Уэбипк мвд рф. Эволюция службы экономической безопасности

Закон закрепляет права и обязанности сотрудников ОЭБиПК (Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции). Следовательно, при осуществлении своей непосредственной деятельности они должны руководствоваться только законом и не превышать пределы своих полномочий.

Случается, что деятельность коммерческой организации вдруг начинает интересовать сотрудников ОЭБиПК. И такой интерес ничего хорошего в себе не несет. Во-первых , для руководства предприятия и его собственников грядут проверки и головная боль, а во-вторых , деятельность предприятия, по всей видимости, действительно вызывает лишние вопросы.

ОЭБиПК состоит в структуре Министерства внутренних дел, и его сотрудники занимаются борьбой с хищениями, мошенничеством, противозаконной предпринимательской деятельностью, взяточничеством и прочими нарушениями. То есть, деятельность ОЭБиПК сосредоточена на предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений в области экономической деятельности. В особенности ОЭБиПК обращают внимание на фиктивную регистрацию и фирмы-однодневки. Все это изначально воспринимается как способы избежать уплаты налогов.

Большинство проверок, которые проводятся государственными органами, предсказуемы и только проверки ОЭБиПК случаются неожиданно. Причем права ОЭБиПК регламентирует огромное количество нормативно-правовой документации, а вся деятельность сотрудников ОЭБиПК должна вестись в четком соответствии с нормами действующего законодательства.

Основания для проведения проверок сотрудниками ОЭБиПК:

    Возбуждение уголовного дела;

    Запросы налоговых органов;

    Наличие информации о признаках преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    Наличие информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации

Что проверяет ОЭБиПК?

В большинстве случаев, сотрудники подразделений ОЭБиПК проверяет деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, документирование, выявление, пресечение налоговых преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного Кодекса РФ, в том числе:

    Ст.198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

    Ст.199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

    Ст.199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента.

    Ст.199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

При осуществлении оперативных мероприятий сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Полномочия сотрудников ОЭБиПК.

Во время проверки сотрудники ОЭЬиПК обладают следующими полномочиями:

    Производить дознание и следствие по делам о преступлениях, отнесенным к их ведению и к их подследственности в соответствии с УПК РФ;

    Осуществлять законную оперативно-розыскную деятельность;

    Участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

    Производить проверки при достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    Осуществлять проверки организаций в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок, заведением дел оперативных проверок и возбуждением уголовных дел;

    Беспрепятственно проникать на территорию фирмы и обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения организаций независимо от форм собственности и места нахождения;

    Безвозмездно получать от организаций, физлиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ОЭБиПК обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.

Таким образом, требования сотрудников ОЭБиПК должны быть обоснованы. Кстати, чтобы сотрудники полиции не вышли за рамки своих полномочий при проведении проверки ОЭБиПК обязательно должно присутствовать лицо, которое имеет возможность дать оперативно необходимые пояснения. Лучше всего, если этим лицом будет исполнительный директор. По крайней мере, это убережет организацию от запутанных и ненужных разбирательств.

Функции ОЭБиПК достаточно четко очерчены, и все неправомерные действия специалистов отдела можно обжаловать в суде или же направить в прокуратуру с жалобой на действия вне рамок закона.

По итогам проведенной проверки УЭБиПК имеет право возбуждать уголовное производство, в случае, если деятельность организации велась с нарушениями законодательства, и выявлен состав экономического преступления.

Раз уж практика ОЭБиПК такова, что проверить могут любую организацию, то следует, быть может, дать совет руководителям любого юридического лица. Если вы получили письменную заявку о предоставлении документации, которая отражает деятельность вашей организации, если к вам нагрянули сотрудники ОЭБиПК, если в любой ситуации деятельностью вашей организации заинтересовались сотрудники Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, вам следует обратиться к профессиональным юристам. Для чего? Для того, чтобы проверка не привела к уголовной ответственности. Для того чтобы проверка прошла вообще без всяких негативных последствий. И помните: у ОЭБиПК обязанности такие, расследовать экономические преступления. И они их расследуют. Наша же с вами обязанность – доказать, что никаких преступлений вы не совершали, и совершать не планируете. Даже в случае, если в ваших документах есть какие-то недочеты.

Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).

Они собирают сведения и предметы, чтобы субъекты предварительного расследования смогли:

  • возбудить уголовное дело;
  • придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.

Чаще всего сотрудников ОБЭП интересует различная документация, особенно касающаяся финансово-хозяйственной деятельности. По понятным причинам плана проверок у них не бывает, т. к. все действия производятся по мере появления информации о противоправных деяниях.

Проверка организации или предпринимателя не означает, что подозрения обязательно касаются этой фирмы. Возможно, что дело в преступившем закон контрагенте, связи которого и проверяют.

Основания доследственной проверки ОБЭП на предприятии

В отличие от следователей и дознавателей, сотрудники ОБЭП проводят не следственные действия, а оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ), согласно ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Среди них — опросы, прослушивание переговоров, наблюдение, проверочные закупки и т. д.

Одно из таких действий — обследование помещений. Именно для его проведения оперуполномоченные обычно являются на территорию фирмы. Порядок проведения этого ОРМ урегулирован соответствующей инструкцией, утв. приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 (далее — Инструкция).

Основанием для обследования предприятия выступает информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном противоправном действии либо бездействии (п. 1 ч. 2 ст. 7 закона № 144-ФЗ). Документально основание оформляется так (пп. 3-5 Инструкции):

  1. Сотрудник, обладающий информацией, готовит рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.
  2. На основании рапорта руководитель подписывает распоряжение о проведении обследования, в котором должна быть указана конкретная информация, послужившая поводом для этого.

Полномочия ОБЭП при проведении проверки. Возможна ли проверка без понятых?

По прибытии на место оперуполномоченные обязаны:

  1. Предъявить представителю проверяемой организации служебные удостоверения и предоставить ему возможность ознакомиться с распоряжением о проведении обследования.
  2. Выдать на руки физлицу или законному представителю юрлица копию распоряжения.
  3. Предупредить всех участников ОРМ о применении любых технических средств.

ВАЖНО! В отличие от обыска, на обследовании сотрудники ОБЭП не имеют права вскрывать помещения против воли собственника. Также они не могут запретить присутствующим общаться между собой либо с другими лицами и покидать помещение.

В ходе обследования сотрудники ОБЭП могут:

  1. Осматривать занимаемые предприятием здания, сооружения, помещения, участки местности, принадлежащие ему транспортные средства и изучать при этом предметы, документы и материалы, представляющие интерес в связи с имеющейся информацией.
  2. Использовать в ходе обследования любые технические средства, в том числе для совершения аудиозаписи, видео- и фотофиксации.
  3. Изымать документы с признаками подделки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте вещи, если на них не имеется специального разрешения.
  4. Изымать прочие документы, электронные носители информации и вещи при соблюдении условий ч. 1 ст. 15 закона № 144-ФЗ.

ВАЖНО! В случае изъятия чего-либо ОБЭП проверку без понятых проводить не имеет права.

Если изымаются документы и электронные носители, то с них изготавливаются копии, которые должны быть затем (но необязательно сразу) переданы законному владельцу (пп. 15-22 Инструкции).

Проверка ОБЭП — как себя вести?

  1. Внимательно изучить распоряжение на обследование и удостоверения сотрудников полиции. Переписать сведения из служебных удостоверений, попросить копию распоряжения, если ее не передали. Проверить, соответствует ли перечень проверяющих фактически явившимся лицам. Лишних лиц можно просить покинуть территорию.
  2. Проверить, действительно ли проведение обследования было санкционировано, связавшись с соответствующим подразделением полиции по телефону (распоряжения на обследование должны вноситься в специальный журнал учета).
  3. Как можно скорее озаботиться присутствием представителя юридической службы организации или адвоката.
  4. Не оказывать физического противодействия, не хвалиться связями и возможностями, не отказываться от подписи при ознакомлении с документами (это приведет только к фиксации факта отказа от подписи).
  5. Давать минимум пояснений или не давать их вообще, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.
  6. Не подписывать документы не читая. Вносить при необходимости свои замечания по проведенному ОРМ в составляемые протоколы.

***

В заключение отметим, что в законодательстве нет прямого указания на необходимость получения согласия собственника на обследование, хотя среди высокопоставленных представителей правоохранительных органов и ученых распространено мнение, что на гласное ОРМ (каковым и является обследование) необходимо получать согласие. Если вы не согласны с проведением обследования, это вряд ли остановит проверяющих, но в протоколе свое несогласие следует отразить — данный факт может помочь впоследствии при обжаловании произведенных действий.

Экономические преступления являются чрезвычайно распространёнными. Вспомнить хотя бы коррупцию, которую не поносит разве что ленивый. Они подтачивают фундамент государства и негативно влияют на положение народа. Поэтому и существует такая структура, как управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Что оно собой представляет? Как действует?

Общая информация

Более 80 лет назад в правоохранительных структурах появился отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, кратко называемый ОБХСС. С начала перестройки были внесены изменения в его функционирование. А структура была переименована в управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). Следует отметить, что это чрезвычайно необходимое подразделение в современных условиях, ведь прямые потери от них составляют сотни миллиардов рублей. В стране ежегодно совершаются сотни тысяч налоговых преступлений. И это только те, что регистрируются и входят в уголовные дела. Ежегодно десятки тысяч людей несут то или иное наказание. Но и это не останавливает преступников. Поэтому и необходимо управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, ФСБ и в рамках прочих структур.

Чем же оно важно?

Какими делами занимаются ответственные сотрудники МВД? На просторах Российской Федерации популярным является ведение незаконного бизнеса, осуществление фиктивных банкротств, а также присутствуют незаконные захваты предприятий. Кроме этого, не следует забывать и о должностных преступлениях, коррупции, производстве и распространении контрафактной продукции, а также возмещении причинённого экономического ущерба.

История развития

Чтобы лучше разобраться в теме статьи, давайте начнём с ОБХСС. Эта структура, согласно документам, была создала для борьбы со спекуляциями. Её сотрудники занимались тем, что следили за функционированием предприятий потребительской кооперации и государственной торговли. Они стали настоящим кошмаром для тех, кто желал поживиться за счет страны. Увы, эта структура так и не смогла искоренить воровство полностью как явление. Но всё же ощутимое продвижение было заметно. Так, выделяемые государством средства почти всегда доходили до адресатов, а о подпольных миллионерах вроде Корейко все на определённое время позабыли.

Но новые времена меняют вызовы. Так постепенно возник департамент экономической безопасности. Но это была только переходная структура, что в последующем тоже была реформирована. И сейчас к основным проблемам главное управление по борьбе с экономическими преступлениями относит коррупцию, взяточничество, расхищение государственных средств, преступления в кредитно-финансовой сфере, топливно-энергетическом комплексе, на объектах промышленности, во внешнеэкономической деятельности.

Почему была осуществлена реорганизация?

Почему ДЭБ был превращен в УБЭП? Официально всё было подано как изменение названий. Но реорганизация не свелась к одним именам. Так, во время изменения было смещено всё руководство времен ДЭБ. Ранее это подразделение было, по сути, неподконтрольным МВД. Причем оно являлось частью центра межведомственной группы влияния, куда входили сотрудники следственного комитета, а также офицеры из управлений К и М. Чтобы ослабить внутренние склоки и интриги, а также сконцентрировать снимание специалистов на деле, был осуществлен ряд перестановок.

Территориальное деление

Наибольшее значение имеет структура федерального значения. Но есть и структурные подразделения, которые занимаются определённой республикой, областью, районом или краем. В больших городах могут создаваться отдельные отделы, например управление по борьбе с экономическими преступлениями СПБ или Москвы. Как определяют структуру, которая должна заниматься расследованием? Если преступление было совершено на территории края и не является масштабным, то им занимаются местные специалисты. Допустим, на территории села был открыт нелегальный игровой зал. Зачем для такого дела привлекать специалистов федерального уровня? С таким экономическим преступлением справятся и сотрудники краевого отделения. А вот если организованной преступной группой было украдено 100 миллионов рублей с объекта федерального значения - это да, повод для привлечения федеральных специалистов.

Какие основные задачи?

Многие граждане видят только одну сторону деятельности этих подразделений. Но чтобы иметь полноценное представление об этих структурах, необходимо знать всё, чем они занимаются. И для начала можно перечислись основные задачи:

  1. Осуществление мер по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в пределах компетенции.
  2. Участие в усовершенствовании нормативно-правового регулирования;
  3. Помощь в определении и формировании основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности.
  4. Определение существующих угроз и выработка мер по их нейтрализации.
  5. Участие в федеральных целевых программах и планировании.
  6. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных налоговых и экономических преступлений в сферах экономики, государственной службы и органах местного самоуправления.
  7. Организация оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на защиту всех форм собственности от различных преступных посягательств для обеспечения благоприятных условий развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.
  8. Проведение документальных ревизий и проверок для выявления, пресечения и раскрытия налоговых и экономических преступлений.
  9. Организация борьбы с легализацией денежных средств и прочего имущества, которые были получены преступным путём.
  10. Противостояние финансированию терроризма, экстремизма и прочей противоправной деятельности.

Выполнение функций

Как видите, задачи перед ними важные и масштабные. Но, увы, полностью выполнить их не получается. К сожалению, невозможно полностью искоренить воровство. И сейчас нужно констатировать, что свои функции управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД выполняет не в полной мере. Почему же сложилась такая ситуация? Следует признать, что довольно многим преступникам удаётся уйти от наказания из-за тех же самых преступлений, по которым их ловят. А именно - коррупции. Так, даже если самый честный работник УБЭП поймает проворовавшегося чиновника, последний может дать взятку судье. Можно доказать, что здесь что-то не то, но на это требуется время, которого достаточно, чтобы улизнуть из Российской Федерации. Возможно даже такое, что ничего доказать не получится. А использовать в качестве аргумента «я чувствую здесь коррупцию» не выйдет, ведь у нас правовое государство, где необходимо доказать вину человека из-за действия презумпции невиновности. Так, пока суд не решит, что чиновник - вор, мы его так называть не можем.

Заключение

Хотя каждый год за экономические преступления в Российской Федерации осуждаются десятки тысяч людей, конца-края не видно настоящему потоку нарушений. Необходимо поддержать наши органы безопасности в их нелегком деле, ведь сейчас многие уверены, что ничего не делается. Да, безусловно, есть негативные моменты, и их довольно много. Но существуют и позитивные тенденции. И они тоже заслуживают нашего внимания.

Сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями могут появиться на пороге каждой фирмы. Причем визит силовиков в организации способен повлечь за собой целый ряд негативных последствий. Дело в том, что органы милиции наделены широкими полномочиями, позволяющими обнаружить любое нарушение.
Мария Дудко

Незваные гости Формально у милиционеров могут отсутствовать претензии по отношению к предприятию. Но нередки случаи, когда фирму проверяют лишь потому, что в прошлом она сотрудничала с неблагонадежными контрагентами, говорит юрисконсульт организации «Право» Георгий Рядчиков :

Таким образом, законная деятельность компании попадает под сомнение из-за недобросовестного партнера. Предупредить проверку, отсеяв из списка поставщиков такие организации, - весьма сомнительная возможность. Вот и приходится фирмам отвечать за чужие ошибки.

За что фирма может попасть в поле зрения сотрудников ОБЭП
  • За нахождение фирмы в районе, где сложилась криминогенная ситуация: теракты, обострение бандитизма.
  • За жалобу от покупателя, которому был продан некачественный продукт.
  • За деятельность в сферах, в которых наиболее распространены экономические преступления. К ним относятся: строительство, общественное питание, салоны сотовой связи и продуктовые магазины.
  • Из-за анонимного телефонного звонка.
  • За контакты с недобросовестными контрагентами.
Контролеров из ОБЭП особенно интересуют некоторые виды хозяйственной деятельности, экономические преступления в которых наиболее распространены. К таким сферам бизнеса относятся: строительство, общественное питание, салоны сотовой связи и продуктовые магазины. Впрочем, визит милиционеров может быть связан и с криминальной ситуацией в определенном районе, вызванной терактами или, к примеру, участившимися заявлениями о продаже контрабандных товаров.

Причиной проверки фирмы сотрудниками ОБЭП может стать и жалоба потребителя. Как правило, заявление в ОБЭП пишут недовольные покупатели некачественного или контрабандного товара, который привел к отравлению. По словам юриста Татьяны Демьяновой , на такие утверждения оперативники обязаны реагировать незамедлительно.

Однако порой причиной проверки является телефонный звонок недобросовестного конкурента фирмы. В таких случаях нередки всевозможные уловки: от анонимного сообщения до утверждения, что звонит ранее работавший в компании сотрудник, уверяет Георгий Рядчиков:

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда компании используют «натравливание» различных органов власти, чтобы убрать более успешного конкурента. Ведь даже благополучной организации достаточно тяжело удержаться на плаву, если ее постоянно проверяют. Ревизии отнимают огромное количество времени, и - что самое страшное - подрывают авторитет компании в глазах других фирм.

Неожиданный посетитель Перед проведением проверки милиционеры могут длительное время собирать сведения об организации и наблюдать за ее работой. Сама же проверка фирмы сотрудниками ОБЭП чаще всего выглядит следующим образом: магазин посещает пара молодых людей под видом покупателей, которые производят контрольную закупку товара. Дождавшись оформления необходимых документов, посетители, как правило, представляются и предъявляют служебные удостоверения сотрудников ОБЭП. Кроме того, милиционеры могут предъявить предписание о проверке.

Предъявив документы, сотрудники ОБЭП, как правило, просят посторонних людей покинуть помещение проверяемого офиса или склада. В свою очередь, от руководителя организации потребуется представить регистрационные и иные документы, относящиеся к хозяйственной деятельности компании. Причем не стоит препятствовать контролерам, утверждает главный бухгалтер компании «Серебряная Лоза» Владимир Самсонов :

Стоит помнить, что сотрудники милиции выполняют исключительно свои обязанности и противодействие их работе как минимум повлечет за собой дополнительные сложности. Но ни в коем случае не стоит доводить дело до рукоприкладства, ведь в таком случае оперативники вправе применить физическую силу. Полномочия сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями установлены Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с полной версией данного документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Оперативники имеют полное право обследовать офис, производить осмотр всех принадлежащих проверяемой организации помещений, а также изымать любую найденную документацию и образцы продукции для проведения исследований и экспертиз (п. 25 ст. 11 закона № 1026-1). Также милиционеры могут конфисковать любые носители информации, например компьютеры, а также диски и дискеты. Наделив такими полномочиями сотрудников ОБЭП, законодатели поступили справедливо, уверена юрист Татьяна Демьянова:

При рассмотрении экономических преступлений важна каждая найденная бумага и пометки на ней. На дисках также иной раз хранится конфиденциальная информация, которая может иметь колоссальное значение для проверяющих. Во избежание подобных эксцессов многие руководители фирм предпочитают хранить такого рода документы за пределами офиса.

Сотрудники милиции не вправе требовать предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. К ним, в частности, относится внутренняя бухгалтерская отчетность, а также содержание регистров бухучета (п. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Изъятие таких документов возможно только с санкции прокурора. Стоит отметить, что на время проверки оперативники вправе приостановить деятельность компании.

Если же в процессе контрольного мероприятия сотрудники милиции выявят нарушения в оформлении документации на товар или груз, продукция будет вывезена для хранения на склады третьих организаций до дальнейшего разбирательства. А «бесхозный» груз, на который проверяющие не обнаружат надлежащих документов, будет изъят милиционерами для дальнейшей реализации (п. 27 ст. 10 закона № 1026-1). По завершении ревизии контролеры составляют акт проверки. Представителю организации перед подписанием документа стоит тщательно его изучить во избежание дальнейших проблем, уверена бухгалтер компании «Мерамед» Виктория Черепкова :

Нельзя слепо соглашаться с доводами, указанными проверяющими. Ведь впоследствии акт проверки может быть обращен против организации. Например, если в ходе ревизии были изъяты документы, компрометирующие предпринимателя. Подписать акт в этом случае фактически означает признать свою вину.

Возможные последствия Если по итогам проведенного мероприятия обнаружились хотя бы малейшие нарушения в хозяйственной деятельности фирмы, организация понесет ответственность, уверена юрисконсульт фирмы «Юридическая правовая помощь» Наталья Михайлова .

Лишь получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сотрудники ОБЭП уже вправе возбудить уголовное дело в отношении представителя проверенной организации (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК). Но по итогам проведенной проверки милиционеры могут и отказать в возбуждении дела по причине отсутствия самого преступления (ст. 24 УПК). О чем руководство компании будет извещено в трехдневный срок после окончания ревизии, констатирует юрисконсульт фирмы «Юридическая правовая помощь» Надежда Медведева :

Однако если ОБЭП не уведомит организацию о принятом решении в строго регламентированные сроки, впоследствии их постановление можно будет обжаловать.

Тем не менее уголовные дела в отношении предпринимателей заводят достаточно редко: обычно организация-нарушитель привлекается к административной ответственности. Например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, наличие которого является обязательным, должностных лиц оштрафуют на 4-5 тысяч рублей. С предприятия будет взыскано от 40 до 50 тысяч рублей. При этом возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья (п. 2 ст. 14.1 КоАП).

В случае если сотрудники ОБЭП установят факт обмана покупателей, например введение потребителя в заблуждение касательно качества товара, фирму могут оштрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей за каждый подобный инцидент. За это же нарушение должностные лица организации заплатят от 1 до 2 тысяч рублей (ст. 14.7 КоАП).

Экскурс в историю Предшественниками нынешнего ОБЭП стали Отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), созданные еще в марте 1937 года приказом Наркома внутренних дел СССР. В 1980 году этот орган представлял собой оперативную службу, способную активно влиять на социально-экономические сферы жизни общества. В частности, благодаря сотрудникам ОБХСС, следствия и прокуратуры в свое время был выявлен ряд крупных экономических преступлений, по которым в столице прошли широко известные уголовные процессы.
Действия сотрудников милиции во время проверки фирма вправе обжаловать во внесудебном порядке, обратившись с заявлением в вышестоящий орган БЭП. Также возможно оспаривание результатов проверки и в суде. По словам Георгия Рядчикова, особенно остро это касается нарушений в конфискации имущества организации при проверке. Если будут выявлены нарушения со стороны ОБЭП, ущерб будет возмещен за счет госбюджета (постановление ФАС МО от 24 октября 2005 г. по делу № КГ-А40/10183-05-П).

Если контролеры в процессе проверки фирмы вымогали взятку, и это удалось доказать, должностному лицу ОБЭП грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (п. 3 ст. 290 УК). При установлении неоднократного получения взяток сотрудниками милиции или совершении этого преступления по предварительному сговору или в особо крупном размере сотрудники милиции лишатся свободы на срок от 7 до 12 лет с возможной конфискацией имущества (п. 4 ст. 290 УК).

Всем, конечно же, хорошо известно, что в системе органов внутренних дел настало время больших перемен. Какие-то службы упраздняются, какие-то реорганизовываются. Череда реформ и преобразований не обошла стороной и борцов с экономическими преступлениями. О структурных изменениях службы, о работе её сотрудников в новом формате - наш сегодняшний разговор с исполняющим обязанности начальника ОЭБ и ПК УВД по СВАО подполковником полиции Сергеем Жуковым.

Сергей Александрович, ваше подразделение сейчас самое молодое в системе столичного главка. Его аббревиатура пока ещё звучит столь непривычно, что хочется по старинке вместо ОЭБ сказать ОБЭП. Но ведь разница не только в смене вывесок?
- Несомненно. Бывший ОБЭП занимался экономическими и должностными преступлениями, а ОНП - налоговыми и экономическими преступлениями. Происходило определённое дублирование. 15 ноября 2010 года приказом начальника ГУВД по городу Москве № 970 обе эти службы были реорганизованы в единое подразделение, которое получило нынешнее название. Структура ОЭБ такова. Вместо прежних четырёх ОРЧ ОБЭП и трёх ОРЧ ОНП стало четыре ОРЧ по следующим направлениям. 1-я ОРЧ занимается преступлениями в финансово-кредитной сфере и отвечает за незаконный оборот драгметаллов и камней, рейдерство, а также незаконный игорный бизнес. Задача сотрудников 2-й ОРЧ - предотвращать и раскрывать преступления в сфере потребительского рынка. На 3-ю ОРЧ возложено пресечение преступлений в сфере ЖКХ, ТЭК и нецелевое использование бюджетных средств, в том числе выделенных на приоритетные национальные проекты. 4-я ОРЧ занимается выявлением преступлений в налоговой сфере. Также в структуре ОЭБ есть ещё отделение по борьбе с коррупцией.
- Вы исполняете функции руководителя уже три месяца, есть какие-то резуль-таты?
- Да. Даже несмотря на почти 30-процентное сокращение штата отдела, с начала года нами выявлено 299 отдельных уголовных дел, что по нагрузке на одного оперуполномоченного превышает не только среднегородской показатель, но и аналогичный показатель прошлого года. К уголовной ответственности привлечено 126 лиц, из которых 106 обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. На сегодняшний день это одни из лучших показателей среди подразделений экономической безопасности главка. Особо горжусь тем, что нам удалось отойти от практики и удержаться от соблазна улучшать свои результаты за счёт только эпизодов по уголовным делам и твёрдо встать на путь строгого соблюдения служебной и учётно-регистрационной дисциплины. Если ранее порядка 10-15% обращений граждан от общего количества являлись фактически жалобами на бездействие сотрудников, нарушение прав граждан, грубость в общении, изъятие излишних для проведения проверки документов, неуведомление о принятом решении и прочее, то в настоящее время мы навели в этом порядок, с кем-то распрощались, кого-то сумели убедить пересмотреть своё отношение к работе. Отсутствие жалоб на действия или бездействие моих подчинённых за последний период - прямое тому доказательство.
- Не могли бы вы рассказать, с какими проблемами чаще всего на вашем пороге появляются жители округа?
- В отчётный период количество обращений граждан продолжает расти, и это, на мой взгляд, является свидетельством повышения доверия населения к органам внутренних дел. Обращения различные - от мелких бытовых вопросов до сложных в доказывании преступлений. Если рассматривать в срезе каждой оперативно-разыскной части, то по линии 1-й ОРЧ в кредитно-финансовой сфере основными заявителями являются банковские структуры, страховые и иные компании, а население обращается по фактам незаконного списания средств с кредитных и зарплатных карт или долговые обязательства между гражданами, которые являются гражданско-правовыми отношениями и подлежат разрешению в суде. Другое дело, незаконный игорный бизнес и рейдерство, которые входят в компетенции данной ОРЧ. За период существования отдела нами полностью ликвидирован весь игорный бизнес на обслуживаемой территории. Было выявлено и закрыто 69 игровых точек (клубов) и один подпольный покерный клуб. Изъято свыше 2500 игровых автоматов. Материалы по всем фактам переданы в суд. Также с начала года в отдел поступило четыре заявления о силовых захватах объектов, по двум из которых факты подтвердились и были возбуждены уголовные дела.
- И что захватывают?
- В первом случае нежилое строение на Бибиревской улице площадью 400 кв. м, во втором - нежилое здание на 1-й Останкинской улице площадью свыше 4000 кв. м, принадлежащее иностранному гражданину.
- Вернёмся к актуальным проблемам, решаемым вами и вашими подчинёнными.
- Во 2-й ОРЧ много обращений граждан приходиться на нерадивых продавцов, которые продают некачественный товар и отказывают гражданам в возврате или обмене товара (как правило, телефонов, компьютеров и другой бытовой электротехники), а также жалобы на некачественно или не в полном объёме проведённые работы или услуги (автосервисы, продажа и ремонт автомашин). В подавляющем большинстве все эти случаи относятся к разряду гражданско-правовых отношений, подлежащих рассмотрению в суде. Вместе с тем в уведомлении заявителю мы подробно информируем заявителя, как необходимо урегулировать эту проблему и куда обратиться с заявлением или иском.
Большое количество обращений поступало в отдел от правообладателей или их представителей, чью продукцию на аудио- и видеоносителях незаконно распространяли на Савёловском рынке. По числу продаж контрафактных СД и ДВД данный торговый объект был известен далеко за пределами России. С целью наведения порядка нами проводилась постоянная целенаправленная работа по пресечению торговли контрафактом на этом торговом объекте. На сегодняшний день нам удалось переломить ситуацию, навести там порядок и пресечь продажу нелицензированной аудио-видеопродукции. И хотя отдельные факты мы ещё, к сожалению, фиксируем, однако эта торговля идёт из-под полы, а не как ранее в открытой продаже. Мы понимаем, что данную проблему лишь постоянными проверками и контролем не решить, необходимо вовлекать в эту работу, а иногда и привлекать к ответственности как администрацию торгового центра и ЧОПы, на глазах которых идёт эта торговля, так и представителей структур, дающих разрешение на торговлю таким «предпринимателям».
Кроме пресечения фактов аудио-видеопиратства, особое внимание уделяется и нарушению различных авторских прав. На какие только уловки не идут любители заработать на чужом труде. В последнее время всё чаще в продаже появляются различные репродукции со встроенными в полотно часами, пользующиеся повышенным спросом. При этом такими репродукциями являются произведения, у которых имеется автор, и он не давал согласия на тиражирование своих работ. Такие изделия подпадают под статью о нарушении авторских прав. Для пресечения подобных фактов мы отслеживаем всю цепочку - от реализации до производства. И в ближайшее время ряд уголовных дел будет доведён до общественности.
Хватает работы и у сотрудников 3-й ОРЧ. Основной вал обращений идёт по линии ЖКХ. Это и факты создания ТСЖ путём подделки подписей жильцов, завышение тарифов, сбор непредусмотренных платежей, несуществующий ремонт или по завышенным расценкам, хищение средств представителями ТСЖ, подрядными организациями и управляющими компаниями. За отчётный период нами установлено пять фактов, когда выделяемые бюджетные средства использовались не по назначению или расхищались. Возбуждено 4 уголовных дела. Из наиболее значимых - уголовное дело в отношении граждан Акимовой и Романова. Акимова, являясь руководителем отделения московской торгово-промышленной палаты в СВАО и одновременно генеральным директором НП «Центр бизнеса и содействия развития ЖКХ СВАО», используя доверительные отношения с Романовым, занимающим должность директора государственного учреждения «Заказчик внешнего благоустройства СВАО» в период с мая по декабрь 2008 года мошенническим путём, посредством фиктивных государственных торгов заключила 95 госконтрактов, которые ранее уже были выполнены в полном объёме МТПП в СВАО на общую сумму 4 303 514 рублей.
Представляя работу 4-й ОРЧ, признаю, тут мы выглядим не в лучшем свете, так как профильных - уголовных дел по налоговым преступлениям возбуждено всего 3. Основная проблема связана с изменением законодательства и передачей налоговых составов с 1 января 2011 года подразделениям Следственного комитета России, отсутствием или малым количеством следователей, специализирующихся на расследовании налоговых составов. Нами предусмотрен комплекс практических мер по изменению сложившейся ситуации в округе.
Несмотря на незначительное количество налоговых преступлений, сотрудники 4-й ОРЧ умело противостоят и защищают граждан от произвола нерадивых руководителей. Невыплата заработной платы составляет сегодня около 40% от общего числа заявлений, поступивших в отдел. Среди наиболее громких дел, связанных с невыплатой заработной платы, явилось возбуждение уголовного дела по результатам документальной проверки, проведенной специалистами-ревизорами отдела, в отношении ЗАО «ФинКомПром», ЗАО «Континент» и ТНВ «КоммуналСервис и Ко», офисы которых располагаются на Огородном проезде, д. 5. и входят в состав Делового центра инвалидов, реализующего государственную программу по поддержке инвалидов. В ходе проверки установлено, что руководители данных организаций, имея на своих расчётных счетах достаточные денежные средства, необходимые для выплаты заработной платы сотрудникам-инвалидам, не производили им выплату в полном объёме, преследуя личные корыстные цели. Таким образом, обманутыми оказались около 2 тысяч инвалидов, которым из федерального бюджета выплачена заработная плата. Каким образом руководители предприятий распорядились ранее полученными бюджетными средствами, предстоит выяснить в ходе расследования.
Среди проблем, из-за которых нам не удаётся помочь гражданам получить заработную плату, невнимательность граждан при оформлении на работу. Зачастую наши заявители не могут официально подтвердить факт своей работы у нанимателя, так как никаких документов при приёме на работу не оформлялось. Необходимо обращать внимание на осуществление всех платежей без использования банковских счетов, «чёрный нал», выдачу зарплаты в «конвертах», без отчислений в пенсионный и другие фонды и без подачи отчётности в налоговую инспекцию. Отказ от работы на таких предприятиях и своевременное информирование налоговых органов позволит гражданину не быть обманутым и защитить свои права в ходе расследования уголовного дела.
Исходя из этого, мой совет читателям: чтобы закон был всегда на вашей стороне, прежде чем приступить к работе, даже на испытательный срок, необходимо оформить соответствующий трудовой договор. Никаких «начинай работу, а документы потом» быть не должно!
- Мы подошли к новому и самому актуальному направлению - коррупционному.
- Актуальному, но не новому, так как это направление существовало и раньше в ОБЭП. Единственное, что ныне мы отошли от практики заниматься только «врачами и учителями» и основные усилия направили на контроль органов управления окружного и районного уровня, а также работников фискальных органов: налоговых инспекций и службы судебных приставов, других государственных и муниципальных учреждений.
За истекший период возбуждено 48 уголовных дел, совершённых против государственной власти, по которым к уголовной ответственности привлечено 11 должностных лиц, среди которых руководитель отдела потребительского рынка одной из районных управ, 4 налоговых инспектора ИФНС по СВАО, 4 судебных пристава СВАО, других органов. В третьем квартале работа в отношении коррумпированных должностных лиц округа будет только наращиваться, и о своих успехах мы также будем информировать общественность.
Не могу не отразить проблему правового нигилизма, особенно при осуществлении служебной деятельности и направления запросов, по материалам, находящимся в производстве отдела в порядке пунктов 3,4 статьи 13 Закона «О полиции». Ряд коммерческих структур, в том числе и банковских, зачастую игнорируют требования закона и не представляют информацию по запросам, либо не в полном объёме. Ни один такой факт мы не оставляем без внимания и привлекаем виновных лиц этих организаций к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа. Сведения о таких организациях, где систематически нарушают закон, будем через СМИ предавать огласке.
- Расскажите, пожалуйста, о коллективе возглавляемого вами отдела.
- Коллектив новый, очень много молодёжи, есть сотрудники, которые сложно воспринимают перемены в ОВД. К каждому нужен свой подход. Несмотря на это, в целом все они грамотные специалисты, имеющие стремление служить и добиваться результатов. За плечами каждого либо высшее юридическое, либо высшее экономическое образование, у кого-то - и то и другое. Вместе с тем я понимаю, что дипломы дипломами, но мы живём в постоянно меняющемся правовом пространстве, а сотрудник, теперь уже полиции, как никто другой обязан шагать в ногу со временем. Поэтому с личным составом еженедельно проводятся служебные занятия с привлечением соответствующих специалистов. Планируем активнее использовать компьютерные технологии, в том числе электронный документооборот и другие современные программные продукты.
- Удачи вам в вашей нелёгкой работе. Спасибо за беседу.

Поделиться: