопасности объектов государственной охраны. По тексту гл.III цитируемого закона можно сделать вывод, что таким госорганом является Федеральная служба охраны (ФСО).

Но вернемся к ст.1 и посмотрим, что является объектом государственной охраны - «лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом ». Следовательно, объектом государственной охраны является определенное законом физическое лицо (на профессиональном слеге «охраняемое лицо»).

Далее законодатель дает определение «охраняемые объекты» - «здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты».Данное определение дает право сделать вывод, что под охраняемыми объектами можно понимать только здания, строения и сооружения федеральных органов власти и прилегающие территории и акватории, здания и сооружения, находящиеся в их оперативном управлении, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности охраняемого объекта (лица). Никакие иные строения территории, акватории и т.д. не относятся к охраняемым объектам, так как там отсутствует объект охраны.

Не менее важным является и определение «охранные мероприятия» - «совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности .

Это положение дополняет и конкретизирует ст.5. «Органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану». Из текста статьи видим «Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны». Еще раз подчеркнем, единственным субъектом, осуществляющим государственную охрану, является ФСО!!!

Кроме того, в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Если говорить обычным языком, то все иные органы безопасности государства являются приданными силами в рамках своих компетенций, участие их в обеспечении государственной охраны определяется субъектом данного вида деятельности. Обращаю внимание, что ни ведомственная , ни вневедомственная охрана не являются органами государственной безопасности , это структурные подразделения министерств, действующие в рамках своих законодательных полномочий. К органам государственной охраны их нельзя относить по сути данного Закона. Скорее Министерство обороны можно отнести к органам безопасности, призванным для обеспечения объектов государственной охраны и защиты, чем подразделения вневедомственной охраны.

Обратимся теперь к Федеральному закону от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране». Статья 1 Закона определяет: «ведомственная охрана - совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Обращаю внимание, в определении нет слов «государственная ведомственная охрана », как определяет ее автор статьи. Наоборот, это специализированные органы управления силы и средства федерального органа, предназначенные для защиты объектов охраны.

Постановлением Правительства определено 13 федеральных органов, имеющих право учреждать ведомственную охрану. Если внимательно посмотреть положения постановления Правительства РФ от 12 июля 2000г. №514 «О ведомственной охране», то наряду с МЧС и Министерством обороны обнаружим Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство. Понятно, что каждый из указанных федеральных органов имеет свои объекты охраны, определенные соответствующими постановлениями Правительства и решениями министерств и ведомств. Но как их можно соотнести к объектам государственной охраны? (напомним, объектом государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране). Скорее всего, это ошибочное суждение.

Еще большая путаница, на наш взгляд, произошла с функционалом вневедомственной охраны.

Вневедомственная охрана - специализированная служба в системе органов внутренних дел, предназначенная для охраны имущества собственников (физических и юридических лиц), защите объектов на договорной, возмездной основе. Правовой базой деятельности ОВО является Закон «О милиции» и постановление Правительства РФ 14.08.1992г. №589 (редакция от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации».

Решая вопросы ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в рамках административной реформы одной из рекомендаций правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов (2003г.), было предложение о выводе вневедомственной охраны из структуры МВД России. Альтернативой ликвидации службы стала реорганизация вневедомственной охраны путем полного разграничения ее правоохранительных и экономических функций. Как результат появились две самостоятельные (по крайней мере, юридически) структуры.

Департамент государственной защиты имущества, в задачи которого входит:

Участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности;

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;

Методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности http://www.mvd.ru/struct/3299/ .

Обратите внимание, никаких задач по охране государственных объектов или решению задач обеспечения охраны указанных объектов нет. Следовательно, эта функция у ДЗГИ МВД РФ не присутствует.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, созданное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. №66 путем реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и создании на базе военизированных подразделений вневедомственной охраны самостоятельного коммерческого предприятия.

Утверждение автором статьи положения о том, что ч.1 ст.26 ФЗ «О ведомственной охране», до принятия федерального закона, регулирующего деятельность вневедомственной охраны, действие указанного Федерального закона, за исключением статей 8 и 9, распространяется и на вневедомственную охрану при органах внутренних дел, является не совсем точным.

Данное положение определено Федеральным законом от 15 июня 2006г. №88-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"».

Позволим себе процитировать весь текст Закона: «Внести в статью 26 Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ "О ведомственной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №16, ст.1935) следующие изменения:

в первом предложении слова "за исключением статей 8 и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих" заменить словами "за исключением статей 5, 8, и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие"; в третьем предложении слова "работников вневедомственной охраны" заменить словами "работников указанных подразделений"».

Таким образом, положения закона «О ведомственной охране» распространяются на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, а это ничто иное как подразделения ФГУП «Охрана». Еще более конкретно об этом сказано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"»: «разработан в целях распространения действия Федерального закона "О ведомственной охране" (за исключением статей 5, 8 и 9) на военизированные и сторожевые подразделения ФГУП "Охрана", подведомственного МВД России ».

Постановление Правительства России от 11.02.2005г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны ….» определило «Создать федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана", подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны».

Никакого отношения ФГУП «Охрана» к государственной охране (по определению ФЗ от 27 мая 1996г. №57-ФЗ) не имеет.

Не менее интересным является отнесение объектов охраны к государственным, проводимое чиновниками МВД РФ. Приведем цитату: подразделениями вневедомственной охраны обслуживается «514,5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения) . http://www.cordvo.ru/

Такое расширенное толкование понятия «объект государственной охраны» приводит к тому, что склады с запасами портянок и сапог стали объектами государственной важности. Поэтому Валерий Иннокентьевич абсолютно прав в своих выводах о том, что «Под объектами, подлежащими государственной охране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст.6 ФЗ «О государственной охране». А внесение в этот перечень объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч.1 ст.8 ФЗ «О ведомственной охране») нам представляется излишним.

Так как статьей В.И.Шестакова и этими заметками вопрос о государственной охране не исчерпан, приглашаем читателей высказать свое мнение по данной проблеме.

В действующем российском законодательстве принято выделять следующие разновидности принадлежности: частная, государственная и муниципальная собственность. Целесообразным будет более конкретно рассмотреть государственную собственность как самостоятельную категорию, а также все аспекты, присущие соответствующей теме.

Понятие собственности государственного типа

Понятие государственной собственности предполагает одну из форм принадлежности. Важно отметить, что ее распорядителями, которые являются субъектами, служат органы государственной власти. В число объектов государственного типа собственности входят следующие позиции: естественные ресурсы, строения, денежные средства, территория, информация, драгоценности, духовные и культурные ценности. Все они подробным образом рассмотрены в последующих главах.

В качестве финансовой категории понятие государственной собственности подразумевает приспособление имущественных комплексов обществу в лице представительных органов государственной формы власти. Следует заметить, что избираются они в определенном порядке.

Право собственности

Интересно знать, что право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (народу из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и, конечно же, отчуждения муниципальных имущественных комплексов.

Интересно знать, что принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей (иными словами, правительство), относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.

Что необходимо относить к государственной собственности?

Какие же объекты целесообразным будет отнести в систему государственной собственности? В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:

  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России (речь идет о федеральной собственности).
  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам РФ (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам).
  • Территория, другие естественные ресурсы (например, природные ресурсы России). Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).

Конкретные объекты

Как выяснилось, под государственной собственностью необходимо понимать имущественные комплексы, принадлежащие в соответствии с правом собственности РФ или ее субъектам. Среди объектов рассматриваемого права важно выделить следующие пункты:

  • Объекты всемирного природного наследия.
  • Ресурсы шельфа континентального значения.
  • Ресурсы морской зоны экономической направленности России.
  • Художественные ценности общегосударственного типа.
  • Исторические ценности общегосударственного типа.
  • Государственные банки.
  • Государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня).
  • Валютный фонд.
  • Золотой запас.
  • Государственное недвижимое имущество.
  • Алмазный фонд и так далее.

Виды государственной собственности

Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов, которые представлены в предыдущей главе. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:

  • Объекты производства оборонного плана.
  • Объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее).
  • Объекты экономических секторов. Важно дополнить, что именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства.
  • Объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее).
  • Дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования (сюда целесообразным будет отнести и структуры, их обслуживающие).

Значения государственной собственности

Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:

  • Государственная собственность непосредственных субъектов Российской Федерации.
  • Федеральная собственность.

Субъекты взаимоотношений

Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:

  • Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
  • Руководство страны.
  • Отдельные муниципальные структуры.

Распределение имущества

Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.

Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:

  • Право владения.
  • Право пользования.
  • Право распоряжения.

Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.

Функции собственности

Муниципальный тип собственности сегодня играет немаловажную роль в деятельности Российской Федерации касательно обеспечения финансовой убежденности и устойчивости, благодаря реализации следующих функций социальной направленности:

  • Формирование вещественных предпосылок для организации стабильного производства (в достаточной степени) капитала публичного характера.
  • Разрешение государству именоваться самостоятельной единицей в плане финансовых правоотношений как за границей, так и внутри державы.
  • Наделение гарантиями функционирования различных областей и секторов экономики (финансовая защищенность, космическая индустрия).
  • Наделение гарантиями надлежащей деятельности со стороны общественной некоммерческой области.
  • Наделение гарантиями национальной сохранности.
  • Возможность оказания помощи в ускорении освоения высоких технологий.
  • Национализация собственности разорившихся структур.
  • Осуществление функций гаранта практически всех внутренних и интернациональных согласований и договоров.
  • Деятельность, связанная с обеспечением подходящих условий для становления такой категории, как частное предпринимательство.
  • Наделение разрешением в плане выравнивания кризисных ударов посредством методики понижения налогообложения. Кстати, в данном случае нередко применяются запасные фонды.

Управление собственностью

Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.

Функции управления

Важно заметить, что управление собственностью государственного значения реализуется:

  • В строгом соответствии с российским гражданским законодательством, а также иными актами нормативно-правовой природы, которые занимаются регулированием имущественных дел в Российской Федерации.
  • Системой федеральных структур исполнительного типа власти, среди которых особые органы, уполномоченные правительством; комитеты муниципальной направленности; агентства, уполномоченные правительством; министерства; Правительство РФ.

Далее целесообразным будет рассмотреть ключевые функции управления государственной собственностью, которые возложены непосредственным образом на Министерство взаимоотношений имущественной природы РФ. Таким образом, структуры, осуществляющие управление, использование, а также дающие указания относительно собственности государственного значения, реализуют следующие функции, носящие принципиальный характер:

  • Управление пакетом акций муниципальной природы.
  • Выработка и реализация стратегии, связанной с управлением развития муниципального хозяйствования.
  • Формирование муниципальных программ мотивированного плана, а также государственных заказов и проектов.
  • Создание конкурентоспособной структуры в отношении управления объектами рассматриваемого сектора, приспособленной к современным рыночным условиям.
  • Разработка политики ценообразования в случае размена между рыночными образованиями и муниципальными учреждениями.
  • Решение текущих и стратегических задач по ресурсному обеспечению муниципальных хозяйств (структур).

Приватизация и разгосударствление

В процессе перевода российской экономики на отношения рыночного типа одной из ключевых задач стала приватизация или разгосударствление собственности. Представленные категории считаются весьма сложными и в то же время противоречивыми операциями. Именно поэтому при их осуществлении правительство обязуется исполнять достаточно энергичную роль. Так или иначе, оно должно организовать баланс интересов всего общества и частных лиц.

Под приватизацией следует рассматривать процесс превращения государственного типа собственности в личный относительно юридических и физических лиц; переход прав, связанных с принадлежностью, от государства к частным лицам в соответствии с критериями продажи муниципальных структур частным лицам. Сюда же относится реализация определенного процента активов и делегирование прав, относящихся к постановлению муниципальными имущественными комплексами.

Разгосударствление следует понимать как уменьшение удельной доли государственной принадлежности в целом ее размере. Важно отметить, что основным ее направлением сегодня принято считать приватизацию городской и государственной собственности. Так, разгосударствление взаимоотношений касательно собственности целесообразно свести к трем основополагающим нюансам:

  • Формирование разных типов хозяйств (структур).
  • Преображение хозяйств, которые остались в муниципальном ведении; абсолютное освобождение их от административно-командных методов.
  • Приватизация, полноценным образом рассмотренная выше.
  • Основания прекращения права собственности
  • 7.Переработка (спецификация) как основание приобретения права собственности.
  • 8.Государственная регистрация права собственности на недвижимые вещи. Иск о государственной регистрации перехода права собственности.
  • 9.Приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи.
  • Приобретение права собственности на бесхозные вещи
  • 10.Особенности приобретения права собственности на вновь созданные недвижимые вещи.
  • 11.Режим самовольной постройки.
  • 12.Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи.
  • 13.Приобретение права собственности в порядке наследования.
  • 14.Приобретательная давность.
  • 15.Производные основания приобретения права собственности.
  • 16.Приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении вещи.
  • 17.Прекращение права собственности по воле собственника.
  • 18.Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать.
  • Последствия приобретения права собственности на вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в нем
  • Основания приобретения имущества
  • Сроки отчуждения имущества
  • Принудительная продажа или передача в публичную собственность
  • Возмездный характер отчуждения
  • 19.Прекращение права собственности на жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
  • 20.Обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам.
  • 21.Реквизиция, национализация и конфискация как основания прекращения права собственности
  • 29. Конфискация.
  • 30-31. Национализация. Приобретение права собственности по давности владения (приобретательная давность).
  • 22.Приватизация государственного и муниципального имущества
  • Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  • 23.Способы приватизации государственного (муниципального) имущества. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 24.Право собственности граждан на жилые помещения. Права членов семьи собственника жилого помещения.
  • 25. Ограничения правомочий собственника жилого помещения. Права членов семьи собственника жилого помещения. Пределы ограничения и осуществления права собственности на жилые помещения
  • 2. Права членов семьи собственника жилого помещения
  • 26.Право частной собственности на земельные участки. Право частной собственности на землю.
  • 27.Право собственности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
  • 28.Особенности возникновения, содержания и прекращения права собственности корпоративных юридических лиц.
  • 29.Полномочия органов юридических лиц по совершению сделок с имуществом юридических лиц.
  • 30.Право государственной и муниципальной собственности. Разграничение государственной собственности. Право государственной собственности
  • Право муниципальной собственности
  • Субъекты права публичной собственности
  • Субъекты права публичной собственности:
  • Объекты права публичной собственности
  • 31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.
  • 32.Приватизация государственного и муниципального имущества.
  • 33.Право общей собственности понятие, виды, основания возникновения и прекращения.
  • Общая долевая собственность
  • Осуществление права общей долевой собственности
  • Прекращение права общей долевой собственности
  • 34.Право общей совместной собственности.
  • 35.Право общей собственности супругов. Брачный договор.
  • 36.Раздел общего имущества супругов.
  • 37.Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 38.Обращение взыскания на долю в общем имуществе.
  • 39.Природа и порядок определения размера доли в праве обще долевой собственности. Правила распоряжения долей в праве общей долевой собственности.
  • 40.Права собственников помещений на общее имущество в многоквартирных жилых домах и нежилых зданиях. Общее имущество собственников в многоквартирном доме
  • Право собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома
  • § 2 Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме
  • § 3 Объекты общего пользования в многоквартирном доме
  • § 4 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
  • 41.Особенности возникновения, содержания и прекращения прав членов (бывших членов) семьи собственника жилого помещения.
  • 42.Ограниченные вещные права на земельные участки. Ограниченные вещные права на землю.
  • 1.Право постоянного (бессрочного) пользования.
  • 3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
  • 43.Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения.
  • Приобретение путем юридических сделок
  • Приобретение по давности
  • Приобретение в силу предписания закона
  • Установление в силу судебного решения
  • 45.Понятие, природа, основания возникновения и прекращения вещных прав отказополучателя (легатария) и рентополучателя.
  • 46.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 47.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  • 50.Право застройки (суперфиций)
  • 51.Ограниченные вещные права типа узуфрукта
  • § 2. Отдельные виды ограниченных вещных прав
  • 52.Права членов семьи собственника жилого помещения.
  • Обязательственно-правовые аспекты ипотеки
  • 54.Понятие и система гражданско-правовых способов защиты вещных прав.
  • Иск как способ защиты вещного права
  • Особенности истребования имущества от добросовестного приобретателя
  • Последствия прекращения права собственности в силу закона
  • 56.Иск о признании права собственности.
  • 57.Осовобождение вещи от ареста (исключение из описи)
  • 58.Негаторный иск как способ защиты права собственности и иных вещных прав.
  • 59.Защита субъектов вещных прав при прекращении последних в силу закона.
  • 31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.

    Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты - любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

    К объектам, которые могут находиться в собственности только государства , относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

    Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

    Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

    К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

    Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

    Приватизация - отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

    К объектам приватизации относятся:

    § предприятия и другие имущественные комплексы;

    § здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

    § земельные участки;

    § жилые помещения;

    § акции открытых акционерных обществ.

    Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности :

    1) Объекты, составляющие основу национального богатства страны – ресурсы континентального шельфа и территориальных вод; особые природные объекты (заповедники, природные парки, курорты); объекты историко-культурного наследия и художественные ценности;

    2) Объекты, необходимые решения общероссийских задач – государственная казна РФ, имущество Вооруженных сил РФ, органов безопасности, ВУЗы;

    3) Объекты оборонного производства – предприятия ВПК, объекты связи и инженерной инфраструктуры;

    4) Объекты отраслей, обеспечивающих функционирование отраслей экономики России – предприятия и объекты электроэнергетики, телевизионные и радиопередающие центры, федеральные автомобильные трассы; с/х предприятия;

    5) Прочие объекты – предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

    Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ :

    1) Крупнейшие предприятия экономики;

    2) Предприятия атомного и энергетического машиностроения;

    3) Предприятия рыбопромысловой промышленности;

    4) Государственные санаторно-курортные учреждения, гостиницы;

    5) Учреждения здравоохранения, образования;

    6) Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные организации;

    7) Предприятия автомобильного транспорта;

    8) Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства;

    Объекты, относящиеся к муниципальной собственности :

    1) Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти РФ и расположенные на территории муниципальных образований:

    Жилищный и нежилой фонд;

    Ремонтно-строительные предприятия;

    Объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства;

    2) Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и находящиеся на территории муниципальных образований:

    Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

    Учреждения здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), культуры и спорта.

    3) Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

    В РФ: федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    В Красноярском крае: агентство по управлению гос.имуществом Красноярского края.

    В Красноярске: департамент муниципального имущества и земельных отношений.

    Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

    В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

    В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

    а) государственную и муниципальную казну;

    б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

    Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

    Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

    Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

    Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности органов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны - повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

    Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.

    Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

    В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

    Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

    Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

    а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

    б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

    в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

    г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

    Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

    Источниками образования муниципальной казны может быть имущество :

    а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

    б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной собственности;

    в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

    г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

    д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

    е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

    ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

    з) приобретенное по давности владения;

    и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

    к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

    л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

    Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

    Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате :

    Внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

    Передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

    Внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

    Внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

    Отчуждения по гражданско-правовым договорам;

    Обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

    Потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

    Совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

    Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

    Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

    Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

    Передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

    Передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

    Передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

    Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

    Согласно статье 214 Гражданского Кодекса государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - (собственность субъекта РФ).

    Поскольку Российская Федерация – это федеративное государство, то существует 2 уровня управления государственной собственностью – федеральный и региональный. Собственником государственного имущества является Российская Федерация и субъекты РФ. А субъектом отношений является Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества является федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество ) и федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в составе министерства экономики и развития РФ (Роснедвижимость ), которое занимается регистрацией права собственности и государственным кадастром. В Красноярском крае эти функции выполняет агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в составе Министерства экономики и регионального развития Красноярского края.

    Государственная собственность делится на две части. Одну часть составляет имущество, находящееся в государственной собственности, которое закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение ,пользование и распоряжение направе хозяйственного ведения и праве оперативного управления . Другую часть составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, которые являются государственной казной РФ или казной соответствующего субъекта РФ.

    Государственная собственность образуется за счет государственного строительства, средств госбюджета инационализации частных предприятий . Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

    РФ имеет исключительное право собственности на следующие категории имущества:

    1. Объекты природной составляющей – водное пространство, воздушное пространство, недра, шельфовая зона, земельные участки, леса и др.;

    2. Объекты собственности, связанные с обороной – имущество Вооруженных Сил РФ и всё, что связано с обеспечением их деятельности;

    3. Объекты отраслей экономики, относящиеся к инфраструктуре и имеющие общефедеральное значение (железные дороги, автодороги, линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы и др.), и объекты стратегического характера (атомные электростанции, гидроэлектростанции, объекты военно-промышленного комплекса, уникальные объекты) – частный сектор имеет право только на 25% акций, так как 25% + 1 голос – это уже блокирующий пакет;


    4. Объекты культурно-исторического наследия – заповедники, заказники, национальные парки, памятники культуры, имеющие общефедеральное значение;

    5. Прочие объекты – подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (всё относится к недвижимости, так как имеет порт приписки); средства бюджета, акции, золотой запас ,алмазный ивалютный фонды ; недвижимость за границей, которая после распада СССР перешла к объектам государственной собственности РФ (здания посольств, дипломатические корпуса, торговые палаты и т.п.) и иное имущество.

    РФ обладает монопольным правом на бесхозное имущество . Кроме того, РФ обладает монополией на все виды земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений и земель отраслей экономики . Согласно статье 9 Земельного Кодекса, к полномочиям РФ в области земельных отношений относится установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

    Собственность субъектов РФ разделена по предметам ведения. В собственности субъектов РФ могут находиться:

    − средства бюджета;

    − инфраструктура регионального значения (теплотрассы, железные и автомобильные дороги и т.п.);

    − имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ;

    − детские дома, больницы, диспансеры и т.п.;

    − земельные участки, которые не находятся в собственности РФ и муниципальных образований;

    − акции (например, акции «ТГК-13» в собственности Красноярского края);

    − иное имущество, не находящееся в исключительном ведении РФ.

    Поделиться: